«всюду жизнь» картина ярошенко 1888 г. описание

Биография

Родился 1 (13) декабря 1846 года в Полтаве в семье отставного генерал-майора Александра Михайловича Ярошенко (1807—1876), который хотел, чтобы старший сын продолжил военную карьеру и не придавал особого значения художественному таланту мальчика. Мать — Любовь Васильевна (урожденная Мищенко; 1822—1890), была дочерью отставного поручика.

В 1855 году 9-летнего Николая определили в Полтавский кадетский корпус, по окончании которого в 1863 году он поступил в петербургское Павловское пехотное училище. Обучение будущий военный инженер в 1867 году продолжил в Михайловской артиллерийской академии и одновременно стал посещать Академию художеств. Он также брал частные уроки рисования, работал в мастерской Адриана Марковича Волкова (1829—1873) и посещал вечерние классы школы Общества поощрения художеств, где преподавал Иван Крамской.

Ещё в Полтаве его учителем живописи был бывший крепостной Иван Кондратьевич Зайцев (1805—1887).

Окончив с отличием академию в 1869 году, Николай Ярошенко получил назначение на патронный завод в Санкт-Петербурге, где прослужил более 20 лет.

В 1874 году экстерном окончил Академию художеств. За годы обучения сблизился с художниками-передвижниками и писателями из журнала «Отечественные записки». На «субботах» в его квартире собирался цвет интеллигенции.

В 1875 году Ярошенко дебютировал на 4-й Передвижной выставке с картиной «Невский проспект». Годом позже он вступил в члены Товарищества и сразу же был избран в правление. Оставался его ведущим представителем вместе с Иваном Николаевичем Крамским. Более 10 лет Ярошенко после смерти учителя был его преемником и выразителем его идей. Крамского называли «разумом» передвижничества, а Ярошенко — его «совестью».

Ярошенко Николай «Портрет М. П. Ярошенко, жены художника» 1880-е Холст, масло 44х36 Мемориальный музей-усадьба Н. А. Ярошенко, Кисловодск

В 1874 году женился на Марии Павловне Невротиной, курсистке, бестужевке, общественной деятельнице. Молодожёны посетили Полтаву, потом уехали в Пятигорск. Оставив там молодую жену, художник месяц писал этюды в Сванетии. Первые кавказские пейзажи, которые художник писал во время свадебного путешествия, вызвали восторг публики. Северный Кавказ для большинства жителей средней полосы был тогда краем неизведанным. Поэтому, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора. С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор».

В 1885 году Ярошенко купил в Кисловодске дом, названный «Белой Виллой», где семья проводила лето. К ним приезжали многочисленные друзья и гости — писатели, артисты, учёные, частые гости «ярошенковских суббот» в Петербурге: Сергей Рахманинов, Фёдор Шаляпин, Леонид Собинов, Константин Станиславский, Глеб Успенский, Иван Павлов и Дмитрий Менделеев, Владимир и Анна Чертковы, актриса Полина Стрепетова.

Не забывали коллегу и художники: Репин, Нестеров, , Дубовской, Касаткин, Куинджи. У Ярошенко собирался укрыться Лев Толстой, когда планировал свой первый побег из Ясной Поляны. Радушные хозяева пристроили к своему пятикомнатному дому несколько флигелей, а с росписью в технике фресок Помпеи помогли сами гости дачи. На «Белой Вилле» Ярошенко жил и работал до самой смерти.

Могила Н. А. Ярошенко в ограде Свято-Никольского собора, Кисловодск

В 1892 году по состоянию здоровья Николай Александрович Ярошенко, исполнив мечту отца и повторив его путь, вышел в отставку в чине генерал-майора.

В 1897 году, несмотря на туберкулёз трахеи, Ярошенко отправился в путешествие по России и миру: Поволжье, Италия, Сирия, Палестина, Египет. Из странствий он привёз множеством картин, эскизов, этюдов, портретов и графических работ.

Умер в Кисловодске 26 июня (8 июля) 1898 года от сердечного приступа, на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10 км с горы Большое седло, где писал с натуры. Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца, недалеко от «Белой Виллы». Через год на его могиле был установлен памятник — бронзовый бюст художника на чёрном постаменте, на фоне гранитной стелы с рельефным изображением креста, пальмовой ветви и палитры с кистями. В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов. Автор скульптурного портрета — друг художника Л. В. Позен.

Описание картины Николая Ярошенко «Кочегар»

“Кочегар” Ярошенко стал одной из первых картин, повествующих о нелегкой судьбе русского народа. Она, вместе с другими, посвященными той же теме, создавала образ пролетария, рабочего, который не получает удовольствия от работы, который работает, как скот, в скотских же условиях, и которого никто и никогда не вспоминает, когда думает о горячей ванне или о том, что пора купать ребенка.

Печь на картине не видна, но её присутствие ощущается совсем рядом. Алые отблески пламени играют на фигуре человека, на неровной кирпичной стене, напоминая об адских мучениях и грешниках, которые будут ввергнуты в геенну огненную. Однако, кочегар не грешник. Если пользоваться этой терминологией, он скорее черт, который заправляет в адском жаре котельной. Но и этот образ неточен – черти должны получать удовольствие от работы.

Что-то заставило кочегара прерваться. Он стоит, переложив кочергу из правой руки в левую, в позе расслабленной, выдающей сильную усталость и попытку хотя бы немного передохнуть. На нем грубая, перепачканная углем одежда, руки перевиты венами и бугрятся от ожогов. В ладони чернота, кажется, въелась так, что её уже не отмыть. Борода кочегара расчесана, лицо тоже бугристое, на нем видны шрамы. Он смотрит на зрителя не обвиняюще и без особенного интереса, скорее с недоумением.

Чем-то это недоумение сродни растерянности коровы, которую ведут к мяснику. Но в лице его нет даже мимолетного удовольствия от передышки, только запредельная усталость. На такой работе нельзя быть счастливым. Когда пашешь, как вол, нельзя быть счастливым. За плечами кочегара семья – её нет на картине, она угадывается – и трудная жизнь, полная тяжелого труда.

Один из художников, увидевших эту картину, сказал очень точно: “Я всю жизнь и не знал, что я кому-то должен. А оказывается, ещё как, и что хуже – мне никогда не погасить этого долга”.

История шедевра: «Всюду жизнь»

В памяти широкого зрителя Николай Ярошенко остался автором одного шедевра – картины «Всюду жизнь». Отношение современников к ней менялось от года к году – от принятия и восторга до обвинения в толстовстве и тенденциозности. Что пошло не так в истории картины?

Преступники — хорошие, государство — плохое

Внимание зрителя приковывает зарешеченное окно арестантского вагона. Мы следуем за взглядом узников, которые наблюдают за тем, как едят свободные голуби

Как тут не вспомнить пушкинского «Узника». В числе этапируемых — вдова с ребёнком, бородатый крестьянин, интеллигент и заключённый с чубом. Через разнообразные образы Ярошенко постарался показать, что каток пенитенциарной системы не щадит никого из народа.

Мы не знаем, виновны ли они на самом деле или несправедливо осуждены, но художник всеми средствами показывает, на чьей стороне должен быть зритель. По мнению Ярошенко, люди арестованы несправедливо — об этом говорят невинные выражения их лиц. Собственно, по этой причине и обвиняли художника в идеализации: преступники — хорошие, государство — плохое. На деле же, конечно, ситуация всегда сложнее.

Поначалу картину приняли с восторгом. И женщина вышла удачно, и ребенок, и композиция выверена. Загляденье! Однако вскоре критик за критиком стал уличать Ярошенко в тенденциозности: «Всюду жизнь» в профессиональных кругах стала картиной «Всюду тенденция». Находились и те, кто усматривал символизм. Например, звучали сравнения женщины с Мадонной, которая, скорбя, взирает на пташку.

Через 20 лет после кончины художника заговорили о его увлечении толстовством. Был ли он вхож в кружок поклонников идей Льва Николаевича, сказать сложно, но знакомы они были, причем довольно близко. В частности, Ярошенко приписывали следование идее, что любовь есть основа жизни и что жизнь всегда там, где есть любовь. Поклонники же Ярошенко понимали, что художник не мог быть таким плоским. Формулу «где любовь, там и бог», приписываемую полотну, они встретили насмешкой, настаивая на социальности сюжета и силе «мотивов гражданской скорби». Ярошенко писал пейзажи, портреты. Кстати, пейзажи кавказского хребта обеспечили ему прозвище «портретиста гор». Все это составило художнику славную репутацию. Однако не хватало шедевра или скандала. Картиной «Всюду жизнь» удалось добиться и того, и другого.


Прибежище Льва Толстого

Николай Ярошенко родился 13 декабря 1846 года в семье отставного военного и, естественно, родители прочили ему карьеру отца, однако мальчик выбрал свой путь. Художественный талант, который его мать и отец старались игнорировать, молодой человек направил в конструктивное русло — будучи студентом Михайловской артиллерийской академии, он одновременно посещал Академию художеств и брал частные уроки рисования.

Николай Ярошенко вращался в кругу самых модных и интересных людей конца XIX века. Сергей Рахманинов, Фёдор Шаляпин, Константин Станиславский, Глеб Успенский, Дмитрий Менделеев и многие другие – все они были близко знакомы с Ярошенко и гостили у него. В доме Ярошенко в Кисловодске перебывали самые яркие представители русской интеллигенции. А Лев Толстой даже планировал скрываться у Ярошенко во время первого побега из Ясной Поляны.

Вращаясь в художественной среде, Ярошенко сблизился с передвижниками. Он даже был избран в правление общества и оставался его ведущим представителем вместе с Иваном Крамским в течение многих лет. Для современников он был вдохновляющим примером, человеком твердого характера, решительным и приверженным искусству.

Товарищество передвижников называло Николая Александровича своей совестью, а о его вкладе в географическое распространение движения и говорить не приходится. Заслуга Ярошенко во многом в том, что благодаря ему выставки уходили все глубже в провинцию, поддерживая идею движения, перемещения из пространства в пространство. Благодаря Ярошенко, выставки охватывали более 10 городов и объединяли тысячи людей.

Скончался художник скоропостижно 8 июля 1898 года: пройдя под дождем более 10 километров, он получил сердечный приступ и вскоре почил.

Снежана Петрова, «Дилетант»

Связь с Пукиревым и Перовым

Мы видим работу передвижника. Критический реализм. Это когда художник ставил задачу обличить пороки общества, пробудить совесть зрителей. И в общем-то этой цели Ярошенко достиг.

Ведь перед нами лица явно несправедливо осуждённых людей! Они совсем не похожи на преступников. Они больше похожи на Святое семейство. Ведь если рядом поставить работу XVI века, это сходство очень бросается в глаза!

Слева: Николай Ярошенко. Всюду жизнь (фрагмент). 1888. Третьяковская галерея. Справа: Корреджо. Святое семейство со святым Иеронимом. 1519. Замок Хэмптон Корт, Лондон.
И тогда мы легко считываем: не должны эти люди быть в арестантском вагоне!

Так же, как не должны юную, невинную девочку выдавать замуж за старика. А детям не нужно тащить на себе обледеневшую бочку с водой.

Слева: Василий Пукирев. Неравный брак. 1861. Третьяковская галерея. Справа: Василий Перов. Тройка. 1863. Третьяковская галерея.

Согласитесь, Ярошенко явно не отстаёт от Пукирева и Перова в вопросе обличения социальной несправедливости.

Однако художник добавляет еще один смысловой слой, который сразу не бросается в глаза. Но именно это и делает картину такой притягательной.

Творчество Ярошенко

В начале 1870-х годов появляются первые портреты художника «Старик с табакеркой», «Крестьянин», «Старый еврей», «Украинка».

В те времена новое демократическое искусство развивалось за стенами Академии. Ярошеко стал частым завсегдатаем рисовальных вечеров у И. Н. Крамского и П. А. Брюллова.

После первых портретов летом 1874 года Ярошенко начал писать свою первую большую картину «Невский проспект ночью», которую представил на IV Передвижной выставке. Мнения критиков о работе молодого художника разделились, но даже самые отъявленные скептики признавали, что картина популярна у публики.

В марте 1878 года после открытия VI Передвижной выставки о Ярошенко заговорил Петербург. В своих работах художник стремился выразить дух времени, символами эпохи реформ императора Александра II стали картины «Кочегар» и «Заключенный», представленные на выставке передвижников.

Замечательным вкладом Ярошенко в русскую живопись стал цикл картин, посвященный передовой русской молодежи, разночинному революционному студенчеству. Ярошенковская «Курсистка», юная, обаятельная, стала не меньшим откровением, чем картины «Кочегар» и «Заключенный».

Полотно «Курсистка» стало первым в русском искусстве изображением учащейся женщины. Тяга женщин к образованию, к самостоятельности в ту эпоху была чрезвычайно высока. Поэтому картина Ярошенко была особенно созвучна времени.

Одной из лучших работ Ярошенко стала картина «Студент», появившаяся на Х Передвижной выставке. Это своеобразный «исторический» портрет поколения, олицетворяющий целый этап освободительного движения 1870-х годов.

Пожалуй, лучше всего Ярошенко удавались своеобразные исторические образы, портреты выдающихся людей второй половины XIX века, современников художника. В них через характеристику одного конкретного человека он умел показать типичные черты современника, умел передать самую суть героя, нравственную и социальную.

Очевидно, по характеру своего дарования Ярошенко был прирожденным художником-психологом. И действительно, в творчестве живописца портрет представлен большинством картин.

Портрет актрисы Пелагеи Антипьевны Стрепетовой по праву считали шедевром портретной живописи 1870-1880-х годов.

Ярошенко Николай Александрович1846–1898

1 декабря 1846 (Полтава) — 25 июня 1898 (Кисловодск)

Живописец, график

Происходил из дворянской семьи, сын военного. С 1855 учился в полтавском Петровском кадетском корпусе. В 1863 вместе с родителями переехал в Петербург, продолжил образование в Павловском военном училище (1863–1864) и в Михайловском артиллерийском училище (1864), которое окончил в числе лучших учеников. В 1867–1870 учился в Михайловской артиллерийской академии. С 1870 руководил штамповальной мастерской на Петербургском патронном заводе. В 1892 вышел в отставку в чине генерал-майора.

Наряду с военной службой занимался искусством. Первоначальное художественное образование получил в Петровском кадетском корпусе у И. К. Зайцева. В начале 1860-х брал частные уроки живописи и рисования у А. М. Волкова, благодаря которому познакомился с кругом художников и литераторов, сотрудничающих в сатирическом журнале «Искра». Посещал вечерние классы Рисовальной школы Общества поощрения художников, где учился у И. Н. Крамского, и занятия в ИАХ (1867–1873). Летом 1874 вместе с Крамским работал на станции Сиверская под Петербургом. С 1874 был организатором так называемых «ярошенковских суббот» на Сергиевской улице в Петербурге, которые были популярны в среде демократической интеллигенции. Неоднократно бывал на Украине и Кавказе, совершил поездку по Уралу. В 1895–1896 путешествовал по Италии, Ближнему Востоку. В 1885 приобрел усадьбу в Кисловодске, жил в ней летом и осенью.

С 1875 — член и постоянный экспонент ТПХВ, а с 1879 — член правления Товарищества. Экспонировал свои работы также на Всероссийской промышленной и сельскохозяйственной выставке в Нижнем Новгороде (1896), международных художественных выставках в Копенгагене и Мюнхене (обе — 1897).

В 1898 в Петербурге и 1899 в Москве состоялись мемориальные выставки художника.

Ярошенко — крупнейший мастер жанровой живописи в России второй половины XIX века, один из идеологов и активных участников ТПХВ. Его творчеству присущи критическая направленность, демократизм, стремление рассказать о передовых социальных и этических идеалах своей эпохи. В картинах создал собирательные образы рабочих, учащейся молодежи, революционной интеллигенции, первым среди русских живописцев обратился к , 1878). Много работал в жанре портрета, создав целую галерею образов представителей отечественной культуры — Л. Н. Толстого, Н. Н. Ге, В. Г. Короленко, В. С. Соловьева, П. А. Стрепетовой и других.

Произведения Ярошенко находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Полтавском художественном музее, Киевском музее русского искусства и других. В Кисловодске открыт мемориальный музей-усадьба художника.

Биография Николая Ярошенко

Родился будущий художник в 1846 году в Полтаве в семье русского офицера, впоследствии генерала. В 1855 году был зачислен в Петровский полтавский кадетский корпус. Наряду с ежедневной военной учебой и строевой подготовкой на плацу Николай занимался и живописью.

В городском кадетском корпусе рисование преподавал Иван Кондратьевич Зайцев, сын крепостного художника, окончивший Академию художеств. Спустя два года Ярошенко был переведен в Первый Кадетский корпус в Санкт-Петербурге.

В 1860 году в возрасте 14 лет Ярошенко по выходным и праздникам стал заниматься в мастерской художника Адриана Марковича Волкова.

Окончив Кадетский корпус и поступив в Павловское военное училище, Ярошенко начал посещать вечерние классы рисовальной школы Общества поощрения художников, где преподавал Иван Крамской.

В 1867 году Ярошенко поступил в Артиллерийскую академию, одновременно он в качестве вольного слушателя стал посещать классы Академии художеств.

Требовалась сила характера и страстная любовь к искусству, чтобы учась в военной академии, а затем служба на петеребургском патронном заводе, довести до конца свое художественное образование.

Вскоре, по окончании Академии художеств в 1874 году Николай Александрович Ярошенко женился на Марии Павловне Навротиной, ставшей ему верной спутницей и другом до конца жизни. К этому же периоду относится и первое посещение Кисловодска молодыми супругами.

Биография Николая Ярошенко

Родился будущий художник в 1846 году в Полтаве в семье русского офицера, впоследствии генерала. В 1855 году был зачислен в Петровский полтавский кадетский корпус. Наряду с ежедневной военной учебой и строевой подготовкой на плацу Николай занимался и живописью.

В городском кадетском корпусе рисование преподавал Иван Кондратьевич Зайцев, сын крепостного художника, окончивший Академию художеств. Спустя два года Ярошенко был переведен в Первый Кадетский корпус в Санкт-Петербурге.

В 1860 году в возрасте 14 лет Ярошенко по выходным и праздникам стал заниматься в мастерской художника Адриана Марковича Волкова.

Окончив Кадетский корпус и поступив в Павловское военное училище, Ярошенко начал посещать вечерние классы рисовальной школы Общества поощрения художников, где преподавал Иван Крамской.

В 1867 году Ярошенко поступил в Артиллерийскую академию, одновременно он в качестве вольного слушателя стал посещать классы Академии художеств.

Требовалась сила характера и страстная любовь к искусству, чтобы учась в военной академии, а затем служба на петеребургском патронном заводе, довести до конца свое художественное образование.

Вскоре, по окончании Академии художеств в 1874 году Николай Александрович Ярошенко женился на Марии Павловне Навротиной, ставшей ему верной спутницей и другом до конца жизни. К этому же периоду относится и первое посещение Кисловодска молодыми супругами.

Творческий путь

В петербургской квартире Николая Александровича проходили знаменитые «Ярошенковские субботы», которые были своеобразным клубом прогрессивной петербургской интеллигенции. Постоянными посетителями здесь были знаменитые писатели — Гаршин, Успенский, Короленко, художники — Репин, Куинджи, Поленов, Максимов, легендарные ученые нобелевские лауреаты — Менделеев и Павлов. Гостил у Николая Александровича и Лев Толстой, который считал художника своим близким другом. И когда семья Ярошенко жила уже в Кисловодске, именно к ним и хотел «сбежать» русский писатель из своей Ясной поляны.

На качелях. 1888

Ярошенко Н.А.Картон, масло58,3 x 40,5

Русский музей

Аннотация

Художник, горячо отзывающийся на волнующие вопросы современности, посвятивший многие произведения учащейся молодежи и представителям революционной интеллигенции, Ярошенко вошел в историю русского искусства как выдающийся жанрист и видный портретист-психолог. Написанная в Калужской губернии картина «На качелях», лишенная свойственной большинству работ художника социальной остроты, в то же время свидетельствует об его интересе к жизни простых людей, к их горестям и радостям. Запечатлен один из моментов народного гулянья — катанье на качелях, которое было любимым развлечением во время сельских праздников

Как всегда у Ярошенко, большое внимание уделено психологической разработке образов. Удачен тип лихого солдата, энергично ухаживающего за своей подругой, которая невозмутимо грызет семечки, лукаво на него погладывая

Диагональная композиция хорошо передает быстрое движение качелей. Нарядные цветовые созвучия создают ощущение веселой праздничной пестроты.

Биография автора

Ярошенко Николай Александрович (1846, Полтава – 1898, Кисловодск)
Живописец, рисовальщик.
Родился в Полтаве в семье военного. Окончил Михайловскую артиллерийскую академию (1869), служил на Петербургском патронном заводе. В 1892 вышел в отставку в чине генерал-майора. В 1860-е частным образом занимался у А. М. Волкова. Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у И. Н. Крамского (1864-1874), был вольнослушателем в Императорской Академии художеств (1867-1874).
Жил и работал в Петербурге и Кисловодске. Совершил поездки по странам Западной Европы, Ближнего и Среднего Востока, посетил Урал, Волгу, Кавказ. Член Товарищества передвижных художественных выставок, с 1876 — один из его руководителей, после смерти Крамского (1877) стал его идейным преемником. Современники называли его «совестью художников». Мастер остросоциальной бытовой картины, видный портретист-психолог. Много работал над пейзажами, писал натюрморты.

История одного шедевра:«Всюду жизнь» Ярошенко

Что же их ждёт там, чем они могли заслужить такую судьбу. «Кочегар», «Заключенный», «Курсистка», портреты кисти Ярошенко — все это часто воспроизводится, знакомо людям с детства, по букварям, по школьным учебникам, по календарным картинкам и репродукциям из массовых журналов, но все же для многих, для большинства зрителей Ярошенко — это «Всюду жизнь», более того, «Всюду жизнь» — это Ярошенко: картина как бы исходная точка, с которой начинается интерес к художнику и познание его. За решёткой тюремного вагона Ярошенко собрал людей всех возрастов и сословий: крестьянин, солдат, рабочий, женщина с ребёнком и глубине вагона, у противоположного окна, спиной к зрителям, — политический (художник написал его в позе своего же «Заключённого» и тем подсказал зрителям — кто это).

Что это – совпадение или откровение свыше. Арестованных куда-то везли. Ярошенко излечивает туберкулез, но Пути Господни неисповедимы.

В 1896 году он пишет новый вариант картины. Несправедливо угнетаемый верхами бедный народ.

На картине «Всюду жизнь» изображены арестанты, которых везут на каторгу. Вагон грязно-зеленый, с облезшей краской. Тема социальных противоречий.

Художник-передвижник Николай Ярошенко

— Гораздо глубже надо подойти, психологичнее Здесь выражение социальной психологии понимаете» Суть воспроизведенного А. Алтаевым диалога в том, что «ярошенковская публика», зная своего художника, встречает насмешкой предположение, будто он мог свести смысл картины к формуле «Где любовь, там и бог»: в картине Ярошенко надо искать «социальную психологию», к ним с точки зрения «ярошенковской публики» «глубже надо подойти». «ЯВИ ТЯ СТАДУ ТВОЕМУ» (Олег Селедцов, г. Майкоп // «Правило веры», 13, декабрь 2002 г. ) Пути Господни неисповедимы. Сразу же. И потому не нужна иная красота: цвета, света, линий. Идя от эскиза к картине, Ярошенко уходил от черт «преступности» в изображенных лицах. Рассказ Толстой написал за 3 года до появления картины Ярошенко.

Однако скоропостижная смерть не дала осуществиться замыслам художника. И власти сдались. Для Дмитрия Менделеева на Белой вилле была даже оборудована специальная лаборатория. В церковном хоре пели лучшие певцы России Шаляпин и Собинов. Могила осталась нетронутой.

Зарешеченное окно. В книге «Памятные встречи» Ал. И эта единственная, не тронутая взрывной волной, могила была Николая Александровича. Похоронили художника у собора, где по традиции хоронили видных жителей города. Вообще обращение к библейской тематике ярко проявляется в позднем творчестве художника.

Стоит в Кисловодске величественный пятиглавый красавец собор, чьи золотые купола видны из разных концов прекрасного города-курорта, а рядом, в нескольких метрах от алтаря, приютилась могила выдающегося русского художника, одного из ярчайших передвижников. Так и стояла она более полувека одна на пустой соборной площади, словно напоминая жителям и новым гостям курорта о некогда возвышавшемся здесь храме, носившем то же имя, что и выдающийся русский художник. Он отныне не одинок в кипучем житейском море. Критик Божидаров толковал «архипередвижницкую» картину «Всюду жизнь»: «Вне этого вагона нет никого, ни души, все там, за решеткой. Работа написана под впечатлением от рассказа Л. Н. Толстого «Чем люди живы. » и ее первоначальное название было «Где любовь – там и Бог».

От взрывов стали сокрушаться могилы. А нравственная красота— за ними.

Зима В Городе КартиныДали АвтобиографияGerard Ter BorchФилиппо Брунеллески АрхитектураГерхарда Рихтера Картины

Восприятие публики

В книжке «Памятные встречи» А. Алтаев (псевдоним писательницы М. В. Ямщиковой) ведает, как приняли картину «Всюду жизнь» 1-ые зрители: «1-ая встреча была пышноватая, людная, полная жарких слов и восхищений. -Такое сочетание, сколько продуманности: ребёнок и дама…и этот человек, отмеченный позором… -«Всюду жизнь»-ведь это знак… -Заметьте: дама в собственной нестерпимой скорби находит величавое чувство любви к божьей пташке…»где любовь там и бог»… -Ну, запахло «толстовщиной»! В массе сдержанный смешок. -Гораздо поглубже нужно подойти, психологичнее…Тут выражение социальной психологии осознаете..» Сущность воспроизведенного А. Алтаевым диалога в том, что «ярошенковская публика», зная собственного художника, встречает издевкой предположение, как будто он мог свести смысл картины к формуле «Где любовь, там и бог»: в картине Ярошенко нужно находить «социальную психологию», к ним исходя из убеждений «ярошенковской публики» «глубже нужно подойти». Рассказ Толстой написал за 3 года до возникновения картины Ярошенко. Он желал проиллюстрировать стих Евангелия о том, что делающий добро людям делает добро богу. Нет оснований созидать в картине иллюстрацию к рассказу или-еще невероятнее- к учению. Тенденциозность картин Ярошенко-следствие его уверенности в том, что он пишет, а не желание написать нечто, подтверждающее его убеждения. В споре с Чертковым, напористым проповедником толстовского учения,Ярошенко опровергает рациональную иллюстративную направленность искусства, перевоплощение его в средство проповеди определенных мыслях. «Художник, помогающий Вам созидать и осознавать красоту, увеличивающий таким макаром количество радостей жизни и поводов её обожать, а как следует, и сил бодро и энергично в ней участвовать,-исполняет ли основную задачку искусства либо нет?-спрашивает Ярошенко. И отвечает:-Ограничивая задачку искусства одною моралью и педагогической стороной, Вы ответите негативно и будете не правы, так как задачки и содержание произведений искусства могут и должны быть так же многообразны, как сама жизнь..». Слова Ярошенко в известной мере противоречат теоретическим установкам Толстого, требованиям, предъявляемым им к искусству, но полностью соответствует его художественной практике.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: