Елизавета петровна

Любимица родителей

Пётр Великий, осознававший, что его образование оставляло желать лучшего, всячески следил за качеством обучения дочерей. Он приглашал лучших наставников из Европы и, несомненно, такие старания дали свои плоды.

Анна Петровна ещё в детском возрасте могла говорить на нескольких иностранных языках (особенное внимание уделялось французскому), обучалась грамоте, получала уроки утончённых манер, что было крайне важно при дворе. Иван Никитин «Портрет Анны Петровны»

Иван Никитин «Портрет Анны Петровны»

Современники отмечали, что Анна занимала особое место в сердце отца. Она походила на него внешне. Черноволосая и темноглазая, активная и любознательная, девочка явно была любимицей Петра Великого. Что интересно, выделяла Анну и её мать.

В письме к юной дочери Екатерина I хвалит её:

Тайна смерти

Смерть Анны Петровны вызвала немало домыслов среди современников, а сегодня не перестаёт будоражить умы нынешних учёных. Герцогиня Голштинская ушла из жизни вскоре после рождения сына. В номере “Санкт-Петербургских ведомостей” было отмечено, что цесаревна “горячкою преставилась”.

По мнению многих историков, причина могла крыться в послеродовой горячке. Вот только имеется некоторое несоответствие. Сведения о болезни Анны Петровны появляются ещё в апреле 1728 года, а смерть наступила через месяц. Как показывают исследования, типичная послеродовая горячка не могла продлиться так долго.

Неизвестный художник «Портрет царевны Анны Петровны»

Однако есть и иная версия. Если верить Якобу Штейну, воспитателю маленького Петра III, мать будущего наследника российского престола простудилась, поскольку приказала раскрыть все окна, чтобы смотреть на праздничные фейерверки. Но, как известно, Штейн получил должность при юном герцоге лишь через 14 лет после кончины его матери, а потому его сведения не могут быть абсолютно верными.

Анна Петровна была одной из самых образованных женщин Российской империи. В отличие от многих её предшественниц, ей удалось познать вполне спокойную (а может быть, и счастливую) семейную жизнь. Она, как и её сестра Елизавета, любила детей. Вероятно, Анна Петровна стала бы прекрасной матерью для Петра III, но, увы, этому не суждено было случиться.

Серьёзные перемены

Всего через два месяца после подписания договора Петра не стало. В народе поговаривали, будто царь не успел передать престол своей любимой дочери. Императрицей стала её мать, Екатерина I, однако влияние герцога и герцогини Голштинских на государственные дела Российской империи не ослабевало.

Ситуация кардинально изменилась после смерти правительницы. Завещание Екатерины I предполагало, что престол должен унаследовать малолетний сын Алексея Петровича, Пётр. До наступления совершеннолетия наследника устанавливалось регентство из девяти человек, представителей Тайного совета, куда входили и Карл Фридрих, и Анна с Елизаветой.

Но на деле после кончины императрицы Александр Меншиков приложил все усилия, чтобы удалить из Петербурга Карла Фридриха с супругой. Анна Петровна и герцог вынуждены были оставить столицу в 1727 году. А всего через год у герцогини Голштинской в Киле родился сын Карл Петер Ульрих. Именно он в дальнейшем станет императором Петром III.

Георг Кристоф Гроот «Портрет 15-летнего Петра III»

Portrait of Tsarevna Anna Petrovna and Tsarevna Elizabeth Petrovna

Received from 1931 from the State Hermitage (Romanov Gallery)

Louis Caravaque’s painting is dated according to the official inventory of the artist’s works that he completed in November 1723. The entry for 1717 reads: “At the command of the Most Serene Prince, two portraits of Their Imperial Highnesses, Tsarevna Anna Petrovna and Tsarevna Elizabeth Petrovna, were painted on a single canvas.” The portrait is also mentioned in Jacob Schtelin’s Notes: “Louis Caravaque … painted the Imperial Princesses Anna and Elizabeth in their youth.”

Anna Petrovna (February 7, 1708 – May 15, 1728)

Tsarevna, daughter of Peter the Great and Catherine Alexeyevna, awarded the title of Tsesarevna on December 23, 1721. On May 21, 1725 she married Duke Charles Frederick of Holstein-Gottorp (April 30, 1700 – June 18, 1739). She had a son, Peter (February 21, 1728 – July 2, 1762), future Emperor Peter III, who would succeed to the throne after Elizabeth Petrovna (1741 – 1761).

Elizabeth Petrovna (December 18, 1709 – December 25, 1761)

Tsarevna, daughter of Peter the Great and Catherine Alexeyevna, awarded the title of Tsesarevna on December 23, 1721. Became Empress on November 25, 1741. Crowned on 25 April, 1742.

Karavak Louis

История создания и судьба картины[ | ]

Размер портрета, экспонируемого в Михайловском замке 136 × 103,5 см, на подрамнике имеется надпись: «№ 92 Приписана Левицкому 3500 р. Оц Негри»

и сургучная печать, поставленная; стоит штамп:«Г. Р. М. инв. № 417» (цифра зачёркнута).

Французский художник Луи Каравак заключил трёхгодичный контракт о поступлении на российскую службу в Париже 13 ноября 1715 года. В качестве создателя «исторических картин, портретов, лесов, деревень, цветов и зверей в большом, малом и миниатюрном виде» художник обязывался взять себе в помощники русских учеников. В следующем, 1716 году (или даже в декабре 1715 года) художник приехал в Санкт-Петербург, где прожил до конца жизни. Хотя вскоре после прибытия Каравак уже занимался написанием портретов семьи Петра I и самого императора, художник не получил должности «гофмалера» (придворного художника), на которую рассчитывал и которую подразумевал договор. Он служил в ведомстве Городовой канцелярии (по другим сведениям — в Петербургской Губернской канцелярии), затем в Канцелярии от строений, его жалованье составляло 500 рублей в год.

Зал Михайловского замка, где экспонируется картина

Картина «Портрет царевны Елизаветы Петровны в детстве» датируется согласно возрасту изображённой Елизаветы Петровны (1709—1762). На портрете ей около восьми лет. Портрет долгое время тайно хранился в Екатерининском дворце Царского Села. В настоящее время находится в коллекции Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге. Выставляется в Михайловском замке. Картина поступила в 1897 году из собрания князя А. Б. Лобанова-Ростовского (Санкт-Петербург), после его смерти в 1896 году.

Существуют две версии причин создания портрета:

Он должен был демонстрировать европейскую свободу мышления императора, допускающую изображение его дочери в обнажённом виде, узкому кругу приближённых Петра и ограниченному числу дипломатов. Как великий реформатор, Пётр I понимал, что такие произведения приучали русскую публику к требованиям и вкусам Европы Нового времени в эпоху рококо.

В 1715—1717 годах Пётр I вновь посетил Европу и побывал во Франции, где прощупывал почву для сближения позиций двух стран по поводу идущих в Европе военных конфликтов. Неофициальные источники говорят о планах установления родственных связей между двумя царственными семьями, которые, однако, так и не реализовались. Возможно, портрет связан с желанием родителей выдать Елизавету за её ровесника Людовика XV. В этом случае он предназначался для отправки в Париж будущему жениху. Документальное официальное свидетельство относится к 1719 году, когда 25 июля Анри Лави из России сообщал Гийому Дюбуа в Париж:

Этой версии противоречит тот факт, что в этот же период Каравак написал другого ребёнка императора, Петра Петровича — царевич был изображён в облике Купидона, также обнажённым.

Творчество

Портреты

Основная статья: Портрет царевны Елизаветы Петровны в детстве

Был придворным художником, автор многочисленных барочных портретов, «хотя и вялых по рисунку, но нарядных по колориту»; написал несколько портретов Петра Великого, с которых сохранились гравюры; портреты царевен, Екатерины I, Анны Петровны и Елизаветы Петровны и др.

Художник он был, как пишут современники, не выдающийся, но, по отзыву Штелина, портреты его отличались необыкновенным сходством. Наиболее приятными являются его портреты детей; особо выделяются портреты Елизаветы и Петра Петровичей, чьи маленькие детские тела написаны обнаженными в позах античных богов по традициям XVIII века, поклонявшегося античности.

  • «Портрет императора Петра I» (1717, ГРМ)
  • «Портрет императора Петра I» (1720-е, Президиум АН, Москва)
  • «Портрет Петра Великого» (ок.1725-1730, частное собрание, Россия)
  • «Петр I» (на фоне моря с союзными кораблями; 1716 (?), Центральный военно-морской музей, Петербург) (?)
  • «Портрет Екатерины I в пеньюаре» , ГРМ

дети Петра:

  • «Портрет цесаревен Анны и Елизаветы Петровны» , 1717, ГРМ
  • «Портрет царевны Елизаветы Петровны в детстве» , 2-я пол. 1710-х гг., ГРМ — будущая императрица изображена обнаженной, в позе античной богини Флоры. Сохранился и второй вариант этой картины, также находящийся в Русском музее
  • «Портрет царевича Петра Петровича в образе Купидона» , 1716, Эрмитаж
  • «Портрет цесаревны Натальи Петровны», 1722, ГРМ
  • «Портрет царевны Анны Петровны» , 1725, ГТГ
  • «Портрет царевны Анны Петровны» , музей Тропинина
  • «Портрет Елизаветы Петровны в мужском костюме»
  • «Портрет мальчика в охотничьем костюме» (Предположительно Петр II или Елизавета Петровна)

внуки Петра:

«Петр Алексеевич и его сестра Наталья Алексеевна в виде Аполлона и Дианы», 1722, ГРМ

прочее:

  • «Портрет императрицы Анны Иоанновны» , 1730
  • «Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны», 1745

Батальный жанр и иконопись

Работал и в батальном жанре

(эпизоды Северной войны: «Полтавская баталия» (1718), «Взятие Нотебурга» (1721), и др.; ряд картин батального жанра для дворца Екатерины I в Летнем саду.

«Полтавская баталия» , 1718, Эрмитаж

Иконопись:

один из первых иностранных художников, писавших иконы для православных церквей (церковь Зимнего дворца, 1725; Исакиевская церковь, 1725; Рождества Богородицы на Невском, 1747) — уже по заказу императрицы Елизаветы.

Декоративные работы

Декоративные работы:

плафоны для царских резиденций, росписи, картоны для шпалер, рисунки для вышивок, а также для памятных медалей и монет (медаль на погребение императрицы Анны Иоанновны (1740, сер. рубль с портретом Иоанна VI Антоновича, 1740 и 1741). Украшал временные триумфальные арки, составлял проекты праздников. Из этой категории произведений Каравака сохранилось очень мало, преимущественно в рокайльной манере:

  • часть росписей плафона Западной галереи Монплезира (Петергоф)
  • декоративная живопись шатрового плафона Вольера-Птичника (Петергоф)

Школа Каравака

В числе его учеников были Иван Вишняков, Алексей Антропов, М. А. Захаров. Он впервые в России организовал, по образцу иностранных академий, учебное рисование обнаженной натуры и копирование образцов старых мастеров.

Портрет царевен Анны Петровны и Елизаветы Петровны

Пост. в 1931 из ГЭ (Романовская галерея); ранее (в 1870) – Петергофский дворец

Портрет упоминается в «Записках» Якоба Штелина: «При нем Каравак написал императорских принцесс Анну и Елизавету в юности» (Штелин, 1990, с.45). 

Царевна Анна Петровна (1708-1728), (на картине изображена слева) — старшая дочь Петра I и его второй жены Екатерины Алексеевны (урожд. Марты Скавронской; с 1725 года императрицы Екатерины I), царевна (1712), цесаревна (1721). С 1725 года была замужем за герцогом Голштейн-Готторпским Карлом Фридрихом. Мать герцога Карла Петра Ульриха (в православии великий князь Петр Федорович, позднее правил под именем Петра III). 

Елизавета I Петровна (18/29 декабря 1709, Коломенское − 25 декабря 1761 / 5 января 1762, Санкт-Петербург) − российская императрица (с 1741). Незаконнорожденная дочь Петра I и Марты Скавронской, поэтому при официальном рассмотрении вопроса о престолонаследии в 1725−1730 никогда не рассматривалась как одна из претенденток. При поддержке гвардии осуществила государственный переворот, в ходе которого свергла Ивана VI и правительницу-регентшу Анну Леопольдовну.

Царствовала с 25 ноября / 6 декабря 1741 по 25 декабря 1761 / 5 января 1762. 400-летие Дома Романовых. СПб, 2013. С. 110.

Справа — Елизавета Петровна (1709–1761/1762) — российская императрица с 1741, дочь Петра I и его второй жены Екатерины Алексеевны (урожд. Марты Скавронской; с 1725 года императрицы Екатерины I).

Каравак Луи

Живописец, портретист, декоратор, миниатюрист.

Представитель третьего поколения французских живописцев-декораторов, работавших в Марселе и Тулоне. Родился в Марселе, в гасконской семье художника-декоратора, специализировавшегося на росписи кораблей. Пошел по стопам отца, начав работать в марсельском Арсенале галер. Брат скульпторов Жана Батиста и Жозефа

В 1715 в Париже своими портретами привлек внимание Лефорта, вследствие чего по приглашению Петра I поступил на русскую службу, заключив контракт о работе в России на три года. С 1716 проживал и работал в Петербурге

Портретировал Петра I и членов царской семьи, по заказу Двора писал картины, исполнял росписи (плафоны), руководил живописными работами в Петергофе и Летнем дворце в Петербурге.

Составлял проекты придворных праздников. Состоял в ведомстве Канцелярии от  строений с  1718, где имел русских учеников. До этого числился в Петербургской губернской канцелярии. В  1722 он сопровождал Петра I в  Астрахань, где написал его портрет. Жил на Васильевском острове вблизи дворца Меншикова, в собственном доме, подаренном ему в  1722 Петром  I. Также жил в Москве. При  Анне Иоанновне был назначен «придворным первым живописного дела мастером», исполнил её коронационный портрет и участвовал в оформлении празднования коронации. В  качестве гофмалера Каравак оставался и при Анне Леопольдовне, и при Елизавете Петровне. Стал автором официального изображения Елизаветы в качестве новой императрицы, имея исключительное право писать императорские портреты. В мае  1743 ему был поручен ответственный заказ — исполнить несколько портретов Елизаветы Петровны для российских посольств за границей. Обучал живописному мастерству русских учеников – И. Я.  Вишнякова, А. П. Антропова, М.А. Захарова и др.

Сюжет

Будущая императрица Елизавета Петровна, дочь Петра I и Екатерины I, изображена обнажённой в образе Флоры, богини цветов, цветения, весны и полевых плодов, лежащей на синей, подбитой горностаем мантии (в ней видят знак принадлежности к императорской семье). В правой руке она держит миниатюру с портретом Петра I, к рамке которой прикреплена Андреевская синяя лента. Фон составляет нейтральная коричневая драпировка с правой стороны. Картина отражает особую модель поведения — «куртуазность», в которой знатный человек ощущал себя участником маскарада, играя в богов и героев античной мифологии или в средневековых рыцарей. Живописный язык обильно насыщен символами, вычурностью и многозначительными жестами.

Ребёнку приданы формы взрослой девушки. В XVIII веке продолжали детей изображать как взрослых. Можно проследить два типа изображений ребёнка в европейской живописи в первой половине XVIII века. Первый — дети изображаются изящными «куклами» взрослых. Второй — как миниатюрная копия взрослого человека. Петровская эпоха считала обучение и воспитание детей задачей государственной политики. На фоне сугубо делового, прагматического воспитания детей их изображения в живописи не составляют исключения. Такой тип преобладал в официальных парадных портретах. Картина Каравака создана в рамках второго подхода, но в ней можно увидеть и отголоски первого. Детство начинает осознаваться обывателями и художниками как особый период в жизни человека в конце XVIII века в эпоху формирующегося сентиментализма и романтизма, само детство начинает разделяться на подэтапы: младенчество, детство, подростковый возраст, юность. Сама хронология детства удлиняется.

Дочери Петра от второго брака обычно изображались без царских атрибутов, как этого требовали правила приличия того времени. Предполагают, что причиной этого было то, что девочки родились до заключения законного брака их родителей.

Портрет Каравака в глазах православного зрителя того времени — кощунство и недопустимая вольность. Вероятно, художник следовал императорскому желанию.

Примечания

  1. 12 [artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=18028&cat_ob_no=18027 Биография художника на российском общеобразовательном портале]
  2. В музеях Европы [www.affection.org/marine-hier_10114_album_photo/ можно увидеть] детали скульптурного убранства кораблей, выполненного представителями семьи Караваков. В 1695 году представитель семьи Караваков был главным архитектором Марселя
  3. Ильина Т.В., Станюкович-Денисова Е.Ю. Русское искусство 18 века. М., Юрайт, 2020. c. 125 ISBN 978-5-9916-3527-1
  4. Успенский А.И. Словарь художников, в XVIII веке писавших в Императорских дворцах. — М., 1913. С. 95.
  5. 1 2 [ricolor.org/europe/avstria/je/ist/neff/ Людмила Маркина. «Счастливая звезда» придворного живописца в России]
  6. 123 [encspb.ru/object/2805583563 Энциклопедия Санкт-Петербурга]
  7. Маркина Л. А. Немецко-русский художественный обмен середины XVIII века — аспект просветительской деятельности // Культура эпохи просвещения: Сб. статей / Российская Академия наук. — М., 1993. С. 143—145.
  8. [www.my-russia.ru/cgi-bin/tour.cgi?stp=city&id=5&sub=20 Сампсониевский собор ]
  9. БСЭ. Каравак, Луи
  10. [www.internationalauctioneers.com/int/lot_detail.asp?LotID=1134&AucID=7029 Lot Database. STAATSPORTRÄT VON ZARIN ANNA IWANOWNA]

Ссылки

  • Н. П. Собко. Каравак, Люи // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб., 1897. — Т. 8: Ибак — Ключарев. — С. 484—486.
  • Каравак, Людовик // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1895. — Т. XIV. — С. 415.
  • [artclassic.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=18027&resource_type=12243 Картины Луи Каравака на artclassic.edu.ru]
  • [www.scholarsresource.com/browse/artist/2142562813 Три портрета на scholarsresource.com]
  • [www.artcyclopedia.com/artists/caravaque_louis.html Каравак в артциклопедии]
  • [www.biografija.ru/show_bio.aspx?id=57030 Биография на сайте биография.ру]

Эгоистичные развлечения Анны Иоанновны

Конечно, Анна Иоанновна часто устраивала роскошные приёмы, тратилась на кареты и даже создала собственный профессиональный театр. Для этого она выписала певцов и актёров из Италии (разумеется, за счёт государства).

Анну Иоанновну особенно радовала праздничная иллюминация. Но государыне было мало дворцового освещения. Для собственного развлечения она велела на государственные праздники простому народу самостоятельно подсвечивать дома. За собственный счёт. В дни, когда освещение не требовалось, жилища людей были освещены скудно — экономили, как могли. Кроме того, используемые тогда для иллюминации свечи часто приводили к пожарам. Но и это императрицу мало волновало.

Замужество Анны Петровны

Конечно, Пётр I желал своим дочерям наилучшей участи, однако он прекрасно понимал, что девочки не смогут наследовать престол. Ставку в выборе женихов царь делал на улучшение международных отношений.

В 1720 году в Россию был приглашён будущий супруг Анны Петровны, Карл Фридрих Гольштейн-Готторпский. Надо сказать, что сам герцог тоже возлагал большие надежды на брак с цесаревной.

Он надеялся вернуть себе Шлезвиг, земли которого были переданы Дании по решению Петра. Впрочем, надежды Карла Фридриха не оправдались, однако намерение жениться на дочери русского царя было по-прежнему в силе.

И. Г. Адольский«Цесаревна Анна Петровна после 1721 года»

Осенью 1724 года произошло подписание брачного договора. Согласно ему, Анна Петровна сохраняла за собой право православного вероисповедания, в традициях которого могла воспитывать и дочерей, родившихся в браке. А вот сыновья, прямые наследники герцога, должны были перенимать веру их отца.

Что интересно, в договоре был один секретный пункт, о котором знал лишь незначительный круг лиц. Он предполагал, что ребёнка, рождённого в браке Анны Петровны и Карла Фридриха, Пётр Великий мог назвать своим наследником.

Неизвестный художник «Портрет Карла Фридриха Гольштейн-Готторпского»

Личная жизнь

Анна Иоанновна не имела детей и вознамерилась выдать племянницу замуж, дабы решить вопрос с престолонаследием

Из списка кандидатов внимание государыни привлек принц Антон Ульрих Брауншвейг-Люнебургский. Анна Леопольдовна сильных чувств по отношению к австрийцу не испытывала, поскольку была увлечена графом Карлом Морицем Линаром, красавцем, полной противоположностью будущего мужа


Антон Ульрих Брауншвейг-Люнебургский, муж Анны Леопольдовны

Принцессу посадили под домашний арест, резко ограничив всякое общение. Вступление в брак состоялось в 1739-м, а через год у Анны родился сын, и царица, наконец – то, издала манифест, в котором Его Императорское Высочество Великий князь Иван Антонович объявлялся наследником престола государства Российского.

Малолетнему ребенку требовался опекун, родная мать в этой ипостаси не рассматривалась. Перед самой смертью Анна Иоанновна назначила регентом фаворита Эрнста Иоганна Бирона. Тот быстро вошел во вкус обладания властью. Бирон позволял себе оскорблять Антона Ульриха, угрожать расправой Анне Леопольдовне. На защиту семейства встал граф Миних, он и принимал политические решения.

Анна Леопольдовна и царевич Иван VI

Регентство Бирона возмущало родителей маленького императора, не пришлось по нраву при дворе и в армии, и потому продлилось только месяц. В ноябре 1740 года регента арестовали и отправили в ссылку в Тобольскую губернию.

В июле 1741 года Анна родила дочь Екатерину. Правительница в последующем всем детям дала родовые имена.

Характер цесаревны

В записях биографа Казимира Валишевского значится такая характеристика царевны:

Как видите, в характере юной Елизаветы Петровны причудливо сочетались самые разные черты и особенности. Несмотря на все свои недостатки, девушка неизменно оставалась очаровательной и обходительной, покоряя всё больше сердец. Она слыла не просто красавицей, но и первой модницей двора.

Луи Каравак «Портрет цесаревны Елизаветы Петровны» / Эрмитаж, Санкт-Петербург

Особенное внимание цесаревны привлекали платья, расшитые золотом и серебром. Кстати, эту женскую слабость будущая императрица не оставит и после восхождения на престол

В некоторых источниках значится, что к концу жизни Елизаветы Петровны её гардероб насчитывал более 15 тысяч нарядов.

Поскольку замыслы о браке дочери Петра с французским монархом так и не смогли реализоваться, среди кандидатов на руку и сердце цесаревны появляется совсем другой человек. Им стал немецкий князь Карл-Август Голштинский.

Неизвестный художник «Портрет герцога Карла Августа Шлезвиг-Голштейн-Готторпского, жениха Елизаветы» / Музей-усадьба «Кусково», Москва

Он действительно был заинтересован в союзе с Россией, да и сама Елизавета пришлась ему по душе, однако и эта история завершилась печально. Карл-Август так и не смог дойти до алтаря, скончавшись по прибытию в Петербург. Чем была вызвана кончина молодого человека — остаётся тайной, но ходили предположения, что он мог быть отравлен недоброжелателями.

Продолжение следует…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: