«Портрет графини М. А. Румянцевой»
Описание картины «Портрет статс-дамы графини Марии Андреевны Румянцевой»
Портреты старушек (Измайлова, Бутурлина, Румянцева) — самая интересная и значимая часть живописного наследия Алексея Антропова. Государственная дама Мария Румянцева (1699-1788) занимает в этой своеобразной галерее не только особое, но и вполне достойное место.
По рождению графиня Матвеева, она провела детство и юность за границей, а по возвращении в Россию выгодно отличилась европейскими манерами и прекрасным французским акцентом. Однажды при дворе Марии Матвеева понравился Петр I. Император был поражен его живостью, своеобразной красотой и . азартом: карты Матвеева могли проиграть целое состояние. На долгие годы она стала искренним другом Петра, некоторые спорили — и любовницей. В 1720 году император выдал Марию замуж за своего рукоположенного Александра Румянцева, но это не испортило их доверительных отношений. Сын графини Петра Румянцевой станет известным полководцем, фельдмаршалом, губернатором Малороссии и по милости Екатерины II добавит к фамилии отца пафосное имя «Задунайский», но слухи о нем будут постоянно распространяться как внебрачный сын. Пьетро.
В преклонном возрасте Мария Румянцева, как всегда, сжалилась, приняла в свой дом бомжей и бедняков, но сохранила здоровый дух и острый язык. «Его полуразрушенное тело, — писал французский посланник при русском дворе Сегюру, — одно свидетельствовало о его преклонных годах; но у него был живой, веселый ум и юношеское воображение. Поскольку у него была прекрасная память, его беседа была очаровательной и поучительной, как хорошо рассказанная история».
«Портрет дамы графини М.А. Румянцевой» Алексея Антропова написан архаично и несколько примитивно. Его отличает темный фон и непринужденная фасадная композиция. Антропов был не очень искушенным и не особо культурным педагогом. Он не имел возможности увидеть многие произведения европейской живописи, не учился за границей, как когда-то его наставник, «Петровское гнездо» Андрей Матвеев. Обучение Антропова ограничивалось иконописной мастерской и наблюдением за работой сначала Каравакки, а затем Ротари: успех, но далеко не самых выдающихся художников. Поэтому путь Антропова в технике живописи — это такой откат даже от художников предыдущего поколения «Пьетро», этакий «примитив» с предельно лаконичной (если не сказать упрощенной) композицией и жесткой окраской.
Характерный антроповский металлический блеск, который особенно ярко проявляется в бело-серебристой окраске «Портрета М.А. Румянцевой», является результатом особой техники мелирования, при которой сначала применяются темные тона и только в завершающей стадии — более светлые. Белый на темной основе и придает этому «безжизненный» свинцовый оттенок. Даже белое свечение в зрачке проецирует металлический оттенок — специфическая и почти всегда повторяющаяся особенность Антропова, опознавательный знак, благодаря которому исследователи часто могли идентифицировать его неподписанные работы.
Форма искусства: живопись
Сюжет и объекты: Портрет
Техника: Масло
Материалы: холст
Дата создания: 1764
Размеры: 48 × 62,5 см
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Память
- 1934 – художественный фильм «Распутная императрица» (в роли Петра III – Сэм Джаффе)
- 1963 – художественный фильм «Катерина из России» (в роли Петра III – Рауль Грассили)
- 1987 – книга «Легенда о русском принце» – Мыльников А. С.
- 1991 – художественный фильм «Виват, гардемарины!» (в роли Петра III – Михаил Ефремов)
- 1991 – книга «Искушение чудом. «Русский принц» и самозванцы» – Мыльников А. С.
- 2007 – книга «Екатерина II и Петр III: история трагического конфликта» – Иванов О. А.
- 2012 – книга «Наследники исполина» – Елисеева О.И.
- 2014 – сериал «Екатерина» (в роли Петра III – Александр Яценко)
- 2014 – памятник Петру III в немецком городе Киль (скульптор Александр Таратынов)
- 2015– сериал «Великая» (в роли Петра III – Павел Деревянко)
- 2018 – сериал «Кровавая барыня» (в роли Петра III – Евгений Кулаков)
Встреча с царём
Во время одного из веселых придворных мероприятий Петр заметил необычайно красивую девушку. На тот момент Мэри было всего девятнадцать. Король был старше ее, был женат и имел несколько внебрачных связей, но ничто не могло остановить его страсть.
Современники отмечали, что особенно глубокие чувства у правителя были к Марии Матвеевой
Однако она поняла, что молодость и красота ее новой любимицы привлекли внимание многих мужчин, что становится соблазном для подружки невесты
Он часто упрекал любовницу в том, что она слишком снисходительна к некоторым придворным. Петр Великий считал, что только он должен быть в судьбе этой женщины, и сам решил организовать свою личную жизнь.
Великий князь Николай Михайлович писал:
Краткая биография автора
Алексей Антропов появился на свет ранней весной 1716 г., в г. Санкт-Петербург. Отец его был чиновником Канцелярии от строений. Именно в этом учреждении начал свое обучение будущий художник в 1732 г. С 1739 г. Алексей Антропов входит в состав «Живописной команды», организованной одним из его учителей Вишняковым. В 1742 г. молодой живописец был приглашен в качестве декоратора коронационных торжеств в честь Елизаветы Петровны. С этих пор он получает крупные заказы от императорского двора – декорирует дворцы, пишет иконы, расписывает залы.
В 1750-х г. Алексей Антропов совершенствует свое мастерство, обучаясь у портретиста Пьетро Ротари. В Москве художник знакомится с меценатом и влиятельным политиком Шуваловым, который берет его под свое покровительство – сначала дает ему место преподавателя Московского университета, затем – рекомендует художника мастером живописи в Синод. Там, на должности надзирателя за художниками и иконописцами Алексей Антропов работает до конца своих дней. Именно Синод посылает его в качестве лучшего живописца, чтобы написать портрет Петра III в 1762 г. Параллельно он организует частную школу, обучает молодых живописцев. Умер Алексей Антропов в начале лета 1795 г. Покоится прославленный живописец в Александро-Невской лавре.
Петр III — биография
Петр Третий — император Российского государства, правивший около полугода в период с 1761 по 1762 г. Внук Петра Великого, видного государственного деятеля и реформатора, сын его родной дочери Анны.
Традиционно исследователи оценивали период политической деятельности Петра III как время хаоса в управлении, приписывая императору всевозможные пороки. Более взвешенная позиция по вопросу его бытности главой государства появилась гораздо позже. Согласно ей, Петр был продолжателем дела своего знаменитого предка. Однако показать себя в достаточной мере он так и не успел, поскольку был свержен в результате дворцового переворота.
Жизнь Петра III во многом трагична. Он рано потерял родителей, попал в руки безразличных и жестоких воспитателей, подвергался унижениям. Не подготовленный к государственному управлению, он не получил сколь-нибудь приемлемого образования. Был человеком наивным, простоватым и неискушенным в политических вопросах.
С началом следующего периода отечественной историографии исследователи начинают пересматривать его образ, делая новые выводы.
Личная жизнь
Петр III был женат на Софии Фредерике Августе, которая вошла в историю как Екатерина II. Супружеская жизнь пары была несчастливой. Жена презирала мужа, который отличался странностью интересов и довольно незрелым поведением. Той же монетой отвечал и сам супруг, который оскорбительно отзывался о своей законной жене.
Петр III и Екатерина II
Родителями они стали поздно. По информации ряда исследователей, причиной этому было заболевание, которое мешало Петру III зачать ребенка. Единственным выжившим потомком пары был Павел I. Дочка Анна умерла в младенчестве.
Супруг нередко сомневался в своем отцовстве, что было и не удивительно. Как сам император, так и его жена состояли в браке только юридически. Их редкие встречи назвать семейной жизнью можно лишь с натяжкой.
У Петра было полно любовниц. Наибольшую слабость он питал к фаворитке Елизавете Воронцовой. Екатерина не отставала от своего неверного мужа и могла похвастаться целой толпой возлюбленных.
Елизавета Воронцова, фаворитка Петра 3
↑ Первые самостоятельные работы
Художник Антропов работал в стиле барокко, это стиль был популярен в те годы, однако, уже в своих ранних работах он вносил в свои произведения черты реализма, чем во многом опередил свое время.
Первой самостоятельной работой Антропова становится роспись храма, построенного в честь Андрея Первозванного. Храм этот был построен в Киеве. Особенно выделяется фреска «Тайная вечеря», которая сочетает в себе как традиции итальянской живописи эпохи Возрождения, так и традиции русской иконописи.
В 1752 году художник приезжает в Москву, где происходит его знакомство с покровителем искусств Иваном Шуваловым. Благодаря своим талантам и покровительству мецената, Антропов становится преподавателем «живописного мастерства» при Московском государственном университете. Позже он переезжает в Петербург, где основывает собственную частную школу живописи.
Этот период становится самым плодотворным в жизни художника: именно в эти годы он пишет наиболее известные свои портреты влиятельных людей того времени. Художник прожил долгую жизнь, он скончался в 1795 году и был погребен в Петербурге, в Александро-Невской лавре.
«Портрет Петра I»
Кратко описание картины
Иконография портретов великого русского императора Петра Первого обширна и разнообразна. Анализируя целый ряд портретных изображений русского самодержца, исследователи творчества мастеров этого времени утверждают, что прижизненные изображения Петра, как правило, исполнялись известными иностранными художниками — Ж. М. Натье, Л. Каравакком и др. Русским мастерам, работавшим с известных оригиналов, принадлежал целый ряд повторений, нередко интересных и качественных по исполнению. Сегодня этот живописный материал по большей части относится к разряду безымянных полотен, но и среди них можно встретить знакомые имена.
В коллекции Таганрогского художественного музея хранится портрет первого императора, написанный известным русским художником II половины ХVIII века А. П. Антроповым. Это произведение, являющееся копией с известного оригинала Л. Каравакка, относится к типу исторических портретов. Без оговорок таганрогское полотно можно отнести к наиболее значительным произведениям художника в ряду выполненных им копийных исторических портретов. Оно ярко выделяется новым, психологическим решением образа Петра Великого, а также реалистически правдиво передает сходство с живым историческим лицом.
Алексей Петрович Антропов (25 марта 1716, Санкт-Петербург — 23 июня 1795, Санкт-Петербург) написал портрет Петра I в 1772 году. Ему было девять лет, когда умер Петр I, портретов которого Антропову предстояло написать немало.
Во времена ученичества Антропова в России еще не была учреждена Академия художеств. Все значительные мастера числились при Канцелярии от строений. Одним из учителей Алексея Петровича Антропова был Луи Каравакк. Получив приглашение в Россию, он сделал карьеру при дворе, умея искусно польстить и преуспев в парадном портрете. Луи Каравакк стал своего рода посредником между Антроповым и европейской живописью.
А.П. Антропов повторяет оригинал Л
Каравакка во всех деталях, прописывая их более тщательно, однако образ Петра I трактует иначе, уделяя основное внимание духовному состоянию изображенного. Можно утверждать, что по идейному содержанию антроповский «Портрет Петра I» значительно отличается от оригинала Л. Каравакка
Если у последнего Петр Великий — холодный и властный правитель с округлыми, хранящими строгость и гнев глазами, то Антропов мыслит его, прежде всего, мудрым царем. Антроповский Петр не властитель, хотя он и облачен в монаршие регалии, а как бы близкий человек: зрелого возраста, с жизненным опытом, покоряющий исходящей добротой, с которой глубоко в сознании окружающих обретаются подлинные ощущения уверенности и покоя
Каравакка. Если у последнего Петр Великий — холодный и властный правитель с округлыми, хранящими строгость и гнев глазами, то Антропов мыслит его, прежде всего, мудрым царем. Антроповский Петр не властитель, хотя он и облачен в монаршие регалии, а как бы близкий человек: зрелого возраста, с жизненным опытом, покоряющий исходящей добротой, с которой глубоко в сознании окружающих обретаются подлинные ощущения уверенности и покоя.
Искуствовед Некрылова Л.П.
Х
Использование материалов допускается с условием размещения ссылки на страницу:
«Портрет Петра 1» АнтроповТакже бесплатно скачивайте «Портрет Петра I» на странице сайта!
«Портрет Петра I»
Кратко описание картины
Иконография портретов великого русского императора Петра Первого обширна и разнообразна. Анализируя целый ряд портретных изображений русского самодержца, исследователи творчества мастеров этого времени утверждают, что прижизненные изображения Петра, как правило, исполнялись известными иностранными художниками — Ж. М. Натье, Л. Каравакком и др. Русским мастерам, работавшим с известных оригиналов, принадлежал целый ряд повторений, нередко интересных и качественных по исполнению. Сегодня этот живописный материал по большей части относится к разряду безымянных полотен, но и среди них можно встретить знакомые имена.
В коллекции Таганрогского художественного музея хранится портрет первого императора, написанный известным русским художником II половины ХVIII века А. П. Антроповым. Это произведение, являющееся копией с известного оригинала Л. Каравакка, относится к типу исторических портретов. Без оговорок таганрогское полотно можно отнести к наиболее значительным произведениям художника в ряду выполненных им копийных исторических портретов. Оно ярко выделяется новым, психологическим решением образа Петра Великого, а также реалистически правдиво передает сходство с живым историческим лицом.
Алексей Петрович Антропов (25 марта 1716, Санкт-Петербург — 23 июня 1795, Санкт-Петербург) написал портрет Петра I в 1772 году. Ему было девять лет, когда умер Петр I, портретов которого Антропову предстояло написать немало.
Во времена ученичества Антропова в России еще не была учреждена Академия художеств. Все значительные мастера числились при Канцелярии от строений. Одним из учителей Алексея Петровича Антропова был Луи Каравакк. Получив приглашение в Россию, он сделал карьеру при дворе, умея искусно польстить и преуспев в парадном портрете. Луи Каравакк стал своего рода посредником между Антроповым и европейской живописью.
А.П. Антропов повторяет оригинал Л
Каравакка во всех деталях, прописывая их более тщательно, однако образ Петра I трактует иначе, уделяя основное внимание духовному состоянию изображенного. Можно утверждать, что по идейному содержанию антроповский «Портрет Петра I» значительно отличается от оригинала Л
Каравакка. Если у последнего Петр Великий — холодный и властный правитель с округлыми, хранящими строгость и гнев глазами, то Антропов мыслит его, прежде всего, мудрым царем. Антроповский Петр не властитель, хотя он и облачен в монаршие регалии, а как бы близкий человек: зрелого возраста, с жизненным опытом, покоряющий исходящей добротой, с которой глубоко в сознании окружающих обретаются подлинные ощущения уверенности и покоя.
Искуствовед Некрылова Л.П.
Х
Использование материалов допускается с условием размещения ссылки на страницу:
«Портрет Петра 1» АнтроповТакже бесплатно скачивайте «Портрет Петра I» на странице сайта!
Если Вам понравилась публикация-поделитесь в соцсетях
Интересные факты
«Портрет Петра III» — одна из известнейших отечественных картин в этом жанре, она помещена в большинство учебников по истории того периода, часто встречается исторических трудах. Несколько интересных фактов о об этом произведении:
- «Портрет Петра III» — первое парадное изображение русского монарха, выполненное отечественным художником.
- За свою работу Алексей Антропов получил невероятную для того времени награду в 400 рублей.
- «Портрет Петра III» получил высокую оценку не только со стороны натурщика, но и от главного правительственного органа светской власти Сената – он закал художнику копию картины.
- До того, как за работу взялся Алексей Антропов, портрет Петра III написал и живописец Федор Рокотов, но император остался недоволен результатом и приказал найти другого художника.
Когда «Портрет Петра III» был продемонстрирован широкой аудитории, некоторые придворные сказали, что художник издевается над императором, представляя его в столь жалком виде, намеренно искажает его образ. Однако, большинство современников видело, что Алексей Антропов только не стал лукавить и изобразил монарха ровно таким, каким он был на самом деле – слабым, нелепым и не способным справиться с той грандиозной властью и ответственностью, что выпали на его долю.
Алексей Антропов — искренний путь «в люди» первого светского портретиста в России XVIII века
Алексей Петрович Антропов, русский художник-живописец, декоратор-монументалист, приверженец барокко и классицизма, одним из первых в России начал писать многовековые портреты, а также работать с «живой натурщицей».
Путь мастера непрост, но искренен, его жизнь и творчество пришлись на 18 век. Антропову было 9 лет, когда умер Петр I, но в будущем художник напишет множество портретов царя-реформатора и представителей династии Романовых.
Его самые известные работы — «Портрет государственной дамы графини М.А. Румянцевой», «Портрет государственной дамы А.М. Измайловой», «Портрет Петра III», «Портрет священника Федора Дубянского» и другие.
Алексей Антропов внес большой вклад в развитие русской живописи и своего родного города на Неве, расписывал Зимний и Аничков дворцы, много работал в Царском Селе и Петергофе. Мы вам все расскажем об этом мастере.
«Выход в люди» под началом других мастеров
Многие годы Алексей Антропов работал под руководством других мастеров, создавая довольно знаковые сооружения, интерьеры и антураж. В Петербурге участвовал в росписи потолка и создании икон для Зимнего дворца; он также писал картины для триумфальных дверей на Аничковой слободе.
Под руководством Джузеппе Валериани работал в Усадебном и Аничковом дворцах, а также в Царском Селе и Петергофе. Под руководством Валериани и Перезинотти Антропов создал сценографию для Оперного театра. В 1742 году, когда на престол взошла дочь Петра I Елизавета Петровна, Антропов принял участие в планировании коронационных торжеств.
Под влиянием итальянца Пьетро Ротари, работавшего в России, Антропов начал рисовать с натуры, что повысило художественное качество его работ. Художник написал несколько портретов императрицы Елизаветы Петровны.
Заалтарный образ сделал из него «мастера»
И только в 1752 году Алексей Антропов получил свой первый самостоятельный заказ «расписывать иконы в куполе и других местах новой церкви Андрея Первого», построенной только в Киеве барочным архитектором Иваном Мичуриным по проекту Бартоломео. Растрелли. Самым выдающимся произведением мастера в этом величественном соборе является монументальная картина, запрестольный образ «Тайная вечеря».
Когда Алексей Антропов начал этот орден, ему было уже больше 30 лет, и он все еще числился подмастерьем. Именно работа в церкви Сант-Андреа и «Тайная вечеря», ставшая одним из лучших его произведений, сделали Антропова мастером. Не только в смысле профессиональной зрелости, но и в буквальном смысле: он уже не классифицировался как подмастерье. А в 1760 году Антропов был аттестован «мастером».
Портрет Петра III и «настоящий художник»
В 1762 году на престол вступил Петр III, которому сразу понадобился парадный портрет. По настоянию Синода Алексей Антропов возобновил эту работу. Мастер слышал о странностях «голштинской», страстной симпатии к Пруссии, играх с солдатами и военных учениях, а также о нелюбви ко всему русскому.
Художник Антропов был человеком искренним и не умел льстить, поэтому изобразил Петра III самодовольным, высоким и неповоротливым, с непропорционально маленькой головой и большим животом. Как ни странно, портрет понравился императору. Петру III было приятно видеть на фото то, что он постоянно наблюдал в зеркале. И он с восхищением сказал Антропову:
Тогда император приказал Антропову выполнить интимный заказ — написать портрет своей любимицы Елизаветы Воронцовой. Но мастер не успел это сделать. Вскоре Петр III был свергнут, на престол взошла Екатерина II.
↑ Портреты Антропова
Вершиной творчества художника становятся его портреты. Среди них известны портреты членов императорской семьи. Например, портрет Петра Великого, написанный в реалистической манере. Перед зрителями предстоит лицо уже немолодого человека с усталыми глазами.
Или портрет императрицы Екатерины Великой, написанный в 1766 году. Екатерина стоит, облаченная в прекрасное платье с вышитым на нем гербом Российской империи, в руках у царицы скипетр и держава, а на голове великолепная корона. Екатерина внимательно и чуть насмешливо смотрит на зрителей, она умна и полна энергии властвовать.
Не менее известен портрет графини М.А. Румянцевой (1764). Перед зрителем предстает уже немолодая женщина, которая по слухам когда-то пленяла самого Петра Великого. Румянцева полновата, широколица, но ее глаза светятся умом и добротой.
Другой портрет — А.М. Измайловой (1759). Перед нами предстает совсем другая светская дама. Она тоже уже немолода, однако смотрит на зрителей с гордостью и пониманием того высокого положения, которое занимает в обществе.
Таким образом, мы рассмотрели творческий путь художника Антропова кратко. Однако в этом кратком изложении отражается и биография Антропова, и его основные достижения.
Истоки русского портрета
Благодатную почву для этого подготовили еще иконописцы. Постепенно иконы становились реалистичнее, церковные каноны рушились, а в живописи развивалось светское направление.
Дионисий. «Митрополит Петр с житием»
Так, в 1553-1554 гг. церковным собором было дозволено на иконах изображать еще и сюжеты притч, что дало толчок к внедрению в иконопись бытовых мотивов. А некоторые индивидуальные черты при изображении святых были заметны еще на иконах Дионисия (икона митрополита Петра). В летописных сводах передано несколько изображений царя Ивана Грозного, а в Золотой палате Московского Кремля создана целая галерея с изображениями исторических деятелей.
Еще с XVII века были известны парсуны –портретные изображения царей и знати в стиле иконы. В то же время (конец XVII века) возникает и станковый портрет светского характера.
Парсуна «Иван Грозный»
Поначалу он исполнялся в иконописной технике, потом масляными красками
Первично акцент ставился исключительно на изображении лица, а со временем грани портрета раздвигаются: портрет уже рисуют и по пояс, и в полный рост, уделяют внимание и одежде, и композиции, и заднему плану
С открытием Петром І «окна в Европу» в Россию хлынула волна культурных изменений. Ведь в Европе во всю мощь расцвело Просвещение со свойственным ему гуманизмом и обращением к человеку
Это был тот сдвиг в культуре и сознании людей, который обратил внимание живописцев на реальных людей, обладающих индивидуальными чертами, неповторимыми характерами и душой. Художники перенимали опыт своих западных коллег и создавали портреты, изображавшие человека в его взаимосвязи с временем и обществом
Так появились новые жанры, идеи, образы.
Личная жизнь
Петр III был женат на Софии Фредерике Августе, которая вошла в историю как Екатерина II. Супружеская жизнь пары была несчастливой. Жена презирала мужа, который отличался странностью интересов и довольно незрелым поведением. Той же монетой отвечал и сам супруг, который оскорбительно отзывался о своей законной жене.
Петр III и Екатерина II
Родителями они стали поздно. По информации ряда исследователей, причиной этому было заболевание, которое мешало Петру III зачать ребенка. Единственным выжившим потомком пары был Павел I. Дочка Анна умерла в младенчестве.
Супруг нередко сомневался в своем отцовстве, что было и не удивительно. Как сам император, так и его жена состояли в браке только юридически. Их редкие встречи назвать семейной жизнью можно лишь с натяжкой.
У Петра было полно любовниц. Наибольшую слабость он питал к фаворитке Елизавете Воронцовой. Екатерина не отставала от своего неверного мужа и могла похвастаться целой толпой возлюбленных.
Елизавета Воронцова, фаворитка Петра 3
Описание и цветовая палитра полотна
Картина «Портрет Петра III» — пример классического изображения монарха в торжественной обстановке. Алексей Антропов показал императора в воинственной, внушительной позе, облаченным в мундир Преображенского полка. В одной руке он держит жезл маршала, другая лежит на поясе, на эфесе шпаги. Символизма полотну «Портрет Петра III» придает картина на заднем плане, в проеме арки, изображающая конное сражение. Слева от императора Алексей Антропов изобразил столик с подушкой, на которой лежат корона и держава, справа – кресло с мантией.
Однако, несмотря на обилие регалий, претенциозный облик и претензию на величие, «Портрет Петра III» не скрывал слабости, тщедушности и несуразности нового монарха: расплывшаяся фигура, узкие плечи, маленькая голова, расслабленное, будто сонное выражение лица. Жалкий внешний вид урожденного Петера Ульриха, которого Алексей Антропов не сумел, или не захотел спрятать за роскошным фасадом композиции «Портрет Петра III», отражал внутренние пороки, ставшие причиной его скорого падения и репутации худшего императора России.
Как и в большинстве подобных работ, при написании полотна «Портрет Петра III» Алексей Антропов использовал теплую, насыщенную гамму оттенков. В композиции преобладают следующие цвета:
- Серо-коричневый.
- Насыщенный красный.
- Кремово-белый.
- Золотистый.
- Изумрудно-зеленый.
- Черный.
Фон картины «Портрет Петра III» выполнен в приглушенных, серовато-коричневых оттенках, на контрасте с которыми фигура на переднем плане кажется еще ярче. Самым заметным акцентом в композиции Алексей Антропов сделал изображение императора, уравновешиваемое с трех сторон красной тканью.
XVIII век: полупарадные варианты
Помимо официальных парадных портретов, существовали и так называемые полупарадные варианты. Царственные особы с удовольствием для них позировали, однако официальным такое изображение не считалось.
Помимо уже упомянутых выше «конных шалостей», множество вполне камерных изображений оставила нам Екатерина II. Существует портрет Екатерины в душегрее, и её же портрет в дорожном платье. В отличие от официальных парадных изображений, подобные камерные вещицы писали обычно русские художники, тогда как «официоз» при Екатерине доверяли лишь иностранцам.
Портрет Екатерины II в шугае и кокошнике. Вигилиус Эриксен
Кстати, очень существенная ремарка. Для знаменитого коронационного портрета 1763 года, написанного Рокотовым, Екатерина на самом деле не позировала. Её «геральдически отточенный профиль» был скопирован художником с портрета Екатерины перед зеркалом того же Эриксена. Необходимостью позировать отечественным живописцам государыня себя не утруждала.
Коронационный портрет Екатерины II. Ф. Рокотов, 1763
Кстати, это же правило подтвердилось и при создании портрета кисти Боровиковского, прославившегося благодаря «Капитанской дочке». Есть свидетельство, что в господском салопе и чепце Боровиковскому на самом деле позировала камер-юнгфера Екатерины Перекусихина. Добавить же к фигуре горничной лицо госпожи художнику потом труда не составило, к переписыванию императорских лиц с чужих полотен российские живописцы были привычны. Более того, портрет Боровиковского Екатерине не понравился, и дворцовым ведомством куплен не был.
По-видимому, Рокотов предполагал для себя ту же участь, не слишком радостную ещё и потому, что президент Императорской академии художеств, личный секретарь Екатерины II Иван Иванович Бецкой запрещал академикам брать частные заказы. Поэтому, едва получив в 1765 году звание академика, в 1766-м Рокотов уже покидает Петербург ради Москвы, и остаток жизни будет писать то, что мы и можем увидеть на его выставке.
Портрет Петра III. 1762
Антропов А.П.Холст, масло242 x 174,5
Русский музей
Аннотация
Великий князь Петр Федорович (1728–1762) – немецкий принц Карл Петр Ульрих, сын герцога Гольштейн-Готторпского Карла Фридриха и дочери Петра I Анны Петровны, с 1761 российский император Петр III. Свергнут с престола в результате дворцового переворота 1762 и убит в Ропшинском дворце под Петербургом.
Парадный портрет императора свидетельствует о большом профессиональном мастерстве живописца, умении скомпоновать фигуру в рост среди аксессуаров царственной обстановки с троном, регалиями царской власти, в роскошной мантии, с традиционной колонной. Император изображен одетым в мундир лейб-гвардии Преображенского полка, с офицерским нагрудным знаком и орденом святого Андрея Первозванного.
Биография автора
Антропов А.П.
Антропов Алексей Петрович (1716, Санкт-Петербург – 1795, Санкт-Петербург)
Живописец, портретист.
Учился в Петербурге у А.М. Матвеева и Л. Каравакка (с 1732). С 1739 работал в «живописной команде» Канцелярии от строений у И.Я. Вишнякова. В конце 1750-х брал уроки у П. Ротари. Участвовал в выполнении декоративных росписей дворцов в Петербурге и его пригородах (1744-1750), в Москве, Андреевского собора в Киеве (1752-1755).
С 1761 до конца жизни — главный художник Синода (надзиратель за живописцами и иконописцами). Имел частную школу живописи, в которой занимался Д.Г. Левицкий.
Портреты, созданные мастером в традициях европейского парадного портрета, продолжают традиции парсуны, развивают стилистическую линию отечественного примитива с его яркой непосредственностью и правдивостью образов. Много работал и в области камерного портрета.
Версии об убийстве
По одной из версий убийцей называли Алексея Орлова. Известны три письма Алексея к Екатерине из Ропши, из них два первых существуют в подлинниках.
Из этих двух писем исследователи поняли, что отрёкшийся государь внезапно занемог. Насильно лишать его жизни гвардейцам не потребовалось ввиду скоротечности тяжёлой болезни.
В третьем письме говорится о насильственном характере смерти Петра III:
Третье письмо является единственным известным на сегодняшний день документальным свидетельством об убийстве низложенного императора. До нас это письмо дошло в копии, снятой Ф. В. Ростопчиным. Оригинал письма был якобы уничтожен императором Павлом I в первые дни его царствования.
Итоги деятельности
Как показала история, голштинский герцог не годился к государственному управлению. Биография Петра 3 была полна сложностей и испытаний. Тяжелое детство, а также неумелое воспитание морально искалечили молодого человека.
Неуравновешенный характер сказался и на политике государя в годы его непосредственного правления.
В целом Петр придерживался курса своего знаменитого деда и почившей тетушки Елизаветы. Однако отсутствие грамотного планирования посеяло в сердцах народа неуверенность в завтрашнем дне.
Наступление на права крепостных настроило против Петра крестьян. Попытки отобрать земли — церковь. Неумелая противоречивая политика — дворянство. Не в восторге была и армия. Правитель совершенно не уважал ни солдат, ни офицеров, стараясь перекроить устройство войск и насадить в рядах прусские порядки.
Для внутренней жизни страны в глобальном отношении за полгода правления Петра ничего не изменилось. Международная арена была совсем другим делом.
Последней каплей, которая переполнила чашу терпения, оказалась неграмотная и откровенно губительная внешняя политика. Петр III стал ненавистной фигурой.
Именно благодаря этому, а также безволию и неготовности государя к сопротивлению, заговорщики добились легкого успеха.