«портрет екатерины 2» рокотов, картина 1763 года

Алексей антропов. картины с названиями. (1716—1795)

Ярлыки

  • «Вирсавия»
    (1)
  • «Даная»
    (1)
  • «Девочка с персиками»
    (1)
  • «Девушка освещенная солнцем»
    (1)
  • «Кружевница»
    (1)
  • «Ночной дозор»
    (1)
  • «Пётр на смертном ложе»
    (1)
  • «Портрет неизвестной в тёмно-голубом платье»
    (1)
  • «Последний день Помпеи»
    (1)
  • 18 век
    (9)
  • Академия хкдожеств
    (1)
  • Академия художеств
    (1)
  • Александр Македонский
    (2)
  • Алексей Петрович Антропов
    (2)
  • амулеты
    (1)
  • анималист
    (1)
  • анималистический жанр
    (1)
  • Антон Лосенко
    (1)
  • Анубис
    (1)
  • Апеллес
    (1)
  • архитектура
    (1)
  • барокко
    (2)
  • богиня Хатхор
    (1)
  • Брюллов К.П. Автопортрет
    (1)
  • Брюллов Карл
    (1)
  • Бурлаки
    (1)
  • бытовой жанр
    (1)
  • В.А. Тропинин
    (1)
  • Валентин Серов
    (4)
  • Василий Андреевич Тропинин
    (1)
  • Великий сфинкс
    (1)
  • Виргилиус Эриксен
    (1)
  • Вишняков Иван
    (1)
  • Гентский алтарь
    (1)
  • Георг Кристов Гроот
    (1)
  • Геродот
    (2)
  • Гертье Диркс
    (1)
  • Гиза
    (1)
  • Гор
    (1)
  • Горький
    (1)
  • графиня Юлия Самойлова
    (1)
  • грифоны
    (1)
  • Губерт ван Эйк
    (2)
  • Д.Г. Левицкий
    (1)
  • Дашур
    (1)
  • Джордж Стаббс
    (1)
  • Джосер
    (2)
  • Древний Египет
    (8)
  • Египет
    (1)
  • Екатерина II
    (1)
  • Елизавета Петровна
    (1)
  • Ермолова
    (1)
  • Женский портрет 18 века
    (1)
  • живописец Иван Аргунов
    (1)
  • живопись
    (3)
  • Живопись Нидерландов
    (1)
  • Живопись Нидерландов 15 века
    (2)
  • жизнь и творчество
    (1)
  • И. Е. Репин
    (2)
  • И.Е. Репин «Царевна Софья»
    (1)
  • И.Е. Репин за границей. «Садко в подводном царстве»
    (1)
  • Иван Аргунов
    (2)
  • Иван Никитин
    (3)
  • идущие вброд
    (1)
  • изображение Мадонны
    (1)
  • изображения лошадей
    (1)
  • Икона «Ангел Златые власы»
    (1)
  • Илья Репин
    (1)
  • Имхотеп
    (1)
  • интимный портрет
    (1)
  • Иоганн Фридрих Гроот
    (1)
  • Исаак Ильич Левитан
    (1)
  • искусство портрета
    (1)
  • историческая живопись
    (1)
  • исторические картины
    (1)
  • исторический жанр
    (1)
  • история жизни и любви Рембрандта и Саскии
    (1)
  • история создания Русского музея
    (1)
  • К.Е. Маковский
    (1)
  • канопы
    (1)
  • Каравакк
    (1)
  • Карл Брюллов
    (2)
  • картина «Бурлаки на Волге»
    (1)
  • картина «Воскрешение дочери Иаира»
    (1)
  • классицизм
    (1)
  • классицизм. Карло Расстрели
    (1)
  • конный монумент
    (1)
  • Константин Тон
    (1)
  • Коровин
    (1)
  • Красная пирамида
    (1)
  • крепостной художник
    (2)
  • критический реализм
    (1)
  • Левитан
    (1)
  • Левицкий
    (1)
  • Ломаная пирамида
    (1)
  • Лоренс Альма-Тадема
    (1)
  • Луи Токке
    (1)
  • М.И. Козловский
    (1)
  • Мазини
    (1)
  • Мари Анн Колло
    (1)
  • Мари Луиза Элизабет Виже-Лебрен
    (1)
  • Медный всадник
    (1)
  • Медум
    (1)
  • Мемфис
    (1)
  • Микерин
    (1)
  • Михаил Микешин
    (1)
  • мумия
    (1)
  • набережная
    (1)
  • Наполеон Бонапарт.
    (1)
  • натюрморт
    (1)
  • Невский проспект
    (1)
  • немес
    (1)
  • Нидерланды
    (4)
  • Никитин Иван
    (1)
  • О. А. Кипренский
    (1)
  • острохарактерные народные типажи
    (1)
  • Павел Федотов
    (1)
  • памятник А.С. Пушкину
    (1)
  • памятник Екатерине Великой
    (1)
  • парадные портреты
    (1)
  • парадный портрет
    (1)
  • парадный портрет Петра III
    (1)
  • пейзаж
    (1)
  • Пётр III
    (1)
  • пирамида
    (1)
  • пирамида Микерина
    (1)
  • пирамида Хеопса.
    (1)
  • пирамида Хефрена
    (1)
  • Пирамиды
    (3)
  • площадь Искусств
    (1)
  • поздний академизм
    (1)
  • Портрет
    (1)
  • портрет А.С. Пушкина
    (1)
  • портрет графини М.А. Румянцевой
    (1)
  • портрет Е.С. Авдулиной
    (1)
  • портрет Иды Рубинштейн
    (1)
  • портрет императрицы Елизаветы Петровны
    (1)
  • портрет Сары Фермор
    (1)
  • портрет статс-дамы А.М. Измайловой
    (1)
  • Портрет супругов Арнольфини
    (1)
  • портретист
    (2)
  • портреты
    (2)
  • портреты Екатерины II
    (1)
  • портреты Петра I
    (1)
  • портреты Саскии
    (1)
  • портреты светских красавиц
    (1)
  • портреты смольнянок
    (1)
  • прерафаэлиты
    (1)
  • приветствие
    (1)
  • придворный живописец
    (1)
  • реализм
    (2)
  • Рембрандт ван Рейн
    (2)
  • Репин И.Е.
    (2)
  • Риччи Себастьяно
    (1)
  • Рождество Христово
    (1)
  • рококо
    (4)
  • Рокотов
    (1)
  • романтизм
    (2)
  • русский классицизм
    (1)
  • Русский музей в СПб
    (2)
  • русский пейзаж
    (1)
  • русский реализм
    (1)
  • Санкт-Петербург
    (3)
  • саркофаг
    (2)
  • Саския ван Эйленбюрх
    (1)
  • Северное возрождение
    (2)
  • Северное возрождение.
    (1)
  • сентиментализм
    (1)
  • сердаб
    (1)
  • Серов Валентин
    (2)
  • скарабей
    (1)
  • скульптор М.К. Аникушин.
    (1)
  • скульптура
    (2)
  • Снофру
    (2)
  • список литературы
    (1)
  • строительство пирамиды
    (1)
  • сфинксы
    (1)
  • Таманьо
    (1)
  • Титус ван Рейн
    (1)
  • учеба в Академии художеств
    (1)
  • Ф.С. Журавлёв
    (1)
  • фараон
    (4)
  • фараон Хеопс
    (1)
  • фараоны четвёртой династии
    (1)
  • Хеб-сед
    (1)
  • Хендрикье Стоффельс
    (1)
  • Хеопс
    (4)
  • Хефрен
    (1)
  • Химеун
    (1)
  • Хкдожник-баталист В.В. Верещагин
    (1)
  • Хуфу
    (1)
  • Чемесов
    (1)
  • Чудеса света
    (1)
  • Шаляпин
    (1)
  • Этьен Фальконе
    (1)
  • Юсуповы
    (1)
  • Ян ван Эйк
    (4)
  • Ян ван Эйк — портретист
    (1)
  • XIX век
    (2)
  • XV век
    (4)
  • XVIII век
    (2)

1.Внутренняя политика

Направления деятельности Результаты
Совершенствование системы государственного управления, становление эпохи Просвещённого абсолютизма. Ослабление роли Сената, он стал не законодательным, а административным органом власти( 1763)1764-упразднение гетманства на Украине, создание Малороссийской коллегии.1775- губернская реформа. Страна была разделена на губернии, которые делились на уезды. Не стало провинций.1782- была проведена городская  реформа, созданы управы благочиния, произведено административное деление городов.Во главе – приставы и квартальные надзиратели.

Принят Устав благочиния — об устройстве аппарата полиции.

1785 – Жалованная грамота городам, по которой уточнено сословное деление городов, значительно совершенствовалось местное самоуправление.

1791- в Польше была принята конституция.

Совершенствование законодательной системы 1767-1768- работа Уложенной  комиссии. «Наказ» Екатерины. Стремление кодифицировать систему права самодержавного государства.
Усовершенствование финансовой системы страны как одной из основ экономики 1768- введение ассигнаций, т.е. бумажных денег1772- было положено начало банковской системы в России, образован Государственный банк.
Дальнейшее укрепление и совершенствование армии. 1779- был основан Черноморский флот.1787- создание Черноморского казачьего войска.
Проведение продворянской политики. 1765- создание Вольного экономического общества, приобщение помещиков к рыночным отношениям.Винокурение объявлено монополией дворян.1785-«Жалованная грамота дворянству».Век Екатерины 2 -« золотой век русского дворянства», отменена обязательная служба.Щедрая раздача дворянам чинов, земель, наград.
Дальнейшее усиление крепостничества. 1765-Указ о праве помещиков ссылать крестьян на каторгу1767- крестьянам запрещено жаловаться на помещиков — подавать челобитныеЖестокое подавление любого недовольства народа: в 1771 г. подавлен чумной бунт, в 1775- пугачёвское восстание.1775- положен конец казачьей вольнице, упразднена Запорожская Сечь.1783- было установлено крепостное право на Украине.
Развитие экономики России. Было положено начало свободной предпринимательской деятельности в РоссииВ 1775- указ о свободе предпринимательства, отмене торговых и пошлинных монополий.
Ослабление роли церкви 1764- указ о секуляризации церковных и монастырских земель1773- принят закон о терпимости вероисповеданий.
Борьба с инакомыслием, критикой существующих порядков в стране. Екатерина 2 не допускала критики  в адрес своего правления.Был заточён в Шлиссельбургскую крепость Новиков, издатель журнала « Трутень», отправлен в ссылку А.Радищев, автор        «Путешествия из Петербурга в Москву».
Развитие культуры. 1764- начало собрания коллекции Эрмитажа в Зимнем дворце Петербурга1773- начало развития балета в России, открыты «танцевальные классы» в Москве — будущее хореографическое училище.1776- положено начало будущему Большому театру- Медокс создал московскую театральную труппу.Расцвет творчества Д.И.Фонвизина, в 1782- первая постановка « Недоросля».В 1783г. княгиней Е.Дашковой была основана Российская академия.

Развитие книгопечатания.

С 1783г. частным лицам было разрешено заводить типографии. Однако в 1792г. Екатерина 2 закрывает все частные типографии.

1790- вышла в свет книга А.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», за которую автор был отправлен в ссылку.

Развитие образования 1764-положено начало женского образования в России( «Воспитательное общество благородных девиц»)1782-1786- проведена реформа образования.Положено начало государственной системе образования, хотя и носило образование сословный характер.1764-открыто училище при Академии художеств.1772- коммерческое училище.

Жизнь до замужества

Дата рождения Екатерины Второй (полное имя — принцесса София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская) — 2 мая 1729 года. Будущая царица родилась в немецком городке Штеттине. Ее отец был местным губернатором, его происхождение — Ангальтский дом. Мать принадлежала герцогской семье Гольштейн-Готторпы, откуда родом был король Дании, Швеции и Норвегии Кристиан I, правивший в XV веке. Кроме того, мать приходилась двоюродной теткой будущему российскому императору Петру III.

Могла принцесса породниться и с российским престолом — ее дядя должен был жениться на дочери Петра Первого Елизавете, но умер до венчания.

Жизнь будущей Екатерины Великой изменилась в 1743 году. Российская королева Елизавета Петровна озаботилась поиском невесты для наследника Петра III и припомнила неудавшуюся свадьбу. Возможно, это склонило ее к выбору молодой принцессы. В 1744 году 15-летнюю Софию Фредерику пригласили в Россию для венчания с Петром III.

Сразу по приезду в страну принцесса начала активно изучать русский язык и традиции, историю, православие. Девушка воспринимала Россию как новую родину и стремилась как можно больше узнать о ней. Занимаясь по ночам у открытого окна, София тяжело заболела воспалением легких, но отказалась от приглашения лютеранского священника. Вместо этого она послала за православным проповедником. Эта ситуация и любовь к России выгодно отличали невесту от ее будущего мужа, презиравшего свое будущее государство и открыто преклонявшегося перед Пруссией.

9 июля София Августа приняла православие и крещение. Отныне она носила имя Екатерины Алексеевны, взяв отчество, как у Екатерины I. На следующий день произошло обручение. Свадьбу сыграли через год: невесте было 16 лет, жениху — 17.

Дворцовый переворот и восхождение на престол

После венчания с Петром III в жизни будущей российской императрицы ничего не изменилось – она продолжала посвящать себя самообразованию, изучать философию, юриспруденцию и сочинения всемирно известных авторов, так как супруг не проявлял к ней интереса и открыто развлекался с другими дамами на ее глазах. После 9 лет брака, когда отношения между Петром и Екатериной окончательно разладились, царица родила наследника престола Павла, которого у нее сразу отобрали и не давали с ним видеться.

Павел I, сын Екатерины II. Художник Александр Рослин / easyArt

Тогда в голове Екатерины Великой созрел план по свержению своего супруга с престола. Она тонко, четко и расчетливо организовала дворцовый переворот, в чем ей помог английский посол Уильямс и канцлер Российской империи – граф Алексей Бестужев.

Вскоре выяснилось, что оба доверенных лица будущей российской императрицы ее предали. Но Екатерина не отказалась от этого замысла и нашла новых союзников в его исполнении. Ими стали братья Орловы, адъютант Федор Хитров и вахмистр Григорий Потемкин. Участвовали в организации дворцового переворота и иностранцы, которые выделили спонсорскую помощь для подкупа нужных людей.

Портрет Екатерины II на коне. Художник Виргилиус Эриксен / Петергоф

В 1762 году императрица была готова к бесповоротному шагу – она отправилась в Санкт-Петербург, где ей присягнули гвардейские части, которые к тому времени были уже недовольны военной политикой императора Петра III. После этого он отрекся от престола, был заключен под стражу и вскоре погиб при неизвестных обстоятельствах. Через 2 месяца, 22 сентября 1762 года, София Фредерика Августа Анхальт-Цербстская была коронована в Москве и стала российской императрицей Екатериной II.

Екатерина II в Царскосельском парке

Сентиментальные настроения коснулись и изображения монархини. Портрет Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке (1795, ГТГ — на фоне Чесменской колонны, второй вариант — ГРМ, на фоне Румянцевского обелиска), как теперь достоверно известно, не был заказан императрицей. Он был сделан как апробация таланта художника с целью представления во дворец, вернее всего, по идее, замыслу и разработанной программе все того же Львова. Императрица написана не с натуры (как, впрочем, и всеми русскими мастерами).
Известно также, что работу Боровиковского она не одобрила. Здесь сошлись неудачные для художника обстоятельства. «Знакомство» Екатерины с портретом совпало с ее раздражением на Державина, возвеличившего Суворова в оде «Песнь Ея Императорскому Величеству Екатерине II на победы графа Суворова-Рымникского».
Боровиковский получил за портрет лишь звание назначенного , а не академика, о чем мечтали члены державинско-львовского кружка (звание академика художник получил позже).
Портрет из собрания Государственного Русского музея возник по заказу Румянцевых, отсюда вместо Чесменской колонны Кагульский обелиск в честь побед Румянцева-Задунайского. Написанный в начале XIX века портрет более сух, с подчеркнутой светотеневой моделировкой и тщательной выписанностью деталей.
Боровиковский создал необычный для того времени портрет. Екатерина представлена на прогулке в Царскосельском парке в шлафроке и чепце, с любимой левреткой у ног. Не Фелицей, не богоподобной царицей, сошедшей с небес, предстает она перед зрителем, а простой «казанской помещицей», которой любила казаться в последние годы жизни.
Напомним, что именно в этом образе запечатлел ее и Пушкин в своей великой «повести о чести» «Капитанской дочке» (как раз в 1820-е годы гравер Уткин исполнил гравюру с портрета Боровиковского; творение Боровиковского благодаря гравюре обрело как бы вторую жизнь и имело большой успех).
Образ кисти Боровиковского ничем не напоминает нам «Екатерины-законодательницы»: так за десятилетие изменяются художественные вкусы — от классицистического возвышенного идеала к почти жанровой сентиментального толка трактовке образа простой сельской жительницы
А.Пушкин «Капитанская дочка»
глава 14 «Суд»-отрывок
«На другой день рано утром Марья Ивановна проснулась, оделась и тихонько пошла в сад. Утро было прекрасное, солнце освещало вершины лип, пожелтевших уже под свежим дыханием осени. Широкое озеро сияло неподвижно

Проснувшиеся лебеди важно выплывали из-под кустов, осеняющих берег. Марья Ивановна пошла около прекрасного луга, где только что поставлен был памятник в честь недавних побед графа Петра Александровича Румянцева.
Вдруг белая собачка английской породы залаяла и побежала ей навстречу

Марья Ивановна испугалась и остановилась.
В эту самую минуту раздался приятный женский голос: «Не бойтесь, она не укусит». И Марья Ивановна увидела даму, сидевшую на скамейке противу памятника.
Марья Ивановна села на другом конце скамейки. Дама пристально на нее смотрела; а Марья Ивановна, со своей стороны бросив несколько косвенных взглядов, успела рассмотреть ее с ног до головы.
Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую…»
P.S. Маша рассказала свою историю этой женщине, которая, как оказалось впоследствии, была императрицей Екатериной II.
Позже, под влиянием элегических воспоминаний, возникших при виде опустевшего Царского Села, поэт Державин пишет стихотворение ”Развалины”. (1797)
В условной, зашифрованной форме, объяснявшейся боязнью вызвать гнев нового царя, ненавидевшего все, что было каким либо то ни было образом связано с его матерью, он рисует меткими живыми штрихами когда-то виденную им сцену:
А тут прекрасных нимф с полком
В прогулку с легким посошком
Ходила…
По мягкой мураве близ вод…
На восклицающих смотрела
Поднявших крылья лебедей.
На памятник своих побед
Она смотрела: на Алкида,
Как гидру палицей он бьет…”
Здесь присутствуют все детали, изображенные на портрете Боровиковского : и ”легкий посошок” , с которым идет Екатерина ”близ вод” , и ”мягкая мурава” на аллее, и лебеди, и памятник ”Алкиду” – А. Г. Орлову, который подразумевался под именем древнегреческого героя.

Kартины Третьяковской галереи
Copyright 2008 nearyou.ru

Биография Владимира Боровиковского

Владимир Лукич Боровиковский

Художник Владимир Лукич Боровиковский родился в июле 1757 года в городе Миргороде, в семье иконописца Луки Ивановича Боровиковского. Дядя Владимира Боровиковского был иконописцем, иконописцами, впоследствии, стали и братья художника.

Первым учителем живописи будущего художника стал его отец, однако Владимир Лукич выбрал иную стезю – поступил в Миргородский казачий полк и почти десять лет отдал воинской службе, дослужился до чина поручика и подал в отставку.

Выйдя в отставку Владимир Боровиковский с увлечением расписывает местные храмы, пишет иконы. В этот период художник знакомится с поэтом и драматургом В.В. Капнистом, которому расписывает дом в Кременчуге. Этот дом посетила императрица Екатерина II и была поражена убранством дома. Художника представили Екатерине и императрица повелела Боровиковскому быть в Санкт-Петербурге.

В 1788 году Владимир Лукич переезжает в столицу, некоторое время живет в доме Н.А. Львова, который знакомит живописца с Г.Р. Державиным, Е.И. Фоминым, И.И. Хемницером и Д.Г. Левицким, который становится первым настоящим учителем живописи будущего портретиста.

Творчество художника – это, в основном, камерный портрет. В женских образах – камерный сентиментальный портрет, в котором художник стремится не только к сходству с оригиналом, но и к поиску идеала женской красоты. Не красоты внешней, а красоты духовной.

В 1795 году Боровиковский был удостоен звания академика, в 1803 году – советника Академии художеств.

В последние годы Владимир Лукич вернулся к религиозной живописи, написал несколько икон для ещё строящегося Казанского собора, писал иконостас для церкви смоленского кладбища, давал уроки живописи начинающим художникам, стал учителем для Алексея Венецианова.

Умер художник в апреле 1825 года, его прах был погребен на Петербургском Смоленском кладбище. Всё своё имущество Владимир Лукич Боровиковский завещал нуждающимся.

Картины художника Владимира Лукича Боровиковского

Портрет императрицы Екатерины II в парке

Портрет Е.Н. Арсеньевой

Портрет генерал-адъютанта графа Петра Александровича Толстого

Анна Сергеевна Безобразова

Портрет Е.В. Родзянко

Портрет Павла Семеновича Масюкова

Портрет Павла I

Портрет князя А. Б. Куракина

Портрет императрицы Марии Фёдоровны

Портрет Елены Александровны Нарышкиной

Портрет княгини Маргариты Ивановны Долгорукой

Портрет Павла I в костюме гроссмейстера Мальтийского ордена

Портрет графа Григория Григорьевича Кушелева с детьми

Портрет великой княжны Марии Павловны

Портрет графини Анны Ивановны Безбородко с дочерьми Любовью и Клеопатрой

Портрет великой княгини Елены Павловны

Портрет княгини К.И. Лобановой-Ростовской

Портрет Варвары Алексеевны Шидловской

Портрет Тёмкиной Лизы

Портрет Марии Ивановны Лопухиной

Русская Минерва

Важно было не только победить врагов, но и эффектно преподнести свои достижения. Много сил и средств тратилось для прославления побед России над Османской империей и успехов в освоении завоёванных земель. Расходы на «таврический» вояж Екатерины II и её двора составили баснословную сумму в 10 миллионов рублей.
Частью создания имиджа справедливой воительницы была и живопись

С 18 века практика изображения монархов в образе богов стала общепринятой в королевских домах Европы, и Россия не отставала от моды. На портрете Екатерина изображена в полный рост, в тени оливы на фоне боевого походного шатра, в элегантном стальном корсете. При этом меч с изящной рукоятью в виде головы орла убран в ножны, перевитые лавровой ветвью. Об этом дополнительно напоминает надпись на щите: «И меч твой лаврами обвит, не обнажён, войну пресёк».
Надо отметить, что кроме аллегорических деталей вполне реальными элементами являются цепь высшего и первого по времени учреждения русского ордена — Святого апостола Андрея Первозванного и роскошно прописанная шёлковая муаровая лента ордена Святого Георгия I класса. К слову, копия этого полотна, также кисти Левицкого, экспонируется в Ульяновском областном художественном музее.
Вероятнее всего, Левицкий писал портрет не с натуры, а следовал сложившемуся и высочайше утверждённому типу портрета, созданному ещё одним крупным мастером Фёдором Степановичем Рокотовым (1735−1808).

Расходы на «таврический» вояж Екатерины II и её двора составили баснословную сумму в 10 миллионов рублей.
Частью создания имиджа справедливой воительницы была и живопись. С 18 века практика изображения монархов в образе богов стала общепринятой в королевских домах Европы, и Россия не отставала от моды. На портрете Екатерина изображена в полный рост, в тени оливы на фоне боевого походного шатра, в элегантном стальном корсете. При этом меч с изящной рукоятью в виде головы орла убран в ножны, перевитые лавровой ветвью. Об этом дополнительно напоминает надпись на щите: «И меч твой лаврами обвит, не обнажён, войну пресёк».
Надо отметить, что кроме аллегорических деталей вполне реальными элементами являются цепь высшего и первого по времени учреждения русского ордена — Святого апостола Андрея Первозванного и роскошно прописанная шёлковая муаровая лента ордена Святого Георгия I класса. К слову, копия этого полотна, также кисти Левицкого, экспонируется в Ульяновском областном художественном музее.
Вероятнее всего, Левицкий писал портрет не с натуры, а следовал сложившемуся и высочайше утверждённому типу портрета, созданному ещё одним крупным мастером Фёдором Степановичем Рокотовым (1735−1808).

Смещение мужа и коронация

9 июля 1762 года Екатерина Алексеевна тайно уехала из Петергофа, в котором готовился праздник по случаю именин Петра Федоровича, в Санкт-Петербург. Там ей тут же присягнули на верность правительственные органы, гвардия и население, несколько полков были отправлены в Петергоф.

Петр III сперва сопротивлялся, но уже к вечеру сдался и на следующий день подписал отречение от престола. Он был отправлен под стражей в Ропшинский дворец, где умер, спустя неделю, при странных обстоятельствах. Официальная версия гласит, что причиной смерти стали геморроидальные колики, неофициальная — императора убили по приказу Екатерины.

Поскольку император не оставил завещания, наследником могла стать как его жена, так и 7-летний сын Павел. Для обоснования своих прав Екатерина II ссылалась на желание подданных. Коронация произошла в Москве 3 октября 1762 года.

Уход за волосами: деревянный гребешок, череда и чистотел

Практически все описания внешности Екатерины свидетельствуют о «необычайной красоте, блеске и густоте её волос». Возможно, здесь ключевую роль сыграли гены императрицы. Однако доподлинно известно, что уходу за своей роскошной шевелюрой она уделяла много времени и внимания.

По воспоминаниям слуг, «царица любила простые деревянные гребни, гладко обточенные и без прикрас. Вечером, много реже в полдень, когда приходил куафер убирать её волосы, следовало подать отвар череды и чистотела. В этот отвар императрица макала гребень и бережно расчёсывала им волосы…»

«И правильно делала!» — сказали бы современные трихологи, так как деревянные расчёски с гладкими зубцами не травмируют волосы и кожный покров головы. А в настое череды присутствуют флавоноиды и марганец, которые укрепляют волосы и ускоряют их рост.

Д. Левицкий «Екатерина II — законодательница в храме богини Правосудия» (1783)

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Савинов А. Н. Алексей Петрович Антропов // Русское искусство: Очерки о жизни и творчестве художников XVIII века. — М., 1952
  • Сахарова И. М. Алексей Петрович Антропов. 1716—1795 / И. М. Сахарова. — М.: Искусство, 1974
  • Чайковская О.Г. «Как любопытный скиф…»: Русский портрет и мемуаристика второй половины XVIII века. – М.: Книга, 1990
  • Михайлова К.В. О некоторых портретах А.П. Антропова // Сообщения Государственного Русского музея. Вып. 5. – Л., 1957
  • Молева Н., Белютин Э. Живописных дел мастера. Канцелярия от строений и русская живопись первой половины ХVIII века. – М., 1965
  • Лебедев Г. В. Русская живопись первой половины ХVIII века. – М., 1938
  • Коваленская Н.Н. А.П. Антропов // История русского искусства / Под ред. И.Э. Грабаря. Т. 5. – М.: Академия наук СССР, 1960
  • Ильина Т.В. Русское искусство XVIII века. – М.: «Высшая школа», 1999
  • Евангулова О.С. Кареев А.А. Портретная живопись в России второй половины XVIII в. – М.: Из-во Московского университета, 1994
  • Государственный Русский музей. Живопись. XVIII век. Каталог. Т. 1. – СПб., 1998
  • Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Живопись XVIII века. – М.: Изд-во «Красная площадь», 1998

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, , 

Алексей Антропов: картины художника


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

4/5 — (2 голоса)

Личная жизнь

Личная жизнь Екатерины II имеет яркий характер и до сегодняшних дней вызывает заинтересованность. Уже в молодости императрица стала приверженной к «свободной любви», что оказалось следствием ее неудачного брака с Петром III.

Екатерина II и Петр III / Национальный музей Швеции

Любовные романы Екатерины Великой отмечены чередой скандалов, а список ее фаворитов содержит 23 фамилии, о чем свидетельствуют исследования авторитетных «екатериноведов». Институт фаворитизма негативно сказывался на государственном устройстве того времени. Он способствовал коррупции, неверным кадровым решениям и падению нравов.

Самыми известными любовниками монархини стали Григорий Орлов, Александр Ланской, Григорий Потемкин и Платон Зубов, который в 20-летнем возрасте стал фаворитом 60-летней Екатерины Великой. Исследователи не исключают, что любовные связи императрицы были ее своеобразным оружием, с помощью которого она осуществляла свою деятельность на монаршем престоле.

Граф Григорий Орлов / Третьяковская галерея

Известно, что у Екатерины Великой было трое детей – сын от ее законного мужа Петра III – Павел Петрович, Алексей Бобринский, рожденный от Орлова, и дочь Анна Петровна, которая в годовалом возрасте умерла от болезни.

Годы заката жизни императрица посвятила заботе о внуках и наследниках, так как была в натянутых отношениях с сыном Павлом. Она хотела передать власть и корону старшему внуку Александру, которого лично готовила к монаршему престолу. Но ее планам не суждено было случиться, так как ее законный наследник узнал о замысле матери и тщательно подготовился к борьбе за трон. В будущем любимый внук императрицы все-таки вступил на престол, став императором Александром I.

Алексей Бобринский, незаконнорожденный сын Екатерины II / Эрмитаж

Екатерина Великая в быту старалась оставаться неприхотливой, она была равнодушна к модной одежде, но увлекалась рукоделием, резьбой по дереву и кости. Ежедневно любимому занятию она уделяла послеобеденное время. Императрица сама вышивала, вязала, однажды лично сделала выкройку костюма для внука Александра. Царица обладала литературным даром, который реализовывала в написании пьес для придворного театра.

Несмотря на то, что в молодости императрица приняла православие, она интересовалась идеями буддизма. Екатерина учредила должность главы ламаистской церкви Восточной Сибири и Забайкалья. Правительница была официально признана воплощением просветленного существа восточной религии – Белой Тары.

Кавалеры ордена Святого Георгия 18 века

Интересно проследить количество награждений за службу и храбрость в 18 веке. Высокая военная награда для офицеров вручалась нечасто. Орден Святого Георгия I класса вручался лишь восемь раз (не считая самой Императрицы). К примеру, генерал-аншеф граф Алексей Григорьевич Орлов в 1770 году за Чесменское сражение был награждён орденом Святого Георгия I класса: «За храброе и разумное предводительство флотом и одержание знаменитой при берегах Ассийских над турецким флотом победы и совсем оной истребивший». И получил почётное право присоединить к своей фамилии приставку «Чесменский».
В царствование Екатерины Великой орден Святого Георгия II класса, состоявший из аналогичного большого креста на широкой шейной ленте и звезды, жаловался только 33 кавалерам, в чинах не ниже генерал-майора и контр-адмирала. Последних было всего два: Самуил Карлович Грейг (1770 год) и Фёдор Фёдорович Ушаков (1790 год).
Орден Святого Георгия III класса, представлявший собой крест меньшего размера на шейной ленте, с 1770 по 1796 год были вручены 120 раз. В большинстве случаев орден Святого Георгия III класса вручался полковникам и генерал-майорам, но за исключительные подвиги этой высокой наградой было пожаловано три капитана и шесть майоров.
Младший IV класс, состоящий из такого же креста на ленте, но в петлице с левой стороны мундира, как можно понять из динамики предыдущих классов, вручался чаще всего. В XVIII веке сухопутным и флотским офицерам, а также генералам и адмиралам было вручено всего около 1287 орденов Святого Георгия IV класса.
С 1770 года по 1796 год приблизительно половина орденов Святого Георгия IV класса было пожаловано за боевые заслуги. Остальные были выданы за беспорочною выслугу 25 лет и совершение 18 морских кампаний (каждая кампания считалась приблизительно по полгода, проведённых в море). Почему же выслуга лет приравнивалась к совершению боевого подвига? Потому что в реалиях XVIII века прослужить в офицерских чинах такое количество лет было не меньшим подвигом, чем отличиться на поле брани.

Детство и юность

Родилась Екатерина II 2 мая (21 апреля по старому стилю) 1729 года в Пруссии в семье губернатора Штеттина князя Цербстского и герцогини Голштейн-Готторпской. Несмотря на богатую родословную, семья принцессы не имела значимого состояния, но это не помешало родителям обеспечить домашнее обучение для дочери. При этом будущая российская императрица на высоком уровне выучила английский, итальянский и французский языки, овладела танцами и пением, а также получила знания об основах истории, географии и богословии.

В детстве юная принцесса была резвым и любопытным ребенком с выраженным «мальчишеским» характером. Она не проявляла ярких умственных способностей и не демонстрировала свои таланты, но помогала матери в воспитании младшей сестры Августы, что устраивало обоих родителей. В юные годы мать звала Екатерину II Фике, что означает маленькая Федерика.

Екатерина II в молодости. Художник Луи Каравак / Гатчинский Дворец

В 15 лет стало известно, что принцесса Цербстская была выбрана Елизаветой I в качестве невесты для наследника Петра Федоровича, который впоследствии стал русским императором Петром III. Принцессу и ее мать тайным образом пригласили в Россию, куда они отправились под именем графинь Рейнбек.

Девушка сразу принялась изучать русскую историю, язык и православие, чтобы более полно узнать о своей новой родине. Вскоре она перешла в православие и была наречена Екатериной Алексеевной, а на следующий день обручилась с Петром Федоровичем, который приходился ей троюродным братом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: