Чесменский бой (иван константинович айвазовский) 1848 г

Чесменское сражение

Приближённые к Екатерине II братья Григорий и Алексей Орловы убедили императрицу открыть фронт против Османской империи в Средиземноморье. Речь шла о поддержке восстания православных народов на Балканах и направлении в Средиземное море русских эскадр. 

В 1769 году из Балтики в направлении средиземноморских владений Турции вышли две военно-морские эскадры под общим командованием графа Алексея Орлова.

  • Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский
  • РИА Новости

Летом 1770-го русские моряки обнаружили турецкий флот на рейде Чесменской бухты. Он насчитывал 16 линейных кораблей, шесть фрегатов и около 50 вспомогательных судов с 1430 орудиями. Общая численность объединённой русской эскадры была почти в два раза меньше: девять линейных кораблей, три фрегата, один бомбардирский корабль, а также 17 других судов и транспортов с общим вооружением около 740 орудий.

Турецкий флот был выстроен в две дугообразные линии. На первой из них находились десять линейных кораблей, на второй — шесть линейных кораблей и шесть фрегатов. Остальные суда стояли за второй линией.

Командующий одной из русских эскадр адмирал Григорий Спиридов предложил подвести российские корабли под прямым углом к турецким и нанести удар по авангарду и центру первой линии неприятельского построения. После этого следовал удар по второй линии. Таким образом, план Спиридова подразумевал  отказ от традиционной для того времени тактики, когда корабли выстраивались в линию параллельно силам противника, чтобы избежать риска попадания под продольный огонь османских судов при сближении.

5 июля 1770 года в Хиосском проливе начался первый этап Чесменского сражения. Русская эскадра построилась в кильватерную колонну. Головным шёл корабль «Европа», за ним — «Святой Евстафий», на котором держал свой флаг командующий авангардом адмирал Спиридов. Орлов находился на линейном корабле «Три Иерарха». Около 11 часов русская эскадра развернулась влево и почти под прямым углом начала сближаться с противником.

  • Морское сражение в Хиосском проливе 5 июля 1770 года. Гравюра
  • РИА Новости

Российские суда атаковали турецкий флагманский корабль «Реал-Мустафа». Во время абордажного боя между «Евстафием» и «Реал-Мустафой» турецкий флагман загорелся. В итоге оба корабля взорвались. Спиридов вовремя покинул борт «Евстафия» и продолжил исполнять свои обязанности, тогда как управление османским флотом после гибели флагмана было нарушено. Под сильным российским огнём турки спешно отошли в Чесменскую бухту. Инициатива перешла к русским морякам.

6 июля российское командование провело военный совет, на котором было принято решение сжечь турецкий флот. К Чесменской бухте был направлен бомбардирский корабль «Гром». Тем временем русские моряки начали готовить четыре брандера — судна, наполненных горючими материалами и взрывчаткой для подрыва или поджога неприятельских кораблей.

В ночь на 7 июля 1770 года группа русских кораблей вошла в Чесменскую бухту, атаковав турецкий флот и береговые батареи. После того как в перестрелке были уничтожены два турецких корабля, в бухту были заведены брандеры. Один из них, под командованием лейтенанта Дмитрия Ильина, смог подойти к 84-пушечному османскому кораблю и поджечь его. Команда брандера отступила на шлюпке, а турецкое судно взорвалось. Его горящие обломки разлетелись по всей бухте и вызвали пожар на османском флоте.

  • Григорий Андреевич Спиридов (1713—1790), адмирал. Репродукция портрета работы неизвестного художника. Государственный исторический музей
  • РИА Новости

К утру было сожжено и потоплено 15 турецких линейных кораблей, шесть фрегатов и свыше 40 вспомогательных судов. Линейный корабль «Родос» и пять галер были захвачены. Русские не потеряли ни одного корабля. На этой стадии сражения турецкие потери в живой силе составили около 10 тыс. человек. На российской эскадре погибли 11 моряков.

Описание полотна

Эта картина является первым крупным произведением Айвазовского, написанным в жанре батальной живописи. Она описывает главным момент сражения — взрыв турецкого линкора и пожар, охвативший турецкий флот. Айвазовский не ставил перед собой цель достоверно точно описать ход морского сражения. Перед ним стояла задача подчеркнуть мощь и величие русского флота. Для этого живописец отступил от исторической действительности и изменил расположение кораблей на картине. Главным на полотне становится изображение пожара, который придает полотну мажорный вид.

Произведение Айвазовского стало лучшим описанием морского сражения, в котором художнику удалось соединить героизм, торжество победы и драматизм происходящего события.

На переднем плане полотна Айвазовский изобразил флагманский корабль «Три иерарха», недалеко от него расположены военные суда «Ростислав» и «Европа». В левой части стоит судно «Не тронь меня». Внутри бухты горят и взрываются турецкие корабли. Во все стороны разлетаются обломки, в воде плавают остатки такелажа.

От взрыва начался сильный пожар, который полностью уничтожил линейный флот турок. Айвазовский изобразил грандиозное пугающее зрелище — огромные корабли взрываются, горят и тонут.

От алого пламени поднимается густой черный дым, который смешивается с облаками и плотной пеленой закрывает небо. Сквозь дымовую завесу пробивается лунный свет. Кажется, что луна спокойно наблюдает за тем, что происходит внизу.

На остатках затонувшего судна пытаются спастись турецкие моряки. Они взывают о помощи. Их единственная надежда на спасение — плен, который не даст им погибнуть в сумрачных водах.

Девятый вал. 1850 г.

Иван Айвазовский. Девятый вал. 1850 г. Русский музей, Санкт-Петербург. Wikipedia.org

“Девятый вал” – самое известное кораблекрушение Айвазовского.

Рассвет. На отломанной мачте – горстка спасшихся моряков. Они герои. Которые противостоят грозной стихии. Драма. Но не трагедия. Айвазовский был оптимистом. Поэтому большая волна проходит стороной. Художник оставляет несчастным шанс на спасение.

В состоянии шторма волны у Айвазовского выглядят особенно эффектно. Посмотрите, насколько прозрачна волна.

Вам может показаться, что такую картину создают долгие месяцы. Но Айвазовский был удивительно мастеровит. Свои работы он начинал рано утром. А заканчивал … в полдень. Иногда работал до вечера.

Его не смущало даже присутствие зрителей. Иногда показывал этакий мастер-класс для молодых художников. Создавал на их глазах очередной шедевр. Приводя новичков в шоковое состояние. Ведь чистый холст всего за 1,5 часа превращался в плескающееся море!

С годами Айвазовский не растерял мастерства. Посмотрите на его работу “Корабль среди бурного моря”. Созданную 37 лет спустя после “Девятого вала”.

Иван Айвазовский. Корабль среди бурного моря. 1887 г. Государственный Эрмитаж, г. Санкт-Петербург

Преклонный возраст не помешал Айвазовскому изобразить потрясающе красивую воду. Как вы понимаете, эта картина также создана за несколько часов.

Особенности «Чесменского боя»

«Чесменский бой» Айвазовского наглядно демонстрирует нам прорыв русского флота в Чесменскую бухту. На заднем плане можно заметить тонущие турецкие корабли. Здесь мастерски показан контраст тёмной воды и пламени. Отблески огня озаряют дым, который словно бы смешивается с облаками.

Если взглянуть на передний план картины, заметим флагман русского флота «Три Иерарха», к которому направляется шлюпка брандера Дмитрия Ильина. За «Тремя Иерархами» расположены корабли «Европа» и «Ростислав», а позади них слева – «Не тронь меня». Конечно, в реальности корабли не стояли так близко друг к другу, но именно за счёт «сдвигания» композиции Айвазовский добился максимального эффекта – картина стала гораздо более насыщенной эмоционально, нежели у его предшественника.

Благодаря цветовым контрастам визуальным центром картины кажутся вовсе не русские корабли, а горящий турецкий флот. Он озарён светом пламени, которое создаёт некий адский пейзаж в сочетании с бледным лунным светом и тёмной водой.

К флагману русской эскадры «Три иерарха» подходит шлюпка, на которой находится экипаж брандера генерала Ильина

«Чесменский бой» Ивана Константиновича Айвазовского позволяет нам перенестись во времени, словно вживую увидев жуткую и одновременно вдохновляющую картину. Полотно, как и сама битва, стало символом доблести русских воинов, силы русского флота и мужества моряков. Именно «Чесменский бой» позволяет увидеть ужасы и жуткую красоту морского сражения.

Популярные сочинения

  • Сочинение по рассказу Судьба человека Шолохова Шолохов наполнил трагизмом свое произведение «Судьба Человека». Рассказ посвящен событиям, происходившим в годы Второй Мировой Войны. Произведение пропитано ужасом и несправедливостью
  • Человек в творчестве Горького — сочинение (11 класс) Горький как автор всегда старался поговорить с читателем о различных темах, но они все, так или иначе, касались человека или человеческой личности. Он говорил о том, что быть человеком
  • Анализ «Слово о полку Игореве» (9 класс) Слово о полку Игореве — наследие русского народа, повествующее о походе на половцев, проведённом князем Игорем в 1185 году. История возникновения произведения неточна, неизвестна. Различные источники могут утверждать

Сочинение по картине Айвазовского “Чесменский бой” — Сочинения, рефераты, доклады на все темы

У казаков была старинная забава, они любили собираться толпой и штурмовать крепость, которую делали из снега, эта традиция осуществлялась в последний день масленичной недели.

Этот момент и запечатлел на картине Суриков, посмотреть на такое яркое и красочное представление пришло много людей. Все они одеты по-праздничному, женщины надели свои лучшие платки с огромными цветами, мужчины подпоясались новыми поясами, все они одеты тепло, на них теплые шубы и меховые ушанки.

Подробнее…

Сочинение по картине Перова “Спящие дети”

Картину “Спящие дети” великий живописец Василий Григорьевич Перов написал в далеком 1870 году. Известное полотно относится к числу лучших работ автора и оценивается высоко во всем мире, как простыми ценителями искусства, так и профессиональными критиками. Картина написана достаточно просто, без лишних изысков.

Учитывая стиль написания, произведение относят к реализму, столь любимому художником. Глядя на это полотно, зритель с первой же секунды переносится в сельскую жизнь, типичную для того времени.

Подробнее…

Сочинение по картине Кустодиева “Земская школа в Московской Руси”

Знаменитый русский художник Борис Михайлович Кустодиев живо интересовался историей своей родины. И не просто интересовался, а в своих полотнах воссоздавал быт и нравы русичей. Известны его исторические портреты. Не менее знаменита картина “Земская школа в Московской Руси”, написанная художником в 1907 году.

На картине изображена обычная земская школа. В старой Руси устройство школ было таково, что на одного учителя определялось от 6 до 12 учеников. Вот и здесь мы видим семерых мальчиков, которые старательно обучаются грамоте. Пятеро из них сидят за столом и старательно перьями выводят буквы. Лица ребят сосредоточены. Видно, что они стремятся познать основы наук.

Подробнее…

Сочинение по картине Ван Гога “Портрет Папаши Танги”

Жюльен-Франсуа Танги сыграл важную роль в жизни парижских художников-импрессионистов. Он продавал им краски в своей небольшой лавке, но иногда, понимая, что в силу тотального безденежья те не могли расплатиться за товар, предлагал необходимое в обмен на картины. За добродушие и отзывчивость художники ласково называли Танги папашей.

Очарованный безмерным обаянием папаши Танги, Ван Гог написал его портрет. Существуют три версии этой картины: первая получилась в темных тонах, на второй отчетливо виднелось влияние японской живописи, третья оказалась самой удачной.

Подробнее…

Сочинение по картине Шишкина «В лесу графини Мордвиновой. Петергоф»

Эту картину великий русский пейзажист Шишкин написал в 1891 году. Полотно посвящено удивительной красоте нашей природы. Главный герой – это еловый лес, могучий и дремучий.

Высокие ели тянутся к небу и растут так близко друг к другу, что когда смотришь вглубь леса, кажется, что там непроглядная темень. Именно поэтому создается ощущение чего-то таинственного, загадочного и страшного.

Еловый лес своими мощными корнями окутал все пространство и никого не пускает в свои владения. По этой причине вся земля покрыта только зеленым мхом и серым лишайником.

Подробнее…

Сочинение по картине Крамского “Христос в пустыне”

Картины на религиозные темы занимают большое место в творчестве художников всех времен и народов. Сцены из Библии, мотивы, навеянные библейскими историями всегда волновали воображение мастеров искусства. Одним из значимых моментов истории Христа, является его пребывание в пустыне.

Христос отправился туда для того, чтобы решить, как ему жить дальше. Картина “Христос в пустыне” написана И. Крамским в 1872 году.

Подробнее…

Сочинение по картине Васнецова «Богатыри»

Картина «Богатыри» написана на сюжет русских былин и древних летописей. Три могучих героя, сидя на своих конях, остановились в раздумье. Куда ехать дальше? Что там ждет впереди, не враги ли опять замышляют напасть на наши земли?

Все эти богатыри чем-то похожи друг на друга. Каждый из них очень силен и смел в бою. Каждый отлично владеет мечом и луком со стрелами. Каждый готов в трудную минуту прийти на помощь к своим товарищам, защитить слабого, отстоять справедливость. Однако по своему характеру эти былинные воины очень сильно различаются.

Подробнее…

«А он, мятежный, просит бури…»

Перед началом войны с турками императрица Екатерина ΙΙ не без гордости отмечала: «У меня в отменном попечении ныне флот, и я истинно его так употреблю, если Бог велит, как он ещё не был». Действительно, корабельный состав был значительно пополнен и перевооружён. Но, увы, по пути из Балтики в Средиземное море, корабли в обеих русских эскадрах выходили из строя, садились на мели, матросов сотнями косили болезни, и пришлось даже нанимать членов команд в Дании и Англии. Всё же дошли.

21 апреля 1770 года русские моряки заняли крепость Наварин. Это было крупным успехом, но скоро Орлов получил известие, что к Наваринской бухте на всех парусах спешит весь огромный турецкий флот. Адмирал Григорий Спиридов и капитан 1 ранга Сэмюэль Грейг посоветовали не ждать врага у берега, а дать ему бой в море. Алексей Орлов прислушался к мнению опытных флотоводцев и написал Екатерине ΙΙ о принятом решении: «Лучшее из всего, что можно будет сделать… нападения морскою силою». Взорвав Наваринскую крепость, во второй половине мая русская эскадра вышла в открытое море — искать противника.

Из архива
Адмирал Григорий Спиридов.

О авторе

Иван Константинович Айвазовский (настоящая фамилия Айвазян) – знаменитый русский художник-модернист и баталист родился 29 июля (17 июля) 1817 года в Феодосии в Крыму. Его отец — армянский купец по фамилии Айвазян (Гайвазовский). Он дал при крещении сыну имя Ованнес, что соответствует русскому Иоанну. Мать художника звали Рипсиме Айвазян.

Айвазовский был меценатом и коллекционером. Кроме того, художник занимал несколько «должностей»: он был и действительным тайным советником и почетным членом различных академий, в том числе и в Европе, а также занимал пост живописца при Главном морском штабе.

Айвазовский обучался в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, где занимался написанием пейзажей в классе М. Воробьева. В 1840 г. знаменитого тогда в России живописца отправили в Италию в качестве командировки. Именно здесь он практиковал свои художественные способности в написании баталий. Это помогло ему создать шедевр «Чесменский бой» в 1848 году, а в 1850 «Девятый вал». Тем не менее Айвазовский был страстно влюблен в свою родную Феодосию. Он вернулся сюда и продолжил писать. Благодаря ему здесь появилась рисовальная школа, библиотека и картинная галерея.

Живописца не стало в 1900 году 19 апреля (старый стиль). Его похоронили в Феодосии, на территории одной из армянских церквей, имеющей название Сурб Саркис.

Сочинение-описание картины Айвазовского «Чесменский бой»

Чесменское сражения является героическим эпизодом в истории войны между турецким и русским морскими флотами, что была на протяжении 1768-1774 гг. С 25 июня на 26 1770 г., ночью, российским суднам удалось «запереть» турков и разгромить вражеской флот. Во время боя героически погибли 11 русских моряков, а убито было врагов примерно 10 000 человек. Эта победа считается беспримерной за всю истории сражений русского флота.Художник Иван Айвазовский, естественно, не принимал участия в этой героической битве, но нарисовал уникальное творение искусства, в котором очень хорошо показал гордость и радость моряков русского флота. Полотно было создано художником 1848 года. В связи с этим картина относится к творчеству великого мариниста. Это зрелище батальное, пронизанное драматизмом и страстной патетикой. Художник на этом произведение живописи показал блестящее мастерство, уникальную технику исполнения, чему на протяжении долгих лет учился в К.П. Брюллова. Впервые глянув на картину, чувствуется радостное волнение от блестящего фейерверка.Сосредоточившись на деталях эскиза заметно сюжет полностью. Сражение, как и по истории, проходит в ночное время суток. На переднем плане, художник показал славных героев русского флота, а на заднем изображены турецкие корабли в огне, которым уже нет спасение. Присмотревшись, можно увидеть много обломков судов, а на них беспомощные матросы. Части корабля охваченные дымом и огнем, что отлетают при взрыве, превращаются в огромный костер над морскими волнами. Автор создал оригинальное сочетания трех стихий природы, которые вместе создали трагический фейерверк, что завораживает взгляд. Видно радость и гордость за родной флот, ведь живописец сам переживал моменты сражения во время создания.

Вероятно, Айвазовский был последним художником, который смог настолько грамотно представить в русской живописи романтическое направление. Полотно «Чесменский бой» находится на самих славных страницах истории флота России.

  • Картина известного русского художника Ивана Билибина, который один из первых рассмотрел проблему иллюстраций детской литературы. На сегодняшний день сложно представить себе… Подробнее…
  • Билибин постоянно тяготел к иллюстрированию разного рода былин и сказаний. «Иллюстрация к былине Вольга» выполнена в орнаментальном графическо-декоративном исполнении, которая… Подробнее…
  • Иллюстрирование «Белой уточки», ровно как и еще шести сказок, знаменательно тем, что Билибин смог разработать и активно внедрить в свое творчество особую технику рисунка – тушь,… Подробнее…
  • Каждый из нас помнит чудесные русские сказки, которые он читал в детстве. Со временем они совершенно изменялись. Люди рассказывали их друг другу, добавляя что-то свое и этим… Подробнее…
  • Перед нами иллюстрация к знаменитой сказке. Билибин – настоящий мастер, сумевший передать особую красоту этого удивительного жанра. Сказки позволяют нам погрузиться в мир полный… Подробнее…
  • И.Грабарь один из русских художников-живописцев 19-20 веков, его учителями были такие известные личности как И.Репин и П.Чистяков. Больше всего мастер любил изображать на своих… Подробнее…
  • Будучи некогда неверующим, психика Гения кардинально изменилась, и он обратился в веру. Эти изменения сразу же выразились в его творчестве – странные образы объединились с… Подробнее…
  • Иван Константинович Айвазовский – знаменитый русский живописец-маринист. В картине “Радуга” нашли отражение романтическое мировосприятие мастера, его восхищение необъятной,… Подробнее…
  • Художники братья Ткачёвы, Сергей Петрович (1922) и Алексей Петрович (1925) приобрели значи­тельную известность ещё в середине прошлого века. Художники имеют многочисленные… Подробнее…
  • Судьба талантливой художницы Зинаиды Васи­льевны Серебряковой сложилась счастливо и одно­временно трагически. Родившись в семье Лансере-Бенуа, в которой было несколько поколений… Подробнее…

Среди волн. 1898 г.

Иван Айвазовский. Среди волн. 1898. Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского, г. Феодосия, Крым. izi.travel.

“Среди волн” – самая большая картина Айвазовского. 285 на 429 см. Как вы думаете, сколько писал ее художник? Несколько лет? Долгие месяцы?

10 дней! И это в свои 80 лет! Правда за эту работу Айвазовский чуть не поплатился своим здоровьем.

Чтобы написать верхнюю часть, он поднимался на деревянный помост. Но однажды забылся и начал двигаться спиной назад, чтобы оценить написанное. Он полетел вниз… К счастью его успел подхватить слуга. А иначе травмы было бы не избежать.

“Среди волн” очень реалистичная картина. Здесь нет слишком яркой луны. Лишь широкий луч. Нет и эффектно накренившихся кораблей… Хотя нет.. Одна лодка все-таки была.

Когда Айвазовский показал своё творение близким, высказался один из его зятьев, корабельный инженер. Он удивился, как эта хрупкая лодка-скорлупка держится на волнах.

Айвазовский вышел рассерженный. На следующий день шлюпка на картине исчезла. Художник безжалостно ее закрасил.

Есть у него ещё одна похожая работа. Чёрное море. Лишь тёмные волны. Небольшой шторм. Здесь есть и парусник. Вы его видите? (Картина кликабельна).

Иван Айвазовский. Чёрное море. 1881. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва. wikipedia.org

Неожиданный Айвазовский. 3 льва и один портрет

Иван Айвазовский. Львы в пустыне. 1874. Частная коллекция

Три льва, убившие верблюда. Не ожидали такого от мариниста? Казалось бы, совсем не по-Айвазовски. Но приглядитесь.

Разве он здесь не в похожей стихии? Бескрайняя пустыня вместо моря. Погибший от лап львов верблюд. Он словно затонувший корабль под натиском свирепых волн. Только цветовая гамма другая. Не синяя, а желтая.

А ещё Айвазовский писал портреты. Правда среди них нет шедевров. Они были скорее мемуарными. Наиболее известный среди них – портрет второй жены.

Иван Айвазовский. Портрет жены художника. 1894. Феодосийская картинная галерея, г. Феодосия, Крым. Wikimedia Commons.

Этот портрет был написан, когда художнику было за 70. Разница в возрасте со второй женой была 40 лет. Их брак продлился 18 лет.

Красивая, скромная женщина. Которая после смерти мужа хотела лишь уединения. Она проведёт ещё 45 лет своей жизни в полном одиночестве.

***

Однажды на первых курсах обучения в Академии Айвазовский принёс свой рисунок. Учителя были поражены.

Иван Айвазовский. Предательство Иуды. 1834. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва.

Они были уверены, что Айвазовский не сам его нарисовал. А если и сам, то сделал копию с работы какого-то мастера.

Но это не копия. А творение раннего Айвазовского. Оно говорит лишь об одном.

Если бы Айвазовский не родился у моря, если бы он не стал маринистом, он бы все равно стал выдающимся художником.

Только мы бы лицезрели роскошные леса и романтические города. Разнообразные и точно не скучные.

Приглашаю Вас пройти онлайн-тест “Узнайте Айвазовского”.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Особенности картины

Работа рисовалась в два этапа. Основным элементом выступило масло. Сначала были созданы очертания кораблей

Было важно сохранить их структуру, исторически верно изобразив вид. На данном этапе работа перерисовалась двенадцать раз

Айвазовский не мог точно запечатлеть состояние мачт, и крайне переживал по данному поводу. После формировался фон. Огонь, и поднимающееся к небу пламя художник сумел запечатлеть сразу.

Образ матросов, дрейфующих на обломках, художник рисовал пару месяцев. Картина была нарисована за год и три недели, после чего покрыта лаком, и сдана посланнику императора. Торжественное открытие состоялось в Петергофском дворце.

Сочинение по картине Айвазовского «Чесменский бой»

Картина И.К.Айвазовского “Чесменский бой” относится к раннему творчеству художника. Это полотно посвящено одному их сражений периода русско-турецкой войны 1768-1774 годов. Автором запечатлена ночь с 25 на 26 июня 1770 года, когда русский флот окружил и полностью разгромил большую часть турецкого флота. Битва получила название от бухты Чесменской, в которой проходила.

Сам Айвазовский не был участником данных событий, однако передал на полотне историческую ценность этого боя мастерски. На переднем плане мы видим флагман русских войск, а вдалеке пылают остатки турецких суден.

Практически невозможно различить одно турецкое судно от другого, некоторые уже полностью потоплены, другие полуразрушенные корабли еще держатся на плаву, однако и они уже вскоре опустятся на дно. На фоне разбитого турецкого флота русские судна, практически не поврежденные, еще более торжественно возвышаются над водной гладью.

Продолжительная и частая бомбардировка турецкого флота превратила задний фон картины в гущу осколков кораблей, клубов дыма и пламени огня,- от этого горизонта вообще не видно. На переднем плане мы также видим шлюпки с людьми и турецких солдат, плавающих в воде на деревянных обломках кораблей, спасаясь, люди бросались в воду.

Ясное ночное небо полностью заполонил густой и едкий дым, лишь полная и равнодушная луна едва виднеется сквозь него,- спокойствие, тишина моря подчеркивает драматизм события. Природа как бы говорит, что в рамках планеты – это событие лишь ничтожная крупица.

А может спокойствием природы автор хотел немного уменьшить трагизм боя, ведь наверняка, тогда полегло немало солдат и с турецкой, и с русской сторон, также этому способствует отсутствие изображения окровавленных тел, раненных с измученными лицами.

Атака на «пороховых бочках»

Что делать с прижатыми к берегу турками, решал военный совет, созванный Алексеем Орловым. Спиридов, Грейг, Эльфинстон и другие морские офицеры держались одного мнения: сжечь дотла! Так и порешили. Под началом младшего флагмана Сэмюэля Грейга четыре линейных корабля, два фрегата и бомбардирский корабль «Гром», став в линию на входе в Чесменскую бухту, начали непрерывно метать брандскугели в турецкие корабли, один из которых вскоре взорвался и ушёл на дно. Но основной удар по флоту противника был нанесён в ночь с 6 на 7 июля 1770 года.

В бухту вошли четыре брандера, которыми были назначены небольшие греческие торговые суда. В ту эпоху деревянные корабли с пеньковыми канатами и матерчатыми парусами быстро горели факелами, надо было только поднести к ним «спички». Таковыми служили брандеры — малые суденышки, которые под завязку нагружались бочками со смолой или нефтью, к ним также щедро добавлялись пороховые заряды. Брандеры подплывали к судам вражеского флота под прикрытием тумана или ночной темноты. Экипажи прицепляли их к бортам крючьями, после чего зажигали «огнепроводные трубки». Главное было самим успеть сесть в шлюпку и отойти на безопасное расстояние. В команды брандеров отбирали только самых отчаянных моряков: им в буквальном смысле приходилось идти в атаку на пороховой бочке!

Из архива
Карта Чесменского сражения.

Два русских брандера были обнаружены турками и расстреляны на подходе, матросы погибли. Третий по ошибке сцепился с уже горевшим судном. Но четвёртый брандер компенсировал все эти неудачи с лихвой.

Под огнём противника лейтенант Дмитрий Ильин хладнокровно подвёл свою «плавучую мину» к 84-пушечному турецкому кораблю. Команда споро зацепила судно крючьями к неприятельскому борту и быстро покинула брандер. Вскоре мощный взрыв на турецком корабле осветил всю бухту. Множество горящих обломков разлетелись на сотни метров: запылала вся эскадра.

Участник событий писал: «Вода, смешанная с кровью и золою, получила прескверный вид. Трупы людей обгорелые плавали по волнам, и так ими порт наполнился, что с трудом можно было в шлюпках разъезжать». Но пришлось: по русской эскадре был отдан приказ спустить шлюпки на воду. Израненных, обожжённых, перепуганных вражеских матросов русские не добивали — спасали!

Из архива
Гаккерт Я.Ф. Разгром турецкого флота под Чесмой.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: