Картины Константина Савицкого
Картины Константина Савицкого пронизаны восхищением природой, сочувствием к нелегкой судьбе русского крестьянства и искренним интересом к жизни простого люда. За сострадание к обездоленным и угнетенным художника позже назовут «Некрасовым в живописи» и «печальником горя народного». Среди признанных шедевров:
- «Охотник» (1874) — прототипом героя стал Аполлинарий Михайлович Васнецов.
- «Встреча иконы» (1878) — образ Богоматери визуально разделяет присутствующих на тех, кто привез икону и тех, кто пришел помолиться ей.
- «Темные люди» (1882) — после окончания выставки, на которой впервые демонстрировалась картина, художник немного смягчил кровожадные лица героев.
- «На войну» (1888) — после ряда критических замечаний художник переписал картину. Первую версию он разрезал на части.
- «Отец» (1896) — отчаянные, молящие, упрямые глаза отца больного ребенка стали смысловым центром произведения.
- «Инок» (1897) — автору позировал один из учеников художественного училища Пензы. Во время первой русской революции этот молодой человек выстрелит в жандарма.
Для творчества художника характерны умелое объединение множества персонажей в одном произведении, сдержанный колорит. Яркие же, контрастные цвета в его произведениях уравновешивают, а не усиливают друг друга.
Интересные факты
На картине Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу» Константин Савицкий нарисовал всех медведей, но выкупивший шедевр Павел Михайлович Третьяков стер его подпись с холста скипидаром. Художники сумели сохранить дружбу, а справедливый Шишкин отдал часть гонорара за работу своему соавтору.
На онлайн-портале Very Important Lot всегда можно принять участие в тематических аукционах, ознакомиться с работами современных художников и недорого купить оригинальные картины для личной коллекции.
Несколько слов о сюжетной линии картины
Савицкий изобразил на масштабном полотне, представляющем собой многофигурную композицию. события времён Русско-турецкой войны 1877—1878 годов. И хотя здесь не показаны военные действия, но горечь родных и близких, расстающихся с солдатами — призывниками запаса, уходящими на войну, затрагивает за живое каждого зрителя.В основу сюжетной линии художник заложил антимилитаристское настроение. Война – это большое горе, раскрывающее переживания всех героев, изображенных на полотне. Можно увидеть, что люди делятся на несколько групп, в каждой из которых выражено свое настроение. А в целом ощущается одно чувство – отчаяние.
«На войну». (1888 год). Фрагмент. Художник: Константин Савицкий.
Тонко подмеченные автором особенности настроения и характеров людей, присутствующих на перроне, впечатляют зрителя реалистичностью жизненной ситуации. Печально склоненные спины матерей, заплаканные лица жен и сестер; напускное веселье танцующих молодых новобранцев, тревожное напряжение пожилых солдат, которым довелось многое увидеть в своей жизни, в том числе и посмотреть смерти в лицо на поле брани — все они переплелись в единый ком, состоящий из плоти и крови, из страха перед будущим и отчаянием.На платформе уже стоит состав, идущий навстречу неизвестности… А жандармы, стоящие рядом, своим грозным видом словно подтверждают, что расставание с родными неизбежно.
«На войну». (1888 год). Фрагмент. Художник: Константин Савицкий.
Несмотря на то, что на одном полотне изображены разные и по характеру, и по настроению группы людей, картина смотрится единой композицией, которая объединяет всех присутствующих, тем самым увеличивая в разы тяжелое, мрачное настроение. Отсюда и невероятное чувство некой духовной связи персонажей, которых объединяет одна большая беда – война.
Слайд 10 Последний привал 1877—1880 Дерево, масло 80,7 × 109Пермская государственная
войны являлся выбор сюжета, когда чаще всего на картине был
изображен не сам момент военного столкновения, разгар битвы, а эпизоды, предшествующие сражению или следующие за ним.
В работе «Последний привал» как раз показана сцена последующая после военных действий. На переднем плане мертвые люди, не разобрать кто какой национальности, у кого какой чин, все сравнялись едва выпавшим снегом.
Верещагин хотел по достойному продать Балканскую серию, т.к. потратил на них не только время и материалы, но и здоровье.
Князья высказывали сомнения, найдут ли понимание подобные «непатриотические» картины в России. Принял и купил работы Павел Третьяков.
Биография
«На войну», (1888), холст, масло — Государственный Русский музей.
Родился в Таганроге в семье военного врача (село Красный холм, позднее — Бароновка). Был определён на обучение в Таганрогскую классическую мужскую гимназию.
Рано потеряв родителей, был отдан родственниками на воспитание в частный пансион при Лифляндской дворянской гимназии в местечке Биркенруэ Венденского уезда Лифляндской губернии, по окончании которого в 1862 году, К. А. Савицкий поступил в Императорскую Академию художеств в класс исторической живописи. Учился у профессоров Ф. А. Бруни, А. Т. Маркова и П. П. Чистякова.
За время учёбы в Академии награждён семью медалями: в 1868 году три малые серебряные за картину «Шарманщик», в 1869 году большая серебряная за эскиз «Распятие Христа», в 1870 большая серебряная и большая поощрительная за картины «Посещение больного сына» и «Часовой у порохового погреба». В 1871 году за программу «Каин и Авель» награждён малой золотой медалью, после чего отправлен Академией за границу, где по 1874 год получал стипендию Императора Александра II. После посещения художественных академий Дрездена и Дюссельдорфа, жил и работал в Париже, увлекался гравюрой по металлу.
С 1872 года экспонент, с 1878 года — член Товарищества передвижных художественных выставок. В 1878 году выставлялся на Всемирной выставке в Париже, в 1882 на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве.
После трагической гибели жены в феврале 1875 года вернулся в Россию, поселившись в Динабурге, где художник создал несколько своих самых значительных произведений: «Встреча иконы» (1878), «На войну» (1880).
Сыновья: Георгия и Андрея.
Педагогическая деятельность
Пензенское художественное училище имени Н. Д. Селивёрстова.
С 1883 по 1889 годы К. А. Савицкий жил в Санкт-Петербурге и преподавал в Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица. В 1891 переехал в Москву преподавателем в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. С 1894 года руководил в Училище натурным классом. С 1895 года — действительный член Императорской Академии художеств, в 1897 году «за известность на художественном поприще» К. А. Савицкому присвоено звание академика живописи.
Согласно завещанию генерал-лейтенанта Н. Д. Селивёрстова, застреленного в 1890 году в Париже польским социалистом Сигизмундом Падлевским, в собственность городской казны города Пензы перешли 300 тысяч рублей и коллекция собранных генералом книг и картин с условием организации в Пензе художественной школы, которая должна была носить имя наследодателя.
«Портрет Константина Аполлоновича Савицкого». Картина работы Н. К. Грандковского, 1902. Государственная Третьяковская галерея
Первым директором вновь построенной Пензенской картинной галереи и Пензенского художественного училища имени Н. Д. Селивёрстова, поступивших в ведение Императорском Академии художеств и Министерства Императорского Двора в 1898 году, был назначен академик живописи К. А. Савицкий. Художником была разработана собственная программа обучения, внесены изменения в планировку здания, лучшие выпускники Училища зачислялись без экзаменов в Императорскую Академию художеств. Благодаря Савицкому в Пензу были направлены в 1898 году XXVI и в 1901 году XXIX передвижные художественные выставки.
К. А. Савицкий возглавлял Училище до момента своей смерти 31 января (13 февраля) года. Похоронен на Митрофановском кладбище в Пензе.
На войну. 1888
Савицкий К.А.Холст, масло207,5 х 303,5
Русский музей
Пост. в 1897 из Зимнего дворца, Петербург
Аннотация
Показ драматических событий крестьянской жизни, тяготение к созданию больших картин-эпопей, эмоциональная напряженность сцен отличают творчество Савицкого, мастера сложных многофигурных композиций. Важную роль в реалистической направленности его искусства сыграло состоявшееся еще в годы обучения в Академии художеств знакомство с Крамским, ставшим идейным наставником и другом Савицкого. Вскоре после образования Товарищества передвижных художественных выставок Савицкий заявил себя одним из самых активных его членов. Во многом продолжая обличительную линию «шестидесятников», Савицкий в то же время стремился к созданию положительных крестьянских образов.
Эта важная тенденция развития искусства критического реализма 1870–1880-х годов нашла отражение в картине «На войну». Замысел картины был навеян впечатлениями, связанными с русско-турецкой войной 1877–1878 годов. Художник работал над этим огромным по размерам полотном почти десять лет.
Первый вариант картины, дошедший до нас во фрагментах, был закончен в 1880 году, но он не удовлетворил мастера. В течение последующих восьми лет Савицкий трудился над вторым вариантом произведения, достигнув в нем значительно большего художественного обобщения. Типичная для военных лет сцена проводов на войну трактована как народное горе. Художник прежде всего стремится передать настроение безысходности, показать чувства солдат и провожающих их близких в минуту разлуки перед отправкой воинского эшелона. В толпе выделено несколько групп, в каждой из которых по-разному выражено душевное состояние персонажей. В картине нет единого центра, ни одна группа не главенствует, все они внутренне взаимосвязаны, подчинены общей идее и лишь в совокупности полностью ее раскрывают. Художник передает многочисленные оттенки личных человеческих переживаний от исступленного отчаяния женщины, разлучаемой с мужем, до безмолвного горя старухи, припавшей к груди сына. Образ этого немолодого, окруженного семьей, сурового, сдерживающего свои чувства крестьянина отличается убедительной психологической характеристикой. Среди новобранцев особенно выделен молодой солдат, растерянно обернувшийся напоследок к рвущейся к нему жене.
Биография автора
Савицкий К.А.
Савицкий Константин Аполлонович (1844, Таганрог — 1905, Пенза)
Живописец, рисовальщик, гравер; жанрист, иллюстратор. Учился в ИАХ (1862, 1867-1873). Жил и работал в Париже, а в летние месяцы в Оверни и в местечке Вель в Нормандии (1874-1875). Действительный член ИАХ (с 1895), академик (с 1897), член ТПХВ (с 1878, с 1872 — экспонент). Преподавал в ЦУТР барона А. Л. Штиглица (1883-1889), в МУЖВЗ (1891-1897) и в пензенском художественном училище (1897-1905). Основатель и директор этого училища (1897) и создатель Пензенского художественного музея (1898). Участник выставок академических, передвижных, общества русских акварелистов, всероссийских (1882, 1896), Всемирной в Париже (1878). Жил в Динабурге (Литва), Петербурге, Москве (с 1891) и Пензе (с 1897).
Слайд 5 Сюжет композицииСобытия времен Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. На
ее часть, прощание с близкими.
Резервисты, на это нам указывает их
одежда, часть военной формы – штаны или обувь, вместе с обычной гражданской одеждой (4), уходящие на войну разлучаются со семьями (1,2), все это происходит под музыку (3), для «эмоциональной разгрузки».
Художник хотел изобразить последние минуты перед разлукой в разных ее проявлениях, очень эмоционально, ярко, с криком (2) и принятие (1). Резервистами называются военнообязанные граждане государства, которые подлежат мобилизации при необходимости
Константин СавицкийНа войну (фрагменты). 1888Холст, масло. 207,5 × 303,5 смГосударственный Русский музей, Санкт-Петербург
1
2
3
4
Константин Савицкий «На войну», 1888 год
На картине мы видим множество людей, столпившихся на вокзале. Тут и мужчины, и женщины, и городские, и крестьяне, и военные. Кто-то обнимается, кто-то плачет, кто-то лихо отплясывает под скрипку, а кто-то просто задумчиво стоит в стороне.
Что же здесь происходит?
Картина называется «На войну», также у неё есть другие названия: «Отправка новобранцев на войну» и «Проводы на войну».
Константин Савицкий «На войну», 1888 год
Художник изобразил на полотне отправку только призванных солдат на Русско-турецкую войну 1877–1878 годов.
Живописец хорошо отразил сцену расставания призывников на вокзале с родными и близкими.
В центральной части полотна мы видим новобранца, которого двое солдат уводят под руки, насильно оторвав от плачущей жены. Он беспомощно оглядывается и с тоской смотрит на супругу, которая простирает к нему руки. Женщину удерживают родители парня, которые также пришли его проводить.
В образах молодого солдата и его жены художник изобразил те чувства, которые в более сдержанной форме переживают и другие участники этой драмы. При этом большинство из присутствующих погружены в своё собственное горе, поэтому бурная сцена прощания призывника с женой не привлекает внимания окружающих.
На первом плане слева изображена другая семья, в которой бородатый солдат прощается со своими родителями, женой и сестрой. В этой сцене прощание более спокойное и сдержанное. Солдат уже немолод, он думает о тяжёлой жизни без кормильца, которая ожидает теперь его молодую жену и родителей.
Константин Савицкий «На войну», фрагмент
Позади них можно увидеть троих военных, которые решили сплясать напоследок перед отправкой на фронт. Один из них играет на скрипке, а другой — на гармошке. Они в военной форме, то есть уже не являются новобранцами и отправка на войну их особо не напрягает. Возможно, они всю жизнь прослужили в царской армии и даже не имеют семей. Поэтому всеобщее горе их не трогает.
На перроне столпились солдаты, которые уже простились с близкими, а внизу стоят их родные, которые не собираются уходить до самого отправления поезда.
Интересна фигура крестьянина справа. Он как-будто не имеет отношения к всеобщей мобилизации. Его не забирают на фронт, он спокойно стоит у телеги, прикрыв глаза. Видимо он просто нанятый человек, который привёз семью на вокзал из деревни и теперь просто ждёт, когда всё закончится, чтобы поехать обратно.
Константин Савицкий «На войну», фрагмент
От картины веет печалью, тревогой и безысходностью. Художник постарался наиболее ярко передать поведение, а также чувства и эмоции людей в последние минуты перед долгой и тяжёлой разлукой.
Савицкий начал работу над картиной «На войну» в конце 1870-х годов, как раз во время русско-турецкой войны. В 1880 году он представил первый вариант работы на Восьмой выставке передвижников.
Живописец услышал много критики. И хотя были также положительные отзывы, Савицкий решил переписать картину, а первую её версию, как выяснилось через много лет, порезал на части.
Второй, окончательный вариант художник представил на 16-й выставке передвижников.
Сегодня картина хранится в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге.