Пармиджанино мадонна с длинной шеей

Маньеризм мадонна с длинной шеей

Франческо Пармиджанино, Мадонна с длинной шеей

30 июня 2017, Люди

Рисовальщик, живописец и офортист Франческо Пармиджанино работал в Парме и Риме, Болонье и Ка-зальмаджоре. Он являлся одним из ведущих представителей итальянского маньеризма. Творческий метод художника сложился под влиянием произведений Корреджо, Микеланджело и Рафаэля.

Пармиджанино (настоящее имя Маццола) родился в Парме (отсюда и имя художника) и почти всю свою жизнь провел в этом городе, но знаменитая картина «Мадонна с длинной шеей» была написана им после пребывания в Риме, где художник изучал работы Рафаэля и других мастеров.

Главным отличием этой картины являются нарочито удлиненные пропорции фигур персонажей. Художник умышленно придал Мадонне, Младенцу и находящимся рядом с ними ангелам Преувеличенно удлиненные черты, именно это и явилось причиной того, что за картиной закрепилось такое название.

Удлиненные пропорции силуэтов преувеличенно гибки, и ощущение их хрупкости усиливается бледными, почти обесцвеченными колоритами.

Маньеристы, к которым принято причислять Пармиджанино, создали тип придворно-аристократического парадного портрета.

В своем творчестве маньеристы отходят от ренессансной концепции искусства, основанной на гармоничном восприятии человека как совершенного творения природы.

Маньеризм во многом интерпретировал отдельные элементы искусства живописцев Высокого Возрождения.

Приверженцы маньеризма возвели в ранг культа представления о нестатичности мира, его ненадежности, шаткости человеческой судьбы, которая находится во власти иррациональных сил.

Искусство этого направления было тесно связано с придворной позднефеодальной культурой, элитарной по своей сущности, и ориентировано на узкий круг знатоков.

Совершенно особую роль в произведениях этого жанра играет виртуозная эмоциональная линия, нередко приобретающая обособленное значение.

В большей части портретов подчеркивается внутренняя напряженность и самодостаточность персонажей и субъективно-эмоциональное отношение художника к своей модели.

Портреты Пармиджанино создают настроение аристократической замкнутости, в чем-то даже похожей на снобизм, рождают чувство глубокой внутренней тревоги.

Пармиджанино и другие близкие ему по манере художники были, по существу, предшественниками модернистов. Искажения, вносимые ими в картину, вполне осознанны, намеренны и продуманны.

Пармиджанино стремился доказать, что классическая гармония – это не единственный путь в искусстве, проявления красоты многообразны и не исчерпываются простотой и естественностью.

Эта позиция очень близка модернизму, который протестует против очевидности и стремится создать формы, отличные от форм натуры.

Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь

Примечания

  1. ↑ Mater Gonzaga: una dama del Rinascimento ritratta nella Madonna dal collo lungo del Parmigianino.
  2. ↑ По словам Вазари, позднее фигура Святого Франциска была убрана. Фигура этого святого присутствует и на многочисленных рисунках к картине, сделанных художником.
  3. ↑ Само положение о Непорочном зачатии Марии было принято только в середине XIX века. Но дискуссию о нём начали францисканцы во второй половине XV века, особенно горячо этот вопрос обсуждался в Северной Италии.

    С. Дзуффи. Эпизоды и персонажи Евангелия в произведениях изобразительного искусства. — М.: Омега, 2007. — С. 35. — 384 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-465-01501-1.

Работает

Автопортрет в красном берете (1540)

Портрет Галеаццо Санвитале , 1524, Museo di Capodimonte

Пармиджанино был также одним из первых итальянских офортовщиков — техникой, пионером которой в Италии был Маркантонио Раймонди , но которая понравилась рисовальщикам. Хотя техника печати медных пластин требовала особых навыков, легкость, с которой кислота вместо чернил могла воспроизвести спонтанность руки художника, привлекла Пармиджанино, «мастера изящного рисования фигур». Пармиджанино также создавал ксилографии с светотенью , и, хотя его продукция была небольшой, он оказал значительное влияние на итальянскую гравюру . Некоторые из его гравюр были созданы в сотрудничестве с Джованни Якопо Каральо .

Избранные работы

  • Крещение Христа (ок. 1519 г.) — Дерево, масло, 197 x 137 см — Gemäldegalerie, Берлин
  • Алтарь Барди (1521 г.) — Панель, темпера, 203 x 130 см; Церковь Санта-Мария, Барди
  • Святая Варвара (1522 г.) — Дерево, масло, 48 х 39 см — Музей Прадо , Мадрид.
  • Обрезание Иисуса (ок. 1523 г.) — Дерево, масло, 42 x 31,4 см; Детройтский институт искусств
  • Автопортрет в выпуклом зеркале (ок. 1524 г.) — Дерево, масло, диаметр 24,4 см; Художественно-исторический музей , Вена
  • Портрет коллекционера (ок. 1524 г.) — Масло, панель, 86 x 94 см, Национальная галерея, Лондон
  • Портрет Галеаццо Санвитале (1524) — Масло на панели, 109 x 81 см, Museo di Capodimonte , Неаполь
  • Портрет Лоренцо Сибо (1524 г.) — Масло на панели, 126 x 104 см, Государственный музей искусств , Копенгаген
  • Миф о Диане и Актеоне (ок. 1524 г.) — фреска, Рокка Санвитале , Фонтанеллато , провинция Парма
  • Святое семейство с ангелами (ок. 1524 г.) — Масло, панель, 110 х 89 см, Музей Прадо, Мадрид.
  • Антея (ок. 1524–157) — Холст, масло, 135 x 88 см, Museo di Capodimonte, Неаполь
  • Мадонна с младенцем (1525 г.) — Галерея Дориа-Памфили , Рим
  • Видение Святого Иеронима (1526-1527) — Масло, панель, 343 x 149 см, Национальная галерея, Лондон
  • Обращение Святого Павла (ок. 1527) — холст, масло, 177,5 x 128,5 см, Художественно-исторический музей, Вена
  • Святое семейство с младенцем Иоанном Крестителем (около 1528 г.) — Национальный музей Каподимонте, Неаполь
  • Мистический брак Святой Екатерины (1529) — Масло, панель, 74,2 x 57,2 см, Национальная галерея, Лондон
  • Турецкая рабыня ( Портрет дамы ; ок. 1533) — Масло, панель, 67 x 53 см, Galleria Nazionale di Parma
  • Амур делает свою арку (ок. 1533–1535) — Масло, панель, 135 x 65,3 см, Художественно-исторический музей, Вена
  • Мадонна с длинной шеей (1534–1540) — Дерево, масло, 216 x 132 см, Уффици , Флоренция
  • Портрет Пьера Марии Росси ди Сан-Секондо (ок. 1535–1539) — Масло на панели, 133 x 98 см, Музей Прадо , Мадрид
  • Портрет Камиллы Гонзага и ее трех сыновей (ок. 1539–1540) — Масло, панель, 128 x 97 см, Museo del Prado, Мадрид

Франческо Маццола, ПАРМИДЖАНИНО (11 января 1503, Парма — 24 августа / маньеризм

родился Франческо Маццола, более известный по своему прозвищу ПАРМИДЖАНИНО,«житель Пармы» (11 января 1503, Парма — 24 августа 1540, Казальмаджоре)автопортрет— итальянский живописец и гравёр эпохи Возрождения, представитель маньеризма.

Большинство фактов о Пармиджанинох мы знаем благодаря «жизнеописаниям» Джорджо Вазари.

Портрет Малатеста Бальони  Около 1527-1528

Родился в Парме в семье художника. Испытал влияние Рафаэля и Микеланджело, но в первую очередь Корреджо, именно в этом городе создавшего свои главные произведения. Первую картину — «Крещение Иисуса» — Франческо написал в шестнадцатилетнем возрасте.Для творчества Пармиджанино характерны искажённые пропорции и спиральная закрученность поз.

Отдельные части тела преднамеренно вытянуты («Мадонна с длинной шеей»). Подобно остальным художникам-маньеристам, он намеренно стремился вызвать своими произведениями удивление, смущение, изумление и раздражение.

Его живопись наполнена маньеристическими чертами — удлиненные пропорции, некая искусственность в изображении, декоративные эффекты.

С картиной «Мадонна с длинной шеей» у историков нашего времени возникает много вопросов, ответ на которых так и не найден.

В картине изображено, какое либо реальное пространство или оно вымышлено? Где отсутствующая спинка трона, на котором восседает Мадонна? Что за колонна видна на заднем плане? Ответ на эти вопросы может дать только лишь сам художник, предполагается, что Пармиджанино хотел изобразить нереальный мир, использовав при этом самые невероятные композиционные приемы. Одним из самых важных критериев в его работе было создание образа, ничем не перекликающегося с работами других известных мастеров. Он на картине задумывал не сцену семейного счастья, а хотел показать олицетворение одухотворенной красоты. Для большего эффекта художник сознательно искажал пропорции человеческого тела, делал их на вид очень хрупкими и придавал загадочное выражение лица.

В творческом наследии Пармиджанино заметное место занимает портретный жанр. Дошедшие до нас сравнительно немногочисленные портреты его кисти достаточно разнообразны по композиционному решению — Пармиджанино пишет и небольшие погрудные, и поясные портреты, и более торжественные поколенные изображения, наряду с нейтральным фоном может изобразить свою модель в конкретной обстановке.

Пармиджанино оказал на искусство Италии гораздо более значительное влияние, чем большинство художников маньеристического направления. Кроме живописных работ виртуозное мастерство художника Пармиджанино, как графика, проявилось также в его многочисленных рисунках и в первых в Италии офортах.

«Портрет молодой дамы, именуемый “Антея”»

Истории создания этого портрета мы, вероятно, так никогда и не узнаем. Некоторые исследователи говорят о том, что на нем изображена, будто бы, возлюбленная Пармиджанино. Другие считают, что это – некая абстрактная куртизанка. Третьи полагают, что никакой Антеи в действительности не существовало, что она -плод воображения художника, некий собирательно-идеальный образ».

Девушка, изображенная на портрете, замечательна не столько редкостной красотой (подобные покрытые матовой бледностью лица, с бархатными черными глазами и аристократическим очерком рта, вероятно, не были такой уж редкостью по итальянским городам и весям), сколько своей позой и статью.

Художник внушает зрителю, что перед ним – существо высшего порядка. Он поднимает свою модель на пьедестал, и мы не видим последнего лишь потому, что портрет – поколенный.

Портрет знатной дамы,1523,

– один из самых знаменитых портретов. Модный в 30-х годах XVI века Северной Италии (Венеции) головной убор «бальцо», который напоминает мавританский тюрбан. А моделью художник искренне восхищался – предполагают, что это некая Камилла де Росси, жена Джироламо Роллавичино.

Портрет мужчины, 1523

Франческо Пармиджанино

Стилевое направление маньеризм сформировалось к началу 1520 годов на почве творчества итальянских живописцев.

Для мастеров маньеризма мир являлся трагедийным в своей основе, мистическим и непредсказуемым. Отсюда берёт начало высокая степень драматизма образов, преувеличенная экспрессия поз, борьба света и тени.

Пармиджанино, наряду с такими мастерами, как Понтормо и Джулио Романо, является ярчайшим представителем данного направления.

Пармиджанино (настоящее имя – Джероламо Франческо Мария Маццола), родился в 1503годув Парме. Юноша часто посещал пармскую церковь Сан-Джованни Эванджелиста, где был очарован фресками великого Корреджо. Творчество Антонио Корреджо оказало огромное влияние на молодого художника.

Отправляясь в 1523 году в Рим для изучения произведений Микеланджело и Рафаэля, Франческо взял с собой несколько своих картин. Среди них одна была очень необычной: юноша нарисовал автопортрет в виде отражения в выпуклом зеркале.

Антея

Антея (фрагмент)

Картина была представлена папе Клименту VII и очень его поразила. Оценив дар молодого художника, папа поручил ему написать фреску на стене одного из ватиканских залов. Но художник не успел выполнить почётное задание.

В 1527 году войска испанского императора Карла V напали на Рим и разграбили город. Солдаты пощадили молодого художника, и Франческо удалось уехать в Болонью, где он занялся гравюрами со своих рисунков. Здесь судьба вновь решила испытать Франческо: все его рисунки были похищены.

В 1531 году Франческо возвращается в родную Парму, где получает заказ на роспись церкви братства делла Стекката. Живописец не выполнил задание – уничтожил часть непонравившихся ему росписей, за что попал в тюрьму. После клятвенных обещаний выполнить задание Франческо был выпущен на волю.

Но он не схватил в руки кисти, а бежал из города. Поселившись в пригороде Пармы, художник скрывался некоторое время от своих работодателей. Франческо всё больше погружается в мир мистических переживаний, далёких от жизненных реалий.

На смену изысканным образам его ранних картин приходят образы ирреальные, чаще всего непонятные зрителю эпохи Возрождения. Нарушается реальность пространства, искажается перспектива, сознательно игнорируются пропорции.

Сравнивая картины «Мадонна с розой» и «Мадонна с длинной шеей», написанные в разные периоды времени, можно увидеть, как изменился стиль живописца.

Многие связывали подобную трансформацию с увлечением художника алхимией. Может быть поиски философского камня, а возможно, непреодолимое желание создать образ, которого ещё никто никогда не создавал, всё больше отдаляли талантливого живописца от тех вершин, которых он достиг ранее.

Однако этот болезненный разлом реального мира, абстрактная идеальность и недостижимое, и потому так трудно воспринимаемое духовное совершенство его новых образов, послужили основой формирования стиля барокко.

Умер Франческо Маццола в возрасте 37 лет от лихорадки. По другим данным, от отравления химическими веществами, используемыми для алхимических опытов.

Автор статьи: Ольга Пономаренко

Болонья и возвращение в Парму

Он прожил в Болонье почти три года. Примерно в 1528 году он написал Мадонну с младенцем и святыми (Пинакотека, Болонья), затем, позже, в 1528 году, он написал Мадонну кон ла Роза (Дрезден) и Мадонну со Святым Захарией (Уффици). К 1530 году Пармиджанино вернулся в Парму.

В 1531 году Пармиджанино получил заказ на два запрестольных образа святых Иосифа и Иоанна Крестителя из недостроенной церкви Санта-Мария-делла-Стекката . Братство, надзирающее за церковью, назначило ему зарплату и пообещало припасы и материалы; однако к 1535 году проект был незавершенным. В декабре он назначил дона Никола Кассола, священнослужителя Пармана в Римской курии , в качестве своего законного представителя. Пармиджанино уполномочил его собрать 50 золотых скуди от Бонифацио Гоззадини для Мадонны с Иоанном Крестителем и Захарией .

В 1534 году было решено, что Мадонна dal colloungo ( Мадонна с длинной шеей ) будет висеть в часовне семьи Елены Байарди.

Пармиджанино, вероятно, ожидал преемника Корреджо в пользу церкви. Однако в апреле 1538 года , административные офисы в эксплуатацию первоначально Джорджио Гандини дель Граны , затем Джиролам Bedoli , чтобы украсить апсида и хоры из собора Пармы .

Считается, что в это время он стал приверженцем алхимии . Вазари предполагает, что это произошло из-за его увлечения магией . Теперь ученые соглашаются, что научные интересы Пармиджанино могли быть связаны с его одержимостью попытками найти новую среду для своих офортов. В результате своих алхимических исследований он мало работал в церкви. Он был заключен в тюрьму на два месяца за нарушение контракта после того, как Конфратернита единогласно решила запретить ему продолжать посещать свою церковь. Его заменил между 1539 и 1540 годами Джулио Романо , который также быстро отказался от контракта.

Пармиджанино умер от лихорадки в Казальмаджоре 24 августа 1540 года в возрасте 37 лет. Он похоронен в церкви братьев сервитов «обнаженным с крестом из кипарисового дерева на груди».

Среди тех, кто находился под сильным влиянием Пармиджанино, были его двоюродный брат Джироламо Маццуоли и сын Джироламо Алессандро Маццуоли ; Помпонео Амидано ; Джакомо Бертоя ; и Франческо Боргани .

Ранние года

Пармиджанино был восьмым ребенком Филиппо Маццолы и Донателлы Аббати. Его отец умер от чумы через два года после рождения Пармиджанино, а детей воспитывали их дяди, Микеле и Пьер Иларио, которые, по словам Вазари, были скромно талантливыми художниками. В 1515 году его дядя получил заказ от Николо Зангранди на украшение часовни в Сан-Джованни-Евангелисте ; произведение, позднее завершенное молодым Пармиджанино. К восемнадцати годам он уже закончил Алтарь Барди . В 1521 году Пармиджанино был отправлен в Виадану (вместе с художником Джироламо Бедоли, который должен был жениться на своей кузине), чтобы избежать войн между французской, императорской и папской армиями. В Виадане он нарисовал два панно темперой , изображая Святого Франциска для церкви Frati de ‘Zoccoli и Мистическую свадьбу Святой Екатерины для Сан-Пьетро. Он также работал в Сан-Джованни и познакомился с Корреджо , который работал над фресками на куполе .

Мадонна со святой Маргаритой и другими святыми Картина Пармиджанино

Искусство Италии 16-го века
Картина Пармиджанино «Мадонна со святой Маргаритой и другими святыми». Размер картины 222 x 147 см, дерево, масло.
Полное название картины — «Мадонна со святой Маргаритой, апостолом Петром, святым Иеронимом
и архангелом Михаилом». В эволюции маньеризма можно проследить два основных
этапа. Первый из них охватывает 20—30-е годы 16 века и включает в себя
творчество ряда живописцев (в меньшей степени — скульпторов и архитекторов)
римско-тосканского и эмилианского круга. Уже в эти годы маньеризм определяется
как направление, противостоящее передовым, основанным на ренессансных традициях
устремлениям итальянского искусства.

Микеланджело, ряд мастеров Венеции и террафермы решают в обстановке все сгущающейся феодальной реакции новые
проблемы, которые ставила перед ними действительность, тему трагической
сложности взаимоотношений личности и мира, с гуманистических ренессансных
позиций. Сохраняя веру в значительность человека, они развивают и обогащают
принципы ренессансного реализма, воплощая в образной форме наиболее актуальные
идеи своего времени. В то же время приверженцы маньеризма в этот смутный
период пишут картины в основном на библейские сюжеты, больше делая акцент на внешнюю
красивость изображаемых моделей.

Композиционно настоящая картина построена по  принципу
«змеевидно-спиралевидного» непрерывного движения к центру картины, при том, что персонажи
изображаемого на картине события находятся в относительном покое

Принимая во
внимание, что основными действующими лицами многих картин итальянского художника
являются Богоматерь с маленьким Христом, такое композиционное решение вполне
оправдано. В последние десять с небольшим лет своей недолгой жизни Пармиджанино
исполнил три лучшие свои религиозные картины — «Мадонна со святой Маргаритой и
другими святыми» (конец 1520-х), «Мадонна с розой» (начало 1530-х) и
прославленную «Мадонну с длинной шеей» (1534-1540), ставшие его своеобразным
творческим завещанием

История искусства периода маньеризма. Далее →

Сюжет

Взгляд Мадонны устремлён на спящего на её коленях младенца Христа. Его глубокий сон может быть истолкован как намёк на смерть. Один из ангелов держит сосуд, так называемую вазу Гермеса (Меркурия), в алхимии символизирующий начальную стадию, зачатие. Крест на сосуде, ранее красный (теперь он еле виден), означает будущий жизненный путь Христа. Таким образом художник воплощает идею о неразрывной связи жизни и смерти. На дальнем плане видна фигура Святого Иеронима, поющего хвалу Непорочному зачатию. Рядом с Иеронимом вначале был изображён Святой Франциск. Включение этого святого в картину имело определённую смысловую нагрузку: орден францисканцев был одним из активных участников религиозного спора о Непорочном зачатии Марии. Пространство картины построено с искажением перспективы: фигура Иеронима неправдоподобно мала, ряд колонн, тесно прижатых друг к другу, поддерживает пустоту: всё усиливает впечатление нереальности, иррациональности. Длинная шея Мадонны, так же, как и колонна — атрибут Марии со времён средневековья, символизируют её чистоту (лат. collum tuum ut columna — «шея твоя и колонна»).

Овалу лица Марии, очертаниям её тела вторят форма сосуда в руках одного из ангелов, линия его ноги. По словам искусствоведа Пьетро Сельватико, Пармиджанино, «упорно веруя в то, что в самих понятиях удлиненное и волнообразное заключена грация, снабжает изображённые им головы, по правде сказать, изящные, привлекательные и симпатичные, невероятно длинными телами, руками с плавно заострёнными пальцами и ногами, неизвестно где кончающимися». В изогнутой линии, основе композиции, воплощается идеал маньеризма — порождение воображения художника, квинтэссенция изящества, грации, совершенства. Нереальный образ, «самодовлеющая красота» обращается к чувствам и разуму зрителя.

Описание картины Франческо Пармиджанино «Антея»

Знаменитый портрет юной красавицы, который носит название «Антея» уже множество веков не дает ответ на самый главный вопрос: что за девушка изображена на картине известного художника.

По одной из версий, Франческо Пармиджанино был влюблен в знаменитую куртизанку Антею, с которой познакомился пребывая в Риме, и именно она является лицом данного портрета. Изящные наряды из дорогих тканей, опоясывающие шею меха и множество изящных драгоценностей могут указывать на то, что это лишь подарки от мужчин, которые надеются получить согласие на близость от молодой девушки. Знаменитые искусствоведы опровергают эту романтическую гипотезу, т. к. данная одежда и украшения не характерны для куртизанок прошлого века.

Наиболее достоверная историческая версия гласит, что на картине изображена молодая аристократка Антея, которая является дальней родственницей художника. Гипнотический взгляд совсем юной девушки завораживает, будто пытаясь нам что-то сказать. Из исторических источников известно, что этот портрет был написан незадолго до свадьбы Антеи. На ее лице можно рассмотреть сочетание смешанных эмоций, таких как гордость и достоинство за принятие своей судьбы, но в то же время присутствует определенная растерянность перед вступлением в брак в столь юном возрасте, который скорей всего оказался по расчету, а не по любви.

По последней, наиболее скучной версии происхождения картины «Антея» существует мнение, что молодая девушка является всего лишь собирательным образом идеальной красавицы для Пармиджанино. Хрупкое личико, белоснежная кожа, черные большие глаза, изящная шея, утонченная фигура, все эти черты выглядят слегка неестественно на пустом черном фоне, из-за чего и возникают сомнения, а существовала ли эта девушка на самом деле.

Франческо Пармиджанино Мадонна с длинной шеей: Описание произведения

Как и прочим деятелям ренессансного искусства, итальянцу Пармиджанино нередко приходилось иметь дело с написанием сюжетов из жизни Святого семейства. Неоднократно писал он и Мадонну с Младенцем – это были штучные работы, верстовые столбы, помечавшие открытие новых форм отражения его рафинированного взгляда на красоту.

Область поисков Пармиджанино в отношении Богородицы лежала в возвращении ей той неотмирности, которую она утратила стараниями живописцев Возрождения: они предавали ей более человечный, приземленный облик, чем та недосягаемая божественная природа, которой наделяли Мадонну средневековые художники.

Пармиджанино почти всегда пишет своих Мадонн с полуприкрытыми веками, что придает им кротость и целомудрие. Будь то изящная, но «сомнительная» с религиозной точки зрения «Мадонна с розой», с которой тотчас было написано 50 копий (настолько она стала популярной).

Или куда больше приближенная к иконописным стандартам, возвышенная и умиротворенная «Мадонна с младенцем». Также как и аристократично-утонченная «Мадонна с пророком Захарией».

Мадонна с длинной шеей: история создания

Пармиджанино приступил к работе над картиной в 1534 году по заказу Елены Тальяферри, сестры его близкого товарища Энрико Байардо. Задумана она была для семейной капеллы в базилике Санта Мария деи Серви, что принадлежала ордену францисканцев. Спустя шесть лет, на момент смерти художника, работа так и не была окончена.

Проведя еще два года в его мастерской, «Мадонна» все-таки отправилась в капеллу Тальяферри и заняла свое законное место.

По версии Вазари, Пармиджанино не смог дописать картину из-за того, что та его «не вполне удовлетворяла».

Существуют и более современные версии, предполагающие, что таким образом живописец умышленно хотел подчеркнуть невозможность достижения идеала и бесконечность стремления к нему.

По мнению некоторых исследователей, моделью для длинношеей Мадонны стала итальянская аристократка Паола Гонзага. Ранее, в 1524 году, Пармиджанино уже запечатлел высокую покровительницу искусств на фреске «История Дианы и Актеона» в родовом замке графов Санвитале (фамилия Паолы по мужу).

Хозяйка фамильной резиденции предстает на ней в образе Цереры, древнеримской богини плодородия.

Чистая эссенция маньеризма

В стремлении преодолеть зашедшие в тупик клише ренессансной живописи, Пармиджанино прибегает ко всем доступным на тот момент уловкам.

Подобно бунтующему подростку, делающему все наперекор устаревшим взглядам предков, он искажает перспективу (несоизмеримо миниатюрная фигура святого Иеронима у подножия трона, на котором восседает Мария). Сбивает в кучу персонажей на левой стороне полотна, оставляя для равновесия лишь колонну на правой.

Но помещает сцену за пределы земного пространства, где не имеют силы аксиомы Евклидовой геометрии, а всё живое и неживое подчиняется законам нездешней, сверхъестественной грации.

Странным сном спит Младенец на коленях Матери.

Его неестественная поза с ниспадающей, словно вывернутой из плечевого сустава рукой, отсылает к классической иконографии пьеты (от итал. pietà – «жалость») – изображению оплакивания девой Марией мертвого Христа, которого она держит на коленях (1, 2, 3). Так в одной точке встречаются настоящее и будущее: живописец предвосхищает уготованную Христу участь.

Что говорит “Мадонна с длинной шеей” о Пармиджанино, художнике и алхимике

«Мадонна с Младенцем, ангелами и пророком» (еще одно название картины) – своеобразный символ и вместе с тем – итог жизни живописца, апогей его творческого поиска. Здесь он доводит до совершенства фирменную змеевидную грацию и заодно, желая того или нет, задает направление для будущих новаторов, играющих на поле сюрреализма.«Мадонна с длинной шеей» – одновременно оправдательный акт в подшивке прижизненных деяний художника Пармиджанино и приговор ему. Сосуд для алхимических экспериментов в руках одного из ангелов изображен не только затем, чтоб рифмоваться с его обнаженным бедром и отзеркаливать образ Богоматери как бесценный сосуд, что дал жизнь Богочеловеку. Ртуть, для которой предназначается эта «ваза Гермеса», – убийца Пармиджанино-алхимика, так и не нашедшего сил отказаться от идеи найти способ укрощения строптивого текучего металла и, возможно, причина, по которой работа так и не была окончена.

Незавершенный шедевр с вызывающе ассиметричной архитектоникой и доведенной до грани допустимого маньеристской анатомией фигур фиксирует новаторство и талант художника на самом взлете и тут же сообщает о его трагическом падении.

Он же в поисках того, чего найти никогда не мог, потерял время, опозорил свое искусство и погубил жизнь свою и славу».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: