Обучение живописи
В те времена между ювелирами и художниками была настолько тесная связь, что из юношей, увлекающихся рисованием, получались отличные золотых дел мастера. И, наоборот, из ювелирных мастерских выходили талантливые живописцы.
Так получилось и с Сандро. Отучившись у ювелира, в 1462 году Боттичелли стал обучаться живописи у флорентийского художника, чьё творчество относится к раннему периоду Возрождения, Фра Филиппо Липпи. Этот живописец был монахом-кармелитом из обители Кармине, его произведения отличались естественностью и жизнерадостностью. Мастерская Липпи находилась в городе Прато, где художник трудился над росписью собора фресками.
Боттичелли провёл в мастерской Липпи пять лет, пока учитель не уехал в итальянскую провинцию Перуджа, в город Сполето, где в скором времени умер. В Прато у Филиппо Липпи были романтические отношения с монахиней из монастыря. Эта женщина Лукреция Бути родила потом сына Филиппино Липпи, который впоследствии был учеником Боттичелли.
После смерти Липпи Сандро стал обучаться у ещё одного знаменитого итальянского скульптора и живописца Андреа дель Верроккьо, который был учителем самого Леонардо да Винчи. Верроккьо владел мастерской, самой сильной на тот момент во Флоренции. У него Сандро научился анатомически точно передавать человеческую фигуру в сильном движении.
У обоих своих педагогов Сандро обучился живописи периода Раннего Ренессанса. Первые произведения Боттичелли немного похожи на работы Липпи, в них можно заметить такое же богатство деталей и обилие портретов. Тем не менее современники признали в Сандро сильного мастера и отметили своеобразие его картин.
На своих первых самостоятельных полотнах Боттичелли изображал Мадонн:
- «Мадонна с Младенцем, двумя ангелами и юным Иоанном Крестителем»;
- «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами»;
- «Мадонна в розовом саду»;
- «Мадонна Евхаристии».
Уже эти ранние работы художника отличались поэтически овеянными образами и еле уловимой атмосферой духовности.
«Рождение Венеры»
«Рождение Венеры» символизирует миф о соединении материи и животворного духа, вдыхающего в нее жизнь. Совершенствование человеческого рода воплощено в фигуре Оры, протягивающей богине плащ скромности — исторический момент, который очень четко и проникновенно запечатлел итальянский мастер Сандро Боттичелли.
Картины, список которых достаточно обширен, на поздних этапах стали характеризоваться признаками некоторой манерности, так сказать, самолюбованием собственного мастерства. Для нарастания психологической выразительности идет на нарушение пропорций фигур. Известно, что Боттичелли часто заказывали эскизы для гравюр и тканей, но до нашего времени дошла лишь малая часть этих рисунков.
История создания картины
Великое творение Боттичелли, «Рождение Венеры», сегодня размещено в галерее Уффици, куда каждый год стремятся попасть “паломники” искусства, многочисленные туристы и люди, что не могут оставаться равнодушными к живописи. Надо признать, что творение итальянского художника действительно пронизано какой-то мистической притягательностью и изысканностью.
Работу над «Рождением Венеры» Сандро Боттичелли начал в 1482 году, а на её создание живописцу потребовалось четыре года. Сюжет картины был создан по заказу – шедевр предназначался для Лоренцо Медичи, родственника правителя Флоренции.
Поразительно, но по завершению работы над полотном оно не выставлялось, а публика не видела творение около полувека. Вероятно, сам Боттичелли не мог и представить, какой известной станет его работа. В резиденции Медичи «Рождение Венеры» было размещено в спальне, а потому даже гости не могли видеть шедевра.
Сандро Боттичелли, фрагмент картины «Поклонение волхвов» 1475 годМестонахождение: Галерея Уффици, Флоренция, Италия
Происхождение фамилии «Боттичелли»
Нет достоверных данных, откуда произошло прозвище будущего художника – Боттичелли. Существует только несколько версий. Его старший брат Джованни был толстяком и получил кличку «боттичелли» что означало «бочонок». По старшинству Джованни пытался во всём помогать отцу, в особенности на его плечи легло воспитание младшего брата Сандро. Возможно, прозвище просто перешло от старшего брата к маленькому.
По второй версии, у отца семейства был кум – некий «Боттичелло», он занимался ювелирным мастерством. К тому времени старшие сыновья уже хорошо устроились в жизни и помогали родителям (Джованни и Симоне занялись торговлей, Антонио был ювелиром). Глава семьи Мариано Филипепи хотел, чтобы и младший Сандро пошёл по стопам Антонио. Он мечтал, что два брата откроют (пусть и небольшое, но надёжное) семейное предприятие по производству ювелирных изделий. Видя, что младший сын весьма одарённый и способный, но не нашедший до сих пор истинного призвания в жизни, отец решил направить его в ювелирное русло, отдав на обучение к куму Боттичелло.
Так в двенадцатилетнем возрасте Сандро начал изучать ювелирное искусство, которое в дальнейшем сыграло немалую роль в его живописи.
Третья версия связана с братом Антонио, который занимался ювелирным делом. Сандро помогал старшему брату в мастерской, и тот дал ему прозвище Боттичелли, что с флорентийского переводится как «серебряных дел мастер» (правда, в слегка искажённом варианте).
Биография итальянского художника
Настоящее имя Ботичелли — Алессандро ди Мариано Филипепи. Прозвище Боттичелли было унаследовано от старшего брата и в переводе означает «бочоночек».
Флорентиец Сандро Боттичелли, произведения которого вызывают восхищение всего мира, появился на свет в 1445 году в семье дубильщика кожи и был самым младшим сыном. Отец Мариано Филипепи с женой Змеральдой арендовал квартиру, собственная мастерская давала очень скромный доход, поэтому кожевник мечтал удачно пристроить своих сыновей и оставить свое ремесло. В 1458 году Сандро подрабатывал подмастерьем в принадлежавшей его брату ювелирной мастерской. Поднаторев в этом тонком искусстве, требующем уверенности и точности в черчении, вскоре увлекся живописью и через два года записался в ученики к флорентийскому живописцу Фра Филиппо Липпи, у которого проучился до 22-летнего возраста.
Известные произведения Сандро Боттичелли
Фото полотен итальянского художника передают огромнейший талант флорентийца, оставившего яркий след в творческом наследии своей страны. Многие работы Сандро Боттичелли относятся к 1470-м годам, хотя не все они имеют точную датировку. Время написания большей их части определялось путем проведения стилистического анализа.
К этому временному периоду относятся такие полотна как «Поклонение волхвов» (1475), «Св. Себастьян» (1473), «Портрет флорентийской дамы» (1470) и «Портрет молодого человека» (1470). Ориентировочно в 1476 году был нарисован портрет брата Лоренцо Великолепного — Джулиано Медичи, убитого во время заговора 1478 года. Боттичелли тесно контактировал с семьей Медичи — бесспорными правителями Флоренции. Именно для Джулиано художник разрисовал знамя для турнира 1475 года.
Забвение длиною в 300 лет
“Рождение Венеры” далеко не всегда была признана шедевром. До середины 19 века Боттичелли считали второстепенным мастером. Никто не толпился у ног прекрасной светловолосой богини.
Тогда все художники страдали рафаэлеманией. У Боттичелли был младший современник Рафаэль. Который создавал не менее прекрасных Мадонн. И у него было два больших преимущества перед Боттичелли.
Рафаэль создавал свои шедевры масляными красками. Вслед за Леонардо да Винчи. Тончайшие лессировки (полупрозрачные слои краски) делали его героинь более живыми.
В то время, как Боттичелли ещё работал по старой технологии, темперными красками. Они быстро сохли, поэтому накладывались одним слоем. В результате образы получались сухими, безжизненными.
Свою “Венеру” Боттичелли смог лишь слегка оживить за счёт румянца и развивающихся волос.
Слева: фрагмент картины Рафаэля “Сикстинская Мадонна”.
А второе преимущество Рафаэля заключалось в композиции.
Боттичелли иногда критикуют за коллажность его работ. Да, композиция не была его сильной стороной. Порой его герои просто стоят в ряд. Как, например, на знаменитой картине “Весна”.
Сандро Боттичелли. Весна. 1482 г. Галерея Уфицци, Флоренция
Рафаэль же создавал сложнейшие композиции. И в сочетании с красивыми и живыми образами стал образцовым мастером. Которому стремились подражать многие поколения художников.
Рафаэль. Святая Цецилия. 1513-1516 гг. Национальная пинакотека Болоньи, Италия
И вот когда уже каждый жест с полотен Рафаэля был тысячекратно повторен в картинах других художников, часть из них сказали “Хватит!”
И решили посмотреть, как работали художники до Рафаэля. И открыли для себя “Рождение Венеры” и “Весну” Боттичелли.
Так возникло движение прерафаэлитов. То есть тех, кто перенимал техники художников, творивших до Рафаэля.
У них мы видим невероятно красивых и чувственных женщин. Так же, как у Боттичелли, это были музы. Например, Россетти всю жизнь изображал Элизабет Сиддал. А Уотерхаус – Мюриел Фостер.
Слева: Данте Габриэль Россетти. Блаженная Беатриса. 1864-1870 гг. Галерея Тейт, Лондон. Справа: Джон Уильям Уотерхаус. Борей. 1903 г. Частная коллекция
Венера или Мадонна ?
Венера Боттичелли сочетает в себе внешнюю красота богини и внутреннюю красоту Мадонны.
Мы видим взгляд целомудренной, кроткой и нежной женщины. У греческой богини такого взгляда быть не могло. Ведь языческие боги не ведали сострадания. Оно пришло лишь с христианством.
Неудивительно, что этим же прекрасным лицом Боттичелли наделял почти всех своих мадонн.
Фрагменты картин Боттичелли. Слева: Мадонна на троне. 1480 г. Частная коллекция. Справа: Мадонна Магнификат. 1480-1481 гг. Галерея Уфицци.
Причём Боттичелли не выдумал этот образ. Он знал такую женщину. Наделённую удивительным сочетанием внешней и внутренней красоты.
История ее любви и смерти произвела неизгладимое впечатление на художника. Вот она, Симонетта Веспуччи.
Сандро Боттичелли. Портрет молодой женщины. 1485 г. Штедель, Франкфурт-на-Майне
Она была одной из красивейших женщин Флоренции. В неё без памяти был влюблён младший брат правителя этого города-государства, Джулиано Медичи.
Скорее всего, их отношения были платоническими. Она была замужем. Он был благородным рыцарем
Он провозглашал ее дамой своего сердца и отважно дрался на турнирах. Очень романтично
Но их ждала трагедия.
Симонетта умирает от чахотки в 23 года. А Джулиано погибнет два года спустя в день ее смерти. Заговорщик накинулся с ножом на главу династии, Лоренцо Медичи. Джулиано кинулся прикрыть брата. И был насмерть зарезан.
Боттичелли дружил с Джулиано. Поэтому эта история любви и мистическое совпадение дат смерти глубоко его поразили. С тех пор лица Симонетты и Джулиано часто появляются на его картинах.
Личная жизнь
Боттичелли считают одновременно счастливым и несчастным человеком. Он был как будто не от мира сего, пуглив и в то же время мечтателен, отличался фантастичными рассуждениями и алогичными поступками. Его абсолютно не заботило материальное благополучие и богатство. Сандро не выстроил свой дом, у него не было жены и детей.
Но он был безумно счастлив от того, что имел возможность в своих произведениях остановить и запечатлеть красоту. Окружающую жизнь он переделывал в искусство. А искусство в свою очередь стало его подлинной жизнью.
У каждого творца эпохи Возрождения был свой источник вдохновения. Для Боттичелли им стала Симонетта Виспуччи (за неописуемую красоту во Флоренции её называли Бесподобной, Несравненной, Прекрасной Симонеттой). Из платонической любви художника к этой женщине родились шедевры мировой живописи. Причём сама Симонетта не обращала внимания на скромного живописца и даже не догадывалась о том, что стала для него Божеством и идеалом красоты.
Она умерла в 23 года, так и не узнав никогда, что её образ Боттичелли сохранил навеки. Многие искусствоведы утверждают, что после смерти Симонетты Виспуччи на всех картинах Боттичелли изображал только её – в образе Венеры, Мадонн, на самых знаменитых своих полотнах «Рождение Венеры» и «Весна». После смерти первой красавицы флорентийского ренессанса Сандро писал её образ на протяжении 15 лет.
Фрески для Сикстинской капеллы
Свои заказы Сандро Боттичелли, произведения которого приводят зрительскую аудиторию в полный восторг, в основном получал во Флоренции. Одна из самых известных картин — «Святой Себастьян», написана для старейшей городской церкви Санта Мария Маджоре. Полотно, торжественно помещенное на одной из церковных колонн в январе 1474 года, прочно утвердилось в художественной панораме Флоренции. В 1481 году Сандро Боттичелли вместе с Доменико Гирландайо и Козимо Росселли получил приглашение от папы Сикста IV в Рим для написания фресок на боковых стенах только что возведенной Сикстинской капеллы.
В выполненных работах «Исцеление прокаженного и искушение Христа», «Наказание Корея» и «Сцены из жизни Моисея» автор виртуозно решил проблему трактования сложной богословной программы: в полной мере используя композиционные эффекты, истолковал ее живыми, ясными, легкими драматическими сценами.
Последние годы жизни
В конце 1490-х годов скончался Луиджи Медичи, и правлению этой династии пришел конец. К власти пришел заклятый враг этого семейства монах-доминиканец Джироламо Сованарола, который ранее гневно упрекал правящую династию в роскоши и разврате.
Некоторые исследователи творчества эпохи Возрождения считают, что Сандро Боттичелли стал «новообращенным», поскольку резко меняется стиль его творчества.
Но власть монаха Сованаролы была скоротечной, в 1498 году его обвинили в ереси и казнили через сожжение на костре. Но к этому времени слава великого живописца меркнет. Современники пишут, что он «обеднел и зачах», не мог ходить и прямо стоять, поэтому работал очень мало. Произведения, созданные в последние годы жизни – это «Мистическое рождество», «Брошенная», фрески посвященные святым римлянкам, первым христианкам Лукреции и Виргинии.
После 1504 года художник совсем перестал прикасаться к кисти, и если бы не помощь его друзей и близких, то попросту бы умер с голоду.
Сандро Боттичелли, произведения которого являют собой бесценное наследие, воплотившее в себя отблески ушедших времен, — выдающийся живописец эпохи Возрождения, яркая фигура на фоне живописцев периода Лоренцо Великолепного.
«Клевета»
На полотне «Клевета» известного Сандро Боттичелли от 1495 года показан итальянский период эпохи Возрождения. Событие отнесено к 1495 году, посвящено другу автора Сеньягвиди. По сюжету из трактата Лукиана вынесена основная идея, формировавшая главную мысль автора. Название «О клевете» получено из-за настоящих описаний картины художником Древней Греции. Имя творца Апеллес. По простому замыслу, применению аллегорических высказываний происходит формирование творческой концепции. Царь Мидас сидел на троне, изображение ослиных ушей нужно понимать аллегорично, упрекать невежественное отношение, инородные высказывания и странные мнения. Красавица – девушка показывает Клевету, обличенную в вид невинности. Зависть коварно подстрекает данную особу.
Спутница Клеветы — коварная представительница, несущая Обман, как следующее выражение сути замысла. Происходит возвеличивание пороков, а также показано Раскаяние в виде фигуры, облаченной в траурные одежды старой женщины, почти обнаженной. Выступление Истины, смотрящей наверх, впечатляет, возвышает.
«Рождение Венеры»
Рождение Венеры Сандро Боттичелли
Картина «Рождение Венеры» создана в 1482 – 1486 годов итальянским художником, разбирающимся в живописи и красоте холста. Размеры полотна имеют подобие 172,5 см 278,5 см. Сейчас совершается хранение в Уффици – галерее. Биографом Вазари упоминалось, что хранение осуществлялось на территории виллы Кастелло в местечке Флоренции, относящимся к собственности Медичи. Историческая ценность заключается в написании для Лоренцо ди Пьерфранческо – племянника главы, лица Медичи, в собственности которого находилась вилла. Начало события произошло в 1486 году, когда началось авторское творчество.
Моделью для Венеры выступала молодая женщина Веспуччи родом из Портовенере, находящегося на лигурийской побережной территории. Сюжет содержит разные версии творения. Некоторые лица придерживаются мнения создания для знатных современников. Медичи позже стали владельцами и распоряжались по-своему усмотрению.
Божественные характеристики описывают Бога западного ветра с именем Зефир, дыхание которого влечет появление весны, Гомерские встречи. Хлориде Овидий говорит о будущем. Зефира обнимают руками, ногами, проявляя Боголюбие.
Боттичелли знал настоящую греческую письменность, изучал римские тексты, применял навыки в жизни. Библиотечный отдел братьев – художников Маяно имел в распоряжении разную информацию из 29 книг, некоторые из которых были религиозными. Классические варианты изучались. Биография нравилась ученикам.
Флорентийская элита работала с данным материалом. Поэт Полициано описал появление Венеры. Философские советы давал Фичино. Произошло слияние обычной философии с христианским учением. Небесная Венера подобна образу гуманистического милосердия, проявлению любви. Необыкновенная красота похоже на небесные своды. В 1986 году картина была завершена автором, удалялся старый слой лака, нанесенный Боттичелли по окончании работ. Затем состав стал походить желто-коричневую смесь, которую пришлось убрать. Представлено появление на свет Венеры. Голая Богиня легко плывет по воде к берегу, находясь в створке раковины. Ветер гонит все дальше маленький кораблик. Слева на картине показаны сладкие супружеские объятия Хлориды.
Литература
- Гращенков В. Н. Портрет в итальянской живописи Раннего Возрождения. — М., 1996.
- John Graham. Simonetta Vespucci: Daughter of Portovenere and Symbol of the Renaissance. — 1991.
- John Graham. Sandro Botticelli e la rinascita di Simonetta Vespucci. — 1983.
Религиозные | Мадонна делла Лоджиа · Поклонение волхвов · Алтарь Барди · Мадонна и младенец с ангелом · Сцены из жизни святого Зиновия · Мистическое Распятие · Мистическое Рождество · Мадонна во славе |
Портреты | Неизвестный с медалью (1474—1475) · Смеральда Брандини (ок. 1475) · Молодая женщина (1476—1480) · Молодая женщина (1480—1485) |
Другое | Новелла о Настаджио дельи Онести |
Связанные персоналии | Симонетта Веспуччи |
Известность флорентийского живописца
К 1475 году Сандро Боттичелли, произведения которого в большинстве своем написаны на библейские и мифологические темы, стал широко известным и востребованным мастером. Художник писал картины для церквей, создавал фрески, постепенно сменяя перенятую от Филиппо грацию и плоскостную линеарность новым осмыслением объемов и более мощной трактовкой фигур. В отличие от своего первого преподавателя, работам которого присуща бледная палитра, свои полотна живописец обогатил ярким колоритом, постепенно приобретавшим все большую насыщенность. Также Сандро Боттичелли, картины которого воплощают в себе дух эпохи Возрождения, для передачи телесного цвета стал использовать охристые тени — прием, ставший чертой его стиля написания полотен.
Происхождение и выставки
Картина могла быть собственностью Pieter Claesz van Ruijven
из Делфта до 1674 года, потом находиться во владении его женыMaria de Knuijt из Делфта до 1681 года, затем перейти по наследству их дочериMagdalena van Ruijven до 1682 года, а после отойти мужу МагдаленыJacob Dissius до 1695 года. Считается, что картина была продана 16 мая 1696 года (№ 38, № 39 или № 40). Вероятно, что потом она стала принадлежать докторуLuchtmans , который продал её в Роттердаме на распродаже в период 20-22 апреля 1816 года (№ 92) за три гульдена (около 30 гр серебра), очень дёшево даже по тем временам. Принцесса Августа-Мария Раймонд Аренберг из Брюсселя приобрела эту картину в 1829 году. Картина оставалась в её семье в Брюсселе иSchloss Meppen с 1833 года по начало 1950-х годов. В 1959 году (или, по данным некоторых источников, в 1955 году) она была продана принцем Аренбергом Чарльзу Байеру Райтсману и Джейн Райтсман из Нью-Йорка примерно за 400 000 фунтов стерлингов. В 1979 году Райтсманы пожертвовали картину музею Метрополитен в память французского художника Теодора Руссо.
Портрет дамы в живописи
Леонардо да Винчи. «Портрет дамы (Беатриче д’Эсте)».
Бартоломеус Брейн Старший. «Портрет дамы с дочерью». Конец 1530-х — начало 1540-х. Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Алессандро Аллори. «Портрет дамы». Около 1560. Художественный музей, Сан-Диего.
Алессандро Аллори. «Портрет знатной дамы». Около 1580. Частная коллекция.
Алессандро Аллори. «Портрет знатной дамы с собачкой».
Алессандро Аллори. «Портрет знатной дамы».
Алессандро Аллори. «Портрет флорентийской дамы».
Даниэль Дюмустье. «Портрет дамы в чёрном платье». 1631.
Антонис Ван Дейк. «Портрет двух придворных дам королевы Генриетты-Марии — Анны Киллигрю, миссис Керк, и Шарлотты, леди Стрейндж (впоследствии графини Дерби?). Конец 1630-х.
Абрахам Ламберт Якобс ван ден Темпел. «Портрет молодой дамы в чёрном». 1670. Санкт-Петербург.
Жан Марк Наттье. «Портрет дамы в сером». Начало XVIII века. Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Алексис Симон Белль. «Портрет придворной дамы». Конец XVII века. Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Луи-Мишель Ванлоо. «Портрет дамы с птичкой». 1721. Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Франсуа Буше. «Портрет дамы (возможно жены художника)». 1743. Собрание Фрик, Нью-Йорк.
Иоганн Барду. «Портрет пожилой дамы». 1785.
Карл Иванович Барду. «Портрет молодой дамы». 1786.
Жозеф Петито. «Портрет пожилой дамы в голубом чепце». 1789.
Ермолай Дементьевич Камеженков. «Портрет молодой дамы (Е.Н. Лихачевой)». 1790.
Августин Ритт. «Портрет дамы в зелёном платье с красной шалью». 1790-е.
Иоганн Фридрих Аугуст Тишбейн. «Портрет молодой дамы». Между 1780-1800. Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Испанский художник. «Портрет дамы в красном платье». XVIII век. Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Карл Христиан Фогель фон Фогельштейн? «Портрет дамы». 1811. Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Иван Смирновский. «Портрет дамы в белой шали». 1810—1820-е.
Карл Иванович Барду. «Портрет молодой дамы в открытом платье с жемчугом на шее». 1824. Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Кристиан Альбрехт Иенсен. «Портрет дамы в голубом платье». 1824.
Валенты Ванькович. «Портрет молодой дамы в тёмно-красном платье». 1828.
Неизвестный художник. Россия. «Портрет молодой дамы в чёрном платье». 1840-е.
Эдгар Дега. «Портрет дамы в сером». 1865.
Эдуард Мане. «Портрет дамы с чёрной косынкой». 1878.
Эдуард Мане. «Портрет дамы в меховой накидке». 1881. Галерея Бельведер, Вена.
Джованни Больдини. «Портрет дамы». 1912.
Джованни Больдини. «Портрет дамы».
Джованни Больдини. «Портрет дамы».
Примечания
- ↑ 12 «Vermeer’s MasterpieceThe Milkmaid /Study of a Young Woman, about 1665–67″ (недоступная ссылка —история ). Metropolitan Museum of Art web site. Проверено 20 сентября 2009. Архивировано 14 сентября 2009 года.
- ↑ 12 https://www.metmuseum.org/collection/the-collection-online/search/437879
- «National Gallery of Art, Pendant painting» retrieved March 24, 2010
- Liedtke, 389
- ↑ 12 Bonafoux, 133
- Wheelock, 102
- Snow, 19
- ↑ 12 Liedtke, Plomp, p 393
- ↑ 12 Reitlinger, Gerald; The Economics of Taste, Vol I: The Rise and Fall of Picture Prices 1760—1960. 484. Barrie and Rockliffe, London, 1961
- «Study of a Young Woman, probably ca. 1665-67». Metropolitan Museum of Art. Retrieved on 17 May 2009.
Творчество
С 1469 года Боттичелли начал работать самостоятельно. Первое время он писал картины дома, позднее арендовал мастерскую, которая находилась неподалёку от церкви «Всех Святых».
Уже в следующих картинах Сандро не осталось и тени подражания своим учителям, всюду прослеживался его собственный стиль:
- «Аллегория силы»;
- «Возвращение Юдифи»;
- «Нахождение тела Олоферна»;
- «Святой Себастьян».
В 1472 году Боттичелли стал членом гильдии Святого Луки. Здесь объединялись художники, благодаря членству в гильдии они получали право вести независимую живописную деятельность, открывать собственные мастерские и иметь помощников.
В 1470-х годах состоятельный горожанин, придворный Медичи и член гильдии искусств и ремёсел Флоренции, Гаспаре дель Лама заказал Боттичелли написать картину «Поклонение волхвов». Художник закончил её в 1475 году, на полотне он изобразил семейство Медичи в образах восточных мудрецов и их свиты, а в правом нижнем углу нарисовал себя.
В «Поклонении волхвам» Сандро довёл рисунок, а также композиционные и колоритные сочетания до такого уровня совершенства, что полотно названо великим чудом, которое до сих пор приводит в изумление каждого художника.
Эта картина принесла Боттичелли известность, у него стало очень много заказов, особенно часто его просили писать портреты. Наибольшую популярность приобрели:
- «Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи»;
- «Портрет Джулиано Медичи»;
- «Портрет молодой женщины»;
- «Портрет Данте»;
- портреты флорентийских дам.
Слава художника вышла за пределы Флоренции, и в 1481 году Боттичелли вызвали в Рим для росписи капеллы при дворце папы Сикста IV. Сандро трудился в Ватикане над росписью капеллы фресками вместе с другими ведущими итальянскими художниками того времени ‒ Росселли, Гирландайо, Перуджино. Это было зарождением знаменитой Сикстинской капеллы, роспись которой в начале ХVI века закончил Микеланджело (он оформил алтарную стену и потолок), после чего капелла приобрела мировую славу.
В Сикстинской капелле кисти Боттичелли принадлежат одиннадцать папских портретов и три фрески:
- «Искушение Христа»;
- «Наказание Корея, Дафна и Авирона»;
- «Призвание Моисея».
В 1482 году Сандро вернулся из Рима во Флоренцию, где продолжил писать картины по заказу семейства Медичи и других знатных флорентийских особ. В основном это были полотна со светскими и религиозными сюжетами:
- «Паллада и Кентавр»;
- «Венера и Марс»;
- «Мадонна делла Мелаграна»;
- «Благовещение»;
- «Оплакивание Христа».
Самой знаменитой и загадочной картиной художника Сандро Боттичелли считается «Весна». До сих пор искусствоведы не смогли до конца раскрыть сюжетный замысел живописца. Известно лишь, что на создание этого шедевра его вдохновила поэма Лукреция «О природе вещей».
В конце ХV века вошли в моду круглые по форме картины или барельефы, которые назывались тондо. Самые знаменитые работы Боттичелли в этом стиле:
- «Мадонна Магнификат»;
- «Мадонна с Младенцем, шестью ангелами и Иоанном Крестителем»;
- «Мадонна с книгой»;
- «Мадонна с Младенцем и пятью ангелами»;
- «Мадонна с гранатом».
«Мистическое Рождество»
Мистическое Рождество Сандро Боттичелли
Картина «Мистическое Рождество» написана в далеком 1501 году. Итальянская флорентийская эпоха отлично запечатлена в событиях и вариантах полотна. Талантливый художник на жалел рук, создавая замысел. Отмечается оптимистический настрой художника, религиозное направление течения. Трагическое восприятие автором событий нашло отражение в мелочах.
Художественная критика поступала каждый день. В 1878 году картина была приобретена за 1 500 фунтов организацией Лондонского Национального сообщества. Галерея использовала талант мастера долгие века. Сверху находится греческая надпись, несущая смысл Итальянских беспорядков в республике. Главенство святого Иоанна 4 изображено. Показано приближение Апокалипсического периода, царствование Сатанинских организаций. После трех лет беспорядков безумству пришел конец, наступил новый период.
Применено точное текстовое толкование смысла картины. Показаны апокалиптические события, холст подписан Алессандро, т.е. художником. Имя Сандро является производным значением от слова Александр. Подпись датирована 1501 годом. Годовой период во Флоренции оканчивался 24 марта, что упоминалось в 1500 году. Значение итальянских беспорядков привело к многочисленным распрям, появлению тревожного духа времени. Политические интриги продолжались на царском троне. Появлялись массовые военные волнения населения, сильно потрясшие Родину. Наступила смерть Лоренцо Великолепного, меняя политический облик республики.
Состояние апокалипсиса связано с длительными испытаниями, творческими исследованиями людей, приведшими к сожжению Савонаролы. Жестокие попытки уничтожения были восприняты серьезно. Военное поприще оцеплено людьми. Повержение зла стало задачей населения. Сюжет картины означает внедрение священных писаний, проповедей в жизнь. Подтверждением является иллюстрационный момент из сборника проповедей, датированный 1496 годом во Флоренции. Имеются доказательства в Национальной библиотеке, особые принципы иконографии ведут к вычислению сути надписи. Отмечено мистическое воздействие при четкой строгости учений.
Речи Савонаролы повествуют о рождественских историях, относящихся к 1494 году. Они направлены на народные достижения в постройке Назарета – города. Поклонение фигуре младенца объясняет наличие народных одежд, умиротворения ангельскими объятиями. Демонический облик запечатлен в земных страстях.
Крыша хижины держит на себе трех ангелов. Их одежды являются белыми, красными, зелеными. Оттенки влекут сущность раскрытия идеи Благодати, Истины, Справедливости, реализуемых на земле. Обозначение речей Савонаролы мастерски описаны. Внедрены идеи покоя, мира и власти. Символика расцвета оливковых венков, пушистых ветвей прекрасно украшают общую картину. Герои сопровождаются оливковыми ветвями, означающими ангельское благословение в жизни. Заимствование сюжета произошло из практик Брунеллески для совершения церковного обряда. Имеется увидеть служителями храмов происходящее.
Жемчужина творения
Всемирно известная картина «Рождение Венеры», написана в 1484 году и в настоящее время она находится в галерее Уффици во Флоренции.
Среди безбрежного простора лазурного неба и бирюзового моря из пены морской появилась прекрасная Венера, стоящая на перламутровой раковине. Бог западного ветра Зефир своим дуновением помогает вечно юной богине пристать к берегу, а богиня Ора дарует ей бесценный плащ, расшитый цветами и травами.
Вся земная природа ожидает появления богини Любви и Красоты, к ногам ее летят белые розы, а картина освещена лучами восходящего солнца. Ассоциация раннего утра и рождения богини указывает на то, что любовь и нежность всегда юны и востребованы людьми.
Не известно, кто была натурщица художника, но лицо богини с изумительно красивыми чертами кротко, немного печально и смиренно. Длинные золотистые локоны развевает ветер. А поза женщины напоминает позу известной скульптуры Венеры Стыдливой, созданной в 5 веке до н.э.
Описание картины Сандро Боттичелли «Портрет молодой женщины»
Картина Сандро Боттичелли «Портрет молодой женщины», Фото: upload.wikimedia.org
Название | Портрет молодой женщины |
Страна, художник | Италия, Сандро Боттичелли |
Год | 1480-1485 |
Жанр | Портрет |
Находится | Штедель, Франкфурт-на-Майне |
Материалы | Тополь, темпера, масло |
На картине художника Сандро Боттичелли изображена Симонетта Веспуччи. Современники считали ее самой красивой молодой женщиной того времени. Этой несравненной красавицей восхищался не только небогатый талантливый Сандро.
Считают, что она была возлюбленной Джулианно Медичи — одного из флорентийских правителей. Девушка была очень красива и за это многие современники звали ее несравненной, бесподобной и прекрасной Симонеттой.
Эта красавица стала главной музой творчества художника. Именно ее он изобразил на своих главных полотнах — «Рождение Венеры», «Весна», «Мадонна с младенцем». Художник не был близко знаком со своей музой, но это не помешало ему восхищаться ее прекрасными формами и запечатлеть недоступную красавицу на многих своих картинах.
Симонетта не позировала художнику ни для одного его произведения, художник воспроизводил ее черты по памяти. Некоторые из этих работ, включая «Портрет молодой женщины», были написаны уже после смерти Симонетты Веспуччи.
Красавица умерла в ранней молодости около 23 лет от чахотки. Художник запечатлел ее черты на портрете спустя несколько лет после ее смерти в период между 1480 и 1485 годами.
Красавица на портрете запечатлена в профиль, художник хотел подчеркнуть ее изящный силуэт. Девушка на портрете выглядит серьезной и задумчивой. Хотя историки не вполне уверены в ее связи с Медичи, на портрете присутствует отсылка к их отношениям — это драгоценный медальон на шее Симонетты.
Историки утверждают, что камея в медальоне является частью коллекции драгоценных камней Медичи. Сандро крайне редко изображал на своих портретах женщин, но эта красавица стала исключением, что позволяет предполагать некие чувства художника к прелестной Симонетте.
Она считалась музой Джулианно Медичи, но художник, изображая ее на множестве своих полотен, словно греет руки у чужого костра, купается в лучах ее ослепительной красоты, любуясь на свои произведения.
О неразделенных чувствах художника к Симонетте говорит и тот факт, что он завещал похоронить себя поблизости от нее в церкви Оньиссанти. И художника действительно похоронили рядом с красавицей через 34 года после ее смерти.
Основные произведения Сандро Боттичелли: «Аллегория Силы»
Первый заказ художник выполнил в 1470 году для зала Торгового суда — городского учреждения, рассматривавшего дела об экономических правонарушениях. Это была картина «Аллегория Силы», изображавшая восседающую на глубоком троне фигуру. Являя в себе воплощение убежденности и нравственной силы, «Сила» Боттичелли своей позой выражает неустойчивость и внутреннюю хрупкость.
1472 год для Сандро ознаменовался зачислением в объединение художников — гильдию Святого Луки, что дало живописцу возможность содержать мастерскую на законном основании, окружив себя помощниками. Одним из учеников Боттичелли был сын бывшего преподавателя — Филиппино Липпи.
Подведем итог
Если вы хотите насладиться красотой, вам – к Боттичелли.
“Венера” Боттичелли – один из самых красивых образов, когда либо созданных. В одном ряду с Сикстинской Мадонной Рафаэля.
Прерафаэлиты заново открыли миру Боттичелли. Они продолжили его дело, множа красоту в своих работах.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.