«Похищение Европы»
Картину «Похищение Европы» Клод Лоррен написал в 1655 году. Она иллюстрирует сюжет из древнегреческой мифологии, повествующий о Европе (дочери царя Агенора), которую похитил бог-громовержец Зевс, превратившись в белого быка.
Этот миф был очень популярен в эпоху Возрождения. Его по-своему передавали многие художники того времени: одни ставили себе цель как можно точнее передать сцену похищения — динамичную и волнительную, в то время как других привлекала окружающая обстановка.
Клод Лоррен принадлежал ко второй категории. Как и в картине «Утро», людям на этом полотне отведена незначительная роль. Основой является образ природы и ее единство с человеком.
Смотреть галерею
При построении композиции художник использует линии, чтобы задержать взор зрителя и направить его в нужные части картины: к горам, берегу залива и кораблям. Основные цвета – темно-зеленый и светло-голубой, плавно переходящие друг в друга. Передний и задний план неразделимы, объединены в единое безграничное пространство, наполненное воздухом и светом.
Полотно проникнуто глубокой лирикой и вызывает у зрителя печальную задумчивость о прекрасных и высоких вещах.
Клод ЛорренClaude Lorrain
Французский живописец и гравер. Один из величайших мастеров классического пейзажа.
Клод Лоррен родился 28 мая 1600 года в городе Шамань, Франция. С детства мальчик мечтал стать кондитером. Обучение в школе ему давалось с трудом. И, какое-то время отучившись, бросает учебу, чтобы освоить кондитерское мастерство.
В 1613 году оказался в Риме. Не зная итальянского нанялся слугой в дом художника — пейзажиста Агостино Тасси, который стал его первым учителем. Благодаря ему Клод усвоил некоторые технические приемы и навыки.
С 1617 по 1621 год Лоррен жил в Неаполе и учился у другого художника, немца Готфрида Вальса. Через четыре года художник возвратился на родину, где начинает писать архитектурные фоны в заказных работах Клода Дерюэ, придворного живописца герцога Лотарингского.
В 1639 году испанский король Филипп IV заказал Лоррену семь работ, из которых, два пейзажа с отшельниками. Среди других заказчиков стали папа Урбан VIII, кардинал Бентивольо.
Через пять лет Клод Лоррен начинает «Liber veritatis», своего рода каталог, где рисует каждую из своих картин и отмечает имя владельца. В эту рукописную книгу вошло 195 работ художника. Книга хранится в Британском музее, в Лондоне.
Картину «Похищение Европы» Клод Лоррен написал в 1655 году. Она иллюстрирует сюжет из древнегреческой мифологии, повествующий о Европе, дочери царя Агенора, которую похитил бог-громовержец Зевс, превратившись в белого быка. Этот миф являлся очень популярным.
Его по-своему передавали многие художники того времени: одни ставили себе цель как можно точнее передать сцену похищения: динамичную и волнительную, в то время как других привлекала окружающая обстановка. Клод Лоррен принадлежал ко второй категории. Как и в картине «Утро», людям на этом полотне отведена незначительная роль. Основой является образ природы и ее единство с человеком.
Последняя работа Лоррена, «Пейзаж с Осканием, стреляющим в оленя», находящаяся в музее Оксфорда, закончена в год смерти художника и считается настоящим шедевром.
Его талантом восхищались римские папы и кардиналы, аристократы и дипломаты, короли и богатейшие купцы. В картинах Лоррена библейские, мифологические или пасторальные сюжетные мотивы полностью подчинены изображению прекрасной, величественной природы. Для него природа являлась образцом возвышенного, совершенного мироздания, в котором царят покой и ясная соразмерность.
Клод Лоррен умер в Риме 23 ноября 1682 года.
Работы Клода Лоррена
Работы Клода Лоррена
«Морская гавань» (ок. 1636), Лувр «Пейзаж с Аполлоном и Марсием» (ок. 1639), Музей имени А. С. Пушкина «Отплытие св. Урсулы» (1646), Лондон, Национальная галерея «Пейзаж с Ацисом и Галатеей» (1657), Дрезден «Пейзаж с кающейся Марией Магдалиной» «Похищение Европы» «Полдень» (Отдых на пути в Египет)(1661), Эрмитаж «Вечер» (Товий и ангел) (1663), Эрмитаж «Утро» (Иаков и дочери Лавана) (1666), Эрмитаж «Ночь» (Борьба Иакова с ангелом) (1672), Эрмитаж «Вид берега Делоса с Энеем» (1672), Лондон, Национальная галерея «Асканий, охотящийся на оленя Сильвины» (1682), Оксфорд, Музей Ашмола «Пейзаж с танцами сатиров и нимф» (1646), Токио, Национальный музей западного искусства «Пейзаж с Ацисом и Галатеей» из Дрезденской картинной галереи — одна из любимых картин Ф. М. Достоевского; ее описание содержится, в частности, в романе «Бесы».
23.11.1682
«Похищение Европы»
Основоположник этого жанра и автор картины — Клод Желле, прозванный Лоррен (1600-1682), француз по происхождению, но сформировавшийся как художник и творивший в Италии, в Риме, всю свою жизнь, за вычетом нескольких лет.
Поэтому в «Похищении Европы», как в призме, отразились самые различные стороны римской художественной культуры барокко. Подобное произведение не могло бы родиться в иной стране, даже в ином городе не могло бы появиться на свет без античного и ренессансного наследия, без итальянского караваджизма и влияния мастеров северного барокко с их реалистическими устремлениями. В то же время в этом полотне есть отсветы музыкальных композиций и театральных постановок идиллического толка, увлечения Вергилием, Тассо, Марино, также свойственные римской культуре. Наряду со всеми художественными влияниями в картине впервые проявилась ошеломившая современников острая реалистическая зоркость, которая вырабатывается у художников-пейзажистов ценой посвящения всей своей жизни творческому контакту с природой. Чтобы написать с такой легкостью быстрыми, виртуозными мазками сложнейшие по рисунку и цвету кроны деревьев в «Похищении Европы», Лоррену пришлось сделать тысячи набросков с деревьев, хранить в своей памяти то, что он сутками наблюдал, и находясь под открытым небом. Изящную легкость, с которой написана картина, и огромный труд, затраченный на достижение этой легкости, можно сравнить лишь с балетом, в котором беззаботное изящество танцев на сцене достигается ценой тяжких ежедневных упражнений.
Высокая поэтичность лорреновских пейзажей — это воистину, как отметил Гете, проявление прекрасной души этого художника 3, но это проявление являлось следствием пристального наблюдения природы и непрерывной работы с натуры в виде графических набросков и живописных этюдов. Лоррен не принадлежал к тем, кто «как птица поет». Над каждой своей картиной он работал долго в мастерской, будучи всегда неудовлетворен ее достоинствами.
В искусствоведческой литературе, говоря о Лоррене как представителе французского классицизма, обычно анализируют характер композиции картин, подчеркивая их кулисность и т. д. При этом забывают, что он был первым пейзажистом, ездившим с друзьями на этюды в окрестности Рима, где он не только рисовал, но и делал наброски маслом, как сообщает его друг и биограф Иоахим фон Зандрарт. Он изучал природу и научился писать ее не только достоверно, но наделяя живым дыханием — трепетом ветра, игрой солнца и теней, светоносностью и цветовым богатством воздушной среды 4. Именно всем этим мы и любуемся в «Похищении Европы» и других пейзажах Лоррена, как любовались и раньше его друзья и заказчики.
Клод любил и умел писать воды — он писал водопады, долины Тибра и Аниене (Тевероне), но наибольшей известностью пользуются его марины.
Далее: Клод Лоррен. Марины
→ Главная → Европейское искусство: живопись, графика, скульптура → Клод Лоррен. «Похищение Европы» → Клод Лоррен. Основоположник жанра |
Клод Лоррен – великий мастер пейзажа
29.07.2018 Младшим современником Пуссена был Клод Лоррен (1600—1682), художник, который работал только в жанре пейзажа. Такое разделение живописцев по специализациям— характерное для классицизма явление. Мастер, как правило, имел свое жанровое амплуа и не переходил его грани. Такие всеобъемлющие гении, как Никола Пуссен, склонные к исторической картине, пейзажу, портрету и в равной степени свободно владеющие всем, редки. Клод Лоррен является родоначальником классицистического пейзажа.
Настоящая фамилия живописца Жилле, он родился в крестьянской семье в местечке Лотарингии (по-французски — Лоррен). Мальчик-сирота рано уехал в Италию, где и прошли все годы его учебы, а затем и вся творческая жизнь. Лоррен жил безвыездно в Риме, за исключением краткого пребывания в Лотарингии и двухлетнего в Неаполе.
Пейзаж как самостоятельный жанр искусства осваивался представителями болонской Академии Аннибале Карраччи, Доменикино; немецким художником, работавшим в Риме, Эльсгеймером. Но только у Лоррена пейзаж вырос в законченный, полноправный жанр со своими специфическими отличиями.
Художественный метод Лоррена как представителя классицизма связан с абстрагированием от конкретного, реального мотива. Более того, пейзаж предполагал сложносочиненную, идеализированную композицию, в которой не было места случайностям и натурным мотивам. Правда, у Лоррена достаточно много рисунков окрестностей Рима, но и они решены как-то панорамно и обобщенно.
Исследователи, противопоставляя пуссеновские пейзажи видам Лоррена, пишут об усилении в его работах лирического начала в противовес героическому у старшего современника. Безусловно, у того и у другого пейзажи — не просто констатация природного ландшафта, но и опосредованный образ человеческого духа, волнующих художника проблем. Темперамент Лоррена более мягок, в нем больше лиричности, живого чувства, нежели созерцающего разума, как у Пуссена. Лоррен предпочитает компоновать морские дали (изображения морских гаваней — излюбленный его сюжет), широкие панорамы с глубокими горизонтами, различные периоды суток — закат или восход, утренний туман или вечерние сумерки.
Ранние произведения Лоррена 30—40-х годов иногда страдают перегруженностью композиции архитектурными деталями и несколько коричневатым («поджаренным») колоритом, резким светотеневым контрастом (например, «Кампо Ваччино», 1635).
В 1650-е годы Лоррен вступает в пору своего творческого подъема. Создания этих лет — лучшее из всего сделанного мастером. В «Похищении Европы» представлен обобщенный образ природы, сам сюжет — лишь повод для написания морской панорамы. Люди или группы людей включены в ритм разнообразных форм композиции.
Крупнейшим полотном 50-х годов является пейзаж «Ацис и Галатея», хранящийся в собрании Дрезденской галереи.
Классицистический принцип строгой построенности пейзажа предполагает деление пространства на несколько планов, выверенное соотношение между ними, свободный центр и обрамляющие композицию справа и слева деревья — кулисы.
Поздний период творчества отмечен у Лоррена более эмоциональным восприятием природы. Колорит и свет достигают своего совершенства в передаче настроения автора. Интересны хранящиеся в Эрмитаже изображения «Утра», «Полдня», «Вечера», «Ночи». Это своеобразный цикл картин, созданный ок. 1666 г. Ясным покоем навеяно состояние «Полдня», будоражащим туманно-золотистым закатом выделяется «Вечер», мраком густых сумерек — «Ночь». Самая поэтично-лирическая тема выстраивается в пейзаже «Утро». Серебристо-голубой свет приближающегося утра растворяет силуэт большого дерева на переднем плане — он прозрачно темнеет на общем фоне. В тени просыпаются античные руины— следы ушедшей цивилизации, и этот мотив придает оттенок печали тихой поэзии рассвета. Система построения пейзажа разработана Лорреном достаточно подробно в различных композиционных мотивах. Его изобразительные приемы стали каноничными для художников-пейзажистов вплоть до 19 в.
Прибытие Клеопатры в Тарсос, около 1642. Холст, масло, 117*148 см Лувр, Париж.
Пейзаж с Товием и ангелом, 1663. Холст, масло, 116*153,5 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Пейзаж с нимфой Эгерией, 1669. Холст, масло, 155*199 см. Национальный музей Каподимонте, Неаполь.
Кампо Ваччино в Риме, около 1636. Холст, масло, 56*12 см. Лувр, Париж.
Деревенский праздник, 1639. Холст, масло, 103*135 см. Лувр, Париж.
Пейзаж с Аполлоном и Меркурием, около 1643. Холст, масло, 55*45 см, Галерея Дориа Памфили, Рим.
Клод Лоррен Похищение Европы
Одной из самых выдающихся фигур европейской пейзажной живописи XVII века был Клод Лоррен (Клод Желле 1600—1682), выступивший наряду с Пуссеном как мастер так называемого классического пейзажа. Его картины, представляющие этап в развитии европейского пейзажа, не являются точным воспроизведением какой-то определенной местности, а создают обобщенный образ торжественно-прекрасной природы, построенный на основе продуманного отбора всех живописных элементов и строго уравновешенной композиции.
Передача света и воздушного пространства, ставшая одной из главных задач живописи XVII века, играет в творчестве Клода Лоррена ведущую роль и определяет эмоциональное звучание картины, объединяя в единое целое все ее части и придавая им особое ощущение жизни. Золотистые краски заката, ясный чистый свет утренней зари, напоенный солнцем воздух полдня, отблески света на древесной листве и мерцающая бликами морская рябь — все это, подмеченное острым взглядом художника, переносится на полотна. Выходец из лотарингской деревни, Лоррен четырнадцатилетним мальчиком попал в Рим, где и прожил до конца жизни. Поступив в обучение к незначительному художнику Агостино Гасси, он быстро постиг технику его ремесла и очень рано вышел на собственную дорогу, посвятив себя исключительно пейзажу. Полные величия и возвышенной поэзии, картины Клода Лоррена высоко ценились его современниками. Знатные любители искусства Италии, Франции и Англии заваливали его своими заказами. Картина «Похищение Европы» была написана художником в 1655 году для кардинала Фабио Киджи, ставшего вскоре папой Александром VII. Как это типично для произведений Лоррена, сюжет, определивший собой название картины и полностью поглощенный величественным образом изображенной природы, не играет здесь существенной, роли. Широко и свободно разворачивается перед зрителем грандиозная панорама с синим широким заливом и возвышающейся на мысу могучей группой деревьев с пышными темными кронами. За ними, уже на дальнем плане, вырисовываются над морем круглая каменная башня и легкие, словно тающие в воздухе, высокие мачты стоящих на рейде кораблей. С необычайным мастерством строит Лоррен свою композицию, расставляет кулисы и опорные точки, заставляя глаз зрителя скользить по ним от фигур переднего плана все дальше, в глубину картины, к открывающимся вдали синеющим просторам открытого моря и сияющему золотистым светом горизонту. Именно в этой манящей лучезарной дали и таится главная покоряющая сила лорреновского пейзажа, классическое спокойствие которого пронизано таким высоким лиризмом. Написанный в годы полной творческой зрелости, пейзаж «Похищение Европы», выявляющий все лучшие и наиболее глубокие стороны его гения, принадлежит к числу шедевров мастера. Картина поступила в ГМИИ имени А. С. Пушкина в 1927 году из Государственного Эрмитажа.
Картины
- около 1629 ‒ «Пейзаж со скотом и крестьянами»
- около 1636 ‒ «Морская гавань»
- около 1637-1639 ‒ «Моисей, спасенный из Нила» («Спасение Моисея»)
- около 1639 ‒ «Пейзаж с Аполлоном и Марсием»
- 1641 ‒ «Отплытие Святой Урсулы»
- 1646 ‒ «Пейзаж с танцующими сатирами и нимфами» («Пейзаж с танцами сатиров и нимф»)
- 1648 ‒ «Отплытие царицы Савской»
- 1654 ‒ «Пейзаж со сценой отдыха на пути в Египет» («Полдень»)
- 1657 ‒ «Пейзаж с Ацисом и Галатеей»
- 1663 ‒ «Пейзаж с Товием и ангелом» («Вечер»)
- 1666 ‒ «Пейзаж с Иаковом, Рахилью и Лией у колодца» («Утро»)
- 1672 ‒ «Пейзаж со сценой борьбы Иакова с ангелом» («Ночь»)
- 1672 ‒ «Пейзаж с Энеем на Делосе» («Вид берега Делоса с Энеем»)
- 1674 ‒ «Морской порт»
- 1682 ‒ «Пейзаж с Асканием, стреляющим в оленя» («Асканий, охотящийся на оленя Сильвины»)