Клод моне

Постепенное восхождение

Моне много рисует, в данный период жизни его излюбленным предметом написания становятся цветы. Он создает такие полотна как «Топинамбур, цветы (цветы иерусалимского артишока)» в 1880 году, а годом позже «Букет подсолнухов».

Именно эта картина была представлена на выставке импрессионистов в 1882 году и вызвала волну одобрения и восхищения. Сам Винсент Ван Гон очень позитивно оценил полотно Моне. Все цветы для композиций Клод увидел в своем саду, из чего родилась прекрасная картина «Сад художника в Ветее».

В 1883 года Моне переезжает в арендованный дом, находящийся в предместье столицы, которое называется Живерни. В этом же году его давний меценат Дюран-Рюэль, поправивший свои дела, организует для Моне индивидуальную выставку. Хоть имя художника становится всё более известным и узнаваемым, финансовое положение живописца оставляет желать лучшего.

Клод Моне «Букет подсолнухов», 1880 годМестонахождение: Художественный музей Метрополитен, Нью-Йорк, США

Клод много путешествует по Франции, создает новые пейзажи, как, например, «Тени на море. Скалы в Пурвиле» и совершенствует свою личную технику. Побывав в Голландии, Моне пишет серию картин, посвященную тюльпановым полям и ветряным мельницам.

Теперь его любимые натурщики – это Алиса Гошеде и её дети. Постепенно творчество Моне признают все больше и больше, затем улучшается и материальная сторона жизни художника. Со временем он даже смог купить дом в полюбившемся ему Живерни, в котором и проживет до конца дней своих.

Дом и сад Клода Моне в Живерни – источник вдохновения художника / art-dot.ru

История спасения “Завтрака на траве”

Публика картину “Завтрак на траве” так и не увидела. Она осталась у Моне, как напоминание о неудавшемся эксперименте.

Через 12 лет художник по-прежнему сталкивался с финансовыми трудностями. 1878 год был особенно трудным. Пришлось выехать с семьёй из очередного отеля. Денег на уплату не было. Моне оставил владельцу отеля в залог свой “Завтрак на траве”. Тот картину не оценил и забросил на чердак.

Через 6 лет финансовое положение Моне выправилось. В 1884 году он вернулся за картиной. Однако она уже была в плачевном состоянии. Часть картины покрылась плесенью. Моне отрезал испорченные куски. И порезал картину на три части. Одна из них была утеряна. Две оставшиеся части сейчас и висят в музее д’Орсе.

Об этой интересной истории  я также писала в статье “Зачем разбираться в живописи или 3 истории о несостоявшихся богачах”.

После “Завтрака на траве” и “Женщин в саду” Моне отошёл от замысла писать большие полотна. Это было слишком неудобно для работы на открытом воздухе.

Да и людей он стал писать все меньше и меньше. Разве что членов своей семьи. Люди если и появлялись на его картинах, то утопающими в зелени или еле различимыми в снежном пейзаже. Они уже не главные герои его картин.

Картины Клода Моне. Слева: “Сирень на солнце”. 1872 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусства стран Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва. Справа. Мороз в Живерни. 1885 г. Частная коллекция.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Главная иллюстрация: Клод Моне. Завтрак на траве. 1866. 130×181 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX вв.), Москва.

Биография Клода Моне — влияние Уильяма Тернера

Английский художник Джозеф Уильям Мэллорд Тернер считается одним из предвестников импрессионизма.  С его творчеством Моне познакомился в 1870 году в Лондоне, сбежав в Англию от войны Франции с Пруссией. Туда же бежали будущие импрессионисты Альфред Сислей  и Камиль Писсарро.  Моне и Писсарро посчастливилось найти друг друга в Лондоне. Впоследствии Писсарро вспоминал: «…Посещали мы и музеи. Акварели и картины Тернера и Констебла, полотна старика Крома, конечно, имели влияние на нас…»

Схематично прорисованная солнечная дорожка на воде — узнаете?

Уильям Тернер — Заход солнца, 1841 Акварель (Галерея Тейт, Лондон)

Вечерний собор

«Руанский Собор» Моне – ярчайший пример импрессионизма. В картинах, написанных во второй половине дня, ближе к вечеру, гораздо больше грусти, чем в других. Моне использует красноватые и медные оттенки для изображения вечерних этюдов собора. Иногда присутствуют оттенки только одного цвета: красного, синего или коричневого, охристого.

Гармония в коричневых тонах – мрачное изображение собора «против света». Все детали сооружения находятся в тени и полутени, а на заднем плане выделяется светло-жёлтое яркое небо. Контрасты картины и одновременное сочетание всех оттенков приводит в восторг.

Тяжелым бременем на плечи легли финансы и печаль

Несмотря на то, что картины Моне искрились яркими красками и светом, передавали всеобъемлющее ощущение счастья, их не спешили покупать. 1877 год художник посвятил серии работ на Сен-Лазарском вокзале. Он надеялся, что современный вид транспорта, изображенный на холсте, будет популярен среди обеспеченных граждан, часто пользующихся услугами железной дороги. Но почему-то они предпочитали старомодные картины с каретами и лошадьми.

Главный меценат импрессионистов Дюран-Рюэль, пострадавший финансово в экономический кризис, перестал покупать картины Моне. Для всех настали трудные времена, Клоду порой нечем было кормить семью. Спасал лишь Эрнест Гошеде – финансист, который ценил искусство и заказал живописцу серию панно для своего замка. Не только трудное финансовое положение тяготило семью Моне, в это время ещё тяжело заболела жена художника Камилла.

В семье Моне родился второй ребенок, это серьезно ослабило организм болевшей чахоткой Камиллы. Помимо этого, не было денег на хорошее питание и лекарства. Вскоре после родов Камилла умерла, это произошло в 1879 году. Заботиться о сыновьях Клода стала соседка по дому в Ветее, который снимала семья Моне вместе с супругами Гошеде. Через некоторое время у художника и Алисы Гошеде возникли чувства друг к другу. Муж Гошеде, узнав об этом, покидает возлюбленных, оставив с ними восьмерых своих с Алисой детей.

Клод Моне и Алиса Гошеде (крайние слева) с детьми, 1886 год

Интересные факты

«Руанский собор» — один из самых знаменитых циклов в жанре импрессионизма. Клод Моне, считающийся основателем этого направления, создал эти картины, чтобы продемонстрировать влияние естественного освещения на внешний облик, атмосферу и общее впечатление, которое может произвести величественное готическое здание. Несколько интересных фактов о серии «Руанский собор»:

  1. Впервые картины были продемонстрированы на выставке в популярной галерее Дюран-Рюэля в 1895 г.
  2. За время создания полотен «Руанский собор» Клод Моне дважды приезжал в Париж из Живерни и снял 3 квартиры неподалеку от храма.
  3. Для цикла было создано около 40 набросков.
  4. Клод Моне одним из первых в Европе стал объединять картины в серии. Существует версия, что серия была вдохновлена графическими циклами японского живописца Хокусая.
  5. Сам «Руанский собор» послужил вдохновением для нескольких представителей абстракционизма – таких, как Кандинский и Малевич, чьи картины также отражали преимущество цвета над формой.
  6. Критики приняли картины, в целом, положительно, но некоторые все же упрекали автора за излишнюю техничность композиции.

Клод Моне продал 10 из 30 полотен еще до выставки, но остальные разделять не хотел. Тем не менее, после смерти автора они все же были раскуплены разными музеями по всей Европе.

Что посмотреть в Живерни и окрестностях?

HÔTEL BAUDY

В 1887 году первые художники, которые составили здесь будущую колонию американских мастеров, приехали искать себе место в деревне. Мадам Боди решила превратить свою закусочную с продуктами в отель-ресторан. Оживленный и веселый, он стал местом проведения анимационных вечеров в компании таких художников, как Моне, Ренуар, Робинсон и Сезанн. Представители представителей более 18 национальностей поселились в отеле, который сегодня превратился в ресторан. Этот наполненный историей дом до сих пор напоминает период импрессионизма.

Музей импрессионизма Живерни

Каждый год в музее проходят две высококачественные временные выставки, посвященные движению импрессионистов, его предшественникам, французским и иностранным наследникам.

  • MUSÉE DES IMPRESSIONNISMES
  • 99 rue Claude Monet, 27620 Giverny
  • Tel: 02 32 51 94 65 /
  • www.mdig.fr
  • Бесплатный вход в первое воскресенье каждого месяца.

Дом и сад Клода Моне

Дом и сад Клода Моне позволяют заглянуть в семейную жизнь художника. Дом с его зелеными ставнями и предметами и воспоминаниями пропитан духом хозяина. Он приглашает вас окунуться в повседневную жизнь художника, в частности, благодаря его коллекции японских гравюр и воссозданию спален.

Этот дом является результатом непосредственной любви Моне к Живерни. Он впервые увидел деревню, проезжая мимо в поезде, и сразу же попал под ее очарование. Вокруг этого выкрашенного в розовый цвет дома, который он купил в 1890 году, он нашел основные сюжеты своих картин. Он был так привязан к Живерни, что оставить его на какое-то время стало для него тяжелым испытанием. Здесь будет проведено несколько конференций в рамках фестиваля Normandie Impressionnisme.

Войдите в спальню мастера импрессионизма, положите руки на оконные перила и взгляните на пышный сад с его тысячами цветов и ароматов. Снаружи в саду вы можете сделать то же самое на японском мосту. Испытайте ту же физическую связь, что и Моне с его знаменитыми картинами лилий в пруду, переводя ваши мысли с холстов на чувства и обратно.

  • MAISON ET JARDINS DE CLAUDE MONET
  • 84 rue Claude Monet, 27620 Giverny
  • Tel: 02 32 51 28 21
  • www.fondation-monet.com

Культурная тропа Живерни

Откройтие для себя этот маршрут с 20 информационными панелями на французском и английском языках, описывающими историю Живерни и известных людей, которые отметили его историю. Клод Моне, Теодор Батлер, Лилла Кэбот Перри и Вацлав Радимски — одни из тех выдающихся личностей, которые бродили по деревне и ее окрестностям в поисках тем и вдохновения. Во время прогулки вы откроете для себя очень красивую романскую церковь Святого Радегонда рядом с последним местом проживания Клода Моне перед его смертью 5 декабря 1926 года.

  • ОФИС ТУРИЗМА NOUVELLE NORMANDIE — GIVERNY
  • Parking du Verger, 37 chemin du Roy, 27620 Giverny
  • Тел: 02 32 51 39 60
  • www.nouvelle-normandie-tourisme.fr

Музей Вернона

Этот скромный очаровательный музей расположен в частной резиденции 15 века, всего в 5 км от Живерни на другом берегу Сены. Его коллекция включает в себя множество работ импрессионистов: американца Теодора Батлера, Бланш Ошеде Моне (падчерица великого Моне), пуантилиста Пьера Боннара, а также Наби Феликса Валлотона и Мориса Дени. Клод Моне представлен тондо из его серии «Кувшинки». 

  • MUSÉE DE VERNON
  • 12 rue du pont, 27200 Vernon
  • Tel: 02 32 21 28 09

MUSÉE de l’HÔTEL-DIEU

Этот музей изящных искусств недалеко от Сены был полностью отремонтирован. Он содержит самую большую во Франции коллекцию работ художника Максимилиана Люса. Художнику посвящен целый этаж. Анархист по духу, он поселился в Роллебуазе в 1917 году и нашел там мир и спокойствие, в которых он нуждался.

  • MUSÉE DE L’HÔTEL-DIEU
  • 1 rue Thiers, 78200 Mantes-la-jolie
  • Тел: 01 34 78 86 60

Насладитесь впечатлениями от импрессионизма в глуши. Проведите ночь в Ветёе (Vétheuil), в одном из последних домов Клода Моне. Позвольте своему разуму блуждать и представьте художника в этом наполненном историей доме, который был превращен в отель типа B&B». Те, кто спешит, могут посетить дом во время экскурсии.

escale-chez-un-impressionniste.com

Тропа художников в La Roche-Guyon

Маршрут художников (насчитывающий 14 остановок) позволит вам узнать, как местные пейзажи вдохновляли здесь таких художников, как Жуанни, Моне, Ренуар, Писсарро, Сезанн, Люс и Брак, и не только импрессионистов, но и в других направлениях в искусстве, особенно в дивизионизме и кубизме.

  • Мэрия,
  • 8 Rue du Général Leclerc, 95780 La Roche-Guyon
  • Tel: 01 34 79 70 55

«Пруд с кувшинками» (1899)

Эта картина продолжает цикл «Японского мостика» из дивного сада в Живерни. Пруд с лилиями и кувшинками, над которым раскинулся дивный голубой мостик написан в холодной сине-зелёной гамме. Лишь охристые проблески солнечных пятен на траве и листьях кувшинок говорит о тёплом летнем вечере. Прозрачная вода отражает растения сада — плакучие ивы, густые кроны яблонь, заросли камыша. Кувшинки жемчужной розовой россыпью качаются на воде, контрастируя с изумрудной листвой. Моне обожал свои кувшинки, которые растил сначала для красоты. А потом он стал писать целые полотна, посвящённые только этим растениям.

Туманное солнце Клода Моне

Я долго рассматривал картину в Музее Мармоттан-Моне и пытался разгадать визуальный трюк Клода Моне — как художнику удалось из примитивных элементов вблизи создать убедительное впечатление издали? Солнце при увеличении особенно наглядно показывает пейзажное новаторство Моне — оно нарисовано вроде бы неаккуратно и без лишних раздумий, буквально одним вращением кисти. Представляю, как в это «некруглое» солнце уткнулись носом гневные критики картины на первой выставке в 1874 году.

Однако, если отойти от картины на 3-4 метра, именно это «неправильное» солнце начинает доминировать, притягивать внимание и давать естественное и единственно верное освещение всего пейзажа

Клод Моне — Впечатление. Восход солнца, 1872 (Paris, Musee Marmottan Monet) фрагмент

Моне безусловно оценил свою художественную находку и часто использовал знаменитый туманный диск холодного оранжевого солнца в более поздних зимних пейзажах.

Убедитесь сами:

Клод Моне — Sun Setting over the Seine, Winter Effect, 1880 (Paris, Petit Palais, Musee des Beaux-Arts de la Ville) фрагмент

Клод Моне (Claude Monet) — Sunset on the Seine at Lavacourt. Winter EffectКлод Моне (Claude Monet) — Зимний закат солнца над Сеной (Sunset on the Seine in Winter)Клод Моне (Claude Monet) — Мост Ватерлоо.Солнце в тумане (Waterloo Bridge. Sunlight in the Fog)Клод Моне (Claude Monet) — Зимнее солнце (Winter Sun. Lavacourt)

(В обзоре были использованы материалы из книг:  Мишель де Декер «Клод Моне», Диана Ньювол «Импрессионисты», «Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма» (составитель Т.Г.Петровец), Джон Ревалд «История импрессионизма»)

История создания

Картина «Дама в саду» была написана в 1867 г., во Франции, неподалеку от Гавра. Клод Моне писал ее в поместье своих родственников по фамилии Лекадр – Ле Като. Девушка, изображенная в левой части полотна – жена кузена художника, Жанна-Маргарита Лекадр. Как и другие произведения в жанре импрессионизма, «Дама в саду» написана с помощью пленера, при естественном освещении – Клод Моне считал особенно важным передать игру света на объектах композиции.

Законченная картина «Дама в саду» не выставлялась больше 10 лет. Картина была впервые представлена широкой аудитории на 4-й выставке импрессионистов, в 1879 г. История произведения после написания насыщена событиями:

  1. Клод Моне подарил завершенное полотно «Дама в саду» Лекадрам.
  2. В 1893 г. картина попала в галерею поклонника импрессионизма Дюран-Рюэля.
  3. В 1899 г. «Дама в саду» была приобретена коллекционером из Москвы П.И. Щукиным.
  4. В 1912 г. холст «Дама в саду» попал в руки брата коллекционера.
  5. После Революции картина была национализирована, а в 1948 г. попала в Эрмитаж.

Сегодня «Дама в саду» выставляется и хранится в эрмитажной Галерее им. С. Щукина и Морозовых.

Чистый свет

Научившись видеть мир иначе, не так, как обычный человек, живописец понял, что всё вокруг – это чистый свет, дающий впоследствии цвет. Самое интересное, что с научной точки зрения его вывод совершенно верен. Собственный метод живописи Клод Моне объяснял, как изображение не конкретных предметов, растений, фигур или чего-то другого, а рисование по особому принципу: «здесь голубая полоса, здесь розовый квадратик, здесь жилка жёлтого цвета…» Мастер, словно бросая свет на холст, подобно прилежному учёному, исследовал, как ведут себя все эти блики, отражения и преломления. Клод Моне, единственный из группы сподвижников-студентов, кто остался навсегда верен принципам импрессионизма. Написав за долгую жизнь более двух тысяч картин, подавляющее их большинство Моне исполнил в жанре пейзажа.

4 стр., 1848 слов

Доклад: Биография и творчество Клод Моне

… по поводу этой картины Моне: — Ну не блестящая ли штука! Вот это действительно впечатление, … различном освещении — при свете солнца и в пасмурную погоду. … творчества самого художника, так и для всего импрессионизма в целом. Его студенческая жизнь, как и первые годы карьеры художника, часто омрачалась финансовыми затруднениями, поскольку Клод … через пруд. Он стал темой нескольких серий картин, первая …

Водяные лилии (1914–1917)

В конце 1890-х годов Клод Моне приобрёл в Живерни земельный участок, на котором разбил прекрасный сад. Водный канал, который, впоследствии, превратился в цветущую восхитительную водную феерию стал центром и сердцем парка. Позже над водной гладью вознёсся ажурный арочный мостик в японском стиле. Здесь Моне написал свою самую грандиозную, восхитительную, знаменитую и потрясающую серию картин, изображающую водяные лилии, кувшинки и японский мостик. Сначала возникла серия с кувшинками, часть которой с успехом была выставлена в 1909 году, затем появился мостик и серия «Лилии». Свой сад Моне писал до самой смерти, будучи практически слепым.

Одна из самых замечательных работ называется «Водяные лилии». Освещённый солнцем и покрытый лёгкой рябью пруд зарос водяными лилиями, которые светятся в лучах солнца всевозможными радужными оттенками. Над прудом склонились плакучие ивы, которые отражаются в воде. Картина имеет необычный ракурс — в ней нет горизонта, лишь только водная гладь и жемчуг лилий. Это полотно отображает мгновенное впечатление от чудного пейзажа и состояния природы.

7

СЕРИИ КАРТИН

Несмотря на то, что художники во все времена создавали ряд набросков одной сцены, до Моне не было ни одного, кто написал бы один и тот же объект несколько раз при различном освещении и разных погодных условиях. Картины Моне представляют целые серии, изображающие стога сена, тополя, собор в Руане, вид Лондона с Темзы и, наконец, кувшинки.

Лондонские пейзажи Моне, написанные в 1899-1901 годах, с их рассеянным светом и рассеянным цветом, — это виртуозные, драматичные произведения искусства, по которым можно проследить эволюцию стиля художника к почти абстрактной манере. Они показывают постепенное продвижение художника к объекту, который он будет писать во все оставшиеся годы жизни, создавая свои сады и превращая их в редкостные произведения искусства.

Знаменитые стога Моне

Однажды Клод со своей приемной дочерью от Алисы Гошеде пошел на луга, чтобы написать скошенные поля. На лугах стояли стога с сеном, погода резко сменилась, и окружающий пейзаж принял совершенно иные оттенки. Уже начавший писать Моне отправил девочку за новым холстом, чтобы нарисовать луг в других оттенках. Пока дочка вернулась, погода снова преобразила природу в её цветовой гамме.

Следующим утром Клод, снарядившись уже пятью холстами, направился на луг. В результате этих хождений и смены погоды получилась целая серия картин со стогами сена в разных цветовых интерпретациях. При написании этих полотен Моне использовал лиловый цвет, интересно играя им на холсте. Эта серия была продолжена живописцем год спустя.

Стога получились разные: и летние, и осенние, и даже с шапками снега. Самая известная из этой серии картина «Стога. Эффект дождя и солнца», написанная автором в 1891 году. На выставке эти картины вызывают приятные впечатления у ценителей искусств, ими восторгаются.

Клод Моне «Стога сена в конце лета. Утренний эффект», 1891 годМестонахождение: Музей д’Орсэ, Париж, Франция

История

Когда Клод Моне переехал в Живерни, у длинного дома, покрытого розовой штукатуркой, был парк площадью 1 гектар, состоящий из яблоневого сада и огорода. Большая дорожка, обрамленная кипарисами и елями, вела от самых ворот к входной двери. Покоренный этим садом, живописец-садовник немедленно приступает к работе и никогда не перестанет совершенствовать парк, чтобы сделать его садом из своих снов.

После долгих споров с женой он обрезает ели, к которым была так привязана его жена, и заменяет их металлическими обручами, которые все еще существуют сегодня. Центральная дорожка граничит с настурциями и ароматными розами, которые продолжают удивлять посетителей по сей день. Яблони заменяются вишневыми и абрикосовыми деревьями из Японии, а цветы покрывают землю тысячами видов: нарциссы, тюльпаны, ирисы, восточные маки, пионы.

Увлеченный садоводством, художник применяет свои живописные знания, чтобы создать эффект перспективы, выделить дом и осветить темные участки. В левой части сада он создает прямоугольные массивы сплошных цветов, подобно множеству цветов, размещенных на палитре. Изобретательный в своем саду, как и в своих картинах, Клод Млоне создал солнечный сад, который благодаря таланту современных садоводов процветает и в настоящее время.

Marina VR

Моне всегда был очарован игрой света и отражением облаков на воде. Его многочисленные картины, сделанные на его плавучей студии в Аржантее или на голландских каналах, показывают его увлечение перевернутыми отражениями в этих жидких зеркалах. В 1893 году Моне отводит узкое русло реки Эпте в свой сад, создав, таким образом, пруд, который сегодня присутствует в качестве картин на стенах величайших музеев мира.

Моне также построил здесь японский мост зеленого цвета. Восточная атмосфера создается благодаря выбору таких растений, как бамбук, гинкго билоба, кленовые деревья, японские пионы, белые лилии и плакучие ивы, которые обрамляют пруд. Моне так гордился своим водным садом, что любил принимать там своих гостей. Художник мог часами обдумывать его обустройство. Садовник, отвечающий за его содержание, убирал каждый мертвый лист, чтобы обеспечить идеальную красоту пруда.

Дом-музей Клода Моне, albygan

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Государственный Эрмитаж. — Клод Моне «Дама в саду Сент-Адресс»
  2. ↑ Monet or de Triumph of Impressionism. Catalogue Raissonné. — Köln: Benedict Taschen Verlag GmbH, Wildenstein Institute, 1996. — Vol. 2: Nos: 1—968. — P. 38. — ISBN 3-8228-8759-5.
  3. Скоробогатько Н. Шедевры мировой живописи. Импрессионизм. — М.: Белый город, 2008. — С. 35.
  4. Скоробогатько Н. Шедевры мировой живописи. Импрессионизм. — М.: Белый город, 2008. — С. 30.
  5. ↑ Импрессионизм. Письма художников. Воспоминания Поля Дюран-Рюэля. Документы / Сост. Л. Вентури, пер. с франц. П. В. Мелковой, вступ. статья и общ. ред. А. Н. Изергиной, прим. А. Г. Барской. — Л.: Искусство, 1969. — С. 322.
  6. Костеневич А. Г. Искусство Франции 1860—1950. Живопись. Рисунок. Скульптура: в 2-х томах. — СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2008. — Т. 2. — С. 107.
  7. Демская А. А., Семёнова Н. Ю. У Щукина на Знаменке… — М., 1993. — С. 32, 44.
  8. ↑ Государственный Эрмитаж. — Здание Главного Штаба. — Зал Клода Моне
  9. Костеневич А. Г. Французское искусство XIX — начала XX веков в Эрмитаже. Очерк-путеводитель. Л.: Искусство, 1984. — С. 96.

Вибрации цвета и света

В 1866 г. Клод Моне написал работу «Женщины в саду», ставшую важнейшим этапом в его живописных поисках в русле импрессионизма: светлая цветовая гамма распространяется и на тени, делая их цветными и словно пронизанными светом.

С этого момента неизменным свойством живописного мышления Моне становится отождествление живописи и натуры, образа и формы: он излагает правду видимой реальности на языке вибраций цвета и так, как воспринимает человеческий глаз. В 1869 г., отправившись с Ренуаром в Буживаль, он посвятил себя исключительно пейзажу и изучению рефлексов света на воде. «Лягушатник» (1869) — картина, где впервые наиболее полно реализована импрессионистическая система: художник не пытается подражать объективной реальности, скорее он фиксирует на холсте собственные ощущения — полученные от соприкосновения с фрагментом натуры. В Аржантёе стиль Моне достигает полной зрелости: в произведениях 1870-х годов выражена особенно полно его живописная концепция: он использует наложение коротких мазков чистого цвета — согласно законам дополнительности цветов, — которые становятся у него, чем дальше, тем все более дробными и мелкими.

Серия «Вокзал Сен-Лазар» (1872–1877)

В 1872 году Моне пришёл в дирекцию железнодорожного вокзала Сен-Лазар и сказал, что выбрал для написания серии картин именно этот объект, потому что он более живописный, чем остальные вокзалы. Моне писал с натуры, и ради работы художника вокзал чистили, убирали, паровозы красили, а машинисты старались пускать пар изо всех сил.

Паровозы с клубящимся дымом буквально захватили Моне своей мощью. В результате он написал двенадцать полотен. Моне изобразил вокзал в разных ракурсах и в разное время суток. На выставке в 1877 году эта серия произвела неизгладимое впечатление, так например, Эмиль Золя, вдохновившись работой Моне, написал роман «Человек-зверь». Эта серия была первой среди таких знаменитых серий, как «Стога сена» и «Кувшинки».

Кстати, о самых живописных вокзалах Европы на topcafe.su есть очень интересная статья со множеством фотографий.

2

Внешние ссылки [ править ]

Викискладе есть медиафайлы, связанные с картинами Венеции Клода Моне .
vтеКлод Моне
Список картин
Картины
  • Le Déjeuner sur l’herbe ( Париж / Москва ) (1865–1867)
  • Женщины в саду (1866)
  • Женщина в саду (1866)
  • Сад в Сент-Адрессе (1867 г.)
  • Регата в Сент-Адрессе (1867 г.)
  • L’Enfant a la tasse (1868)
  • Сорока (1868)
  • На берегу Сены, Беннекур (1868)
  • Баня а ля Гренуйер (1869)
  • Красный мыс (1869-70)
  • Дома на Ахтерзаане (1871 г.)
  • Ветряная мельница в Зандаме (1871 г.)
  • Впечатление, восход (1872)
  • Регата в Аржантее (ок. 1872 г.)
  • Весна (1872 г.)
  • Бульвар Капуцинов (1873 г.)
  • Сена в Аржантее (1873 г.)
  • Бассейн Аржантей с одной парусной лодкой (1874 г.)
  • Снег в Аржантее (1875)
  • Женщина с зонтиком (Мадам Моне и ее сын ) 1875
  • Bords de la Seine à Argenteuil (1875)
  • Лодка-студия (Le Bateau-atelier) (1876 г.)
  • «Японская» (1876)
  • Прибытие нормандского поезда на вокзал Сен-Лазар (1877 г.)
  • Пляж в Поурвиле (1882)
  • Портрет отца Поля (1882)
  • Прогулка по утрам в Поурвилле (1882)
  • Рыболовы на Сене в Пуасси (1882)
  • Бурное море в Этрета (1883)
  • Долина Нервии (1884)
  • Пирамиды в Порт-Котоне, Бурное море (1886)
  • Катание на лодке по реке Эпте (1890)
  • Champ d’avoine aux coquelicots (1890)
  • Художественный сад Живерни (1900)
  • Сан-Джорджо Маджоре в сумерках (1908)
  • Дворец дожей, вид из Сан-Джорджо Маджоре (1908 г.)
  • Большой канал (1908)
  • Плакучая ива (1918)
  • Le Bassin Aux Nymphéas (1919)
  • Водяные лилии (1919)
Серии
  • Гар Сен-Лазар (1877 г.)
  • Стога сена (1890–91)
  • Тополя (1891)
  • Руанский собор (1892–1894)
  • Гора Кольсаас (1895 г.)
  • Мост Чаринг-Кросс (1899–1904 гг.)
  • Мост Ватерлоо (1900-1904)
  • Здания парламента (1900–1905)
  • Большой канал (1908)
  • Le Palais Ducal (1908)
  • Сан-Джорджо Маджоре (1908–1912)
  • Водяные лилии (1897–1926)
Люди
  • Камилла Донсьё (первая жена)
  • Алиса Ошеде (вторая жена)
  • Жан Моне (сын)
  • Мишель Моне (сын)
  • Сюзанна Ошеде (падчерица)
  • Бланш Ошеде Моне (падчерица и невестка)
  • Теодор Эрл Батлер (зять, женился на падчерицах Моне, Сюзанне и Марте)
  • Жак-Франсуа Охар (учитель)
  • Эжен Буден (учитель)
  • Эрнест Ошеде (покровитель)
  • Поль Дюран-Рюэль (дилер)
Музеи
  • Фонд Моне — Живерни дом, студия и сады
  • Musée de l’Orangerie
  • Musée d’Orsay
  • Музей Мармоттан Моне
Образы
  • Импровизированный полевой госпиталь (картина 1865 года)
  • Студия в Les Batignolles (картина 1870 года)
  • Клод Моне, картина в своем саду в Аржантее (1873 г.)
  • Клод Моне Живопись в своей мастерской (картина 1874 года)
  • Портрет художника Клода Моне (картина 1875 года)
  • Импрессионисты (сериал, 2006 г.)
Связанный

Известный, но небогатый

Самобытность сделала Моне узнаваемым и интересным художником, только вот эта известность не приносила никакой прибыли. Семья бедствовала, чтобы купить необходимые материалы для живописи, приходилось урезать бюджет на питание, а ведь у Клода рос маленький сын.

К тому же, в 1870 году началась немецко-французская война, и Моне, чтобы не попасть в действующую армию, уехал из страны. Он перебрался в столицу Великобритании, где очень удачно познакомился с Полем Дюран-Рюэлем, который владел художественным магазином.

Поль Дюран-Рюэль, меценат, оказавший поддержку тогда ещё не признанному импрессионисту Клоду Моне

Немного улучшило финансовое положение семьи получение наследства от отца Клода, который умер в 1871 году. Жизнь в Париже стоила дорого, Моне решили переехать в столичный пригород – маленький городок Аржантёй. Место было выбрано не случайно, Клода очаровали и вдохновили местные пейзажи. Художника тянуло к речным и морским пейзажам, в Аржантее их было с избытком. Там Моне создал целую серию картин, посвященных судам, а также пейзажи с водоемами.

К тому же, Поль Дюран-Рюэль, с которым Моне познакомился в Лондоне, купил несколько картин художника. Этот человек в целом стал поддерживать зарождающееся направление в живописи – импрессионизм. Он первый открыто поддержал деятелей этого направления, среди которых помимо Моне, были ещё и Мане, Дега, Ренуар, Сислей и Писсаро, с которыми также был знаком и Клод, а с некоторыми из них вместе учился живописи.

В 1872 и 1873 годах живописец пишет две значимые для него и дорогие картины. На одной он изобразил своего пятилетнего сына Жана – «Жан Моне на своей лошади – трехколесном велосипеде». Эту картину Клод не будет нигде выставлять, так как она очень дорога его сердцу.

Второе полотно, где запечатлена его любимая натурщица и жена в одном лице – «Камилла Моне на скамейке в саду». Через пару лет свет увидит «Женщина с зонтиком. Мадам Моне с сыном», именно эту картину считают самой известной из раннего творчества художника.

Из знакомства с Гюставом Кайботом – коллекционером, охотно поддерживающим импрессионистов, впоследствии родилось общество, в которое вступили многие представители этого направления в живописи. Через год после знакомства Моне с Кайботом, в 1874 году, на бульваре Капуцинок была организована первая выставка нового сообщества.

Она открылась в фотоателье Надара и носила название «Выставка Анонимного общества живописцев, скульпторов и граверов». Эту смелую экспозицию  называли ещё и «Выставка мятежников», так как в других местах импрессионистов пока не выставляли.

Клод Моне «Женщина с зонтиком. Мадам Моне с сыном Жаном», 1875 годМестонахождение: Национальная галерея искусств, Вашингтон, США

По пути импрессионизма

Смелая выставка не оправдала надежд, люди не поняли нового направления в искусстве, и общество было распущено уже к концу 1874 года. Отличительной особенностью картин, написанных в духе импрессионизма, является то, что на полотно следует смотреть с некоего отдаления, а не подходя к нему вплотную.

Городские обыватели не понимали этого, а поэтому и не постигли всей сути нового направления, картины казались им размазанными и нечеткими. Картину Моне «Бульвар Капуцинок» на той выставке даже продырявили тростью прямо на глазах у автора. Казалось бы, трость должна быть атрибутом джентльмена, и предназначена она вовсе не для порчи картин. Возможно, дело в том, что на выставку пришли не только джентльмены.

Клод Моне «Бульвар Капуцинок», 1873 годМестонахождение: Художественный музей Нельсона-Аткинса, Канзас-Сити, США

Стоит напомнить читателям, что название «импрессионизм» происходит от английского слова «impression», что означает «впечатление». Кстати, французский репортер Луи Леруа, который написал разгромную статью о прошедшей выставке импрессионистов, а в особенности об одной из моих любимых картин Моне «Впечатление. Восходящее солнце» высказался так :

Возможно, ему стоило писать статьи на другие темы, а не браться за роль искусствоведа, если он не мог увидеть очевидного. На мой взгляд простого любителя красоты, на картине Моне можно увидеть не только нежный рассвет, но, если приглядеться, ещё много интересного. Тем не менее, именно благодаря Луи Леруа импрессионизм стал называться импрессионизмом и уже без негативного окраса.

Клод Моне «Впечатление. Восходящее солнце», 1872 годМестонахождение: Музей Мармоттан-Моне, Париж, Франция

Моне сочетал цвета на своих полотнах не просто по наитию, он изучил вдоль и поперек оптическую теорию немецкого физика-оптика Германа Гельмгольца. Эта теория заключается в том, что чисто белого и черного цвета нет в природе, но существуют 7 главных цветов и тысячи их оттенков.

Этим и пользовался Моне при написании своих полотен. Он ловил определенный свет в определенный сезон года, поэтому мог создавать одну картину в течение нескольких лет, работая, например, по полчаса в день летом, так как осенью свет падает на холст уже не так.

Клод Моне «Вид на равнину Аржантёя», 1872 годМестонахождение: Частная коллекция

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: