Луна в живописи

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Авиация (149)
  • Астрономические явления (17)
  • Атмосферные конвективные явления (13)
  • Атмосферные оптические явления (30)
  • Атмосферные электрические явления (13)
  • Бабочки (20)
  • ВАТИКАН (23)
  • Владимир Джанибеков (8)
  • Водолей (20)
  • Вокруг Солнечной системы (80)
  • Вопрос-Ответ (2333)
  • Габсбурги (15)
  • Гаремы (7)
  • Далёкий космос (111)
  • Дальние страны (1168)
  • ДИНАСТИИ (39)
  • Дорога — это жизнь (39)
  • ДОСЬЕ (40)
  • Животные (531)
  • Загадки истории (445)
  • ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА (857)
  • Замки и Дворцы (27)
  • ЗАПОВЕДНИКИ (13)
  • ЗДОРОВЬЕ (263)
  • Земля (140)
  • ЗЕРКАЛО (5)
  • Искусство (672)
  • Истории любви (183)
  • ИСТОРИЯ (2284)
  • История одного стихотворения (2035)
  • История одной картины (1115)
  • Книги для детей (256)
  • Краса ветвей зависит от корней (29)
  • КУЛЬТУРА (247)
  • Легенды и мифы (167)
  • ЛИТЕРАТУРА (255)
  • ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ (187)
  • ЛИЦА ИСТОРИИ (496)
  • ЛИЦА РАЗВЕДКИ (159)
  • ЛЮДИ (516)
  • Люди-легенды (120)
  • МАЯКИ (9)
  • Микеланджело Буонарроти (29)
  • Микробиология: ВИРУСЫ и БАКТЕРИИ (29)
  • МИКРОмир (16)
  • Мода (51)
  • Москва (73)
  • Музеи (123)
  • Наполеон Бонапарт (68)
  • Насекомые (105)
  • НАУКА (608)
  • Облака (14)
  • Оружие (23)
  • ОТКРЫТИЯ и ИЗОБРЕТЕНИЯ (250)
  • ПАРАЗИТЫ (23)
  • Первые среди равных (194)
  • ПЛАНЕТАРИЙ (81)
  • Поэзия (751)
  • Праздники (52)
  • Притчи (34)
  • Проза (474)
  • Прошлое и настоящее Ташкента (202)
  • Психология (80)
  • Птицы (213)
  • Растения (119)
  • Рекорды (19)
  • РОЗА ВЕТРОВ (22)
  • Романовы (103)
  • Россия (1180)
  • Сады и парки (34)
  • Самарканд — столица Тамерлана (22)
  • Санкт-Петербург (112)
  • Символы (159)
  • Скульпторы (38)
  • СЛОВАРЬ (76)
  • Соборы и Мечети (65)
  • СПИРАЛЬ ВРЕМЕНИ (23)
  • Судьбы человеческие (1544)
  • ТАЙНЫ и ЗАГАДКИ (368)
  • Ташкент (18)
  • Узбекистан (212)
  • Фарфор (8)
  • ФЕНОМЕН (167)
  • ФИЛАТЕЛИЯ (179)
  • Фотографии (520)
  • ФОТОГРАФЫ и их фотографии (187)
  • Фра Беато Анджелико (13)
  • ХУДОЖНИКИ (771)
  • ЦВЕТЫ (48)
  • ЧАЙ (24)
  • ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА (44)
  • ЧТОБЫ ПОМНИЛИ (734)
  • ЭВОЛЮЦИЯ (19)
  • ЭКСПЕДИЦИИ и НАХОДКИ (289)
  • ЭПОХА СССР (403)
  • ЮСУПОВЫ (21)

1.1 Краткий анализ творчества И. И. Левитана в контексте эпохи

Если говорить про Россию второй половины 19го века, то можно заметить, что произошел довольно большой скачок в развитии русского изобразительного искусства. Экономические и социальные изменения, оживление культурной жизни, литературное и музыкальное влияние – это некоторые из факторов, оказавших воздействие на русское изобразительное искусство, ведь в России царствовала эпоха великих реформ, и это не могло не повлиять на сферу искусства.

В эпоху великих реформ в изобразительном искусстве было уделено большое внимание лирической и этнической части. Стали цениться изображения национальных реалий

Художники, занимающиеся русской пейзажной живописью, были востребованы. Среди них можно отметить Саврасова, Шишкина, Левитана и других. Но Левитан был кем-то особенным, тем, кто писал русские пейзажи совсем по-другому, пропуская их через свою призму виденья мира. Исаак Ильич Левитан родился в посаде Кибарты недалеко от станции Вержболово 18 августа 1860 года в семье, отличавшейся образованностью. Однако жизнь его семьи была бедна. Отец Исаака Ильича Левитана, Илья Абрамович Левитан, хотел для детей большего, поэтому в 1870 году семейство Левитана перебралось в Москву. Исаак Левитан поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В училище в Левитане преподавателем-передвижником Алексеем Кондратьевичем Саврасовым был замечен большой потенциал, выделявший мальчика на фоне других. А его товарищ по училищу говорил о нем так: «Левитану давалось всё легко, тем не менее, работал он упорно, с большой выдержкой» .

В последующие года, после того как Саврасов оставил училище, по причине чрезмерного употребления алкоголя, этот потенциал также разглядел еще один преподаватель – Василий Дмитриевич Поленов.

Однако жизнь Левитана не была настолько гладкой, ведь в 1875 году умерла его мать, а через два года и отец. Так еще и невыгодное финансовое положение подкосило юношу. Но без положительных моментов не обошлось. Училище снабжало его всем необходимым. Также картиной «Осенний день. Сокольники» был заинтересован Павел Михайлович Третьяков.

Потом Левитану пришлось покинуть Москву, и некоторое время он проживал в Подмосковье, где был заворожен здешними красотами. В это время Левитан особенно активно проводил время за написанием картин.

В 1884 году Левитан заканчивает учебу училище, не получив имени художника. Вместо этого его наградили дипломом учителя чистописания.

В 1886 году художник посещает Крым, времяпровождение в котором дает Левитану большое количество новых идей для своих работ.

В 1887 году Левитан впервые за свою жизнь смог ощутить на себе все волшебство реки Волги. Вместе с Кувшинниковой Софьей Петровной, актрисой, художницей, музыкантшей и просто интересным человеком, Исаак Ильич Левитан 4 лета провел время на этой величественной реке.

8 лет – столько длился романтический период Левитана и Кувшинниковой. И это время, проведенное с Софьей Петровной, было для Исаака Ильича самым плодотворным. За этот период на свет появилось большое количество знаменитых картин Левитана. Он получил звание ведущего русского живописца.

Но вскоре в жизни Левитана снова началась черная полоса. Он слыл человеком, легко впадающим в депрессивное состояние и гнев, поэтому несколько раз пытался покончить жизнь самоубийством. Как он писал о себе в письме: «Захандрил без меры и грани, захандрил до дури, до ужаса» .

Однако все было не так мрачно. Актуальность Исаака Ильича Левитана росла. Третьяков все также продолжал приобретать его картины. В 1898 Левитан и вовсе вернулся в свое Училище в качестве преподавателя. А посетив Европу в 1890 году, художник заинтересовался новейшими художественными течениями.

Но тут близился закат жизни Исаака Ильича Левита. Здоровье его подводило. Чехов писал об этом: «У Левитана расширение аорты. Носит на груди глину. Превосходные этюды и страстная жажда жизни» . Художник написал Марии Павловне, сестре Чехова, с которой у Левитана тоже были отношения, за некоторое время до смерти: «Мари! Как страшно умирать и как болит сердце!» .

На этом Левитан окончил свой творческий жизненный путь. Он умер 22 июля (4 августа) 1900 года.

Левитан И.И. «Сумерки. Луна». Описание картины.. Художники-передвижники

1899 г. 49,5 x 61,3 см. Масло, холст. Третьяковская галерея, Москва, Россия.

 Описание картины Левитана И.И. «Сумерки. Луна» 

Эта картина была написана автором в тот период, когда его произведения зависели от эмоций и настроения художника. В последние свои годы он отдавал предпочтение меланхоличным и хмурым тонам, которые стали отражением всех разочарований и печалей одинокой души.

На картине изображен осенний вечер. Большая часть пейзажа – это  светло-голубое небо, на котором виднеются серые облака, выглядящие даже немного ярче по отношению со спокойной, неподвижной поверхностью реки. Луна уже висит на светлом небе, она появилась раньше, чем ее ночные спутницы звезды. Даже отражение в реке ее расплывчатое и зыбкое, словно спрашивает «А не слишком ли рано появилась?»

В середине картины основными атрибутами являются пожелтевшие и потемневшие деревья. Лучи неяркого солнца, которое еще не скрылось за горизонтом, освещают эти желтые, рыжие, темно-зеленые кроны деревьев, внося в картину чуточку светлой радости.

Все на картине выглядит неподвижным, лишь легкая рябь виднеется на реке, где лес отражается по-другому, нежели луна. Он сливается в единую густую палитру, в которой присутствует желтый и оранжевый цвета, и спокойно ждет наступления ночи. Лишь два целиком пожелтевших дерева стоят отдельно, отделившись от рощи: одно находится возле самого берега, второе – ближе к лесу вдалеке.

Нельзя сказать, что картину полностью поглощает осенняя меланхолия, но все же, она вызывает небольшую тяжесть на душе. Автор постарался без утрирования печальности пейзажа передать то настроение, которое возникает хоть раз у каждого в этот период года.

Лучшие картины Левитана И.И.

Isaac Levitan. Twilight. The description of a picture. Masterpieces of Russian painting

Tanais Gallery



Isaac Levitan. Twilight. 1899. Oil on cardboard. 50,5 x 74. The Tretyakov Gallery, Moscow, Russia.

In 1897, Levitan felt sick, a severe cardiac disease was revealed. Nevertheless, notwithstanding the permanent menace of death, he worked with a particular intensity and inspiration. His latest works are distinguished by a confident mastership, richness of technical methods, and new stylistic trends. One can feel the influence of ancient Russian art, which attracted him at the period, and that of modern style, and the newest searches in French painting, which Levitan always took a lively interest in. Nevertheless, Levitan did not join modern art and remained true to realism, utterly alien to mythologizing and stylization. Most characteristic in the late 1890s were numerous paintings of quiet twilights, moonlit nights, sleeping villages (Haystacks. Twilight. (1899), Sunny Day. (1898) and many others).

Фридрих Каспар Давид. «Двое, созерцающие луну», (1819–1820 год)

Философия перехода от затемнения к свету встречается у очень немногих художников разных поколений в работах так называемого «завещательного» характера. Для Фридриха это движение к свету было, видимо, девизом всего его творческого пути. Тайна движения человеческой души подчас делает пейзажи художника возвышенно-фантасмагорическими. «Двое, созерцающие луну» – асимметричная композиция, где в контрракурсном лунном свете предстают почти силуэтные пятна двух фигур, горных камней и сказочного дерева с вывороченными корнями. Гофмановская сказка, которая «приходит к людям только ночью», позволяет в каком-то новом образе увидеть горный склон и стоящих на нём людей.

Двое, созерцающие лунуФридрих Каспар, (1819–1820 год)

«Единственным подлинным кладезем искусства является наше сердце. Оно говорит на языке чистой детской души. То произведение, которое не вылилось из этого источника, может быть только фокусничанием. Каждое настоящее произведение искусства замысливается художником в час просветления и затем счастливо рождается (часто совершенно бессознательно) в неудержимом сердечном порыве». (Фридрих Каспар Давид)

§ Ещё одну картину Фридриха Каспара смотрите на зелёной страничке «Качественные задачи по физике (тепловые явления)».

Ван Гог (Van Gogh) Винсент – голландский живописец.

2.3 Цветовая и тональная организация

Что же из себя представляют цветовая и тональная организация? Какую роль они играют в написании картин?

Начнем с цветовой организации.

Цвет является неотъемлемой частью нашей жизни. Каждый цвет и его сочетание с другим цветом вызывает у нас разные эмоциональные реакции. И зачастую интересные и правильные сочетания цветов вызывают у нас более яркие эмоции, чем какая-нибудь неразбериха из совершенно не подходящих друг к другу цветов. Взять то же изобразительное искусство. Нам интересней смотреть на картину, с продуманным смешением цветов, чем на ураган из мазков с набором хаотичных цветов. Поэтому и придуманы так называемые диады, триады, квадриады и т.д.

Разберемся с диадой. Диадой еще называют дополнительные цвета. На цветовом круге они располагаются друг напротив друга и вместе составляют приятную глазу цветовую гармонию. Они как бы дополняют друг друга.

Взять, например, картину И. И. Левитана «Лесистый берег. Сумерки».
По-моему мнению, в этой картине вполне можно найти дополнительные цвета. Я думаю, что ими являются цвет пасмурного неба (голубоватый) (рис. 2.27) и охристого берега (светлая охра) (рис. 2.26).

Рисунок 2.26 Фрагмент левого берега

Рисунок 2.27 Фрагмент неба

На цветовом круге напротив синего стоит оранжевый. Но ведь как раз светлая охра относиться к оранжевым оттенкам, а голубой как раз к синим. Вот так и получается, что некая цветовая гармония в этой картине присутствует.

Триада же затрагивает уже не два противоположных цвета, а целых три. Причем есть аналоговая триада, в которой хорошо сочетаются три соседних цвета. В картине «Лесистый берег. Сумерки» есть такие цветовые гармонии (в написании осыпавшегося берега была использована градация охры, начиная от более желтоватой, заканчивая более красноватой (рис. 2.26); кусты и мелкие деревья справа имеют оттенки зеленого, начиная от более желтоватого, заканчивая синеватым зеленым) (рис. 2.28).

Рисунок 2.28 Фрагмент кустов и мелких деревьев

Квадриада же затрагивает противоположные цвета, расположенные на вершинах квадрата на цветовом круге.

Многие великие картины содержат в себе такие цветовые гармонии. Они делают картину живей, интересней и реалистичней. Цепляют взгляд. И про картину Левитана это тоже можно сказать.

Что же можно сказать про тональную организацию?

Тон не менее важен. Он так же сильно влияет на восприятие картины. Возможно даже тон важнее цвета. Ведь на картину с нулевой насыщенностью цвета, но с правильным тоновым решением гораздо приятней смотреть, чем на картину полную красок, но с отсутствием какого-либо тона.

Тон влияет на восприятие дальности, глубины, темноты и светлоты объекта. Например, чтобы показать дальние объекты, они по тону должны быть светлей, чем ближние объекты

Мы акцентируем внимание больше на те объекты, которые по тону больше всего выделяются (либо слишком темный, либо слишком светлый, но в этом случае очень влияет контраст)

В картине Левитана «Лесистый берег. Сумерки» выбрано хорошее тоновое решение. Лес за счет своего темного тона создает ощущение глубины и бесконечности. Светлый берег же создает сильный контраст, который только в пользу этой картине. Ведь по тону берег намного светлей темного леса. Небо чуть темней по тону по сравнению с берегом, а трава и растительность в виде небольших кустов и мелких деревьев еще темней, чем небо, но все равно еще гораздо светлей, чем темный лес

Лес больше привлекает наше внимание, так как по тону он темнее всех остальных объектов, но и берег тоже не остается без внимания, так как он тут самый светлый по тону (рис. 2.2)

Если бы эта картина была полностью монотонна, она бы не представляла такого интереса.

Вывод: Проанализировав колористическую и тоновую составляющую этой картины, я поняла, насколько важен тон, гармония цвета, теплота и холодность оттенков. Я поняла, что хорошая и интересная картина может получиться только путем синтеза этих правил и принципов.

Описание картины Исаака Левитана «Сумерки»

История создания картины довольно прозаична. Исаак Ильич Левитан написал ее специально в подарок болевшему на тот момент А.П. Чехову, что находился в Крымском санатории и очень скучал по родным землям. Скорее всего, именно поэтому Левитан изобразил на своей картине, максимально приближенно все то, что так близко и знакомо Чехову, и что впоследствии способствовало его скорейшему выздоровлению.

Художником удивительно точно подобрано время, для написания этой картины, когда, рабочий день уже окончен, о чем свидетельствует стог сена, около дома, и тот факт, что около него уже нет людей, наступают сумерки и рабочий день подходит к концу

Это довольно тяжело, ведь тот самый переход от дня, к ночи, а именно – сумерки, довольно скоротечны, поэтому необходимо было максимально сконцентрировано и по возможности быстро, и что немало важно качественно выполнить работу. На этой картине мы застаем природу в некоем переходном процессе

Вся природа как будто, начинает одевать в этот момент ночную рубаху, и готовится ко сну. На небо начинает подниматься луна, позади дома находится дерево, которое, скорее всего, принадлежит к семейству хвойных

Но прелесть этой картины в том, что в ней передана сама суть того состояния природы, когда наступают сумерки, и не важно, что это за дерево, как давно стоит этот дом и прочее

Природа, раскрывается перед нами максимально полностью, в этот момент она полностью, под «властью» художника. Все таинство природы, будто застигнуто врасплох. Красота, которая наблюдается при смене дневной зари, на вечернюю мглу, опускающуюся на дом, небрежные мазки, которыми Левитан будто специально подчеркнул этой дрожью рук, довольно волнующий момент немыслимой и завораживающей красоты природы. Становится понятным, что мелкие детали, не важны, как в картине, так и в природе. Важна общая мысль, смысловая нагрузка.

Описание картины Исаака Левитана «Сумерки, стога»

Исаак Левитан в своей творческой судьбе написал немало красивых и знаменитых картин, которые очень любят и ценят как в России, так и во всем мире. В последние годы своей жизни художник перешел от написания ярких красочных пейзажей, наполненных солнечным теплом и светом к более спокойным и умиротворяющим закатным картинам, в которых художник старался запечатлеть самый миг захода солнца, показать красоту сумерек, их таинственную прелесть.

Так, в 1899 году появилась картина «Сумерки, стога», которая своей простотой поражает своих почитателей. Все настолько просто и реалистично, что, кажется, это не картина, а настоящие сумерки, которые можно наблюдать, выглянув в окно своей спальни в деревенском домике.

На холсте изображены стога сена, скошенное поле, голубеющая даль, землю покрывает туман, который постепенно расползается между копнами сена. Вечереет, вначале небо у края горизонта еще голубое, но постепенно оно темнеет, показывая приближение ночи. Небо в верхней части картины золотистое, оно отражает последние лучи солнца, которое еще виднеется над кромкой надвигающейся темноты.

Солнце садиться, стога застывают в преддверии ночи, и наступает тихий и чарующий момент сумерек – времени, когда день на один миг встречается с ночью. Этот миг сумел уловить и зарисовать художник, которому было не просто нужно передать точность момента, а вложить в него свое сердце.

Самые известные почитатели Левитана считали эту картину одной из лучших, настолько реалистичной, что ничего более не требуется. Это шедевр последних лет творчества художника.

При помощи идеально подобранных цветовых оттенков Левитан создал не просто картину, он передал всю натуральность запечатленного момента, словно сфотографировав его в своей душе и перенеся затем на бумагу.

Описание картины Исаака Левитана «Сумерки. Луна»

Название Сумерки. Луна
Страна, художник Россия, Исаак Левитан
Год 1899
Жанр рейаж
Где хранится Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Материалы холст, масло

Как и многие другие полотна автора, эта картина – пейзаж настроения. Работу можно считать автобиографичной, в таких работах остаются чувства и переживания, аллегория мыслей и бытия.

Исаак Ильич уже болеет чувствует себя нехорошо, у него проблемы с сердцем, хоть ему всего лишь сорок, передвигается он уже, опираясь на палку. Хоть Левитан уже признан обществом, но со многими своими друзьями, в том числе с писателем Антоном Чеховым находится в достаточно прохладных отношениях. И творчество его в этот период такое же хмурое, исполненное хандры. Визуально композиция состоят из двух половин – освещенное полной луной, бесконечное ночное, осеннее, низкое небо и тихая водная ширь, отражающая небесное ночное светило. Тишина такая, что кажется слышно, как срывается с ветки осенний желтый листок, ни ветерка, ни шороха, ни звука, только легкое мерцание луны на водной глади.

В серо-синем ночном окружении, освещенный огромной луной, стоит осенний лес. Пожелтевшая трава, разноцветные, от красного до желтого, еще не улетевшие с деревьев листья, темные кляксы высоких старых сосен. Все природно и очень гармонично.

Два тонких, одиноких, почти облетевших дерева в левой части композиции, удачно перекликаются с густым лиственным и хвойным лесом справа

Такая информационная нагрузка равномерно распределяет внимание зрителей. Подобные приемы чередования достаточно часто применяются Левитаном, очень свойственна манера подачи

Отражающиеся в воде деревья и камыши визуально увеличивают полоску леса почти вдвое. Характерная для мастера палитра и игра тонов делает произведение с одной стороны узнаваемым, а с другой стороны, если задуматься о периоде жизни автора, в который была написана картина «Сумерки. Луна», можно понять, что это своего рода прощание. Последние главы из жизни художника.

Меньше, чем через год Исаака Левитана не станет. Его последний период в жизни отметится одиночеством, болью, разочарованием, душевными страданиями. Все это, несомненно, ляжет на холсты живописца, как прощание на века.

Источник

1.2 Анализ репродукции картины. Техника работы, использование красок и кистей

У И. И. Левитана был довольно обширный выбор основ, на которых он изображал свои произведения: холст, бумага, картон, дерево. Писал он маслом, не пренебрегая большим количеством лаков и разбавителей почти после каждого написанного слоя. Арсенал кистей у него имелся довольно обширный: широкие щетинные кисти, плоские и круглые колонковые и щетинные. Наносил он краску по-разному: то настолько тонко, что немного просвечивал холст, то слишком слоисто. Левитан умел хорошо передать фактурность, используя для этого разные техники нанесения краски. А используя в некоторых работах тушь, художник подчеркивал контур объекта.

Левитан не писал чисто внешнюю оболочку окружения. Он умело чувствовал окружающий мир, пропускал через эмоции, которые появляются при созерцании этих самых пейзажей. Он писал, не отделяя форму от сущности, наделял окружение истинным русским духом. Причем можно заметить. Ни одна картина Левитана не повторяет другую. Обладая хорошо развитой зрительной памятью, он с особой точностью передавал характер и настроение пейзажа. В работах Левитана вообще можно проследить то, что в некоторых очень ярких белесых местах практически нет слоев краски (немного просвечивает холст). В его ранних работах иногда даже был виден подмалевок, который тоже давал свой особенный эффект.

Картина «Лесистый берег. Сумерки» была написана Исааком Левитаном в 1892 году в жанре «реализм». В этой работе очень хорошо передана фактура окружающих объектов, создавая ощущение живости и реалистичности. Этот эффект создается не только за счет передачи цвета и тона, но и за счет того, как наноситься краска на холст. Можно заметить, что мазок повторяет форму объекта. Эта техника часто использовалась Левитаном, что придавало особой натуралистичности картине.

Вывод по главе 1: Можно сделать вывод, что разные периоды жизни Левитана по-разному отражались на его картинах. Он был чувствительным человеком и мог поистине проникаться русской природой. Этот великий живописец умел наделять свои картины душой, при этом вписывая в них свои эмоции и переживания. От того его картины и кажутся такими живыми и искренними.

А используя различные художественные техники передачи фактуры, разнообразные кисти и немонотонное распределение красок по холсту, Левитан создавал каждую работу со своей особой «изюминкой» и характером.

ИЛЛЮЗИЯ ЛУНЫ

Кстати – о видимых размерах Луны. Если Вы станете расспрашивать своих знакомых, какой величины представляется им Луна, то получите самые разнообразные ответы. Кто-то скажет, что Луна величиной с большущую головку сыра, но будут и такие, которым она покажется величиной с яблоко или мелкую серебряную монетку. Откуда такая разница в представлениях о величине «ночного светила»?
Диск Луны, когда он находится ближе к горизонту, кажется для наблюдателя больше размером, хотя на самом деле, он меньше примерно на 1,5 % по сравнению с тем, когда Луна находится в зените. Объясняется этот феномен оптической иллюзией. По теории «относительного размера», которая в данное время принята большинством учёных, визуальный размер объекта наблюдения зависит в первую очередь от размера других объектов, которые мы наблюдаем одновременно. Таким образом, когда мы наблюдаем Луну близко к горизонту, в поле нашего зрения попадают и другие объекты, на фоне которых, Луна и кажется больше, чем она есть на самом деле.
Иллюзорность этого явления подтверждают результаты измерений поперечного диаметра лунного диска при разных его положениях относительно горизонта. При отсутствии угломерных инструментов можно воспользоваться, например, спичкой, отмеряя тот её отрезок, который на расстоянии вытянутой руки точно соответствует диаметру Луны.

Левитан Исаак Ильич – русский живописец-пейзажист.

Сумеречные мурашки в подарок Чехову

Великий художник был убежден, что назначение искусства — открывать людям красоту привычных картин, учить ценить их и очарование повседневности. Но “Сумерки” были созданы не только на основе этого убеждения, а в качестве подарка талантливому писателю Чехову, который в тот момент лечился на чужбине. Ему не хватало родных краев, их красот, и Левитан понимал его, как никто другой. С такой благой целью творился всеми признанный впоследствии шедевр.

Живописец запечатлел на полотне грань между светом и тьмой, небом и ночью. Все вокруг уже не залито отсветами красочного заката, но и ночной мрак еще не обуял мир. Царит затишье перед непродолжительным сном. Бледным пятном луна застыла на небосводе, и не отыскать рядом с ней ни единого облачка. Должно быть, ночь будет тиха и спокойна, как бывает в середине лета, когда все вокруг цветет и благоухает.

Зелень травы уже укрыта ночными тенями, которые подкрались совершенно незаметно, плотно скрыв и старательно уложенные стога, и полосу леса справа. Лишь одинокое дерево, верхушкой тянущееся к облакам, ясно различимо. Самодельная, но крепкая изгородь отделяет лес от ухоженной полянки, а у ее начала расположилась небольшая деревянная изба, своей простой архитектурой умело дополняющая живописную местность. Дальше — синеватые дали, которыми невозможно не любоваться.

Созерцание картины настраивает на умиротворенный лад, тянет немного помечтать и побродить по лесу в сумерках, вдохнуть вечерней прохлады и разлечься прямо на свежескошенной траве, ожидая появления первых звезд. Неспроста у зрителя возникают такие чувства: умелый художник использовал спокойные, мягкие оттенки, не режущие глаз. Синевато-сиреневый небесный склон, нежная зелень травы и другие естественные, приятные тона.

Левитан медленно от частей подводит к целому: а именно – прекрасному лику природы, готовящейся ко сну. Тут не важны детали, значим общий образ и мурашки, пробегающие по коже при взгляде на этот чудный пейзаж. Насладиться видом картины можно в Государственной Третьяковской галерее.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: