Изенгеймский алтарь
Слева направо: Изенгеймский алтарь, Благовещение, фрагмент, Маттиас Грюневальд. Изенгеймский алтарь (левая створка, вторая панель) — Благовещение, фрагмент, Маттиас Грюневальд.
На создание «Изенгеймского алтаря», признанного величайшим шедевром Маттиаса Грюневальда, ушло четыре года. Огромные панно, написанные для монастыря святого Антония в Изенхайме, изображают распятие Христа. Иисуса окружают несколько последователей и его страдающая мать, одетая в ярко-белое одеяние. Несмотря на то, что Иоанн Креститель не присутствовал при распятии, Грюневальд решил представить его здесь с маленьким ягнёнком, символом жертвоприношения.
Слева направо: Изенгеймский алтарь (левая створка, вторая панель): Благовещение, фрагмент, Маттиас Грюневальд. Изенгеймский алтарь: Посещение Св. Антонием Св. Павла, фрагмент: Голова Св. Антония, Маттиас Грюневальд.
Святой Антоний был связан с эрготизмом, болезнью, известной, тогда как Огонь Святого Антония. Его последователи посвятили себя помощи больным. Во времена Маттиаса монахи Изенхайма ухаживали за больными чумой, которая, возможно, и вызвала появление больших и ужасных язв, отмечающих тело Иисуса. Интуитивное изображение страданий Христа Грюневальдом было необычным в европейском искусстве, но эффективно показывало верующим, что, подобно им, даже сын Божий испытывал страдания.
Изенгеймский алтарь, Воскресение Христово, фрагмент: Изумленные стражи, Маттиас Грюневальд. Фото: twitter.com.
Вместо множества небольших панелей, обычно встречающихся в алтарях эпохи Возрождения, Маттиас создал несколько огромных панелей, которыми можно было управлять для создания различных видов. Алтарный образ может быть сконфигурирован тремя способами: самый известный вид, сформированный закрытием крыльев, показывает сцену распятия; другой вид появляется, когда открываются крылья, и изображает сцены из Евангелий, включая Благовещение и Воскресение; окончательный вид формируется, когда все панели полностью открываются, чтобы показать Иисуса, апостолов и многочисленных святых, в окружении картин святого Антония.
Изенгеймский алтарь, 1512-1516 гг., Музей Унтерлинден, Кольмар. Фото: wordpress.com.
Сложная конструкция «Изенгеймского алтаря» означала, что его можно было изменить в соответствии с событиями церковного календаря. Например, во время праздников в честь Девы Марии открывались крылья, чтобы показать сцены Благовещения и Рождества. В высшей степени универсальный и яркий шедевр, таким образом, занял своё место в каноне искусства эпохи Возрождения.
Маттиас женился и поселился во Франкфурте, но его личная жизнь была далеко несчастной. Его жену поместили в психиатрическую лечебницу из-за «одержимости демонами». Сам же художник, скорее всего, страдал депрессией. Ситуация усугубилась, когда он впал в нищету, покинув Изенхайм до того, как ему заплатили за его великолепный алтарный образ. Многие учёные и историки сходятся во мнении, что Грюневальд был беден и одинок во Франкфурте, тем самым не оставив после себя ни семьи, ни школы, ни мастерской.
Слева направо: Ангельский концерт, Маттиас Грюневальд. Ангельский концерт, Изенгеймский алтарь, левая половина центральной части : Очеловечивание Христа, Маттиас Грюневальд.
Его имя в значительной степени было забыто после его смерти, тем не менее, Грюневальд в конце концов снова приобрёл известность и в настоящее время признан одним из самых значительных художников эпохи Возрождения в Германии. Сознательно прокладывая свой собственный путь и отвергая современные тенденции, он создавал картины, которые удивляли, вдохновляли и преследовали зрителей на протяжении десятилетий, вплоть и по сей день.
Последние статьи
-
Почему популярных телеведущих Михаила Шаца и Татьяну Лазареву признали иноагентами на территории РФ сегодня, 18:44 -
Почему из Библии убрали все апокрифы про Апокалипсис: Что скрывают богословы сегодня, 17:24 -
Какие тайные смыслы зашифровал Гойя в своих легендарных «Чёрных картинах»: Тёмная сторона великого художника сегодня, 14:02 -
Чем интересны фильмы 7 культовых азиатских режиссёров, которые создают «кино для глаз» сегодня, 11:40 -
Как звезда фильма «9 с половиной недель» превратила свою жизнь в настоящий ад: Ким Бейсингер сегодня, 10:22 -
Почему 4 советские талантливые певицы, чьи шлягеры до сих пор любимы, эмигрировали в другие страны сегодня, 09:31 -
Как проблемы со здоровьем помогали великим художникам создавать шедевры, и что видят врачи на их картинах 9.09.2022, 22:19 -
Как джин стал самым популярным напитком в Лондоне XVIII века и чуть не разрушил нравственные устои англичан 9.09.2022, 17:50 -
Как кутили в ресторанах Москвы и Санкт-Петербурга до революции 1917 года и что там подавали к столу 9.09.2022, 14:18 -
Жертвы моды эпохи Возрождения: Зачем женщины брили лоб и избавлялись от ресниц 9.09.2022, 12:15
Все статьи
Творчество
До нашего времени дошло мало работ Грюневальда — всего одиннадцать произведений, из которых одни представляют собой многостворчатые алтари, другие — сохранившиеся фрагменты алтарных композиций и отдельные одночастные картины. В последнее время было не только открыто настоящее имя художника, но и сделано немало удачных попыток проследить перипетии его жизненного и творческого пути на фоне исторической панорамы того бурного времени.
В свете сохранившихся документов Грюневальд представляется человеком широкой эрудиции и многосторонней одарённости, типичным представителем интеллигенции эпохи Возрождения. Наряду с наукой его волновали проблемы религии, философии и общественного устройства. Его искусство пронизано глубочайшей человечностью, живым состраданием к человеческим мукам, неисчислимым страданиям, которые он видел кругом. На его глазах прошло восстание «Башмака», Великая Крестьянская война, Реформация — первая революция в Европе, потрясшая сознание людей и весь феодальный мир, и вместе с тем он стал свидетелем кровавых расправ с восставшим людом. Наделённый в высшей степени восприимчивой душой, Грюневальд вслед за Босхом поставил в своём искусстве проблему подлинной трагедии жизни благородной и честной души человека, подвергаемого преследованиям и оскорблениям в жестоком, озверевшем мире.
Маттиас Грюневальд: картины, биография художника
Особенности творчества Маттиаса Грюневальда: писал картины на религиозную тематику, считается одним из наиболее ярких художников своего времени, сумевшим как никто другой передать возвышенный мистицизм и трагизм эпохи. Значительную часть своей жизни был придворным художником архиепископа города Майнца.
Известные картины Маттиаса Грюневальда: сохранилось не более десяти произведений живописца, среди них наиболее знаменитая работа — «Изенгеймский алтарь», а также «Осмеяние Христа», «Встреча святых Эразма и Маврикия», «Штуппахская мадонна».
Пожалуй, художник Маттиас Грюневальд является одним из самых таинственных и загадочных в истории европейского искусства. Его имя на протяжении нескольких столетий было предано полному забвению, и лишь в конце XIX века совершенно случайно открыто вновь. О мастерстве и таланте этого художника красноречиво свидетельствует тот факт, что долгие годы авторство части картин Маттиаса Грюневальда приписывали гениальному Альбрехту Дюреру. Чуть более ста лет тому назад сведения о нем были опубликованы в одной из книг по истории живописи, при этом живописцу снова «не повезло» и автор ошибочно наградил его именем другого малоизвестного художника. Таким образом Готхарт Нитхарт вошел в историю под именем Маттиаса Грюневальда.
После нескольких веков полного забвения творчество Грюневальда стало источником вдохновения для экспрессионистов, которые во второй половине XIX века помогли этому мастеру занять достойное место в пантеоне величайших художников Германии. Буквально по крупицам удалось собрать скудные факты, благодаря которым в общих чертах стала известна биография мастера.
Первым документом, подтверждающим существование художника Маттиаса Грюневальда, стала найденная в архивах расписка о том, что он получил деньги за выполненный заказ. В этом документе впервые упоминается и его настоящее имя — Матис Нитхарт, родом из Вюрцбурга. О родителях живописцах и о его наставниках не известно ничего. Точно установленным является лишь тот факт, что в 1504 году художнику Грюневальду было выплачено вознаграждение майнцким архиепископом за оформление резиденции. Известно также, что за преданную службу при дворе архиепископа живописцу был дарован дворянский титул.
Картины Маттиаса Грюневальда
Самым знаменитым и значимым произведением художника Маттиаса Грюневальда, сохранившимся до наших дней, считается Изенгеймский алтарь. Точная дата создания шедевра не известна, предполагается, что живописец мог создать его между 1505 и 1515 годами. Алтарь был создан по заказу монашеского ордена антонитов. Это произведение пережило множество драматических войн и революций и, в отличие от других работ Грюневальда, чудесным образом сохранилось почти нетронутым.
Еще одно прекрасно сохранившееся полотно, автором которого является художник Маттиас Грюневальд — «Встреча святого Эразма и святого Маврикия». Маврикий является покровителем Галле, в городе также хранились мощи св. Эразма. Полотно выполнено с удивительным мастерством, его отличает тонкое чувство цвета и многомерность композиции. Среди картин таинственного Маттиаса Грюневальда необычная судьба была уготована еще одному шедевру, «Штуппахской мадонне». Эту картину долгие годы приписывали другому выдающемуся художнику, Питеру Паулю Рубенсу, и лишь относительно недавно было установлено настоящее авторство.
Последние статьи
-
10 знаменитых рэперов , которые сумели сколотить состояние и стали миллионерами 1.08.2023, 21:41 -
Какие тайны хранит отель «Стэнли», где Стивен Кинг черпал вдохновение для написания книги «Сияние» 1.08.2023, 19:11 -
+1 Почему нельзя свистеть в доме, наступать на порог и др старинные суеверия, в которые и сегодня многие искренне верят 1.08.2023, 17:07 -
+1 6 городов мира с самой необычной планировкой, в которой заложен скрытый смысл 1.08.2023, 17:03 -
+1 Часто ли падающие метеориты попадают в людей и чем это чревато 1.08.2023, 15:30 -
+1 Любимая дача Сталина в Абхазии: как ее строили и что там происходит в наши дни 1.08.2023, 14:10 -
+1 Как читинский уголовник стал Героем Советского Союза, или Одно знакомство, изменившее ход жизни 1.08.2023, 12:44 -
Как культовая бритоголовая ирландская певица обратилась в ислам: Погасшее пламя Шинейд О’Коннор 1.08.2023, 10:26 -
Ивару Калныньшу – 75: Чем сейчас занимается актёр, прервавший все связи с Россией 1.08.2023, 09:21 -
+1 Как императрица Екатерина Великая внуков воспитывала, и какие принципы её системы пригодятся в наши дни 31.07.2023, 23:33
Все статьи
Литература
- Власов В. Г. Грюневальд, Нитхард-Готхарт Матис // Стили в искусстве : Архитектура, графика. Декоративно-прикладное искусство. Живопись, скульптура : словарь : в 3 т. / В. Г. Власов. — СПб. : Кольна, 1996. — Т. 2 : Словарь имён : А—Л. — С. 275. — 543 с., л. ил. : ил. — ISBN 5-88737-005-X. — OCLC .
- Камчатова А. В., Котломанов А. О., Кроллау Н. Е. Германия. Англия. XV–XIX века : биографический словарь / А. В. Камчатова, А. О. Котломанов, Н. Е. Кроллау. — СПб. : Азбука-Классика, 2008. — С. 12, 13, 14, 19, 67, 71, 77–82. — 480 с. : ил., цв. ил. — (Художники Западной Европы). — ISBN 978-5-91181-907-1. — OCLC .
- Грюневальд, Маттиас // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1893. — Т. IXa. — С. 823.
Спорная биография
Слева направо: Гравюра с изображением Маттиаса Грюневальда. Маттиас Готхарт Нидхардт (имя при рождении).
Учёные не смогли определить дату или место рождения Маттиаса Грюневальда, потому что в Германии XV века муниципальные записи плохо хранились. Ко всему прочему, споры ведутся и по поводу его фамилии, которая в различных источниках записана либо как Готарт, либо как Найтхардт, но обычно он известен как Грюневальд, прозвище, ошибочно данное ему его биографом XVII века Иоахимом фон Зандрартом.
Слева направо: Святая Екатерина, Матиас Грюневальд. Святая Дороти с корзиной цветов, Матиас Грюневальд.
Именно благодаря Иоахиму сохранилась информация о ранней карьере Маттиаса, который не только работал во Франкфурте в качестве ученика, а и был помощником Альбрехта Дюрера, помогая ему завершить внешнее оформление одного из его великолепных алтарей. Затем он зарекомендовал себя как независимый мастер, владеющий как резьбы по дереву, так и студийной живописью.
Живопись Грюневальд (Нитхардт Матис), «Распятие», описание картины
Живопись XV-XVI вв.
Знаменитый немецкий живописец Матис Нитхардт родился в Вюрцбурге. Он был придворным живописцем, работал в Ашаффенбурге (Бавария), Зелигёнштадте, во Франкфурте-на-Майне, в Галле. Нитхардт является одним из наиболее ярких представителей немецкого Ренессанса, современником Альбрехта Дюрера, Тильмана Рименшнейдера и Ганса Гольбейна Младшего – величайших немецких живописцев эпохи Возрождения. Такие произведения Нитхардта, как «Плачущий ангел», «Поругание Христа», и, конечно, «Распятие», являются неотъемлемой частью наследия немецкого Возрождения.
Невероятно, но факт: целых триста лет этот живописец носил чужое имя. Настоящее имя художника – Матис Нитхардт, а Грюневальдом его ошибочно назвал один из биографов XVII в.
Несмотря на то что Грюневальд и Дюрер жили и работали в одно время, их живописная манера и приемы разительно отличаются. Лишь специалисты способны определить, что их такие разные на первый взгляд полотна написаны в одно время и представителями одной национальной культуры. В отличие от интеллектуальности, сдержанности в выражении чувств, свойственных Дюреру, Грюневальд стихийно эмоционален. Если язык Дюрера является по преимуществу языком линий, то Грюневальд «говорит» языком цвета.
Можно выявить отдаленное сходство метода немецкого художника с манерой венецианцев, однако строем образов он на них абсолютно не похож. Грюневальд жесток. Мертвец на картине «Распятие» – центральной части Изенгеймского алтаря – страшен своей реалистичностью. Фигуры по обе стороны креста, расположенные в одной пространственной плоскости с распятым, кажутся меньшими, чем должны быть. Эта несогласованность масштабов делает картину похожей на эпизод кошмарного сна: тело распятого словно движется из глубины на замершего от ужаса зрителя.
Впечатление кошмара усиливается такими элементами, как скрюченные, торчащие кверху пальцы рук распятого, позы Иоанна Крестителя и Марии Магдалины. Одетый в багряницу Иоанн Креститель держит в левой руке книгу, а пальцем правой указывает на тело Христа. Креститель смотрит в никуда; латинская фраза, начертанная Грюневальдом между десницей и лицом Иоанна, гласящая: «Illum oportet crescere, mе autem minui» («Он должен возрастать, я должен сокращаться»), содержит основной смысл его учения. Агнец у ног Иоанна Крестителя чудесным образом удерживает правым копытом маленький крест. Рядом с ним находится чаша — Святой Грааль. Агнец символизирует дух Христа, кротко взирающий на бренные останки своей земной обители. В левой части полотна, как будто поделенного Крестом надвое, Мария Магдалина, пав на колени, простирает ко Христу молитвенно соединенные руки. Позади нее Богородица с мертвенно-бледным от неизбывного горя лицом падает без чувств на руки Иоанна Евангелиста, лицо которого отражает и боль утраты любимого Учителя, и сострадание горю Матери.
Описание картины Матиаса Грюневальда «Распятие»
На картине мы видим традиционный религиозный сюжет – распятый Иисус и собравшиеся вокруг него близкие. Если попытаться охарактеризовать впечатление, которое оставляет данное творение, одним словом, то это будет отчаяние.
Мы наблюдаем изувеченную, болезненно-худую мужскую фигуру с истинно мученическим выражением лица на черном фоне. Цвета очень насыщенные, и светлая фигура ярко выделяется на темном. Выражения лиц невероятно эмоциональны.
Следует отметить, что людские фигуры по сравнению с Иисусом гораздо меньше по размеру, что подчеркивает его святость и дополнительно выделяет его на фоне остальных. Этот прием характерен для средневековой живописи: размеры фигур определяет не стремление отразить реальность, а стремление показать, какая из них несет большую значимость, чем остальные.
Картина в чем-то напоминает страшный сон, отпечатывается в мозгу. Руки Христа непропорционально длинные, а пальцы искривлены и скрючены, будто их сжимает последняя предсмертная судорога, все тело изуродовано пытками, в него тут и там впиваются шипы терновника. Позы Марии Магдалины и Иоанна Крестителя усиливают впечатление ночного кошмара. Держащий что-то вроде тряпки в правой руке Иоанн как бы показывает на тело Иисуса, его взгляд направлен в неизвестность. Мария Магдалина, стоя на коленях и сложив руки как при молитве, протягивает их к Иисусу.
Окровавленная фигура смотрит на сочувствующих сверху вниз с приоткрытым ртом с пустым отрешенным взглядом. Кажется, что он уже вот-вот испустит дух и отойдет в мир иной.
Очень большое внимание художник уделяет рукам, они служат для него инструментом передачи эмоций: у женщин прекрасные, белые и тонкие пальцы, переплетенные в молитве, пальцы Иисуса – мученические, кривые, пугающе-страшные, пронизанные болью
Описание картины Матиаса Грюневальда «Изенгеймский алтарь»
Маттиас Грюневальд, немец по происхождению, последний представитель северной готики в живописи, за свою недолгую жизнь создавший несколько шедевров (возможно, картин было гораздо больше, но до наших дней их сохранилось крайне мало), главным своим произведением по праву считал «Изенгеймский алтарь».
Работу заказали монахи из беднейшего ордена, основной деятельностью которого являлось исцеление больных людей. Написан этот шедевр был, предположительно, в начале 16-го века.
В самом центре композиции мы видим распятого Иисуса Христа, по телу которого стекает кровь. В самом Христе отклонений от канонов, в принципе, нет, за исключением, пожалуй, рук, с настолько сильно растопыренными пальцами, что невозможно не ужаснуться терзаниям и мукам Господа.
Кроме Иисуса, в центре изображена Мать Христа в белом одеянии, падающая без чувств от увиденных страданий сына. Её поддерживает любимый апостол Христа Иоанн, всю скорбь изливающий именно на Божью Матерь (только он один смотрит не на распятого). Также на коленях, воздев руки, молится Мария Магдалина. С другой стороны от Иисуса стоит Иоанн Предтеча.
На момент убийства Христа, Иоанн уже был обезглавлен, однако на картине он изображён живым. Тем самым художник показывает, что Иоанн всё же предшественник Христа, пастырь, приведший людей-«овец» к вере (о чём свидетельствует стоящий рядом с Крестителем агнец, держащий маленький крест).
Эти же персонажи, за исключением Иоанна Крестителя, изображены на нижней створке, показывающей оплакивание любимого Господа и укладывание его в гроб.
По бокам от центральной сцены мы видим святых Антония и Себастьяна. Первый был покровителем ордена, заказавшего Грюневальду алтарь. Второй являлся покровителем врачей, а так как монахи занимались исцелением, то святой Себастьян являлся именно их покровителем.
Антоний стоит в красно-синих одеждах, держит посох, свидетельствующий о власти, и глядит вдаль, не обращая никакого внимания на чертёнка около окошка, пытающегося искусить святого.
Себастьян, бывший мучеником за веру, помимо других издевательств, был безжалостно пронзён стрелами. Пронзённым он и изображён на данном шедевре.