Личная жизнь
Около 1520 года молодой Гольбейн взял в жены Элсбет Шмид, вдову на несколько лет старше его, имевшую маленького сына Франца. В первый год брака супруга родила художнику мальчика, которого назвали Филиппом, а через некоторое время девочку Катарину.
Ганс Гольбейн и его семья
Семья не сопровождала живописца в заграничных поездках, Ганс виделся с женой и детьми, только когда бывал в Базеле. В эти визиты он рисовал портреты семьи, которая на некоторых полотнах ассоциировалась у него с библейскими образами Богородицы с младенцами и Иоанна Крестителя.
Личную жизнь супругов вряд ли можно назвать счастливой. С 1532 года они жили раздельно, в Англии художник имел связи с другими женщинами. Гольбейн материально обеспечивал Элсбет и детей, но нежных чувств к ним не испытывал.
Ганс Гольбейн Младший | Artifex.ru
Ганс Гольбейн Младший (Hans Holbein der Jüngere) – немецкий живописец, с детства постигший тайны профессии. Его отец, Ганс Гольбейн Старший, прививал сыну любовь к искусству и обучал его живописи. Поэтому неудивительно, что у мальчика рано сформировались понимание прекрасного и собственный творческий стиль.
В 18 лет юноша переехал из Аугсбурга в Базель (Швейцария). Там он вместе со своим братом работал в мастерской Хербстера. Уже тогда художнику удалось выполнить несколько важных заказов. Например, он написал портрет бургомистра и его жены.
Но успех к юному Гольбейну пришел не сразу. Ему приходилось писать не только портреты: фрески, иллюстрации для книг, декор фасадов зданий – всё это стало сферой его деятельности. Разнообразный труд помог Гольбейну найти себя, утвердиться в выбранном направлении и подготовиться к более серьёзной работе.
Влиятельные городские персоны проявляли интерес к творчеству Ганса. Так, по заказу бургомистра Якоба Мейера в 1526 году Ганс Гольбейн Младший написал полотно «Мадонна бургомистра Мейера». Взглянув на него, невольно вспоминаешь великих итальянских художников Возрождения. Лаконичность в изображении фигур, гармония цвета, лицо и волосы Девы Марии, словно подёрнутые дымкой…
Но внимательный зритель не даст ввести себя в заблуждение. В несколько грубоватой реалистичности людей на картине, в контрасте света и тени ясно виден стиль немецкого художника.
Но правдивость в работах Гольбейна не всегда была такой же безобидной, как в случае с «Мадонной». Одна из самых известных картин живописца «Мёртвый Христос в гробу» одновременно и отталкивает, и пленяет.
Вокруг неё было множество споров, ведь Гольбейн изобразил мёртвого Христа не безмятежным и нетленным, а пугающе материальным, таким, каким выглядит умерший человек. За эту работу Гольбейна священнослужители не раз называли безбожником, ругали и осуждали его на протяжении веков. Но, пожалуй, никто не поспорит с тем, что работа производит на зрителя колоссальный психологический эффект.
На теле Христа на этой картине видны следы разложения, он совершенно один и находится в темноте. Необычный размер полотна (30,5 на 200 см) усиливает гнетущее ощущение. Дерзкое творение Гольбейна попало даже в русскую классику: в романе Достоевского «Идиот» князь Мышкин говорит, что «от этой картины у иного вера может пропасть».
С 1526 по 1528 год Ганс Гольбейн Младший жил в Англии, где его с радостью принял Томас Мор – знаменитый автор «Утопии». Там художник с головой погрузился в создание портретов. Но более насыщенным стало его второе пребывание в Лондоне, во время которого Гольбейн стал придворным художником короля Генриха VIII и рисовал многочисленные портреты этого монарха.
Стали ли работы Гольбейна менее интересны зрителю сейчас, спустя пять веков после их создания? Можно утверждать, что нет. Напротив, его творчество часто напоминает не произведения 16 столетия, а современное искусство. Особенности изображения человеческой головы, цветовые решения и необычные приёмы композиции словно пришли к живописцу из будущего. Вспомним хотя бы его «Портрет дамы с белкой»: выбранный ракурс, соотношение фона и фигуры на первом плане наводят на мысль об искусстве XX-XI веков.
А такие символы, как белка и скворец дают почву для размышлений, зачем они появились на портрете и почему им уделено столько внимания. Ганс Гольбейн Младший умел не только решительно и точно изображать на холсте действительность, но и задавать скрытые вопросы, ответы на которые спрятаны слишком глубоко.
Описание
Хотя художник немецкого происхождения, проводивший большую часть времени в Англии, Гольбейн проявил влияние Ранние нидерландские художники в этой работе. Он использовал масла который для панно был разработан за столетие до этого в ранней нидерландской живописи, и так же Ян ван Эйк и Мастер Флемаль использовали обширные образы, чтобы связать своих субъектов с религиозными концепциями, Гольбейн использовал символические объекты вокруг фигур, чтобы предложить в основном светские идеи и интересы.
Ковер Гольбейна с большими медальонами, подобными изображенным на картине, XVI век, Центральный Анатолия
Среди ключей к ассоциациям фигур — набор научных инструментов, включая два глобуса (один земной и один небесный ), а циферблат пастуха, а квадрант, а Torquetum, а многогранные солнечные часы, а также различные ткани, в том числе мозаика на полу, по дизайну Вестминстерского аббатства ( Cosmati тротуар, перед Высоким алтарем) и ковер на верхней полке, пример Восточные ковры в живописи эпохи Возрождения. Фигура слева в светской одежде, а фигура справа в церковной одежде. Они стоят по бокам стола, на котором выставлены открытые книги и символы религиозных знаний, включая символическую ссылку на Девственница.
Глобус послов (деталь)
Напротив, другие ученые предположили, что картина содержит подтекст религиозной розни. Конфликты между светскими и религиозными властями здесь представлены Жан де Динтевиль, помещик, и Жорж де Сельв, епископ Лавр. Общепринятый символ раздора — лютня с оборванной струной — включен в сборник гимнов в Мартина Лютера перевод, предполагающий раздор между учеными и духовенством. Для других, если оборванная струна лютни предполагает прерывание религиозной гармонии, лютеранский гимн, открывающийся на разворачивающихся страницах, воспроизводит песню о Заповедях (Законе) и песню о Святом Духе (Благодать), может предполагать их пребывание в «гармонии» с друг друга.
Земной шар на нижнем шельфе повторяет часть картографически образной карты, созданной, возможно, в 1530 году и неизвестного происхождения. Карта получила название «Глобус послов» из-за того, что она широко известна на картине.
Работа была описана как «один из самых поразительно впечатляющих портретов в искусстве эпохи Возрождения».
Анаморфный череп
Анаморфный череп, восстановленный в 1998 году, вид под косым углом.
Самый заметный и известный из символов Гольбейна в произведении — искаженный череп который помещается внизу в центре композиции. Череп, изображенный в анаморфическая перспектива, еще одно изобретение раннего эпоха Возрождения, задумано как визуальная головоломка, поскольку зритель должен подойти к картине сверху справа или снизу слева, чтобы увидеть форму как точную визуализацию человеческого черепа
Хотя череп явно задуман как Vanitas или Помни о смерти Непонятно, почему Гольбейн уделил ему такое внимание на этой картине. Одна из возможностей заключается в том, что эта картина представляет три уровня: небеса, изображенные астролябия и другие предметы на верхней полке, живой мир, о чем свидетельствуют книги и музыкальный инструмент на нижней полке, и смерть, обозначенная черепом
Также была выдвинута гипотеза, что картина должна висеть на лестничной клетке, так что люди, поднимающиеся по лестнице и проходящие мимо картины слева, будут поражены появлением черепа. Еще одна возможность состоит в том, что Гольбейн просто хотел продемонстрировать свои способности с техникой, чтобы обеспечить будущие комиссионные. Художники часто использовали черепа как напоминание о смертности. Гольбейн, возможно, имел в виду черепа (один как серый разрез, а другой как медальон на шляпе Жана де Динтевилля) и распятие в верхнем левом углу, чтобы побудить задуматься о надвигающейся смерти и воскресении.
Творчество Ганса Гольбейна Младшего
Творческий путь художника начался в Базеле, где в 1515-1526 Гольбейн создал множество портретов, в которых подчеркивал внутреннее достоинство и сдержанную духовную силу людей (портрет Эразма Роттердамского, 1523, Лувр, Париж), потрясающую смелостью композиционного решения и силой эмоционального воздействия картину “Мертвый Христос” (1521, Публичное художественное собрание, Базель), иллюстрации (к “Похвале глупости” Эразма Роттердамского, рисунок пером, 1515), серию рисунков “Образы смерти” (известна под названием “Пляска смерти”, 1524-1526, гравированы на дереве Г.Лютцельбургером и изданы в 1538), в которой в аллегорической и гротескной форме отобразил события Крестьянской войны в Германии.
В 1526-1528 и с 1532 Гольбейн работал в Англии, куда прибыл с рекомендательным письмом Эразма Роттердамского к английским гуманистам.
Таковы работы художника — графический портрет Томаса Мора, серебряный карандаш, уголь, сангина, 1527, Виндзорский замок; живописные портреты: немецкого купца Георга Гиссе, 1532, Картинная галерея, Берлин-Далем; французского посла Ш.Моретта, около 1534-1535, Картинная галерея, Дрезден; королевы Джейн Сеймур, 1536-1537, Музей истории искусств, Вена; Генриха VIII, 1539-1540, Национальная галерея, Рим.
В Германии искусство Хольбейна не нашло последователей, но оказало сильнейшее воздействие на развитие английского, а затем и всего западноевропейского портрета. Пристально всматриваясь в индивидуальные черты модели, точно и без прикрас воспроизводя ее облик, он создавал смелые и острые по рисунку, насыщенные цветом, жизненно-убедительные и яркие образы своих современников — волевых, целеустремленных людей эпохи Возрождения.
Гольбейн самый знаменитый представитель этой фамилии.
Описание картины Ганса Гольбейна «Генрих 8»
Ганс Гольбейн много внимания уделял передаче пластичных свойств предметов, образованию света. Его привлекали материалы, которые были сделаны из изображаемых им вещей. Он очень умело передавал на картине аксессуары, одежду, которая окружает человека. В историю живописи он вошел как очень крупный мастер портрета.
Когда шли религиозные войны, Гольбейн переехал в Англию. И там много лет он служил при дворе в качестве придворного живописца. Его произведение «Портрет Генриха VIII» – это единственный портрет работы этого мастера, который дошел до наших дней.
Король Англии Генрих VIII – очень противоречивая фигура. Он был очень способным в науках, музыке. Умел играть на нескольких инструментах, у него был красивый голос. За 38 лет его правления произошло много запоминающихся событий, и прежде всего тем, что у него было шесть жен, двоих из них он велел обезглавить.
На костюме изображенного короля пуговицы, украшения сделаны из золота, а фон создан с помощью очень драгоценного в те времена, синего пигмента (ультрамарина).
Еще не зная, кто изображен на картине, сразу видно по его позе, одежде, украшениям, что изображен очень знатный человек. Король был крупного телосложения. У него очень гордая, прямая осанка, в полусогнутой руке держит перчатку, на обеих руках есть перстни. В его глазах угадывается ум, твердость характера, определенный жизненный опыт. Само его лицо мало отражает какие-либо эмоции, что может указывать на его небольшую скрытность.
Его сжатые и тонкие губы говорят о том, что он человек тщеславный, быстро стремится достичь желаемого. Такой человек всегда серьезно говорит о своих намерениях.
Нижняя губа толще верхней, что указывает на умение убеждать, способности сосредотачиваться на делах. Про таких говорят, что любит больше дел, меньше слов.
ГАНС Гольбейн Старший
ГАНС Гольбейн Старший (около 1465–1524 гг.) – немецкий живописец. Он был старшим в известной семье художников, к которой принадлежали его брат Зигмунд и сыновья Амброзиус и Ганс Гольбейн Младший. При упоминании имени «Гольбейн» обычно вспоминаются замечательные портреты Ганса Гольбейна Младшего, но очень немногие ценят Ганса Гольбейна Старшего, который оказался как бы в тени мировой славы своего сына. Однако этот художник сыграл чрезвычайно важную роль в становлении искусства Южной Германии на рубеже XV–XVI вв. Он был единственным живописцем среди целого поколения, сумевшим достаточно глубоко воспринять новые принципы ренессансного искусства. Ганс Гольбейн Старший являлся главой большой мастерской; оказал влияние на многих немецких художников, в том числе на такого мастера, как Маттиас Грюневальд (1470/1475 – 1528 гг.). Он был крупнейшим немецким портретистом до Альбрехта Дюрера (1471–1528 гг.), главным представителем реалистического направления в швабской школе. Натурализм, полный жизни и характерности, не лишён был у него благородства. Наконец, невозможно переоценить значение творчества этого живописца для формирования самостоятельной художественной концепции Ганса Гольбейна Младшего. В ранних произведениях Ганса Гольбейна Старшего заметно влияние фламандской школы, а также Мартина Шонгаура (1435/1440 – 1491 гг.), в позднейших – воздействие итальянского Возрождения. Некоторые его работы ранее приписывались юношескому периоду его более знаменитого сына и тёзки. Ганс Гольбейн Старший родился в городе Аугсбурге, в семье ремесленника, занимавшегося обработкой кожи. В юности он много путешествовал. Предполагают, что он работал в мастерской Мартина Шонгауэра и посетил Нидерланды. К 1494 г. художник вернулся в родной город и женился на дочери преуспевающего аугсбургского живописца Фомы Бургмайра. У него рождаются два сына – Амброзиус и Ганс. Дела Гольбейна шли очень успешно, он встал во главе большой мастерской, одной из самых значительных в Южной Германии. Сначала ближайшими помощниками Ганса Гольбейна были его брат Зигмунд и Леонард Век, потом в деятельность мастерской активно включаются очень способные к живописи сыновья. Процветанию мастерской во многом способствовала атмосфера Аугсбурга, который к концу XV в. становится центром Швабии, крупнейшим торговым и ремесленным городом, где развиваются оружейное дело, книгоиздательство и прикладное искусство. Художники пользуются покровительством богатейших семей. Аугсбургские гуманисты, советники императора Максимилиана I (1508–1519 гг.), способствуют распространению знаний о новейших явлениях европейской культуры. Свободный космополитический дух города в значительной степени обусловил не только развитие искусства живописи, но и органичное восприятие идеалов Ренессанса. Желание следовать моде и удовлетворять вкусы образованных заказчиков привело к культу внешней красоты формы, порой за счёт утраты глубокого внутреннего содержания. В этой художественной ситуации Ганс Гольбейн Старший лучше других мастеров сумел воспринять и выразить новые эстетические идеалы эпохи, что в конечном итоге и определило его лидирующее положение среди аугсбургских живописцев. Многие из них начинают подражать его живописной манере; к числу его последователей и учеников исследователи относят Ганса Бургмайра (1473–1531 гг.), Иорга Брея Старшего (1475–1537 гг.), Мартина Шаффнера (около 1478 – 1548 гг.) и некоторых других художников. Слава Ганса Гольбейна Старшего выходит за пределы Аугсбурга, его приглашают работать во многие города Южной Германии. В 1499 г. он работает в Ульме, два года спустя пишет алтарные картины для доминиканцев во Франкфурте-на-Майне. В начале XVI в. художник неоднократно выполняет заказы эльзасских монастырей, а в 1516 г. принимает решение окончательно переехать в Эльзас и поселяется в Изенгейме, где и умирает спустя восемь лет. В последние годы жизни, после закрытия аугсбургской мастерской Ганс Гольбейн Старший работает вместе со своими сыновьями. С сыном Гансом он создаёт росписи интерьеров и фасадов дома Якова Гертенштейна в Люцерне, в которых сцены охоты сочетались с жанровыми композициями.
<< Первая < Предыдущая 1 Следующая > Последняя >>
Жизнь
Считается, что дата рождения Ганса Гольбейна — около 1460/70 года. Он был сыном кожевника Михаэля Гольбейна, проверенного в Аугсбурге с 1464 года, и Анны Майр. В остальном о его молодости и образовании почти ничего не известно. Он изучил торговлю живописью в Аугсбурге и на Верхнем Рейне, иммигрировал в Кельн , возможно, также в Нидерланды . Около 1493 года он поселился в Аугсбурге; здесь он проживал в своей основной резиденции до 1514/17 года (однако в документах 1493 и 1499 годов он упоминается как гражданин Ульма ). Комиссии доставили его в Ульм, Франкфурт-на-Майне и Эльзас . В 1517 году он покинул Аугсбург из-за тяжелого финансового положения (его брат Зигмунд несколько раз арестовывал его) и поселился в Изенхайме в Эльзасе. Вероятно, он умер здесь в 1524 году.
Говорят, что он получил письмо об освобождении от императора Максимилиана , которое могло объяснить тот факт, что он не платил налогов с 1514 года. Герб с головой быка семьи Гольбейнов, вероятно, происходит из этого периода.
Стиль
Живописные произведения Гольбейна отличаются тонкой выработкой рисунка, пластичной моделировкой, прозрачностью светотени, сочностью и шириной кисти. Его рисунки полны едкого сарказма, тонкой наблюдательности и, несмотря на свою жизненную правду и индивидуальность, поражают красотой формы и отделки. Значение Гольбейна в немецком искусстве повышается ещё и тем, что он перенес в Германию расцвет Итальянского Возрождения, не утратив при этом своего национального характера, — в его работах ощутимы пути, намеченные в портретах Дюрера.
Для своих портретов художник предварительно выполнял очень тщательные карандашные наброски, некоторые из них сохранились. Тени и свет наводились углем, мелом и сангиной
В эскизах Гольбейн обращал внимание в основном на лицо, не набрасывая руки
Английская живопись XVI века: «Послы» Гольбейна I
Когда заходит разговор о «Послах» Гольбейна, прежде всего вспоминают «странное пятно на переднем плане картины», которое под определенным углом обретает очертания черепа.
Деталь броская — но в «Послах» интересна не только она.
Два слова о позирующих. Название «Послы» картина получила довольно поздно — искусствоведам удалось установить, кто именно изображен на этом двойном портрете, сличив работу Гольбейна с рисунком французского художника Жана Клуэ, на котором с обратной стороны было указано, что моделью послужил Жан де Динтевиль :
В 1533 г. Жан де Динтевиль, которому было «всего» 29 лет, заканчивал свое пребывание в качестве посла при английском дворе. Проездом на родину, во Францию, к нему заехал друг, епископ Лаворский Жорж де Сельв, 26 лет от роду. Епископство он получил в 1526 г., когда ему было лишь 17 лет. (Согласно всем правилам, обязанности епископа не мог исполнять человек моложе 25 лет — но король был заинтересован в переводческих и дипломатических талантах де Сельва, — и церкви пришлось смириться).
Необычна сама композиция двойного портрета Гольбейна, написанного по заказу Жана де Динтевиля. Очевидно, в составлении программы для этой картины и «настройке» (о чем ниже) астрономических инструментах, разложенных на столе, Гольбейну помогал его друг, астроном и математик Николаус Кратцер, работавший при английском дворе.
На стеллаже (или столике), о который опираются портретируемые, разложены: внизу — предметы, связанные с земным, дольним миром, вверху — предметы, связанные с миром горним, небом и астрономическими наблюдениями: 2 гномона
Квадрант:
и трикветер:
а также небесная сфера:
Тем самым становится понятным присутствие Распятия в верхнем левом углу картины:
В таком случае, композиция, избранная Гольбейном для портрета, явственно соотносится с предстоящими Кресту Богоматерью и апостолом Иоанном:
Грюневальд. Распятие. 1523 — 1524По сути, композиция «Послов» строится на эффекте значимого отсутствия: в центре ее предполагается, но не изображен, — Крест на Голгофе.
Смелость решений старых мастеров порой поразительна. Решение, выбранное Гольбейном в чем-то сродни тому, что задействовано Мемлингом в его «Диптихе Мартина фон Ньювенхове», где донатор, представленный на правой створке, написан отражающимся в зеркале, висящим за спиной Богоматери.
Оптический эффект, использованный здесь Гольбейном — анаморфоза, был довольно известен живописцам той поры. Так, в одном из францисканских монастырей можно видеть фреску, которая, если разглядывать ее фронтально, воспринимается как пейзаж:
И только при определенном угле зрения она обретает свой «истинный» вид:
На ней представлены Спаситель, Богоматель с Младенцем, апостолы Петр и Павел, св. Франциск, принимающий стигматы…
Ряд современных художников специализируются на этой технике, как, например, Курт Веннер:
Или Джулиан Бивер:
растение
Базилика Санта-Мария-Маджоре (1499 г.)
Главный алтарь монастыря Кайсхайм (1502–1504 гг.)
Базилика Сан-Паоло-фуори-ле-Мура, Аугсбург (1504 г.)
Ганс Гольбейн Старший Ä. стоял в конце периода поздней готики , его работы знаменуют переход к живописи эпохи Возрождения в Германии. Его образование в Верхнем Рейне отражает влияние Мартина Шонгауэра (возможно, только через его гравюры), исходя из знания работ Рогира ван дер Вейдена, который предполагал пребывание в Нидерландах. Неясно, познакомился ли Гольбейн с искусством Матиаса Грюневальда около 1500 года во Франкфурте-на-Майне (или только в Эльзасе ). Его работы включают алтарные и религиозные картины , портреты и картины на стекле . Сохранившиеся альбомы показывают, что он отличный рисовальщик.
Алтарь Вайнгартнера (1493 — ныне в Аугсбургском соборе ), Алтарь Святой Афры и Серые Страсти (1494–1500) датируются его первым творческим периодом примерно с 1490 по 1497 год . В Ульме в 1493 году он работал со скульптором Майклом Эрхартом и таким образом оказал определенное влияние на ульмскую школу .
В начале второго этапа его творчества (примерно до 1509 г.) стоит Базилика Санта-Мария-Маджоре (1499 г.), первое изображение базилиок Аугсбургских сестер-доминиканок. Затем последовали франкфуртский доминиканский алтарь (около 1500 г. — вместе с его братом Зигмундом и Леонардом Беком ), крылья алтаря из монастыря Кайсхайм и базилика Сан-Паоло фуори ле мура (1504 г. — вторая картина Гольбейна для цикла Аугсбургской базилики) . Этот период характеризуется драматической живостью и лаконичностью выражения в сочетании с ясными яркими цветовыми эффектами. Это особенно заметно на портрете Ульриха Шварца и его семьи (около 1503 г.).
Крылья алтаря из Сент-Одиль в Гоэнбурге в Эльзасе относятся к последнему этапу его творчества. Они сформированы влиянием итальянского Возрождения: здесь Гольбейн работал с простором Ломбардии, с усиками и путти. Себастьян алтарь 1516 (важные части из которых были связаны с сыном Ганса Гольбейна Младшего в течение длительного времени) и источник жизни (1519, в Лиссабоне ) , также должны быть упомянуты здесь. Это последняя известная картина Гольбейна и одна из самых важных картин Мадонны в старой немецкой живописи.
Описание картины Ганса Гольбейна «Послы»
Гольбейн – один из величайших немецких художников, создавший свой стиль в живописи, предпочитавший портреты и жанровые сценки. Его «Послы» – картина, показывающая двух людей, застывших у заваленного мелочами стола. Здесь и лютня, и раскрытая книга, и книга, заложенная тканевой закладкой, и глобус, и свитки, и свеча. – полный комплект интересов, присущий людям образованным и всесторонне развитым.
Послы смотрят в кадр, один из них одет в подобие черной мантии, на голове его квадратная черная шапочка. В руке он держит циркуль и смотрит на зрителя спокойно, словно приглашая его принять участие в каком-то ученом споре. Второй одет богаче и пышнее, но шапочка на нем такая же – эти люди – интеллигенты своего времени, несущие просвещение и жизнь. Они позируют без напряжения, так, словно их каждый день пишут для потомков, и жизнью своей они полностью довольны, почитая себя здравыми, разумными и положительными людьми.
Однако из общей композиции картины весьма выбивается один предмет. Если смотреть на него прямо, то он представляется смутным и аляповатым пятном, поставленным на картину бог знает для чего. Но стоит чуть склонить голову, присмотреться, и становится понятно, что это человеческий череп, скалящийся вечной костяной ухмылкой смерти.
«Memento mori», словно говорит художник любому, кто взглянет на картину. Помни о смерти, помни, что она всегда рядом. Человек не думает о ней, воспринимает её, как нечто чужеродное жизни, лишнее, аляповатое, поставленное в земное существование шутки ради, нечто, что можно игнорировать. Однако смерть всегда рядом. Стоит только склонить голову, задуматься – и вот, станет понятно, насколько же она близко в каждое мгновение.
Сколь бы просвещенным ты не был, сколь бы разумным себя не почитал, смерть всегда ждет тебя и всегда рада тебя видеть.
И она всегда смеется последней.
Описание картины Ганса Гольбейна «Автопортрет»
Художник создает небольшой автопортрет. При этом он использует скупые средства. Именно к ним он прибегает в своем творчестве все чаще и чаще.
Традиционно Гольбейн изображал своих моделей на абсолютно нейтральном фоне. Но здесь он делает его золотистым, чтобы напомнить о Средних веках. В те времена такой цвет был символом небес. Данный прием позволяет перевести изображение в некий возвышенный план.
Гольбейн максимально четко передает каждую деталь своей внешности. Лицо его немного широкое, глаза слегка косят, пушистая борода имеет небольшую длину.
Взгляд впечатляет особой сосредоточенностью. Мы видим, что в них сквозит невероятно искренний интерес ко всему происходящему. Но при этом смотреть так может лишь тот человек, который привык смотреть на все под невероятно широким углом. Именно так свойственно смотреть на мир настоящим художником. Взгляд вблизи позволяет очень широко охватить всю панораму.
Гольбейн изображает себя вполоборота. Но при этом зритель чувствует на себе пытливый взгляд его мудрых темных глаз. Правильные черты лица и плотно сжатые губы говорят нам о том, что живописец – волевой человек. Можно почувствовать его мудрость и особый взгляд на мир.
Живописец умело пользуется цветами. Мазки его кисти поражают особой выразительностью. Оттенки коричневого и синего цветов создают особую гармонию. Гольбейн пишет невероятно живой портрет. Кажется, еще одно мгновение, и художник улыбнется зрителям или скажет что-то.
Перед нами мастерская работа портретиста. Перед написанием каждой картины художник сначала наблюдал за моделью. При этом он стремился выделить главные черты характера человека. В результате он давал очень точную и обязательно полную характеристику. Таким же образом он работает и над своим автопортретом. В результате ему удается подметить главные черты своего характера и изобразить их.