Мужские портреты известных художников (2 часть)

Мужские портреты известных художников (2 часть)

Обнаружен новый портрет Эразма Роттердамского кисти Гольбейна?

Работа, купленная на аукционе за 2000 евро, может оказаться шедевром кисти Ганса Гольбейна младшего

Когда восемь лет назад на небольшом аукционе распродавалось фамильное имущество и антиквариат, принадлежавшие когда-то богатой и знатной французской семье, неизвестный портрет Эразма Роттердамского ушел с молотка всего за 2 тысячи евро. Плохо сохранившееся, грязное полотно было атрибутировано одному из бесчисленных подражателей великого немецкого художника Ганса Гольбейна младшего (Hans Holbein der Jüngere), и потому ставки на него были невысоки.

Однако недавно выяснилось, что частный коллекционер из Цюриха, который приобрел эту картину, заключил весьма выгодную сделку. Эксперты установили, что данное произведение — последний написанный Гольбейном портрет Эразма Роттердамского. Он входит в число тех немногих работ этого автора, которые находятся в частных собраниях и, скорее всего, стоит миллионы евро.

Находка произвела настоящий фурор среди исследователей творчества Ганса Гольбейна. Это полотно имеет особое значение, поскольку Эразм Роттердамский запечатлен на нем в последние годы своей жизни (предположительно, оно было написано за 6 лет до его смерти). К тому же этот портрет является подтверждением того, что дружба между художником и философом сохранялась до конца жизни последнего.

Работа была представлена широкой публике на выставке «Образы Эразма» в музее Бойманс ван Бейнинген (Роттердам) как подлинная работа Гольбейна. После продажи на аукционе 27 сентября 2000 года она по настоянию нового владельца была очищена от темного фона, который был нанесен значительно позже. Тогда и возникли вопросы по поводу ее происхождения.

Реставратор из Нью-Йорка Марко Грасси (Marco Grassi), занимавшийся восстановлением картины, был поражен тем, что открылось его взору после удаления более поздних наслоений. Манера, в которой были написаны руки модели, книга и мех на одежде, оказалась удивительно близка гольбейновской.

Затем были сделаны снимки в инфракрасных лучах, на которых под красочным слоем обнаружилась прорисовка рук, имеющая большое сходство с методами Гольбейна.

Грасси признался, что швейцарский коллекционер приобрел это полотно по его совету, однако, по его словам, здесь «не обошлось без элементов случайности».

Среди представителей этого рода было множество парламентариев и судей, а один из них был сторонником Людовика XVI и выступал в его защиту до того, как король был казнен. Ламуаньоны происходят из дворянской династии Дентевилль.

Один из членов этой семьи, Жан де Дентевиль (Jean de Dinteville), изображен на картине Гольбейна «Послы», которая сейчас находится в лондонской Национальной галерее.

Согласно имеющейся информации, в 1721 году один из членов семьи Ламуаньон получил в наследство имущество Дентевилей.

Куратор музея Бойманс ван Бейнинген, Петер ван дер Колен (Peter van der Coelen), рассказал, что данный портрет скорее всего был написан в 1530 году, когда и Гольбейн, и Эразм Роттердамскый жили в Базеле. Однако официально его подлинность пока не подтверждена.

Следует отметить, что работы Гольбейна на рынке очень редки. В последние несколько десятилетий достойных образцов вообще не появлялось. Единственным значительным произведением можно назвать портрет сэра Томаса Уайета, который недавно был продан в лондонской Weiss Gallery за 10 миллионов долларов. Это при том, что подлинность его находилась под вопросом.

По мнению экспертов, недавно обнаруженная картина с изображением Эразма Роттердамского может оказаться очень ценной: возможно, что рукой одного из величайших портретистов северного Возрождения на холсте запечатлен выдающийся ученый-гуманист, писатель, филолог, богослов. 23 января 2009 года в роттердамском музее состоится симпозиум, на котором пройдет обсуждение и, возможно, будет окончательно подтверждена подлинность этой работы.

Материал подготовила Екатерина Онучина

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ

Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

ТОМАС МОР БИОГРАФИЯ

Томас Мор – английский политический деятель и гуманист родился в 1478 или 1480 году в Лондоне. Отец Мора был членом суда королевской скамьи; человек старозаветный, он растил детей в строгой дисциплине.

Начальное образование Мор получил в школе Св.Антония. В возрасте 13 лет он попал к Джону Мортону — архиепископу Кентерберийскому, и некоторое время служил у него пажем. Веселый характер Томаса, его остроумие и стремление к знаниям впечатлили Мортона. Архиепископ Кентерберийский — друг нового просвещения, заметил способности мальчика и отправил его в Оксфордский университет.

Здесь или вскоре после того Томас Мор сблизился с Эразмом Роттердамским, который оказал на него сильное влияние. Эразм Роттердамский посвятил Томасу Мору свою знаменитую сатиру «Похвала глупости», как остроумнейшему человеку своего времени.

Оксфордский кружок, к которому примкнул Мор, связывал идеи религиозной реформы с классицизмом, стараясь совместить учение Платона о государстве и раннее христианство.

Одно время Томас Мор предавался аскетизму, носил власяницу, думал поступить в монастырь; впоследствии благочестие его приняло более смягченный, внутренний характер.

В 1504 году Томас Мор стал депутатом парламента, созванном Генрихом VII после семилетнего промежутка. Здесь Мор выступил с оппозицией денежным требованиям короля и вызвал его немилость, вследствие чего отстранился от политики и занялся частной практикой как юрист и адвокат.

Воцарение Генриха VIII в 1509 ггоду, дружившего еще в качестве принца с Томасом Мором и другими гуманистами, открывало перед ним широкие перспективы. Мор был привлечен ко двору молодого короля, в 1514 году он стал членом Тайного совета и был возведен в дворянство.

В эту пору в 1516 году вышло его знаменитейшее сочинение «Остров Утопия», где в форме политического романа раскрываются общественные, педагогические, религиозные идеалы Возрождения. «Утопия»состоит из двух частей.

Первая часть романа — резкая сатира на Англию времен Генриха VII, указывает на противоречие между развитием бедности и преступлений — с одной стороны, разорительной, воинственной политикой правительства и бесполезной жестокостью суда — с другой. Здесь намечена и основная задача реформы — реорганизация общественного строя и воспитания.

Во второй части изображается счастливая жизнь граждан фантастического острова «Утопия» на отдаленном западе. В «Утопии» при сохранении моногамной семьи и патриархальных отношений проведен коммунизм относительно земли, орудий и продуктов труда.

От государства Платона «Утопия» отличается еще тем, что работа обязательна для всех и считается почетом. Рабство допущено, но представляет явление исключительное: рабам-военнопленным или рабам-преступникам предоставлены тяжелые и неприятные работы. Нормальный труд — земледелие. Граждане-работники, разделенные на «фамилии», переходят группами поочередно из города в деревню и обратно при шестичасовой норме.

Нравы на «Острове Утопия» отличаются крайнею простотой и умеренностью. Образование и духовные наслаждения доступны всем. Женщина в культурном отношении поставлена наравне с мужчиной. Ученые занимают крупные общественные должности. «Утопия» допускает веротерпимость в отношении самых различных верований при условии отсутствия у их представителей духа преследования и наклонности к мятежу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: