Весна
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин был замечательным мастером живописи и ее новатором. Он увлекался живописью раннего Возрождения и русской иконописи, результатом чего считается разработка им сферической перспективы (сам художник употребление термина «сферическая перспектива» избегал, заменяя его другим – «живая видимость»). В автобиографических повестях «Хлыновск» и «Пространство Эвклида» (конец 1920-х – начало 1930-х) он рассуждает о сложении изобретенной им «сферической перспективы» и дает ее философское понимание. В основе – впечатления детства и личные переживания: «…здесь на холме, когда падал я наземь, передо мной мелькнуло совершенно новое впечатление от пейзажа… я увидел землю как планету… совершенно новая сферичность обняла меня на холме». (Петров-Водкин К. С. Хлыновск. Пространство Эвклида. Самаркандия. Л., 1982).
Принцип сферической перспективы наиболее ярко проявился в композиции картины «Весна», написанной в 1935 году. Художник наиболее убедительно передал свое ощущение земли как планеты. По его мнению, наше восприятие пространства неизменно связано с тем, что мы находимся на шарообразной планете, и в произведениях искусства это должно найти вполне определенное отражение. Резкое смещение ближнего и дальнего планов, создающее «эффект присутствия» зрителя внутри, в центре изображенного на полотне; построение изображения по наклонным осям, рождающее ощущение вращения земной поверхности – все это элементы передачи некоей планетарности, предлагаемой художником.
Сюжет же картины поистине вечен. Весна – время пробуждения не только природы, но и любви, страсти, желания найти свою вторую половину. Перед нами – влюбленные – парень и девушка – новые Адам и Ева, на фоне весеннего пейзажа. В их фигурах, особенно юноши, ощущается некая неловкость, скованность, выдающая робость первой любви. У них все еще должно свершиться, все полно ожиданием чуда… Юноша и девушка словно бы вознесены великим чувством на вершину мира
Художнику важно выразить ощущение душевного величия своих героев, которым все обыденное кажется безмерно далеким. Композиция построена так, что мы видим окружающий пейзаж глазами героев, сидящих на головокружительной высоте
Ибо, только находясь рядом с ними на крутом холме, можно увидеть обрыв под ногами, а по склонам его – тесно лепящиеся друг к другу деревянные домики. Удивительно красива цветовая гамма. Холодный синий тон женского платья противопоставляется яркой желтой майке молодого человека, и контраст этих красок подчеркивается алым беретом на траве. Но все эти звучные открытые цвета гасит лирический, даже благостный настрой окружающей природы, написанной в нежных лилово-розовых тонах.
В основу картины положен ранний рисунок пером «Над обрывом» (1920) и другие работы последнего десятилетия жизни мастер, сосредоточивая в себе добрую половину творческого пути художника. В картине усматривают следы разных художественных направлений, включая импрессионизм, кубизм и даже сюрреализм, и все же здесь, как всегда, – единый и цельный Петров-Водкин. Весна – это олицетворение вечного возвращения жизни, символ возрождения.
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич
Живописец, график, теоретик искусства, писатель.
Родился в Хвалынске Саратовской губернии. Учился в иконописной мастерской, позже – в классах живописи и рисования Ф. Е. Бурова в Самаре (1893–1895), в Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица в Петербурге (1895–1897), в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у А. Е. Архипова, Н. А. Касаткина и В. А. Серова (1897–1904), в студии А. Ашбе (1901) в Мюнхене, в частных академиях Парижа (1905–1908), в том числе в студии Ф. Коларосси. В эти же годы посетил Италию, Грецию, Францию, Северную Африку. Испытал разнообразные воздействия как современных (французский символизм), так и старых традиций (живопись Древней Руси и итальянского Раннего Возрождения).С 1908 участник выставок «Золотого руна». Член обществ «Мир искусства» (1910–1922), «Четыре искусства» (1925–1928) и других. Преподавал в школе Е. Н. Званцевой (1910–1915) в Петербурге, в Свободных художественных мастерских (1918–1921), Всероссийской Академии художеств (1918–1933). Профессор. Первый председатель Ленинградского отделения Союза советских художников.
«Купание красного коня» (1912)
Картина «Купание красного коня» стала вехой как в истории русской живописи, так и в истории России. «Купание красного коня» являлась символом предстоящих перемен в стране. Автор удивлялся ее новому звучанию вначале Первой мировой войны:
Тогда в 1912 году можно было только предчувствовать то, что ждет Россию. Предчувствия владели устроителями выставки «Мира искусства», повесившими картину над входом, как алый стяг.
В этой загадочной картине соединены традиции иконописи (образ св. Георгия Победоносца) и модернизма.
Огненный конь, сошедший со старинных икон, вдохновлен иконописной традицией: в иконописи конь Георгия Победоносца символизировал светлую силу, побеждающую зло.
Первые наброски к «Купанию красного коня» относятся к лету 1912 года. Зарисовки Петров-Водкин делал с коня, которого звали Мальчик. Этого коня художник увидел на хуторе Мишкина Пристань недалеко от села Гусевка Царицынского уезда, где гостил с женой в семье своей учительницы Натальи Грековой (дочери генерала Петра Грекова). Конь очень понравился жене Петрова-Водкина, Марии Федоровне, совершавшей на нем длительные прогулки. Осенью, когда Мария Федоровна уехала готовить квартиру к зиме в Петербург, Петров-Водкин писал ей о Мальчике:
Из воспоминаний художника:
По возвращению в Петербург художник заехал к родителям в Хвалынск, где написал отрока, сидящего верхом на коне. Моделью для юноши послужил двоюродный брат Шура.
Существует версия, что художник запечатлел на картине своего ученика Сергея Ивановича Калмыкова, который очень походил на представителя петербургской богемы. Загадкой остается контраст между могучим, романтически-прекрасным конем и утонченным, словно пришедшим из другого мира юным всадником.
Уже в Петербурге Петрова-Водкина поразили колорит и композиция расчищенных от позднейших записей новгородских икон ХV века. Благодаря встрече с новгородскими иконами «Красный конь» стал красным, и картина приобрела символическое звучание.
В то время художник не предполагал, что его полотну будет суждено стать символом эпохи. Долгое время полотно находилось за границей. С весны 1914 года оно экспонировалось на Международной Балтийской выставке, проходившей в Швеции и в связи с началом Первой мировой войны там и осталось. По требованию жены художника в 1950 году картина вернулась в Россию.
В этом главном произведении представлена вся водкинская колористическая (трехцветная) система, определившая будущее творчество художника. Известно, что Петров-Водкин наделял каждую национальную культуру «своим» цветом. По его мнению, красный цвет является главным цветом России, дополняющим зелень полей. О культуре он судил по степени ее красочности.
В этой работе присутствует сферическая перспектива. Здесь не виден горизонт. Река, вздымаясь, образует «вертикальный» фон, не устремляется вдаль. Ее вода взвихряется, словно грозовые облака, готовые разверзнуться молниями. От ног удаляющегося коня расходятся труднопреодолимые волны, словно разрезанные складки тяжелого полотна.
Символом предстоящих перемен являются и натянутые поводья в худой руке юноши.
В советское время картину трактовали как предзнаменование грядущих революционных пожаров. Некоторые исследователи предполагают более сложный щемяще-трагический подтекст: наступление власти мощной народной стихии на рафинированный, оторванный от реальной жизни мир интеллигенции.
Описание
В одной из своих бесед Петров-Водкин Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР…. так ответил на упреки в том, что он возвращается «к космическому представлению о земле»: «Совершенно верно, об этом сейчас и нужно говорить. Сейчас у нас люди летают на парашютах, поднимаются на 15 верст вверх, а мы, видите ли, будем думать, не качается ли у нас стол и т. д. Объявляю во всеуслышание — мыслите о земле, как о планете, и никогда не ошибетесь, ребята!».
Обращаясь к темам современной действительности и отказываясь от символических иллюзий, Петров-Водкин Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР…. вовсе не отказывается от идеала, от мечты. Он не становится рабом вещей и фактов. Для него реально не только видимое, но и чувствуемое, переживаемое. Признавая ценность мира предметного, художник ни на секунду не забывает о ценности мира духовного. Именно поэтому любое изображение он не мыслит вне преображения. Таким образом, мечта художника перестает быть «небылицей», иллюзией, а становится той призмой, сквозь которую он воспринимает действительность. Жажда идеального направляет воображение художника, и оно видоизменяет формы предметного мира. Настраиваясь «на волну» настроения своих героев, Петров-Водкин Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР…. как бы ставит сам себя на их место. Он считает возможным в ряде случаев изображать то, что кажется его героям, то, что видится им. В некоторых произведениях Петрова-Водкина Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР…., например в картине «После бояПосле боя. 1923Холст, масло, 154 x 121.5Центральный музей Вооружённых сил», между реальным планом и воображаемым существует резкий разрыв. Полного «совмещения» этих планов нет и в одной из поздних работ художника — «Весна» (1935).
На картине изображены влюбленные — парень и девушка. Их образы прекрасны своей чистотой. В фигуре юноши ощущается какая-то неловкость, скованность, выдающая робость первого чувства. Кажется, так трудно преодолима узенькая полоска пространства, разделяющая молодых людей! У них все еще должно свершиться, все полно ожиданием чуда… Юноша и девушка словно бы вознесены великим чувством любви на вершину мира
Художнику важно выразить ощущение душевной высоты своих героев, которым все обыденное кажется безмерно далеким. И он изображает под обрывом — в самом низу картины — крохотные деревья и домики, ютящиеся у ног влюбленных
При всей точности бытовой характеристики, образы юноши и девушки становятся приподнятыми над бытом, над повседневностью. По сути дела, Петров-Водкин Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР…. поступает, как дети, изображающие то, что важно для них, например цветы, больше неважного, например — дома. Детски-наивны в своей чистоте и откровенности краски картины: желтая (майка юноши), синяя (платье девушки), ярко-пунцовая (ее берет), нежно-бирюзовая (земля).
Нарушение перспективы — несомненная вольность художника, с которой отнюдь не каждый может согласиться. Но также несомненно и то, что вольность эта — поэтическая. Она отвечает общечеловеческим, вполне понятным чувствам, и в этом одно из веских оправдании живописца.
Spring
Oil on canvas. 185 х 156,5
Kuzma Petrov-Vodkin was a remarkable painter and an innovator in painting. He took an interest in Early Renaissance and Russian icon painting, the result of which is considered to be the development of the “spherical perspective” (the artist himself avoided using the term “spherical perspective” and changed it for “live visibility”). In his autobiographical novels “Khlynovsk” and “Euclid’s Space” (late 1920s – early 1930s) he talks about the forming of the “spherical perspective” and gives its philosophic understanding. It is based on children’s impressions and personal experiences: “… here on a hill while I was falling down on the earth a completely new impression of the landscape flashed though my eyes … I saw the Earth like a Planet … a whole new feeling of a sphere embraced me on that hill.( Kuzma Petrov-Vodkin. “Khlynovsk”. “Euclid’s Space”. “Samarkandia”. Leningrad, 1982).
The principle of the spherical perspective is vividly represented in the composition of the painting “Spring”. Here the artist gives a compelling impression that the Earth is a Planet. In his mind, our perception of the space is invariably connected with the fact of our being on a spherical planet and it should be shown in a work of art. The abrupt twist of fore and backgrounds gives the “effect of presence” of a viewer inside, in the midst of the scene depicted. Arranging the composition with inclined axes causes the feeling of the rotation of the Earth – the artist is suggesting that all these elements represent the experience of being on the planet.
Petrov-Vodkin Kuzma Sergeyevich
Spring
Oil on canvas. 185 х 156,5
Kuzma Petrov-Vodkin was a remarkable painter and an innovator in painting. He took an interest in Early Renaissance and Russian icon painting, the result of which is considered to be the development of the “spherical perspective” (the artist himself avoided using the term “spherical perspective” and changed it for “live visibility”). In his autobiographical novels “Khlynovsk” and “Euclid’s Space” (late 1920s – early 1930s) he talks about the forming of the “spherical perspective” and gives its philosophic understanding. It is based on children’s impressions and personal experiences: “… here on a hill while I was falling down on the earth a completely new impression of the landscape flashed though my eyes … I saw the Earth like a Planet … a whole new feeling of a sphere embraced me on that hill.( Kuzma Petrov-Vodkin. “Khlynovsk”. “Euclid’s Space”. “Samarkandia”. Leningrad, 1982).
The principle of the spherical perspective is vividly represented in the composition of the painting “Spring”. Here the artist gives a compelling impression that the Earth is a Planet. In his mind, our perception of the space is invariably connected with the fact of our being on a spherical planet and it should be shown in a work of art. The abrupt twist of fore and backgrounds gives the “effect of presence” of a viewer inside, in the midst of the scene depicted. Arranging the composition with inclined axes causes the feeling of the rotation of the Earth – the artist is suggesting that all these elements represent the experience of being on the planet.
Petrov-Vodkin Kuzma Sergeyevich
Петров-Водкин К.С.
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (1878, Хвалынск Саратовской губ. – 1939, Ленинград)
Живописец, график, теоретик искусства, писатель.
Родился в Хвалынске Саратовской губернии. Учился в иконописной мастерской, позже – в классах живописи и рисования Ф. Е. Бурова в Самаре (1893–1895), в Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица в Петербурге (1895–1897), в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у А. Е. Архипова, Н. А. Касаткина и В. А. Серова (1897–1904), в студии А. Ашбе (1901) в Мюнхене, в частных академиях Парижа (1905–1908), в том числе в студии Ф. Коларосси. В эти же годы посетил Италию, Грецию, Францию, Северную Африку. Испытал разнообразные воздействия как современных (французский символизм), так и старых традиций (живопись Древней Руси и итальянского Раннего Возрождения).
С 1908 участник выставок «Золотого руна». Член обществ «Мир искусства» (1910–1922), «Четыре искусства» (1925–1928) и других. Преподавал в школе Е. Н. Званцевой (1910–1915) в Петербурге, в Свободных художественных мастерских (1918–1921), Всероссийской Академии художеств (1918–1933). Профессор. Первый председатель Ленинградского отделения Союза советских художников.
Уже в ранний период творчество отмечено символистской ориентацией («Элегия», 1906; «Берег», 1908; «Сон», 1910). Принципиально важным рубежом стало «Купание красного коня» (1912), в котором прочитывается стремление к синтезу восточной и западной живописных традиций. В этот же период сформулировал принцип трехцветия, в котором принимал за основные цвета только синий, желтый и красный, считая остальные производными от их смешения друг с другом. Активно использовал этот принцип в картинах, посвященных материнству («Мать», 1915, «Богоматерь Умиление злых сердец», 1914–1915, «Петроградская мадонна», 1918).
В 1910-х складывается особая художественно-теоретическая система Петрова-Водкина, где главную роль играет принцип «сферической перспективы», который позволяет, изображая натуру одновременно сверху и сбоку, передавать ощущение «земли как планеты» («Полдень. Лето», 1917, «Весна», 1935 и др.). По-своему «планетарны» его натюрморты («Селедка», «Утренний натюрморт», 1918). Космологический символизм сказывается и в портретах («Автопортрет», 1918; «Голова мальчика-узбека», 1921; «Портрет Анны Ахматовой», 1922, и др.). Искренне приняв революцию, художник создал эпически-идеализированные образы Гражданской войны («После боя», 1923; «Смерть комиссара», 1928).
На рубеже 1920-х и 1930-х, вынужденный из-за болезни на время оставить живопись, обратился к литературному творчеству. Именно тогда написаны автобиографические повести «Хлыновск» (1930) и «Пространство Эвклида» (1933).
Петров-Водкин К.С.
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (1878, Хвалынск Саратовской губ. – 1939, Ленинград)
Живописец, график, теоретик искусства, писатель.
Родился в Хвалынске Саратовской губернии. Учился в иконописной мастерской, позже – в классах живописи и рисования Ф. Е. Бурова в Самаре (1893–1895), в Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица в Петербурге (1895–1897), в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у А. Е. Архипова, Н. А. Касаткина и В. А. Серова (1897–1904), в студии А. Ашбе (1901) в Мюнхене, в частных академиях Парижа (1905–1908), в том числе в студии Ф. Коларосси. В эти же годы посетил Италию, Грецию, Францию, Северную Африку. Испытал разнообразные воздействия как современных (французский символизм), так и старых традиций (живопись Древней Руси и итальянского Раннего Возрождения).
С 1908 участник выставок «Золотого руна». Член обществ «Мир искусства» (1910–1922), «Четыре искусства» (1925–1928) и других. Преподавал в школе Е. Н. Званцевой (1910–1915) в Петербурге, в Свободных художественных мастерских (1918–1921), Всероссийской Академии художеств (1918–1933). Профессор. Первый председатель Ленинградского отделения Союза советских художников.
Уже в ранний период творчество отмечено символистской ориентацией («Элегия», 1906; «Берег», 1908; «Сон», 1910). Принципиально важным рубежом стало «Купание красного коня» (1912), в котором прочитывается стремление к синтезу восточной и западной живописных традиций. В этот же период сформулировал принцип трехцветия, в котором принимал за основные цвета только синий, желтый и красный, считая остальные производными от их смешения друг с другом. Активно использовал этот принцип в картинах, посвященных материнству («Мать», 1915, «Богоматерь Умиление злых сердец», 1914–1915, «Петроградская мадонна», 1918).
В 1910-х складывается особая художественно-теоретическая система Петрова-Водкина, где главную роль играет принцип «сферической перспективы», который позволяет, изображая натуру одновременно сверху и сбоку, передавать ощущение «земли как планеты» («Полдень. Лето», 1917, «Весна», 1935 и др.). По-своему «планетарны» его натюрморты («Селедка», «Утренний натюрморт», 1918). Космологический символизм сказывается и в портретах («Автопортрет», 1918; «Голова мальчика-узбека», 1921; «Портрет Анны Ахматовой», 1922, и др.). Искренне приняв революцию, художник создал эпически-идеализированные образы Гражданской войны («После боя», 1923; «Смерть комиссара», 1928).
На рубеже 1920-х и 1930-х, вынужденный из-за болезни на время оставить живопись, обратился к литературному творчеству. Именно тогда написаны автобиографические повести «Хлыновск» (1930) и «Пространство Эвклида» (1933).
Описание
В одной из своих бесед Петров-Водкин Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР…. так ответил на упреки в том, что он возвращается «к космическому представлению о земле»: «Совершенно верно, об этом сейчас и нужно говорить. Сейчас у нас люди летают на парашютах, поднимаются на 15 верст вверх, а мы, видите ли, будем думать, не качается ли у нас стол и т. д. Объявляю во всеуслышание — мыслите о земле, как о планете, и никогда не ошибетесь, ребята!».
Обращаясь к темам современной действительности и отказываясь от символических иллюзий, Петров-Водкин Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР…. вовсе не отказывается от идеала, от мечты. Он не становится рабом вещей и фактов. Для него реально не только видимое, но и чувствуемое, переживаемое. Признавая ценность мира предметного, художник ни на секунду не забывает о ценности мира духовного. Именно поэтому любое изображение он не мыслит вне преображения. Таким образом, мечта художника перестает быть «небылицей», иллюзией, а становится той призмой, сквозь которую он воспринимает действительность. Жажда идеального направляет воображение художника, и оно видоизменяет формы предметного мира. Настраиваясь «на волну» настроения своих героев, Петров-Водкин Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР…. как бы ставит сам себя на их место. Он считает возможным в ряде случаев изображать то, что кажется его героям, то, что видится им. В некоторых произведениях Петрова-Водкина Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР…., например в картине «После бояПосле боя. 1923Холст, масло, 154 x 121.5Центральный музей Вооружённых сил», между реальным планом и воображаемым существует резкий разрыв. Полного «совмещения» этих планов нет и в одной из поздних работ художника — «Весна» (1935).
На картине изображены влюбленные — парень и девушка. Их образы прекрасны своей чистотой. В фигуре юноши ощущается какая-то неловкость, скованность, выдающая робость первого чувства. Кажется, так трудно преодолима узенькая полоска пространства, разделяющая молодых людей! У них все еще должно свершиться, все полно ожиданием чуда… Юноша и девушка словно бы вознесены великим чувством любви на вершину мира
Художнику важно выразить ощущение душевной высоты своих героев, которым все обыденное кажется безмерно далеким. И он изображает под обрывом — в самом низу картины — крохотные деревья и домики, ютящиеся у ног влюбленных
При всей точности бытовой характеристики, образы юноши и девушки становятся приподнятыми над бытом, над повседневностью. По сути дела, Петров-Водкин Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР…. поступает, как дети, изображающие то, что важно для них, например цветы, больше неважного, например — дома. Детски-наивны в своей чистоте и откровенности краски картины: желтая (майка юноши), синяя (платье девушки), ярко-пунцовая (ее берет), нежно-бирюзовая (земля).
Нарушение перспективы — несомненная вольность художника, с которой отнюдь не каждый может согласиться. Но также несомненно и то, что вольность эта — поэтическая. Она отвечает общечеловеческим, вполне понятным чувствам, и в этом одно из веских оправдании живописца.