Какие секреты хранит знаменитое полотно тициана «венера урбинская»

История и описание картины

Точно о ранней истории произведения не известно практически ничего. Искусствоведы считают, что Рубенс создал полотно «Венера и Адонис» в 1610-1611 г. Человек, по чьему заказу создавалась картина, также неизвестен. Жанр ее – мифологическая живопись. За основу сюжета Рубенс взял миф о любви богини Афродиты к молодому охотнику, чье имя отражено в названии «Венера и Адонис», которого ей позже пришлось делить с Персефоной. Картина изображает пару в романтический момент объяснения в любви. На заднем плане присутствуют собаки и лебеди. Купидон, повернувшись в профиль, любуется идиллической сценой.

Одни искусствоведы считают, что картина создана Яном Вильденсом, другие – что ее писал Рубенс с учениками, третьи – что к работе над произведением приложил руку Лукас Ван Юден. О самой работе «Венера и Адонис» известно немного:

  1. Ранее Рубенс написал другое полотно с тем же сюжетом, но другой композицией – оно хранится в Нью-Йорке, в Метрополитене.
  2. В 1768 г. картина куплена по приказу Екатерины II в Брюсселе.
  3. Сегодня «Венера и Адонис» выставляется в галерее Эрмитажа. Размеры ее — 83×90,5 см.

Существует версия, что эта картина написана по шекспировскому варианту мифа, в котором молодой охотник не принял любви богини – оттого Рубенс отобразил ее мимику и позу такими беззащитными и умоляющими.

Возможные сроки

Обобщая сложную историю версий выше, возможный график:

  • 1518-1520-е годы: Мальчик из Национальной галереи с голубем .
  • середина 1520-х: Предполагаемый утерянный оригинал типа Фарнезе без копья.
  • 1542–46: Недавно продвигаемая московская версия, если так, первая модель Прадо.
  • середина 1540-х: Утраченная версия для Фарнезов.
  • 1554: Версия Прадо для Филиппа Испанского, с лондонской версией примерно в то же время. Пенни предполагает, что версии Вашингтона и Метрополитен Фарнезе датируются немногим позже, именно в таком порядке.
  • 1554–1560 или более поздние версии: версии Лозанны, Гетти, Рима и Далвича.

Главный художник Венеции

Тициано Вечеллио родился в Пьеве-ди-Кадоре, небольшом городке в Венецианской республике. Документальных свидетельств, содержащих точную дату его рождения, нет. Согласно последним исследованиям, будущий живописец появился на свет около 1490 года.

Довольно рано родители заметили художественные способности мальчика. Когда ему было около 10 лет, его отправили учиться в Венецию к мастеру по мозаике Себастьяно Цуккато. Определяющую роль в становлении Тициана как художника сыграли братья Джентиле и Джованни Беллини. Последние считались лучшими живописцами в Венеции, а их мастерские — важнейшими. Там же обучался Джорджоне, с которым близко сошёлся Тициан. Художники работали в манере настолько схожей, что провести грань различия между ними было крайне трудно.

Примерно в 1510—1511 гг. Тициан начинает работать самостоятельно. К этому времени у него уже сформировался свой стиль, как мастер он достиг зрелости. Выполняя на заказ роспись церквей, Тициан нередко смущал современников смелой интерпретацией классических сюжетов и нарушением канонов в том, что касалось использования цвета и композиции. Успеху и популярности молодого живописца способствовало и то, что в Венеции в то время у него не было достойных конкурентов: до 1516 года скончались братья Беллини и Джорджоне, Себастьяно дель Пьомбо уехал в Рим.


«Любовь земная и Любовь небесная», 1514. (wikipedia.org)

Международной известности художник добился благодаря портретам. Он писал их как своего рода поэму о герое, так, что полотно выражает психологическое измерение, при этом грамотно и чётко говорит о статусе модели. Как следствие, император Карл V заказывал портреты исключительно Тициану. Его примеру следовал как Папа Римский Павел III, так и люди попроще — амбициозные герцоги и аристократы, например, герцог Феррары Альфонсо I д’Эсте, его сын Федерико II Гонзага, герцог Мантуи; герцог Урбино Франческо Мария делла Ровере и его преемник Гвидобальдо II.

В 1525 году Тициан женился на Сесилии. Увы, их брак продлился недолго — в 1530-м женщина трагически погибла. У пары было трое детей, имена которым дали в честь известных личностей Древнего Рима: Помпео, Орацио и Лавиния.

Обращение к образу Венеры в творчестве Джорджоне

Картиной, в которой Джорджоне обращается к образу Венеры, является «Спящая Венера». Написана в 1508-1510х годах и находится сейчас в картинной галерее Дрездена.

Удивительно целомудренная, несмотря на свою наготу, «Спящая Венера» является в полном смысле аллегорией, символическим образом Природы. Погруженная в спокойную дрему нагая Венера изображена на фоне сельского пейзажа, спокойный пологий ритм холмов которого так гармонирует с ее образом. Облачная атмосфера смягчает все контуры и сохраняет вместе с тем пластическую выразительность форм. Как и иные творения Высокого Возрождения, джорджоневская Венера замкнута в своей совершенной красоте и как бы отчуждена и от зрителя и от окружающей ее природы. Не случайно она погружена в безмятежный сон. Закинутая за голову правая рука создает единую ритмическую кривую, охватывающую тело и замыкающую все формы в единый плавный контур. Светлый лоб, спокойно изогнутые брови, мягко опущенные веки и прекрасный строгий рот создают образ прозрачной чистоты.

В «Спящей Венере» Джорджоне впервые в мировом искусстве раскрылся живописный идеал соразмерности пропорций и невозмутимого покоя, свободы и полной завершенности, идеал высшего единства физической и духовной красоты женщины.

2. Тициан Вечеллио

Тициан Вечеллио да Кадоре (1488/1490-1576) — один из величайших художников всех времен и народов, являющийся — наряду с Леонардо (1452-1519), Рафаэлем (1483-1520) и Микеланджело (1475-1564) — одним из четырех титанов итальянского Возрождения.

По месту рождения (Пьеве-ди-Кадоре в провинции Беллуно, Венецианская республика) его иногда называют да Кадоре; известен также как Тициан Божественный.

Ему делали заказы короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья. Тициану не было и тридцати лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции. «Королем живописцев и живописцем королей» называли Тициана еще при жизни. Открытия Тициана в области живописи — цветовая лепка формы, нюансировка краски, изумительное богатство колорита — оказали огромное воздействие на мастеров последующего времени.

Среди почитателей таланта Тициана имена крупнейших живописцев разных эпох и стран — это и Рубенс (1577-1640) , и Ван-Дейк (1599-1641), и Рембрандт (1606-1669), и Веласкес, и Дали (1904-1989) , французские импрессионисты, многие русские художники XIX века. Его работы копировались тысячи и тысячи раз, но никому не удавалось повторить того внеземного сияния, что исходит от красок с полотен Тициана. Помимо колористических завоеваний, не менее важным оказался опыт Тициана в развитии мифологического жанра, пейзажа и портрета. Тициан был крупнейшим портретистом своего времени, а его портреты на многие века стали эталоном для подражаний и восхищений. Считалось, что быть запечатленным кистью Тициана — значило обрести бессмертие.

Из произведений, принадлежащих Тициану, особенно известны:

· «Мадонна с младенцем» (1507 год), Академия Каррара, Бергамо

· «Крещение Христа» (1512 год), капитолийская Пинакотека

· «Флора» (1515 год), Галерея Уффици, Флоренция

· La Bella/ «Красавица» (1536 год), Галерея Палатино Палаццо Питти, Флоренция

· «Портрет Джулио Романо» (1536 год), Museo Civico di Palazzo Te, Палаццо де Те

· «Портрет Антонио Порчия» (1535-1540 годы), Пинакотека Брера

· «Даная» (1544-1546 годы); Тициан написал целую серию картин (по разным данным 5-6 версий). Первая версия, сейчас принадлежит Национальному музею Каподимонте в Неаполе. Еще одна из них находится в музее Прадо, вторая в Эрмитаже, третья в Венском художественно-историческом музее.

· «Распятие» (1558 год), церковь Сан-Доменико, Анкона

· «Благовещение» (1564 год), церковь Сан-Сальвадор, Венеция

· «Венера, завязывающая глаза Амуру» (1565 год), Галерея Боргезе, Рим

Рекомендации

  • Баркан, Леонард, Раскрывая прошлое: археология и эстетика в создании культуры эпохи Возрождения , 1999, Yale University Press, ISBN   , 9780300089110
  • Бык, Малькольм, Зеркало богов, Как художники эпохи Возрождения заново открыли языческих богов , Oxford UP, 2005, ISBN  
  • Фридберг, Сидней Дж . Живопись в Италии, 1500–1600 , 3-е изд. 1993, Йельский университет, ISBN  
  • Джефф, Дэвид (редактор), Тициан , Национальная галерея компании / Йель, Лондон, 2003, ISBN  1 857099036
  • Пенни, Николас , Каталоги Национальной галереи (новая серия): Итальянские картины шестнадцатого века, Том II, Венеция, 1540–1600 , 2008, National Gallery Publications Ltd, ISBN  
  • Рерик, WR «Поздние мифологии Тициана». 23, Artibus Et Historiae 17, no. 33 (1996): 23–67. DOI: 10.2307 / 1483551

Что хотел сказать автор

Картина «Венера и Адонис» была создана на заре галантной эпохи, когда любовные сюжеты в живописи стремительно набирали популярность. В композиции произведения Рубенс явно показал отличия в отображении чувств и влечения от стремящегося к природной простоте и отдававшего предпочтение бешеным, неистовым страстям искусства Возрождения.

Полотно «Венера и Адонис» Рубенс выполнил в ярких, жизнерадостных, насыщенных тонах, таких как:

  1. Изумрудно-зеленый.
  2. Золотистый.
  3. Нежно-бежевый.
  4. Глубокий синий.
  5. Ярко-алый.
  6. Снежно-белый.
  7. Голубой.

Лица влюбленных картина обращает друг к другу. Богиня нежно обвивает руками шею своего спутника, опирающегося одной рукой на палку, другой – касающийся ее запястья Афродиты. Рядом бегают охотничьи собаки – Рубенс намекал таким образом на род занятий героя. За спиной героини картина изображает белых лебедей – символ любви и преданности, а также атрибут богини любви.

В композиции полотна «Венеры и Адонис» Рубенс оставил полускрытый намек на трагическую развязку этой любовной истории. Богиня и купидон пытаются отвлечь героя, удержать его от охоты, но собаки, которых Рубенс изобразил в нижнем правом углу, уже в нетерпении ждут начала охоты. Согласно оригинальному мифу «Венера и Адонис», последний будет убит на охоте Аресом, обернувшимся кабаном – отсюда и нежелание влюбленной богини пускать возлюбленного в лес.

Вознесение Богородицы

«Вознесение Девы Марии», украшающее алтарь в Венецианской Базилике деи Фрари, было первой крупной работой Тициана в городе, и когда картина была закончена и представлена публике (1518 год), она утвердила молодого художника в качестве одной из ведущих фигур венецианской школы. Известная своими смелыми цветами и огромными размерами (почти 7 метров высотой) Успение Богородицы стало революционным произведением искусства в свое время, и Тициан неоднократно получал заказы на украшение алтарей, включая Алтарь Гоцци в Анконе и «Смерть святого мученика Петра», уничтоженная пожаром в 1867 году.

Вознесение Девы Марии, 1516-1518

См. также

  • «Смерть Актеона» (Тициан)
  • «Диана и Каллисто» (Тициан)
  • «Диана и Актеон» (Тициан)
  • «Даная» (Тициан)
Тициан
  • Чудо ревнивого мужа (1511)
  • Цыганская мадонна (1511—1512)
  • Любовь небесная и Любовь земная (ок. 1514)
  • Женщина перед зеркалом (1515)
  • Флора (1515)
  • Динарий кесаря (1516)
  • Браво (1516—1517)
  • Успение Богородицы (1516—1518)
  • Венера Анадиомена (1520)
  • Портрет Томмазо Мости (1520)
  • Вакх и Ариадна (1520—1523)
  • Портрет Изабеллы д’Эсте (1534—1536)
  • Портрет девушки в мехах (1535)
  • Красавица (1536)
  • Венера Урбинская (1538)
  • Возложение тернового венца (1543)
  • Се человек (1543)
  • Даная (1545—1546)
  • Конный портрет Карла V (1548)
  • Портрет Карла V в кресле (1549)
  • Портрет Иоганна Фридриха Саксонского (1550—1551)
  • Венера и Адонис (1553)
  • Даная (1553—1554)
  • Венера перед зеркалом (1555)
  • Диана и Актеон (1556—1559)
  • Диана и Каллисто (1556—1559)
  • Благовещение (1559—1564)
  • Смерть Актеона (1559—1575)
  • Кающаяся Мария Магдалина (ок. 1565)
  • Несение креста (1565)
  • Портрет Якопо Страда (1566—1567)
  • Нимфа и пастух (1570)
  • Пьета (1575—1576)
  • Коронование терновым венцом (1570–1576)

Цикл поэзии Тициана для Филиппа II

  • Даная , доставленная Филиппу 1553, теперь Коллекция Веллингтона , с более ранними и более поздними версиями.
  • Венера и Адонис , Музей Прадо, доставлен в 1554 г., и несколько других версий.
  • Похищение Европы , c. 1560–62, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер
  • Диана и Актеон , 1556–1559 гг., Совместно принадлежат Лондонской национальной галерее и Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге.
  • Диана и Каллисто , 1556–1559, совместно принадлежат Лондонской национальной галерее и Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге.
  • Персей и Андромеда , Коллекция Уоллеса , ок. 1553–62
  • Смерть Актеона , Национальная галерея , так и не была представлена ​​и не всегда учитывалась в серии, c. 1559 г.

Главный художник императора

В Болонье в 1530 году Тициан был представлен императору Священной Римской империи Карлу V. По случаю встречи художник выполнил портрет монарха в полный рост в натуральную величину, что было тогда не принято. Это полотно, увы, утраченное, оставило неизгладимый след в душе монарха, он больше не желал позировать кому-либо, кроме Тициана. Положение придворного художника подразумевало не только привилегии, почести и титулы, но также множество заказов. Венецианский мастер стал самым востребованным художником Европы. Когда императором Священной Римской империи стал сын Карла V Филипп, Тициан сохранил место при дворе.


Карл V. (wikipedia.org)


Филипп II. (wikipedia.org)

В 1530—1540-х Тициан находился под влиянием маньеризма. С этим направлением в искусстве его познакомили флорентийский скульптор и архитектор Якопо Сансовино и тосканский литератор Пьетро Аретино, которые прибыли в Венецию в 1527 году. Трое друзей были неразлучны, что стимулировало интерес Тициана к маньеризму. Воочию он увидел этот стиль в Риме во время своей поездки в середине 1540-х. Там же Тициан встретился с Микеланджело.

Женщины Тициана

Тициану принадлежит создание образа прекрасной венецианки (Belle Veneziane). О красоте девушек из Венеции ходили легенды, им посвящали литературные произведения, в их честь писались живописные полотна. Тициан, как и его современники Пальма Веккьо, Лоренцо Лотто, Якопо Тинторетто и Паоло Веронезе, создавали поэтико-эротические идеализированные портреты женщин. Эти картины не являются непосредственным изображением конкретной красавицы. Задачей было не достижение портретного сходства, но провоцирование у зрителя эротического влечения. Красивое тело воспринималось как зеркало прекрасного существа.

Так, на картине «Виоланта», названной так по цветку фиалки в декольте, красавица великолепно одета, её распущенные волосы сияют. Пальцы сложены в жест «V», что можно интерпретировать как Virtus, то есть добродетель.

«Виоланта», 1514−1520. (wikipedia.org)

В Венеции было создано довольно мало портретов конкретных женщин. Дамы, как правило, были исключены из политики, а потому редко появлялись на официальных портретах. Личность же тех женщин, чьи изображения сохранились до наших дней, остаются тайной.

«Молодая девушка в меховой накидке», 1534−1536. (wikipedia.org)

Безусловно, Тициан писал портреты женщин на заказ, например, жён регентов при дворах. Однако нередко моделями ему служили не непосредственные заказчицы, а портреты, выполненные другими художниками. Доходило до курьёзов. Например, Изабелла д’Эсте была уже в почтенном возрасте, когда обратилась к Тициану за портретом. Художник, основываясь на предыдущих картинах, изобразил 60-летнюю женщину как 20-летнюю.

Портрет Изабеллы д’Эсте, 1534−1536. (wikipedia.org)

В это время живопись стремится превзойти не только другие виды искусства, но даже отражения. Зеркала, считавшиеся своего рода конкурентами художников, необходимо было приручить. И один из способов, как сделать это, — превратить их в предмет живописи. Кроме того, включение зеркала в композицию позволяет изобразить героя полотна со всех сторон — как если бы это была трёхмерная скульптура, а не двухмерная картина.

«Молодая женщина за туалетом», 1515. (wikipedia.org)

Идеализированные герои были решительны, целомудренны, добродетельны, скромны и непременно красивы. Ведь красивое тело, как и в античной традиции, подразумевает красивый ум.

Несколько сюжетов были наиболее популярны. Например, история Лукреции. Замужняя женщина, она была изнасилована. Не перенеся позора, она покончила с собой, чтобы спасти честь семьи. Так она стала воплощением добродетели и символом моральных устоев Венецианской республики.

«Лукреция и её муж», 1515. (wikipedia.org)

Ещё один популярный сюжет — Юдифь, спасающая город от захватчиков. Вдовая красавица отправилась в стан врага, где встретилась с их предводителем Олоферном. Напоив военачальника и обольстив, Юдифь затем отрубила ему голову. Противоположный по характеру, но близкий по сюжетной композиции — миф о Саломее, обезглавившей Иоанна Крестителя. Последний публично обличал Иродиаду, жену царя Ирода и мать Саломеи. Юная девушка должна была отомстить за мать.

«Саломея с головой Иоанна Крестителя», 1515. (wikipedia.org)

Особую любовь Тициан питал к истории Марии Магдалины. Он неоднократно писал её как прекрасную девушку, раскаивающуюся в грехах. Считается, что мастер очень любил это полотно и, умирая, держал его в руках. Как и Магдалина, он раскаивался на смертном одре в прегрешениях.

«Мария Магдалина», 1515. (wikipedia.org)

С распространением книгопечатания в Венеции в 16-м веке вырос интерес к древнему искусству и культуре. Полотна на исторические и мифологические сюжеты были самыми популярными. Тициан при выборе сюжетов опирался на «Метаморфозы» Овидия и тексты других античных авторов. В каждом случае художник предпочитал момент, близкий к кульминации. Драматургия усиливалась с помощью цвета.

«Даная», ок.1545. (wikipedia.org)

«Венера и Адонис», 1555−1557. (wikipedia.org)

«Венера наказывает Амура», ок.1556. (wikipedia.org)

Версии типа Фарнезе

Метрополитен-музей , тип Фарнезе.

Тип Фарнезе назван в честь картины, когда-то находившейся в коллекции Фарнезе, а затем в королевской коллекции в Неаполе, но теперь утерянной или упущенной из виду. Однако это известно из «очень тщательного рисунка» (1762 г.) и последующей гравюры (1769 г.) Роберта Стрэнджа . См. Выше отличия от версии Prado. Часто думают, что это был более ранний из двух типов, возможно, возникший в 1520-х годах, хотя в этом нет уверенности, и кажется очевидным, что оба типа продолжали производиться до конца карьеры Тициана, а детали разработки разрабатывались в Прадо. шрифтовые композиции появляются в версиях Фарнезе.

В Национальной галерее есть маленький мальчик с птицей, который фактически является деталью Купидона, за исключением того, что у него отсутствуют крылья. Раньше считалось, что это 17 век, но теперь он приписывается мастерской Тициана или даже самому Тициану и датируется относительно ранним периодом, вероятно, 1520-ми годами.

Национальная художественная галерея, Вашингтон

Гравюра Рафаэля Саделера II , 1610 г., по Вашингтону.

Датируется c. 1560 г., и приписывается ими Тициану. Пенни это кажется «в основном автографом» (самого Тициана), и, исходя из различных различий в деталях, он предполагает, что это было «спланировано, если не нарисовано, в то же время, что и или, возможно, немного ранее». Он был выгравирован Рафаэлем Саделером II в 1610 году. Среди описанных здесь версий только небольшой источник или ручей падает слева от фигур. Принадлежащий Анне Рассел Дигби, жене Джорджа Дигби, 2-го графа Бристоля , он был унаследован семьей Спенсеров в 1685 году, в руках которой он оставался до 1924 года. Затем он был продан различным британским и американским арт-дилерам и приобретен в 1942 году. в Национальной галерее искусств .

Метрополитен-музей, Нью-Йорк

В Метрополитен-музее в Нью-Йорке есть версия в стиле Фарнезе с небольшими отличиями, о которых они говорят: «Эта версия была написана в конце его карьеры, и ее высокое качество показывает, что она была выполнена самим художником». Пенни считает, что это «частично» Тициана. Ранее он находился в коллекции .

Мастер аллегории

Один из жанров, в котором Тициану не было равных, — аллегории. Ярким подтверждением служит работа, которую принято называть «Аллегория благоразумия». Поводом для выбора такого названия послужила латинская надпись на полотне: «Учиться у прошлого и действовать благоразумно, чтобы своими поступками не навредить будущему».

«Аллегория благоразумия», 1550−1565. (wikipedia.org)

Химера на полотне собрана из трёх мужских голов и трёх звериных. У исследователей нет информации, кем были эти люди, как и нет никаких ключей к тому, почему выбраны именно эти животные (волк, лев и собака). По всей видимости, правая голова юноши символизирует прошлое, постижение мудрости через опыт; средняя — настоящее; а голова старца — будущее.

По одной из версий, Тициан, будучи уже в преклонном возрасте, погрузился в меланхолию и раскаяние о содеянном, и это полотно было, с одной стороны, отражением его душевных терзаний, с другой, — напутствием потомкам. В качестве аргумента в пользу этой гипотезы изображение слева называют портретом Тициана, в центре — его сына Орацио, а справа — племянника Маро. И хотя по возрасту изображённые мужчины совпадают с названными людьми, внешне они на них не похожи.

Известно, что головы животных появились в композиции уже на позднем этапе работы. Техника их исполнения отличается от манеры, в которой написаны лица. Интересно, что и портреты различны по колористике и стилю. Например, центральная голова прописана более тщательно и ярко по сравнению с остальными. Существует предположение, что часть работы была выполнена кем-то из учеников Тициана, поэтому так разительна художественная неоднородность полотна.

Возможно, что желание дополнить композицию головами животных возникло под влиянием «Иероглифики» Валериано, опубликованной в Венеции в 1556 году. В этом издании в качестве символа благоразумия изображена змея с тремя головами: собаки, волка и льва.

Неизвестно и то, для кого писал Тициан это полотно. Есть множество версий, где картина должна была располагаться: от фриза в сводах храма до двери шкафа.

Примечательно, что к этой теме художник обращался и ранее, в работе «Три возраста человека». Эта картина написана под влиянием Джорджоне и представляет аллегорическую трактовку жизненного пути человека. Отрезки жизни близко соседствуют, что говорит о быстротечности жизни. И в то же время неизбежная смерть выглядит хотя и устрашающей, но не столь значительной по сравнению с земными благами и вечностью души.

«Три возраста человека», 1512−1514. (wikipedia.org)

Каким образом в том, что Венера на картине Тициана изображена со спины, «виновата» Даная?

В изображении богини Тициану удалось найти довольно необычный и при этом исключительно выразительный ракурс. Считали, что эта смелая находка – изобразить Венеру со спины и к тому же проявляющей в любви инициативу (в живописи тех лет эта роль традиционно отводилась мужчинам) – довела эротизм изображения до предела: по некоторым сведениям, в присутствии дам картину иногда приходилось прятать за занавеской. Женская спина, ставшая центром композиции в «Измене» (1570) Веронезе и рубенсовском «Туалете Венеры» (1615), воспринимается как оммаж Тициану.

Сохранилось письмо Тициана Филиппу II, датированное летом 1554 года, где художник объясняет своему коронованному заказчику, какими соображениями он руководствовался в изображении Венеры: «Надеюсь, что картина „Венера и Адонис“ доставит такую же усладу Вашим очам, что и прежние работы Тициана, Вашего раба. Поскольку в „Данае“, которую я уже отправил Вашему Величеству, фигура изображена спереди, то я решил показать в этой другой poesie фигуру со спины, дабы кабинет, в котором они обе будут выставлены, стал выглядеть куда более привлекательно».

Происхождение композиции

Картины Тициана, выставленные в Музее Прадо (слева направо: Даная и золотой дождь , Поклонение Венере , Вакханалия Андрианов , Венера и Адонис )

Хотя лучшие сохранившиеся образцы типа Фарнезе или типа с двумя собаками выглядят как минимум так же поздно, как и тип Прадо, возможно, это была оригинальная композиция. Пол Джоаннидес предположил это, предполагая, что оригинальная утраченная картина Фарнезе или еще одна версия может быть датирована 1520-ми годами или даже раньше. Предполагается, что более плотная композиция более драматична, а «расширенная» левая сторона типа Прадо во всех версиях описывалась как «сбивающая с толку», «поза и положение» новой третьей собаки сзади «усложняли и усложняли. трудность для расшифровки », и в целом« коряво как аранжировка ».

Свидетельством возможной самой ранней версии является миниатюрная картина на пергаменте в Берли-Хаусе, написанная английским миниатюристом-портретистом Питером Оливером утраченной версии, принадлежащей Томасу Ховарду, 21-му графу Арундела . Она датирована 1631 и была написана для Карла I в Англии . В этой композиции, в широком смысле типа Фарнезе, Адонис не держит копья, а обнимает Венеру. Оригинальная картина Говарда, похоже, была уничтожена в Вене в 1945 году и известна только по черно-белым фотографиям. Он никогда не был каталогизирован самим Тицианом в Вене и, вероятно, был студийной копией утерянного оригинала. Детали форм и цветов на этих копиях предполагают стиль Тициана 1520-х или конца 1510-х годов, и предлагается записать первую визуализацию предмета этого периода.

Увеличение размера могло быть продиктовано королем Филиппом. Мы знаем, что версия Филиппа была задумана как пара с его версией Данаи , которая также была измененной и расширенной версией сюжета, впервые нарисованного для Фарнезе (версия, которая сейчас находится в Неаполе ). Высота Неаполитанской Данаи такая же, как и для потерянных Фарнезской Венеры и Адониса .

Поза Венеры имела прецеденты в хорошо известном классическом рельефе под названием il letto di Polyclito ( Ложе Поликлита ), где женщина — Психея (хотя в XVI веке считалась Венерой с Вулканом). Она сидит на кровати со своим спящим партнером и оборачивается, чтобы увидеть его, одной рукой опираясь на кровать, а другой приподнимая одеяло. Тициан имел возможность увидеть варианты или копии этой очень известной композиции. Он уже использовался мастерской Рафаэля в своих фресках на вилле Фарнезина в Риме, для Гебы на празднике богов . Джулио Романо использовал его в Палаццо дель Те в Мантуе для Бааха и Ариадны . Тициан редко так близко цитирует другую работу.

Как и другие художники в разные периоды, Тициан часто откликался на просьбы о повторении более ранних композиций разного типа. Особенно часто копировались некоторые его мифологические обнаженные тела. Есть по крайней мере пять версий от него или его мастерской Даная , также сокращались на два основных типа, один из первых окрашены в Фарнезе , а другой для Филиппа II. Венера и музыкант — еще один обнаженный объект с несколькими версиями, в двух основных типах, один с органистом, а другой с лютнистом. Венеру на подушках сопровождает болонка (разных видов) или купидон.

Венера Тициана, как вдохновительница Гойи и Мане

Венера Урбинская – истинное создание Эпохи Возрождения. Именно в эту эпоху появляется этическая нагота. Вроде как женщина голая. Но она не обычная женщина. Она богиня. А богине можно представать перед зрителями без одежды. Никто ее за это не осудит.

После Тициана таких красавиц, которым было позволено быть обнаженными, создавалось великое множество.

Эту традицию прервал Гойя. Он написал обнаженную красавицу. Но богиней она не являлась. Она была махой. Гордой и страстной горожанкой из бедного квартала.

Франсиско Гойя. Маха обнаженная. 1795-1800 гг. Музей Прадо, Мадрид.

Но во времена Гойи работу широкая публика не видела. В Испании негласно правила инквизиция. Изображение наготы было под запретом.

Маха была создана под заказ влиятельного министра. Он демонстрировал ее лишь избранным.

А вот Эдуард Мане пошёл дальше. Он первым написал обнаженную женщину земного происхождения. И выставил ее на всеобщее обозрение. Публика была в шоке.

Эдуард Мане. Олимпия. 1863 г. Музей Д’Орсе, Париж.

Мало того, что это была не богиня. Это была проститутка. Реальная. Не идеализированная. Да ещё эта чернокожая служанка с цветами от клиента. И чёрный кот.

Скандал был невероятный. И то, что Мане вдохновился Венерой Тициана, ему не помогло. Его Олимпию поливали грязью и осмеивали.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: