реферат Патриарх Венецианского Возрождения Тициан Вечеллио.docx
Творческий путь Тициана Вечеллио………………………………..……4
Тициан Вечеллио — величайший художник всех времен и народов, являющийся наряду с Леонардо, Рафаэлем и Микеланджело одним из четырех титанов итальянского Возрождения. Тициана еще при жизни называли «королем живописцев и живописцем королей«, а его открытия в области изобразительного искусства оказали огромное влияние на творчество художников в последующем. Велика роль Тициана в развитии мифологического жанра, пейзажа, он был крупнейшим портретистом, оказаться запечатленным кистью которого являлось высшей наградой. Работы живописца копировались бесчисленное количество раз. Образы, созданные им, отличает хрупкость, торжественность, сочетание одухотворенности и обыденной реальности, трагизм.
ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ ТИЦИАНА ВЕЧЕЛЛИО
Тициан (Тициано Вечеллио) (Tiziano Vecellio) родился в Пьеве ди Кадоре, в горном местечке, входящем в состав Венецианской республики, в родовитой семье. Точная дата его рождения не известна, это примерно 1485-1490 г.г. Около 1500 года был отдан отцом в учение мозаичисту Себастьяно Дзуккато в Венецию, где научился ценить красочность византийской мозаики. Затем он переходит к Джованни Беллини, ведущему художнику Венеции XV – века.
В 1507 году поступил в качестве помощника в мастерскую Джорджоне, который расширил тематический диапазон венецианской живописи, обратившись к чисто светской тематике. После смерти Джорджоне в 1510 году Тициан закончил некоторые его работы. Вместе с Джорджоне они работали над украшением фресками немецкого торгового дома.
Тициан, находясь в Падце, знакомится с работами гениального художника XIV — века Джотто. Под их впечатлением он создает “Динарий кесаря” (Дрезденская галерея). В этой картине благородное и возвышенное начало в лице Христа противопоставлено низменному, алчному в лице Фарисея. Этот сюжет был, как бы подсказан художнику известной композицией “Поцелуй Иуды” Джотто. Также к ранним годам относятся картины “Цыганская мадонна” и “Мадонна с вишнями “, в которых художник придал образам мадонн такие простые человеческие качества, такую жизненную силу и полноту форм, которые отличали его картины от произведений мастеров раннего Возрождения. В эти годы Тициан создает много женских образов. Это цветущие молодые венецианки, в образе которых художника интересует исключительно воплощение их чисто земной прелести и красоты.
Как изумительный портретист Тициан занимает особое место в истории искусства, создав целую галерею людей – своих современников. Писать портреты он начал уже с 20-х годов и писал их на протяжении всей своей жизни. Он умел подметить в человеке самое главное – как бы скрытую от постороннего взгляда сущность своей модели.
В 1545 году Тициан по приглашению папы Павла III едет в Рим, где его встречают с большим почетом и поселяют в Ватиканском дворце.
Тициан до конца жизни остался верен жизнеутверждающим идеям гуманизма, в то время как начинался кризис идеалов Возрождения.
27 августа 1576 его нашли мертвым на полу в собственной мастерской с кистью в руке. Почти столетний живописец не переставал творить до последнего вздоха, всецело отдаваясь главному делу своей жизни.
Тициан родился в горном местечке Пьеве, глухой венецианской провинцииКадоре в Альпийских горах провинции Беллуно около 1477 г. Он был вторымсыном Грегорио Вечеллио, происходившего из известного рода нотариусов,адвокатов и администраторов. Всю жизнь, начиная с юношеского возраста,провел в Венеции. Папы и короли неоднократно приглашали его в свои столицы,но художник неизменно возвращался в родную Венецию. Лишь здесь он могтворить в полную силу своего таланта.
Библиография
- Kennedy Ian G. Titian, Tascen, 2007.
- Махов А. Тициан. «Молодая гвардия». Москва. 2006. (Жизнь замечательных людей)
- Cecil Gould, The Sixteenth Century Italian Schools, National Gallery Catalogues, p. 265, London, 1975
- When Was Titian Born?. Lafrusta.homestead.com (4 November 2002).
- See references above
- В. Н. Лазарев.«Тициан» // Большая советская энциклопедия / Гл. ред. С. И. Вавилов. — 2 издание. — М.: Сов. энциклопедия, 1965.
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: , ,
Творчество. Свобода. Живопись.
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
3.5/5 — (15 голосов)
Детство и юность
Тициан Вечеллио — таково полное имя художника — родился в итальянском городке Пьеве-ди-Кадоре. О точном годе рождения мастера до сих пор идут споры: исходя из разных источников, Тициан появился на свет в период с 1488 по 1490 годы. Кроме того, сохранилось письмо Тициана испанскому монарху Филиппу II, в котором уже пожилой художник называет годом своего рождения 1474-й. Однако наиболее вероятными датами признаны 1488 и 1490 годы.
Талант Тициана проявился с раннего детства, а уже в 10-летнем возрасте отец отправил сына в Венецию на обучение к Себастьяно Цуккато, именитому мастеру-мозаичисту. Через некоторое время юноша перешел на обучение в мастерскую семьи живописцев и скульпторов Беллини, где и познакомился с талантливыми мастерами того времени, а также постепенно начал оттачивать собственный стиль живописи.
Известно, что близким другом и вдохновителем для Тициана в тот период стал художник Джорджоне, и первые серьезные работы (речь идет о фресках для венецианского дворца Фондако-деи-Тедески) молодой человек выполнил совместно с ним. К сожалению, от этих фресок в сохранности остались только небольшие фрагменты.
Слайд 5Выработка своего стиляПосле смерти Джорджоне и отъезда Себастьяно дель Пьомбо в Рим, в
Венеции не осталось художников, способных соревноваться с Тицианом. После смерти
Джованни Беллини в 1517 году Тициану присвоен титул первого художника Венецианской республики.Внимательно изучая работы Рафаэля и Микеланджело, Тициан постепенно вырабатывает свой стиль. «В этот период художник отдавал предпочтение монументальным композициям, исполненным пафоса и динамики. Он создавал образы, проникнутые яркими жизненными силами, строил композиции картин по диагонали, пронизывая их стремительным движением, пользовался интенсивными контрастами синих и красных цветовых пятен». Он создает эпические полотна на религиозные и мифологические темы. Характерными творениями являются «Вознесение Богоматери» (1516-1518), «Мадонна и Младенец со святыми Франциском и Блэзом», а также с молящимся Альвизе Гоцци» (1520), «Ариадна и Вакх», где видно влияние Рафаэля. «Андреане» (около 1523-1524) написаны под влиянием Микеланджело.В портретах Тициан старается выразить максимально точно характер портретируемого («Мужчина с перчаткой», 1523).В «Мадонне Пезаро» (1526) уже виден собственный стиль Тициана.В 1525 году Тициан женится на Чечилии Сольдано, к тому времени матери двух его сыновей, однако в 1530 она умирает во время родов второй дочери Тициана, Лавинии.
Мадонна Пезаро,1526
Детство и юность
Тициан Вечеллио — таково полное имя художника — родился в итальянском городке Пьеве-ди-Кадоре. О точном годе рождения мастера до сих пор идут споры: исходя из разных источников, Тициан появился на свет в период с 1488 по 1490 годы. Кроме того, сохранилось письмо Тициана испанскому монарху Филиппу II, в котором уже пожилой художник называет годом своего рождения 1474-й. Однако наиболее вероятными датами признаны 1488 и 1490 годы.
Тициан. Автопортрет
Талант Тициана проявился с раннего детства, а уже в 10-летнем возрасте отец отправил сына в Венецию на обучение к Себастьяно Цуккато, именитому мастеру-мозаичисту. Через некоторое время юноша перешел на обучение в мастерскую семьи живописцев и скульпторов Беллини, где и познакомился с талантливыми мастерами того времени, а также постепенно начал оттачивать собственный стиль живописи.
Дом, где родился Тициан Вечеллио
Известно, что близким другом и вдохновителем для Тициана в тот период стал художник Джорджоне, и первые серьезные работы (речь идет о фресках для венецианского дворца Фондако-деи-Тедески) молодой человек выполнил совместно с ним. К сожалению, от этих фресок в сохранности остались только небольшие фрагменты.
Слайд 3МолодостьВ возрасте 10 или 12 лет Тициан приехал в Венецию. Он
работал в мастерской Себастьяно Цуккато, потом в мастерской Джентиле Беллини, затем
у Джованни Беллини. Он знакомится с Лоренцо Лотто и другими художниками, представителями венецианской школы живописи. Но самые тесные отношения у него завязываются с Джорджоне. К ранним работам Тициана относятся: портрет Джероламо Барбариго (1509) и «Мадонна с младенцем и святыми Антонием Падуанским и Роком» (около 1511). Эти святые, как полагали современники Тициана, могут защитить от чумы, свирепствовавшей в это время в Венеции и унесшей жизнь Джорджоне в 1510 году.Тициан пишет много мадонн и женских портретов. «Его образы в этот период спокойны и радостны, отмечены жизненным полнокровием, яркостью чувств, печатью внутренней просветлённости. Мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок.». Наиболее известными картинами этого периода являются «Цыганская мадонна» (около 1511), а также «Любовь земная и Любовь небесная» (1514) – картина, написанная по заказу Николо Аурелио, члена Совета десяти, и «Женщина с зеркалом» (около 1514)
Любовь земная и Любовь небесная,1514Галерея Боргезе, Рим
Творчество
Еще в молодости Тициан начал обращаться в живописи к библейским и мифологическим темам. Наиболее известными полотнами того времени стали «Портрет Джероламо Барбариго» и «Мадонна с младенцем и святыми Антонием Падуанским и Роком».
Когда в 1510 г. от чумы скончался Джорджоне, Тициан дописал немало незавершенных картин своего приятеля. В последующие годы биографии в его творчестве стали преобладать много женских портретов и мадонн, включая «Женщину с зеркалом», «Цыганскую мадонну» и «Любовь земную и Любовь небесную».
Когда не стало Джорджоне, имевшего репутацию лучшего венецианского художника, пальма первенства перешла к Тициану. Более того, в 1517 г. он удостоился официального титула – 1-го художника Венеции, вследствие чего мастер начал получать приличное жалование.
Женщина перед зеркалом
Тициан тщательно исследовал полотна Рафаэля и Микеланджело. В конечном счете, у него появился собственный стиль. Картины того периода отличались масштабностью, яркостью образов и динамикой. Он нередко выстраивал композиции на холсте по диагонали, создавая ощущение «движения» образов.
В те годы жизни Тициан стал автором многих шедевров, которые по-прежнему были написаны в духе религиозных и мифологических сюжетов: «Вознесение Богоматери», «Вакх и Ариадна», «Андреане» и др. Параллельно с этим он пишет мужские и женские портреты, стремясь как можно точнее изобразить характер портретируемого.
В зрелые годы Тициану покровительствовали короли, высокопоставленные чиновники и представители духовенства. В 1533 г. император Священной Римской империи Карл V Габсбург удостоил его почетного титула графа Палатинского. Позднее художнику удалось достичь еще больших высот в области портретного искусства.
Тициан с поразительной точностью передавал на холсте чувства и характеры своих современников: любовь, высокомерие, подозрительность, предательство, продажность и прочие человеческие пороки и достоинства. Вместе с тем, его кисти принадлежит немало групповых портретов, на которых он смело показывал скрытую сущность персонажей.
Важно отметить, что Тициан самостоятельно создавал для каждого портретируемого свою атмосферу: подбирал позу, ракурс, жесты и т. д
В результате, каждое его полотно представляло собой индивидуальное колористическое решение.
Благодаря этим и другим приемам искусствоведы отмечают на портретах Тициана глубокий психологизм и чувственность. Наилучшими работами того периода биографии художника считаются «Портрет Карла V с собакой», «Кларисса Строцци», «Рануччио Фарнезе», «Красавица», «Кающаяся Магдалина» и др.
Находясь на пике популярности Тициан посетил немало стран, где обзавелся новыми знакомыми. В 1540-е годы у портретиста брали заказы папа Павел III, герцоги, князья и прочие зажиточные люди. Тогда же он стал автором монументальных картин «Коронование терновым венцом» и «Се человек».
Живописец достигает вершин мастерства. Посредством композиционных и колористических решений ему удается изображать на холсте движение, эмоции и передавать всю красоту человеческого тела, созданного по образу Творца.
Кающаяся Мария Магдалина
В 1550-1560 г. Тициан написал ряд известных полотен: «Диана и Актеон», «Венера и Адонис», «Девушка с веером», «Кающаяся Мария Магдалина», «Похищение Европы» и т. д. В это время жизни он создал свой наиболее известный автопортрет, на котором запечатлел себя с кистью в руке.
Основным отличием поздних работ Тициана биографы называют колористический хроматизм
Он уделял большое внимание оттенкам цвета, их смешению, а также мягким или резким переходам. С помощью подобных приемов, ему удавалось по-прежнему максимально точно изображать характеры своих героев
Интересен факт, что к концу биографии Тициан представил новую технику живописи. Мастер выполнял мазки не только кистью, но также шпателем и пальцами. Наиболее знаменитыми картинами того времени являются «Положение во гроб», «Тарквиний и Лукреция», «Святой Себастьян» и «Коронование терновым венцом».
Последним полотном Тициана стала «Пьета» (1575-1576). К сожалению, мастер так и не успел окончить эту работу. Примечательно, что композицию и игру цвета, которые можно увидеть на этой картине, и сегодня ставят в пример живописи «тициановской» эпохи.
Слайд 27«Спящая Венера» (написана незадолго до смерти)Джорджоне не окончил картину. Он успел написать
саму Венеру и, возможно, скалу за ней, прежде чем скончался от чумы в 1510 году. Картину закончил уже Тициан, который написал пейзаж, небо, одежды, на которых лежит Венера, и поместил Купидона у её ног. Также в некоторых местах полотна можно выделить кисть ещё одного неизвестного мастера.Купидон, написанный Тицианом, не дошёл до наших дней. Его присутствие можно определить только при помощи инфракрасной съёмки. Именно это позволяет идентифицировать спящую женщину как Венеру, однако нельзя со всей точностью утверждать, что именно таким был первоначальный замысел Джорджоне. Инфракрасное исследование показало, что у Купидона в руках были стрела и птица, придававшие картине явный эротический символизм.
Слайд 14 стена у него не отяжелена, рельеф ее имеет поверхностный характероба этажа
выполнены почти тождественно: низ имеет дорический ордер, верхний этаж — ионический круглые окошки, остроумно введенные около арок, еще более облегчают стену и одновременно повторяют мотив круглых же проемов в стене, поддерживающих купол зданияв крайних арках подобных окошек нет: автор хотел усилить крайние участки стены, выделяющиеся на фоне неба, придав большую жесткость углам сооруженияна углах поставлены парные колонны, а маленькие импостовые колонки сближены с большими здание облицовано мрамором, в то время как большинство его построек выполнены в кирпиче и снаружи оштукатурены
Анализ произведения
Рубенс чрезвычайно необычно трактовал христианское понимание воплощения – соединения божественной и человеческой природы в образе Христа, он изобразил Спасителя в момент, когда тот находился между смертью и будущей жизнью в Царствии Божьем. Замысел произведения усиливается колористическим решением: во всей цветовой палитре, равно как и светотени доминируют телесные оттенки.
В произведении Рубенса отчетливо ощутимо влияние древнеримской скульптуры, что подтверждает изображение старинного алтаря, вырезанного на стенке мраморного саркофага и сцены жертвоприношений, иллюстрируемые горельефными фигурами. Плотная текстура красок во многом обусловлена стремлением художника подражать поздним работам Тициана, в то же время некоторая воздушность и ритмичность образов напоминает творчество Корреджо. Передача света, при которой создается эффект внезапной вспышки в темноте, намекает на соперничество Рубенса с его современником, Караваджо, мастерски владевшим этим художественным приемом.
Borghese Gallery in Rome,
Творчество художника
Ранний период
Внимательно изучая работы Рафаэля и Микеланджело, Тициан постепенно вырабатывает свой стиль. «В этот период художник отдавал предпочтение монументальным композициям, исполненным пафоса и динамики. Он создавал образы, проникнутые яркими жизненными силами, строил композиции картин по диагонали, пронизывая их стремительным движением, пользовался интенсивными контрастами синих и красных цветовых пятен».
Характерными творениями являются «Вознесение Богоматери» (1516—1518), «Мадонна и Младенец со святыми Франциском и Блэзом, а также с молящимся Альвизе Гоцци» (1520), «Ариадна и Вакх», где видно влияние Рафаэля. «Андреане» (около 1523—1524) написаны под влиянием Микеланджело.
В портретах Тициан старается выразить максимально точно характер портретируемого — «Мужчина с перчаткой» (1523), «Портрет Томмазо Мости» (предположительно 1520). В «Мадонне Пезаро» (1526) уже виден собственный стиль Тициана.
Расцвет
«Конец 1530-х—1540-е гг. — время расцвета портретного искусства Тициана. С удивительной прозорливостью изображал художник современников, запечатлевая самые различные, порой противоречивые черты их характеров: уверенность в себе, гордость и достоинство, подозрительность, лицемерие, лживость и т. д.
Наряду с одиночными он создавал и групповые портреты, беспощадно вскрывая скрытую сущность взаимоотношений изображенных, драматизм ситуации. С редким искусством Тициан находил для каждого портрета наилучшее композиционное решение, выбирал характерные для модели позу, выражение лица, движение, жест. С 1530-х гг. в каждой картине Тициан находил неповторимо индивидуальное колористическое решение.
Колорит складывался из тончайших тональных оттенков, причём тщательно дифференцировались ведущие и подчинённые краски, слагающиеся из еле уловимых нюансов. Этот развитый колоризм Тициан в немалой степени определяет глубочайший психологизм и эмоциональность тициановских портретов. Колористический строй произведения художник выбирал с таким расчётом, чтобы эмоциональное звучание цвета отвечало главным чертам характера человека.
К лучшим портретам этого периода относятся «Портрет Федерико Гонзага» (1529), «Портрет Карла V с собакой» (1533), «Портрет графа Антонио ди Порчиа» (1535), «Портрет архитектора Джулио Романо» (около 1536), «Красавица» (1536—1537), «Кларисса Строцци» (около 1542), «Рануччио Фарнезе» (1542), «Портрет Пьетро Аретино» (1545).
Поздний период
Мастер строит колористическую гамму, подчинённую приглушённому золотистому тону, на неуловимых оттенках коричневого, сине-стального, розово-красного, блёкло-зелёного. Поздние картины Тициана переливаются множеством полутонов, приобретающих воздушность. Манера письма художника обретает исключительную свободу. И композиция, и форма, и свет строятся с помощью красочной лепки. К концу жизни Тициан выработал новую технику живописи.
Прозрачные лессировки в его поздних картинах не скрывают подмалёвка, обнажая местами зернистую фактуру холста. Из сочетания многообразных по форме свободных мазков, как бы обнажающих творческий процесс художника, рождаются образы, исполненные трепетной жизненности и драматизма.»
К последним шедеврам относятся «Положение во гроб» (1559), «Благовещение» (около 1564—1566), «Венера, завязывающая глаза Купидону» (около 1560—1565), «Несение креста» (1560-е), «Тарквиний и Лукреция» (1569—1571), «Св. Себастьян» (около 1570), «Коронование терновым венцом» (около 1572—1576), «Пьета» (середина 1570-х) .
Топ-3 самых известных картин Тициана
В ее состав включены шедевры художника из итальянских собраний — «Концерт» и «Красавица» из Палаццо Питти, «Флора» из Галереи Уффици, «Даная» и «Портрет папы Павла III» из галереи Каподимонте, «Благовещение» из Скуола Гранде ди Сан-Рокко, а также привезенные из-за рубежа, в том числе «Автопортрет» и «Погребение Христа» из Прадо и «Аллегория благоразумия» из лондонской Национальной галереи.
Тициан Вечеллио да Кадоре — один из самых талантливых живописцев эпохи Возрождения. Тициана ставят наряду с такими живописцами, как Микеланджело и Леонардо да Винчи. Его биография была очень богатой — ещё при своей жизни он удостоился звания Короля живописцев. Ранний период его творчества отличал оптимизм работ, более поздний – драматические коллизии. В преддверии выставки мы решили вспомнить самые известные картины Тициана.
Топ-3 самых известных картин Тициана
1. Вознесение Марии (1516-1518)
В основе картины – библейская история о вознесении Богоматери. Картина примечательна тем, что была начата в год победоносного завершения войны с германским императором, захватившими в 1509 году все материковые владения Венеции. «Вознесение Марии» стало своеобразным символом этой победы.
2. Даная (1545-1546)
Данаю Тициан писал несколько раз. Один и вариантов теперь хранится в Милане, другой – в Мадриде, третий – в Вене. В основе картины миф о красавице Данае, которую отец запер в замке, но это не помешало Зевсу проникнуть к ней, превратившись в золотой дождь.
3. Святой Себастьян (1570)
Это одно из последних произведений автора. Сейчас картина хранится в Эрмитаже. Сюжет построен на фигуре умирающего мученика Себастьяна, привязанного к дереву. На полотне Тициан добивается удивительного живописного эффекта при помощи нескольких темных тонов. Красноватыми, желтовато-оранжевыми, коричнево-желтыми, черными, серыми и зелеными градациями цвета переданы фигура святого и окружающее пространство.
Слайд 49ПОЗДНИЙ ЭТАП ТВОРЧЕСТВА Отличительное свойство поздних работ Тициана — их тончайший
красочный хроматизм. Мастер строит колористическую гамму, подчинённую приглушённому золотистому тону, на неуловимых оттенках коричневого, сине-стального, розово-красного, блёкло-зелёного. Поздние картины Тициана переливаются множеством полутонов, приобретающих воздушность. Манера письма художника обретает исключительную свободу. И композиция, и форма, и свет строятся с помощью красочной лепки.К концу жизни Тициан выработал новую технику живописи. Он накладывал краски на холст и кистью, и шпателем, и пальцами. Прозрачные лессировки в его поздних картинах не скрывают подмалёвка, обнажая местами зернистую фактуру холста. Из сочетания многообразных по форме свободных мазков, как бы обнажающих творческий процесс художника, рождаются образы, исполненные трепетной жизненности и драматизма.
Как Тициан повлиял на развитие искусства
Тициан повлиял на многих художников и даже направления, например, Рубенса и импрессионистов. Поговорим, что они взяли у Тициана и подведем итоги урока.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Алина Аксёнова
Историк искусства, автор книг «Искусство ХХ века. Ключи к пониманию» и «История искусства
Просто о важном», более 9 лет проводила лекции и экскурсии в ГМИИ им. Пушкина.
1. Веронезе. Вознесение Девы Марии, 1586
2. Рубенс. Венера и Адонис, 1614
3. Франсуа Буше. Геркулес и Омфала, 1735
4. Эжен Делакруа. Одалиска, 1857
5. Клод Моне. Прогулка, женщина с зонтиком, 1875
Тициан оказал большое влияние и на современное ему искусство, и на художников более поздних эпох.
Вот только несколько примеров
Веронезе — ученик Тициана, которого тот сам назвал своим преемником. Так же любит сочные краски, пишет чувственных красавиц, библейские и античные сюжеты, делая акцент на цвете, роскошных одеждах, эмоциональности.
Рубенс. Ориентируется на венецианскую традицию, учится у Тициана. Написал свою, барочную версию картины «Венера и Адонис». Также под влиянием Тициана и Рубенса находятся Франсуа Буше и Эжен Делакруа.
Импрессионисты. У них от Тициана свободный мазок, работа сразу цветом без предварительного рисунка. Тициан и вся венецианская школа живописи привели к революционным находкам в искусстве конца 19 века.
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Весь урок мы говорили о Тициане Вечеллио. Давайте еще раз вспомним самое главное.
Тициан Вечеллио — итальянский художник эпохи Высокого Возрождения. Создатель венецианской школы живописи — она больше внимания уделяет цвету и работе красками, а не рисунку, как флорентийская.
Родился в Пьеве-ди-Кадоре в Венецианской республике. В раннем возрасте переехал в Венецию. Учился у Джованни Беллини, дружил с Джорджоне — оба повлияли на его стиль. Довольно быстро стал самым влиятельным живописцем Венеции. Выезжал за пределы Италии по приглашению высокопоставленных лиц. Среди заказчиков были аристократы, высшее духовенство, короли и императоры.
Как писал
Композиция. Заменил симметрию диагональной композицией: это создает динамику, движение вверх. Позже диагональная композиция станет частым приемом барокко.
Цвет. Писал сразу кистью и красками, не используя предварительный рисунок. Добивался светоносности красок за счет использования чистых цветов без подмалевка с коричневыми тонами — прием, позаимствованный у Джорджоне.
Интерес к современности. Венецианские художники любили изображать окружающий мир: роскошные одежды красавиц, местную архитектуру, приметы современности.
Поздний период. Начал терять зрение, разочаровался в мировой гармонии после религиозных войн — картины стали пессимистичнее, в мрачных тонах.
Что писал
Мифологические сюжеты. Использовал их, чтобы показать женскую красоту. Создавал яркие, чувственные образы обнаженных красавиц.
Портреты. Отличаются глубоким психологизмом, которого до Тициана в Высоком Возрождении не было. Часто делает акцент не на обстановке, а на личности, выбирая лаконичную цветовую гамму.
Религиозные сюжеты. Нарушал каноны при изображении привычных образов: использовал диагональную или вертикальную композицию вместо симметрии, добавлял динамики статичным фигурам.
Влияние. Повлиял на младших современников-венецианцев Веронезе и Тинторетто. Работами Тициана вдохновлялись художники барокко, рококо, романтизма. Тициановские приемы работы с цветом и красками оказали влияние на импрессионистов.
Подборка работ Тициана из Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге
1. Портрет молодой женщины, 1536
2. Портрет папы Павла III, 1545
3. Даная, 1553
4. Кающаяся Мария Магдалина, 1560–1565
5. Мадонна с Младенцем и Марией Магдалиной, 1560-е
6. Несение креста, 1560-е
7. Христос-Вседержитель, 1570
8. Святой Себастьян, 1576
Многие спрашивают о том, как художественные ценности из Европы попали в Россию, и почему некоторые из них вернулись обратно.
Мы предлагаем прочесть отрывок из исследования искусствоведа Григория Козлова на эту тему.
В этом уроке мы познакомились с творчеством Тициана.
Какие у вас остались впечатления? Подумайте, изменилось ли ваше мнение о художнике? Может быть что-то стало открытием?
Смерть
Чума, свирепствовавшая в то время в Европе, не щадила никого. В 1576 году «страшный мор» унес жизнь сына Тициана. Вскоре мастер понял, что и сам заразился этой болезнью, ухаживая за сыном. 27 августа 1576 года художника не стало. Считается, что мастера нашли на полу мастерской с кистью, зажатой в руке.
Тициан, автопортрет
Несмотря на закон, который предписывал предавать тела умерших от чумы огню, Тициана похоронили в земле. Могила художника находится в соборе Санта-Мария Глориоза деи Фрари, в родной Венеции. На надгробном камне увековечена надпись: «Здесь лежит великий Тициан Вечеллио — соперник Зевсов и Апеллесов».
Собор Санта-Мария деи Фрари. Гробница Тициана
Работы художника сильно повлияли на творчество последующих поколений европейских мастеров. Необычность его поздней техники не нашла отклика у современников, однако позднее на десятилетия стала популярной во многих художественных школах.
Австрийский писатель Гуго фон Гофмансталь настолько проникся творениями мастера, что написал пьесу, получившую название «Смерть Тициана». Кроме того, в литературе нашла отражение и картина «Динарий кесаря», под впечатлением от которой Федор Достоевский написал главу в романе «Братья Карамазовы».
Слайд 16Внутреннее убранство театра украшено девяносто пятью статуями, выполненными из камня и
штукатурки. Изображенные персонажи имеют отношение к основанию Олимпийской академии или же самого театра. Грандиозная центральная часть сцены выполнена в коринфском ордере и была вдохновлена конструкцией римских триумфальных арок. На центральном аттике на одиннадцати полях изображены двенадцать подвигов Геракла. В центре, среди двух фигур Фамы, изображен стадион с гонками на колесницах — герб Академии и память об олимпийских играх, основанных Гераклом — покровителем Виченцы и символом человека, посредством своего благородства, достигающего славы. Снизу прописан девиз академии, берущий исток у Вергилия — «это есть труд — это подвиг».
Слайд 2 Картины и биография Тициано Вечеллио Тициан
(собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Veccellio) (около 1488/1490 — 1576), итальянский
живописец эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Учился в Венеции у Джованни Беллини, в мастерской которого сблизился с Джорджоне; работал в Венеции, а также в Падуе, Ферраре, Мантуе, Урбино, Риме и Аугсбурге. Тесно связанный с художественными кругами Венеции (Джорджоне, архитектор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино), выдающийся мастер венецианской школы живописи, Тициан воплотил в своем творчестве гуманистические идеалы Возрождения. Его жизнеутверждающее искусство отличается многогранностью, широтой охвата действительности, раскрытием глубоких драматических конфликтов эпохи.