Эдвард мунк — норвежский художник

Поздние годы

После лечения стиль художника изменяется в сторону более резкой и грубой манеры, однако цвета становятся более яркими и контрастными, а сюжеты – более мирными и обыденными: на них изображены крестьяне, рабочие, жизнь на природе. До своей смерти в 1944 году художник успел обзавестись фермой, переболеть «испанкой», перенести кровоизлияние в стекловидное тело правого глаза и получить клеймо представителя «дегенеративного искусства» с приходом к власти нацистов.

Художник умер в 1944 году, спустя месяц после своего восьмидесятилетия.

В целом, жизнь и творчество Эдварда Мунка – как триллер со счастливым концом – детство и юность, наполненные трагическими событиями, молодость и борьба за свой взгляд, за попытки любить, сменилась в итоге на принятие себя, и мир перестал быть тюрьмой.

Если вы — поклонник живописи, то прочтите статью о самых дорогих работах Малевича.

Влияние Достоевского

Мунк прочитал «Преступление и наказание» в 1883 году сразу,
как только вышел норвежский перевод романа. Моментально оценив масштаб гения писателя,
тогда еще юный Эдвард на всю жизнь остался пылким поклонником творчества Федора
Михайловича. Даже на свои работы он перенес почерк Достоевского – тягучую
тревожность, рваные движения, постоянные вибрации света, пафосные шляпы на
головах обывателей и нелепые яркие мелочи в траурных вздохах сюжетов.

Эдвард Мунк «Тревога» 1894
Эдвард Мунк «Отчаяние» 1894

В Достоевском Мунка привлекало то же, что и в другом его любимом писателе, Эдгаре По, то же, что всегда тревожило его самого – связь трансцендентного с реальным и борьба идеи с материей. Он всегда ощущал внутреннюю правду выше внешней. Чувствовал необходимость глубинной рефлексии и духовной работы.

Депрессивные бормотания Раскольникова, его бесцельные
скитания по улицам мрачного города, приступы тошноты и страха были похожи на
блуждания самого Мунка. Поиски самого себя в бесконечной тоске унылых
пространств.

В конце XIX
века Санкт-Петербург и Христиания были удивительно похожи – мрачные городские
ландшафты и нарастающая власть капитала. Набирающая темпы индустриализация
превращала людей в безропотных винтиков системы. Осознание тяжелой жизни
простых людей приводила к тягостным раздумьям людей творческих, чувствующих.
Русский писатель и норвежский художник, два гения, жили на одной волне. Им
обоим было доступно глубинное понимание тотальной неправды современного мира.
Они оба слышали крик.

В мунковском «Крике» кроме страшного вопля природы, изломанного и нестерпимого, слышен и крик, который почудился Родиону Раскольникову, после убийства старухи. Крик ужасный, похожий на вой и скрежет. Исступленный глас, указующий на зарождение нового существа – человекобога, вскормленного камланиями утонченных интеллигентов, типа Ставрогина и Кириллова. Крик, предваряющий сюрреалистические фантазмы и адские кошмары XX века.

Эдвард Мунк «Крик» 1893

Беспорядочная юность

В 1885 году Мунк впервые отправился за границу — в Париж. Несколько лет спустя, получив государственную стипендию, он вновь поедет во французскую столицу, где познакомится с картинами Мане, Писсарро, Сёра, Синьяка. Они сформировали его понимание символизма, которое затем перерастёт в экспрессионизм. Позднее он скажет о времени во Франции следующее: «О Париже я ничего не помню. Помню только, что перед завтраком мы выпивали, чтобы протрезветь, а потом пили, чтобы опьянеть». После Парижа Мунк путешествовал по Франции, Германии, Италии, но весной он обычно возвращался в Норвегию.

Автопортрет, 1895. (commons.wikimedia.org)

Во время пребывания в Ницце в 1892 году Мунк выполнил три версии картины «Поцелуй». Оттенки синего и сгущающиеся сумерки символизируют смерть, невидимо, но неизменно следующую по пятам за жизнью. Шторы отделяют интимный мир любовников от улицы — внешнего мира. Над этим сюжетом Мунк работал, уже будучи художником, пережившим влияние импрессионистов и сформировавшим свой способ выражения переживаний. «Природа меняется в зависимости от субъективного настроения», — утверждал живописец. Это особенно ярко проявилось в его ранних пейзажах, которые по сути являются проекциями внутреннего состояния человека. Формированию такого подхода способствовали и научные открытия того времени: радиоволны, электричество, радиоактивное излучение. Всё это восхищало и вдохновляло художников.

«Поцелуй», 1892. (commons.wikimedia.org)

Один из мотивов, который проходит через творчество Мунка, — изолированность и чувство исключённости. Такова была сама природа художника, его характер. Он был чудаковатым персонажем, неизменно вызывал интерес, но тяготился любой необходимостью поддерживать беседу. И хотя в молодости он много времени проводил с представителями богемы Христиании, как тогда назывался Осло, всё же художник шумным сборищам предпочитал разговор тет-а-тет.

Вот как описывает его внешность биограф и современник Рольф Стенерсен: «У него была удивительно энергичная, прекрасная голова. Завидев его, прохожие оборачивались даже тогда, когда его имя ещё не было известно… Волосы у него были белокурые, волнистые, лоб высокий, выпуклый, глаза серо-голубые. Нос и рот хорошей формы, которую не портила даже тонкость нижней губы. Сильный подбородок казался ещё сильнее, поскольку Мунк всегда высоко нёс голову. Он был худ, немного выше среднего роста, строен, но не гибок. Никогда не занимался спортом. Как только появлялись деньги, шил у хорошего портного. И всё же никогда не производил впечатления хорошо одетого человека».

Эдвард Мунк, 1908−1909. (wikipedia.org)

Эдвард Мунк и женщины

Эдвард Мунк пользовался успехом у женщин, особенно роковых и взбалмошных. Одна из его муз, Тулла Ларсен – требовала свадьбы и, по словам самого художника, преследовала его. Во время одной из ссор, случившейся в 1902 году, он был ранен из пистолета в левую руку — один из пальцев навсегда остался искалеченным.

Этот неудачный роман был одним из факторов, приведших к депрессии, сопровождавшейся параноидальными идеями и алкоголизмом.

Женщины на картинах Мунка – часть безжалостной природы и в то же время ее пленницы. Их можно увидеть на картинах «Мадонна», «Вампир», «Ревность», «Пепел» и «Поцелуй».

Богема Христиании. Ранний период творчества. Против реализма

В 1881 Эдвард поступил в Королевскую школу рисования, где в
полной мере проявился его яркий и самобытный талант. Мунк был любимым учеником
скульптора Юлиуса Миддельтуна, старшего преподавателя и главного вдохновителя
всей творческой деятельности школы. Но опытному педагогу и художнику-академисту
так и не удалось удержать юного гения в русле традиционной живописи.

Как только Эдвард почувствовал в себе силы сказать что-то
свое, он резко отвернулся от академического пути и встал на тропу
контр-культуры, выступающей против официального искусства.

Эдвард Мунк «За журнальным столиком» 1883

Еще в школе рисования Мунк познакомился с художником-натуралистом Кристианом Крогом и даже посещал курс последнего. Крог ввел молодого гения в «Богему Христиании». Эта группа объединяла непримиримых бунтарей от искусства, проповедующих свободную любовь, нигилизм и отход от традиций. Идейным вдохновителем «Богемы» был яркий писатель и убежденный анархист Ханс Егер, оказавший на Мунка сильное влияние.

Эдвард Мунк «Писатель Ханс Егер» 1889

В живописи, тем временем, намечался революционный переворот.
В начале 1880-х годов импрессионизм громко заявил о себе и стал самой
обсуждаемой темой в кругах художников. Мунк живо присоединился к дискуссии – он
рассматривал новое направление как основу для поиска собственного стиля.

Картина Мунка «Больная девочка», написанная под
влиянием импрессионизма и выставленная на Осенней выставке 1886 года, принесла
первый успех и вызвала неоднозначную реакцию. Критикам не понравилась именно
манера письма – непроработка деталей, незавершенность композиции, грубая, почти
неряшливая, фактурность.

Эдвард Мунк «Больная девочка» 1885

Но художник не обращал внимания на подобные замечания. Его
внутреннее устроение, философские раздумья и эмоциональный опыт нуждались в
таком резком и незавершенном выплеске. Мунк сначала долго вынашивал в себе
нечто, проникался этим и уже потом неожиданно воплощал. Выкрикивал осмысленное
на холст.

В сюжете «Больной девочки»,  Мунк вновь вернулся к смерти своей любимой
сестры Софии. Долго мучаясь над картиной (ему никак не удавалось передать
бледную, почти прозрачную кожу) Мунк, как будто проходил ритуал очищения. Он
мучительно вытравливал из себя стойкое присутствие смерти.

Больной ребёнок

Эдвард Мунк родился в провинциальном норвежском городе. Его отец Кристиан был человеком мечтательным, в молодости работал судовым врачом и много путешествовал. В 44 года он женился на дочери мелкого торговца Лауре Катрине Бьёльстад, которая была на 20 лет моложе его. В браке родились пятеро детей — Софи, Эдвард, Андреас, Лаура и Ингер. Женщина скончалась от чахотки, когда Эдварду было всего пять лет. Семья так никогда и не оправилась от этой потери. Ведение хозяйства взяла на себя младшая сестра Лауры Карен.

После смерти жены отец семейства впал в уныние, его врачебная практика сократилась, семье приходилось туго. Дети часто болели. Через восемь лет после смерти матери скончалась от чахотки старшая дочь Софи. Эдварду на тот момент исполнилось 13 лет. Эта смерть сильно на него повлияла. Он не мог понять, почему отец, будучи доктором, не сумел спасти сестру.

Эдвард был очень привязан к тёте. Именно она помогала ему справиться с многочисленными болезнями, которые то и дело нападали на него: то бронхит, то острый суставной ревматизм. Из-за проблем со здоровьем Мунк не смог окончить школу. И именно благодаря тёте, которая заметила талант ребёнка, Эдвард начал заниматься рисованием.

Первые выставки

Впервые картины Мунка были выставлены публично в 1884 году в Христиании. Публика встретила полотна отборной критикой. Два года спустя он вновь принял участие в выставке. Скандал, разгоревшийся вокруг его работ (особенно ярыми были нападки на картину «Больной ребёнок», которую публика назвала мазнёй), вынудил закрыть экспозицию.

Примерно в 1890 году Мунк перешёл к символизму. В его пейзажах природа становится отражением эмоционального состояния человека, зеркалом его души. Особым местом для Мунка станет Осгорстранн. В этом городе и его окрестностях Мунк находил вдохновение и много работал.

В 1890 году Мунк встретил в Берлине ценителя искусства Альберта Кольмана. Последний был поклонником оккультизма. После долгих бесед с Кольманом Мунк начал работать над «Фризом жизни» — циклом картин о духовной жизни человека. По признанию художника, «Фриз жизни» задуман как ряд связанных друг с другом картин, как поэма о жизни, любви и смерти.

Основная картина во «Фризе жизни» — «Танец жизни». (commons.wikimedia.org)

В 1892 году Мунка пригласили сделать большую выставку в Берлине. Он отправился туда с 55 картинами. Но не успела выставка открыться, как несколько руководящих членов союза потребовали ее закрытия. В немецкой прессе можно было прочитать о сумасшедшем норвежском художнике. Группа молодых авангардистов выступила в защиту Мунка. Разгоревшаяся дискуссия только укрепила популярность живописца. Он переехал в Берлин и присоединился там к интеллектуальным кругам. Неизменным местом встречи была таверна «Чёрный поросёнок».

Одной из тем, которую Мунк последовательно и внимательно исследовал десятилетиями, была ревность. Разнообразные интерпретации появляются в живописи, рисунке и гравюрах. Женщина неизменно предстаёт виновницей душевных мук, с ней связаны самые большие страхи героя. Мунк полагал, каждая любовная связь требует жизненной силы, которую следовало бы приберечь для искусства.

«Ревность», 1913. (commons.wikimedia.org)

Мунк интересовался фотографией. В 1902 году он купил камеру, возможно, под влиянием Августа Стриндберга, с которым познакомился в 1892 году. Мунка интересовали мистические образы и фигуры, получавшиеся при двойной экспозиции (когда один кадр накладывается на другой), эффекты, возникавшие как ошибки при проявке, а также нечёткие контуры фигур, находившихся в движении во время съёмки. Позднее он использует этот опыт в живописи.

«Купающиеся женщины», 1917. (commons.wikimedia.org)

А если я не видел «Крик» Эдварда Мунка?

Скорее всего, вы его видели, но просто не запомнили названия. У картины есть несколько версий. В музее Мунка представлен один из двух вариантов, выполненных маслом, и одна пастель. В Национальном музее Норвегии выставлена наиболее знаменитая, вторая по счёту версия. Написана она маслом. В частной коллекции находится версия, выполненная пастелью.

Первый вариант «Крика» Мунк написал в 1893 году, как часть цикла «Фриз жизни: поэма о любви, жизни и смерти». Этот момент многие теоретики и практики от искусства склонны считать первой вехой в истории современной живописи.

На картине изображен кричащий некто – просто исчезающая оболочка чистой раскалённой эмоции. И эта эмоция понятна – кровоточащее, с прожилками гноя небо над темной маслянистой желчью, известной еще древним Эллинам – вот тот мир, куда этот некто заточен.

Отшельник в Экелю

В 1916 году Мунк приобрёл дом в Экелю, который находился к западу от Христиании. Там он провёл остаток своих дней.

По словам биографа Мунка Рольфа Стенерсена, двухэтажный дом с мезонином был уродливым, выкрашенным в жёлтый. Художник жил на первом этаже, другие помещения служили складом, где хранились тысячи картин и оттисков. Обстановка была скромной. Мунк не приобретал мебель не из скупости, а из отсутствия интереса к чему-либо, не связанному с искусством. Он тратил деньги лишь на то, что могло облегчить ему работу.


«Плачущая обнажённая», 1913−1914. (commons.wikimedia.org)

Во время войны его выставки в основном проходили в странах Северной Европы, в частности в Стокгольме и Копенгагене. Он всё чаще писал автопортреты, подробно фиксировал всё, что происходило с ним. Нестандартное использование материалов, смелые цветовые сочетания сделали Мунка интересным для современных художников.


Автопортрет во время болезни испанским гриппом. (commons.wikimedia.org)


Автопортрет во время болезни испанским гриппом. (commons.wikimedia.org)

Он становится всё более популярным. Его персональные выставки проходили в Цюрихе, Берне, Базеле. В 1923 году он стал членом Прусской и Баварской художественных академий. Он получал крупные заказы и приглашения организовать ретроспективные выставки его работ.


«Звёздная ночь», 1922−1924. (commons.wikimedia.org)


Автопортрет, 1926. (commons.wikimedia.org)

В 1930 году Мунк почти утратил возможность видеть правым глазом. Разрыв сосуда грозил привести к слепоте, но художнику удалось восстановиться. Он подробно фиксировал всё, что с ним происходило, делал зарисовки, фотографические автопортреты. В это время он продолжал работать, но мог рисовать лишь абстрактные скетчи. «Четыре года назад был повреждён мой правый глаз, который я в основном использую, потому что я могу видеть совсем немного моим левым. Я могу использовать мой левый глаз лишь ненадолго», — жаловался художник в письме.

В этот же период он начал писать больше автопортретов, через которые он изучал себя, старение и приближение смерти, усерднее начал работать над автобиографией.


Автопортрет, 1940−1943 (commons.wikimedia.org)

В 1937 году он принял участие в нескольких экспозициях, в том числе во Всемирной выставке в Париже. Вскоре его работы были признали дегенеративными, картины были изъяты из немецких музеев и частных коллекций. Когда в 1939 году ему предложили провести крупномасштабную выставку в Париже, Мунк отказался.

«Я не хотел бы умереть внезапно. Я хотел бы прожить этот последний опыт», — признавался Мунк. Последние годы он жил уединённо в Экелю, выращивал сам овощи и фрукты, избегал контактов с оккупационными властями. Вскоре после празднования 12 декабря 1943 года своего 80-летия художник заболел воспалением лёгких и скончался.

Юность

Эдвард Мунк родился 12 декабря 1863 года в Христиании, так в
те годы назывался город Осло, столица Норвегии. Его отец, Кристиан Мунк, был
военным врачом, семья жила небогато и часто переезжала с места на место. Мать,
Лаура Мунк, умерла от туберкулеза, когда Эдварду было всего пять лет, всё
хозяйство и попечение о детях взяла на себя тетя Карен, сестра матери. Отец так
и не смог примириться со смертью любимой супруги, он погрузился в религию и
отстранился от детей.

Эдвард был вторым ребенком в многодетной семье. Старшую
сестру звали София, брата – Андреас, а младших сестер – Ингер и Лаура.

Смерть матери сильно повлияла на будущего художника, мальчик
лишился самого близкого человека и впервые в жизни почувствовал себя предельно
одиноким. Тема одиночества так и будет преследовать мастера всю его жизнь и
найдет воплощение в десятках картин и набросков. Через 25 лет, в память о последней
прогулке с матерью, Мунк напишет трогательную акварель о любви матери и сына.

Первый рисунок Эдвард нарисовал в возрасте 7 лет. Он сам описал
этот случай в дневнике: «Я взял кусок угля, лег на пол и нарисовал
слепцов. Я почувствовал, как рука слушается меня».

Тетя Карен знала толк в живописи и сама неплохо рисовала.
Именно она первая заметила дар мальчика и помогала ему раскрыться в творчестве.
Она же сохранила юношеские акварели и рисунки Мунка – это были ученические
этюды и зарисовки на историческую тему, наполненные экспрессией и пафосом.

Эдвард Мунк «Тетя Карен в кресле-качалке»

Когда Эдварду было 14 лет, умерла его старшая сестра София.
Перед самой кончиной она попросила, чтобы ее перенесли из кровати в кресло, в
котором спустя некоторое время отошла в мир иной. Всю жизнь не отпускала Мунка
эта сцена. Страшная и одновременно обыкновенная трагедия обычной небогатой
семьи. На картине «Комната умирающего» Мунк изобразил горечь
расставания с близким человеком и печаль, накрывшую всю семью. При этом он
дотошно воспроизвел события того страшного дня. На картине изображена вся семья
Мунков – в кресле сидит умирающая София, рядом несчастный отец и тетя Карен. На
переднем плане сам Мунк, смотрящий на Софию, и две его сестры. Слева изображен
брат Андреас, выходящий из комнаты.

Эдвард Мунк «Комната умирающего» 1893

Смерть, а потом и безумие (младшая сестра художника долгое
время лечилась в психбольнице) с раннего детства стали частыми гостями в доме
будущего гения. Юноша сумел полноценно ощутить их присутствие, и именно под
таким мрачным впечатлением он формировался как мыслитель и художник.

Как позже писал Мунк, мать передала ему зачатки смертельной
болезни, а отец посеял в нем семена безумия. Тревога и беспокойство на всю
жизнь стали его постоянными попутчиками.

В 1879 году юный Мунк начал обучение в техническом колледже,
где продемонстрировал прекрасные успехи в различных дисциплинах. Однако через
год он оставил колледж и, к большому неудовольствию отца, принял решение стать
художником. Только тетя Карен поддержала выбор юноши.

Эдвард Мунк «Автопортрет» 1892

Интересные факты о художнике

Эдвард Мунк не любил писать пальцы, женскую грудь, уши и ногти. Ему не нравились цветы из-за процесса их увядания, в поступках друзей пытался разглядеть происки врагов. Подозрительный, нервный, но при этом обладающий не только талантом художника, но и был великолепным рассказчиком. Поэтому его всегда с радостью принимали в богемном обществе.

Несмотря на свою привлекательную скандинавскую внешность, художник всегда добавлял на автопортретах возраст. Это лишние морщины, жесткий взгляд, никогда не улыбался. Женщины были очарованы его импозантностью, которая сочеталась со скромностью. И все это создавало образ загадочного красивого мужчины. Сам же живописец не искал женского общества. А иногда и вовсе сбегал от них в прямом смысле этого слова.

Но это не повлияло на его успех: свои первые он картины смог продать в 18 лет. А в 26 стал первым норвежским живописцем, у которого была организована персональная выставка в Осло. Позже он научился относиться к критике с юмором и иронией.

Кроме моря, Эдвард восхищался луной и в своих работах часто изображал ночное время суток.

Несмотря на успех и признание общественности, Эдвард Мунк не чувствовал себя счастливым. Тяжелое детство, нападки критиков, неудачные романы — все это наложило отпечаток на душевное состояние художника. Но лечение в психиатрической клинике пошло ему на пользу: его работы стали более сдержанными, а сам художник стал ощущать внутреннее спокойствие.

Эдвард Мунк стал одним из выдающихся художником своего времени. Несмотря на запреты на живопись в юности, жесткую критику, противоречивый и сложный характер, его работы теперь известны во всем мире. Он смог создать стиль, абсолютно противоположный радостному южному солнечному импрессионизму. Такое было под силу только норвежскому художнику с тонким восприятием мира, многогранным внутренним миром каким был Эдвард Мунк.

Как появился Эдвард Мунк

Хрупкое здоровье самого Эдварда, преждевременная смерть сначала матери, а позже нежно любимой старшей сестры сформировали тревожного молодого человека, который относился к природе с опаской, ведь все, что она делала – отнимала.

Одна из первых картин Мунка — «Больная девочка» — воспоминание об угасании сестры Софии. Изможденная, больная и отчаявшаяся поза сидящей на стуле женщины передают, вероятно, обреченность, которую чувствовал художник после смерти сестры. Страх и тревога пропитывают холсты и всех последующих работ автора.

Главная заслуга художника в том, что он одним из первых изобразил на картине внутренний мир – не «что я вижу», «как я вижу». Консерваторам это пришлось не по вкусу. Выставку Мунка 1892 в Берлине освистали. Но этим они только добавили художнику славы – среди прогрессивных людей стало принято восхищаться его картинами. «Я не верю в искусство, созданное не по зову сердца. Мои картины – это мой дневник. Я все это пережил сам. Искусство дало смысл моей жизни. Я верю в картины, написанные кровью сердца», — пояснял Эдвард Мунк.

Облака как кровь

Все, что мы тут видим, включая документы, фотографии, билет на Всемирную выставку в Антверпене 1885 года, где 22-летний живописец выставил портрет сестры Ингер, адресованное ему письмо Дягилева и романы Достоевского из его библиотеки — обожаемые Мунком «Братья Карамазовы» и «Бесы», лежавшие у его постели в момент смерти, — привезли из Музея Мунка в Осло. В этой главной сокровищнице его произведений находится все, что оставалось после смерти в его поместье Эклю и, согласно завещанию, предназначалось столичному муниципалитету. Музей был создан к столетию Мунка, в 1963 году, и сейчас рядом с оперным театром строится новое здание, в пять раз больше прежнего. Летом будущего года оно откроется, а пока главные произведения норвежца уже несколько лет путешествуют — по Европе, Штатам и теперь наконец добрались до Москвы.

К нам привезли 64 живописных холста, включая важнейшие, титульные вещи — «Танец жизни», «Поцелуй», «Созревание», «Меланхолию», первый вариант «Мадонны» и бесчисленные автопортреты, в том числе фотографические, которым отдан целый раздел, и по ним очень заметно, что всю жизнь автор оставался для себя идеальной моделью. В бесконечном позировании в обнаженном виде — там и правда есть на что посмотреть, Мунк был очень красив, — больше перформанса, чем самолюбования, в кадре он появлялся как на сцене. Так это и стоит воспринимать.

Кроме живописи, в Третьяковку привезли 37 графических листов, впечатляющих не меньше картин. По гравюрам, литографиям, офортам очень любопытно изучать эксперименты Мунка с различными техниками — и это едва ли не главная неожиданность выставки. Огрехи, возникавшие в процессе печати литографий или гравюр — подтеки краски, неточность оттиска, размытые слои цвета и перенесенная на бумагу с каменной формы грязь, — все это он обращал в достоинства. Эти листы, часто раскрашенные вручную, помимо прочего, еще и портрет эпохи, ее героев, среди которых мы различаем богемное окружение Мунка: Августа Стриндберга, Стефана Малларме, Хенрика Ибсена; старого друга Мунка, писателя Станислава Пшибышевского и прекрасную Эву Мудоччи (она же Эвангелина Маддок), скрипачку, отношения с которой у Мунка продолжались с перерывами почти все первое десятилетие XX века.

1 / 3

«Ревность I», 1896

Изображение: Эдвард Мунк

2 / 3

«Метаболизм. Жизнь и смерть», 1898-1899

Изображение: Эдвард Мунк

3 / 3

«Брошь. Эва Мудоччи», 1903

Изображение: Эдвард Мунк

В графике много повторов, пусть не буквальных, живописных сюжетов Мунка, включая «Крик» — в Москву привезли не основной вариант его самой известной картины, но два других: выполненную в 1893 году восковую пастель и мрачную литографию. В резком черно-белом отпечатке легко считывается история, рассказанная художником, о том, как однажды вечером он шел по дороге, чувствуя себя больным и уставшим, и смотрел на фьорд: «Садилось солнце — облака окрасились красным — как кровь. Я почувствовал, будто природу пронзил крик — мне казалось, я слышал крик. И я написал эту картину — написал облака как настоящую кровь».

Такой ремаркой Мунк сопроводил «Крик» в 1928 году в официальной публикации, когда, уже знаменитый художник, после успешной ретроспективы в Берлине и выставок в США, Италии. Англии и Швеции, после болезни, заставшей его в Ницце, Мунк окончательно осел на родине и больше за пределы Скандинавии не выезжал. Он сохранил международную славу и репутацию в годы нацизма — даром что числился главным художником в стране, бывшей союзницей Третьего Рейха. Когда-то водивший знакомство с Кнутом Гамсуном, убежденным нацистом, Мунк вовремя дистанцировался от политики — впрочем, ему было в те годы много лет. Близкий к немецким экспрессионистам, много и удачно выставлявшийся в Берлине и Мюнхене, Мунк принадлежал к кругу художников, чьи работы неминуемо попадали на выставку так называемого «дегенеративного искусства», но его картины, как норвежца, всего лишь перестали экспонировать в Германии.

«Крик» Мунка

Нет произведения искусства, в котором экзистенциальный, первобытный страх человека запечатлён более впечатляюще, чем в «Крике». Бесполое существо с испуганным выражением лица бредёт по мосту, уходящему в глубь картины. Художник стремился выразить свои сокровенные чувства, отвергая при этом уже известные стили и направления. Его живописные методы радикальны: фронтальность фигуры, экстремальная перспектива, пейзаж, который, кажется, растворяется в водовороте линий.

Известно, что картина была написана вскоре после одной из прогулок по Осло-фьорду в 1892 году. В дневнике художника сохранилась запись: «Я шёл по дороге с двумя друзьями, солнце садилось, и я почувствовал волну печали. Внезапно небо стало кроваво-красным. Я остановился, прислонившись к забору, уставший до смерти — над иссиня-чёрным фьордом и городом витали кровь и языки пламени. Мои друзья шли дальше — я остался позади, дрожа от тоски, и я почувствовал великий крик природы».

На переломе веков психическое здоровье Мунка оказалось под угрозой. Беспорядочный образ жизни, чрезмерное употребление алкоголя, проблемы в личной жизни, в частности разрыв с Тулой Ларсен усугубили состояние художника. Он неоднократно проходил лечение в клиниках, однако это слабо помогало.

Вскоре после выставки его работ в Копенгагене Мунк поступил в клинику Даниэля Якобсона в декабре 1908 года. За время лечения, которое продолжалось 8 месяцев, психиатр, используя электрошок и массаж, сумел восстановить художника, вывести его из психопатического состояния. Начиная с 1909 года живописец жил уединённо в Норвегии, воздерживаясь от алкоголя и сексуальных связей.

Выйдя из больницы, он перестал ходить в гости. Во всяком случае, туда, где собиралась большая компания. Он так описывал своё состояние: «Я чувствую себя, как в тюрьме. Я не хочу быть заключённым. У меня не хватает нервов сидеть за столом. Сидеть часами и ждать, пока остальные наедятся. У меня не хватает сил быть любезным: следить за тем, чтобы не сказать чего-либо неподходящего. Я не терплю сидеть и слушать, как люди говорят о вещах мне неизвестных. Зачем мне туда ходить? Я не пью. Я воздерживаюсь от жирной пищи. И вынужден слушать:

— Что вам предложить, господин Мунк? Вы выпьете чего-нибудь?

Мяса я тоже не ем. Меня тошнит, когда я вижу, как кто-то режет мясо. Как течет кровь. Я не люблю смотреть, как люди едят».

Экелю. Последние годы

В 1916 году Эдвард Мунк приобрел недалеко от Христиании
небольшое поместье Экелю, где прожил около 30 лет, до своей кончины. Годы в
Экелю оказались самыми плодотворными в его творчестве. Сад и окрестная природа
стали для художника бесконечным источником вдохновения.

Мунк увлеченно пишет крестьян, лошадей, бескрайние поля,
деревья и цветы. Он находит неожиданное успокоение и наслаждение в сельской
жизни. Картины того периода отличает реалистический и прагматичный настрой.
Умиротворенное воспевание обыкновенного и нарочито банального среза бытия.

Эдвард Мунк «Женщины на мосту» 1940

Но его эксперименты продолжаются. Мунк переосмыслил
некоторые свои старые картины, дал им второе, подчас более тревожное, дыхание.
Продолжил писать автопортреты, где предчувствие смерти и бренности
человеческого существования перемежаются с усталостью пожилого человека.

На последнем автопортрете, найденном только после смерти
художника, Мунк изобразил себя в комнате рядом с обыкновенными вещами,
окружающими человека. Он показал себя вещью среди вещей. Частью того хлама,
который выкидывается при смене хозяина. Художник – прах, и в прах возвратится.
Только искусство имеет непреходящую ценность, только оно вечно. Любопытно, что
над кроватью Мунка, на этом автопортрете, изображена его собственная и самая
любимая картина «Кроткая».

Эдвард Мунк «Автопортрет между часами и кроватью» 1943

Умер Эдвард Мунк 23 января 1944 года в полном одиночестве. На
столике, рядом с кроватью лежал потертый томик датского перевода «Бесов»
Достоевского.

Эдвард Мунк «Голгофа» 1900

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: