Научно-философское обществомир через культуру

Николай рерих: биография жизни и творчества русского художника

Литература

За свою жизнь Рерих написал массу литературных трудов, которые разместились на страницах 30 томов. При этом 2 тома были связаны с поэзией. Его перу принадлежат такие знаковые работы, как «Алтай-Гималаи», «Сердце Азии», «Цветы Мории», «Пути Благословения», «Держава Света», «Шамбала» и др.

Принято считать, что ключевым литературным трудом Николая Рериха является духовное учение «Агни-йога» («Живая Этика»). Он писался в духе философии космической реальности. В ней автор рассуждал о душевном просветлении и самосовершенствовании.

В 1929 г. благодаря усилиям мастера был принят «Пакт Рериха». Он представлял собой 1-й в истории международный договор о защите культурного наследия, установивший преимущество защиты культурных ценностей перед военной необходимостью.

Пакт был подписан в США представителями 21 государства Северной и Южной Америки в 1935 г. Позднее этот документ был одобрен индийским правительством. После себя Рерих оставил богатейшее наследие. Появилась масса рериховских обществ, которые успешно работают по сей день на разных континентах.

Святой Сергий Радонежский

Картина написана в 1932 году. Находится в Государственной Третьяковской галерее. По воспоминаниям окружения Николая Рериха, житие Сергия Радонежского всегда интересовало художника и вызывало желание этот образ отразить на холсте.

После смерти подвижника не осталось никаких записей, только воспоминания современников. Только его молитвенный подвиг во время битвы с Мамаем (Куликовская битва) заставляют преклоняться перед этим человеком, который поднимал веру воинов для борьбы с полувековым рабством.

На переднем плане картины изображен Сергий. Величественно красив и добр. В руках у него символ души человеческой – храм Божий. Тепло и уютно ей быть в руках Преподобного.

Художник преклоняется перед этим человеком и любит его. «Преподобный отче наш Сергий, моли Бога за нас» – так звучат слова молитвы, и они будут услышаны.

Биография Николая Рериха

Николай Константинович Рерих, выдающийся художник, ученый, общественный деятель, родился 27 сентября 1874 года в Петербурге. Предки Рериха, принадлежавшие к древнему датско-норвежскому роду, переселились в Россию в первой половине XVIII века. Отец Николая Константиновича, владелец нотариальной конторы, был человеком большой культуры, с широким кругом интересов. Дом Рериха часто посещали видные ученые.

В 1893 году Рерих заканчивает гимназию и становится одновременно студентом Академии художеств и юридического факультета университета. Однако загадки далекой истории волнуют его по-прежнему и юноша слушает лекции на историко-филологическом факультете; летние месяцы Рерих проводит на раскопках как член Русского археологического общества.

С 1901 года Николай Константинович – секретарь Общества Поощрения Художеств, а с 1906 – директор Художественной Школы. В 1909 году избран академиком Российской Академии Художеств. С 1910 года он возглавляет художественное объединение “Мир искусства”.

В 1920–1922 гг. Николай Константинович создаёт уже в США (так как в России было невозможно) Институт объединённых искусств и другие эволюционные культурно-просветительские Объединения.

В 1923 г. в Нью-Йорке открыт первый Музей Рериха (Nicolas Roerich Museum), ставший первым музеем русского художника за рубежом.

В 1923–1928 гг. Н.К. Рерих предпринимает беспрецедентную научно-художественную экспедицию через Гималаи, Тибет, Алтай и Монголию, а в 1934–1935 гг. – по Маньчжурии и Китаю.

В 1928 г. в Индии Рерихами создаётся Гималайский Институт научных исследований “Урусвати”, а в 1942 году, в Нью-Йорке, по инициативе Николая Константиновича Рериха – Американо-Русская ассоциация, где он избирается почётным Президентом.

В 1945 году, в долине Кулу (Гималаи, Индия), где Рерихи жили с конца 1928 года, Николай Константинович начинает сборы на Родину, но накануне отъезда, 13 декабря 1947 года, уходит с земного плана.

Семья

*    В одной из поездок по делам Археологического общества Николай Рерих знакомится с удивительной девушкой — Еленой Ивановной Шапошниковой. 28 октября 1901 года состоялась их свадьба. *    В 1902 году в семье Рерихов родился сын Юрий, ставший впоследствии всемирно известным востоковедом, в 1904 году — Святослав, пошедший по стопам отца и ставший художником с мировым именем.*    «Ладой» называл Николай Константинович свою «другиню и вдохновительницу» Елену Ивановну.*    Многие картины, общественные начинания Н.К.Рериха являются результатом совместного творчества, в котором Елена Ивановна принимала активное участие.*    Как писал Николай Константинович: «Творили вместе, и недаром сказано, что произведения должны бы носить два имени — женское и мужское».

Ярослав Мудрый

Ярослав Мудрый – великий князь Киевский. Являясь сыном Великого князя Владимира, крестителя Руси, он не только сохранил дело отца своего, но и приумножил своими успехами.

Занимаясь просвещением своего народа, он добился не только, чтобы его люди научились читать, но и стали писать книги. Своды его работающих законов не только навели порядок в государстве, но и повысили авторитет Руси в Европе.

На холсте изображен князь Владимир. Он работает. За окнами – купола храма как символ Бога присутствующего во всех деяниях этого великого человека. Яркая, звездная судьба у Ярослава, и на холсте он смотрится значительно.

Его образ выполнен с использованием красных, лиловых, розовых цветов. Как символ святости, религиозной страсти, религиозного самоотречения, умеренности.

Человек, изображенный на холсте строг и академичен, выдержан. Нет у него времени разбрасываться своими талантами, так как много еще дел впереди.

Матерь Мира

Написана картина в 1924 году. Хранится в Музее Николая Рериха в Нью-Йорке.

Полотно выполнено в синих, голубых, фиолетовых, золотых оттенках. От него невозможно оторвать взгляд.

Картина «затягивает», заставляет вдумываться в то, что находится перед глазами. Удивительный феномен, что чем дольше смотришь на нее, тем больше расширяется пространство в ней. Появляется ощущение бесконечности.

На переднем плане перед зрителем на троне восседает женщина. Царственная особа. Это образ мощной, живительной силы, космической по масштабам и по возможностям – Женской Энергии.

Те, кто развивает ее в себе, становятся более восприимчивыми к прекрасному, к любви, к постижению вечных истин и ценностей.

Те, кто разрушает ее, фактически лишает себя источника вселенской подпитки, вселенского разума, интуиции.

Обращает на себя внимание то, что лицо женщины закрыто на половину. Здесь можно мысленно дорисовать скрытые покрывалом черты лица

Искусствоведы говорят о том, что скрытая часть – это то, что еще предстоит пройти, пережить. Понять. Открытая часть лица символизирует уже достигнутые высоты, которым надо иметь смелость следовать.

Центрально-азиатская экспедиция

*    В 1924-1928 годах Н.К.Рериху удалось осуществить свою давнюю мечту — экспедицию по труднодоступным районам Центральной Азии. Она прошла по маршруту: Индия — Китай — Алтай — Монголия -Тибет — Индия.*    Экспедиция дала богатейший материал: были собраны коллекции минералов и высокогорных растений, впервые на картах были отмечены и уточнены десятки горных вершин и перевалов, зарегистрированы неизвестные науке археологические памятники, найдены уникальные древние манускрипты.

*    Во время Центрально-азиатской экспедиции было пройдено 25 тысяч километров, преодолено 35 высокогорных перевалов, две большие пустыни — Такла-Макан и Гоби. Н.К.Рерихом написано более 500 картин, этюдов и рисунков. Были написаны книги «Сердце Азии», «Алтай — Гималаи».

Состояние

Картины Николая Рериха хранятся в лучших музеях России и мира, в том числе в Третьяковской галерее и в Русском музее. Большим собранием картин располагает музей Рериха в Нью-Йорке, музей Рерихов в Москве на ВДНХ (филиал Государственного музея Востока).

Музей Рериха в Изваре начинался с экспозиции, открытой в 1984 году. Сейчас к музею
относится не только усадебный дом, но и старинный усадебный парк, часть леса, озеро
Глухое и романтическая «Аллея любви» — всего 58,8 га. В экспозиции представлены
ранние работы Рериха, автографы, личные вещи и мебель художника.

Вниманием россиян пользуется усадьба-музей Рерихов в Наггаре (Индия). Музей Рериха создан также в Новосибирске

Плакаты

Главная » Картины » Рерих Николай Константинович » Рерих Н.К. Армагеддон.

Общее количество фотографий во всех категориях: 1,730

Информация о фото

Описание

Накануне гражданской войны в Испании Н. Рерих создает символическое полотно «Армагеддон» (1935-1936). Потоки адского феерического пламени поглотили землю, неприкосновенна лишь Обитель – твердыня духа расположенная на вершине горы. Внизу – женщины, старики и дети, устремившиеся прочь от всепожирающего огня. Темные силуэты людей на фоне зловещих облаков невольно рождают воспоминания о человеческих тенях оставшихся после атомного взрыва на мостовых японских городов Хиросимы и Нагасаки.

Сочетание различных художественных приемов – объемно пространственного в изображении пейзажа с условно-декоративным в пере даче людей с доминирующей ролью огненно-желтого, «полыхающего» коло рита – создает ощущение масштабности и трагизма происходящего. Патетическая картина Рериха звучит пророчеством и предостережением человечеству. Высшие силы, исчерпав доверие к людям, не оставляют им времени на раздумья и осмысление в преддверии грядущей катастрофы. «Итак, Занавес взвился над Великой Драмой в Европе. В Испании разыгрывается пролог ее…» , – свидетельствует Елена Ивановна Рерих. Тема Армагеддона, пони маемая широко, не только в традиционном, эсхатологическом, но более нравственном аспекте, всё активнее звучит как в художественном творчестве мастера («Гибель Атлантиды», «Зарево», «Тревога», «Спеши», «Вестник о Гималаев» и др.), так и в его письмах, статьях, очерках, призывах и обращениях.

«Об Армагеддоне достаточно слышали, и потому нечего поражаться Происходит сложенное человечеством. Гроза, и ливень, и вихрь!» , – суров констатирует художник. Истоки и причины мировой катастрофы Н.К. Рерих видит в духовной деградации современников, равнодушии «тепленьких», «пассивных вандалов», при попустительстве которых творится вселенское зло, совершаются непоправимые разрушения. «Что же получится? Одни криводушничают, другие промолчат. Третьи изобретут компромисс! Точно бы зло и добро могут в компромиссе ужиться» , – негодует художник.

И.Н.КУЗНЕЦОВА Русский век. Богатырская серия. (Князева В.П. Кузнецова И.Н. Маточкин Е.П. Рерих: Пророчества., г.Самара : 000 «Издательский дом «Агни», — 2004г. )

Дата

16.11.2016

Просмотры

4080

Downloads

926

Оценка

5.00 (1 Голосовать) 

Размер файла

88.34 Кб (400 x 301 пикселей)

Автор

Н.К.Рерих

Размер оригинального файла

245.18 Кб (1959 x 1477 пикселей)

Биография Рериха

Николай Рерих родился 27 сентября (9 октября) 1874 г. в Санкт-Петербурге. Он рос и воспитывался в семье знаменитого юриста Константина Федоровича и его жены Марии Васильевны. У него было 2 брата – Владимир и Борис, и сестра Лидия.

Детство и юность

В доме Рерихов часто бывали разные известные личности, включая Дмитрия Менделеева и Николая Костомарова. Еще в раннем детстве у маленького Коли начали проявляться увлечения живописью, историей и археологией.

Родители отдали Николая в гимназию Карла Мая, которую он окончил в 19-летнем возрасте. После этого он продолжил обучение в художественном училище при Императорской Академии художеств. Одновременно с этим он получал образование на юрфаке Петербургского университета.

С 1895 г. Рерих занимался у известного живописца Архипа Куинджи. В данный период биографии он поддерживал дружеские отношения с Ильей Репиным, Николаем Римским-Корсаковым, Сергеем Дягилевым и другими деятелями культуры.

Будучи студентом Рерих самостоятельно проводил археологические раскопки, находясь в составе Русского археологического общества. Параллельно с этим он занимался сбором материалов, касавшихся народного творчества. В 1897 г. он стал дипломированным художником. Интересен факт, что его дипломной работой была картина «Гонец», которая была куплена Павлом Третьяковым.

Тогда же Николаю доверили должность помощника заведующего Императорским музеем. Вместе с тем, он трудился в издательстве «Искусство и художественная промышленность». С 1898 г. он начал сотрудничать с Петербургским Археологическим институтом, где несколько лет был лектором и одним из руководителей археологических раскопок в разных уголках страны.

Рерих сделал немало интересных находок, обнаружил несколько неолитических стоянок на Валдае и начал коллекционировать различные предметы древности. К 1910 г. его коллекция насчитывала свыше 30 000 экспонатов из разных стран.

Творчество Николая Рериха

В 1897 году Николай оканчивает Академию художеств, представив на диплом картину «Гонец», которую потом купит Третьяков для своей галереи. В 1890-е годы Рерих пишет много картин, среди которых: «Сходятся старцы», «Плач Ярославны», «Начало Руси. Славяне» и многие другие, написанные в историческом жанре живописи.

Картины Рериха явно выделяются на фоне его коллег-художников, они наполнены особым смыслом и красками. К 24 годам Николай стал помощником директора музея и помощником редактора журнала одновременно.

В Императорском Обществе поощрения художников талантливый художник продвигается по службе, в результате чего дослужившись до титулярного советника, получает право принять личное дворянство. Несмотря на полученное дворянство, Рерих продолжает рисовать быт славян, изучать историю и заниматься археологией.

Николай Константинович Рерих «Гонец», 1897 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Продвигается он и по службе, получает весомую должность и становится известным и уважаемым человеком. Его творчество высоко оценивают критики-современники. И всего этого он достиг к тридцати годам.

1902 и 1904 года ознаменовались для четы Рерихов появлением сыновей Юрий и Святослав. Николай Константинович много путешествовал по России и до женитьбы, а после неё уже вместе с женой совершил большое путешествие по России, особенно, по историческим местам. Они изучают корни русской культуры, архитектуру, делают фотографии, а Николай создает целую серию картин.

Рерих был удивительно талантливым человеком, сотрудничал с архитекторами, например, известным Щусевым, создавал театральные декорации, работал в журнале. Он создавал оформления для “Русских сезонов” Дягилева, проходивших в Париже.

Николай Константинович Рерих «Заморские гости», 1901 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

С 1905 года Николай Константинович начинает работать в живописи на восточную тематику. Появляются такие работы как: «Девассари Абунту», «Границы царства», «Лакшми-победительница», «Индийский путь», «Заповедь Гайатри» и другие.

Семья Рерихов изучает культуру Древнего Востока и Древних славян, находя в них много общего. Николай Константинович изучает труды восточных мыслителей, знакомится с творчеством индийских литераторов, самым известным из которых был Рабиндранат Тагор. Рерих планирует экспедицию в Индию и открытие музея индийской культуры в столице.

Предчувствую военные настроения в мире, накануне Первой Мировой войны художник пишет картины, призывающие к миру. В это время Николай Константинович призывает к охране и сохранению исторического и культурного наследия человечества, что выльется затем в Пакт о защите культурных ценностей.

Рерих «Сан-Джиминьяно», 1906 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Будучи серьезно болен воспалением легких в 1916 году, художник вынужден выехать в Финляндию для восстановления после болезни, которая на тот момент являлась частью Российской Империи.

В 1917 году, когда произошла революция, Финляндия стала независимым государством и семья Рерихов оказалась за границей сама того не желая. Пребывание за границей оказалось для талантливого Николая Константиновича плодотворным временем, его картины выставляли на выставках в Финляндии, Швеции, Дании, он пишет повести, пьесы, статьи, создает новую серию картин, посвященных Карелии.

Святослав Рерих «Профессор Николай Рерих», 1937 годМестонахождение: Государственный музей искусства народов Востока, Москва, Россия

В Финляндии его избирают членом Художественного общества, а в Швеции награждают королевским орденом «Полярной Звезды» 2-й степени. Также Рерих ездит в бывшую и переименованную столицу Петроград, занимаясь защитой культурного наследия России, участвует в кампании против большевиков.

В Скандинавии Рерихов не покидает желание о поездке в Индию. Младший сын Святослав вспоминает:

Рерихи предполагают, что индийская и древнерусская культуры имеют один корень, это они и хотят исследовать в стране специй.

Николай Константинович Рерих «Матерь Мира»,1924 годМестонахождение: Музей Николая Рериха, Нью-Йорк, США

Галерея

Главная » Картины » Рерих Николай Константинович » Рерих Н.К. Армагеддон.

Общее количество фотографий во всех категориях: 1,730

Информация о фото

Описание

Накануне гражданской войны в Испании Н. Рерих создает символическое полотно «Армагеддон» (1935-1936). Потоки адского феерического пламени поглотили землю, неприкосновенна лишь Обитель – твердыня духа расположенная на вершине горы. Внизу – женщины, старики и дети, устремившиеся прочь от всепожирающего огня. Темные силуэты людей на фоне зловещих облаков невольно рождают воспоминания о человеческих тенях оставшихся после атомного взрыва на мостовых японских городов Хиросимы и Нагасаки.

Сочетание различных художественных приемов – объемно пространственного в изображении пейзажа с условно-декоративным в пере даче людей с доминирующей ролью огненно-желтого, «полыхающего» коло рита – создает ощущение масштабности и трагизма происходящего. Патетическая картина Рериха звучит пророчеством и предостережением человечеству. Высшие силы, исчерпав доверие к людям, не оставляют им времени на раздумья и осмысление в преддверии грядущей катастрофы. «Итак, Занавес взвился над Великой Драмой в Европе. В Испании разыгрывается пролог ее…» , – свидетельствует Елена Ивановна Рерих. Тема Армагеддона, пони маемая широко, не только в традиционном, эсхатологическом, но более нравственном аспекте, всё активнее звучит как в художественном творчестве мастера («Гибель Атлантиды», «Зарево», «Тревога», «Спеши», «Вестник о Гималаев» и др.), так и в его письмах, статьях, очерках, призывах и обращениях.

«Об Армагеддоне достаточно слышали, и потому нечего поражаться Происходит сложенное человечеством. Гроза, и ливень, и вихрь!» , – суров констатирует художник. Истоки и причины мировой катастрофы Н.К. Рерих видит в духовной деградации современников, равнодушии «тепленьких», «пассивных вандалов», при попустительстве которых творится вселенское зло, совершаются непоправимые разрушения. «Что же получится? Одни криводушничают, другие промолчат. Третьи изобретут компромисс! Точно бы зло и добро могут в компромиссе ужиться» , – негодует художник.

И.Н.КУЗНЕЦОВА Русский век. Богатырская серия. (Князева В.П. Кузнецова И.Н. Маточкин Е.П. Рерих: Пророчества., г.Самара : 000 «Издательский дом «Агни», — 2004г. )

Дата

16.11.2016

Просмотры

4080

Downloads

926

Оценка

5.00 (1 Голосовать) 

Размер файла

88.34 Кб (400 x 301 пикселей)

Автор

Н.К.Рерих

Размер оригинального файла

245.18 Кб (1959 x 1477 пикселей)

Детство

*    Николай Рерих родился 9 октября 1874 года в Петербурге, в семье нотариуса.*    В семье Рерихов было четверо детей. Их детство проходило традиционно: летом — усадьба с её деревенским привольем, зимой — учёба, рождественские праздники, прогулки по Невскому проспекту, занятия музыкой.*    Беззаботная пора быстро пролетела и в восьмилетнем возрасте Николай Рерих перешагнул порог известной тогда в Петербурге частной гимназии Карла Ивановича Мая.*    Собеседование при приёме он прошел легко. И опытный педагог, директор гимназии К.И. Май, сказал: «Будет профессором!» Проницательность старого учителя оправдалась.

Картины

Главная » Картины » Рерих Николай Константинович » Рерих Н.К. Армагеддон. 1940.

Общее количество фотографий во всех категориях: 1,730

Информация о фото

Описание

Армагеддон — это борьба Света с тьмой, названная в память события, имевшего место в истории еврейского народа. Смысл картины в том, что настало завещанное всеми религиями Огненное время. В центре виден горящий город, а перед зрителем идут, опустивши головы, погрязшие в собственном невежестве и тьме, люди. Толпа в своём следовании — один за другим — молящие, просящие в предчувствии и знании беды, бредут, опустив головы. Но есть среди них единицы, смотрящие вверх, как бы оторвавшие своё сознание от привязанности к Земле, от материальных благ. Эти люди пошли путём духа, они спасутся в новых Космических условиях. «Армагеддон есть великая решающая Битва между Силами Света и Тьмы, предуказанная всеми древнейшими писаниями. Название, так же как и описание её, можно встретить в Апокалипсисе. 1936 год указан как чрезвычайно знаменательный год. Интересно отметить, что эти вычисления найдены и в пирамиде Хеопса. Так мы находимся сейчас в полном развитии этой битвы, которая будет только усиливаться. Причем битва эта еще сильнее на плане Тонкого мира, но отражения её на земном плане должны очень усилиться. Напряжение в пространстве небывалое, и нагнетенные огненные энергии бушуют в надземных и подземных недрах, грозя прорывом. Истинно, планета в конвульсиях. Очень грозное время, именно, мы стоим перед неслыханной мировой катастрофой. Как сказано: -Враждебные силы расы не подчиняются року. Уходящая раса губит избранных преемников и Мы должны уберечь их. Рок может быть облегчен, и битва может быть закончена быстрее! — Пока что никаких признаков на это облегчение не видно. Но ковчег шестой расы уже строится, будем надеяться, что размеры его будут обширнее ковчега Ноя». (Е.И.Рерих. Письма,т.1, 10.10.34) «Армагеддон уже начался — конец 31 года открыл Великую Битву, о чем не скрывал от вас. Потому не может быть сейчас окончания сражения до победного решения. Конечно, все ощущения битвы отражаются на сердце, когда пылающая Пентограмма должна быть воздвигнута, как щит. Не нужно удивляться, как нагромождаются события, ибо битва земная следует за небесной. Много сказано о Воинстве Небесном, об Архистратиге Михаиле, о явлении Водителя утвержденного и о всех смятениях

Потому говорю — осторожность!» (Сердце,176) «Посмотрите на многие события. Нельзя помыслить, что они случайны, но они, очевидно, каким-то законом распространяются по миру

Точно незримые руки касаются многих струн. При этом можно заметить, что как бы затихшие струны звучат еще мощнее. Но правы те, кто понимают Армагеддон, как поле знаков высшей энергии. Не может быть это поле случайным, но оно как Магнит встречных энергий. В противовес этому полю суждено поле Светлого Града. Как поле Армагеддона возвещено шумом оружия, так поле Светлого Града возвещается звоном колоколов. Можно по противоположению судить о размерах сужденного. Так можно слушать шум битвы во имя зова колоколов». (Сердце, 253) Урикова Н.В. Описание 100 картин Н.К.Рериха и 5 С.Н.Рериха Армагеддон.

Дата

16.11.2016

Просмотры

3730

Downloads

925

Оценка

5.00 (1 Голосовать) 

Размер файла

86.88 Кб (400 x 269 пикселей)

Автор

Н.К.Рерих

Размер оригинального файла

1,356.81 Кб (2951 x 1987 пикселей)

Последние статьи

  •   10 знаменитых рэперов , которые сумели сколотить состояние и стали миллионерами сегодня, 21:41
  •   Какие тайны хранит отель «Стэнли», где Стивен Кинг черпал вдохновение для написания книги «Сияние» сегодня, 19:11
  • +1   Почему нельзя свистеть в доме, наступать на порог и др старинные суеверия, в которые и сегодня многие искренне верят сегодня, 17:07
  • +1   6 городов мира с самой необычной планировкой, в которой заложен скрытый смысл сегодня, 17:03
  • +1   Часто ли падающие метеориты попадают в людей и чем это чревато сегодня, 15:30
  • +1   Любимая дача Сталина в Абхазии: как ее строили и что там происходит в наши дни сегодня, 14:10
  • +1   Как читинский уголовник стал Героем Советского Союза, или Одно знакомство, изменившее ход жизни сегодня, 12:44
  •   Как культовая бритоголовая ирландская певица обратилась в ислам: Погасшее пламя Шинейд О’Коннор сегодня, 10:26
  •   Ивару Калныньшу – 75: Чем сейчас занимается актёр, прервавший все связи с Россией сегодня, 09:21
  • +1   Как императрица Екатерина Великая внуков воспитывала, и какие принципы её системы пригодятся в наши дни 31.07.2023, 23:33

Все статьи

Впечатления

Мемориальный дом-музей Н.К.Рериха на Алтае создан в селе Верхний Уймон, на территории усадьбы В.С. Атаманова, построенной в конце ХIХ века. Именно в этом доме, принадлежавшем в то время известному уймонцу Варфоломею (Вахрамею) Семёновичу Атаманову, с 7 по 19 августа 1926 года останавливалась экспедиция Рерихов. Дом восстановлен Сибирским Рериховским Обществом. Открытие музея состоялось в 2001 году. Работают выставки репродукций картин Николая и Святослава Рерихов, алтайских художников, фотолетопись Центрально-Азиатской экспедиции, фотовыставки о семье Рерихов.

По местам, связанным с именем Рериха на Алтае, организуются пешие многодневные походы. Например, туристам предлагается 11-дневный тур «Белуха — по следам экспедиции Н. К. Рериха».

Отъезд из России

*    В 1916 в связи с ухудшением здоровья Николая Константиновича, по совету врачей его семья переезжает в Финляндию. По делам службы Н.К.Рерих изредка приезжает в Санкт-Петербург.*    Начавшаяся вскоре революция и гражданская война отрезали художника от родины. Н.К.Рерих вместе с семьей оказался за границей.*    Н.К.Рерих участвует в европейских выставках, а через два года, по приглашению Чикагского института искусств, уезжает в Америку. Здесь его выставки имеют оглушительный успех.*    За 2,5 года в США его персональная передвижная выставка объезжает десятки крупнейших городов. И везде имя Н.К.Рериха вызывает интерес.*    В это время Николай Константинович рисует эскизы для Чикагской оперы, читает лекции о русском искусстве, пишет серии картин «Новая Мексика», «Сюита океана», «Санкта», «Мечты мудрости».*    Вокруг Рериха собирается круг сотрудников, которые по его инициативе создают целый ряд культурных организаций: Международный центр искусств, Музей Рериха, Объединение художников, Институт Объединенных искусств.*    Под руководством Н.К.Рериха разворачивается огромная культурная деятельность: выставочная, издательская, образовательная.*    В Институте были созданы секции живописи, музыки, хореографии, архитектуры, театра, литературы и лекторий с научным и философским отделениями. Здесь могли учиться и дети и взрослые.

Художник, археолог, редактор и ученый

Талант Николая Рериха проявлялся в разных областях. Он работал редактором в журнале «Старые годы», в больших изданиях «История русского искусства» под общей редакцией Игоря Грабаря и «Русская икона». Как археолог участвовал в раскопках курганов на территории Новгородской и Тверской губерний. Как художник создавал мозаики и росписи для церквей, вокзалов и домов. Как декоратор оформлял оперные, балетные и драматические постановки, как мастер книжно-журнальной графики — различные издания.

Наряду с древнерусской темой в творчестве Николая Рериха стали появляться восточные мотивы. Он изучал философию Востока, коллекционировал предметы японского искусства, написал несколько очерков о Японии и Индии, создал картины на индийские мотивы — «Девассари Абунту», «Девассари Абунту с птицами», «Граница царства», «Мудрость Ману».

Николай Рерих. Девассари Абунту. 1905

Николай Рерих. Девассари Абунту с птицами. 1905

Николай Рерих. Граница царства. 1916

В своем искусстве художник соединил реализм и символизм, уделяя большое внимание цвету. Он почти отказался от масла и перешел к темперной технике: много экспериментировал с составом красок, использовал метод накладывания одного тона на другой

Оригинальность его работ отмечали многие критики: с 1907 по 1918 год в России и Европе издали девять монографий и несколько десятков художественных журналов, посвященных творчеству Рериха.

В 1916 году из-за тяжелой болезни Николай Рерих по настоянию врачей вместе с семьей переехал в Финляндию. После революции 1917 года Финляндия закрыла границу с Россией, и Рерихи оказались отрезаны от молодого СССР. За границей с успехом прошли несколько его выставок.

В 1919 году семья Рерихов переехала в Лондон. Здесь они стали членами оккультного Теософского общества. Николай Рерих и его жена Елена основали новое философское учение «Живая этика» — о внутреннем преображении, раскрытии способностей и овладению космической энергией.

Через год по приглашению директора Чикагского института искусств Николай Рерих с семьей переехал в США. В Америке он организовал масштабное трехлетнее выставочное турне по 30 городам США, создавал эскизы костюмов и декораций для Чикагской оперы, читал лекции о русском искусстве, этическом и эстетическом воспитании. В эти годы художник написал серии картин «Новая Мексика», «Сюита океана», «Мечты мудрости» и серию картин «Санкта» («Святые») о жизни русских святых и подвижников.

Главное

Рерих Николай Константинович (1874-1947) – выдающийся русский художник, философ- мистик, путешественник, археолог, писатель, общественный деятель. Написал около 7000 картин. Рерих является инициатором Пакта Рериха – первого в истории международного договора об охране культурного наследия. Совместно с женой Еленой Рерих создал религиозно-философское учение Агни-йога, или Живая этика. 26 лет жизни Рериха в летние месяцы были связаны с усадьбой Извара; яркие впечатления, полученные в Изваре, заложили основу для его мировоззрения и творчества. «Все особенное, все милое и памятное связано с летними месяцами в Изваре», — писал он. Еще одним на карте России, хранящем память о Николае Рерихе стал Горный Алтай, тропами которого он вел Центрально-Азиатскую экспедицию.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: