Избранник
Работа в госпитале закончилась в начале 1918 года. Вере почти тридцать. После всех потрясений 1914—1918 годов она решает вернуться к любимому делу и исполнить портрет своего жениха — доктора Замкова. «С Алексеем Андреевичем я познакомилась в 1914 году, — вспоминала Мухина. — Это был молодой человек небольшого роста, кудрявый. Он тогда только кончил Университет. Потом он уехал на фронт добровольцем. И я его увидела только в 16-м году, когда его привезли умирающим от тифа. Месяца два проработала в госпитале, куда прибывали раненные прямо с фронта… Как откроешь грязные пересохшие бинты, кровь, гной. Промываешь перекисью, вши. Работали бесплатно, брать деньги не хотели. Всю жизнь я не любила платных должностей. Люблю свободу». В первых числах февраля он пришел в мастерскую, где Вера ждала его перед станком с большим куском глины. Она лепила его весь февраль и март, а он смотрел на нее и понимал, что рядом — не медсестра, а совсем другой человек. Он разглядывал ее огромные глаза из-под насупленных бровей, наблюдал за движениями ее пальцев по глине и думал: почему она откладывает день свадьбы? Ведь у них уже было объяснение.
Свадьба скоро состоялась. «В 18-м году мы с ним поженились. В холодной мастерской я лепила его, он похож на Наполеона, победителя. Портрет очень нравился Алексею», — вспоминала Мухина. Времена были нелегкие. Доктор Замков «каждое воскресенье ездил в свое село Борисово и принимал там больных. Приезжал с картофелем и хлебом. Тем мы и питались в 18-й, 19-й годы. В 20-м году родился сын Волик (Всеволод), принял его Алексей Андреевич дома».
В пять лет мальчик заболел костным туберкулезом. В больницах тогда таких больных не спасали, и родители сами стали бороться за его жизнь: Алексей Андреевич прооперировал сына вопреки медицинским предписаниям дома, на обеденном столе. И через два года Всеволод оставил костыли. Об этой истории и Мухина, и Замков предпочитали не распространяться.
Вера продолжала работать, но скульптурой в 1920-е годы зарабатывать на жизнь было сложно. И тогда, объединившись с подругами — театральным декоратором и модельером Александрой Экстер, знатоком национального костюма Евгенией Прибыльской и актрисой Надеждой Ламановой, — Вера придумывала различные женские аксессуары: пояса и шляпы из рогожи. Разрабатывали они и женский костюм, с которым даже побывали на Всероссийской художественно-промышленной выставке. А модели Ламановой отправили на Всемирную выставку в Париже. Талантливые женщины заряжали друг друга оптимизмом и энергией, что, конечно, помогло им не растеряться в то непростое время. И если Экстер в 1924-м покинула Россию, то Мухина, напротив, стала большим художником как раз во время потрясений и перемен, она поверила в новую эпоху, в те социальные изменения, которые происходили вокруг. Хотя попытку уехать за рубеж она предпринимала, правда, по инициативе мужа…
В 1925 году скульптор начала работу над обнаженной женской фигурой — «Юлией», как назвала потом Мухина свою героиню. Создавала ее с натуры, причем натурщицей была балерина, но для задуманной героини труда скульптор специально утяжеляла формы и выстраивала их по спирали. Сеансы проходили на Тверском бульваре, в доме Ермоловой, который снимала Ламанова.
Другая известная работа, посвященная красоте женского тела, как ни странно это звучит, сформированного трудом, воссоздана Мухиной в «Крестьянке», иначе, «Бабе» — так называла ее сама скульптор. Делалась она к юбилейной выставке, посвященной десятилетию Октября. Ваяла Вера Игнатьевна в Борисове, в мастерской, разбитой прямо на огороде. В итоге — первое место, самая большая премия в 1000 рублей, восторги Луначарского и хорошие отзывы Машкова, который подошел к скульптуре на выставке и сказал, глядя на «Крестьянку»: «Молодец Мухина. Такая родит стоя и не крякнет».
«Что такое крестьянка? — объясняла скульптор. — Это русская богиня плодородия… поза родилась просто, так стоят бабы у колодца и судачат.
В 1926—1927 годах Мухина ведет классы по лепке в Кустарно-художественном техникуме, педагогом, по воспоминаниям, она была уникальным: «Если у студента есть способность горячо чувствовать, надо это всемерно культивировать; если костер чувств ярко горит, нужно его поддержать, если горит слабо, нужно его разжечь, чтобы до конца жизни душа была вечно молода и страстна, как у Микеланджело, и всегда мудра, сурова и ищуща, как у Леонардо, чтобы не дать своему духу обрасти черствой коркой благополучия и самоуспокоения», — слова говорят сами за себя.
Не выставка, а гонка держав
Конечно, павильон вместе со скульптурой в Париж не полетел, а поехал. Его погрузили на платформы поезда из 29 вагонов. Где-то на границе с Польшей поезд останавливают и дальше не пускают, поскольку сегменты скульптуры (их упаковали, обложили войлоком и положили в ящики) слишком сильно выступают за пределы железнодорожного полотна и норовят зацепиться за тоннельные перекрытия. Инженер, который сопровождал путешествие скульптуры, принимает волевое решение — взять и отпилить все выступающие части на месте. Когда скульптура прибыла в Париж, там во время монтажа скульптуры их приварили обратно.
Три четкие вертикальные линии немецкого павильона символизировали Третий рейх. Его верхушку венчал орел, держащий в когтях свастику. Организаторы выставки расположили павильоны Германии и СССР друг напротив друга, а пространство между ними отвели Польше. Вероятно, они решили таким образом драматизировать конфликт и посмотреть, кто кого перещеголяет в монументальности. Это решение как нельзя лучше отразило геополитическую обстановку того времени. До начала Второй мировой войны оставалось два года, поэтому выставка вошла в историю как смотр достижений человечества накануне этого события.
«Павильоны СССР и Германии стояли на одной оси, были самыми большими на выставке и одинаковыми по форме, немецкий павильон был выше советского, — рассказывает Аредов. — Такое ощущение, что организаторы выставки решили просто развлечься: «А что будет, если мы поставим два самых больших павильона друг напротив друга? Есть даже легенда о том, что немцы на какое-то время приостановили процесс строительства своего павильона и выжидали, какой же высоты будет советская постройка. Как только мы закончили, немцы в круглосуточном режиме достраивали два этажа своего павильона.
Считается, что на строительную площадку приезжал министр экономики Германии и потребовал, чтобы немецкий павильон обязательно был выше.
«Он, конечно, стал выше, но теперь был несколько непропорционален, что люди, которые ходили снизу, не могли прочесть слова, которые должны написаны сверху», — говорит Аредов.
В итоге павильон СССР был установлен на выставке ЭКСПО на день раньше немецкого. Мухина говорила, что почувствовал неловкость, когда скульптура наконец была установлена. Ей казалось, что рабочий с колхозницей неслись прямо на павильон Германии и вот-вот могли врезаться в него. Советская экспозиция на парижской выставке получила около 300 различных премий: всевозможные дипломы, серебряные, золотые медали, Гран-при. Главный приз поделили между собой советский и немецкие павильоны.
Символизм деталей и описание памятника «Рабочий и колхозница»
По замыслу Б. Иофана, фигуры должны логично слиться с архитектурой павильона, где они были установлены. Они будто двигались вперёд, шаг в шаг, в руках у них были серп и молот — символы Советского государства. Однако скульптура получилась слишком вертикальной, ей явно не доставало динамики и лёгкости. Автор попытался скрыть этот недостаток с помощью развивающегося полотнища, расположенного на бёдрах мужчины.
Это никак не спасло ситуацию, в результате достаточно сырая идея памятника была передана Вере Мухиной, которая считала, что каждая фигура должна была отразить собственную неповторимую специфику, никак не связанную с существующей архитектурой павильона. Более того, она смущала её, поскольку павильон был похож на пьедестал для скульптуры и значительно искажал её параметры.
Мучительно долгие творческие поиски помогли принять единственно верное решение использовать для скульптурных объёмов принцип горизонтального построения. В результате воплощения в жизнь оригинальной идеи в руках женщины появился знаменитый шарф, который придавал всей композиции стремительность и динамику, гармонично связав фигуры с конструкцией павильона. Эффект усиливался разлетающимися складками юбки.
Другая новаторская идея известного скульптора позволила превратить грузные фигуры в утончённую летящую композицию, благодаря появлению свободного пространства между некоторыми деталями статуи. Монумент стал ещё динамичнее и изящнее. Однако согласование первоначального эскиза сопровождалось множественными эксцессами, в результате чего понадобилась его существенная доработка.
Изначально обнажённую фигуру рабочего необходимо было одеть, так на нём появился комбинезон. Колхозницу надлежало избавить от мешков под глазами. Кроме того, приёмной комиссии оказался не по душе пресловутый шарф. В. Мухина пыталась доказать, что без него утратится связь с павильоном. Её мнение было услышано, но определённую уступку пришлось сделать. Было решено оставить от сдвоенного шарфа лишь одну полосу.
Когда эскиз был единогласно утверждён, необходимо было создать уменьшенную копию памятника. Чтобы избежать ошибок и неточностей, размер её должен был быть не менее одной пятой от существующих оригинальных параметров. На эту работу у Мухиной совсем не оставалось времени. На помощь пришёл главный инженер машиностроительного завода Пётр Львов, который предложил изготовить метровую копию памятника.
Он взялся увеличить изготовленную копию в 15 раз. Специалист предложил использовать для отливки отдельных деталей хромоникелевую сталь, самостоятельно разработал технологию точечной сварки, чтобы их соединить. Стальные элементы создавали по деревянным шаблонам. Изготовить головы таким способом было невозможно, для их создания были изготовлены специальные глиняные болванки.
Практически 70 лет монумент стоял в своём первозданном виде, что не могло не сказаться на его состоянии. В 2003 году началась реставрация, которая продлилась целых 6 лет. Был выполнен огромный масштаб работ, создан новый прочный каркас, разработаны современные антикоррозионные материалы, проведён спектральный анализ каждого отдельного элемента композиции и рентгеноскопическое исследование сварных швов.
Конструкция обновлённого павильона практически полностью напоминала изначальный проект, который разрабатывал Б. Иофан, однако выделенный для его установки участок территории оказался сравнительно небольшим, поэтому длину сооружения пришлось сократить до 66 метров. Главный фасад павильона украшает герб СССР, который создавался в 1937 году, специально к парижской выставке.
Увидеть сегодня монумент «Рабочий и колхозница» можно на территории современного ВВЦ, можно посетить и нынешний павильон, который разделён на несколько этажей. Здесь проводятся всевозможные выставки и конференции. Постоянно действующая экспозиция рассказывает об истории создания памятника. Здесь много архивных документов и исторических фотографий, личных вещей авторов проекта В. Мухиной и Б. Иофана.
Верхние этажи павильона выполнены в стиле минимализма. Все помещения отданы под выставочные залы. Лаконичное внутреннее убранство оттеняет уникальные предметы экспозиции, выводя их на первый план. Помещения прекрасно оборудованы, отлично продумана инфраструктура — удобные лифты, просторная зона отдыха с мягкими кожаными креслами, комната матери и ребёнка, удобные пандусы для инвалидов.
Шарф колхозницы
Руководитель проекта Вера Мухина с трудом отстояла наличие шарфа у колхозницы
В целом конструкция собиралась всего одиннадцать дней. В создании памятника принимали участие двадцать пять человек. Бригадой рабочих руководила В. И. Мухина. Серьезные баталии были вызваны шарфом колхозницы. Цензоры требовали его убрать, Мухина же отстаивала свою точку зрения, указывая на то, что отсутствие этого элемента гардероба не пойдет на пользу творению. Без него исчезнет нужная горизонталь и иллюзия того, что происходит постоянное движение. Несмотря на все споры, Мухина все-таки отстояла свою точку зрения и шарф никто не убрал.
Находясь возле памятника, создается ощущение, что стоишь возле небоскреба
В Париже во время посещения выставки этот памятник произвел настоящий фурор. Несмотря на то, что его высота относительно небольшая, 33 метра, посетители рассказывали, что возникает необъяснимое ощущение. Как будто перед тобой находится небоскреб. Стоит отметить, что павильон Советского Союза располагался напротив орла Германии, который на фоне нашего монумента потерялся. Это даже стало причиной насмешек в сторону немецкого правительства.
Скульптурная композиция «Требуем мира!»
Фото: агентство «Мосгортур» В 1950 году началась Корейская война, оказавшая сильное влияние на будущее всего мира. Она нашла отклик и в творчестве Веры Мухиной: вместе с несколькими молодыми советскими мастерами она создала скульптурный манифест миру и свободе – композицию «Требуем мира!».
В творческой группе Мухина была самым опытным и прославленным мастером. Молодые художники немного опасались совместной работы с ней: давил ее несомненный авторитет. Однако позже вспоминали: Мухина держалась очень просто, помогая младшим коллегам и направляя их.
За каждую фигуру отвечали разные мастера: ветерана войны изваяла Нина Зеленская, фигуры русского и китайца — Зинаида Иванова, африканца – Сергей Козаков, а центральную фигуру матери, отпускающей голубя, – скульптор Александр Сергеев. Вера Мухина выполнила скульптуру кореянки, несущей на вытянутых руках мертвого ребенка. Было изготовлено две копии композиции – одна осталась на родине, а вторая отправилась в КНДР.
Мухина определяла жанр коллективной работы как скульптурный плакат и хотела, чтобы композицию перевозили в разные музеи и парки, передавая всей планете гуманистическое и пацифистское послание. Однако ее задумке не суждено было осуществиться: «Требуем мира!» поместили в постоянную экспозицию Русского музея, что расстроило скульптора.
Вторым местом прописки композиции стала ВДНХ, где она простояла до 1994 года. После скульптура переехала в парк искусств «Музеон», где и находится по сей день.
Начало
Вера родилась в Риге, в купеческой семье. Стала наследницей большого состояния, доставшегося от деда, купца Кузьмы Мухина. Рано осиротела и вместе с сестрой воспитывалась дядями.
В 1912 году на рождественских каникулах Вера сильно поранила лицо во время катания на санях. Понадобилось девять пластических операций, чтобы привести все в порядок, но, увидев себя в зеркале, девушка пришла в ужас. Чтобы как-то отвлечь ее, родственники отправили Веру в Париж учиться в мастерской великого Эмиля Бурделя. Мухина была старательной ученицей, но мастер был ее работами недоволен. В результате девушка их все разбила.
Использование в символике
- Считается, что скульптура стала символом советской (ныне российской) киностудии Мосфильм с 1947 года. Однако «Рабочий и колхозница» впервые появились в начале фильма не в «Весне» Г. Александрова (1947), а годом ранее в комедии С. Юткевича «Здравствуй, Москва».
- Впервые изображение «Рабочего и колхозницы» на советской стандартной почтовой марке появилось в 1938 году. Впоследствии памятник неоднократно изображался на различных марках, в том числе на «стандартах» в 1961, 1976, 1988 годах (на марках 10-го, 12-го и 13-го стандартных выпусков соответственно). Как правило, марки с «Рабочим и колхозницей» имели самые ходовые номиналы.
- Скульптура изображена на почтовой марке Албании 1963 года.
- Скульптура изображена на медали «Лауреат ВДНХ СССР».
В кинематографе
- Сразу после установки скульптуры в Москве, в июле 1939 года, её увидели на киноэкранах миллионы советских зрителей в фильмах «Подкидыш» (1939 г.) и «Светлый путь» (1940 г.)
- Финал фильма «Самоубийца» (1990) и телесериала «Конференция маньяков» (2001) происходит на постаменте скультуры.
- Скульптура показана в мультфильме «Белка и Стрелка. Звёздные собаки» (2010), а также появляется в числе «украденных» земных объектов в его продолжении — «Белка и Стрелка: Лунные приключения» (2014), где с ней сталкивается на Луне обезьяна Бонни.
- Скульптура эпизодически появляется в фильмах «Дневной дозор» и «Утомлённые солнцем», а также в 7-й серии сериала «Бригада» (48-я минута).
- Увидев постамент для установки памятника в Москве, Вера Мухина назвала его «пеньком».
- В Бикине в 1938 году была поставлена аналогичная скульптура, правда, меньшего размера и из цемента.
- В июле 1990 года на монументе «Рабочий и колхозница» прошла акция «Рождение агента» художников Сергея Ануфриева и Сергея Бугаева (Африка). С помощью лестницы они достигли некой дверцы, ведущей в полость скульптуры, в области промежности фигуры колхозницы, и проникали туда по очереди. После этого действия художники забрали дверцу с собой. Потом Сергей Бугаев (Африка) задействовал ее в своей инсталляции в Нью-Йорке.
- В 1998 году была проведена акция по спасению памятника, который в тот момент находился в аварийном состоянии. «Рабочий и колхозница» были облачены в комбинезон и сарафан цветов российского флага и простояли так три дня. Одежду для памятника 560-го размера изготовило текстильное объединение «Монолит».
- Скульптуре посвящена одноименная ретрофутуристичная песня группы «Где мое лето»
Наследница «Рижского медичи»
Вера Мухина родилась в Риге в 1889 году. Ее дед Кузьма Мухин заработал многомиллионное состояние на продаже пеньки, льна и хлеба. На свои средства он построил гимназию, больницу, реальное училище и в шутку сравнивал себя с Козимо Медичи — основателем знаменитой флорентийской династии меценатов. Сын Кузьмы Мухина Игнатий женился по любви на дочке аптекаря. Молодой супруги не стало в 1891 году, когда старшей дочери Маше шел пятый год, а младшая Вера была совсем маленькой. В 1904 году девочки потеряли отца, и сирот приняли в свой дом родственники из Курска.
Спустя три года сестры переехали в Москву. Здесь Вера Мухина начала учиться рисунку и живописи. Это было время модных творческих объединений. Первым учителем Мухиной стал Константин Юон, член «Союза русских художников».
Вера Мухина. Фотография: domochag.net
Вера Мухина. Фотография: vishegorod.ru
Вера Мухина. Фотография: russkiymir.ru
В какой-то момент Вера Мухина поняла, что не хочет писать картины. В 1911 году она впервые попробовала работать с глиной в мастерской скульптора Нины Синицыной. И почти сразу загорелась идеей учиться скульптуре в Париже — художественной столице мира. Опекуны не пустили. Тогда в поисках нового опыта Мухина перешла в класс к авангардисту Илье Машкову, одному из основателей объединения «Бубновый валет».
В рождественские праздники 1912 года случилась беда. Катаясь с горки на санях в имении под Смоленском, юная художница врезалась в дерево. Веткой отрезало часть носа. Истекающую кровью девушку привезли в больницу — здесь ей сделали девять пластических операций. «Живут и хуже», — сказала Мухина, впервые сняв бинты.
Чтобы отвлечь ее, родственники разрешили поездку в Париж. Вера Мухина поселилась в пансионе и стала брать уроки у Эмиля Антуана Бурделя — известнейшего скульптора эпохи, ученика самого Родена. У Бурделя она научилась всем основам ремесла: «крепко схватывать форму», думать об объекте как о целом, но уметь выделять нужные детали.
Герои войны
Во время Великой Отечественной войны скульптор работала над серией военных портретов, сначала в эвакуации под Свердловском, уехав в 1941 году из осажденной столицы, а потом, вернувшись, в Москве. С мандатом Главного политуправления Красной армии она поехала в санаторий «Архангельское», чтобы найти модели среди военных, проходивших реабилитацию. Там она познакомилась и на долгое время подружилась с полковниками Б.А. Юсуповым, И.Л. Хижняком и другими героями сражений. Так родилась, возможно, лучшая серия скульптурных портретов, посвященных героям войны. «Великие люди нашей нации… не могут не занимать воображение художника», — говорила Мухина.
В 1942 году Вера Игнатьевна пережила страшную трагедию — умер Алексей Замков. И она преодолевала беду, уйдя в работу. В 1943-м Мухина создала, наверное, самое трагичное свое произведение — «Возвращение»: безногий солдат вернулся с войны домой и припал к коленям своей жены, обняв их. Мухина ищет жест — в бессилии опущенные руки женщины. Было несколько вариантов. А потом скульптор разбила работу…
Занимая активную гражданскую позицию, она выступает с различными докладами. В 1944 году в Московском союзе советских художников делает очень смелый доклад на тему: «Кого должна представлять современная монументальная скульптура?» Этот риторический вопрос художник задает в тот период, когда вся монументальная скульптура воспевала лишь одного человека в стране. В послевоенное время Мухина была уже всемирно известным скульптором, но ее творчество так или иначе противоречило эталонам советского искусства.
Ее последние монументальные произведения: памятники Горькому и Чайковскому… Последний она так и не увидела: Вера Игнатьевна скончалась на 64-м году жизни, полная творческих замыслов и веры в своих прекрасных героев — совершенных, новых людей.
«Безусловная искренность во все времена является одним из признаков истинного искусства. И максимум совершенства!» — говорила Мухина.
Софья Руднева
published on
according to the materials
Запись
взята с сайта
.
История создания памятника «Рабочий и колхозница»
Скульптура «Рабочий и колхозница» была задумкой известного архитектора Бориса Иофана, разработкой которого стал величественный Дом советов, украшенный фигурой вождя пролетариата В. И. Ленина, высота монумента составляла 100 метров. Она должна была возвышаться на месте нынешнего храма Христа Спасителя. Началась война, которая помешала реализовать в жизнь грандиозный проект.
В своём первоначальном виде фигуры должны были быть обнажены. Прообразом для них послужила известная скульптура тираноборцев, созданная в Древней Греции как символ афинской демократии. Однако приёмная комиссия не одобрила первоначальный проект и велела скульптуры «одеть». В результате в руках колхозницы появился шарф — своеобразная драпировка, скрывающая тело. Изготавливали его достаточно долго.
В результате был донос на В. Мухину, будто она специально затягивает работу и отодвигает срок сдачи памятника. Для большей убедительности доносчики сумели усмотреть в складках шарфа черты лица Л. Троцкого, который тогда считался врагом страны. Подобная клевета никак не повлияла на творчество и судьбу скульптора. На открытие монумента приедет сам И. В. Сталин, который не увидит здесь никакого Троцкого.
Прототипом для фигуры колхозницы была телефонистка, работавшая в НКВД, Анна Богоявленская, славящаяся своей красотой и спортивным телосложением. Рабочего создавали сразу с двух прообразов. Фигуру лепили с танцовщика И. Басенко, а лицо готовой скульптуре «подарил» строитель С. Каснер, поскольку профилю и анфасу танцора, по мнению авторов проекта, не хватило пролетарского вида.
Собранный из 65 частей уникальный монумент произвёл настоящий фурор на выставке в Париже. Французы дружно ахнули от неописуемого восторга, газеты и журналы назвали скульптуру В. Мухиной монументальным произведением современности. Работа мастера получила гран-при, после чего французы захотели приобрести монумент, однако подобная символичная композиция должна была вернуться на родину.
В 1970-х годах появилась идея перенести монумент на другое место — на стрелку, расположенную неподалёку от знаменитого Дома художников на Крымском Валу, однако памятник порядком обветшал и в таком состоянии не был готов к переносу. Решено было оставить его на старом месте, а на стрелке установили памятник Петру Великому работы знаменитого Зураба Церетели.
Многие годы скульптура «Рабочий и колхозница» служила заставкой для кинолент студии «Мосфильм». Правда, стояла она на уменьшенном постаменте, который был высотой всего 10 метров, хотя первоначальный оригинал насчитывал 35 метров. Уже в 2003 году начался процесс реставрации уникального памятника. Чтобы разобраться в том, какие детали подлежат замене, его разрезали на 40 частей.
На долгие 6 лет фигуры исчезли с постамента и с поля зрения москвичей. Некоторые подшучивали, говорили, что рабочий и колхозница эмигрировали или развелись. В 2009 году обновлённую скульптуру установили на павильон, высота которого составляет 34,5 метра. В результате памятник стал пятым в стране по высоте, уступив монументу Победы, скульптуре «Покорителям космоса», памятнику Петру I и монументу «Родина-мать зовёт!».
Катастрофа, приведшая в Париж
В 22 года Вера Мухина пережила событие, которое сама же назвала катастрофой. Под Рождество 1911 года она поехала к родным в Смоленск, где собиралось много родственников, молодежи, и все с утра до ночи катались на санях с горы. И вот в одну из таких прогулок сани Верочки налетели на дерево, удар пришелся прямо в лицо: «Я провела рукой по лбу и лицу. Рука не нащупала носа. Нос был оторван…» Лечилась Вера долго и думала, что на людях уже показываться никогда не будет. Во время заживания ран ей специально не давали зеркала, но она смотрелась в ножницы и ужасалась… Как только шрамы затянулись и заровнялись, дяди решили, что Вере нужно сменить впечатления — она так настрадалась за последние два месяца — и отпустили ее в Париж.
Пребывание во французской столице, посещение выставок, походы в Лувр — все это придало ей новых сил. Верочка пошла учиться к знаменитому французскому скульптору Эмилю Антуану Бурделю, который тогда работал над циклом декоративных произведений для Театра Елисейских Полей. Учиться у него было нелегко, но постепенно к Вере приходила уверенность. «Развлечений в моей жизни было очень мало, — вспоминала она позднее, — некогда было. Утром лепили. Вечером наброски…» Здесь же состоялся один из этапов ее становления: она постепенно остыла к интересовавшему ее кубизму и выбрала реалистическое направление, истоками которого стало творчество Родена. У Бурделя Верочка сделала свои первые профессиональные этюды: «Сидящий мальчик» (1912) и «Сидящая фигура» (1913). А летом 1914 года вместе с подругами Любовью Поповой и Изой Бурмейстер Мухина отправилась в путешествие по Италии: Рим, Венеция, Капри, Флоренция… Она познакомилась с работами Микеланджело и была полна новых творческих замыслов, но впечатления от поездки оставались яркими недолго — началась Первая мировая война. По возвращении домой Вера устроилась на работу в госпиталь, где трудилась безвозмездно.
Реставрация памятника «Рабочий и колхозница»
Почти 70 лет памятник простоял в первозданном виде. В 2003 году было решено провести его реставрацию. Работы закончили только в 2009 году, их общая стоимость составила чуть больше 2,9 миллиардов рублей.
Что было сделано:
- проведены все необходимые замеры и расчеты;
- спроектирован новый каркас, состоящий из несущих, промежуточных и конструктивных элементов;
- разработаны новые материалы с высокой устойчивостью к коррозии;
- проведен компьютерный спектральный анализ каждой из 40 частей, на которые разобрали памятник;
- проведена рентгенография более 1 миллиона сварных точек;
- выполнена очистка всех элементов памятника и их последующая обработка уникальной антикоррозийной пастой, которой понадобилось около тонны.
Новый павильон стал напоминать проект Б. Иофана, только вот из-за размеров выделенного участка земли его длину пришлось уменьшить до 66 м. Фасад украсил настоящий герб СССР, созданный к парижской выставке 1937 года.
«Всегда построю пейзаж»
Вера Мухина родилась 1 июля 1889 года в Риге. Ее отец, Игнатий Кузьмич, происходил из старого купеческого рода заводчиков и торговцев пенькой. Мухины были известны в Риге еще в первой половине XIX века. Они отстраивали город, жертвовали деньги на просвещение, занимались благотворительностью — слыли настоящими хозяевами, и их быт мало чем отличался от дворянского.
Детство Веры и ее старшей сестры Марии было омрачено ранним уходом ихматери: когда она умерла от чахотки, Верочке было полтора года. После смерти супруги Игнатий Кузьмич переехал с дочерьми в Феодосию, где занялся воспитанием и образованием девочек: стал приглашать в дом педагогов по музыке, рисованию. Тогда-то и обнаружился первый Верочкин талант, она принялась рисовать, подражая отцу, который очень любил Айвазовского и занимался копированием картин художника. Здесь, в Феодосии, девочка поступила в гимназию, где училась на «отлично», но особый интерес проявляла к истории и литературе. Ее любимыми персонажами были герои прошлого, а настольной книгой — «Сравнительные жизнеописания» Плутарха. «Я не могу читать философских книг, — нет зрительного образа. Когда я читаю что-либо, я моментально вижу все это, всегда построю пейзаж, где происходит действие», — поясняла Вера свои пристрастия. Или же: «Я воображала себе, как я путешествую по всей России. Я представляла себя идущей пешком рядом с поездом. Я одета во все зеленое, в цвет листвы, и меня никто не видит. Когда встречается кто-нибудь, я юркну в траву. Я чувствовала себя в пейзаже…» И это ощущение себя в пейзаже, равно как и способность копить впечатления и память на ароматы (у Верочки было тонкое обоняние), явно свидетельствовало о незаурядных способностях «высшего благоразумия», как называли племянницу отцовы братья.
В 1903 году Игнатия Кузьмича не стало, и воспитанием сестер занялись дяди — последние гимназические годы Вера провела у них в Курске. А потом, весной 1911-го, приехала в Москву в свой дом на Пречистенке. В столице она сблизилась с семьями Морозовых, Рябушинских и первое время увлеклась светской жизнью. Но это было недолго: танцы сменились занятиями в студии Константина Юона, мастерских Нины Синицыной и Ильи Машкова. У Машкова царил культ объема, большой формы. Он говорил ученикам: «Не смотрите на детали, берите главное». Все это очень привлекало молодую художницу.
Музейный центр
Новый опорный павильон построен по современным технологиям. Пространство поделено на 4 яруса. 1-й этаж обустроен помпезно в стиле советской классики: мраморная отделка стен и полов, красивые колонны, массивные двери, ручки из латуни, бронзовые светильники.
Верхние этажи, оформленные в стиле минимализма, отведены под выставочные залы. На фоне лаконичного убранства предметы экспозиции выходят на первый план. В здании хорошо продумана инфраструктура: комфортные лифты, пологий пандус между ярусами, комната матери и ребенка, зона отдыха с комфортными кожаными диванами.
Сразу после реконструкции монумента в здании открылся музей с экспозицией, раскрывающей историю создания советского шедевра в фотографиях, макетах, памятных предметах. В 2021 году стационарную экспозицию расформировали. Сейчас в залах проходят временные выставки, на которых музеи со всей России представляют свои лучшие коллекционные экспонаты.
В рамках просветительской программы ВДНХ в павильоне проводятся бесплатные тематические лекции, семинары, киносеансы и иные образовательные мероприятия. Некоторые мероприятия проходят у подножия гигантов, на крыше павильона, откуда открывается великолепная панорама на московские улицы. Выставочный центр работает с 12.00 до 22.00. Выходной день — понедельник.
Влияние
Советская выставка собрала 270 наград, из них 95 — Гран-при, 70 золотых, 40 серебряных, шесть бронзовых медалей, более полусотни дипломов. Ошеломительный успех в Париже заставил власть серьёзнее взглянуть на скульптуру, сделанную исключительно для павильона: в 1939 году памятник установили у входа в ВДНХ. В 1948 году «Рабочий и колхозница» стали официальным символом киностудии «Мосфильм». Неоднократно выходили серии марок и коллекционные монеты с изображением статуи.
Кадр: фильм «Джентльмены удачи»
Для рекламы сигарет «Ява золотая» были разработаны постеры с «Рабочим и колхозницей», в руках которых вместо серпа и молота была пачка сигарет. Швейная фабрика «Монолит» сделала изображение своим логотипом. Лианозовский ликёроводочный завод печатал его на этикетках.
Изображение: текстильное объединение «Монолит»
«Рабочий и колхозница» задали тренд — изображение людей простых профессий в качестве героев нового времени. В 1954 году на арке главного входа ВДНХ появилась скульптура, изображающая людей, которые поднимают над головами сноп колосьев. Этот монумент, «Тракторист и колхозница» Сергея Орлова, — явный оммаж «Рабочему и колхознице».
Фото: roundex / Shutterstock
С приобретением культового статуса изображение скульптуры стали использовать в дизайне в качестве символа советской эпохи и идеологии. Им украшают посуду, печатают на одежде, плакатах, используют в полиграфии, делают статуэтки и даже подстаканники.
Фото: артель «Варка подарка» / livemaster.ru
Растиражированный образ традиционно апроприировал китч. Например, работа известного соц-артиста Александра Косолапова — скульптура «Рабочего и колхозницы» с головами Микки-Мауса и Минни-Маус — подчёркивает «попсовость» монумента.