Описание советского плаката Отстоим Москву Плакаты

Острое перо карикатуры

В годы Отечественной войны художественная графика наиболее ярко представлена сатирической карикатурой. Классики советской карикатуры Кукрыниксы работают в газете «Правда», других печатных изданиях. Практические ежедневно появляются едкие карикатуры на фашистов, которые призывают граждан к сопротивлению, рассказывают, насколько жесток и коварен враг и как следует с ним драться.

В осаждённом Ленинграде моральный дух поддерживают карикатуристы, издавая журнал «Боевой карандаш». В Грузии карикатуристы выпускают альманах «Штыком и пером», в нем рисовал мастер Л.Д. Гудиашвили. Карикатуристы Борис Ефимов, М. Черемных сотрудничали с «Окнами ТАСС», оперативно реагируя на каждодневные события на фронтах. Юмор и сатира воодушевляли бойцов, направляли справедливый гнев народа на священную борьбу.

Шрифтовая композиция

Ещё одна интересная особенность советской графики — оригинальные шрифтовые композиции. Буквы на плакатах зачастую располагались не на последовательных строках, а в художественном беспорядке: вертикально, наискосок, имитируя предметы или геометрические фигуры.

На этом плакате текст визуально нескучный. Он легко читается за счёт контрастных светлых букв на белом фоне и диагональной линии, которая ведёт нас от конца одной надписи к началу другой.


Композиция нестандартная, но понятная. В. Изенберг, 1924 годИзображение: «Виртуальный Русский музей»

Вот ещё один пример необычной композиции с текстом. Нарисованный слон и слово «был», вписанное в круг, образуют знак вопроса.


В этот плакат хочется всматриваться. А. Родченко, 1920-е годыИзображение: Buyenlarge / Getty Images

В следующем примере название продукта короткое, ёмкое, написано простым шрифтом — поэтому без проблем читается по диагонали и образует тело смешного человечка.

Леттеринг

Рисованные буквы — фишка советских плакатов. Леттеринг — это создание надписей от руки для конкретного проекта: сейчас он популярен в рекламе, анонсах и логотипах. Рисование надписей — непростое искусство, ведь нужно не только сделать буквы визуально интересными, но и сохранить их основные пропорции, чтобы не возникало проблем с чтением. Советские художники делали это мастерски.

Вот креативный плакат, чем-то напоминающий современные мемы. Но здесь важную роль играют надписи: они будто летят и растворяются в космическом пространстве.


Смотрится очень необычно. А. Иогансон, 1959 годИзображение: «Торгреклама»

Очень популярным был леттеринг, стилизованный под рукописный почерк. Он, как и почерк, бывает разным. Например, буквы в следующем плакате нарисованы нарочито небрежно: в отличие от рубленых шрифтов, такое написание — попытка доверительного общения с народом.


Это не призыв, не реклама, а мягкое наставление. Б. Решетников, 1956 годИзображение: издательство «КОНТАКТ-КУЛЬТУРА»

Леттеринг оживлял советские надписи: с помощью уникального написания можно придавать буквам разные форму и наклон.

Проникновенный язык военного плаката

Патриотический плакат стал действенным идеологическим оружием. Яркие художественные образы создавались минимальным набором графических средств в короткое время. Изображения на плакате были доступны и понятны всем гражданам. Герои плакатов вызывали сопереживание, ненависть к врагу и любовь к Родине, горячее желание встать на защиту Отчизны.

Создатели плакатов и их произведения стали классикой советской патриотической графики. Хрестоматийные примеры:

  • художник И. Тоидзе и его «Родина-мать зовет»;
  • Д. Шмаринов с требованием «Отомсти»;
  • В. Корецкий, призывающий «Воин Красной Армии, спаси!».

Классиками советского патриотического плаката называют В. Иванова, В. Касияна, А Кокорекина, Л. Голованова и др.

Искусство плаката в годы Великой Отечественной войны

Великая Отечественная война – одна из самых ярких и трагических страниц в истории нашей страны. Война стала страшным испытанием для всего советского народа. Но одновременно она и раскрыла лучшие качества народа: мужество, стойкость, сплоченность, готовность до конца сражаться за свою свободу и независимость. В годы войны сражения велись не только на фронте. Составной частью боевых действий была информационная война. И самым эффективным средством здесь оказался яркий, доходчивый, образный плакат, призывавший к действию, к защите Родины, сообщавший о событиях на фронте и в тылу.

Манера выполнения плакатов немецкими и советскими художниками была различна, но часто они заимствовали друг у друга отдельные элементы или идеи плакатов. Так, работы советских художников выполнялись без фона, преимущественно с применением только черного и красного цветов, изображаемые фигуры имели плоскостной силуэт. Немцев часто изображали в виде животных, либо в сатирическом виде, либо поверженными и очень уродливыми. Немецкие художники предпочитали коричневый и красный цвета, подчеркивали арийские черты лица германского солдата и т.д.

Плакат в годы войны был самым доступным видом изобразительного искусства. В этот период были созданы сотни и тысячи плакатов, которые оперативно, просто и понятно сообщали о важнейших событиях, звали на ратные и трудовые подвиги. Многие из военных плакатов них стали классикой советского искусства. По силе эмоционального воздействия плакат оказался одним из самых эффективных средств пропаганды и агитации в годы Великой Отечественной войны. Даже спустя годы, плакаты помогают более образно представить историю войны, детализируют её, воссоздают атмосферу того времени.

Список использованных источников: 1. Алпатов М.В, Ростовцев Н.М. Искусство. – М.: 1989. 2. Данилов А.А, Косулина Л.Г. История России. Учебник. – М.: 2006. 3. Кукрыниксы втроем. – М.: Издательство «Советский художник», 1975. 4. Соколов Н. Наброски по памяти. – М.: 1987. 5. Соколова Н. Кукрыниксы. – М.: Издательство академии художеств СССР, 1962. 6. Вторая мировая война: кинематограф и плакатное искусство. – М.: Мысль, 1995.

Фомичева А.В., Нечаева Т.Ю. Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)

Запись создана: Понедельник, 8 Октябрь 2018 в 3:01 и находится в рубриках Современность.

  • Способы реализации власти в менеджменте кратко

      

  • Гражданское право по новгородской судной грамоте кратко

      

  • Публичное испытание пушкина в лицее кратко

      

  • Монистическая теория международного права кратко

      

  • Вся власть советам кратко

Характерные шрифты

Залог хорошего плаката — читабельный лозунг

В советской графике тексту отводилось важное место, а шрифты отражали дух времени: это были простые, грубые, чёткие буквы, которые легко прочесть издалека

Для коротких заголовков использовали акцидентные (декоративные) шрифты, но в них тоже не было мелких деталей.


Самый распространённый приём — буквы с обводкой. Н. Фейгуш, 1938 годИзображение: Public Domain

Сейчас многие считают обводку моветоном. Во-первых, если автоматически сделать её для обычного шрифта, это исказит форму букв. Во-вторых, такой текст трудно читать в маленьком масштабе — например, со смартфонов. Однако если речь идёт о специальных декоративных шрифтах с обводкой, а сама надпись планируется крупной, этот приём работает и популярен до сих пор.

Когда текста на плакате было сравнительно много, использовали простые гротески. Обычно это были равноширинные шрифты (в которых все буквы тяготеют к одной ширине) — они придают надписи чёткий ритм. Толщина и размер шрифта варьировались.


Так создаётся иерархия текстовых блоков. М. Бри-Бейн, 1932 годИзображение: Gallerix

Антикву с тонкими засечками на плакатах практически не использовали, но встречаются брусковые шрифты. Вероятно, жирный гротеск с острыми углами, как в предыдущем примере, на этом плакате смотрелся бы пугающе:


Брусковый шрифт подходит к теме плаката. В. Говорков, 1936 годИзображение: Gallerix

Презентация 11 класса по предмету «История» на тему: «Советские плакаты времён Великой Отечественной войны Автор презентации – ученик 11 класса МОУ СОШ 7 Афлятунов Евгений Маратович.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1

Советские плакаты времён Великой Отечественной войны Автор презентации – ученик 11 класса МОУ СОШ 7 Афлятунов Евгений Маратович.

2

План Советские плакаты Советские плакаты Родина — мать зовёт ! Родина — мать зовёт ! Популярные темы : Популярные темы : – В атаку ! В атаку ! – За спиной Москва ! За спиной Москва ! – Карикатура Карикатура – Все для фронта, все для победы ! Все для фронта, все для победы ! – Смерть детоубийцам ! Смерть детоубийцам ! – На Запад ! На Запад ! – Победа ! Победа ! Окна ТАСС Окна ТАСС Борис Ефимович Ефимов Борис Ефимович Ефимов Кукрыниксы Источники информации Источники информации

3

Советские плакаты Советские плакаты военных лет стали мощным оружием наравне с военной техникой. Яркий и образный плакат стал на борьбу с врагом, напутствуя, просвещая и поддерживая защитников. Плакаты времен Великой Отечественной войны — это часть культурного наследия Советского Союза.

4

Главный военный плакат «Родина-мать зовёт!» самый известный плакат времён Великой Отечественной войны, созданный художником Ираклием Тоидзе в июне 1941 года.

5

Родина — мать зовёт ! По собственному признанию художника, идея создания собирательного образа матери, призывающей на помощь своих сыновей, пришла ему в голову совершенно случайно. Услышав первое сообщение Совинформбюро о нападении фашистской Германии на СССР, супруга Тоидзе вбежала к нему в мастерскую с криком «Война!». Пораженный выражением ее лица, художник приказал жене замереть и тут же принялся делать наброски будущего шедевра.

6

В атаку ! Это наиболее популярная тема плакатов времен Великой Отечественной войны. На плакатах часто изображалась военная техника, например, танк Т-34, 5-башенный танк Т-35, самолеты ИЛ-2 и ПО-2. Кроме того, на плакатах часто изображали известных русских полководцев и вождей революции.

7

За спиной Москва ! Плакаты темы «За спиной Москва» появились в 1941 году в связи с тяжелой ситуацией на фронте. В таких плакатах защитники часто изображены плечом к плечу, готовые стоять насмерть, не делая ни шагу назад.

8

Карикатура Наряду с крупноформатно-изданными плакатами большую роль в наглядной агитации и пропаганде играла политическая карикатура.

9

Карикатура

10

Все для фронта, все для победы ! В тылу было очень важно поддержать порядок среди населения, призвать его к помощи фронту для скорейшего окончания войны

11

Смерть детоубийцам ! С точки зрения общечеловеческих ценностей эти плакаты имеют сильный эффект на восприятие.

12

На Запад ! Плакаты этой темы отличало необыкновенное сочетание героизма и лиричности при создании образов советского воина

13

Победа ! Известие о победе и окончании войны стало самым знаменательным событием 1945 года

14

Окна ТАСС «Окна ТАСС» — это Союз Художников, созданный 24 июня 1941 года. Именно этот союз создал большую часть агитационных плакатов Великой Отечественной войны

15

Окна ТАСС В создании плакатов участвовали многие талантливые художники: П. Крылов Б. Пророков, Б. Иогансон, Д. Моор, А. Кокорин, Л. Голованов, Ю. Непринцев, В. Климашев, Б. Ефимов — всего 125 художников-профессионалов.

16

Борис Ефимович Ефимов Народный художник СССР, личный враг Гитлера, сотрудничал в журнале «Крокодил» и в газете «Труд», работал над плакатами и листовками. В 1943 году создал альбом сатирических «портретов» главарей фашистского рейха и назвал его «Гитлер и его свора»

17

Новый порядок в Европе, 1942 год

18

Кукрыниксы Кукрыниксы – это наиболее известная группа художников, создавшая огромное количество сатирических плакатов. В эту группу входили Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов.

19

Источники информации Википедия — свободная энциклопедия — Красный плакат — Кукрыниксы. Политическая сатира. М, 1973 «Великая Отечественная война », Энциклопедия, М, 1985 г. Плакаты военного времени (Галерея искусств).

20

Спасибо за внимание !

Монументальное искусство в годы Отечественной войны

В трудный период войны было востребовано и монументальное искусство. Скульпторы выезжали на фронт, создавая в сложных боевых условиях зарисовки и портреты с натуры. Советские монументалисты стремились отобразить патриотический подъем народа: военные сцены и героический труд в тылу. Это дало новый толчок к развитию жанровой и монументальной скульптуры.

Каноническим стал выполненный Е. В. Вучетичем бронзовый бюст генерала Черняховского 1945-1946. Статуя «Политрук» была создана им в 1942 г. Политрук поднимает в атаку бойцов, его героический порыв передается всем присутствующим. Многие скульпторы, побывавшие на фронте, создали бюсты и портреты простых солдат и военных командиров. Среди них :

  • работы Л. Е. Кербеля – портреты героев-летчиков;
  • И. Г. Першудчева – портрет генерала Ковпака, санинструктора Маши Щербаченко, воинов со знаменем Победы сержанта М.А.Егорова и сержанта М. В.Кантария;
  • В. И Мухиной – портреты полковников Б. А. Юсупова, И. Я. Хижняка;
  • Н. В. Томского – портрет дважды Героя Советского Союза М. Т. Гореева.

В период Отечественной войны художники не только отображали военные реалии и борьбу советских людей, но и развивали, совершенствовали художественную культуру, поддерживали в народе боевой дух, веру в победу, вдохновляли его на подвиги.

Яркие цвета

Ещё одна фишка плакатов СССР — сочные цветовые оттенки, которые сразу приковывают взгляд. В рекламной графике часто использовали сочетания дополнительных цветов по кругу Иттена: они максимально контрастные. Например, это жёлтый с фиолетовым и оранжевый с голубым.

Несмотря на то что в следующем примере использованы приглушённые оттенки цветов, плакат всё равно смотрится очень ярким — за счёт контраста дополнительных цветов.


Цвета хорошо дополняют друг друга. Неизвестный художник, 1928 годИзображение: Public Domain

Наряду с приглушёнными оттенками в плакатах использовали и открытые цвета — чистые, яркие, без примесей. Обычно это были первичные цвета по кругу Иттена: красный, жёлтый и синий. Особенно они характерны для рекламы.


Эти цвета несут позитивное настроение. А. Миллер, 1938 годИзображение: Российская государственная библиотека

Но излюбленный цвет в СССР — это, конечно, красный. Он яркий сам по себе, а в сочетании с чёрным смотрится ещё более броским. Красный цвет — неотъемлемая часть агитационных плакатов. Именно плакаты в красной гамме призывали народ к боевой готовности и усердной работе:


Неизвестный художник, 1931 год

Тренды в дизайне рекламы со времён СССР менялись многократно, но суть оставалась та же: нужно, чтобы было ярко, доходчиво, со свежими образами и понятными надписями. Хотите научиться создавать продающий дизайн? Записывайтесь на наш курс.

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале.  Подписывайтесь!

Отечественная война и её герои в произведениях живописи

Военная живопись, включая батальные полотна, в начальном этапе войны не отличалась глубиной проработки деталей. Однако эти полотна подкупают глубиной чувств, живостью впечатлений, которые хотел передать художник. Особое развитие получает портретный жанр. Художники, вдохновленные героическими подвигами бойцов, стремились запечатлеть одухотворённые и выразительные лица героев.

Одной из таких картин стал «Портрет партизанского командира» кисти Ф. Модорова, 1942 г. Художник написал целую галерею портретов простых партизан и боевых командиров. В боевой обстановке и в рабочем кабинете герои войны сосредоточены и решительны, они уверены в себе и в будущей победе. Также в 1942 г.портрет генерал-майора Панфилова написал художник В.Яковлев. На плечах командира походный полушубок, в руках – бинокль. Кажется, он только с линии фронта, но уже снова готов идти в бой.

Батальные сцены, героическое сопротивление врагу изобразил в монументальном полотне А.А. Дейнека «Оборона Севастополя» 1942. На мгновение застыли фигуры моряков, отражающих атаки врага. Сейчас в фашистов полетят связки гранат, часть врагов уже убита. Накал битвы усиливает красный закат, служащий фоном. Солнечный свет борется с чёрными клубами дыма так же, как моряки в белых одеждах с фашистами в тёмно-зелёной форме. Контраст движения – замахивающийся матрос и лежащий фашист и контраст цвета – красно-чёрный закат и яркая бела форма матросов придают полотну особую художественную выразительность. Она же и воодушевляет зрителя, который уверен в победе над врагом.

Бытовая и жанровая живопись периода ВОВ

Живописцам из блокадного Ленинграда В. Раевскому, В. Пакулину, Н. Рутковскому, Н. Тимкову, удалось запечатлеть с документальной точностью жизнь советских людей в осаждённом городе. С картины Я. Николаева «Очередь за хлебом», 1943г. на зрителя веет холод и мороз вместе с надеждой дождаться пайки хлеба. Надежда не покидала горожан, и они сумели выжить!

Курыниксы М.В. Куприянов, П.Н. Крылов, Н.А. Соколов, узнав о казни партизанки Зои Космодемьянской, приехали на место ее гибели. По свежим впечатлениям они написали полотно «Таня». Измученная девушка за миг до смерти непокорно и с ненавистью смотрит в глаза палачам. Зоя не сломлена, она прямо держит голову, кажется, девушка заговорит. Её уверенность и сила духа передаётся зрителям.

Запоминающиеся иллюстрации

Простые и чуть грубоватые рисунки идеально подходили для советского плакатного искусства: они позволяли выразить месседж, не перегружая картинку деталями. Во многом советские агитационные плакаты убедительные и запоминающиеся благодаря своим иллюстрациям. Негативных персонажей зачастую рисовали карикатурно — эти яркие образы невозможно игнорировать.


Так, по мнению художников, выглядит типичный алкоголик. И. Янг, А. Черномордик, 1929 годИзображение: Public Domain

Чтобы привлекать внимание к персонажам, на плакатах использовали однотонные заливки: часть изображения просто закрашивали каким-нибудь цветом. На этом плакате синяя одежда и головные уборы помогают привлечь внимание к главному:. Главное — глумливые лица и растерянный молодой рабочий

И. Янг, А. Черномордик, 1930 годИзображение: Public Domain


Главное — глумливые лица и растерянный молодой рабочий. И. Янг, А. Черномордик, 1930 годИзображение: Public Domain

Позитивные герои изображались розовощёкими, улыбчивыми, освещёнными солнцем. Конечно, на многих советских плакатах были скучные однотипные положительные герои — чем-то напоминающие улыбающихся человечков с современных стоковых фото. Но выпускали и более привлекательные картинки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: