«родина-мать зовет!»: кто на самом деле изображен на известном плакате. картина мать родина

Описание картины тоидзе родина мать зовет. "родина-мать зовет" - плакат, призывающий к борьбе с захватчиками

Введение

Кто же они такие? Это советские художники, которые были известны своими плакатными работами. Плакаты, как художественные произведения имеют давнюю историю и традиции, но к концу 19 века они стали наиболее известны. В годы Великой Отечественной советский плакат достиг пика политической остроты и высокого художественного уровня.

Яркий и образный плакат встал в боевой строй, поднялся на борьбу с ненавистным врагом, напутствуя, просвещая и поддерживая защитников Отечества. Он занял ведущее место среди изобразительного искусства. Доходчивые по содержанию листы призывали к борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, поднимали дух народа в период тяжёлых испытаний, укрепляли его веру в победу, в моральном превосходстве над врагом, клеймили трусов, прославляли подвиги героев фронта и тыла, показывали истинное лицо фашизма, убеждали в справедливости освободительной борьбы. Некоторые плакаты часто сопровождались запоминающимися стихотворными строчками. В ходу была политическая сатира, в графических листах художники высмеивали врага, разоблачали его человеконенавистническую сущность. Тематика военных плакатов была многообразной, они всегда откликались на требование времени, события дня.

Плакаты характеризовались реалистичностью, эмоциональностью, несли зрителю живой образ человека с яркой психологической характеристикой. Идею, заложенную автором, они передавали предельно ясно и кратко. Главным героем был современник – солдат, рабочий, работник села – уверенный в своих силах и правоте своего дела. Текст большинства плакатов – лаконичный, легко запоминающийся, бьющий в цель – составляет единое целое с изображением, увеличивая эмоциональное воздействие на зрителя. К концу войны плакаты стали более детализированными, проработанными и красочными. По своему духу, по способности быстрого отклика на текущие события, плакат оказался одним из самых эффективных средств для выражения чувств народов страны, для призыва к действию, к защите Отечества.

Плакаты размещались в местах, наиболее посещаемых людьми, на предприятиях, в учреждениях, на вокзалах, госпиталях, площадках отдыха бойцов и командиров. На улицах и площадях устанавливались специальные стенды выпусков «Окон ТАСС», «Боевого карандаша» и другой плакатной продукции. Плакаты, сатирические и юмористические рисунки, фронтовые зарисовки систематически публиковали многие газеты и журналы.

Обелиск Кутузову

Возле деревни Горки, в 115-и километрах от Москвы, на Бородинском поле стоит обелиск, выполненный из красного гранита. На его вершине большой металлический орёл. Он летит, сжимая в когтях позолоченный лавровый венок, тот самый, что символ славы и победы. На лицевой стороне обелиска меч остриём вверх, под ним — бронзовые изображения Кутузова  и генералов, и надпись: «Неприятель отражён во всех пунктах». На месте обелиска находился командный пункт Михаила Илларионовича Голенищева-Кутузова во время знаменитой Бородинской битвы 26.08.1812 года. Обелиск установлен во время правления Николая II по проекту П.А. Воронцова-Вельяминова к столетию этой битвы, в 1912 году.

Фонтан Дружба народов

Установлен на ВДНХ в Москве в 1954 году. В основе фонтана восьмигранная чаша, естественно переходящая в сноп колосьев, подсолнухов и других видов сельскохозяйственных растений. По периферии фонтана установлены 16 фигур девушек в национальных костюмах. Девушек столько, сколько было союзных республик в СССР до 1956 года. В 1956 году Карело-финская ССР была преобразована в Карельскую АССР, но из фонтана статуи не выкинешь, и вот они стоят в таком порядке: на главный павильон смотрит девушка с косой на голове, держащая в руках сноп колосьев — это Россия. Далее, по часовой стрелке:

  • Украинская ССР; 
  • Узбекская ССР; 
  • Грузинская ССР; 
  • Литовская ССР; 
  • Латвийская ССР; 
  • Таджикская ССР;
  • Туркменская ССР; 
  • Карело-Финская ССР; 
  • Эстонская ССР; 
  • Армянская ССР; 
  • Молдавская ССР; 
  • Киргизская ССР;
  • Азербайджанская ССР; 
  • Казахская ССР; 
  • Белорусская ССР. 

Над фонтаном работала большая группа специалистов, среди которых: архитектор-художник К.Т. Топуридзе, инженер В.И. Клявин. Интересно, что ночью подсветка фонтана меняется раз в час.

Плакаты, порочащие поступки

Основная идеология СССР – хорошее образование, гарантирование занятости молодежи, отсутствие алкоголя и тунеядства. С этими целями отлично справлялись агитационные плакаты.

Они показывали народу, какое поведение неприемлемо в обществе.

Сегодня роль таких плакатов играют надписи в общественном транспорте «Не курить», «Не материться» и другие. Предлагаю на примере плакатов изучить, какие поступки в СССР считались неприемлемыми.

В Советском Союзе алкоголизм был неприемлем. Интересно услышать ваше мнение – считаете ли вы такой подход правильным? Хотели бы такой режим сегодня?

Еще один пример отношения СССР к алкоголю.

И к курению.

Работы Кокорекина

Советский живописец, художник-график, иллюстратор. Выдающийся плакатист. Член Союза художников СССР.

Известен главным образом, как автор многочисленных агитационных плакатов на различные темы. Лучшие работы Кокорекина, несомненно, входят в золотой фонд советского агитационно-пропагандистского искусства.

С Виктором Корецким и Николаем Долгоруковым шефствовал над одним из авиационных полков, действовавших на Смоленщине. Часто выезжал туда и оформлял альбомы, стенгазеты эскадрилий, рисовал портреты летчиков, бортмехаников, радистов.

В своих политических плакатах художник воплощал мужественные, волевые характеры советских людей, обращался к крупномасштабным изображениям и живописным, близким к станковым, цветовым и тоновым решениям. Талантливый колористи рисовальщик, прекрасно владел техническими навыками.

Почему нельзя делать рекламу из советских плакатов

8 Мая 2015

Интернет и право

А также, чем это может грозить.

В преддверии 70-летия Победы хотелось бы немного отвлечься от интернет-рекламы и осветить самые вопиющие, на наш взгляд, нарушения законодательства о рекламе, связанные с проявлением неэтичности в отношении символики Великой Победы. И хотя, некоторые из указанных материалов и были размещены на улицах городов, а не в интернете, ответственность за их размещение в сети была бы аналогичной (ст. 14.3 КОАП РФ).

Закон о рекламе все чаще начинает заглядывать в сеть. Стоит вспомнить недавний случай, когда компанию оштрафовали за рекламу алкоголя в соцсети «Вконтакте». «Наши сотрудники любят в нерабочее время посещать соцсети, и, как оказалось – это не бесполезная трата времени», – отметил руководитель УФАС по Санкт-Петербургу Вадим Владимиров.

Также следует не забывать о деле А40-72706/2013, где за размещение ненадлежащей рекламы на баннерах и в том числе, в сети интернет, компания подверглась штрафу в 100 000 р.

Родина мать зовет!

Куда и кого она зовет в наше время можно судить по следующим изображениям:

Знаменитый плакат «Родина-мать зовет» времён Великой Отечественной войны, был создан художником Ираклием Тоидзе в конце июня 1941 года. Он не раз становился поводом для разбирательства в Управлении Федеральной антимонопольной службы. Почти каждый раз использование данного изображения в рекламе противоречило ч. 6 ст. 5 закона о рекламе, признавалось неэтичным и наказывалось штрафом (согласно ст. 14.3 КОАП РФ для ИП — от 4000 до 20000 рублей; для юридических лиц — от 100 000 до 500 000 рублей).

А ты записался добровольцем?

Агитационный плакат, создан художником Д. Моором в июне 1920 года, во время гражданской войны в России.

Знал ли он, что его творение будет использовано столь «коммерческим» образом?

В данных случаях антимонопольный орган (Якутское УФАС) пришел к выводу, что «указанный плакат времен гражданской войны в России с патриотическим призывом: «Ты записался добровольцем?», является памятным плакатом советских времен, в основу которых легли памятные исторические события — гражданская война (1917-1921г) и Великая Отечественная война (1941-1945г). Плакат несет в себе символы воли к Победе, патриотизма, мужества Советских солдат.

Переработка содержания исторического плаката, символа эпохи социализма, оскорбляет чувства старшего поколения, людей которым данный плакат дорог как память о Великой Отечественной войне, является символом Победы над врагом».

Антимонопольщики посчитали, что «распространение данной рекламы оскорбляет память ветеранов Великой Отечественной войны, пожилых людей и создает оскорбительный образ героя войны, солдата защищавшего Родину», что недопустимо по требованиям законодательства РФ о рекламе и с этической точки зрения. В обоих случаях на индивидуальных предпринимателей был наложен штраф.

Предприниматели-затейники не первый раз поплатились рублем за свои рекламные материалы. Зачастую индивидуальные предприниматели считают себя слишком незаметными на коммерческом поле. И не уделяют должного внимания рекламным материалам.

Почему же такое случается?

Символика Победы не приравнена ни к государственной символике, ни обладает зарегистрированными правами, которые бы защищали их от использования в коммерческих целях. Поэтому пока государство не решит как оградить ее от использования в коммерческих целях, подобные неприятности будут случаться.

Предыдущая статья Все публикации Следующая статья

Работы Кукрыниксов

Примеры его работ:

КУКРЫНИКСЫ. «Беспощадно разгромим и уничтожим врага». 1941 г.

Хромолитография. 50,3 х 62 см.

22 июня 1941 года был бой с фашистами вместе с миллионами советских людей. Как только репродукторы объявили о начале войны, вся троица (друзья-художники, создав аббревиатуру «Кукрыниксы» слово было сложено из первых слогов фамилий Куприянова и Крылов и трёх первых букв имени и первой буквы фамилии Николая Соколова.) Как только репродукторы объявили о начале войны, вся троица поехала в редакцию газеты «Правда».

Их встретили словами: «Вот вам троим, будет теперь работы!». Они сразу приступили к работе, и уже через несколько часов в редакции было два эскиза. Теперь их знают все.

Кукрыниксы. Три года войны. Окно ТАСС № 993

После Победы

В мирные послевоенные годы у художников работы не стало меньше. Они так же чутко реагировали на все события внутренней и внешней жизни. Доставалось от них мировому империализму, колониальной политике Соединенных Штатов, войне во Вьетнаме, Корее.

Кукрыниксы постоянно работали в журнале «Крокодил». Редко какой номер выходил без их очередной острой карикатуры. А уж все их работы еще долго обсуждались на работе и дома. Как и прежде, Кукрыниксы не только смеялись. Они очень серьёзно относились к иллюстрированию книг. До настоящего времени их иллюстрации к чеховской «Даме с собачкой» считаются лучшими. Как говорили современники, их иллюстрации к книге «Золотой теленок» Ильфа и Петрова сделали её в два раза смешнее.

Иллюстрация Кукрыниксов к рассказу А.П. Чехова «Дама с собачкой»

Памятник «Тысячелетие России»

Грандиозное сооружение, рассказывающее об истории России, возведено в Великом Новгороде в 1862 году, в память о призвании варягов на царство, когда править Россией стал род Рюриковичей. Гигантский шар держится на колоколообразном постаменте. Вокруг располагаются 128 фигур, поделённых на три яруса. В верхнем ярусе всего две фигуры: ангел с крестом олицетворяет Церковь и коленопреклонённая женщина — Русь. 
В среднем ярусе 17 фигур в шести группах, по числу исторических периодов на то время. В нижнем ярусе горельефы 109 исторических деятелей, список которых был утверждён после многих колебаний. Анонимный конкурс выиграл молодой скульптор Михаил Микешин. Помогал ему Иван Шредер. Архитектор проекта Михаил Гартман. Памятник установлен в 1862 году в присутствии Александра II и всей августейшей семьи. На время торжеств количество людей в городе удвоилось.

Нестор-летописец

Марк Матвеевич Антокольский был седьмым (последним) по счёту ребёнком в семье бедного трактирщика-еврея. Тяга к рисованию у него проснулась рано, но не поощрялась в семье. Единственное, что отец для него сделал — отдал в ученики к резчику по дереву. Очень скоро талант молодого человека был замечен и его отправили учиться в Санкт-Петербург. Там он стал вмиг знаменит и богат после того, как создал скульптуру Ивана Грозного, сидящего в кресле, а Александр II приобрёл её для Эрмитажа. С этого момента скульптуры следовали одна за другой. С 1880 года Марка стали интересовать «тихие» образы. К которым относится и скульптура «Несто-летописец», которую Антокольский создал в 1889 году, впечатлившись Пименом А.С. Пушкина. Благообразный старик сидит за простым столом и, держа в руке перо, тщательно выписывает буквы. Взгляд его сосредоточен. Вся фигура выражает спокойствие и силу, причём силу духовную.

Рабочий и колхозница

Гигантская металлическая конструкция, высотой 25 метров без постамента, представляет собой юношу и девушку — представителей рабочего класса и крестьянства. Они вместе делают порывистый шаг и поднимают ввысь символы советской власти: серп и молот. Скульптура была создана Верой Мухиной по замыслу Бориса Иофана в 1937 году специально для парижской выставки, точнее — для павильона, представлявшего молодую советскую страну. Эта скульптура, выполненная в стиле монументализма, стала символом СССР. В 2003 году памятник был разобран для реставрации и вернулся на своё место лишь в 2009 году. При этом высота постамента увеличилась.

«Родина-мать зовёт!»

Общие сведения о памятнике.

Название памятника.

«Родина-мать зовёт!»

Где находится.

Волгоград. Мамаев курган.

Авторы.

Скульптор: Е.И. Вучетич.

Инженер: Н.В. Никитин.

Год создания.

1959-1967.

Какому событию посвящён.

Это памятник мужества и отваги советского народа, победившего фашизм в годы войны

1941-1945 гг.

Описание памятника.

  • Материал – железобетон
  • Вес — 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций (без основания, на котором она стоит).
  • Высота: 85 метров (это одна из самых высоких статуй мира). 87 метров (скульптура с установочной плитой).
  • Высота скульптуры — 52 метра, длина руки — 20 и меча — 33 метра.
  • Меч, весящий четырнадцать тонн, изготовлен из специальной фторированной стали.
  • Памятник представляет собой фигуру женщины, шагнувшей вперёд с поднятым мечом.
  • Это аллегорический образ Родины, зовущей своих сыновей на битву с врагом.
  • В ночное время скульптура освещается прожекторами.

Интересные факты.

  • Памятник входит в список «Семи Чудес России».
  • Вероятно, что прообразом фигуры стала спортсменка, советская легкоатлетка Нина Думбадзе (хотя позировали автору и другие женщины).
  • Скульптура «Родина-мать зовёт!» занесена в Книгу рекордов Гиннеса. На момент создания это была самая большая скульптура в мире.
  • Общая высота скульптуры — 85 метров.
  • Для сравнения: Статуя Свободы в Нью-Йорке — 46 метров.
  • На данный момент занимает 9 место в списке самых высоких статуй мира.
  • Копия скульптуры установлена в городе Маньчжурия в Китае.
  • Подъём к памятнику начинается от площади Скорби. К ней ведут две выложенные камнем дорожки, вдоль которых лежат надгробные плиты с выбитыми на них именами погибших под Сталинградом воинов. Всего в мемориальном комплексе Мамаев курган захоронены почти 35 тысяч человек – солдат и мирных жителей, защищавших город.

 

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

«Солдатская икона»

Идея и сам набросок очень понравились руководству страны. Они прекрасно понимали необходимость воодушевить народ, придать ему единство перед лицом такой угрозы. Сыграл свою роль и немалый авторитет Ираклия Тоидзе среди партийной элиты. Он был признанным мастером, о чем свидетельствовали и многочисленные государственные награды. Автор долго думал, что поместить в руку женщине, и решил, что вскинутая вверх рука будет символизировать сам призыв. В правой руке женщина держит слова тем самым подчеркивалось, что люди давали присягу не государству, а именно Родине, предать которую просто невозможно. Сотни штыков за фигурой матери олицетворяли миллионы защитников Родины, готовых встать на ее защиту по первому ее зову. 27 июня работа над плакатом была завершена, и он поступил в типографии. Он сразу разошелся несколькими миллионами экземпляров. Но постоянно допечатывался в течение все войны. Солдаты погибали в бою и произносили как заклинание «Родина-мать зовет». Плакат был своеобразным символом всей эпохи грозных сороковых годов.

Памятник Минину и Пожарскому

Скульптура изображает две фигуры: Новгородского гражданина Минина (стоит), который передаёт меч сидящему князю Пожарскому, призывая его выступить на защиту Москвы и избавить страну от поляков. Сам Кузьма Минин (Косма Минич Сухорукой) обязуется найти людей и оружие. А Дмитрию Михайловичу Пожарскому предстоит взять на себя руководство операцией по изгнанию поляков. Что в 1622 году и произошло — победа над Польшей была одержана. Скульптор композиции — Иван Мартос. Памятник установлен в Москве, на Красной Площади в 1818 году. В открытии участвовал Император Александр. Интересно, что скульптура была выполнена в Санкт-Петербурге, а в Москву доставлена по воде. Это первый памятник в мире, отлитый из сплава меди и латуни в один приём.

Храм-памятник героям Плевны

Плевна — город в Болгарии, который был под властью Турции. Во время русско-турецкой войны (1877-1878 гг) под этим городом шли ожесточённые бои в которых погибло и стало калеками множество русских солдат — гренадёров. В память о них, по инициативе офицеров и солдат Гренадёрского корпуса и Московского археологического сообщества, на собранные деньги, в 1888 году была установлена часовня-памятник, созданная по проекту архитектора Владимира Иосифовича Шервуда. Александр II проект одобрил, но денег не дал. Александр III — тоже. Располагается памятник в Москве, в Ильинском сквере. Он представляет собой восьмигранный шатёр из чугуна с православным крестом наверху. На боковых поверхностях — горельефы со сценами из сражения и цитаты из Евангелия. С 1999 года в часовне возобновились заупокойные богослужения.

Царь-колокол

Императрица Анна Иоановна в 1730 году приказала вылить колокол весом 10 000 пудов. Сделать это согласился Иван Моторин — русский мастер. Он и его сын Михаил занимались колоколом с 1733 до 1735 года. На металл использовали старый колокол периода Бориса Годунова. Современный химический анализ показал, что в составе колокола в основном медь (более 80%) и олово (около 13%), есть в нём сера — процент с четвертью, четверть процента серебра и 36 тысячных процента золота. Если в килограммах, то серебра в колоколе 525 кг, а золота — 72 кг. После отливки колокола, мастера прямо в яме занимались его чеканкой. В 1737 году был пожар в результате которого колокол упал и от него отломился кусок весом примерно 11 тонн. Поднять колокол на поверхность оказалось делом сложным — это смогли сделать лишь сто лет спустя — в 1836 году по проекту архитектора И.Л. Мироновского. Колокол находится на территории Московского Кремля, стоит на бронзовом пьедестале работы Огюста Монферрана. Интересно, что внутри пьедестала хранится язык от неизвестного колокола.

Современные типографии

В настоящее время типографии существуют по всему миру, и техника их создания сильно шагнула вперед. На современных машинах плакаты создаются в огромных количествах и в короткие сроки. Они содержат в себе не только лозунги с ограниченной цветовой гаммой. В основном они носят рекламно-информационный характер. Разноцветные яркие изображения можно встретить на каждом шагу: реклама фильмом, концертов, различных мероприятий, все это идет в основу создания современных плакатов.

Одной из известных типографий России является winnerprint. Можно написать книгу самому и издать, сколько стоит указано на сайте типографии. Кроме плакатов фирма занимается изданием любых печатных форм: визиток, брошюр, календарей, журналов, книг в любом количестве и в кротчайшие сроки.

История создания плаката

Автор самого известного агитационного символа Великой Отечественной – грузинской художник Ираклий Тоидзе. Он был потомственным рисовальщиком, учился в Тбилисской академии художеств, где преподавал и его отец. В Москву Ираклий Моисеевич перебрался в 1930-х годах. Он был известен как автор великолепных книжных иллюстраций. Когда началась война, он как раз работал над иллюстрациями к эпосу Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре».

Сын художника Александр Тоидзе так передает историю создания плаката. Когда по радио прозвучало сообщение о начале войны, жена Ираклия Моисеевича Тамара вбежала в мастерскую мужа с восклицанием: «Война!» Выражение ее лица, трагический жест – рукой Тамара указывала на радиоприемник, откуда прозвучало сообщение, – так поразили художника, что он приказал жене не двигаться и сделал первый набросок. И уже на следующий день легендарный плакат был готов.

Тамара Тоидзе была в ту пору молодой женщиной, но художник сознательно состарил ее и придал ее лицу строгость матери, зовущей на битву своих детей. Жест – воздетая левая рука – характерен для целого ряда агитационных плакатов времен Первой мировой и других войн, однако в работе Тоидзе это движение не выглядит повтором, оно органично и чуть-чуть напоминает экспрессивную жестикуляцию грузинок. Одежда матери, ее красный цвет и силуэт, вызывает ассоциации и с красным флагом, и с одеяниями античных времен. В целом получился образ, безошибочно бьющий в самое сердце и поднимающий на битву лучше, чем сотня комиссаров.

КАК ПОЯВИЛСЯ ПЛАКАТ «РОДИНА-МАТЬ ЗОВЕТ!»

26.04.2023 607

Каждый житель нашей страны знает легендарный советский плакат «Родина-мать зовёт!». Во времена Великой Отечественной  «женщина в красном» стала настоящим символом доблести и единства многонационального народа Советского Союза. Однако мало кто знает историю создания этого шедевра. Плакат появился на свет в первые дни нападения нацистских войск Германии на СССР.

«Родина-мать» — один из самых известных агитационных плакатов за всю историю Советского Союза: тиражи, которыми он печатался — просто огромны. На стенах вокзалов и военкоматов, на центральных площадях советских городов уже в первые дни войны один за другим появились сразу несколько вариантов агитационных военных плакатов. Но все-таки лето-осень 1941-го прошли под знаком плаката, созданного Ираклием Моисеевичем Тоидзе. Эта работа и сегодня воспринимается как один из главных символов той войны.

Родился будущий художник 14 марта 1902 года в Тифлисе (ныне Тбилиси, Грузия). Его отец, сын простого крестьянина, Моисей (Мосе) Тоидзе славился на всю Грузию как блистательный художник. Картины Тоидзе-старшего получали высокие оценки Ильи Репина и Максима Горького. Именно отец и стал первым учителем Ирак­лия Тоидзе. С 1922 года молодой художник трудился в «Окнах ГрузКавРОСТА», на ниве популярного тогда агитационного жанра. В 1930 году оканчивает Тбилисскую академию художеств и переезжает в Москву. Там он знакомится и женится на красивой русской женщине по имени Тамара.

22 июня 1941 года Ираклий Моисеевич работал в своей мастерской над репродукциями к поэме «Витязь в тигровой шкуре», когда дверь внезапно распахнулась и в комнату вихрем ворвалась жена. «Война!» — только и вырвалось у нее. Поражённый Тоидзе, увидев ужас, но вместе с тем спокойную решимость на лице своей супруги, немедленно попросил её замереть на месте. Именно жена послужила художнику вдохновением для создания плаката. На нём он изобразил обычную женщину в простом красном платье, которая должна символизировать образ России-матери.

Жена несколько часов позировала, а он рисовал один вариант за другим. На следующий день плакат был готов. 

Этот эмоциональный порыв художника не был необдуманным — был создан великий образ Родины-матери: одновременно и личностный, и сплачивающий миллионы, говорится в паблике «История» в соцсети «ВК».

Тоидзе заметно «состарил» красавицу супругу. На фронт же уходили не только вчерашние школьники. Обобщенный образ матери — седовласая женщина с сильными, натруженными руками. Тут не нужно было подчеркивать изящество. 

Ираклий Тоидзе избрал трагичес­кий ритм, как и Александр Александров для композиции «Священная война», написанной в те же дни. В народном сознании эти два шедевра слились воедино: здесь видна не только содержательная, но и стилистическая общность. В облике Родины-матери есть не только «ярость благородная», но и благородная сдержанность: красное платье, красный широкий платок наброшен на плечи… Реалистическая прорисовка костюма лишь отвлекала бы от сути плаката, от главного посыла. Красный цвет — советское знамя, только так современники и воспринимали метафору Тоидзе.

В 1941 году войскам Красной армии приходилось вынужденно отступать. Один молодой боец, уходя на восток, увидел на стене дома плакат и закричал: «А как же моя мама?» Выбежал из строя, сорвал плакат, бережно спрятал его под гимнастеркой. И подобных фронтовых рассказов немало. Плакатный образ Родины-матери и сегодня пробирает до мурашек. В Первую мировую войну столь же трепетно защитники Отечества относились к другому оберегу — иконке с образом Божьей Матери.

Комментариев 0
Оставить свой

Памятник Чайковскому

Бронзовый Чайковский, великий композитор, сидит в кресле в скверике перед входом в Большой зал консерватории в Москве. Перед Петром Ильичём стоит пюпитр и правая рука уже тянется записать пришедшие на ум ноты, а левая всё ещё отсчитывает ритм. Рядом тянется длинная скамья из красного мрамора по краям которой арфы, а спинка — нотный стан. Этот памятник — творение Веры Игнатьевны Мухиной. Памятник ей заказали в 1945 году. Однако тот проект, что она предложила был раскритикован, так же, как и последующий. В конце-концов, с большими поправками, проект был утверждён. Но только в 1954 году, уже после смерти скульптора, памятник был установлен и открыт.

Плакаты, побуждающие к труду

Советский Союз был одной из самых развитых держав в те годы благодаря настрою и сплоченности граждан.

Страна смогла за считанные годы заново отстроить города после войны и добиться высоких результатов в сельском хозяйстве, в образовании и в освоении космоса.

Все это было бы невозможно без агитации людей с помощью плакатов. Для такого восстановления все граждане страны должны были сплотиться и действовать заодно.

Давайте вспомним, какие плакаты помогли нам поднять страну на ноги.

Ценить рабочую минуту! И не прохлаждаться, даже если хочется устроить перерыв на чай.

Вот бы у всех современных строительных компаний был такой лозунг.

С учетом тенденции популяризации удаленной работы и работы в офисе, такие плакаты скоро вновь будут актуальны.

Незабвенный Сталинград

Волгоград — город, который во время войны пережил, пожалуй, самые трагичные моменты всей своей истории. Именно здесь разыгрались многомесячные кровавые сражения немецких и советских войск. Чтобы увековечить память обо всех защитниках города, еще в конце войны было принято решение построить в городе монумент, который бы своим видом напоминал новым поколениям людей о страшных событиях той войны. По всему Советскому Союзу был объявлен конкурс на создание памятника. В адрес отборочной комиссии поступили сотни тысяч рисунков, но все они по тем или иным причинам были отклонены. Комиссия не могла определиться с основной концепцией скульптуры. И тогда появился эскиз знаменитого советского художника-ваятеля Евгения Вучетича. Идея очень понравилась правительству, и было дано добро на начало работ по сооружению монумента. Специально по проекту на Мамаевом кургане была сделана насыпь высотой с пятиэтажный дом. Внутри нее располагались захоронения защитников города.

Текст Руденко И.

(1)На Ленинградском шоссе, невдалеке от поворота на «Шереметьево», взгляд вдруг выхватил на рекламном щите сурово-требовательное лицо воина с красной звёздочкой на каске: «Ты записался добровольцем?» (2)Такое знакомое лицо, внезапно опрокидывающее тебя в военное лихолетье, когда плакаты, зовущие в бой, были такой же приметой дня, как сегодня соблазняющая на красивую жизнь реклама.

(3)Это и была реклама… дома отдыха! (4)Суровый боец звал… «в поход на русские бани и сауны». (5)Ну и ну…

(6)— Да это просто прикол такой, — не разделил моего недоумения молодой коллега. — Юмор.

(7)Дохихикались… (8)Вы обратили внимание на это всемирное хихиканье, на этот утробный юмор, ёрничанье, глумливую усмешку, становящиеся стилем жизни? (9)Но есть же, должны быть события, понятия, чувства, не подвластные упражнениям в остроумии!

(10)Не успела прийти в себя от оскорбительной безвкусицы, как снова на дороге военный плакат. (11)Знаменитая скорбно-суровая женщина в алом: «Родина-мать зовёт!» (12)Не на чёрные штыки, грозно поднимающиеся у неё за спиной, зовёт, нет. (13)Зoв продолжен ныне так: «Родина-мать зовёт отдыхать». (14)Таков слоган дня, оказывается. (15)А вместо военной присяги у неё в руке… «путёвка: ночной клуб, ресторан, русские бани». (16)Самое время поёрничать над военной присягой? (17)А Родине-матери звать в ночной клуб?

(18)Было время натужного пафоса, лицемерно-декларативной патриотичности, когда искренность, честность сопротивлялись употреблению святых слов всуе. (19)Как говорил старый бакенщик Паустовского: «Всё кричите: «Родина, Родина! А вот она, Родина, — за стогами». (20)Но это не снижение, а приближение к нам дорогого понятия. (21)Военные плакаты, превращённые в рекламу, хотели или не хотели того её создатели, рассчитаны именно на снижение. (22)Но Родина — дом человека. (23)А не дом циника всё же.

(24)Как смотрит на эти плакаты-рекламы тот, не плакатный, настоящий доброволец, что, израненный, больной, дожил до сегодняшнего дня? (25)И дожил не в хоромах? (26)Впрочем, вряд ли наши ветераны ездят по дороге в аэропорт, ворота страны, которую они исходили своими ногами в войну. (27)И уж никак не могут интересоваться ветераны домом отдыха, где плата за день стоит их полумесячной пенсии. (28)Тогда зачем дорогие понятия — снова всуе? (29)Прямо напротив плакатов, через дорогу, — знаменитые «ежи». (30)Последняя линия обороны. (31)3десь все воины, отвечая на зов Родины-матери, не пропустили врага. (32)И погибли.

(33)Не хочется впадать в пафос, говорить громкие слова «кощунство», «исторический нигилизм», но превращать эпос, каким была Великая Отечественная, в анекдот — как ещё назвать, подскажите?

Памятник Затопленным кораблям в Севастополе

В 23 метрах от набережной Приморского бульвара Севастополя возвышается девятиметровая скала из гранита. Из неё вырастает пьедестал с диоритовой колонной наверху которой виден двуглавый орёл в императорской короне держит в клювах венок с якорем. Грудь орла украшает щит со Святым Георгием Победоносцем. Скульптор памятника — Амандус Адамсон. Монумент был сооружён в 1905 году, чтобы увековечить одну удивительную историю, произошедшую 50 лет назад. В 1854 году Нахимов принимает решение затопить корабли и тем самым перекрыть вход в Севастополь. Сначала было затоплено несколько кораблей, а позже все. Англо-французский флот так и не смог попасть в Севастопольскую бухту.

Техника создания плакатов в Советском Союзе

Первые социальные плакаты берут начало в 1919 году, в годы Первой Мировой Войны. На технику исполнения оказали влияние экономическое и политическое состояние страны. В начале ВОВ появилась специальная форма таких плакатов, которая получила название «Окна ТАСС»-эта была линейка плакатов с агитационным подтекстом. Их авторами были известные художники, поэты, состоявшие в литературно-художественных отделах.

Технология производства данных плакатов имела ряд кропотливых действий:

  1. От руки рисовали один или два экземпляра, чаще нанесение было клеевой краской;
  2. Далее из картона или пластика вырезали по первоначальному рисунку трафарет и с его помощью создавались копии первых экземпляров, это было тогда самым быстрым способом изготовления больших партий. Поскольку в военное время типографии мало обеспечивали, такая техника позволяла экономить на материалах.

Основными цветами агитационных плакатов были красный, черный и серый, как на изображении «Родина-мать». Большинство плакатов изготавливалось в полевых условиях в военных машинах, и попутно распространялись по всей стране. За все годы Второй Мирровой было создано около 1300 разных работ. После каждого сообщения Совинформбюро мгновенно выпускалось по несколько плакатов, поэты сразу писали к ним лозунги и стихи, а художники набрасывали эскизы.

В каждом городе, из которого были выведены немецкие войска сразу на всех улицах появлялись «Окна ТАСС». Враги начали узнавать руку авторов плакатов, это было для них, как еще одно оружие.

Памятник Екатерине II в Санкт-Петербурге

Располагается на площади Островского в Санкт-Петербурге. Памятник установлен на гранитный постамент, при этом гранит использован четырёх сортов. Фигура Екатерины возвышается на 4 метра, её выполнил Михаил Чижов. Екатерина слегка улыбается, а впереди неё, у ног — корона Российской империи. Ниже располагаются фигуры приближённых, выполненные Александром Опекушиным. Среди них Суворов и Потёмкин, Румянцев-Задунайский и Державин, Безбородко и Бецкой, единственная женщина — подруга императрицы Дашкова. Памятник был заказан Александром II в честь столетия восхождения Екатерины II на трон (1762 году), начал строиться в 1862 году по проекту архитектора Михаила Микешина, был открыт в 1873 году.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: