Характерные шрифты
Залог хорошего плаката — читабельный лозунг
В советской графике тексту отводилось важное место, а шрифты отражали дух времени: это были простые, грубые, чёткие буквы, которые легко прочесть издалека
Для коротких заголовков использовали акцидентные (декоративные) шрифты, но в них тоже не было мелких деталей.
Самый распространённый приём — буквы с обводкой. Н. Фейгуш, 1938 годИзображение: Public Domain
Сейчас многие считают обводку моветоном. Во-первых, если автоматически сделать её для обычного шрифта, это исказит форму букв. Во-вторых, такой текст трудно читать в маленьком масштабе — например, со смартфонов. Однако если речь идёт о специальных декоративных шрифтах с обводкой, а сама надпись планируется крупной, этот приём работает и популярен до сих пор.
Когда текста на плакате было сравнительно много, использовали простые гротески. Обычно это были равноширинные шрифты (в которых все буквы тяготеют к одной ширине) — они придают надписи чёткий ритм. Толщина и размер шрифта варьировались.
Так создаётся иерархия текстовых блоков. М. Бри-Бейн, 1932 годИзображение: Gallerix
Антикву с тонкими засечками на плакатах практически не использовали, но встречаются брусковые шрифты. Вероятно, жирный гротеск с острыми углами, как в предыдущем примере, на этом плакате смотрелся бы пугающе:
Брусковый шрифт подходит к теме плаката. В. Говорков, 1936 годИзображение: Gallerix
Плакаты 20-30-х годов
Это были очень бурные годы: в начале этого периода Красная армия вела войну с белым сопротивлением и Польшей, в конце 20-х к власти приходит Сталин, начинается индустриализация, происходят кардинальные изменения в обществе.
Плакат с призывом к борьбе против врагов большевизма.
«Клином красным бей белых» – призыв бороться с белым движением. Плакат был нарисован художником Лазарем Лисицким – одним из основателей супрематизма.
Надпись призывает записываться добровольцем на войну с Польшей
Реклама, которая сообщает о скидках на одежду с 21 февраля.
Советская власть стремилась уровнять в правах всех своих граждан. Плакаты призывают женщин бросать «кухонное рабство» и осваивать новые профессии.
До революции уровень грамотности в России был очень низким. Придя к власти, коммунисты тратили не мало усилий на образование народа. На плакате неграмотный человек сравнивается со слепым, которого всюду ждут несчастья.
В начале 20-го века Партия еще вынашивала планы мировой революции, и готовила к ней свой народ. Плакаты говорят, что «весь мир будет наш»!
Примерно с середины 20-х появляется культ личности Сталина. Пока что ему посвящают не так много плакатов, и он не всегда является главным действующим лицом изображения.
Надпись на плакат прославляет Красную армию. Это одна из первых работ, в которой фотография совмещается с живописью.
Один из первых плакатов с изображением лично Сталина. Его называют «капитаном, который ведет страну от одной победы к другой»
Глава 2. Плакат социальной рекламы
Советское правительство использовало плакаты с целью собственной популяризации, мобилизации населения в Красную армию и представления своих ценностей и идеалов. Это была деятельность, направленная на достижение общественно полезных целей и обеспечение интересов государства. Цели и задачи социальной рекламы зачастую смешивались с целями и задачами других видов рекламы, а также журналистики. Так, мобилизация населения в период военных действий, проведение кампаний по сбору средств и пожертвований в равной степени могут относится и к политической, и к социальной рекламе.
Социальная реклама часто передает информацию о негативном явлении с целью его корректировки. Так, тексты социальной рекламы могут служить нравственным катализатором состояния общества и позитивной корректировки его жизнедеятельности. Цель социальной рекламы – способствовать решению гражданской проблемы, бескорыстность, не прибыльность.
Можно видеть плакаты по теме употребления алкоголя см. приложение рис.: 4, 42, 46, 51, 54 и 75. В плакате рис.79 предупреждают о последствиях аборта
Например, на эти социальные проблемы советское государство хотело бы обратить внимание народа
Инструктивные плакаты
Еще одной обширной категорией были инструктивные плакаты, художественная эволюция которых происходила сразу в нескольких направлениях: техника безопасности, санитарно-просветительская работа, распространение передовых методов труда в различных областях народного хозяйства.
В период индустриализации самыми востребованными были информационные плакаты, рассказывающие о трудовых подвигах советского человека. Рабочий энтузиазм поддерживался иллюстрированными рассказами о рационализации методов ведения сельского хозяйства, о повышении производительности труда, о внедрении новой техники и новаторских технологий в промышленности и на транспорте. В послевоенные времена стали появляться плакаты, посвященные культуре производства и научной организации труда.
Санитарно-просветительские советские плакаты
Эта линейка наглядной агитации получила свое распространение практически в то же время, что и первые агитационные плакаты. Послереволюционная неразбериха в стране способствовала разгулу множества опасных заболеваний — тиф, например, и война с этой напастью велась сразу по всем фронтам, в том числе — и на информационном.
В более поздние и более благополучные времена эта категория плакатов служила для ознакомления населения с мерами по профилактике и борьбе с различными болезнями, основами личной гигиены. Также были широко распространены плакаты, призывающие к соблюдению санитарно-гигиенических норм в быту, учебе и на производстве.
Советские плакаты по технике безопасности
Чем масштабнее шла по стране индустриализация, тем сильнее становилась потребность в распространении производственной культуры, частью которой неизбежно становилась техника безопасности. Эти плакаты встречались абсолютно во всех областях жизни советского человека: в промышленности, быту, на транспорте и т.д.
И если плакаты всех остальных категорий обычно содержали много иллюстративного материала и короткий текст, то в плакатах по технике безопасности могли содержаться методы и способы проведения различных мероприятий, непосредственно связанных с тематикой иллюстраций: пожарная безопасность, правила дорожного движения, спасение на водах, обращение с тем или иным оборудованием и пр.
Торговля советскими плакатами
Требования к любой наглядной агитации в СССР всегда были довольно высокими: недопустимыми считалось искажающее изображение несовпадение красок при многоцветной печати, потеки и пробелы в местах оттиска, замятие и загрязнение листов бумаги при печати, дефект мелового слоя и т.д.
Те партии плакатов, что проходили контроль ОТК, отправлялись на реализацию. Оптовой торговлей плакатами, которые выпускали центральные издательства, занималась Союзкнига (организация при Министерстве культуры СССР), а все то, что производили республиканские/краевые издательства — региональные книготорги.
Розничная торговля велась через сеть книжно-канцелярских магазинов, с помощью киосков Союзпечать, в сельской местности — через сеть потребкооперации. В крупных городах существовали специализированные магазины по продаже изопродукции, в ассортимент которой непременно входили и плакаты различных категорий. Также плакаты — в основном образовательной тематики, встречались в специализированных магазинах школьных наглядных пособий.
Сами издательства оповещали торговую сеть о предстоящем выходе новых плакатов с помощью специализированных буклетов, в которые вкладывались бланки для заказов с анонсом выходящей продукции. Многие издательства практиковали просто рассылку информационных писем со списком выходящих плакатов. Местные книготорговые оптовые организации в свою очередь оповещали розничную сеть о предстоящем поступлении изоматериала и изучали потенциальный спрос на данную продукцию.
*************************************************************************************************************
Тематическая группа ВКонтакте — присоединяйтесь!
***************************************************************************************************************
Времена Брежнева
Брежневские времена в русской историографии принято называть «застоем». После шока Карибского кризиса стороны поняли всю опасность возможной войны, и милитаристская риторика поутихла. Подскочили цены на нефть, которую СССР успешно продавал. Приток денег в страну позволили обменять материальные блага на лояльность народа, за инакомыслие наказывали только тех, кто целенаправленно выступал против советского строя
Как следствие, с плакатов пропадает пропаганда коммунизма, и почти всё внимание уделяется социальным проблемам, повышению качества труда и энтузиазма рабочих
«Как работал, так и заработал»
«Качество – залог прогресса!», «Повышай личную ответсвенность!»
«Не лги никогда»
«Один ребенок – хорошо, два – лучше!»
«Грудному ребенку место в яслях, а не в тундре»
В Советском союзе проживало много т.н. «малых народов». Эти люди не хотели покидать места проживания своих предков, и вели традиционный для их культуры образ жизни. Власти всячески призывали их вливаться в советское общество, используя, в том числе, и плакаты.
Во времена Брежнева довольно популярной становится тема Космоса. К тому же, на этот период выпадает и знаменитая программа «Союз – Аполлон», в ходе которой произошла первая стыковка советского и американского кораблей на орбите земли.
«Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать её!» – Юрий Гагарин.
“Orbiting Earth in the spaceship, I saw how beautiful our planet is. People, let us preserve and increase this beauty, not destroy it!” – Yuri Gagarin.
На плакате советские космонавты Юрий Гагарин, Герман Титов, Андриян Николаев и Павел Попович сравниваются с героями русского эпоса.
Плакат посвящённый полёту Союз – Аполлон, который также известен, как «рукопожатие в космосе».
Учебные плакаты
По мере развития этого направления изобразительного искусства было принято решение направить его и на учебно-образовательный процесс. Был налажен выпуск нескольких серий тематических плакатов по различным учебным дисциплинам: география, математика, литература, биология, физика и т.д. Такие плакаты могли сопровождаться как поясняющим материал текстом, так и формулами, графиками, чертежами.
Особая группа советских учебных плакатов представлена продукцией, выпущенной специально для ДОСААФ. При этой организации имелось множество кружков оборонного значения — радио-, авиа-, мото-, судомодельных, и все они нуждались в соответствующем иллюстративном материале.
Леттеринг
Рисованные буквы — фишка советских плакатов. Леттеринг — это создание надписей от руки для конкретного проекта: сейчас он популярен в рекламе, анонсах и логотипах. Рисование надписей — непростое искусство, ведь нужно не только сделать буквы визуально интересными, но и сохранить их основные пропорции, чтобы не возникало проблем с чтением. Советские художники делали это мастерски.
Вот креативный плакат, чем-то напоминающий современные мемы. Но здесь важную роль играют надписи: они будто летят и растворяются в космическом пространстве.
Смотрится очень необычно. А. Иогансон, 1959 годИзображение: «Торгреклама»
Очень популярным был леттеринг, стилизованный под рукописный почерк. Он, как и почерк, бывает разным. Например, буквы в следующем плакате нарисованы нарочито небрежно: в отличие от рубленых шрифтов, такое написание — попытка доверительного общения с народом.
Это не призыв, не реклама, а мягкое наставление. Б. Решетников, 1956 годИзображение: издательство «КОНТАКТ-КУЛЬТУРА»
Леттеринг оживлял советские надписи: с помощью уникального написания можно придавать буквам разные форму и наклон.
Агитационные плакаты и политическая пропаганда
Молодому советскому государству для восстановления после революции и Гражданской войны требовалось здоровое, грамотное, в том числе и политически, население. Для каждой прослойки общества были разработаны отдельные рекомендации по просветительской работе. Так, лекторам, выступающим перед крестьянством, то есть малообразованными людьми, предлагалось говорить чётко, ёмко, кратко, минут на 15. Продолжительные мудрёные речи, обилие информации, как считалось, могли дать негативный эффект и вызвать у аудитории раздражение и агрессию.
На плакатах, ориентированных на рабочих, используется авангардный стиль. Те, что обращались к жителям села, напоминали лубок.
Автор плаката — Хвостенко В., 1925. (pinterest.com)
Автор плаката — Черемных М., 1924. (pinterest.com)
Автор плаката — Кругликова Е., 1923. (pinterest.com)
Автор плаката — Клуцис Г., 1927. (pinterest.com)
Автор плаката — Буланов Д., 1928. (pinterest.com)
Советский человек, по версии пропаганды, усердно трудится, правильно отдыхает в коллективе, занимается спортом и следит за своим здоровьем, читает, воспитывает детей. Вредные привычки (алкоголизм, курение), болезни, высокая детская смертность, беспризорники считались наследием прошлого, поэтому риторика пропаганды сводилась к противопоставлению старого (грязного, нездорового) новому (чистому, здоровому). Степень культурности определялась количеству употребляемого мыла. Эпидемии испанского гриппа, тифа, холеры, пришедшиеся на преднэповские годы, ещё были свежи в памяти, а потому плакаты о здоровом образе жизни повторяли классические советы о мытье рук, личной гигиене, дезинфекции, проветривании помещений.
Автор плаката — Бабиченко Д., 1929. (pinterest.com)
Автор плаката — Сенькин С., 1925. (pinterest.com)
Авторы плаката — Клуцис Г., Сенькин С., 1927. (pinterest.com)
Автор плаката — Родченко А., 1925. (pinterest.com)
Автор плаката — Соборова А., 1925. (pinterest.com)
Активными участниками пропагандистских плакатов становятся дети. Они позиционируются как цветы жизни, а их здоровье и счастливое детство — как залог светлого будущего страны. На плакатах дети устраивают митинги в защиту своих прав, требуют от взрослых отказаться от вредных привычек и обеспечить качественную среду. Дети же становятся носителями идеи просвещения и прогресса.
Неизвестный художник, 1926. (pinterest.com)
Автор плаката — Лаптев А., 1929. (pinterest.com)
Автор плаката — Буланов Д., 1929. (pinterest.com)
Автор плаката — Фёдоров А., 1926. (pinterest.com)
Новую роль в обществе приобретает женщина. Она всё ещё мать, которая ответственна за рождение и воспитание детей, то есть будущего всей страны. Но также современное общество видит женщину как участника политического процесса, полноценную личность. Плакаты призывают женщин следить за здоровьем, учиться и беречь честь смолоду, ведь проституция, объявленная пережитком царских времён, была табуирована.
Автор плаката — Комаров А., 1923. (pinterest.com)
Автор плаката — Соколов-Скаля П., 1929. (pinterest.com)
Неизвестный художник, 1929. (pinterest.com)
Авторы плаката — Макарычев И., Раев С., 1925. (pinterest.com)
Были, безусловно, и откровенно пропагандистские плакаты, которые призывали идти на выборы, поддерживать программу электрофикации, покупать акции.
Авторы плаката — Шасс Ю., Кобелев В., 1925. (pinterest.com)
Неизвестный художник, 1926. (pinterest.com)
Автор плаката — Родченко А., 1923. (pinterest.com)
34 агитационных плаката, по которым можно узнать историю СССР
- Подписаться
- Поделиться в Facebook
- Рассказать ВКонтакте
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Агитационные плакаты — эффективный способ советской пропаганды. Агитационные плакаты в советское время считались одним из самых эффективных способов пропаганды. Острая подача информации, агитация, доступность и быстрый отклик были главными характеристиками этого вида искусства. Как правило, изображения на плакатах были лаконичными, и обязательно изображались некие призывные жесты. Агитационные плакаты призывали к борьбе с грабителям, лодырями, врагами. В нашем обзоре 34 советских плаката разных лет, по которым сегодня можно изучать историю.
Первый военный плакат, появившийся в начале Великой Отечественной войны.
Красноармеец, за плечами которого круто поднимались дымы заводов и фабрик, в упор спрашивал каждого, что он сделал для защиты завоеваний Октября.
Латентная безработица, квартирный вопрос, высокие ставки по ипотеке.
«Окна РОСТА» — специфическая форма массового агитационного искусства, возникшая в период Гражданской войны и интервенции 1918—1920.
О культуре поведения.
Борьба с алкоголизмом.
«Нет!» алкоголизму.
Врага нужно знать в лицо.
Стихотворение в переводе означает: Несчастная страна под смертельной жарой.
Революционный и военно-патриотический плакат. Художники Т. И. Певзнер, Т. А. Шишмарева и Власов, 1941 г.
Дорога в один конец.
Внутренняя и внешняя американская политика.
Советский антиамериканский агитационный плакат.
«Государственный деятель».
Мы за мир.
Ночь не помешает нам работать. Б. Решетников и А. Добров, 1956г.
Советский агитационный плакат, создан в стиле соцреализма в 1954 году художником В. Говорковым.
Советский агитационный плакат, художник В.Корецкий, 1944 год.
Художник Вениамин Брискин, 1952 г.
Плакат СССР «Авиация».
Плакат СССР. Соколов-Скаля П.
Началось формирование мировой системы социализма.
Убедительный лозунг, который помнят многие.
Советский агитационный плакат конца 1925 года.
Один из постеров, изображающий суровую женщину-колхозницу, прижавшую палец к губам и призывающую к молчанию.
Советский политический плакат, создал художник Говорков Виктор Иванович в 1948 году.
Старая добрая поговорка, которая гласит: чтобы хорошо зарабатывать, нужно приложить немало трудолюбия и упорства.
Творец могучей авиации.
Советский плакат об ударниках сельского хозяйства — средство агитации воздействующее на сознание людей с целью побуждения их к политической или другой активности.
Советский плакат 1949 года.
Благодарность шеф-повару.
Плакат СССР о повышении темпов роста и качества строительства.
В СССР люди работали практически за копейки и при этом почти не жаловались.
Советский плакат о труде и качестве работы, мотивирующий улучшить качество и повысить производительность труда.
В продолжение темы — 10 самых ярких образцов лучшей советской рекламы ТЭЖЭ.
Советские медицинские плакаты. — Предметы советской жизни
Profile
Name: Предметы советской жизни
Entry Tags
«полезные советы», «сделай сам», 1 мая, 1940-е годы, 1950-е годы, 20-годы, 20-е годы, 23 февраля, 30-годы, 30-е годы, 40-годы, 40-е годы, 50-годы, 50-е годы, 60-е годы, 70-е годы, 70-е-годы, 8-е марта, 80-е годы, 90-е годы, \»полезные советы\», \»сделай сам\», БАМ, Баку, Брежнев, ВДНХ, ВИА, ВУЗ, Великая Отечественная, Великая отечественная, Военная форма, Волго-Донской канал, Дети, ЖД, КГБ, КПСС, Киев, Лениград, Ленин, Ленинград, Москва, Московские картинки, Новый год, Одесса, Олимпиада-80, Подмосковье, Пхеньян, СССР, Советская архитектура, Сталин, Сталинская архитектура, Сумгаит, Туркестан, Фотографы, Чернобыль, ЭВМ, Эстония, авиация, автобус, автомобили, автомобиль, азартные игры, аптека, армия, архитектура, аудиозапись, бабушка, белье, бельё, билеты, брелок, бублик, буфет, бухгалтерия, быт, бытовые приборы, велосипеды, внешняя политика, военная техника, воздухоплавание, воспоминания, выборы, газеты, газировка, география, гигиена, гимн, гипсовые статуи, головные уборы, город, городской транспорт, гражданская война, грамота, графический редактор, дата, дача, двор, день Победы, деньги, дети, детсад, детская коляска, детская одежда, детские игрушки, детские игры, детские книжки, детское питание, дефицит, диафильмы, дирижабль, документы, доска почета, дуршлаг, еда, елочные игрушки, железнодорожник, живопись, жилье, журналы, за границу, зима, знаки различия, значки, зонтик, игольница, игра в бутылочку, игрушки, идеология, иностранцы, интерьер, искусство, календарь, калькулятор, канализация, карандаши, карикатуры, карточки, картошка, карусель, качели, квартплата, керосин, килька в томате, кино, кинофильмы, книги, книжная графика, книжная иллюстрация, ковер, коврик, ковры, колбаса, колготки, колхоз, командирские часы, коммуналка, комсомол, консервы, коньки, коробки от печенья, космос, кровать, купальник, курорт, курорты, кухня, лампа, лейка, ленинградская блокада, ленинский зачет, льготы, магазин, магнитофон, марки, мебель, медицина, мода, монументальная пропаганда, мороженое, музеи, музей, музыка, мульфильмы, награды, наука, научный атеизм, носки, ноты, облигации, обувь, общепит, объявление, одежда, октябрьская революция, октябрята, отдых, открытка, очереди, очки, парад, парикмахерская, парк культуры и отдыха, парфюмерия и косметика, патефон, перестройка, песни, печка, пионерлагерь, пионеры, пирожки, пишмашинки, плакат, пластинки, плита, подарок первокласснику, подстаканник, политические деятели, портсигар, посуда, почта, почтовые конверты, праздник, пресса, прикладное искусство, примус, прическа, продам, пропаганда, пропуск, пылесос, пятилетка, радио, радиоприемник, радиоприёмник, раскладушка, реклама, реконструкция Москвы, ресторан, садик, самиздат, самовар, самодеятельность, санатории, санитария, санпост, свадьба, сделай сам, сектанты, село, сельское хозяйство, семейные истории, семья, сервант, сигареты, сигары, скульптура, сленг, собрание, советская торговля, советские художники, социалистическая экономика, соцреализм, спичечные этикетки, спички, спорт, справочник рыболова-любителя, ссылка, ссылки, старые фотографии, стиляги, стихи, стройка, студенты, стул, счастливое детство, счеты, считалки, сыр, табуретка, талоны, танцы, театр, телевидение, телевизор, телефон, техника, торговля, трамвай, транспорт, троллейбус, трудодни, туалет типа сортир, тумбочка, туризм, удостоверение, умывальники, упаковка, учебники, училки, фельетоны, фольклор, фотоаппараты, фотографии, фотография, фотографы, хлопок, ходики, холодная война, художественное творчество, цирк, чайник, частушки, часы, чемодан, чулки, швейная машинка, шестидневка, шкаф, школа, школьная форма, шляпы, экономика, эмиграция, эстрада, юзерпик, юмор
Сталинская эпоха
Главные темы плакатов сталинской эпохи – прославление лидера страны, индустриализация, развитие сельского хозяйства и агитация во время Второй мировой войны.
«О каждом из нас Сталин заботиться в Кремле»
Сталина называют символом «дружбы народов» — одного из главных идеологических принципов Советского союза, согласно которому должен быть сформирован единый «советский народ», пренебрегая национальной и религиозной идентичностью.
«Любимый Сталин – счастье народа»
В 30-е годы полным ходом идет индустриализация страны и развитие сельского хозяйства. Конечно, эти события не были упущены советскими плакатистами.
«Строительство социализма»
Плакат призывает женщин, работающих на заводах повышать свою квалификацию и овладевать новым оборудованием
Призыв закончить пятилетний план развития страны за четыре года.
С началом правления Сталина страна развивается «Пятилетками». Принимается план развития страны на этот срок, после его завершения принимался следующий план и так далее. Такая практика просуществовала вплоть до 1991 года.
Еще один плакат, призывающий форсировать выполнение пятилетнего плана.
Кстати, подобные слоганы были заимствованы Джорджем Оруэллом для его романа-антиутопии «1984». С помощью формулы 2+2=5 он наглядно демонстрировал политику «двоемыслия», которая господствовала в тоталитарном обществе.
Крестьянам предписывается увеличивать количество посевов и активней использовать в сельском хозяйстве современную технику.
А тут речь идет уже об уборке урожая.
В 1941 году Германия нападает на СССР. Все работы советских плакатистов отныне посвящены борьбе с врагом.
Плакат демонстрирует «превращение» немецких солдат
«Свет в окне – помощь врагу»! Во время войны действовали правила светомаскировки, по ночам во всех домах и на транспорте отключали свет, чтобы противнику было сложнее определять цели для бомбардировок.
Для поднятия боевого духа солдат было решено использовать образы выдающихся полководцев прошлого.
«Кто с мечем к нам войдет, от меча и погибнет». На заднем плане изображен Александр Невский – русский князь и полководец, во время сражения с немецкими рыцарями.
Хоть плакат и приписывает это выражение полководцу, на самом деле оно было придумано для фильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский», снятого в 1938 году.
На заднем плане изображен Михаил Кутузов – главнокомандующий русскими войсками в войне с Наполеоном.
Внизу плаката цитата из речи Сталина во время военного парада в ноябре 1941 года, которая призывает вдохновляться мужеством великих предков.
Разногласия между странами-союзницами появятся только после войны. Сейчас же плакаты отражают совместную борьбу Англии, СССР и США с Германией.
«Так будет с фашистским зверем»
«С Новым годом, ребята!»