Ты записался добровольцем?

Тематическое содержание социального плаката различных исторических периодов

Плакат можно рассматривать как специфическую форму современного искусства − современную конкретному историческому периоду. С этой точки зрения социальный плакат несет в себе идеи, содержание и проблематику революционных социальных перемен, отражает важнейшие вехи в истории государства. Помимо этого, стилистика плаката отражает наиболее актуальные для различных исторических периодов художественные течения. Обращаясь к содержанию постреволюционного плаката первой четверти XX века, можно проследить композиционное построение, цветовые сочетания, стиль исполнения и шрифтовую стилистику, характерные для профессионального художника-авангардиста. Лаконичный, хлесткий текст-лозунг плаката, текст-призыв к действию являет пример характерного для данного периода социального напряжения (рис. 4, 5). С этого периода социальный плакат прочно занял свое место в художественной культуре страны.

Ярким, с элементами карикатуры, ограниченной цветовой палитрой, героическим акцентом на переднем плане, имеющим четкий информационный посыл, запоминающиеся фразы, был плакат 40-х годов прошлого века, выполненный профессиональными художниками. Композиционно выверенный социальный плакат военного времени убедительно, аргументировано и эмоционально призывно, адресно выполнял коммуникативную функцию. Смысловая нагрузка, заложенная автором, была доступна и понятна каждому человеку. Текст и графика дополняли друг друга и смотрелись на дальнем расстоянии. Риторика плаката безапелляционна (текст традиционно содержал глагол в повелительном наклонении). Имели место четкие контрасты. Сохранялись традиции плакатного искусства как генератора пропаганды, проводника социально-значимых, нравственных ценностей, гражданской позиции, ответственности.

Рисунок 4. Советский плакат 1920-х годов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 5. Военный плакат. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Характерные шрифты

Залог хорошего плаката — читабельный лозунг

В советской графике тексту отводилось важное место, а шрифты отражали дух времени: это были простые, грубые, чёткие буквы, которые легко прочесть издалека

Для коротких заголовков использовали акцидентные (декоративные) шрифты, но в них тоже не было мелких деталей.

Самый распространённый приём — буквы с обводкой. Н. Фейгуш, 1938 годИзображение: Public Domain

Сейчас многие считают обводку моветоном. Во-первых, если автоматически сделать её для обычного шрифта, это исказит форму букв. Во-вторых, такой текст трудно читать в маленьком масштабе — например, со смартфонов. Однако если речь идёт о специальных декоративных шрифтах с обводкой, а сама надпись планируется крупной, этот приём работает и популярен до сих пор.

Когда текста на плакате было сравнительно много, использовали простые гротески. Обычно это были равноширинные шрифты (в которых все буквы тяготеют к одной ширине) — они придают надписи чёткий ритм. Толщина и размер шрифта варьировались.

Так создаётся иерархия текстовых блоков. М. Бри-Бейн, 1932 годИзображение: Gallerix

Антикву с тонкими засечками на плакатах практически не использовали, но встречаются брусковые шрифты. Вероятно, жирный гротеск с острыми углами, как в предыдущем примере, на этом плакате смотрелся бы пугающе:

Брусковый шрифт подходит к теме плаката. В. Говорков, 1936 годИзображение: Gallerix

Пропаганда белых

Фактически, у белых был лишь один лозунг, вокруг которого они выстраивали свою пропаганду — это «Россия Единая, Великая и Неделимая». По сути это было реакцией на желание красных строить интернационал, устраивать мировую революцию и дать нациям свободу самоопределения в ущерб целостности России. Ни один из лидеров Белого движения не хотел признавать разделение России или потерю ей каких-либо территорий, даже когда вероятность вернуть потерянные территории была практически равна нулю. Также был и второй принцип, которого придерживались белые — это «непредрешение», то есть отказ от какого-то решения насчёт будущей формы устройства государства.

Пропаганда белых против красных делала упор на «азиатчине» красных, интернационализме, обвинению в связях с немцами, уничтожению церквей и прочем. Себя же они старались показать в образе тех, кто сумеет объединить страну, решить земельный вопрос и поведёт Российскую империю к светлому будущему.

К примеру, вот группа плакатов, которые создают образ единой России, на одном из которых также виден образ богатыря, который убивает красного змея, который плотным кольцом обхватил сердце России.

Ещё один сильный аргумент против большевиков — это их отношение к церкви и православию:

В то время как белогвардейцы наоборот обращались к вере и религии:

Нужно не забывать, что во время Гражданской войны шла активная интервенция со всех сторон в нашу страну. Западные империалисты были против становления большевизма в России, поэтому они активно помогали белогвардейцам, что отразилось в пропаганде:

При этом большевиков они обвиняли в связи с немцами, которые спонсировали революцию, дабы вывести нашу страну из войны. Правда после поражения Германии в Первой Мировой войне, правительство большевиков не рухнуло вслед за «спонсорами», поэтому среди белых офицеров начал нарастать когнитивный диссонанс. После многие белые офицеры переходили на сторону Красных (Будёный, например), потому что осознавали, что это за ними стоят интервенты, а за большевиками только народ:

И как в любой войне шла активная демонизация своего противника, чтобы солдатам было психологически легче идти на войну и убивать друг друга. Враги постоянно сравнивали друг друга с какими-то монстрами:

В 1919 году появляется белогвардейский плакат «Отчего вы не в армии?», который обладает рядом недостатков и не может соперничать с аналогичным плакатом красных (см. ниже). Вообще, плакат был перерисован с итальянского постера, шрифт плаката в стиле модерн вызывает непонятные смыслы, а также плохо читаем. Обращение на «вы» здесь вообще неуместно, так как не создаёт необходимого контакта между потенциальным новобранцем и плакатом:

Красные (как, впрочем, и белые) нередко устраивали террор в сёлах и деревнях, поэтому такие события давали хорошую основу для белой пропаганды:

Интернационализм также подвергался жёстоким нападкам в самых извращённых формах. К примеру, известно, что в Красной армии воевали китайцы и латыши, так как коммунисты действовали исходя из классовой теории Маркса. Она гласит, что каждый человек будет поступать в интересах своего класса, отстаивая эти интересы. Поэтому с точки зрения большевиков не было разницы между китайцем и русским, если они оба принадлежали рабочему классу (или буржуазному). Факты присутствия иностранных подразделений были подарком для белогвардейской пропаганды:

«Военный министр»

Год создания: 1914.

Прототип персонажа: лорд Гораций Герберт Китченер.

Образ военного министра, призывающего вступить в армию в трудные для Отечества годы (Первая мировая война), буквально напрашивался на патриотические плакаты начала войны. К началу Первой мировой английская армия численно уступала потенциальным противникам, в том числе из-за отсутствия всеобщей воинской повинности. Заступивший на пост министра Китченер был в Англии личностью легендарной, он прославился при подавлении восстаний в африканских колониях.

Но главное достижение Китченера на посту военного министра — резкое увеличение численности армии метрополии. Именно он был горячим сторонником всеобщей воинской повинности, которая была введена в Соединённом Королевстве уже в ходе войны. Более того, Китченер обладал внешностью типичного для тех лет военного. К примеру, этот тип усов в Англии до сих пор именуют «военными». Поэтому для художника, перед которым стояла задача создать плакат, призывающий добровольцев в армию, лорд Гораций Китченер был самым естественным выбором, так как подходил по образу и изображал в данном случае самого себя.

Леттеринг

Рисованные буквы — фишка советских плакатов. Леттеринг — это создание надписей от руки для конкретного проекта: сейчас он популярен в рекламе, анонсах и логотипах. Рисование надписей — непростое искусство, ведь нужно не только сделать буквы визуально интересными, но и сохранить их основные пропорции, чтобы не возникало проблем с чтением. Советские художники делали это мастерски.

Вот креативный плакат, чем-то напоминающий современные мемы. Но здесь важную роль играют надписи: они будто летят и растворяются в космическом пространстве.

Смотрится очень необычно. А. Иогансон, 1959 годИзображение: «Торгреклама»

Очень популярным был леттеринг, стилизованный под рукописный почерк. Он, как и почерк, бывает разным. Например, буквы в следующем плакате нарисованы нарочито небрежно: в отличие от рубленых шрифтов, такое написание — попытка доверительного общения с народом.

Это не призыв, не реклама, а мягкое наставление. Б. Решетников, 1956 годИзображение: издательство «КОНТАКТ-КУЛЬТУРА»

Леттеринг оживлял советские надписи: с помощью уникального написания можно придавать буквам разные форму и наклон.

История

Дмитрий Моор создал плакат за одну ночь в конце июня 1920 года в трудный для Красной армии период: на Западном фронте — разгар польской операции, на Южном — боевые действия против армии Врангеля. Плакат призывает добровольно вступать в ряды РККА. Сам художник говорил о нём:

На этом плакате — красноармеец, указывающий пальцем, глаза его устремлены прямо на зрителя и поворачиваются по ходу его. Я собрал много разговоров по поводу этого плаката. Некоторые мне говорили, что они стыдились его, что им было стыдно не записаться добровольцами.

Плакат нарисован по подобию британского агитационного плаката 1914 года «Лорд Китченер надеется на тебя»  (англ.) (рус., на котором изображён военный министр граф Китченер.

Существует мнение, что Дмитрий Моор в образе красноармейца изобразил самого себя, как и автор американского вербовочного плаката Джеймс Монтгомери Флэгг, придавший собственные черты образу «Дяди Сэма» на вербовочном плакате.

По тематике плакат пересекается с плакатом 1919 года «Отчего вы не в армии?» белой армии генерала А. И. Деникина, который в свою очередь является перерисовкой итальянского плаката 1917 года «Выполните все свои обязанности!» (автор — Лучано Мауцан).

Сравнивая «красный» плакат с «белым», дизайнер Артемий Лебедев отмечал: «Сложно избавиться от ощущения, что белые проиграли войну только из-за дизайнерской беспомощности — все их плакаты блёкнут на фоне красной агитации».

В 1941 году, во время Великой Отечественной войны, Дмитрий Моор создал новую версию плаката, на котором изображён солдат в каске и с надписью «Ты чем помог фронту?». Были выпущены версии плаката на языках народов СССР.

Плакат приобрёл новую популярность в России после распада СССР, когда на него появился ряд пародий.

Перестройка

Перестройка – один из самых неоднозначных периодов в советской истории. Генеральный секретарь Михаил Горбачев пытается выстроить новую политику в отношениях между руководством страны и народом – Гласность (Glasnost — publicity). Это слово, наравне с Перестройкой (Perestroika) войдет в историческую науку и политологию. В последние годы своего существования СССР испытывал тяжелые экономические проблемы. Как следствие, в стране расцветает коррупция, больших масштабов достигает теневая экономика, с которой власти борются в том числе посредством плакатов.

На плакате в боевом порядке стоят люди, олицетворяющие главные, по мнению авторов, проблемы, которые мешают успешной реализации политики Перестройки: бюрократизм, некомпетентность, взяточничество, волюнтаризм и т.д.

На плакате приводится выдержка из уголовного кодекса СССР, сообщающая о суровом наказании за воровство государственного имущества, и статистика хищений, количество которых возросло на 84% по сравнению с предыдущем годом.

Плакат с призывом наказать тех, кто зарабатывает нечестным путем.

Считается, что период Перестройки является закатом плакатного искусства в СССР. Специалисты отмечают, что падает их художественная ценность, да и влияние на людей, которым уже надоела пропаганда и агитация уже не столь сильно. Но в это время плакатной живописью активно начинают заниматься независимые художники-постмодернисты, которые работают в направление соц-арт, и эксплуатируют советские пропагандистские клише. Но это уже другая история.

Подписывайтесь на наши обновления, чтобы не пропустить вторую часть статьи, которая будет посвящена теме безопасности труда!

Источник

Учебные плакаты

По мере развития этого направления изобразительного искусства было принято решение направить его и на учебно-образовательный процесс. Был налажен выпуск нескольких серий тематических плакатов по различным учебным дисциплинам: география, математика, литература, биология, физика и т.д. Такие плакаты могли сопровождаться как поясняющим материал текстом, так и формулами, графиками, чертежами.

Особая группа советских учебных плакатов представлена продукцией, выпущенной специально для ДОСААФ. При этой организации имелось множество кружков оборонного значения — радио-, авиа-, мото-, судомодельных, и все они нуждались в соответствующем иллюстративном материале.

«Окна ТАСС»

1941-Cukryniksy- We shall smash the enemy

1943-Cukryniksy -I losed the ring (There are 22 divisions in it)

1944-Cukryniksy- He is at the commander

1943-Cukryniksy- Gitler is in the 1943 year

1945-Cukryniksy- Gitler is in the 1945 year

«Окна ТАСС» выпускались массовым тиражом по всей стране. Не было людей, которые не видели бы рисунков в карикатурной форме, высмеивающие грязные и жестокие пороки фашизма. Плакаты вызывали справедливый гнев, ненависть и презрение всего советского народа в каждой республике. Одновременно они заставляли лучше работать людей в тылу и легче переносить тяготы и лишения на фронте. Солдаты яростней били врага и свято верили в победу над фашистской Германией.

Таким образом, политический плакат времён 1941-1945 годов, как и революционный плакат во время Гражданской войны, явился ярким явлением в истории искусства России. Но и после войны плакаты продолжали свою жизнедеятельность. Они выполняли другие задачи, стоящие перед страной, а затем их продолжили сатирические карикатуры в различных газетах и журналах (журналы «Крокодил», «Перец» и др.). Мы же с вами познакомимся с работами одного из многих — Алексеем

Мериновым

. Этот художник-карикатурист приобрёл широкую известность в период его работы в газете «Московский комсомолец»

 В недавнем прошлом нашей страны, агитационные плакаты несли огромный смысл в диалоге с людьми. Рисованные, броские, с точным, достаточно резким высказыванием можно было встретить повсюду – в школах, на вокзалах, в ресторанах, кинотеатрах, клубах…

Don’t chatter!

1956- Shubina- Wear it with the honour

1948- Nesterova- Study only on “5»!

Do you want to be how this man?

No smoking but I smoke

Don’t drink some alcohol in the lorry

1954 — Don’t the overtake!

1953-Успенский Б.А.-Пионеры-занимайтесь в кружках!

Тема мировой революции на Советских плакатах 20 — 30-х годов

tipologПодборка изображений 

Интернационал — Вставай, проклятьем заклеймённый, весь мир голодных и рабов! (1918)

Да здравствует III коммунистический Интернационал! (1919)

1 мая 1920 года — Через обломки капитализма к всемирному братству трудящихся!

Празднование 1 мая 1920 года — В СССР субботник, борьба с разрухой. За границей — забастовка, борьба за Советскую власть!

Владыкой мира будет труд! (1920)

Из огня революции встает красный доброволец на страх мировой буржуазии! (1920)

Привет, товарищи! (1920)

Да здравствует социалистическая революция во всем мире! (1921)

1 мая на Западе — Социальная революция грядет! (1923)

Путь к Октябрю и к мировой революции

За единый революционный фронт трудящихся! Против наступления капитала, новых войн, грабительской Лиги Наций, II желтого Интернационала и его соглашательских вождей!

Свободу узникам капитала — борцам за мировой Октябрь! (1927)

Да здравствует 1 мая! Под ленинским знаменем Коминтерна — вперед! (1929)

Капитал лицом к СССР. Пролетарии всего мира, становитесь на борьбу за свержение капитализма! На борьбу за победу коммунизма! (1930)

Коминтерн — Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

Октябрьская революция, порвав старые цепи и выдвинув на сцену целый ряд забытых народов и народностей, дала им новую жизнь и новое развитие (Сталин) — 1930

Дорогу мировому Октябрю! (1931)

Пролетарии и угнетенные народы всего мира, поднимайтесь на борьбу за мировой Октябрь! (1931)

Рот фронт! (1932)

Угнетенные народы колоний под знаменем пролетарской революции поднимаются на борьбу с империализмом (1932)

СССР — Отечество мирового пролетариата! (1933)

Единым фронтом на штурм капитализма! (1935)

Долой империалистическую войну! Долой капиталистическую реакцию! (1940)

Также смотри по данной теме другие материалы с тегами «» и «

Советские медицинские плакаты. — Предметы советской жизни

Profile

Name: Предметы советской жизни

Entry Tags

«полезные советы», «сделай сам», 1 мая, 1940-е годы, 1950-е годы, 20-годы, 20-е годы, 23 февраля, 30-годы, 30-е годы, 40-годы, 40-е годы, 50-годы, 50-е годы, 60-е годы, 70-е годы, 70-е-годы, 8-е марта, 80-е годы, 90-е годы, \»полезные советы\», \»сделай сам\», БАМ, Баку, Брежнев, ВДНХ, ВИА, ВУЗ, Великая Отечественная, Великая отечественная, Военная форма, Волго-Донской канал, Дети, ЖД, КГБ, КПСС, Киев, Лениград, Ленин, Ленинград, Москва, Московские картинки, Новый год, Одесса, Олимпиада-80, Подмосковье, Пхеньян, СССР, Советская архитектура, Сталин, Сталинская архитектура, Сумгаит, Туркестан, Фотографы, Чернобыль, ЭВМ, Эстония, авиация, автобус, автомобили, автомобиль, азартные игры, аптека, армия, архитектура, аудиозапись, бабушка, белье, бельё, билеты, брелок, бублик, буфет, бухгалтерия, быт, бытовые приборы, велосипеды, внешняя политика, военная техника, воздухоплавание, воспоминания, выборы, газеты, газировка, география, гигиена, гимн, гипсовые статуи, головные уборы, город, городской транспорт, гражданская война, грамота, графический редактор, дата, дача, двор, день Победы, деньги, дети, детсад, детская коляска, детская одежда, детские игрушки, детские игры, детские книжки, детское питание, дефицит, диафильмы, дирижабль, документы, доска почета, дуршлаг, еда, елочные игрушки, железнодорожник, живопись, жилье, журналы, за границу, зима, знаки различия, значки, зонтик, игольница, игра в бутылочку, игрушки, идеология, иностранцы, интерьер, искусство, календарь, калькулятор, канализация, карандаши, карикатуры, карточки, картошка, карусель, качели, квартплата, керосин, килька в томате, кино, кинофильмы, книги, книжная графика, книжная иллюстрация, ковер, коврик, ковры, колбаса, колготки, колхоз, командирские часы, коммуналка, комсомол, консервы, коньки, коробки от печенья, космос, кровать, купальник, курорт, курорты, кухня, лампа, лейка, ленинградская блокада, ленинский зачет, льготы, магазин, магнитофон, марки, мебель, медицина, мода, монументальная пропаганда, мороженое, музеи, музей, музыка, мульфильмы, награды, наука, научный атеизм, носки, ноты, облигации, обувь, общепит, объявление, одежда, октябрьская революция, октябрята, отдых, открытка, очереди, очки, парад, парикмахерская, парк культуры и отдыха, парфюмерия и косметика, патефон, перестройка, песни, печка, пионерлагерь, пионеры, пирожки, пишмашинки, плакат, пластинки, плита, подарок первокласснику, подстаканник, политические деятели, портсигар, посуда, почта, почтовые конверты, праздник, пресса, прикладное искусство, примус, прическа, продам, пропаганда, пропуск, пылесос, пятилетка, радио, радиоприемник, радиоприёмник, раскладушка, реклама, реконструкция Москвы, ресторан, садик, самиздат, самовар, самодеятельность, санатории, санитария, санпост, свадьба, сделай сам, сектанты, село, сельское хозяйство, семейные истории, семья, сервант, сигареты, сигары, скульптура, сленг, собрание, советская торговля, советские художники, социалистическая экономика, соцреализм, спичечные этикетки, спички, спорт, справочник рыболова-любителя, ссылка, ссылки, старые фотографии, стиляги, стихи, стройка, студенты, стул, счастливое детство, счеты, считалки, сыр, табуретка, талоны, танцы, театр, телевидение, телевизор, телефон, техника, торговля, трамвай, транспорт, троллейбус, трудодни, туалет типа сортир, тумбочка, туризм, удостоверение, умывальники, упаковка, учебники, училки, фельетоны, фольклор, фотоаппараты, фотографии, фотография, фотографы, хлопок, ходики, холодная война, художественное творчество, цирк, чайник, частушки, часы, чемодан, чулки, швейная машинка, шестидневка, шкаф, школа, школьная форма, шляпы, экономика, эмиграция, эстрада, юзерпик, юмор

«Родина-мать зовет!»

Год создания: 1941.

Прототип персонажа: Тамара Тоидзе.

Плакат появился в июне 1941 года. На патриотическом подъёме тогда создавалось  большое количество плакатов и песен, призванных вдохновить воинов на борьбу с опаснейшим врагом. Потомственный грузинский художник Ираклий Тоидзе к тому моменту прославился как иллюстратор — в частности, благодаря рисункам для поэмы «Витязь в тигровой шкуре». Плакат «Родина-мать зовёт!» Тоидзе создал через несколько дней после вторжения немецких войск. При этом считается, что саму строку «Родина-мать зовёт!» Тоидзе взял из стихотворения своего любимого поэта Андрея Белого, а в качестве модели использовал свою жену Тамару. Художник старался добиться такого эффекта, чтобы каждый солдат, вне зависимости от национальности, мог разглядеть на плакате черты своей мамы. В итоге получился один из самых знаменитых и узнаваемых плакатов за всю историю СССР и России.

Торговля советскими плакатами

Требования к любой наглядной агитации в СССР всегда были довольно высокими: недопустимыми считалось искажающее изображение несовпадение красок при многоцветной печати, потеки и пробелы в местах оттиска, замятие и загрязнение листов бумаги при печати, дефект мелового слоя и т.д.

Те партии плакатов, что проходили контроль ОТК, отправлялись на реализацию. Оптовой торговлей плакатами, которые выпускали центральные издательства, занималась Союзкнига (организация при Министерстве культуры СССР), а все то, что производили республиканские/краевые издательства — региональные книготорги.

Розничная торговля велась через сеть книжно-канцелярских магазинов, с помощью киосков Союзпечать, в сельской местности — через сеть потребкооперации. В крупных городах существовали специализированные магазины по продаже изопродукции, в ассортимент которой непременно входили и плакаты различных категорий. Также плакаты — в основном образовательной тематики, встречались в специализированных магазинах школьных наглядных пособий.

Сами издательства оповещали торговую сеть о предстоящем выходе новых плакатов с помощью специализированных буклетов, в которые вкладывались бланки для заказов с анонсом выходящей продукции. Многие издательства практиковали просто рассылку информационных писем со списком выходящих плакатов. Местные книготорговые оптовые организации в свою очередь оповещали розничную сеть о предстоящем поступлении изоматериала и изучали потенциальный спрос на данную продукцию.

*************************************************************************************************************

Тематическая группа ВКонтакте — присоединяйтесь!

***************************************************************************************************************

Современный плакат

Сохраняя и развивая коммуникативную функцию, социальный плакат XXI века несет информацию о современной России, формируя ее положительный образ в мире, рассматривает социально значимые экологические проблемы, регламентирует поведение в обществе, предупреждает об ответственности за поступки, призывает к здоровому образу жизни, и т. д. Художественные каноны российского плаката незыблемы. Силуэт (образ, объект и др.), располагаемый в центре, несет весомую коммуникативную нагрузку в сюжетном содержании плаката. Дизайн современного социального плаката – это цельное художественное произведение искусства, выполняющее культурно-коммуникативную функцию, объединивший в себе весь столетний опыт, традиции и сюжетность российского плаката на новом эмоциональном уровне (рис. 8).

Рисунок 8. Плакат 2022 г. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Агитационные плакаты и политическая пропаганда

Молодому советскому государству для восстановления после революции и Гражданской войны требовалось здоровое, грамотное, в том числе и политически, население. Для каждой прослойки общества были разработаны отдельные рекомендации по просветительской работе. Так, лекторам, выступающим перед крестьянством, то есть малообразованными людьми, предлагалось говорить чётко, ёмко, кратко, минут на 15. Продолжительные мудрёные речи, обилие информации, как считалось, могли дать негативный эффект и вызвать у аудитории раздражение и агрессию.

На плакатах, ориентированных на рабочих, используется авангардный стиль. Те, что обращались к жителям села, напоминали лубок.

Автор плаката — Хвостенко В., 1925. (pinterest.com)

Автор плаката — Черемных М., 1924. (pinterest.com)

Автор плаката — Кругликова Е., 1923. (pinterest.com)

Автор плаката — Клуцис Г., 1927. (pinterest.com)

Автор плаката — Буланов Д., 1928. (pinterest.com)

Советский человек, по версии пропаганды, усердно трудится, правильно отдыхает в коллективе, занимается спортом и следит за своим здоровьем, читает, воспитывает детей. Вредные привычки (алкоголизм, курение), болезни, высокая детская смертность, беспризорники считались наследием прошлого, поэтому риторика пропаганды сводилась к противопоставлению старого (грязного, нездорового) новому (чистому, здоровому). Степень культурности определялась количеству употребляемого мыла. Эпидемии испанского гриппа, тифа, холеры, пришедшиеся на преднэповские годы, ещё были свежи в памяти, а потому плакаты о здоровом образе жизни повторяли классические советы о мытье рук, личной гигиене, дезинфекции, проветривании помещений.

Автор плаката — Бабиченко Д., 1929. (pinterest.com)

Автор плаката — Сенькин С., 1925. (pinterest.com)

Авторы плаката — Клуцис Г., Сенькин С., 1927. (pinterest.com)

Автор плаката — Родченко А., 1925. (pinterest.com)

Автор плаката — Соборова А., 1925. (pinterest.com)

Активными участниками пропагандистских плакатов становятся дети. Они позиционируются как цветы жизни, а их здоровье и счастливое детство — как залог светлого будущего страны. На плакатах дети устраивают митинги в защиту своих прав, требуют от взрослых отказаться от вредных привычек и обеспечить качественную среду. Дети же становятся носителями идеи просвещения и прогресса.

Неизвестный художник, 1926. (pinterest.com)

Автор плаката — Лаптев А., 1929. (pinterest.com)

Автор плаката — Буланов Д., 1929. (pinterest.com)

Автор плаката — Фёдоров А., 1926. (pinterest.com)

Новую роль в обществе приобретает женщина. Она всё ещё мать, которая ответственна за рождение и воспитание детей, то есть будущего всей страны. Но также современное общество видит женщину как участника политического процесса, полноценную личность. Плакаты призывают женщин следить за здоровьем, учиться и беречь честь смолоду, ведь проституция, объявленная пережитком царских времён, была табуирована.

Автор плаката — Комаров А., 1923. (pinterest.com)

Автор плаката — Соколов-Скаля П., 1929. (pinterest.com)

Неизвестный художник, 1929. (pinterest.com)

Авторы плаката — Макарычев И., Раев С., 1925. (pinterest.com)

Были, безусловно, и откровенно пропагандистские плакаты, которые призывали идти на выборы, поддерживать программу электрофикации, покупать акции.

Авторы плаката — Шасс Ю., Кобелев В., 1925. (pinterest.com)

Неизвестный художник, 1926. (pinterest.com)

Автор плаката — Родченко А., 1923. (pinterest.com)

Киноплакаты

Наследники театральных афиш, киноплакаты, выходившие в период НЭПа, приобрели новые черты, свойственные авангарду, но концептуально мало изменились. Это, как правило, коллаж из фигур главных героев фильма или спектакля, сопровождающийся названием картины и именами режиссёра и актёров.


«Путешествие на Марс». Авторы плаката — Прусаков Н., Борисов Г., 1926. (pinterest.com)


«Броненосец Потёмкин». Автор плаката — Лавинский А., 1926. (pinterest.com)

«Трубка коммунара». Автор плаката — Бельский А., 1929. (pinterest.com)

«Шестая часть света». Авторы плаката — Стенберг В., Стенберг Г., Наумов А., 1926. (pinterest.com)

По киноплакатам мы можем судить о репертуаре того времени. Сатира на дореволюционную жизнь, прославление диктатуры пролетариата, патриотизм и мечты о техническом прогрессе — таковы были основные темы, поощрявшиеся новой властью.

«Дойдем до берлина!» и «Красной армии — слава!»

Годы создания: 1944 и 1945.

Прототип персонажа: Герой Советского Союза снайпер Василий Голосов.

До Великой Отечественной автор ряда знаменитых плакатов, художник и график Леонид Голованов преподавал в художественном и архитектурном вузах. Однако после начала войны Голованов стал автором целого ряда знаменитых плакатов и рисунков. Самые известные работы художника были созданы уже во второй половине войны. Уникальна история создания двух из них — «Дойдём до Берлина!» и «Красной Армии — слава!».

«Дойдём до Берлина!» по настроению резко отличается от плакатов начала войны, к тому моменту советские войска уже разгромили существенные силы гитлеровцев и успешно наступали в западном направлении. Для создания плаката было решено использовать конкретного бойца —в тот момент всесоюзно известного снайпера Василия Голосова. Уроженец Тульской области Голосов был знаменитым снайпером. Он лично уничтожил более 400 фашистов, командовал легендарной снайперской ротой. При этом Голосов изображён с погонами рядового, хотя был в звании лейтенанта.

Внешность Голосова так нравилась художнику и Политуправлению, что он был изображён сразу на нескольких плакатах. Уже после окончания войны Голованов нарисовал продолжение «Дойдём до Берлина!» — плакат, на котором тот же солдат (уже с погонами младшего лейтенанта, орденом Великой Отечественной войны и медалями) стоит на фоне стены (предположительно —  Рейхстага) и того самого плаката 1944 года.

Плакат «Красной Армии — слава!» также стал легендарным. Однако судьба самого прототипа, Василия Голосова, сложилась трагично. Легендарный снайпер не дожил до славы плакатов со своим изображением — он погиб в августе 1943 года.

Рекламные плакаты

Эта категория плакатов имела, пожалуй, такие же глубокие корни, как и политическое направление. Навык рекламирования определенных категорий товаров с помощью красочных иллюстраций и зазывающих текстов советская торговля переняла еще у своих дореволюционных коллег. Некоторое отличие советского рекламного плаката от «старорежимного» собрата заключалось лишь в том, что стало чуть больше внимания уделяться выпуску новых товаров.

Рекламные плакаты советского времени не только призывали приобрести что-либо, но и повествовали о способах употребления определенных товаров, их свойствах, пользе для здоровья и т.д. В эту же рекламную категорию вошли и так называемые «киноплакаты», которые за счет художественной выразительности старались заинтересовать зрителя новой кинолентой.

Агитационно-политические плакаты советских лет

Самые первые советские плакаты имели исключительно агитационную направленность, которая со временем распространилась и на политическую составляющую. На формирование этого жанра оказывало влияние два течения: политические карикатуры, популярные в Западной Европе еще в XVIII-XVIII веках и лубочное российское искусство, получившее особенное развитие во времена наполеоновского вторжения.

Первые плакаты революционного содержания появились в России еще в 1901 году, ну а после событий 1917 года это направление приобрело особенно широкий размах, превратившись в самостоятельный вид изоискусства.

Художественные приемы, используемые для создания плакатов агитационно-политической направленности, были достаточно широки: это и шаржи, и карикатуры, и сатира, и использование злободневных тем, и прямые призывы к определенным действиям. Наравне с сюжетными плакатами выпускались и так называемые «цитатники» — плакаты с высказываниями классиков ленинизма, призывы партии, цитаты из конституции СССР и т.д.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: