Жизнь
Щедрин, сын солдата Преображенского полка телохранителей, в 1764 году был принят государственным учеником в Академию художеств и изучал скульптуру у Николя-Франсуа Жилле . В 1769 г. он получил вторую серебряную медаль, а в 1770 г. — малую золотую медаль за барельеф Нападение Рогнеды на жизнь Владимира» . За барельеф с воинами Исяслава Мстиславича в стиле русского барокко он получил Большую золотую медаль 1772 года.
В 1773 г. Щедрин был отправлен в Италию для дальнейшего обучения на командировочную стипендию Академии художеств . Он был первым в Флоренции , а затем в Риме , где он сделал статую из Аполлона вытягивать стрелу из колчана. В 1775 году он по заданию Академии художеств поехал в Париж и в течение 10 лет работал с Кристофом Габриэлем Аллеграем , по просьбе которого делегация Щедрина была расширена. В 1776 г. Щедрин получил вторую золотую медаль Королевской академии искусства и скульптуры за свою статую Марса .
По возвращении в 1789 году Щедрин преподавал скульптуру в Академии художеств. В 1794 году он был назначен профессором своей Венеры, рожденной на море . Павел I приобрел Венеру в 1797 году за 7000 рублей . Разноплановая работа Щедрина проходила в соревновании с Федотом Ивановичем Шубиным . В 1818 г. ректором был назначен Щедрин.
Брат Щедрина Семен Федорович Щедрин был художником и адъюнкт- профессором Академии художеств. Сыновьями Щедрина были художник Сильвестр Феодосиевич Щедрин и архитектор Аполлон Феодосиевич Щедрин.
Похоронен Щедрин на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге . В 1934 году он был перезахоронен в 18 — м веке некрополя на кладбище Лазаря в Александро — Невской лавре .
definition — Щедрин,_Феодосий_Фёдорович
of Wikipedia
Advertizing ▼
Wikipedia
Щедрин, Феодосий Фёдорович
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к: ,
Феодосий Фёдорович Щедрин
Феодо́сий Федорович Щедри́н (—), известный скульптор, представитель классицизма, профессор, ректор Академии художеств.
Родился в семье солдата лейб-гвардии Преображенского полка, в 1764 году принят в число казенных воспитанников при Академии художеств. Обучался скульптуре у француза Никола Жилле (1708—1791).
За время обучения получил ряд отличий. В 1769 году получил вторую серебряную медаль, в 1770 году — малую золотую за барельеф «Посягательство Рогнеды на жизнь Владимира», в 1771 году — первую серебряную за рисунки с натуры. В 1772 году он получает большую золотую медаль за барельеф «Изяслава Мстиславйча, уязвленного, хотели убить любимые его воины, не знавши», выполненную в стиле русского барокко.
В 1773 году, как пенсионер Академии художеств, был командирован для продолжения обучения за границу. В течение года пробыл в Италии, сначала во Флоренции, затем в Риме, где им была выполнена статуя«Аполлон, вынимающий стрелу из колчана». В 1775 году по приказу Академии художеств, для продолжения образования, переехал в Париж, где и пробыл более десяти лет. Занятия скульптурой, весьма успешные, проводились под руководством Габриеля Аллегрена. На втором году обучения, в 1776 году, получил за статую «Марсия» от парижской Академии вторую золотую медаль. По просьбе Аллегрена командировка ему было продлена.
Вернувшись в Петербург в 1789 году, он занял место профессора скульптуры в Академии художеств. В 1794 году им выполнена значительное произведение «Венера, вышедшая из воды», приобретенная в 1797 году Павлом I за 7000 руб.
В 1794 году признан профессором, а через год членом совета Академии, в 1803 году стал адъюнкт-профессором. В 1818 году получил звание ректора.
Щедриным выполнены ряд работ общественного назначения. Фигуры «Сирены» (1800-05) и «Реки» для Самсоновской террасы Петергофского сада, фигуры для Биржи, Адмиралтейства (совместно с И. И. Теребенёвым , архитекторы И. К. Коробов и А. Д. Захаров), в том числе «Кариатиды» (1812—1813); для Казанского собора, в том числе огромный горельеф: «Христос, ведомый к месту распятия» (1807). Выполнен ряд бюстов и отдельных скульптур: «Спящий Эндимион», бронза, 1779, «Фавн с Вакханкой», «Диана», «Венера» (1792), «Нарцисс», бюст А. Н. Нартова, мрамор, 1811. В форме медальерной пластики выполняет в 1811 году медаль «В честь открытия Полтавского монумента».
Щедрин Ф. Ф. похоронен на Смоленском православном кладбище. В 1934 году его прах перенесен в Некрополь XVIII века.
Творчество Феодосия Федоровича Щедрина совпадает по времени с творчеством другого скульптора — Ф. И. Шубина. Между скульпторами шло соперничество полное интриг и художественной конкуренции.
Творчество Щедрина оказало большое влияние на дальнейшее развитие русской скульптуры.
Из родственников Щедрина известны:
- Брат: Семен Федорович Щедрин, адъюнкт-ректор Академии художеств;
- Сын: Сильвестр Феодосиевич Щедрин, художник;
- Сын: Аполлон Феодосиевич Щедрин, архитектор и академик.
- Щедрин С. Ф. «Письма из Италии». М., 1932.
- Каганович А. Л. Феодосий Федорович Щедрин, 1751-1825. М., 1953.
Возвращение в Россию
Вопреки общему правилу, Щедрин не получил академического звания после возвращения из-за границы. Профессорское звание было присуждено ему в 1794 году. В 1798 году Щедрин включен в состав дирекции, ведавшей хозяйственно- административными делами Академии, а в 1818 году произведен в ректоры «за выслугой лет».
«Венера»
«Венера»
Первое значительное произведение скульптора, выполненное по возвращении в Россию,- статуя «Венера» — программное произведение автора.
«Щедрин, — пишет Е.Ф. Петинова, — представил Венеру после купания, на берегу водоема. Мотив купания определяет композицию статуи». Венера стоит, чуть наклоняясь вперед, опираясь рукой о ствол дерева. Тканью, зажатой в другой руке, она отирает капли влаги с правой ноги, стоящей на мощном, выступающем из воды корне.
Изображая Венеру женщиной в расцвете красоты, Щедрин отнюдь не следовал античным канонам. Худощавая, с удлиненным торсом и короткими ногами, его Венера воплощает жизненный идеал скульптора.
Обработкой мрамора Щедрин прекрасно передает различную фактуру предметов: ниспадающие условными декоративными складками одежды богини, шероховатость кряжистого древесного ствола, острые листья болотного растения, гладкую поверхность подставки, имитирующей берег».
«Диана» и портретные работы
К середине девяностых годов относится статуя «Дианы», продолжившая галерею мифологических женских образов. Если в своей «Венере» Щедрин создал образ возвышенно-прекрасный, то уже в «Диане» мотив снижается, приближаясь к жанровому.
Скульптор продолжает много работать. Очевидно, что по характеру дарования Федос Федорович, мастер декоративной пластики, но вместе с тем он был и неплохим портретистом. Здесь надо выделить бюст президента Вольного экономического общества Нартова. Открытое русское лицо последнего освещено спокойным проницательным взглядом. Несколько архаические черты образу придает перекинутый через плечо плащ, как это свойственно традициям барокко.
Биография
Феодосий Щедрин родился в семье солдата лейб-гвардии Преображенского полка, в 1764 году принят в число казённых воспитанников при Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. Обучался скульптуре в классе французского скульптора Николя-Франсуа Жилле (1708—1791).
За время обучения получил ряд отличий. В 1769 году получил малую серебряную медаль, в 1770 году — малую золотую за барельеф «Посягательство Рогнеды на жизнь Владимира», в 1771 году — большую серебряную за рисунки с натуры. В 1772 году он получает большую золотую медаль за барельеф «Изяслава Мстиславича, уязвленного, хотели убить любимые его воины, не знавши».
В 1773 году, как пенсионер Академии художеств, был командирован для продолжения обучения за границу. В течение года пробыл в Италии, сначала во Флоренции, затем в Риме, где им была выполнена статуя «Аполлон, вынимающий стрелу из колчана». В 1775 году по распоряжению Совета Академии художеств, для продолжения образования, переехал в Париж, где и пробыл более десяти лет. Занятия скульптурой, весьма успешные, проводились под руководством Кристофа Габриеля Аллегрена. На втором году обучения, в 1776 году, получил за статую «Марсий» от парижской Академии вторую золотую медаль. По просьбе Аллегрена командировка ему была продлена.
Вернувшись в Петербург в 1789 году, Щедрин занял место профессора скульптуры в Академии художеств. В 1794 году им выполнено значительное произведение «Венера, вышедшая из воды», приобретенное в 1797 году императором Павлом I за 7000 рублей.
В 1794 году он был признан профессором, а через год — членом Совета Академии, в 1803 году стал адъюнкт-профессором. В 1818 году назначен ректором Академии художеств.
Щедриным выполнен ряд работ в области монументально-декоративной скульптуры: статуи «Персей» и «Сирены» (1800—1805) для Большого каскада в Петергофе, фигуры для здания Биржи на Стрелке Васильевского острова. Шедеврами скульптора являются парные скульптурные группы, фланкирующие вход центральной башни здания Главного Адмиралтейства: «Нимфы, несущие небесную и земную сферы». Проект здания и первый рисунок групп принадлежит архитектору А. Д. Захарову (1812—1813). Фигуры нимф вытесаны из пудостского камня в мощном лапидарном стиле, но с изысканной пластикой и «музыкальным движением». Архитектор и скульптор создали оригинальную композицию, в которой соединены разные темы классического искусства: образ морских нимф и кариатид — женских фигур, несущих тяжесть архитектурного перекрытия. Однако античные кариатиды никогда не были связаны с изображением небесной или земной сфер. Эта тема ассоциируется с древнегреческим мифом об Атланте, держащем на своих плечах небесный свод. Мотив атланта, несущего небесную сферу, известен по поздней римской реплике эллинистической скульптуры из Неаполитанского музея. Русские художники соединили этот мотив с образами изящных нимф, трёхликой богини Гекаты или танцем трёх граций. Последняя тема известна по античной скульптурной группе, фреске из Помпей (ныне в Неаполитанском археологическом музее), картине Рафаэля Санти (1504—1505, Шантийи, Музей Кондэ). В результате художественно обыгран диссонанс — хрупкие и нежные фигуры нимф выполняют тяжёлый труд атлантов. Этот диссонанс разрешается за счет пластики — кругового движения, хоровода нимф, зрительно соотносящегося с формой сфер на их плечах.
Для Казанского собора Щедрин выполнил ряд работ, в том числе горельеф: «Христос, ведомый к месту распятия» (1807), а также несколько бюстов и отдельных скульптур: «Спящий Эндимион» (бронза, 1779), «Фавн с Вакханкой», «Диана», «Венера» (1792), «Нарцисс», бюст А. Н. Нартова (мрамор, 1811). В 1811 году Щедрин создал медаль «В честь открытия Полтавского монумента».
Феодосий Фёдорович Щедрин скончался 21 января 1825 года, похоронен на Смоленском православном кладбище. В 1934 году его прах перенесён в Некрополь XVIII века Александро-Невской лавры.
Творчество Феодосия Федоровича Щедрина совпадает по времени с творчеством другого скульптора — Ф. И. Шубина. Скульпторы соперничали, дело доходило до споров и интриг. Творчество Щедрина оказало значительное влияние на дальнейшее развитие скульптуры русского классицизма.
Поездки по Европе
В 1773 году Щедрин выехал в Италию во Флоренцию. Затем отправился в Рим. Пребыванием в Риме Щедрин остался доволен. Щедрину не хотелось покидать «вечный город» но, подчиняясь предписанию Академии, он уехал в Париж. В 1774 году молодой художник начал работать у Габриеля Аллегрена.
«Марсий»
«Марсий»
Первая вещь, сделанная им в Париже, «Марсий» — произведение трагического звучания. Марсий, осмелившийся на своей флейте вступить в соревнование с лирой Аполлона, был жестоко наказан: привязанный к дереву, он ждет, чтобы с него была содрана кожа.
Особую жизненность и выразительность сообщает статуе то, что скульптору удалось сочетать два противоположных мотива и даже две последовательные стадии: борьбу и упадок сил, порыв к освобождению и отчаяние. В туго натянутых, резко выступающих мышцах, в беспокойных складках плаща еще чувствуются тщетные попытки освободиться от уз, но низко опущенная голова говорит о бессилии обреченного страдальца.
Парижские художники хорошо относились к Щедрину. Подобно другим пенсионерам Академии, Щедрин встречался с Дидро, чьи статьи о парижских салонах явились первыми образцами идейно принципиальной, страстной и блестящей по форме художественной критики. За «Марсия» Парижская академия удостоила Щедрина малой золотой медали.
1751, Петербург — 1825, там же
Скульптор, яркий представитель русского классицизма Ф. Ф. Щедрин принадлежит к старшему поколению питомцев АХ. Он учился в скульптурном классе (1764-71) у Н.-Ф. Жилле, стажировался в Риме (1773- 75) и Париже (1775-85).
Эволюция творчества Щедрина отражает основные этапы развития русского искусства конца XVIII — первой четверти XIX в. В раннем творчестве скульптора прослеживаются отголоски стиля русского барокко с его патетикой чувств и динамизмом форм (рельеф «Изяслав Мстиславович и воины», 1772; «Марсий», 1776). Чистая, спокойная гармония мраморных статуй — «Венера» (1792), «Диана» (1798) — воплощает совершенный женский идеал в стиле строгого классицизма. Греческие прототипы у Щедрина подчиняются его индивидуальному, светлому, одухотворенному мировосприятию.
В начале XIX в. Щедрин участвует в преобразовании знаменитого скульптурного ансамбля петергофского Большого каскада. Его аллегорические фигуры «Персей», «Сирены», «Нева» (1800-05), взаимодействуя с мощными струями фонтанов, выражают идею триумфа жизненных сил природы.
В эти же годы скульптор создает монументальные горельефы (рельеф «Несение креста на лобное место» для фасада Казанского собора в Петербурге, 1807); трудится и в области медальерной пластики (медаль «В честь открытия Полтавского монумента», 1811).
С начала XIX в. Щедрин активно работает над проблемами синтеза архитектуры со скульптурой в стиле высокого классицизма. Для грандиозного ансамбля Адмиралтейства в Петербурге он выполняет в 1812-13 гг. три фигуры античных воинов, две группы «Нимфы, поддерживающие небесную сферу» по сторонам центрального арочного проема, шесть аллегорических статуй небесных стихий для колоннады центральной башни, маски для замковых камней над окнами. Величественные скульптурные группы доминируют в пространстве архитектурного ансамбля, прославляющего могущество России — морской державы. В атлетических фигурах античных героев Ахилла, Аякса, Пирра, в изваяниях нимф, торжественно возносящих небесную сферу, скульптор достигает редкой для искусства первой четверти XIX в. масштабности и многозначности замысла. Понимание задач классицизма Щедриным было близко художественному мышлению архитектора А. Д. Захарова, автора проекта Адмиралтейства. Свободное преломление античных канонов, естественная красота ритма, соразмерность мощных пропорций скульптурного убранства здания удивительно точно соответствуют замыслу зодчего.
Ясные и содержательные пластические образы Щедрина сыграли значительную роль в последующем развитии русской скульптуры, его философское постижение духовных задач искусства повлияло на многих современников. Помимо творческой работы, Щедрин более тридцати лет занимался преподаванием: с 1794 г. он — академик, затем профессор АХ, с 1818-го — ректор.
Диана. 1798. Мрамор
Нимфы, поддерживающие небесную сферу. Скульптурная группа у центральной башни Адмиралтейства в Санкт-Петербурге. 1812-13. Пудостский камень
Венера. 1792. Мрамор