» предсказания в искусстве»

Поверженный

«Демон поверженный», кажется, отнял у Врубеля почти все силы. Он по несколько раз в день мог переделывать сюжет и работал над картиной, порой, по 20 часов в сутки. И все же выразить задуманное не удавалось – его Демон получался сломленным и безумным. Картина уже экспонировалась на выставке художественного объединения «Мир искусства», а Врубель продолжал свою работу над ней: приходил в зал и, не обращая внимания на публику, снова и снова переписывал Демона. Через восемь лет ослепший Врубель сам будет доведен болезнью до самого края, с которого трагически обрушится вниз, подобно поверженному Демону, изуродованное тело которого на полотне разбито о скалы. Художник осознанно проведет несколько часов, стоя перед открытой форточкой, вдыхая морозный воздух, что обернется воспалением легких. Накануне кончины Врубель произнесет последнее свое пророчество: «Едем в Академию!», и уж завтра над его телом будет совершаться панихида в одном из залов Академии художеств.

« Барон Мюнхаузен: что знаменитый хвастун делал в России

Что предвидели другие фантасты

Были и другие предсказания в искусстве. Примеры можно найти в произведениях Беляева, братьев Стругацких, Герберта Уэллса, Алексея Толстого, Рея Брэдбери. Они предсказали множество современных изобретений, такие как мобильный телефон, трансплантация органов, телевизор, 3D-изображения, «умный дом», роботы.

Поистинне шокирующее предсказание в искусстве — «Повесть о приключениях Артура Пима» Эдгара По, в которой подробно рассказывается о кораблекрушении, в результате которого спаслось 4 человека. После многих дней скитаний в открытом море, измученные голодом и жаждой, трое убивают четвертого и съедают его. Через 50 лет после выхода в свет произведения события повторились с потрясающей точностью, совпали даже имена героев. Рациональное объяснение этому дать невозможно.

Еще одно трагическое предсказание будущего в искусстве принадлежит американскому писателю М. Робертсону. В романе «Тщетность» он подробно описал катастрофу и гибель «Титаника», которая произошла через 14 лет после выхода книги в свет. Совпадения реальных фактов с фантазиями просто немыслимые.

Поэт Михаил Лермонтов предсказал Октябрьскую революцию 1917 года и подробно в рифмованных строках описал собственную смерть.

Три радости

Пост. в 1962 приобретено у Г. А. Шишкина (Ленинград)

Сюжет картины Н. Рерих объяснял сам: «Хожалый гусляр повещает поселянину о трех радостях. Сам Святой Егорий коней пасет, сам Николай Чудотворец стада убережет, сам Илья Пророк рожь зажинает». По словам Е. И. Рерих Николай Константинович был убежден, что каждому человеку дан высший дар и особая мудрость – познать радость. Но дается она только настоящим труженикам, которые работают на совесть.

На полотне изображена семья поселянина в окружении самых почитаемых на Руси Святых. Интересен образ Святого Егория, сына Софии Премудрости, царствующей на Руси. После 30 лет заточения он выходит на свет для утверждения на земле христианства. Святой Николай – заступник от бед и несчастий (кстати, икона Святого Николая всегда сопровождала художника во всех его передвижениях). Илья Пророк – озаренный Богом глашатый. Он управляет дождем, громом, молнией, он же посылает на землю плодородие. Центральное положение в картине занимает терем, некий центр русской земли, очертания которого повторяются в графике гор, лугов, полей, создавая единое жизнеутверждающее пространство. Вся картина исполнена чувства радости и счастья от золота солнечного дня, голубизны неба, тепла земли.

Рерих Николай Константинович

Живописец, художник театра, автор мозаик, археолог, философ, историк культуры, общественный деятель.

Академик Императорской Академии художеств (с 1909). Член Югославской Академии наук и искусств в Загребе, пожизненный член Общества восточного искусства в Калькутте.

Родился в Петербурге. В 1898 окончил Петербургский университет, одновременно учился в Высшем художественном училище при Академии художеств у А. И. Куинджи (1893-1897), в студии Ф. Кормона в Париже (1900-1901). В 1903-1904 совершил длительное путешествие по древним русским городам. Член обществ «Союз русских художников» и «Мир искусства» (1910-1915). Директор Рисовальной школы Общества поощрения художеств (1906-1916). Работал в театрах Петербурга, Москвы, Чикаго, выполнял заказы для антрепризы С. П. Дягилева (с 1907). С 1918 жил за рубежом, преимущественно в США и Индии.

В 1919 посетил Лондон, где встречался с Р. Тагором. В 1920-1922 вел художественно-просветительскую работу в США. В 1925 предпринял беспримерную экспедицию по маршруту Индия — Гималаи — Тибет — Китай — Алтай — Монголия — Индия. Из этой поездки он привез около 500 картин и этюдов. В 1926-1927 приезжал в СССР, где преподнес в дар правительству многие свои произведения. В 1920-е вместе с женой, Е. И. Рерих, работал над текстами главного своего труда — «Учение Живой этики». Инициатор Международного пакта об охране культурных ценностей человечества («Пакт Рериха»). В 1942-1944 — почетный президент Американо-русской культурной ассоциации.

Дуэль Пушкина, предсказанная пророчицей

Дантес выстрелил первым. Пушкин упал, он был ранен в правую сторону живота, но у него хватило сил, чтобы поднять руку с пистолетом и сделать ответный выстрел. Дантес упал.

Пушкин, истекавший кровью, поинтересовался у него, куда он попал. Дантес ответил, что, кажется, в грудь. Браво! — воскликнул Пушкин и бросил пистолет в сторону. Он был отомщен.

Через два дня Пушкина не стало, а кавалергард Дантес оправился от легкой контузии. Вскоре он был разжалован и выслан из России. Екатерина уехала с горячо любимым мужем во Францию.

У них росли уже три дочери, когда она скончалась после рождения долгожданного сына от родильной горячки…

Невозможно сказать, вспоминал ли Пушкин, лежа на смертном одре, о посещении в юности гадалки Кирхгоф, о ее роковом предостережении. Едва ли…

Разыгранная завистливыми придворными интрига достигла своей убийственной цели. Поступить по-другому Пушкин не мог, ценой собственной жизни он очистил честь своей жены, себя и всю семью от позора.

На смертном одре

H. H. Пушкина во вдовьем платье. Художник К. П. Мазер

Дуэль Пушкина с Дантесом. Художник А. А. Наумов

Отрывок из письма А. С. Пушкина Л. Геккерну (написано поэтом 14 (26) января 1837 года):

«Я вынужден признать, барон, что ваша собственная роль была не совсем прилична. Вы, представитель коронованной особы, вы отечески сводничали вашему сыну. По-видимому, всем его поведением (впрочем, в достаточной степени неловким) руководили вы. Это вы, вероятно, диктовали ему пошлости, которые он отпускал, и нелепости, которые он осмеливался писать. Подобно бесстыжей старухе, вы подстерегали мою жену по всем углам, чтобы говорить ей о любви вашего незаконнорожденного или так называемого сына»… Александр Пушкин

Читайте другие статьи:

  • Что предвидел научный фантаст Жюль Верн?
  • Альбер Робида — художник, предвидевший будущее
  • Медиум Денизар Ривайль, который придумал спиритизм
  • Валентин Александрович Мошков — русский Нострадамус

Пророчества Первой мировой войны

На картине «За Родину. Рать». 1900 г. отважные дружины, полные решимости, идут на смертный бой. Никакие препятствия не остановят их, потому что нет ничего главнее защиты родной земли.

«За Родину. Рать». 1900 г.

Это было пророческое напоминание: ведь темные силы медленно уже сгущались над всей Европой и до Первой мировой войны было не так далеко. Неисчислимые страдания и потери испытали и пережили из-за неё народы европейских стран.

Патриотическим смыслом наполнена картина «Меч мужества», 1912 г. Ангел спустился на землю, чтобы разбудить спящих воинов и отдать им спасительное оружие. Этим сюжетом художник призывает все прогрессивные силы проснуться, объединиться и не дать злу поглотить землю.

«Меч мужества», 1912 г.

Живописец будто видел последствия предстоящих потрясений. Об этом сюжет картины «Град умерший» (1914 г.). Змей плотным кольцом окружил город – и нет выхода из него, хаос, агония в душах людей.

«Град умерший» (1914 г.)

Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи – гений. Он музыкант, изобретатель, архитектор, скульптор, поэт, инженер. В свои дневники он заносил знания из медицины, истории, биологии, записывал стихи и делал наброски. Предсказаний в искусстве у него было особенно много.

10 гениальных изобретений Лео да Винчи:

  1. Орнитоптер.
  2. Водолазный костюм.
  3. Воздушный винт.
  4. Парашют.
  5. Подшипник.
  6. Пулемет.
  7. Самоходная телега.
  8. Танк.
  9. Идеальный город.
  10. Робот.

У Леонардо да Винчи было много предсказаний

Орнитоптер напоминал птицу. Он должен был поднимать человека в воздух. Изобретение было сконструировано в соответствии с законами аэродинамики. Водолазный костюм был изобретен для вскрытия днищ нападающих кораблей. Устройство позволяло долго находиться под водой и видеть через стеклянные отверстия все вокруг. Дышали через подводный колокол. Винт был задуман для полетов человека. Он был похож на огромную винтовую машину с лопастями. Это изобретение привело к созданию вертолета.

Парашют имел форму пирамиды, покрытой тканью. Ученые современности изучили устройство и сделали вывод, что задумку Леонардо удастся воплотить в жизнь. Подшипник – это основа всей современной техники. Ученый был первым, кто сделал еге наброски в своей тетради. Пулемет представлял собой мушкеты на доске, сложенные в треугольник. Вал находился в центре и вращал оружие, чтобы оно стреляло через короткие промежутки времени. Аппарат состоял из 11 орудий. Этот же человек изобрел первый автомобиль, который ехал с помощью пружинного механизма.

Во времена средневековья были особенно опасны эпидемии. Изобретатель разработал план города с гидравлической системой и каналами, что помогло бы избежать массового заражения. Ученый изучал строение тела человека. Он построил робота, который был способен ходить и сидеть.

Мистика в жизни Пушкина

С детства он отличался непоседливостью. С матерью был вялый, М ленивый, а вот М с бабушкой в деревне выказывал живость и подвижность.

Он то хватался за книги, и его нельзя было от них оторвать, то уносился во двор играть со сверстниками, и его невозможно было загнать домой.

Воспитывавшая его бабушка по матери Мария Алексеевна Ганнибал отмечала в своем дневнике: Не знаю, что выйдет из моего старшего внука.

Мальчик умен и охотник до книжек, а учится плохо, редко когда урок свой сдаст порядком… из одной крайности в другую бросается, нет у него середины.

В этой вялости и непоседливости взрослым трудно было угадать талантливого ребенка, с удивлением взиравшего на открывшийся ему мир, желавшего как можно быстрее познать его.

Мальчугана интересовало все — содержимое умных книг, дворовые игры, сказки бабушки Арины Родионовны, рассказы взрослых, которые он мог слушать часами.

Он как губка впитывал в себя картины окружающего мира, впечатления старших. И в своем познании метался от одной увлекательной истории к другой.

Александр родился в Москве, в районе Немецкой слободы, ныне улица Бауманская, 6 июня 1799 года.

На улице Старая Басманная до нашего времени сохранился домик его дяди, поэта Василия Львовича Пушкина. Семья Пушкина принадлежала к старинному, но обедневшему дворянскому роду.

Его отец, отставной майор Сергей Львович, любитель чтения, впечатлительный, вспыльчивый и непрактичный в делах хозяйства, принимал в своем доме известных литераторов — Н. М. Карамзина, И. И. Дмитриева.

Мать — Надежда Осиповна была внучкой Ибрагима Ганнибала, арапа, ребенком вывезенного из Африки для Петра I.

Пушкин получил домашнее образование, его обучали гувернеры и преподаватели французы. В детстве Александр французский язык знал лучше русского и первые стихи писал на французском языке.

Для продолжения образования его зачислили в только что открывшийся Царскосельский (Александровский) лицей в Петербурге, в котором он провел 6 лет и впоследствии вспоминал о нем с большой благодарностью.

Его друзья-лицеисты писали стихи, но признавали первенство Пушкина. Он произвел фурор, когда в 1815 году на переводном экзамене в присутствии Г. Р. Державина прочитал Воспоминание в Царском Селе.

Это стихотворение было опубликовано в журнале Российский Музеум. Имя юного лицеиста Пушкина тотчас стало известно в Петербурге.

С юным дарованием желали познакомиться известные поэты старшего поколения: В. А. Жуковский, К. И. Батюшков, П. А. Вяземский.

И несмотря на то, что Пушкин еще был лицеистом, его приняли в литературное общество Арзамас.

После окончания лицея в 1817 году Пушкин получил чин коллежского секретаря, и его определили в Коллегию иностранных дел. Но служба интересовала его мало.

Он с большим удовольствием посещал театр, сблизился с молодыми мыслящими людьми, ставшими впоследствии декабристами, вступил в члены литературно-театрального общества Зеленая лампа, писал стихи и гулял.

Дом на Немецкой улице в Москве (улица Бауманская, дом. 57-6), где родился А. С. Пушкин. Фото 1899 г.

Царскосельский лицей. Рисунок XIX в.

Императорский Царскосельский лицей (с 1843 г. — Александровский лицей) — высшее учебное заведение в дореволюционной России, действовавшее в Царском Селе с 1811 по 1843 г.

Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе. Художник И. Е. Репин

Три радости. 1916

Рерих Н.К.Холст, темпера 130 х 175

Русский музей

Пост.: 1962 приобр. у Г.А. Шишкина (Ленинград)

Аннотация

Сюжет картины Н. Рерих объяснял сам: «Хожалый гусляр повещает поселянину о трех радостях. Сам Святой Егорий коней пасет, сам Николай Чудотворец стада убережет, сам Илья Пророк рожь зажинает». По словам Е.И. Рерих Николай Константинович был убежден, что каждому человеку дан высший дар и особая мудрость – познать радость. Но дается она только настоящим труженикам, которые работают на совесть. На полотне изображена семья поселянина в окружении самых почитаемых на Руси Святых. Интересен образ Святого Егория, сына Софии Премудрости, царствующей на Руси. После 30 лет заточения он выходит на свет для утверждения на земле христианства. Святой Николай – заступник от бед и несчастий (кстати, икона Святого Николая всегда сопровождала художника во всех его передвижениях). Илья Пророк – озаренный Богом глашатый. Он управляет дождем, громом, молнией, он же посылает на землю плодородие. Центральное положение в картине занимает терем, некий центр русской земли, очертания которого повторяются в графике гор, лугов, полей, создавая единое жизнеутверждающее пространство. Вся картина исполнена чувства радости и счастья от золота солнечного дня, голубизны неба, тепла земли.

Биография автора

Рерих Николай Константинович (1874, Санкт-Петербург – 1947, Нагар, долина Кулу, Индия)
Живописец, художник театра, автор мозаик, археолог, философ, историк культуры, общественный деятель.
Академик Императорской Академии художеств (с 1909).
Член Югославской Академии наук и искусств в Загребе, пожизненный член Общества восточного искусства в Калькутте.
Родился в Петербурге. В 1898 окончил Петербургский университет, одновременно учился в Высшем художественном училище при Академии художеств у А.И. Куинджи (1893-1897), в студии Ф. Кормона в Париже (1900-1901). В 1903-1904 совершил длительное путешествие по древним русским городам. Член обществ «Союз русских художников» и «Мир искусства» (1910-1915). Директор Рисовальной школы Общества поощрения художеств (1906-1916). Работал в театрах Петербурга, Москвы, Чикаго, выполнял заказы для антрепризы С.П. Дягилева (с 1907).
С 1918 жил за рубежом, преимущественно в США и Индии. В 1919 посетил Лондон, где встречался с Р. Тагором. В 1920-1922 вел художественно-просветительскую работу в США. В 1925 предпринял беспримерную экспедицию по маршруту Индия — Гималаи — Тибет — Китай — Алтай — Монголия — Индия. Из этой поездки он привез около 500 картин и этюдов. В 1926-1927 приезжал в СССР, где преподнес в дар правительству многие свои произведения. В 1920-е вместе с женой, Е.И. Рерих, работал над текстами главного своего труда — «Учение Живой этики». Инициатор Международного пакта об охране культурных ценностей человечества («Пакт Рериха»). В 1942-1944 — почетный президент Американо-русской культурной ассоциации.
Крупнейший представитель русского символизма. В его работах нашли отражение идеи «всеединства», множественности миров.

Предсказание Рериха о Звенигороде

Страстно увлечённый востоком, Рерих долгое время путешествовал в поисках таинственной Шамбалы. Но особо интересовал художника Алтай. После продолжительных странствий Рерих пришёл к выводу, что именно на Алтае однажды будет основан Звенигород — центр будущей цивилизации.

Художник считал, что Звенигород построят в Уймонской долине. Именно там соберутся люди всех наций. Жители города будут развиты духовно, будут тянуться к творчеству и заниматься наукой. Творчество Рерих считал основой цивилизации. Он говорил, что однажды человечество сможет освоить космические пространства, но это произойдёт лишь в том случае, если людей не покинет творческая энергия.

Сегодня последователи Рериха всё чаще переезжают на Алтай, в Уймонскую долину. Среди живущих там нередко встречаются иностранцы. Переезжая туда, люди переходят на натуральную пищу, начинают заниматься духовными практиками. И, возможно, уже сегодня в Сибири происходит зарождение Звенигорода, о котором когда-то говорил знаменитый художник.

Картина радость — Ярмарка Мастеров

Сортировать по: 

Дате

   

Популярности

Добрый день,дорогие друзья! Приглашаю ознакомиться с нашими новинками! Одна из картин сразу обрела свою хозяйку.Это картина Доверие — https://www.livemaster.ru/item/25595999-kartiny-i-panno-kartina-doverie Благодарю за покупку Наилю! Я рисовала уже на эту тему картины,но с рябинкой моя любимица Ещё …

Счастлив тот…кто видит мир восхитительно красивым! Яркие пятна, брызги разного света, искрящийся воздух, наполненный свежестью …   Современные импрессионисты, мастерски владеющие цветом и светом, умеют передать ту красоту, которая нужна каждому для счастья. Маленький список «счастливых» …

Добрый день! Приглашаем к нам! — http://www.livemaster.ru/topic/1700093-ne-auktsion-ne-torgi-vygodnoe-predlozhenie?vr=1&inside=1 Любая картина выставленная в этой теме имеет фиксированную  —  1000 рублей Любая картина обойдётся Вам в одну тысячу рублей и это ещё не всё! Три  салфетки (набор …

Добрый день,дорогие друзья,подписчики,наши гости! Приглашаем Вас на Распродажу! — http://www.livemaster.ru/topic/1642543-rasprodazha?vr=1&inside=1     Порадуйте себя и близких подарком! Ждём Вас!

Здравствуйте,дорогие друзья,подписчики и посетители нашего магазинчика! Приглашаем Вас поучаствовать в весеннем аукционе на совершенно волшебную картину! Картину торжества Любви,Счастья,Жизнелюбия! Не упустите шанс приобрести картину дешевле. Аукцион здесь — http://www.livemaster.ru/topic/1126285- …

Добрый день! Дорогие друзья,подписчики,гости,любители живописи!Приглашаем Вас на очередную Выставку — Аукцион! Вы можете подобрать для себя картину или в подарок! Красивая картина это уют Вашего дома! Добро пожаловать! www.livemaster.ru/topic/827149-virtualnaya-vystavka-auktsion-8-zhivopis-i-grafika …

Добрый день! В нашем магазинчике новая картина — http://www.livemaster.ru/item/6725585-kartiny-panno-kartina-maslom-po-voditsu Картина из серии «Простое….сказочное счастье….» Мой маленький помощник….Мамина радость…. Небольшой маленький домик на опушке леса…Тихо и в доме ждёт …

Дорогие друзья! Идет отбор картин на новый СОВМЕСТНЫЙ аукцион в галерее живописи и графики. Моя совершенно солнечная,летняя картина участвует в отборочном туре! Если кто-то хочет побороться за нее на аукционе — можно проголосовать, поставив плюсик рядом с картинкой в теме —    www.livemaster.ru/ …

Легенда о Фаусте

В 1896 году Врубель создает триптих «Фауст» и полотно «Полет Фауста и Мефистофеля». Константин Коровин так отзывался о манере письма лучшего друга: «Когда он писал на холсте или на бумаге, мне казалось, что это какой-то жонглер показывает фокусы… Отмерив размер, держа карандаш или перо, или кисть как-то в руке боком, в разных местах бумаги наносил твердо черты, постоянно соединяя в разных местах, потом вырисовывалась вся картина. Меня и Серова поражало это…». Даже будучи уже тяжело больным Врубель великолепно передавал портретное сходство и продолжал демонстрировать великолепную технику. Александр Бенуа, современник Врубеля, говорил о прямой связи не поддающегося пониманию Врубеля-творца с Фаустом: «Верится, что Князь Мира позировал ему. Есть что-то глубоко правдивое в этих ужасных и прекрасных, до слез волнующих картинах. Его Демон остался верен своей натуре. Он, полюбивший Врубеля, все же и обманул его». Заключительным штрихом в легенде о Врубеле-Фаусте стало мучительное чувство вины, которые съедали художника в последние годы жизни.

Тревожные предчувствия художника

Предчувствия Второй мировой война, печальные раздумья о судьбе Родины воплощены в таких полотнах, как: «Богатыри проснулись».1940 г., «Весть Тирону». 1940 г., «Ковка меча». 1941 г. «Святогор». 1942 г., «Победа». 1942 г. и других.

«Богатыри проснулись».1940 г.

Все картины героического цикла обладают невероятно мощной энергией. Например, «Ковка меча» имеет великий смысл единения народа, ведь началась война. Как в тёмных пещерах искусными мастерами ковался меч для защиты Родины, так денно и нощно всем миром на фронте и в тылу долгих 4 года ковалась победа.

«Ковка меча» 1941 г

На картине «Победа» могучий богатырь одолел змея. Голова отсечена – зло повержено, но победитель начеку: крепко держит обнажённый меч и готов, если потребуется, снова и снова сражаться за Святую Русь, как в XX веке его потомки насмерть стояли под Москвой в 42-ом, остановили коричневую чуму под Сталинградом в 43-ем и в 45-ом разбили её у берлинской стены.

Но тогда, в 1942 картина вселяла веру в будущее, а слова автора о предстоящих победах звучали пророчески.

«Победа». 1942 г

Город будущего

Живописец Николай Константинович Рерих неоднократно в своём творчестве обращался к будущему. Он был уверен в рождении новой эры, собирательным образом которой в его картинах стал Звенигород – город будущего. Полотна «Странник светлого града» 1933 г., «Земля славянская», 1943 г. наполнены верой в добрые силы грядущей эпохи, которая пробудит новое сознание, наполненное великим гуманным смыслом. Когда-нибудь это обязательно произойдёт.

«Странник светлого града» 1933 г.

«Земля славянская», 1943 г.

Вещие сны

В личных дневниках художник писал о вещих снах, которые снились накануне войны, рассказывал их с помощью кисти и красок, предупреждая о страшных бедствиях и напутствуя на грядущее.

Пророчества героических картин Рериха восхищают. Через символические образы он умел предвидеть трагизм и разрушающую энергию зла, причинённого войнами. И как гениальный философ донёс до человечества гуманную идею добра, наполняя свои творения светом и радостью мира торжествующей жизни.

А.Р. Беляев

Писатель-фантаст в романе «Звезда КЭЦ» описал современные орбитальные станции. В книге «Вечный хлеб» он рассказал о возможностях генетики и биохимии. Трансплантология – это наука 20 века, которая была предсказана еще в «Голове профессора Доуэля». В романах «Человек-амфибия» и «Ариэль» Беляев размышлял о пребывании человека в необычных для него условиях (воде и воздухе).

Работы проекта, в рамках которого французские художники конца XIX века предположили, каким будет мир в 2000 году. TJ решил выяснить, в чём их прогнозы сбылись, а в чём фантазёры оказались неправы.

Серия футуристических иллюстраций получила название En L’An 2000 («Год 2000») и была подготовлена к Парижской международной выставке 1900 года. В последующие 10 лет она нашла множество применений, даже в качестве оформления коробок для сигар, однако потом была забыта.

Вспомнили про En L’An 2000 только в 1986 году, когда на эти рисунки наткнулся писатель Айзек Азимов, написавший книгу «Дни будущего: Видение 2000 года людьми XIX века» (Futuredays: A Nineteenth Century Vision of the Year 2000). Теперь полную подборку рисунков можно найти на сайте Wikimedia Commons.

Все работы художников в наше время можно отнести к жанру ретро-футуризма (архаичного представления о будущем). Некоторые их фантазии сейчас кажутся глупостью, а некоторые, наоборот, оказались на удивление точными.

Нападки на художника

Недоброжелатели Репина использовали поступок Балашова для новых нападок на картину: мол, вид крови возбуждает людей, вызывает у них нездоровую реакцию.

Нельзя ли было вообще обойтись без крови, заставить зрителя пережить сам момент покушения или, еще лучше, драматический момент за секунду до покушения.

Оппоненты Репина говорили, что живописец сознательно лишил зрителей возможности сопереживания действию: ведь царевич уже убит.

За этим мрачным событием последовала еще одна трагедия. Главный хранитель музея художник Хруслов не выдержал эмоционального потрясения и слег в постель, а через несколько дней покончил с собой, бросившись под поезд. По России поползли слухи, что с картиной связано нечто роковое.

А в словах Балашова «Не надо больше крови!» позже нашли пророческий смысл: через полтора года началась война…

Трагическое покушение

После появления репинского холста в залах музея его трагическая биография продолжилась. В музей стали приходить члены террористических организаций, чтобы, стоя возле картины, произнести слова клятвы. Они клялись бороться с «ненавистной им монархией» до последней капли крови.

Илья Репин

Это настораживало полицию. Высказывалось мнение, что красная кровь на картине травмирует посетителей. Говорили, что от картины исходит некая особенная сила, энергия…

Настоящая трагедия разыгралась 16 января 1913 года. Старообрядец Абрам Балашов, иконописец по профессии, придя в Третьяковскую галерею, изрезал картину ножом. Покушение образно описал в своих мемуарах хранитель Третьяковки Николай Мудрогель:

Старообрядец Абрам Балашов

незадолго до закрытия музея он видел, как молодой человек быстрым шагом прошел по лестнице вверх, а затем раздался резкий звук. Хранители бросились наверх и увидели, что все бегут в репинский зал. А вот описание пострадавшего полотна: «На картине зияли три страшных пореза… Края порезов резко белели».

В январе 1913 года картина Репина пострадала от ножа старообрядца Абрама Балашова (Балашов не искал славы Герострата, он был заворожён сценой убийства и стал воспринимать её как реальное событие).

Преступник был задержан. При допросе он постоянно повторял одну и ту же фразу: «Довольно крови!» Балашов был признан душевнобольным и в течение двух месяцев лечился в психиатрической лечебнице, а затем был отпущен на поруки под ответственность отца.

Предчувствие трагедии

Неизвестно, как бы сложилась творческая судьба Врубеля, если бы не встреча с Саввой Мамонтовым. Меценат со свойственной ему прозорливостью разглядел в молодом художнике то, чего пока не видели остальные: нового гения. В 1897 году Врубель пишет «Портрет С.И. Мамонтова», на котором покровитель предстает сидящим в своем кабинете, среди привычных вещей. Весь композиционный ряд представляет собой, как пишет Наталья Суворова, «мощное нагромождение геометрических фигур и плоскостей, которые напоминают о первозданном всепоглощающем хаосе». За спиной Саввы Ивановича – миниатюрное надгробие испанского скульптора Бенльюре, известного своими аллегорическими скульптурами Управление и Справедливость

Но главное внимание зрителя приковано к фигуре Мамонтова, застывшего в неудобном положении, и к его глазам, в которых словно отражается предчувствие надвигающейся катастрофы. Через два года Мамонтов будет арестован и обвинен в растрате

Несмотря на оправдательный вердикт присяжных, знаменитый меценат не сможет оправиться от удара.

Как гадали на картинах русских художников

По народным поверьям гадания особенно правдивы накануне зимних Cвяток — от cочельника (6 января) до Крещения (19 января). Пользуясь случаем, вспоминаем отражение этой темы в русской живописи вместе с Софьей Багдасаровой.

В западноевропейском искусстве гадалки и ворожеи появились в XVII веке, практически сразу после возникновения жанровой живописи. Своих «Гадалок» написали такие великие мастера эпохи барокко, как Караваджо (1594 год) и Жорж де Латур (между 1630 и 1639 годом). Они использовали тему гадания в назидательных целях, изображая наивных людей, которых та же предсказательница и обкрадывала (на картинах видно, как гадалка ворует деньги из их кармана или кольцо с пальца). Вдобавок художники противопоставляли персонажей из разных социальных классов — нарядных богачей и нищих бродяжек, выписывая контраст драгоценных кружев с грязными обносками.

Василий Шебуев. Гадание (Автопортрет с гадалкой). 1805. ГРМ

Вильгельм Голике. Гадание у колодца. 1839. ГРМ

Тарас Шевченко. Цыганка-ворожея. 1841. Национальный музей Тараса Шевченко, Киев

Когда в конце XVIII — начале XIX века жанровая живопись начала развиваться в Российской империи, тема гадания проникла и к нам. Самые ранние картины на этот сюжет многое заимствовали у европейских образцов. Так, учившийся в Риме живописец Василий Шебуев явно цитирует в своем «Автопортрете с гадалкой» те полотна, которые он видел в Европе. Недаром на герое надет огромный воротник, какие перестали носить лет двести назад — как раз тогда, когда творили последователи Караваджо. И гадалка, которая держит его за руку, как положено — цыганка, чья темная кожа контрастирует с его изысканно-бледным лицом.

Противопоставлением занят и Вильгельм Голике в своем полотне «Гадание у колодца»: бродячая цыганка с темнокожим младенцем, примотанным к спине, здесь общается с фарфорово-прекрасной селянкой и отроком с льняными волосами. Картину можно было бы принять за работу любого из западноевропейских мастеров того времени, если бы не русский сарафан крестьянки и мужик, заламывающий шапку на заднем плане. Аналогична по трактовке и акварель студента Академии художеств Тараса Шевченко, будущего знаменитого поэта — только здесь девушка одета в малороссийский наряд.

Орест Кипренский также изображает за гаданием иностранку в национальном костюме, но картина посвящена совсем иному. Ею Кипренский открывает в русском искусстве тему гадания как символа общения с неведомым один на один, без посредников.

Орест Кипренский. Гадалка со свечой. 1828. ГРМ

Карл Брюллов. Гадающая Светлана. 1836. Нижегородский государственный художественный музей

Александр Новоскольцев. Светлана. 1889. Вольский краеведческий музей, Саратовская область

В первой трети XIX века наше искусство — речь идет и о литературе — занимается активной адаптацией на родной почве иностранных приемов. Например, Василий Жуковский и переводит сказки братьев Гримм, и создает на их основе свои «русские народные». Балладу Готфрида Бюргера года про девицу Ленору, гадавшую на жениха, Жуковский переложил в 1813 году. Героиня меняет национальность и имя, антураж преображается с немецкого на русский. Произведение имело колоссальный успех.

Тайный смысл картин

Незадолго до начала Первой Мировой художник нарисовал серию картин, которые содержали предупреждение человечеству о грядущих бедах. На многих полотнах присутствует змей, символизирующий зло и разрушение. Рерих рассказывал, что накануне войны его посещали видения и тревожные знамения.

Особенно поразительна картина «Короны». На ней художник изобразил трёх царей, которые сражаются друг с другом и не видят, что в это время уплывают их облачные короны. Исследователи считают, что в этом полотне Рерих зашифровал предупреждение о гибели трёх царских династий — Габсбургов, Романовых, Гогенцоллернов.

Картина Николая Рериха «Короны»

Первое время современники скептически относились к пророчествам загадочного художника

Когда же война захлестнула Европу, картины Рериха привлекли всеобщее внимание. «Всё искусство, все писания его от самого начала свидетельствовали о знании им грядущих бедствий», — писала супруга художника Елена Рерих

Но далеко не все картины живописца расшифрованы. Может ли быть так, что Николай Рерих не только предупреждал своих современников, но и оставлял послания для будущих поколений?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: