Иллюстрации. Коненков
Семья Коненковых. Крайний справа Андрей Терентьевич Коненков, рядом с ним — отец скульптора Тимофей Терентьевич. Между ними, сверху, — гимназист Сергей Коненков. Лето 1890 г.
Дом Коненковых в деревне Караковичи. Рисунок С. Т. Коненкова. 1892 г.
«Кони… Конята… Коненковы…» Рисунок цветными карандашами С. Т. Коненкова. 50-е годы.
Егорыч-пасечник. 1907 г.
Портрет отца. Дерево. 1900 г.
«Дядя Захар Терентьевич». Рис. 1897 г.
«Татьяна Максимовна». Рис. 1897 г.
Сергей Коненков — гимназист.
Рославль. Петропавловская улица.
Кариатиды на доме чаеторговца Перлова. 1895 г.
Москва. Лубянская площадь. 90-е годы.
«Камнебоец». Бронза. 1898 г.
С. Т. Коненков. 1901 г.
Петербургская академия художеств.
«Самсон, разрывающий узы». Гипс. 1902 г.
«Рабочий-боевик Иван Чуркин». Камень. 1906 г.
«Атеист»». Камень. 1906 г.
Т. Я. Коняева. 1907 г.
«Нике». Мрамор. 1905–1906 гг.
«Лада». Мрамор 1910 г.
«Сова-ведьма». Дерево. 1908 г.
«Вакханка» и «Вакх». Гипс. 1906 г.
«Пиршество». Барельеф. Фрагмент. Дерево. 1910–1911 гг.
«Иоганн Себастьян Бах». Мрамор. 1910 г.
«Паганини». Мрамор. 1908 г.
Автопортрет. Камень. 1916 г.
Автопортрет. Мрамор. 1912 г.
Афины. Акрополь.
«Гречанка (Фани Свешникова)». Мрамор. 1912 г.
«Юноша». Бронза. 1907 г.
«Кора» Мрамор. 1912.
«Девушка с поднятыми руками». Дерево. 1914 г.
Мастерская на Пресне.
Накануне первой выставки скульптур С. Т. Коненкова в пресненской мастерской. Декабрь 1916 г.
Портрет Маргариты Воронцовой (М. И. Коненкова). Дерево. 1918 г.
«Нищая братия». Дерево. 1916–1917 гг.
С. Т. Коненков и Маргарита Воронцова. 1918 г.
Портрет сказительницы М. Д. Кривополеновой. Дерево. 1916 г.
«Степан Разин». Дерево. 1918–1919 гг.
С. Т. Коненков у памятника С. Т. Разину. Красная площадь. Май 1919 г.
Мемориальная доска павшим в борьбе за мир и братство народов. Установлена в 1918 году на Сенатской башне Кремля.
Сергей Есенин». Дерево. 1921 г.
«Дядя Григорий». Дерево 1916 г.
С. Т. Коненков. 7 ноября 1918 года.
«Мы — ельнинские». Дерево. 1941–1942 гг.
В нью-йоркской мастерской.
Обложка каталога выставки С. Т. Коненкова в Риме.
А. М. Горький позирует скульптору Коненкову. Сорренто. 1928 г.
«Женщина в русском сарафане». Портрет певицы Н. В. Плевицкой. Мрамор 1925 г.
«Иван Петрович Павлов». Мрамор. 1930 г.
Б. Д. Григорьев. Портрет Коненкова. 1933 г.
«Шаляпин». Мрамор. 1952 г.
«Рахманинов». Бронза. 1925 г.
«Ф. М. Достоевский». Бронза. 1933 г.
«В. И. Ленин». Бронза. 1962 г.
«Марфинька». Мрамор. 1950 г.
Портрет старейшего колхозника деревни Караковичи И. В. Зуева. Бронза. 1947 г.
В мастерской за рубкой мрамора…
На конгрессе защитников мира.
Работа над скульптурным оформлением Петрозаводского музыкально-драматического театра.
Скульптурное украшение института имени В. И. Вернадского.
На строительстве Петрозаводского театра.
«Л. Н. Толстой». Бронза. 1959 г.
С. Т. Коненков и П. П. Кончаловский.
«С Д. Эрьзя». Мрамор. 1961–1962 гг.
С. Т. Коненков и М. С. Сарьян.
«Николай Островский». Мрамор. 1968 г.
У мраморного изваяния Никоса Белояниса. 26 июня 1952 г.
«Мусоргский». Мрамор. 1953 г.
С. Т. Коненков за работой.
В мастерской на Тверском бульваре.
Канев. В музее Т. Г. Шевченко. 1965 г.
Отдых в пути. С. Т. Коненков и М. И. Коненкова.
Родные просторы. Над Десной.
«Колхозница». Дерево. 1954 г.
С. Т. Коненкова встречают земляки-смоляне. Слева — сын Кирилл Сергеевич. 1969 г.
«А. С. Пушкин». Гипс. 1937 г.
Михайловское. С. Т. Коненков и директор Пушкинского заповедника С. С. Гейченко.
Автопортрет. Мрамор. 1954 г.
В гостях у Сергея Тимофеевича.
С. Т. Коненков в день девяностолетия. 1964 г.
Творчество
Коненков мастерил из разных материалов. Он создал целые серии деревянных работ. В 1909-1910 годах в творчестве скульптора оживают образы русских сказок, былин и языческой мифологии. «Старички-полевички», «Лесовики», «Великосил», «Стрибог», «Еруслан Лазаревич» изваяны из дерева. Их формы Коненков находил и выявлял в самой структуре древесного ствола. Интересна также серия женских скульптур: «Крылатая» (1913 год), «Жар-птица» (1915 год), «Кариатида» (1918 год) – все эти работы вошли в эту серию. Выполнена так называемая греческая серия, с такими работами, как «Юноша» и «Горус». Революционный период отмечен созданием барельефа «Павшим в борьбе за мир и братство народов». Ему принадлежат портретные работы Тургенева, Маяковского, Циолковского.
Все работы – дело рук такого замечательного мастера, как Коненков Сергей Тимофеевич. Творчество этого талантливого человека нашло свое выражение в бронзе, дереве, камне, барельефах, скульптурах и полотнах. Они отражали различные этапы жизни и времени, в котором существовал скульптор.
Иллюстрации. Коненков
Семья Коненковых. Крайний справа Андрей Терентьевич Коненков, рядом с ним — отец скульптора Тимофей Терентьевич. Между ними, сверху, — гимназист Сергей Коненков. Лето 1890 г.
Дом Коненковых в деревне Караковичи. Рисунок С. Т. Коненкова. 1892 г.
«Кони… Конята… Коненковы…» Рисунок цветными карандашами С. Т. Коненкова. 50-е годы.
Егорыч-пасечник. 1907 г.
Портрет отца. Дерево. 1900 г.
«Дядя Захар Терентьевич». Рис. 1897 г.
«Татьяна Максимовна». Рис. 1897 г.
Сергей Коненков — гимназист.
Рославль. Петропавловская улица.
Кариатиды на доме чаеторговца Перлова. 1895 г.
Москва. Лубянская площадь. 90-е годы.
«Камнебоец». Бронза. 1898 г.
С. Т. Коненков. 1901 г.
Петербургская академия художеств.
«Самсон, разрывающий узы». Гипс. 1902 г.
«Рабочий-боевик Иван Чуркин». Камень. 1906 г.
«Атеист»». Камень. 1906 г.
Т. Я. Коняева. 1907 г.
«Нике». Мрамор. 1905–1906 гг.
«Лада». Мрамор 1910 г.
«Сова-ведьма». Дерево. 1908 г.
«Вакханка» и «Вакх». Гипс. 1906 г.
«Пиршество». Барельеф. Фрагмент. Дерево. 1910–1911 гг.
«Иоганн Себастьян Бах». Мрамор. 1910 г.
«Паганини». Мрамор. 1908 г.
Автопортрет. Камень. 1916 г.
Автопортрет. Мрамор. 1912 г.
Афины. Акрополь.
«Гречанка (Фани Свешникова)». Мрамор. 1912 г.
«Юноша». Бронза. 1907 г.
«Кора» Мрамор. 1912.
«Девушка с поднятыми руками». Дерево. 1914 г.
Мастерская на Пресне.
Накануне первой выставки скульптур С. Т. Коненкова в пресненской мастерской. Декабрь 1916 г.
Портрет Маргариты Воронцовой (М. И. Коненкова). Дерево. 1918 г.
«Нищая братия». Дерево. 1916–1917 гг.
С. Т. Коненков и Маргарита Воронцова. 1918 г.
Портрет сказительницы М. Д. Кривополеновой. Дерево. 1916 г.
«Степан Разин». Дерево. 1918–1919 гг.
С. Т. Коненков у памятника С. Т. Разину. Красная площадь. Май 1919 г.
Мемориальная доска павшим в борьбе за мир и братство народов. Установлена в 1918 году на Сенатской башне Кремля.
Сергей Есенин». Дерево. 1921 г.
«Дядя Григорий». Дерево 1916 г.
С. Т. Коненков. 7 ноября 1918 года.
«Мы — ельнинские». Дерево. 1941–1942 гг.
В нью-йоркской мастерской.
Обложка каталога выставки С. Т. Коненкова в Риме.
А. М. Горький позирует скульптору Коненкову. Сорренто. 1928 г.
«Женщина в русском сарафане». Портрет певицы Н. В. Плевицкой. Мрамор 1925 г.
«Иван Петрович Павлов». Мрамор. 1930 г.
Б. Д. Григорьев. Портрет Коненкова. 1933 г.
«Шаляпин». Мрамор. 1952 г.
«Рахманинов». Бронза. 1925 г.
«Ф. М. Достоевский». Бронза. 1933 г.
«В. И. Ленин». Бронза. 1962 г.
«Марфинька». Мрамор. 1950 г.
Портрет старейшего колхозника деревни Караковичи И. В. Зуева. Бронза. 1947 г.
В мастерской за рубкой мрамора…
На конгрессе защитников мира.
Работа над скульптурным оформлением Петрозаводского музыкально-драматического театра.
Скульптурное украшение института имени В. И. Вернадского.
На строительстве Петрозаводского театра.
«Л. Н. Толстой». Бронза. 1959 г.
С. Т. Коненков и П. П. Кончаловский.
«С Д. Эрьзя». Мрамор. 1961–1962 гг.
С. Т. Коненков и М. С. Сарьян.
«Николай Островский». Мрамор. 1968 г.
У мраморного изваяния Никоса Белояниса. 26 июня 1952 г.
«Мусоргский». Мрамор. 1953 г.
С. Т. Коненков за работой.
В мастерской на Тверском бульваре.
Канев. В музее Т. Г. Шевченко. 1965 г.
Отдых в пути. С. Т. Коненков и М. И. Коненкова.
Родные просторы. Над Десной.
«Колхозница». Дерево. 1954 г.
С. Т. Коненкова встречают земляки-смоляне. Слева — сын Кирилл Сергеевич. 1969 г.
«А. С. Пушкин». Гипс. 1937 г.
Михайловское. С. Т. Коненков и директор Пушкинского заповедника С. С. Гейченко.
Автопортрет. Мрамор. 1954 г.
В гостях у Сергея Тимофеевича.
С. Т. Коненков в день девяностолетия. 1964 г.
Манера выполнения работы
Скульптор Коненков по возвращении из заграничной поездки поступает в Академию художеств, в класс, руководимый известным художником В. Беклемишевым. Выпускная академическая работа скульптора Коненкова — статуя «Самсон», в которой он использует модернистскую трактовку библейского мотива, была не с восторгом принята профессорами, привыкшими к классическим формам. Они усмотрели в фигуре Самсона их нарушение и отметили излишнюю экспрессию. Поддержка молодого скульптора была только со стороны И. Репина и А. Куинджи, в отличие от совета Академии. Благодаря им Сергей Коненков получает звание свободного художника. Во время событий 1905 года в Академии распорядились уничтожить изваяние «Самсон», дабы не будоражить им умы студентов.
Последующие годы Коненков создает свои произведения из дерева с инкрустацией его драгоценными камнями. Так рождается серия славянских языческих богов. В работах 1909-1910 годов оживают образы русских сказок и былин из древесного ствола, сучков, наростов и причудливых форм корней. В них есть и примитивная скульптура, и модернистская экспрессия.
Во время путешествия в Грецию и Египет в 1912-1913 годах Коненков совершенствует стилизаторские приемы и знакомится с опытом античных скульпторов. Увлеченность мрамором и обнаженными телами наблюдается в работах Коненкова «Женский торс» и «Сон».
Загадки продолжаются
Однако и здесь было не все так просто. Ведь в те годы человеческие жизни были обесценены. И немало разведчиков работающих в «Атомном проекте», возвращаясь в Союз, попадали прямиком … в тюрьмы. Или сразу же ставились к стенке. И теперь уж совсем непонятно за, что была оказана такая честь именно Маргарите Коненковой? И почему сам Иосиф Виссарионович лично был заинтересован в Коненковых? Ведь разведкой-то занимался Берия.
Скульптуры Сергея Коненкова.
Свет на это «почему» проливают архивные письма Коненкова к Сталину из Америки, которые скульптор начал писать «отцу всех народов» перед самой войной. Сергей Тимофеевич Коненков, живя в США, не только создавал свои скульптуры, да жене-разведчице содействовал. Он еще увлекался теософией и занимался пророчеством. Еще в 30-х с большим рвением ударился в изучение библейских писаний, древних трактатов астрономов и теологов. Особенно Коненков заинтересовался «Апокалипсисом», самой загадочной книгой Нового завета, пророчащей конец света. Ее-то и пытался расшифровать скульптор всю свою последующую жизнь.
По его подсчетам, согласно всем источникам, получалось, что конец света начался еще в 1874 году. И так как это процесс, сильно растянутый во времени, его конечная точка так и не была обнародована скульптором. К слову, в свое время Исаак Ньютон конечной точкой назвал 2060 год.
Фантастические картины-шифровки Сергея Коненкова из цикла «КОСМОГОНИЯ».
А тогда в конце 30-х Коненков забросил все свои работы начал рисовать странные космические картины, которые не расшифрованы и по сей день. На карты звездного неба он накладывал карты земли и видел, то что не смог увидеть никто другой. Позже свои пророчества-предупреждения Коненков посылал в Москву Сталину, прикладывая к ним загадочные карты и фотографии. В этих письмах он пророчил большую войну, несмотря на подписанный договор о мире, и умолял чтобы все готовились к неизбежному. Предрек он Сталину и победу над Германией.
И скорее всего этот неожиданно открывшийся дар был причиной тому, что Сталин проявил личный интерес к семье Коненковых. Дал пророку сталинскую премию, удостоил званий, обеспечил всем необходимым и поселил возле Кремля, чтобы был под присмотром.
Скульптуры Сергея Коненкова.
И, что удивительно, себе Сергей Тимофеевич напророчил 100 лет жизни. И прожил бы их, если б не роковая поездка в санаторий, где по-недосмотру персонала подхватил воспаление легких. Два с половиной года не дожил до 100-летнего юбилея скульптор Коненков. Он скончался в 1971 году, на девять лет своего супруга пережила Маргарита Коненкова. Ей было 85.
В продолжении темы о сталинских временах рассказ об его любимом художникеАлександре Герасимове, который втайне писал картины в жанре «ню».
Приоткрывая завесу тайны
Свет на эти загадку пролил намного позже начальник Четвертого (диверсионно-разведывательного) управления НКВД генерал-лейтенант Павел Судоплатов, знаменитый «ликвидатор» тех времен, написав книгу «Разведка и Кремль». В ней то и таились основные причины, из-за которых Коненковы были обласканы Советской властью после возвращения.
Маргарита Коненкова.
«Жена известного скульптора Коненкова, наш проверенный агент, сблизилась с крупнейшими физиками Оппенгеймером и Эйнштейном в Принстоне. Она сумела очаровать ближайшее окружение Оппенгеймера. После того как Оппенгеймер прервал связи с американской компартией, Коненкова постоянно влияла на Оппенгеймера и ещё ранее уговорила его взять на работу специалистов, известных своими левыми убеждениями, на разработку которых уже были нацелены наши нелегалы и агентура… Существенной была роль в разведывательной операции по выходу на близкие к Эйнштейну круги ученых-специалистов, занятых разработкой в то время никому не известного «сверхоружия». Через супругов Коненковых к нам поступала важная информация о перспективах нового «сверхоружия», обсуждавшихся в Принстоне при участии Ферми и Оппенгеймера.»
Маргарита Коненкова и Альберт Энштейн.
Теперь как будто становилось все на свои места, и многое становилось понятным. И то, что модная мастерская знаменитого скульптора была лишь прикрытием. И то, что советская разведчица Маргарита Коненкова была ключевым звеном в раскрытии суперсекретного «сверхоружия» — атомной бомбы. И то, почему Сергей Коненков так хладнокровно относился к любовным связям своей жены. Все это и многое другое можно узнать из мемуаров Судоплатова.
Ответы
Автор ответа: bocherikova08
11
Ответ:
Объяснение:
Мемориальный музей-мастерская С.Т. Коненкова является одним из филиалов Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств. Его история начинается в 1974 году, когда в связи со столетним юбилеем Сергея Коненкова в его бывшей мастерской по распоряжению правительства был открыт музей.
Собрание скульптуры Коненкова в московском музее является одним из крупнейших в нашей стране.В настоящее время собрание Мемориального музея-мастерской С.Т. Коненкова насчитывает более 5 тысяч экспонатов. Музей включает помещение мастерской и мемориальную часть: жилые помещения второго этажа, холл и гостиную.
В вестибюле расположен знаменитый автопортрет Коненкова (гипс, 1954) и портрет жены мастера Маргариты Коненковой (дерево, 1918) — один из наиболее утонченных и поэтических образов.
В 1930-е годы Коненков обращается к новому и неожиданному виду творчества — созданию скульптурной мебели. Своеобразие подхода в том, что Коненков не проектирует мебель, а создает самостоятельную скульптуру, в которой формы и образы заимствованы из природы.
Основная экспозиция размещена в помещении мастерской мастера. Здесь можно увидеть самые ранние произведения ученического периода: «Читающий татарин» (бронза, 1893), «Камнебоец» (гипс, 1897) и другие работы. В сокровищницу русской скульптуры вошли такие замечательные произведения Коненкова как мраморный портрет Баха (1910), портрет Паганини (гипс, 1908), Самсон (мрамор, 1907).Портрет Баха — одно из лучших и любимых произведений мастера, жемчужина музея.
Соединение национальных традиций с современной формой также нашло воплощение в деревянной скульптуре Коненкова. В коллекцию музея входят такие знаменитые работы, как «Старенький старичок» (1909), «Лесовик» (1909), «Вакх с малахитовыми глазами» (1916), «Мы — ельнинские» (1942) , «Жар-птица» (1910), рельеф «Пиршество» (1910) и др. Уже в первые десятилетия ХХ века с именем Коненкова связывали возрождение русской национальной скульптуры.
Однако дерево в творчестве Коненкова было не только материалом для фантастических или сказочных образов. Мастерски используя его пластические свойства, скульптор создал полный обаяния портрет М.И. Коненковой (1918) и гармонически совершенную женскую фигуру «Магнолия» (1934).
За долгие годы творчества Коненков создал и великолепную галерею портретов. Его способность к интуитивному пониманию, к «вчувствованию» в модель особенно ярко отразилась в портретах «американского периода». Это — блестящие психологические портреты Ивана Павлова, Альберта Эйнштейна, Сергея Рахманинова, Чарльза Гильдера, Николая Фешина, Надежды Плевицкой, Максима Горького и др. Портрет Альберта Эйнштейна 1935 года до сегодняшнего дня считается одним из лучших изображений великого ученого. Его бронзовое повторение находится в библиотеке Рокфеллеровского института Высших исследований в Принстоне.
Но вершиной портретного творчеств мастера считается портрет Федора Достоевского (1933), в котором скульптору удалось передать всю гамму эмоциональных состояний модели и создать образ, полный трагизма и внутреннего психологизма.
Место скульптора в послереволюционной России
Первые три выставки на Пресне в 1917 году явились открытием талантливого скульптора в художественной жизни Москвы. Скульптор Коненков после революции оказался среди участников создания пролетарской скульптуры. Он был введен в комиссию, занимающуюся уничтожением старых памятников, не отвечавших времени и событиям в стране. Коненков принимает участие в принятом революционном плане монументальной пропаганды. Но «специалисты» от власти очень настороженно отнеслись к ярким экспрессивным работам автора. В 1918 году скульптор в дереве вырезает «Ватагу Стеньки Разина».
В 1923 году Коненков едет в Ригу как сопровождающий художественной выставки, а оттуда с выставкой отправляется в Америку. Но на выставку Коненков едет со своей женой Маргаритой.
Волшебная скульптура С.Т.Конёнкова — Самый загадочный блогер России
Через всё творчество Конёнкова проходит тема музыки. Он создал многочисленные портреты певцов, музыкантов, композиторов: Шаляпина, Рахманинова, Микули, Ромашкова, Плевицкой, Неждановой, Баха, Паганини.
01. ПаганиниС. Т. Коненков был непосредственным участником первой русской революции 1905 года и в своих произведениях, таких как «Камнебоец», «Нике», «Славянин», воплотил свою высокую мечту о свободном человеке. Тогда же он создал удивительно поэтичные произведения, навеянные русскими сказками, былинами, народными преданиями, проникновенные и исполненные гармонии женские образы. С.Т.Коненков выполнил мемориальную доску памяти павших героев революции, установленную на Красной площади. На ее открытии в 1918 году выступил с речью В. И. Ленин.
02. Портрет М.И.Конёнковой
03. «Магнолия»
Вся мебель гарнитура Конёнкова представляет собой прежде всего сказочные образы: кресло в виде лебедя, грациозно согнувшего шею; столик с сидящей на ней белочкой; удав, свернувший гибкое тело кольцами и ставший креслом.
04.
05. Кресло С.Т.Конёнкова
06.
Являясь выдающимся портретистом, С. Т. Коненков создал галерею портретов современников, а также великих представителей культуры прошлого. Таковы глубоко психологические, острые по характеристике, прекрасные по мастерству портреты Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, М. П. Мусоргского, и другие образы, покоряющие прелестью юности — «Марфинька», «Ниночка», «Русская красавица», «Девушка в венке» и многие другие. С.Т. Коненков является автором ряда замечательных произведений монументально-декоративной скульптуры, таких как: фигурный фриз для института геохимии В.И.Вернадского АН СССР в Москве, фронтона Музыкально — драматического театра в Петрозаводске, фигурной композиции из дерева «Рунопевец» в павильоне Карельской АССР на ВДНХ.
07. Портрет А.С.Пушкина
08. А.Эйнштейн
09. С.В.Рахманинов
10. «Весь мир насилья мы разрушим»
11. Тесная дружба связывала С.Т.Конёнкова с писателем Михаилом Пришвиным. Как-то, в разговоре с женой, Пришвин, уже серьёзно больной человек,видимо, предчувствуя скорый конец, выразил желание, чтобы Конёнков создал на его могиле памятник. Когда писателя не стало, его вдова рассказала об этом разговоре Сергею Тимофеевичу. Конёнков воспринял эти слова как последнюю волю покойного, и вскоре для могилы Пришвина был им изваян в камне памятник «Птица Сирин». «Птица Сирин в древней русской мифологии — птица счастья. Когда я думал о памятнике поэту природы, то ясно представлял себе: ведь каждая строка Пришвина вечно будет дарить людям счастье», — так объяснял Конёнков причину, побудившую его обратиться к этому символу создания намогильного памятника. Один из его вариантов находится в экспозиции музея.
12.
13. Христос
14. Портет С.Н.Базальянц
15. Символическая композиция
16. Эскиз к оформлению Музыкально — драматического театра в Петрозаводске
17. М.И.Конёнкова
18. «Лесной старичок»
19. Н.В.Гоголь
20. «Юность»
21. «Балерина»
22. Христос
23. Альберт Эйнштейн
24. Женщина в руссом сарафане (Портрет певицы Н.В.Плевицкой)
25.
Постоянная выставка С.Т.Конёнкова проходит в Мемориальном музее-мастерской С.Т. Коненкова
Адрес: Тверская, 17Цена: 40 р., фотографирование — 10 р. Плюс вам дадут бесплатно совершенно замечательную брошюру о творчестве С.Т.Конёнкова
Сергей Конёнков
Сергей Тимофеевич Конёнков — знаменитый русский и советский скульптор, мастер русской скульптуры символизма и модерна, по праву получивший титул «русского Родена».
Коненков Сергей Тимофеевич родился 10 июля 1874 года в селе Караковичи Ельнинского района Смоленской области в крестьянской семье.
Будучи выходцем из крестьян, но решив посвятить себя искусству, он едет на учебу в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а также в Академии художеств. Дипломная работа Конёнкова «Самсон, разрывающий узы» показалась в то время слишком революционной и была уничтожена.
После окончания обучения и длительного пребывания в путешествиях по Европе, Коненков встречает революционную бурю 1905 года в Москве, где, под впечатлением от происходящего, создает цикл работ, посвященных революционерам. Не смотря на то, что жил Коненков преимущественно в Москве, он часто возвращался за вдохновением на Смоленщину.
Детство скульптора, прекрасные лесные просторы Смоленской области навсегда остаются в сердце мастера, и он начинает работу над «лесной серией». Среди кореньев и стволов деревьев он выискивает лики сказочных существ, языческих богов и героев русского народного эпоса. Параллельно с «лесным» Конёнков работает и над «греческим циклом», который родился в воображении автора после путешествия в Грецию, где особое впечатление на Коненкова произвели работы Микеланджело. Воспоминания о его великих творениях прочно переплелись в творчестве Коненкова с русским фольклором, создав необычный стилистический сплав эллинской и русской культуры.
В 1922 году Конёнков женится на Маргарите Воронцовой, а спустя год они едут на международную выставку русского искусства в США. Вернуться домой, в Москву, им удастся лишь спустя 20 лет… С 1923 по 1945 год они с супругой живут и работают в Нью-Йорке. К американскому периоду творчества относятся «библейские» работы скульптора. В это время он переживает разлуку с родиной и создает ряд скульптурных композиций пророков, апостолов и даже Иисуса Христа. Этот период жизни С.Коненкова связан со знаменитым любовным треугольником «С. Коненков – М.Коненкова – А.Эйнштейн». В настоящее время известно, что супруга знаменитого скульптора была тайным агентом, и их пребывание в Америке было связано с т.н. «Манхэттенском проектом».
После Великой Отечественной войны, в 1945 году, по личному распоряжению И.В. Сталина Коненков вернулся в Москву. Со временем нападки критики и обвинения, связанные с шпионажем и «формализмом» скульптора сходят на нет. С.Т. Коненков получает собственную мастерскую на Тверской улице в Москве.
Многие страницы жизни Коненкова были связаны со Смоленщиной, поэтому он лично настоял на том, чтобы в нашем городе был открыт музей, в котором хранилась бы лучшая часть его творений. Скульптор лично выбрал для этого старинный особняк в центре города. Официальное открытие музея состоялось 30 апреля 1973 года, но, к сожалению, сам мастер до этого события не дожил — он умер в 1971-м, на 98 году жизни.
Творчество Коненкова многогранно и до сих пор не до конца изучено. Весьма популярна коллекция портретов знаменитых людей, созданных скульптором, часть работ С.Т.Конёкова посвящена русским писателям и поэтам — А. С. Пушкину, Л. Н. Толстому, И. С. Тургеневу, В. В. Маяковскому и многим другим.
В память о С.Т. Коненкове названа улица в Смоленске, здесь работает музей автора, а так же на перекрестке улиц Пржевальского и Глинки установлен бронзовый автопортрет знаменитого скульптора XX века.
Литература
- Коненков С. Т. Избранные произведения : альбом репродукций. – М.: Советский художник, 1956.
- Коненков С. Т. [альбом / сост. Г. И. Чугунов; авт. текста на иностр. яз. И. М. Шмидт]. – Л.: Художники РСФСР, 1978. – 164 с. : ил. – (Текст на русском, английском, французском, немецком языках).
- Коненков С. Т. буклет. – М.: Советский художник, 1952. – 1 разверн. лист.
- Коненков С. Т. Воспоминания. Статьи. Письма. В 2-х кн. / сост. и авт. коммент. Ю. А. Бычков. – М.: Изобразительное искусство, 1985. – 190 с. : ил.
- Коненков С. Т. О жизни и о себе : из книги «Мой век» / С. Т. Коненков; худож. Г. Свидченко. – М.: Детская литература, 1984. – 190 с. : ил.
- Коненков С. Т. Слово к молодым / С. Т. Коненков. – М.: Молодая гвардия, 1958. – 120 с. : ил.
- Коненков С. Т. Земля и люди / С. Т. Коненков. – Изд. 2-е. – М.: Молодая гвардия, 1974. – 207 с. : ил.
- Коненков С. Т. Мой век : воспоминания / С. Т. Коненков; лит. запись Ю. А. Бычкова. – 2-е изд., доп. – М.: Политиздат, 1988. – 383 с. : ил.
- Анисимов, Г. Жизнь равная веку / Анисимов, Г. Незаконченные биографии / Г. Анисимов. – М., 1988. – С. 7–56.
- Банковский, Н. К 100-летию со дня рождения С. Т. Конёнкова : хроникальные заметки / Н. Банковский // Советская скульптура. 74. – М., 1976. – С. 263–265.
- Белогорцев, И. Д. Старейший русский ваятель: к 80-летию С. Т. Коненкова / И. Д. Белогорцев // Смоленский альманах. – 1953. – № 12. – С. 227–240.
- Бычков, Ю. А. Коненков / Ю. А. Бычков. – 2-е изд. – М.: Молодая гвардия, 1985. – 315 с. : ил. – (Жизнь замечательных людей).
- Десятников, В. А. С. Т. Коненков : к 100-летию со дня рождения / В. А. Десятников, Ю. А. Бычков. – М.: Знание, 1973. – 32 с. : ил.
- Каменский, А. А. С. Т. Коненков / А. А. Каменский. – М.: Искусство, 1975. – 223 с. : ил.
- Коненков С. Т. Мемориальный музей-мастерская : путеводитель. – М.: Советский художник, 1986. – 56 с.
- Кулакова, Л. В гостях у скульптора – земляка / Л. Кулакова // Литературный Смоленск. – Смоленск, 1956. – № 15. – С. 361–362.
- Машуровский, Д. И. Скульптор Сергей Коненков / Д. И. Машуровский. – М.: Знание, 1961. – 30 с. : ил.
- Осокин, В. Н. Волшебный резец : С. Т. Коненков в Москве / В. Н. Осокин. – М.: Московский рабочий, 1980. – 176 с. : ил.