Несколько фактов из биографии
Осип (Иосиф) Эммануилович Браз родился в 1873 году в Одессе. Художественное образование он получил в Одесской художественной школе, где учился у Кириака Костанди. Кстати, школу он окончил с большой бронзовой медалью. Несколько лет продолжал учиться в Мюнхене, в школе Шимона Халлоши и Мюнхенской академии художеств. Затем жил во Франции. В Париже впервые были показаны его работы на выставке известных художников «Champ de Mars».
Затем Браз переезжает в Амстердам, где с успехом постигает искусство живописи старых голландских мастеров. Именно там он увлекается коллекционированием. Кроме картин он начинает собирать произведения искусства из бронзы времён эпохи Возрождения.
Вернувшись в Россию, Браз продолжает совершенствовать мастерство. Он поступает в Академию художеств, где учится в мастерской Ильи Репина и через год получает звание классного художника I-й степени. Лучше всего ему удаются портреты, что и приносит ему широкую известность. Его работы с большим успехом выставлялись в Париже, Вене и Риме…
В 1914 году художник был избран академиком Петербургской Императорской Академии художеств. Революция 1917 года не особо коснулась его семьи. Осип Браз работает в Эрмитаже реставратором, хранителем и заведующим отдела голландской живописи, а вначале 1920-х ещё и преподавателем во ВХУТЕИНе.
Всё резко обрывается в 1924 году…
Чего не мог принять писатель
Писатель Владимир Короленко так нарисовал облик молодого Чехова: «Передо мною был молодой и ещё более моложавый на вид человек, несколько выше среднего роста, с продолговатым, правильным и чистым лицом, не утратившим ещё характерных юношеских очертаний. В этом лице было что-то своеобразное, что я не мог определить сразу и что впоследствии, по-моему очень метко, определила моя жена, тоже познакомившаяся с Чеховым.
По её мнению, в лице Чехова, несмотря на его несомненную интеллигентность, была какая-то складка, напоминавшая простодушного деревенского парня. И это было особенно привлекательно. Даже глаза Чехова, голубые, лучистые и глубокие, светились одновременно мыслью и какой-то, почти детской, непосредственностью. Простота всех движений, приёмов и речи была господствующей чертой во всей его фигуре, как и в его писаниях.
Вообще, в это первое свидание Чехов произвёл на меня впечатление человека глубоко жизнерадостного. Казалось, из глаз его струится неисчерпаемый источник остроумия и непосредственного веселья, которым были переполнены его рассказы. И вместе угадывалось что-то более глубокое, чему ещё предстоит развернуться, и развернуться в хорошую сторону. Общее впечатление было цельное и обаятельное…».
На портрете, что написал Браз, Чехов выглядит иначе. Впрочем, чему удивляться — всё-таки десять лет прошло… Сама же модель этого никак не могла принять. Хотя все, кто знал писателя, поражались происшедшей с ним перемене. А Валентин Короленко несколько риторически вопросил: «Куда девалась его уверенная, спокойная жизнерадостность? Черты обострились, стали как будто жёстче, и только глаза все ещё порой лучились и ласкали. Но и в них чаще виднелось застывшее выражение грусти».
Ему вторит Татьяна Щепкина-Куперник: «Я удивилась происшедшей с ним перемене. Бледный, землистый, с ввалившимися щеками – он совсем не похож был на прежнего А.П.»
Так что, пусть портрет Чехова работы Браза и не понравился самому писателю, но объективности ради следует признать — мастер изобразил его реально.
Портретист
За несколько столетий развития русская культура подарила миру немало великих живописцев, произведения которых вошли в мировую сокровищницу изобразительного искусства. Есть среди них такие, чьи имена знает практически каждый, даже далекий от искусства человек. Но есть и незаслуженно забытые.
К последним принадлежит талантливый мастер портретного жанра Осип Эммануилович Браз. Имя этого русского художника, академика и коллекционера, в отличие от его творений, мало что может сказать нашему современнику, хотя в своё время оно было известно всем. Бразу удавалось, как говорили критики, сочетать не сочетаемое — реализм с элементами импрессионизма и модерна. Именно поэтому в своё время его считали одним из выдающихся русских живописцев-портретистов начала ХХ столетия.
Поначалу судьба баловала художника. Он имел всё, о чём только мог мечтать — творческий успех, карьерный рост и счастливый семейный союз. Затем последовал арест по ложному обвинению, конфискация богатейшей художественной коллекции, годы лишения свободы, проведённые на Соловках, потеря двоих сыновей и смерть жены, которую он пережил всего лишь на год…
Портрет Чехова художник Осип Браз отправился писать в Ниццу
Для написания портрета писателя Антона Павловича Чехова художник Осип Браз отправился на средиземноморское побережье Франции. Произошло это в 1898 году. Известно, что основатель галереи Павел Третьяков ради того, чтобы получить нужную ему картину, оплачивал дорогу к объекту творчества, пусть даже модель находилась на очень приличном расстоянии от Москвы. Благодаря его заказу портрет Чехова был создан в Ницце.
Заказ молодой Браз получил не случайно. Дело в том, что в 1896 году его удостоили премии Московского общества любителей художеств. Кроме того, он получил диплом Петербургской академии художеств и звание классного художника, правда, не за специальную конкурсную картину, а за серию изображений.
Осип Браз прекрасно выполнил портреты своих коллег по творческому цеху: русского, а потом советского графика Дмитрия Кардовского и художницы Елизаветы Мартыновой, в наше время более известной по картине Константина Сомова «Дама в голубом».
Сделанные им работы заслужили высокую оценку критики, а портрет Мартыновой настолько понравился коллекционеру и меценату Павлу Третьякову, что он приобрёл его в свою коллекцию. В дальнейшем Третьяков заказал художнику также портреты актрисы Веры Комиссаржевской и писателя Антона Чехова. К слову, портрет Чехова кисти Браза оказался единственным законченным прижизненным изображением писателя.
БРАЗ Осип (Иосиф) Эммануилович
10 (22) января 1873 (Одесса) — 6 ноября 1936 (Париж, Франция)
Живописец, график, педагог, коллекционер.
Учился в Одесской художественной школе у К. К. Костанди, окончив ее в 1890 с большой бронзовой медалью. В 1891–1893 занимался в Мюнхене в школе Ш. Холлоши. В 1893–1894 работал в Голландии и Париже. В 1895 приехал в Петербург и поступил в Академию художеств в мастерскую И. Е. Репина. В 1896 участвовал в академической выставке, на которой его первое большое произведение «Портрет художницы Е. М. Мартыновой» было отмечено премией Московского общества любителей художеств (МОЛХ) и приобретено П. М. Третьяковым. В 1897–1898 работал над портретом А. П. Чехова, окончательный вариант этой картины был написан в Ницце и остался единственным законченным прижизненным портретом писателя. В конце 1890-х — начале 1900-х написал портреты русских художников А. П. Соколова, Н. Д. Кузнецова, И. Я. Гинцбурга, К. К. Первухина, Л. О. Пастернака, С. И. Иванова, П. И. Нерадовского, М. В. Добужинского, И. А. Фомина, К. А. Сомова и других, выполнил множество заказных женских портретов.
Имел свою частную художественную мастерскую в Петербурге (среди его учеников была, например, З. Е. Серебрякова).
В 1907–1911 работал во Франции.
Был членом объединения «Мир искусства» и постоянным экспонентом его выставок (1900–1903, 1911–1917, 1922, 1924). С 1903 входил в «Союз русских художников», участвовал в его выставках (1903–1906), но в 1910 оставил членство в Союзе вместе с группой А. Н. Бенуа. Экспонировал свои работы на выставках МОЛХ (1896–1899), «Общества 36 художников» (1901, 1902), «Товарищества южнорусских художников» (1893, 1894, 1897, 1898, 1908, 1913). Выставлялся в Париже, Вене, Риме.
В 1913 писал пейзажи Крыма, в 1915–1917 — пейзажи Финляндии. В 1914 стал академиком. В 1919 участвовал в Первой государственной свободной выставке произведений искусств в Петрограде, в 1921 — в первой выставке картин Общины художников в Петрограде, в 1922 — в первой Русской художественной выставке в Берлине.
В 1920–1924 вел мастерскую станковой живописи в Государственных свободных художественных мастерских. В 1924 был сослан в Новгород, где написал многочисленные акварельные пейзажи, в 1926 провел свою персональную выставку и в том же году по ходатайству ленинградских художественных обществ был возвращен из ссылки.
В 1927–1928 преподавал во ВХУТЕИНе. В 1917–1928 (с перерывами) работал в Государственном Эрмитаже хранителем, реставратором и экспертом по европейской живописи. Успеху на этом поприще способствовал его многолетний опыт коллекционирования картин старых мастеров, в первую очередь голландцев. В 1928 картины из его собрания поступили в Эрмитаж.
В 1928 поселился в Париже, где продолжал заниматься живописью и вел успешную коммерцию с антиквариатом.
Несмотря на ряд «кухонных» натюрмортов, созданных в 1920-х — «Натюрморт с медной ступкой» (1920), «Натюрморт с голубым кувшином (1921), «Натюрморт с белой салфеткой» (1922) и т. д., — Браз в основном известен как мастер эффектных парадных портретов, написанных в свободной манере фактурным мазком и отличающихся красотой цветовых сочетаний и.
В настоящее время произведения художника имеются в Государственной Третьяковской галерее (Москва), Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), Пермской художественной галерее, Одесской художественной галерее, Самарском художественном музее и других собраниях.