Святое семейство | Микеланджело Буонарроти
О работе:
«Тондо» — так называют круглые по форме картину или рельеф. В нашем случае это не совсем тондо; в высоту это произведение Микеланджело чуть больше, чем в ширину. Своё название оно получило в честь Аньоло Дони, процветающего флорентийского ткача, заказавшего картину к своей свадьбе. Оригинальную рамку разработал, вероятно, сам Микеланджело. Тондо Дони — единственная из завершённых и дошедших до нас картин художника, исполненных на дереве.
Рассматривая её сложную композицию, зрители чаще всего восхищаются выдающимся мастерством Микеланджело-рисовальщика. Некоторые критики находят работу слишком резкой по цвету.
Этому произведению сопутствует масса загадок. В частности, непонятно значение обнажённых юношей на заднем плане. Кто-то считает их фигурами ангелов, а кто-то, напротив, символом языческого мироощущения. В последнем случае это могло бы организовывать основной сюжет картины, построенный на противопоставлении язычества и христианства, воплощённого в главных героях.
Младенца Христа Иосиф передаёт Марии довольно странным способом. Возможно, здесь обыгрывается имя заказчика. Дело в том, что «donare» по-итальянски означает «давать», а «doni» — «дарить».
Обнажённые юноши на заднем плане изображены сидящими на камнях или прислонившимися к ним. Очертания камней могут быть связаны с лунным полумесяцем, присутствующим в виде родового герба на плаще Маддалены Строцци, жены Аньоло Дони.
Одинокий цветок на фоне полосы может отсылать зрителя к пророчеству ветхозаветного Исайи, касающегося Иисуса: «Ибо он будет возрастать перед ним, как нежный росток, как корень в сухой земле».
Полоса, пересекающая картину, отделяет святое семейство от остальных фигур и воплощает собой идею закрытого сада, который часто символизировал испорченность Марии.
Архитектура
Название | Изображение | Информация | Примечания | |
---|---|---|---|---|
Фасад церкви Святого Лоренцо(итал. Basilica di San Lorenzo) | Время создания /работы над проектом | Ок. 1516—1520 |
|
|
Заказчик | Папа Римский Лев X | |||
Город | Флоренция | |||
Состояние проекта | Не осуществлён | |||
Надгробие Джулиано МедичиНовая сакристия церкви Сан-Лоренцо(итал. Sagrestia Nuova) | Время создания/работы над проектом | Ок. 1520—1534 | В гробницу вошли скульптуры «Джулиано», «Ночь» и «День» | |
Заказчик | Папа Римский Климент VII | |||
Город | Флоренция | |||
Состояние проекта | Завершил Вазари в 1556 году | |||
Надгробие Лоренцо II МедичиНовая сакристия церкви Сан-Лоренцо(итал. Sagrestia Nuova) | Время создания/работы над проектом | Ок. 1520—1534 | В гробницу вошли скульптуры «Лоренцо II Медичи», «Утро» и «Вечер» | |
Заказчик | Папа Римский Климент VII | |||
Город | Флоренция | |||
Состояние проекта | Завершил Вазари в 1556 году | |||
Читальный залБиблиотека Лауренциана(итал. Biblioteca Medicea Laurenziana) | Время создания/работы над проектом | Ок. 1524—1534 | ||
Заказчик | Папа Римский Климент VII | |||
Город | Флоренция | |||
Состояние проекта | Завершили Вазари иБартоломео Амманати (1571) | |||
ВестибюльБиблиотека Лауренциана(итал. Biblioteca Medicea Laurenziana) | Время создания/работы над проектом | Ок. 1524—1534 | ||
Заказчик | Папа Римский Климент VII | |||
Город | Флоренция | |||
Состояние проекта | Завершили Вазари иБартоломео Амманати (1571) | |||
Фортификации города(итал. Fortificazioni di Firenze) | Время создания/работы над проектом | Ок. 1528—1529 |
|
|
Заказчик | Флорентийская республика | |||
Город | Флоренция | |||
Состояние проекта | Завершён | |||
Пьяцца дель Кампидольо:Дворец сенаторовДворец консерваторов | Время создания/работы над проектом | Ок. 1538—1552 | ||
Заказчик | Папа Римский Павел III | |||
Город | Рим | |||
Состояние проекта | Был завершён после смерти Микеланджело | |||
План собора Святого Петра(итал. Piazza del Campidoglio) | Время создания/работы над проектом | Ок. 1545—1563 | ||
Заказчик | Папа Римский Павел III | |||
Город | Рим | |||
Состояние проекта | Завершён (с модификациями) | |||
Гробница Юлия II(итал. Tomba di Giulio II) | Время создания/работы над проектом | Ок. 1503—1545 | В гробницу вошли скульптуры «Моисей», «Рахиль» и «Лия»(было разработано шесть проектов) | |
Заказчик | Папа Римский Юлий II(позже — его наследники) | |||
Город | Рим | |||
Состояние проекта | Завершён в 1545 году | |||
Палаццо Фарнезе(итал. Palazzo Farnese) | Время создания/работы над проектом | Ок. 1545—1550 | ||
Заказчик | Папа Римский Павел III | |||
Город | Рим | |||
Состояние проекта | Завершён (с модификациями) | |||
ЛестницаБиблиотека Лауренциана(итал. Biblioteca Medicea Laurenziana) | Время создания/работы над проектом | Ок. 1524—1558 | ||
Заказчик | Папа Римский Климент VII | |||
Город | Флоренция | |||
Состояние проекта | Завершил Амманати (1558) | |||
План Сан-Джованни-деи-Фиорентини(итал. San Giovanni dei Fiorentini) | Время создания/работы над проектом | Ок. 1559—1560 | ||
Заказчик | Козимо I Медичи | |||
Город | Рим | |||
Состояние проекта | Не осуществлён | |||
Ворота Пия(итал. Porta Pia) | Время создания/работы над проектом | Ок. 1561—1564 | ||
Заказчик | Папа Римский Пий IV | |||
Город | Рим | |||
Состояние проекта | Завершён в 1565 году | |||
Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири(итал. Basilica di Santa Maria degli Angeli) | Время создания/работы над проектом | Ок. 1561—1564 | ||
Заказчик | Папа Римский Пий IV | |||
Город | Рим | |||
Состояние проекта | Завершён в 1566 году |
Artwork Analysis
The iconographic genre of the Holy Family was a popular model during the Renaissance. Michelangelo’s Doni Tondo depicts a moment of serene family life. The Virgin is seated on the lawn and makes a twist to embrace the child who is in the arms of St. Joseph. According to Catholic doctrine, the representation of the three sacred figures symbolizes the virtuous family model.
The group of young nudes in the background, which are complex to identify, and the presence of the young St. John have allowed scholars to put forward other interpretations. The Doni Tondo could also depict the importance of baptism and conversion to Christianity. The young nudes could symbolize the classic theme of pagan humanity, not yet converted to Christian doctrine. St. John the Baptist recalls the sacrament of baptism that would bring people closer to the Christian religion.
3.
Скульптура Бахуса в музее Барджелло
Первая крупномасштабная скульптура Микеланджело — мраморный Вакх. Вместе с Пьетой, это одна из двух сохранившихся скульптур римского периода творчества Микеланджело. Это также одна из нескольких работ художника, сосредоточение на языческой, а не христианской тематике. Статуя изображает римского бога вина в расслабленном положении. Работы была первоначально заказана кардиналом Раффаеле Риарио, который в итоге от нее отказался. Тем не менее, к началу 16-го века Бахус нашел дом в саду римского дворца банкира Якопо Галли. С 1871 Вакх демонстрируется во флорентийском Национальном музее Барджелло вместе с другими работами Микеланджело, включая мраморный бюст Брута и его незаконченную скульптуру Давида-Аполлона.
Примечания
- Galleria degli Uffizi // I Grandi Musei del Mondo. — Roma, 2003
- Fossi G. Uffizi. — Firenze: Giunti, 2004. — ISBN 88-09-03675-1
- Olsen R. J.M. Painted Devotional Tondi: Michelangleo Buonarotti’s Doni Tondо. The Florentine Tondo. — New York: Oxford University Press, 2000. — Рp. 219—226
- Gonzáles М. А. Michelangelo. — Milano: Mondadori Arte, 2007. — Р. 52. — ISBN 978-88-370-6434-1
- Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. — СПб.: Азбука-Классика, 2004. — Т. 2. — С. 395—396
- Camesasca Е. Michelangelo pittore. — Milano: Rizzoli, 1966. — Р. 86
- Мастера искусства об искусстве. — В 7 т. — М.: Искусство, 1966. — Т. 2. — С. 186
- Smith G. A Medici Source for Michelangelo’s Doni Tondo. — Taylor & Francis, 1975. — 38 Bd. — Р. 84
- Liverani Р., Nesselrath А. Laocoonte: Аlle origini dei Musei Vaticani. — L’Erma di Bretschneider, 2006. — ISBN 9788882654092
- Ротенберг Е. И. Микеланджело Буонарроти. — М.: Изобразительное искусство, 1977. — С. 10
- Уффици. Посещение галереи. — Firenze: Bonechi Editore, 1998. — P. 88
Мадонна Дони
Микеланджело Буонарроти |
Мадонна Дони . ок. 1507 |
Tondo Doni |
Доска, масло, темпера. 120 × 120 см |
Уффици, Флоренция |
(инв. 1456) |
«Мадонна Дони»
— единственное сохранившееся до нашего времени оконченное станковое произведение Микеланджело Буонарроти. Представляет собой тондо 120 см в диаметре с изображением Святого Семейства; экспонируется в Уффици.
Тондо было выполнено Микеланджело в молодые годы, до начала работ в Сикстинской капелле, вероятно, по случаю брака флорентийских нобилей Аньоло Дони и Маддалены Строцци в 1504 году. Картина как нельзя лучше иллюстрирует тезис Микеланджело о том, что наиболее совершенная живопись та, которая напоминает скульптуру. Замысловатые извивы человеческой плоти вызывают в памяти античную скульптурную группу «Лаокоон и его сыновья», обнаруженную в 1506 году.
Особую массивность фигурам придаёт использование живописной техники «канджианте»; их гладкая кожа не лишена сходства с мрамором. Яркость красок и богатство использованных пигментов предвещают эксперименты Микеланджело над потолком Сикстинской капеллы. Первый план отдан мускулистой фигуре девы Марии; над ней как бы нависает Иосиф Обручник. На заднем плане и несколько в стороне по тосканской традиции помещён Иоанн Креститель. Взоры всех троих устремлены на младенца Христа, которого Мария то ли передаёт мужу, то ли принимает от него.
Картина проникнута усложнённым и не всегда понятным символизмом. Например, клевер на переднем плане символизирует Троицу, иссоп перед Иоанном Предтечей — крещение. Загадочный элемент композиции — пять обнажённых мужских фигур, которые расположены на заднем плане, отделены от Святого семейства горизонтальной полосой и не смотрят на Христа. В искусствоведческой литературе приводятся многочисленные интерпретации этих фигур — от теологических (древние язычники, ожидающие крещения) до психоаналитических (вытесненные на задний план гомосексуальные влечения автора).
Ближайшим аналогом «Мадонны Дони» в искусстве Возрождения принято считать тондо Синьорелли «Мадонна Медичи», где также присутствуют обнажённые юноши. Подобно картине «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» Леонардо да Винчи, композиция строится на симметрии треугольников. Тондо заключено в пышную раму начала XVI века с переплетением львиных голов и полумесяцев; этот узор перекликается с дверями Гиберти, которые так ценил Микеланджело.
Помимо «Мадонны Дони», Микеланджело иногда приписываются и другие произведения станковой живописи. «Манчестерская Мадонна» и «Положение во гроб» представляют собой незаконченные произведения, а «Мучения Святого Антония» — копия немецкой гравюры, выполненная Микеланджело, когда он был ещё ребёнком. Авторство Микеланджело в отношении этих работ окончательно не установлено.
Божественный Микеланджело. “Снятие с креста”, тондо и гробница папы Юлия II/Классики/Дом Художников
Микеланджело Буонарроти. Биография. “Снятие с креста”. “Мадонна Брюгге”. “Мадонна с Младенцем”. Тондо “Мадонна Дони”. Гробница папы Юлия II.
В 1981 году всем спорам был положен конец благодаря найденным документам, доказывающим, что в 1500 году Микеланджело принял заказ на выполнение алтарного образа для римской церкви Сан-Агостино. В 1501 году, не завершив работы, он уехал во Флоренцию и впоследствии вернул полученные за картину деньги.
Жизнь в родном городе к тому времени стабилизировалась. В 1498 году в результате интриг флорентийских деятелей и папского престола бурная жизнь Саванаролы и его двух последователей завершилась страшной смертью (они были сожжены на площади Синьории).
Прошли века, унося прежние страсти и вражду. Осталась только память.
Сегодня во Флоренции улицы Микеланджело и Торриджано, его изуродовавшего и после изгнания ставшего знаменитым скульптором, пролегают совсем рядом, а место гибели Саванаролы флорентийцы ежегодно посыпают даже не розами, а лепестками роз.
Своё название оно получило в честь Аньоло Дони, процветающего флорентийского ткача, заказавшего картину к своей свадьбе. Оригинальную рамку разработал, вероятно, сам Микеланджело.
Тондо Дони – единственная из завершённых и дошедших до нас картин художника на дереве.
К Микеланджело приходит осознание возможностей живописи, которая может не только повторять скульптуру, но и передать такие сложные положения тел, которые недоступны в скульптуре. Это было начало пути к росписи потолка Сикстинской капеллы.
В 1505 году Микеланджело срочно уезжает из Флоренции в Рим. Причины такой срочности крылись в очередных изменениях в политической жизни в Италии: на папский престол взошёл кардинал Джулиано дела Ровере, представитель обедневшего аристократического рода.
Он начал своё восхождение в католической иерархии в 1471 году, когда его дядю избрали папой римским под именем Сикста IV. Джулиано выбрал себе папское имя Юлий, потому что всю жизнь старался подражать полководческому гению Юлия Цезаря.
Как и другие понтифики того времени, папа Юлий был не только религиозным деятелем, но и полководцем.
Слава Микеланджело докатилась до Рима. В это время должность главного архитектора Ватикана занимал флорентиец Джулиано да Сангалло, друг Микеланджело, который активно привлекал своих земляков на службу к папе. Микеланджело также получил приглашение от имени папы прибыть в Рим.
Папа решил обеспечить себе бессмертие с помощью гениального скульптора – он заказал Микеланджело сооружение усыпальницы.
О таком заказе можно было только мечтать: не считаясь с возможностями истощённой казны, папа предоставлял Микеланджело неограниченные средства и материалы и обещал не стеснять его творческую фантазию.
Микеланджело Буонарроти. Гробница папы Юлия II
Микеланджело энергично принялся за работу, он отправился в каменоломни Каррары, где c двумя помощниками больше восьми месяцев отбирал мрамор для усыпальницы.
Количество добытого мрамора, из которого Микеланджело собирался изваять 40 скульптур, изумило весь Рим: для его перевозки потребовалось (!) 70 повозок.
Папа послал за ним погоню с требованием вернуться. Но (неслыханная дерзость в те времена!), Микеланджело отказался. Папа Юлий II хотел вернуть Микеланджело в Рим любой ценой, грозил, настаивал. И после долгих переговоров в Болонье состоялось их примирение.
В знак примирения Микеланджело принял заказ на изготовление статуи папы для церкви Сан Петронио. Статуя папы была поставлена на фасад церкви в Болонье, которую папа присоединил к своим владениям.
Но когда Болонья снова обрела самостоятельность, статую постигла печальная участь: её расплавили, а «бронзу продали герцогу Альфонсо Феррарскому, который вылил из неё пушку и назвал её Юлией.
В 1513 году папа умер, и началась многолетняя тяжба между художником и родственником усопшего. Контракт на гробницу заключался 6 раз в течение 37 лет, пока, наконец, памятник не был установлен в церкви Сан Пьетро ин Винколи.
В 1545 году Микеланджело всё же закончил работу над гробницей, но это была лишь бледная тень первоначального замысла.
-
Определи главную мысль мифа нарцисс и эхо запиши ее кратко
-
Страноведение это 7 класс география кратко
-
Кризисные периоды брака кратко
-
Мужской шовинизм это кратко и понятно
- Каковы ценности поколения отцов кратко
10 знаковых работ Микеланджело
10. Мадонна Дони.
Тип: Тондо.
Год написания: 1507.
Мадонна Дони
Анджело Дони в начале 1500-х годов дает мастеру заказ для того, чтобы тот изобразил «Семейство святых», чтобы в дальнейшем подарить его своей жене. Мастер использовал для картины круглую рамку (тондо).
Мадонна Дони включает в себя деву Марию, святого Иосифа, младенца Христа и Иоанна Крестителя. Позади изображены пять обнаженных мужских фигур.
9. Вакх.
Тип: Мраморная статуя.
Год создания: 1497.
Вакх
Эта статуя была завершена скульптором в возрасте 22 лет. Знаменитая работа изображает римского бога вина Вакха, держащего в правой руке бокал вина, а в левой шкуру тигра. За ним сидит фавн, который ест гроздь винограда. «Вакх» является одной из двух сохранившихся скульптур раннего периода творчества Микеланджело в Риме.
8. Мадонна Брюгге.
Тип: Мраморная статуя.
Год создания: 1504.
Мадонна Брюгге
«Мадонна Брюгге» изображает Марию с младенцем Иисусом. В этой скульптуре Микеланджело не придерживается традиций изображения этой композиции. Лицо девы отстранено, она не смотрит на Христа, будто знает его будущее. В это время младенец без материнской поддержки отходит в мир.
7. Лаврентьевская библиотека.
Тип: Архитектура.
Год создания: 1559.
Лаврентьевская библиотека
Лаврентьевская библиотека спроектирована Микеланджело в 1524 году для церкви Сан-Лоренцо во Флоренции (Италия). Вся конструкция, включая интерьер помещений, была разработана мастером в новаторском, на тот момент, стиле маньеризма.
Эта работа является одним из самых важных архитектурных достижений Микеланджело. Она отличается инновационностью и революционными способами использования пространства.
6. Моисей.
Тип: Мраморная статуя.
Год создания: 1515.
Моисей
В 1505 году папа Юлий второй поручает Микеланджело работу над своей могилой. Статуя находится в Риме (церковь Сан-Пьетро-ин-Винколи). Ходит легенда о том, что когда труд был закончен, Микеланджело ударил правое колено скульптуры молотком, так как та начала говорить, настолько он был реалистичен.
5. Пьета.
Тип: Мраморная статуя.
Год создания: 1499.
Пьета изображает Деву Марию, скорбящую над телом Иисуса после распятия, который лежит на её коленях. Статуя не основана на реальных библейских сюжетах, но все равно приобрела популярность в Северной Европе в средние века.
Буонарроти было всего 24 года на момент завершения работы, которая ныне считается одним из величайший мировых шедевров скульптуры.
4. Страшный суд.
Тип: фресковая живопись.
Год создания: 1541.
Страшный суд
В искусстве запада «Страшный суд» входит в число самых значимых работ. Окрашенная на алтарной стене капеллы, она демонстрирует второе пришествие Христа на землю. Иисус показан в центре и окружен выдающимися святыми, воскресшими из мертвых.
3. Базилика Святого Петра.
Тип: Архитектура.
Год выпуска: 1626.
Расположенная в Ватикане, Базилика Святого Петра — самое известное произведение архитектуры эпохи Возрождения. Над созданием работали множество известных мастеров (в том числа Антонио да Сангалло). Хотя Микеланджело не создал его с нуля, собор дошел до нашего времени в том виде, в котором был задуман именно Буонарроти.
2. Сотворение Адама.
Тип: фресковая живопись.
Год создания: 1512.
Краеугольный камень живописи эпохи Возрождения — Сотворение Адама, расположен на потолке Сикстинской капеллы, породивший ряд последователей и большое число пародий.
1. Давид.
Тип: Мраморная статуя.
Год создания: 1504.
Давид
Вероятно самой известной работой Микеланджело является шедевральная скульптура библейского персонажа Давида, который готов к борьбе с Голиафом. Тема Давида и Голиафа являлась достаточно популярной в искусстве того времени. У Караваджо, например, есть три работы посвященные этому сюжету.
Колоссальная статуя, высотой 5,17 метров демонстрирует исключительные технические навыки Микеланджело, а также силу символического воображения.
Литература
- Barolsky, Paul. Michelangelo’s Doni Tondo and the Worshipful Beholder (англ.) // Notes in the History of Art : journal. — 2003. — Vol. 22, no. 3. — P. 8—11.
- Buzzegoli, Ezio. Michelangelo as a Colourist, Revealed in the Conservation of the Doni Tondo (англ.) // Apollo : journal. — 1987. — December. — P. 405—408.
- Olson, Roberta J. M. Lost and Partially Found: The Tondo, a Significant Florentine Art Form, in Documents of the Renaissance (англ.) // Artibus et Historiae : journal. — 1993. — Vol. 14, no. 27. — P. 31—65.
- Olsen, Roberta J.M. Painted Devotional Tondi: Michelangleo Buonarotti’s Doni Tondo // The Florentine Tondo (англ.). — New York: Oxford University Press, 2000. — P. 219—226.
- Zimmer, William. The Tondo (неопр.) // Art Journal. — 1991. — Т. 50, № 1. — С. 60—63.
Техника живописи
Достаточно одного взгляда на картину, чтобы заметить необычную технику объёмной моделировки фигур, в которой безусловно проявились навыки скульптора: привычное ему осязательное, тактильное чувство формы. Технический приём, позволяющий лучше всего выявить подобное осязательное ощущение именуется в итальянском искусстве «канджианте» (итал. cangiante — переливчатый, отливающий разными цветами). Такая техника тональной моделировки (по принципу: светлее-темнее), но без использования светотени и цветовых рефлексов, только за счёт тональных моделировок и жёсткого контура приводит к условному использованию цвета подобно локальной раскраске, за что всегда критиковали Микеланджело как «скульптора в живописи», не обращающего внимания на возможности колористического письма.
Мадонна Дони
Микеланджело Буонарроти |
Мадонна Дони . ок. 1507 |
Tondo Doni |
Доска, масло, темпера. 120 × 120 см |
Уффици, Флоренция |
(инв. 1456) |
«Мадонна Дони»
— единственное сохранившееся до нашего времени оконченное станковое произведение Микеланджело Буонарроти. Представляет собой тондо 120 см в диаметре с изображением Святого Семейства; экспонируется в Уффици.
Тондо было выполнено Микеланджело в молодые годы, до начала работ в Сикстинской капелле, вероятно, по случаю брака флорентийских нобилей Аньоло Дони и Маддалены Строцци в 1504 году. Картина как нельзя лучше иллюстрирует тезис Микеланджело о том, что наиболее совершенная живопись та, которая напоминает скульптуру. Замысловатые извивы человеческой плоти вызывают в памяти античную скульптурную группу «Лаокоон и его сыновья», обнаруженную в 1506 году.
Особую массивность фигурам придаёт использование живописной техники «канджианте»; их гладкая кожа не лишена сходства с мрамором. Яркость красок и богатство использованных пигментов предвещают эксперименты Микеланджело над потолком Сикстинской капеллы. Первый план отдан мускулистой фигуре девы Марии; над ней как бы нависает Иосиф Обручник. На заднем плане и несколько в стороне по тосканской традиции помещён Иоанн Креститель. Взоры всех троих устремлены на младенца Христа, которого Мария то ли передаёт мужу, то ли принимает от него.
Картина проникнута усложнённым и не всегда понятным символизмом. Например, клевер на переднем плане символизирует Троицу, иссоп перед Иоанном Предтечей — крещение. Загадочный элемент композиции — пять обнажённых мужских фигур, которые расположены на заднем плане, отделены от Святого семейства горизонтальной полосой и не смотрят на Христа. Подобные фигуры обнажённых юношей (ignudi
) присутствуют и на потолке Сикстинской капеллы. В искусствоведческой литературе приводятся многочисленные интерпретации этих фигур — от теологических (древние язычники, ожидающие крещения) до психоаналитических (вытеснение на задний план гомосексуальных влечений автора).
Ближайшим аналогом «Мадонны Дони» в искусстве Возрождения принято считать тондо Синьорелли «Мадонна Медичи», где также присутствуют обнажённые юноши. Подобно картине «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» Леонардо да Винчи, композиция строится на симметрии треугольников. Тондо заключено в пышную раму начала XVI века с переплетением львиных голов и полумесяцев; этот узор перекликается с дверями Гиберти, которые так ценил Микеланджело.
Помимо «Мадонны Дони», Микеланджело иногда приписываются и другие произведения станковой живописи. «Манчестерская Мадонна» и «Положение во гроб» представляют собой незаконченные произведения, а «Мучения Святого Антония» — копия немецкой гравюры, выполненная Микеланджело, когда он был ещё ребёнком. Авторство Микеланджело в отношении этих работ окончательно не установлено.
История
Мраморная статуя Мадонны Брюгге , созданная Микеланджело между 1501 и 1504 годами , является единственной скульптурой художника, покинувшей Италию при жизни и почти неизвестной во Флоренции. Его купили за 4000 гульденов Джованни и Алессандро Москерони (Мускрон) из богатой семьи торговцев тканями из Брюгге, в то время одного из важнейших торговых городов Европы . Письма, отправленные из Рима его отцу Микеланджело, содержат точные инструкции для экспедиции.
Скульптура дважды выезжала из Брюгге:
- Впервые в 1794 году французские революционеры , вторгшиеся в Австрийские Нидерланды, забрали статую вместе с другими произведениями искусства. Статуя вернулась в Брюгге после поражения Наполеона Первого в 1815 году .
- Второй раз в 1944 году, когда немецкие солдаты при отступлении забрали статую, замаскированную в матраце, в грузовике Красного Креста . Он был найден в 1945 году служителями памятников в соляной шахте в Альтаусзее в Австрии вместе со многими другими произведениями искусства, разграбленными со всей Европы и возвращенными в церковь Богоматери в Брюгге, где она находится сегодня.
После нападения на Ла Пьета из Микеланджело в 1972 году скульптура была помещена превентивно за пуленепробиваемым стеклом и от общественности.
Литература[ | ]
- П.Д. Баренбойм. Мария в искусстве Микеланджело: Мадонна Британского Музея . — М.: ЛУМ, 2020, 60 с. ISBN 978-5-906072-30-6
- Barolsky, Paul. Michelangelo’s Doni Tondo and the Worshipful Beholder (англ.) // Notes in the History of Art : journal. — 2003. — Vol. 22, no. 3. — P. 8—11.
- Buzzegoli, Ezio. Michelangelo as a Colourist, Revealed in the Conservation of the Doni Tondo (англ.) // Apollo : journal. — 1987. — December. — P. 405—408.
- d’Ancona, Mirella Levi. The Doni Madonna by Michelangelo: An Iconographic Study (англ.) // The Art Bulletin : journal. — Taylor & Francis, 1968. — Vol. 50, no. 1. — P. 43—50. — ISBN 9780815318231.
- Hayum, Andrée. Michelangelo’s Doni Tondo: Holy Family and Family Myth (англ.) // Renaissance Quarterly : journal. — Renaissance Society of America. — Vol. 33, No. 1, no. 1. — P. 209—249.
- Olson, Roberta J. M. Lost and Partially Found: The Tondo, a Significant Florentine Art Form, in Documents of the Renaissance (англ.) // Artibus et Historiae : journal. — 1993. — Vol. 14, no. 27. — P. 31—65.
- Olsen, Roberta J.M. Painted Devotional Tondi: Michelangleo Buonarotti’s Doni Tondo // The Florentine Tondo (англ.). — New York: Oxford University Press, 2000. — P. 219—226.
- Smith, Graham. A Medici Source for Michelangelo’s Doni Tondo (неопр.) // Zeitschrift fur Kunstgeschichte. — Taylor & Francis, 1975. — Т. 38 Bd., H. 1. — С. 84—85. — ISBN 9780815318231.
- Zimmer, William. The Tondo (неопр.) // Art Journal. — 1991. — Т. 50, № 1. — С. 60—63.
История
Тондо было выполнено Микеланджело в молодые годы, до начала работ в Сикстинской капелле, вероятно, по случаю брака флорентийских нобилей Аньоло Дони и Маддалены Строцци в 1504 году. На раме картины имеются резные изображения полумесяцев, звёзд, растительности и голов львов. Эти символы, возможно, являются ссылками на семьи Дони и Строцци, взятые с гербов каждой из них. «Луны связаны лентами, переплетающимися со львами», возможно, имеется ввиду брак двух семей.
История создания произведения рассказана Джорджо Вазари в связи с любопытным анекдотом. Аньоло Дони, богатый банкир, «увлекавшийся собиранием красивых вещей как старых, так и новых художников», попросил своего друга Микеланджело написать для него картину с изображением Святого Семейства — одна из любимых тем во флорентийской живописи того времени в качестве украшения частных домов.
Эта история, возможно, преувеличенная или даже придуманная историографом (неоднократно уличённым в подобных выдумках), тем не менее являет собой характерный пример того, как художник, осознавая ценность своего творения, стремится вырваться из порабощения заказчиком, типичного для практики средневековых цехов и гильдий, и свидетельствует о новом, ренессансном понимании свободы творческой личности. В то время Микеланджело, хотя и молодой, уже был горд своими успехами, такими как огромная статуя Давида (1501—1504) и работами, близкими по размеру и стилю, мраморными барельефами: «Тондо Таддеи» (1504—1506) и «Тондо Питти» (1503—1505).
Другая гипотеза связывает создание картины с 1507 годом, крещением (8 сентября) первенца семьи Марии. Вазари во второй редакции текста противоречит сам себе в датах.
В 1591 году произведение Микеланджело ещё находилось в доме Дони на виа Сан-Никколо. В 1677 году было засвидетельствовано в «Трибуне» (восьмиугольном зале) здания Уффици как входящее в состав художественной коллекции великих герцогов Тосканы.
Интересные факты
- Талант Микеланджело проявлялся в том, что он видел свои работы еще до их создания. Мастер лично выбирал куски мрамора для будущих скульптур и сам занимался их транспортировкой до мастерской. Он всегда хранил и берег необработанные глыбы как уже готовые шедевры.
- Будущий «Давид», представший перед Микеланджело огромным куском мрамора, оказался той скульптурой, от которой отказались уже два предыдущих мастера. В течение 3-х лет маэстро работал над шедевром, представив в 1504 г. обнаженного «Давида» публике.
- В 17-летнем возрасте Микеланджело поссорился с 20-летним Пьетро Торриджано (PietroTorrigiano), тоже художником, который в драке сумел сломать нос своему сопернику. С тех пор на всех изображениях скульптора он представлен с изуродованным лицом.
- «Пьета» в базилике Святого Петра так сильно впечатляет зрителей, что на нее неоднократно покушались личности с нестабильной психикой. В 1972 г. австралийский геолог Ласло Тот (Laszlo Toth) совершил акт вандализма, нанеся скульптуре 15 ударов молотком. После этого «Пьету» поместили за стекло.
- Любимая скульптурная композиция автора Пьета «Оплакивание Христа» оказалась единственной подписанной работой. Когда шедевр представили в базилике Святого Петра, люди начали высказывать предположения, что его создателем является Кристофоро Солари (Cristoforo Solari). Тогда Микеланджело, пробравшись ночью в собор, выбил на складках одежды Богоматери «Микеланджело Буонаротти флорентинец изваял», но впоследствии он жалел о проявленной гордости, больше никогда не подписывая свои произведения.
- Во время работы над «Страшным судом» мастер случайно упал с высоких лесов, сильно повредив ногу. Он увидел в этом плохое знамение и не захотел больше работать. Художник заперся в комнате, никого туда не пуская и решив умереть. Но знаменитый доктор и друг Микеланджело – Баччо Ронтини (Baccio Rontini) пожелал вылечить своенравного упрямца, а поскольку двери перед ним не открылись, с большим трудом пробрался в дом через погреб. Врач заставил Буонарроти принять лекарства и помог ему выздороветь.
- Сила искусства мастера с течением времени только набирает силу. За последние 4 года больше сотни человек обратились за медицинской помощью после посещения залов с выставленными работами Микеланджело. Особенно впечатляет зрителей статуя обнаженного «Давида», перед которой неоднократно люди теряли сознание. Они жаловались на потерю ориентации, головокружение, апатию и тошноту. Медики госпиталя «Санта-Мария-Нуова» («Santa Maria Nuova») называют подобное эмоциональное состояние «синдром Давида».
2.
Статуя Давида, Галерея Академии во Флоренции
Статуя Давида является самой известной скульптурой в мире. Давид Микеланджело ваялся в течение трех лет, а взялся за нее мастер в возрасте 26 лет. В отличие от многих более ранних описаний библейского героя, которые изображают Давида торжествующим после сражения с Голиафом, Микеланджело был первым художником, изобразившим его в напряженном ожидании до легендарной схватки. Первоначально размещенная на флорентийской площади Синьории в 1504 4-метровая скульптура была перемещена в Галерею Академии в 1873, где и остается по сей день. Подробнее о Галерее Академии вы можете прочитать в подборке достопримечательностей Флоренции на LifeGlobe.
What is Depicted in the Artwork?
Doni Tondo depicts the Holy Family: St. Joseph the Infant Jesus, and the Madonna in an outdoor landscape. The field borders a little plastered wall where a young Saint John the Baptist stands at the bottom right of the composition. In the background, five nude male figures interact with each other. The composition is placed in a round carved wooden frame, designed by Michelangelo himself.
The painting of the Holy Family was commissioned by the wealthy banker Agnolo Doni to commemorate his marriage in 1503 or 1504 to Maddalena Strozzi, a member of the wealthy Florentine family. The crescent half-moons in the frame allude to the Strozzi family emblem. More recent studies advance the hypothesis of a later execution, around 1507, on the occasion of the birth of the couple’s daughter, Maria.
The anatomical rendering of the figures is solid and highly expressive; it derives from Michelangelo’s study of the marble sculptures of antiquity, including the Laocoon group, discovered in 1506. The anatomical studies of the nudes in the background represent flexed and standing bodies, enhanced by chiaroscuro and light effects.
The round format of the painting influences Doni Tondo’s composition. The center, both compositional and psychological, is the sculptural group of the Holy Family, arranged in a spiral shape. The circular movement starts from the arm and gaze of the Madonna, ascends towards the Child, and rotates towards St. Joseph. The gaze of St John the Baptist also contributes to the spiral movement and dynamism.