Василий перов

Охотники на привале википедия

Заграница

Женившись в 1862 году на Елене Шейнс, художник в декабре того же года вместе с супругой отправляется в поездку по Европе. Дольше всего Перовы задержались в Париже. Здесь живописца также больше всего интересует жизнь народа, теперь французского. Интересные типажи детей и взрослых и необычные для русского глаза уличные сценки становятся предметом живописи художника. Написав ряд полотен за два года пребывания здесь, художник чувствует настоящую ностальгию. Он обращается в Академию, чтобы согласовать досрочный приезд домой. Получив разрешение, устремляется в Москву – здесь он проживёт все оставшиеся годы.

«Приезд гувернантки в купеческий дом» (1866)

Эта картина близка к жанровым полотнам П. Федотова. Вместе с тем это перовское произведение наполнено трагическим смыслом и безысходностью. Критики Перова видели в нем идею «столкновения» и «противостояния» двух антагонистических миров, указывая на сходство с «темным царством» А. Н. Островского. И. Крамской на вопрос П. М. Третьякова о качестве картины, отозвался так:

Эта работа вовсе не страдает деталями и перегруженностью людьми. Все персонажи прекрасно выражают художественную идею автора.

Описание картины

Перед нами сцена из купеческой жизни – приезд гувернантки. Хозяин дома надменно рассматривает девушку.  Широко расставив ноги, небрежно запахнув халат и приставив руку на бок, он показывает свое превосходство перед ней. Слева от него стоит сын. Купчик под стать своему отцу: всей позой выказывает неуважение к гостье. Заложив руки назад, выпятив живот, скрестив ноги, неудосужившись повернуться лицом, он смотрит на нее искоса. Художник, комментируя картину, указывал на «бессовестное любопытство» этого отвратительного персонажа.

Позади купца показалась голова купеческой жены. Ее взгляд важен и высокомерен.

Старшая дочь видит в гувернантке объект для насмешек.

На стене гостиной висит портрет основателя этого темного царства, которое пытается за пристойной внешностью скрыть зверскую сущность.

Только девочка в розовом платье проявляет искреннее любопытство к гувернантке. «Розовый» цвет в художественном мире живописца означает душевную чистоту.

Гувернантка почтительно склонила голову перед надменными хозяевами дома. В ее руках рекомендательное письмо, которое она пытается достать. В этом жесте сквозит неуверенность и «чужеродность» купеческому миру, предчувствие будущей гибели.

За входной дверью выглядывают слуги. Их отношение к событию неоднозначное. Они искренне радуются встрече с новой гувернанткой и одновременно сочувствуют ей, понимая унизительное положение своего сословия.

Картина «Приезд гувернантки» — одна из лучших работ из «энциклопедии» русских типажей.

Captions

Captions

EnglishAdd a one-line explanation of what this file represents

LicensingEdit

This work is in the public domain in its country of origin and other countries and areas where the copyright term is the author’s life plus 70 years or fewer.

You must also include a to indicate why this work is in the public domain in the United States. Note that a few countries have copyright terms longer than 70 years: Mexico has 100 years, Jamaica has 95 years, Colombia has 80 years, and Guatemala and Samoa have 75 years. This image may not be in the public domain in these countries, which moreover do not implement the rule of the shorter term. Côte d’Ivoire has a general copyright term of 99 years and Honduras has 75 years, but they do implement the rule of the shorter term. Copyright may extend on works created by French who died for France in World War II (more information), Russians who served in the Eastern Front of World War II (known as the Great Patriotic War in Russia) and posthumously rehabilitated victims of Soviet repressions (more information).

File history

Click on a date/time to view the file as it appeared at that time.

Date/Time Thumbnail Dimensions User Comment
current 11:55, 10 August 2011 1,266 × 1,767 (1.48 MB) Heavy Horse {{Information |Description ={{ru|1=Голубятник}} |Source =http://gallerix.ru/album/Perov/pic/glrx-961575317 |Author =Перов |Date =1874 |Permission = |other_versions = }} Category:Vasilij Perov

File usage on other wikis

The following other wikis use this file:

  • Usage on avk.wikipedia.org
  • Usage on ba.wikipedia.org
  • Usage on en.wikipedia.org
    • Vasily Perov
    • User talk:Corinne/Archive 16
  • Usage on eu.wikipedia.org
  • Usage on fa.wikipedia.org
  • Usage on hy.wikipedia.org
  • Usage on id.wikipedia.org
  • Usage on ja.wikipedia.org
  • Usage on ru.wikipedia.org
    • Перов, Василий Григорьевич
    • Список картин Василия Григорьевича Перова
    • Охотники на привале
    • Московская живописная школа
  • Usage on sq.wikipedia.org
  • Usage on sr.wikipedia.org
  • Usage on tr.wikipedia.org
    • Realizm (sanat)
    • Vasili Perov

Наследие

Работы Перова по большей части принадлежат российским музеям, в основном Третьяковской галерее, немало их в Государственном Русском музее, но есть и в Саратове, Рязани, Чебоксарах, Самаре и других городах.

Наиболее известны полотна:

  • «Приезд гувернантки в купеческий дом» (1866);
  • «Тройка» (1866);
  • «Последний кабак у заставы» (1868);
  • «Сцена у железной дороги» (1868);
  • «Портрет В.В. Безсонова» (1869);
  • «Портрет А.Ф. Писемского» (1869);
  • «Птицелов» (1870);
  • «Охотники на привале» (1871);
  • «Портрет А.Н. Островского» (1871);
  • «Портрет В.И. Даля» (1872);
  • «Портрет Ф.М. Достоевского» (1872);
  • «Голубятник» (1874);
  • «Плач Ярославны» (1881).

Историческая правда – главное достоинство бессмертных произведений великого Перова.

Василий Дмитриевич Поленов 1844-1927

Краткая биография художника Сурикова Василия Ивановича

Биография художника Тропинина и его «счастливое дарование»

Перов с передвижниками

В 1869 году Василий Григорьевич с энтузиазмом ухватился за идею Мясоедова создать Товарищество передвижных выставок и взялся за его московскую часть. Административной работой Товарищества Перов занимался в течение следующих семи лет.

На показах передвижников особой популярностью пользовались сюжеты на житейские и бытовые темы, близкие большей части зрителей и потенциальных покупателей. Так, на 1-й в истории выставке ТПХВ были показаны «Рыболов» и «», которые позже отправились на Всемирную выставку, а также некоторые портреты.

В 1871 году Перов начинает преподавательскую деятельность в МУЖВЗ.

Сюжет картины

На картине изображены три охотника, которые ведут между собой разговор. Главной чертой картины являются психологические портреты героев: один из них (слева) — пожилой, опытный охотник, видимо, из оскудевших дворян с увлечением и страстью рассказывающий о своих охотничьих «подвигах», второй (на втором плане) — средних лет, в русской крестьянской одежде, недоверчиво и с ухмылкой слушающий охотничьи байки своего собеседника, третий же (справа) — одетый «с иголочки» доверчивый молодой новичок, с трепетом выслушивающий россказни первого охотника, настолько заморочившими его, что он даже забывает зажечь папиросу в правой руке заготовленным в левой огоньком.

Вся эта сцена происходит на фоне довольно мрачного осеннего пейзажа, что вносит тревожный оттенок в её комическое содержание.

Любопытно также и сочетание в картине и жанровой бытовой картины, и пейзажа, и натюрморта из охотничьих вещей и дичи.

Происхождение

Родился в Тобольске в начале января 1834 года (точная дата не известна, возможно, 2-е или 4-е число). Отец барон Криденер, губернский прокурор, женился на матери Василия после рождения сына (это был его второй брак), поэтому ребёнок считался незаконнорожденным и не мог носить фамилию отца и наследовать баронский титул. В документах первое время мальчик упоминался как «Васильев» (Василием звали крёстного). Перовым он стал с лёгкой руки дьячка, который учил мальчика грамоте, за старание и прилежание на уроках письма, где перо было главным инструментом.

Василию было несколько лет, когда отец оставил службу (дружил с декабристами, за что и был уволен). Семья в поисках доходного места некоторое время колесила по России, побывав в Архангельске, под Дерптом, в Самарской губернии. В 1842 году отец устроился управляющим в имение помещика в Нижегородской губернии.

Поиск слов по маске и определению

Это можно трактовать как символ продолжающейся жизни, побеждающей смерть. И. Даль», «М. Произведения Перова носят остросатирический обличительный характер. Все его работы являются отражением реальной жизни того времени.

Колорит Перова обрел новую, более острую, тональную выразительность в таких картинах, как «Проводы покойника» (1865) и «Тройка. Сколько радости и боли, счастья и горя несет в себе жизнь.

Художник был поражен, насколько мальчик подходил по своему типу для его картины. Выразителен иокружающий пейзаж. Перов много работал с рисунками и акварелью. У входа в кабак Расставание понуро стоят две лошади, запряженные в крестьянские дровни. Так как она не вечна. В1870-е годы остросоциальных работ уВасилия Перова стало меньше.

Через некоторое время полотно сняли свыставки идаже запретили демонстрировать вРоссии. Цветущая ветка дерева намогильном камне выглядит странно зимой. Перов внес также большой вклад в искусство портрета. Он внёс большой вклад в живопись. Ссутулившись иобхватив руками колено, писатель отрешенно смотрит вугол комнаты.

Делайте, что хотите. От картины к картине последовательно приближался к созданию подлинного шедевра. Говорите, что чувствуете.

Невозможно без сострадания смотреть на эти изможденные лица детей, видеть эти глаза, наполненные горечью, страданием, мукой. Втомже году Перов написал еще одну картину сосхожим сюжетом— «Сельский крестный ход наПасхе»

Впереди важно стоит с тупым выражением лица хозяин дома и нагло рассматривает товар. Возможно именно это хотел донести до нас и В

Перов.

Суровые краски зимнего пейзажа усиливают безотрадное впечатление от картины. Инезря: постоянными персонажами его жанровых картин были измученные крестьяне, голодные, замерзшие или оплакивающие умерших родственников. Вработе можно увидеть детали, наполненные символическим смыслом.

Рассматривают гувернантку и любопытные слуги, но отношение к ней уже другое, не хозяйское. всё равно любимый для этих людей. Ее в упор рассматривают купеческая семья. Александра Островского Василий Перов изобразил внепринужденной домашней обстановке, Ивана Тургенева— задумчивым ипогруженным всобственные мысли. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаВасилий Перов Годы жизни: 02 января 1833 — 29 мая 1882Страна рождения: РоссияСфера деятельности: ХудожникВасилия Перова один изего учеников называл «подлинным певцом скорби».

Несколько лет спустя после картины Проводы покойника Перов написал Последний кабак у заставы. Художник создал образы ряда известных деятелей русской культуры («А. Столпившиеся за его спиной домочадцы каждый по-своему смотрит и оценивает приезжую.

Описание картины Василия Перова «Старики-родители на могиле сына»

Алиса Амедео МодильяниЭллада Пан РимБиография Микеланджело Меризи Да КараваджоРепин Крестный Ход В Курской Губернии ОписаниеСуриков Портрет Княгини Щербатовой

Сюжет картины

На картине изображены три охотника, которые ведут между собой разговор. Главной чертой картины являются психологические портреты героев: один из них (слева) — пожилой, опытный охотник, видимо, из оскудевших дворян с увлечением и страстью рассказывающий о своих охотничьих «подвигах», второй (на втором плане) — средних лет, в русской крестьянской одежде, недоверчиво и с ухмылкой слушающий охотничьи байки своего собеседника, третий же (справа) — одетый «с иголочки» доверчивый молодой новичок, с трепетом выслушивающий россказни первого охотника, настолько заморочившими его, что он даже забывает зажечь папиросу в правой руке заготовленным в левой огоньком.

Вся эта сцена происходит на фоне довольно мрачного осеннего пейзажа, что вносит тревожный оттенок в её комическое содержание.

Любопытно также и сочетание в картине и жанровой бытовой картины, и пейзажа, и натюрморта из охотничьих вещей и дичи.

Охотоведы отмечают несуразицы в предметах (например, рожок используется для псовой охоты, когда зверя загоняют собаки, и бесполезен для ружейной). Считается, что они нарисованы намеренно и подчёркивают атмосферу охотничьей небылицы.

«Чаепитие в Мытищах» (1862)

Путники, следующие на поклонение в Троице-Сергиеву лавру, обычно останавливались в Мытищах, известных источниками чистой питьевой воды. На своем холсте художник изобразил сцену в придорожной «чайной». За столом с самоваром полулежа пьет чай, утомившийся с дороги тучный священнослужитель. Одет он в красивую рясу. Рядом с ним лежит дорогой саквояж.

К этому же столу подошли нищие прохожие. Маленький босой мальчик в лохмотьях робко держит свою шапку для подаяния. Инвалид войны с наградами на рваном сюртуке протягивает свою жилистую руку в надежде на милость со стороны самодовольного церковника.  Сытый голодного не разумеет. Ни один мускул не дрогнул на самодовольном заплывшем жиром лице пастыря. Он демонстративно и брезгливо повернул голову в другую сторону.

А. Бенуа пишет:

Автор книги: Екатерина Алленова

Заключение

Позднее творчество Перова обычно характеризуется как период поисков, в которых художник, как правило, терпит неудачу. Между тем сейчас, когда прочерчен весь путь развития живописи во второй половине XIX века, становится очевидным, что Перов обладал удивительной интуицией или просто умом человека, умеющего предугадать, вычислить или, как сейчас принято говорить, смоделировать на уровне сюжетной программы наиболее перспективные, интересные в художественном отношении, не повторяющие «пройденного» творческие задачи. Его «неудачи» отчетливо обозначают вехи на пути, по которому действительно двигалась живопись 1870 – 1890-х годов. Так, Христос в Гефсиманском саду – предвосхищение поздних картин Ге, Плач Ярославны и эскизы Снегурочки – композиций Виктора Васнецова.

В 1871 году состоялась первая выставка Товарищества передвижников. Перов был одним из его членов-учредителей и, вплоть до выхода из Товарищества – казначеем московского отделения. На первой передвижной выставке были представлены Охотники на привале, Рыболов и Портрет Островского. Если портреты Перова неизменно получали высокую оценку, то его «отрадные» жанры вызывали недоумение: как это вдруг прежний «певец скорби», мастер обличительных сюжетов превратился в заурядного бытописателя, изображающего обывателей, предающихся на пленэре праздному времяпрепровождению.

Но Перов по-прежнему остро ощущал «злобу дня», в том числе и живописную, и хорошо понимал, что время «остросюжетных» композиций ушло безвозвратно. «Искусство совершенно лишнее украшение для Матушки-России, а может быть, и не пришло то время, когда… любовь к нему будет законнее», – замечал он в одном из писем к Стасову. Кстати, союзником его здесь выступает не кто иной, как Чернышевский, в 1850-е годы ратовавший за «приговор явлениям жизни». В 1874 году он писал: «Переделать по нашим убеждениям жизнь русского общества… В молодости натурально думать о всяких химерах. В мои лета было бы стыдно сохранять наивность. Я давно стал совершеннолетним. Я давно увидел, в каком обществе я живу, какой страны, какой нации сын я. Хлопотать над применением моих убеждений к ее жизни значило бы трудиться над внушением волу моих понятий о ярме. Работать для людей, которые не понимают тех, кто работает для них, – это очень неудобно для работающих и невыгодно для успеха работы».

Картина «Сцена на могиле», Перов

Однако Павел Третьяков приобрел картину для своей галереи. В нем и в целом во всем его творчестве отражена судьба русского народа. Особенно трогательными получились картины, на которых изображены бедные дети. Спасибо за Перова. После долгих уговоров она согласилась. Жизнь состоит из таких моментов, которые просто иногда невозможно никак передать. Герои работы образуют своеобразную скульптурную группу намогиле.

(1868). Все сюжеты для своих произведений Перов брал из жизни, наблюдая ее со всех сторон. Одиноко стоит в центре комнаты сама молодая девушка. Любовь к анекдоту сохраняется у Перова и позже (картина «Приезд гувернантки в купеческий дом», 1866, Третьяковская галерея, Москва).

Перов за свою жизнь побывал во многих странах, но больше всего его привлекла Франция, ставшая позже для него вторым домом. Живопись этого художника – это жизнь и быт обычных крестьян, купцов. В последнем получил серебряную медаль за этюд головы мальчика. Так, в своей работе «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы» художник затронул остросоциальную тему отношения сытого попа и нищего старика с мальчиком. Портрет Ф. М. Достоевского кисти Перова (1872, там же) считается лучшим живописным изображением писателя.

Описание картины Василия Перова «Сцена на могиле»

Одним изсамых известных портретов стало полотно сФедором Достоевским. Тяжело придется бедной девушке в этой сытой, но бездушной семье. 18-летним юношей поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Нанем изображен сытый ленивый священник заполуденным чаем идвое истощенных нищих, которых прогоняет отстола прислуга. На темном фоне рельефно выделяется бледное лицо Достоевского. Запокупку «бездуховного» полотна ему грозило неодобрение Священного Синода, аПерову— ссылкой вСоловецкий монастырь.

П. Погодин», оба — 1872 все — Третьяковская галерея). Вэтот период онписал полотна сосценками изжизни русской провинции— «Птицелов», «Охотники напривале», «Ботаник»— ипортреты. Первоначально учился живописи в школе Ступина в Арзамасе. Однако художника мнение критиков несмущало ив1862 году оннаписал следующее социальное полотно «Чаепитие вМытищах». Многие критики до сих пор склоняются к тому, что тематика холста была взята из одноименного произведения Тургенева «Отцы и дети».

Полотно «Старики-родители на могиле сына» выполнено в традиционном стиле русского реализма. Вдокументах ончислился как Васильев— пофамилии крестного.

Картина была написана. Старик же выглядит более стойким, но всё же показывается его невыносимая горечь, как бы старательно она не была спрятана. Василий Перов родился в1834 году всибирском городе Тобольске. Все самое прекрасное и необыкновенное в обычной, повседневной жизни.

Список картин Василия Григорьевича Перова

Полотно «Старики-родители на могиле сына» выполнено в традиционном стиле русского реализма. Здравствуйте. Многие критики до сих пор склоняются к тому, что тематика холста была взята из одноименного произведения Тургенева «Отцы и дети». Как известно, Перов запечатлел этого мальчика на своей картине (в середине) и через некоторое время мальчик умер. Ее строгий, скромный костюм контрастирует с безвкусной обстановкой комнаты. Персонажи Перова, — в том числе крестьянин «Фомушка-сыч» (1868) или купец И. С. Камынин (1872 оба — там же), полны особой внутренней значительности вне зависимости от своего социального и культурного статуса яркая индивидуальность порой сочетается в них с беспрецедентной (для русской портретной традиции тех лет) напряженностью духовной жизни иногда на грани мучительного трагизма (как в портрете Ф. М. Достоевского).

Ученики мастеровые везут воду» (1866 обе — там же) крестьянские похороны в первом случае и эпизод из жизни обездоленных детей-подмастерьев во втором предстают уже не просто социальной сатирой, но драмой об «униженных и оскорбленных», по смыслу своему общечеловеческой. Таковым стало его полотно «Последний кабак у заставы». Однажды у Тверской заставы он увидел усталых пешеходов – старушку с мальчиком. Н. Островский», 1871 «В. И это все мы переживаем каждый раз, даже не задумываясь насколько это величественно. Именно здесь он открыл весь свой талант художника бытовой живописи.

В 1861 году по окончании училища получил золотую медаль. Женщина ссутулилась, спряталась за своего мужа от всего внешнего мира, чтобы скрыть всю свою печаль. Перов тяготился заграничной жизнью истрастно желал вернуться домой. Иначе может быть уже слишком поздно.

Учёба в провинции

В Арзамасе прошли годы учёбы Василия. В период 1843-1846 гг. он учился в уездном училище, живя при нём под присмотром учителя. В это время мальчика уже влекло к рисованию – когда-то он видел, как работает художник, приглашённый отцом, и это очень впечатлило ребёнка. Теперь он, выкраивая время для любимого занятия, много рисует. Отец, прислушавшись к сыну, в 1846 году отдаёт его в художественную школу Арзамаса, которая была первой в России школой живописи, открытой в провинции – плата за учёбу здесь была невелика, а профессия при наличии таланта была уважаемой и доходной. Основатель школы, её руководитель, педагог А.В. Ступин наличие дарования у старательного «Васеньки» заметил с первых уроков, а усердие и трудолюбие самого ученика позволили ему раньше других перейти от карандаша к масляным краскам. Заниматься мешала только зависть некоторых одноклассников к успехам и таланту Перова. У него не было желания тратиться на конфликты и, не окончив школу, в 1849 году он уехал к родителям.

История

Картина была написана Перовым в 1871 году, к этому времени художник уже отошёл от изображения печальных картин народной жизни, какими была насыщена первая половина периода его творчества («Тройка», «Проводы покойника» и др.). Во многом на это повлияло общее разочарованное настроение интеллигенции, а также смерть семьи художника от болезни.
Во второй половине творчества Перов больше внимания уделяет бытовым сценам из жизни простых людей.

авторская копия
Василий Перов,
Охотники на привале. 1877
Холст, масло
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Василий Григорьевич Перов был страстным охотником. Именно поэтому тема охоты была ему хорошо знакома. Ещё до «Охотников…» Перов в 1870 году пишет картину «Птицелов», за которую получает звание профессора, а также место преподавателя в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В течение 70-х годов художник также создает еще несколько картин, посвященных «охотничьей тематике»: «Рыболов» (), «Ботаник» (), «Голубятник» (), «Рыбная ловля» ().

В 1877 году художник написал повтор картины, который хранится в Государственном Русском музее, оригинал же находится в Москве
в Государственной Третьяковской галерее. Третий вариант картины, возможно, находится в музее им. Верещагина города Николаева.

«Прототипы» персонажей картины

В образе рассказчика Перов изобразил Д. П. Кувшинникова — известного в Москве врача и большого любителя ружейной охоты. После того, как в 1871 году картина была написана и экспонировалась на первой передвижной выставке, имя Дмитрия Павловича Кувшинникова стало популярным в литературных, художественных и театральных кругах. Его квартира в Малом Трёхсвятительском переулке стала местом, где собирались писатели, художники, артисты. Здесь часто бывали В. Г. Перов, А. П. Чехов, И. О. Левитан.

Одним из друзей Д. П. Кувшинникова был врач и художник-любитель Василий Владимирович Бессонов. В 1869 году Перов написал портрет Бессонова, который потом экспонировался на Всемирной выставке в Париже вместе с полотном «Охотники на привале». Врач В. В. Бессонов и стал прототипом охотника-скептика.

В образе молодого охотника автор картины изобразил 26-летнего Н. М. Нагорнова — друга и коллегу Кувшинникова и Бессонова. В 1872 году Николай Михайлович женился на Варваре Васильевне Толстой, племяннице великого писателя. В начале 90-х годов 19-го столетия Нагорнов становится членом Московской городской управы.

Вот кого из своих московских друзей В. Г. Перов запечатлел в образах «Охотников на привале». Это подтверждает в своих воспоминаниях и Анна Николаевна Володичева — дочь Н. М. Нагорнова. В ноябре 1962 года она написала искусствоведу В. Маштафарову, исследовавшему творчество В. Г. Перова и других художников:

Творческий путь художника

Стало привычно воспринимать Перова убежденным сторонником искусства критического реализма. Между тем на весь его сложный творческий путь оказывали большое влияние жизненные кризисы и творческие изломы.

Творчество художника во многом отвечало на запросы времени и формировало общественные настроения.

Его можно условно разделить на три периода: «поэзия скорби», поиски «отрадного» и уход в «монументальные» жанры.

К «Поэзии скорби» относятся работы, написанные до 1870 года. На полотнах появляются представители социальных низов, искаженные голодом и непосильным трудом. Эти образы вопиют о неправильном общественном устройстве, призывают к судилищу, превращая зрителя в защитника слабых и обвинителя сильных. Без преувеличения Перова называют художником «детства». На многих его работах представлены несчастные дети, столкнувшиеся с сиротством, бездомностью, нищетой.

К поискам «отрадного» живописец обращается благодаря запросу общества, которое устало от несбывшихся социальных надежд. Его полотна стали отличаться мягким юмором, лирикой, фельетонностью. При всем этом художник не смог преодолеть свою внутреннюю неудовлетворенность. В то самое время в русской живописи предстали перед публикой молодые художники, опередившие Перова. В художественном кругу на первое место вышел Репин. Перов же не привык числиться на вторых ролях.

Уход в «монументальные» жанры произошел на закате жизни мастера. Начались бесконечные эксперименты. Перов бросает камерные жанры и сосредоточивается на религиозной и исторической живописи, на «переосмысленном» фольклоре, модернизирует манеру письма… В конце жизни обостряется интерес художника к истории, и он задумывает написать триптих о Пугачевском бунте. Из трех запланированных картин («Помещики и крестьяне», «Восстание», «Суд Пугачева») написан был лишь «Суд Пугачева» (1879).

Картины этого периода носят монументальный характер и близки к витающим в воздухе настроениям эпохи. Например, историческое полотно «Никита Пустосвят. Спор о вере» (1881), рассказывающее о столкновении староверов и никониан у трона царевны Софьи. Так совпало, что в это время над все той же темой борьбы «старого и нового» работает Суриков («Утро стрелецкой казни»).

Многое из начатого Перов не завершил. Ему не хватило жизни реализовать свои замыслы.

Искусство Перова как художника заключается в том, что он постоянно искал неизведанные пути, овладевал новыми приемами и имел собственные стилистические особенности. На протяжении десятилетия мастер оставался лидером русской живописи. В конце творческого пути ощутил непонимание бывших единомышленников и охлаждение публики. Перов прожил жизнь, наполненную потерями, сомнениями и разочарованиями, поэтому в работах художника отражен его внутренний мир.

М. Нестеров дал верную оценку всему творчеству художника:

Уважаемый читатель! Как вы считаете, нужно ли знакомить детей с «поэзией скорби» Перова?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: