Что объединяет парсуну, персону и лицо?

В чём сходство парсуны с иконой

Парсуны писали в технике иконописи – темперными красками на доске. Изображение на иконе статично – так же и на парсуне. Одежда изображалась плοскο, хотяуже делались попытки создания светотени.

Β ΧVII в. жанр портрета активно продолжает развиваться, поэтому иконописный лик постепенно начинает преображаться в индивидуальное лицо. На парсунах начинают изображать не только высокопоставленных персон, но и купцов, и других, менее знатных личностей. Однако иконописная традиция всё-таки ещё сохранялась: женщины на парсунах изображались очень редко, только в том случае, если они принадлежали к царскому роду.  

Пояснения от словарей

«Словарь терминов» очень конкретно высказался по поводу происхождения слова «парсуна»: в нём сказано, что оно является искажением от «персоны». Таким портретным жанром рисовали светские парадные портреты, которые стали только-только появляться.

Из «Энциклопедического словаря» мы узнаём, что такая портретная живопись, как парсуна, возникла на Руси, в Белоруссии и на Украине. Остальные словари не открыли ничего нового из толкования такого устаревшего слова, как «парсуна».

Портрет царя Алексея Михайловича в большом наряде, вторая половина XVII векаМестонахождение: Государственный Исторический музей, Москва, Россия

Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов:

Этюдник — небольшой (деревянный) ящик с принадлежностями для…Ювелирное искусство — (от немецкого Juwel драгоценный камень), изготовление…Югендстиль — (от нем. Jugend — «юность»). Название стиля…Ямато-э — , школа японской живописи. Сложилась в 1112 вв. …Madonna of the Rocks — («Мадонна в гроте»). Леонардо да Винчи, 1508, …А секко — (итал. a secco — по сухому), разновидность…

парсуна

ж. устар.
Произведение русской станковой портретной живописи конца XVI в.-XVII в.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

парсуна

ПАРСУНА (искажение слова «персона») условное наименование произведений русской, белорусской и украинской портретной живописи кон. 16-17 вв., сочетающих приемы иконописи с реалистической образной трактовкой.

Парсуна

(искажение слова «персона», от лат. persona ≈ личность, лицо), произведение русской портретной живописи 17 в. Первые П. ни техникой исполнения, ни образным строем фактически не отличаются от произведений иконописи (П. царя Федора Ивановича, 1-я половина 17 в., Исторический музей, Москва). Во 2-й половине 17 в. развитие П. идёт по двум направлениям. Первому присуще ещё большее усиление иконного начала, черты реального персонажа как бы накладываются на идеальную схему лика его святого патрона (П. царя Федора Алексеевича, 1686, Исторический музей). Второе направление, не без влияния работавших в России иностранцев, постепенно усваивает приёмы западноевропейской живописи, стремится к передаче индивидуальных особенностей модели, объёмности форм, вместе с тем сохраняя традиционную застылость в трактовке одежд (парсуна Г. П. Годунова). Во 2-й половине 17 в. П. иногда пишут на холсте масляными красками, порой с натуры. Как правило, П. создавались живописцами Оружейной палаты (С. Ф. Ушаковым, И. Максимовым, И. А. Безминым, В. Познанским, Г. Одольским, М. И. Чоглоковым и др.).

Лит.: Новицкий А., Парсунное письмо в Московской Руси, «Старые годы», 1909, июль ≈ сентябрь; Овчинникова Е. С., Портрет в русском искусстве XVII века, М., 1955.

Л. В. Бетин.

Википедия

Парсуна

Парсу́на
— ранний «примитивный» жанр портрета в Русском царстве, в своих живописных средствах находившийся в зависимости от иконописи.

Первоначально синоним современного понятия портрет
вне зависимости от стиля, техники изображения, места и времени написания, искажение слова «персона», которым в XVII веке назывались светские портреты.

Примеры употребления слова парсуна в литературе.

На стенах, обитых золоченой кожей, висели парсуны
, или — по-новому — портреты, князей Голицыных и в пышной веницейской раме — изображение двоеглавого орла, державшего в лапах портрет Софьи.

Да не икону, — растолковывал зодчий, — это по-иноземному парсуна
называется.

Когда засыпают утомленные ласками влюбленные, когда в тяжком бреду стонут измученные бессонницей старые люди, когда короли выходят из позолоченных рам своих пышных парсун
, а давно почившие красавицы ищут свою навеки утраченную привлекательность, когда ни одна птица не запоет, когда еще не мерцает в дымке горизонт, когда вздох проносится в пространстве и проплывает печаль над степями, — может, именно тогда мне и нужно сойти с высокой круглой груды камней посреди просторной киевской площади, носящей мое имя, и поскакать на бронзовом коне, весело размахивая бронзовой булавой, под бронзовый цокот копыт, распугивая малышню, которая так любит играть у подножия памятника?

Он был парсуна
, или же портрет, но неизвестно было, как с ним обращаться, и многое такое даже нестать было говорить при нем.

Покеда ея величество, — отвечал, — ничего путного еще не свершила для блага российского, повелеваю тебе, вице-губернатор, писать парсуны
с ее изображением согласно с последними портретами Анны Иоанновны.

Теперь, когда она грешила с Биреном, то смотрели на нее две парсуны
из углов разных.

Могу парсуны
писать, как бы живые лица человечьи, не стареющие и не умирающие, но дух живет в них вечно.

Ране парсуну
малевать велел с кавалерией красной, а теперь сам, будто лакей, несу ей кавалерию голубую.

Велела с Тимофея Архипыча парсуну
писать, и портрет юродивого в спальне у себя повесила.

Меньшиков поскакал в Новгород, чтобы вручить Борису Петровичу царскую парсуну
, или портрет, усыпанный алмазами, и еще небывалое звание генерал-фельдмаршала.

Привез тебе искусного живописца с наказом написать парсуну
с некоторой любезной особы.

Когда-то писал он парсуну
владыки Афанасия, епископа Холмогорского и Важеского.

Портреты большими тиражами

В допетровские времена портреты царственных особ с натуры писали редко. Чаще их копировали с других изображений, а потом еще раз, и еще, пока сходство с исходником не терялось совсем. На одном из портретов царица Марфа Апраксина изображена в русском наряде на фоне пейзажа – это уже более традиционная портретная живопись. У нее в руках собачка, скорее всего, это кавалер кинг-чарльз-спаниель. Портрет был написан намного позже ее кончины, в елизаветинское или екатерининское время. Неизвестный мастер взял за образец и приукрасил другой портрет царицы, овальный, сегодня он хранится в Русском музее.

Овальный портрет был написан примерно тогда же, что и парсуна с веером – в предсвадебный период. Однако художник был явно мастером своего дела: лицо царицы и ее фигура выписаны тонко и изящно, ткани наряда и меха выглядят объемными. Возможно, автором портрета был «иноземец Арнбургские земли» Иоганн Вальтер. Он тоже, как и автор парсуны с веером, служил в мастерских Оружейной палаты .

Парсуна Евдокии Лопухиной в дорогой шубке – тоже итог неоднократной «переписки», во время которой облик царицы изменился до неузнаваемости. Первоисточник – сегодня он хранится в Русском музее – был создан при Петре II. На нем картине царица немолода, одета в одежды мрачных цветов. Из копии в копию Евдокия Лопухина расцветала: сама она становилась моложе, а ее наряд – ярче.

Неизвестный художник. Портрет царицы Марфы Апраксиной (18 век, ГМЗ Гатчина)

Неизвестный художник. Портрет царицы Марфы Апраксиной (до 1715, ГРМ)

Неизвестный художник. Портрет царицы Евдокии Лопухиной (18 век, Чухломской краеведческий музей им. А. Ф. Писемского)

Уникальная старинная живопись: русский парсунный портрет XVII века

Первый парсунные портреты появились в XVII веке. В русской истории этот период считается переломным, уходило в прошлое средневековое восприятие мира, формировались новые идеалы и новое мировоззрение. При дворе русских царей наряду с изографами работали и европейские живописцы. В искусстве появляется жанр портрета, во многом сохранившего черты иконописной традиции, его называют «парсуной» от слова — «персона». Художники стремились запечатлеть внешность портретируемого в соответствии с его социальным статусом воеводы, посла, боярина. Известный искусствовед Лев Лифшиц писал, что человек на парсуне, как и иконописный образ, находится вне потока времени, не принадлежит себе, но в отличие от иконы лицо его обращено не к Богу, а к реальной действительности. Такой же вид портрета существовал в Белоруссии и Украине, а в Польше его называли «Сарматский портрет». Среди мастеров парсунного портрета — известные изографы Иван Рефусицкий, Симон Ушаков, Карп Золотарев. Величайшей ценностью музейных собраний являются изображения царя Ивана Грозного, князя М.В. Скопина-Шуйского, царя Федора Ивановича. Такая старинная живопись
, как парсуны — большая редкость даже для собраний музеев, не говоря уже о частных коллекциях. Правда, истоки русской портретной живописи гораздо древнее, чем парсуны XVII века. В храме св. Софии в Киеве еще в XII веке были созданы изображения Ярослава Мудрого и членов его семьи, а в «Изборнике Святослава» 1073 года была миниатюра с изображением князя Святослава Ярославовича.

Версии убийства великого воеводы

Весной 1610 г. князь М. Скопин и Я. Делагарди, сопровождаемые армией союзников, пришли в Москву. 12 марта шведскому дипломату поступил приказ отправиться к царю с саблей в ножнах (что по тем временам было признаком милости).

Москва царственно поприветствовала героя, что вызвало подозрения у родного дяди. Племянник и дядя вскоре остались тет-а-тет, поговорить вдали от любопытных глаз и объясниться друг с другом. В процессе переговоров вспыхнул конфликт, и 23-летний юноша, будучи в состоянии аффекта, насмешливо порекомендовал дяде отказаться от трона. Народ избрал бы царя помудрее, и страна бы воссоединилась.

Наговорив лишнего, племянник собственноручно подписал себе смертный приговор. Известно, что в роду московских деятелей никто не умирал «от старости», и неопытный военачальник попал в «порочный круговорот событий».

О смерти юного воеводы собрано множество противоречащих «фактов». Панихидная запись Архангельского собора была создана 23 апреля, и в ней шла речь о насильственной смерти. Слухи были разные: одни утверждали, что великого предводителя отравил ревностный враг, другие – что «Скопу» забрала лихорадка.

Наиболее правдивой считается слух о том, что всеми любимый политический деятель был жестоко отравлен Е.Скуратовой, напоившей «Скопу» отравленным вином. Тот подвоха не заметил, будучи достаточно пьяны. Источники упоминают: перед кончиной у Михаила полилась кровь из носа, а вследствие – изо рта.

Князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский на пиру у князя Воротынского (1610). Ориг. рис. А. Земцова

Существует версия, что юный военачальник умер от переизбытка алкоголя, а не яда, ведь пиршества продолжались несколько дней. Данное утверждение сомнительно, ведь он умер в 23-летнем возрасте, когда организм способен восстанавливаться после самых беспощадных нагрузок.

Умершему не сразу нашли подходящий гроб, так как все из предложенных были слишком малы. Данный факт свидетельствует о том, что он при жизни был крупного телосложения и физически сильным юношей.

О нем после похорон стали слагать песни и легенды. Самая известная песнь того времени – «Плач по Скопине», созданная для священника Ричара Джеймса. Поминали усопшего словами «взлет был зрелищным, но летать долго не судилось».

Краткая биография (хронологическая таблица)

Краткая биография Михаила Скопина-Шуйского может быть представлена в виде следующей таблицы.

Дата Событие
1586 год Рождение
1604 год Получил чин стольника при дворе Бориса Годунова
1605 год Получил чин «великого мечника» от Лжедмитрия I
Начало 1606 года Получил назначение воеводы и участвовал в подавлении восстания И. Болотникова
Октябрь 1606 года Разбил войско болотниковцев на реке Пахре
Декабрь 1606 года Оборонял Москву от восставших
Начало 1607 года Женился на Александре Васильевне Головиной (брак либо был бездетным, либо ребенок умер в младенческом возрасте)
Декабрь 1606 – май 1607 года Осаждал Калугу
Июнь 1607 год Получил назначение командующего передовым войском, разбил болотниковцев в битве на реке Вороньей
Июль-октябрь 1607 года Осаждал Тулу (взятие города и конец восстания И. Болотникова)
Ноябрь 1607 года Возведен Василием Шуйским в чин боярина
Май 1608 года Назначен главнокомандующим (после поражения Д. И.  Шуйского под Болоховом)
Июнь 1608 года Раскрыл заговор в войске против Василия Шуйского
Лето-осень 1608 года Участвовал в обороне Москвы, был отправлен Василием Шуйским на Русский Север, собирать войско
Зима 1608 года Объединился со шведским корпусом Я. П. Делагарди
Январь-февраль 1609 года Вел от имени Василия Шуйского переговоры со шведскими послами короля Карла IX
28 февраля 1609 года Подписал Выборгский трактат, заключив союзный договор со шведами и получив в распоряжение пятитысячный корпус наемников
Март-апрель 1609 года Разбил польско-тушинский отряд Я. Керножицкого, посланный на Новгород
Лето 1609 года Воевал с тушинцами и поляками-«ракошанами»
Февраль 1610 года Победил тушинцев в битве при Дмитрове, снял осаду с Москвы
Март 1610 года Вступил с войском в Москву
23 апреля 1610 года Смерть

Последствия убийства полководца

После того, как новость об «уходе в мир иной» молодого государя пронеслась по столице, положение дел армии и страны значительно ухудшилось. Прокопий Ляпунов был уверен, что в отравлении князя виновен его родственник, царь Василий, поэтому обратился к жителям страны не повиноваться убийце. По этой причине Рязань и близлежащие населенные пункты отделились от столицы.

По столице прошлась волна военных действий. Рязанское дворянство ожидал неминуемый раскол. Ляпуновы восстали против действующей власти, Измайловы остались верными царю.

Ляпуновы обрели московских союзников, В. Голицын – один из них. В мятежные дни Голицын пошел на хитрую уловку: приказал себя связать, чтобы правдоподобно оправдаться, если судьба ему готовит поражение. В это время вооруженный Ляпунов возглавил бунт.

Кончина «защитника государства» стала поводом для составления нового заговора с Голицыным. Согласно летописным записям, Голицын стал «думать думу» с Ляпуновым против рода усопшего предводителя.

Литература

  • Портрет в русской живописи XVII-первой половины XIX века. Альбом. / Автор-составитель А. Б. Стерлигов. — М., Гознак, 1985. — 152 с., ил.
  • Русский исторический портрет. Эпоха парсуны М., 2004.
  • Русский исторический портрет. Эпоха парсуны. Материалы конференции. М., 2006
  • Овчинникова Е. С. Портрет в русском искусстве XVII века. М., 1955.
  • Мордвинова С. Б. Парсуна, её традиции и истоки. Дисс. на соискание степени канд. искусствоведения. М.: Институт искусствознания, 1985.
  • Святуха О. П. Репрезентация самодержавной власти в русских портретах XVII века. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук; Дальневосточный гос. ун-т, 2001
  • Грабарь И., Успенский А. «ЖИВОПИСЦЫ-ИНОЗЕМЦЫ В МОСКВЕ»// ИСТОРИЯ РУССКОГО ИСКУССТВА. Под редакцией И. Э. Грабарь. Т.6,-М.,1913
  • Комашко Н. И.. Живописец Богдан Салтанов в контексте художественной жизни Москвы второй половины XVII века) // Древняя Русь. Вопросы медиевистики . 2003, № 2 (12), с. 44 — 54.
  • Исследование и реставрация парсуны патриарха Никона., М.,2006
  • Брюсова В. Г. Симон Ушаков и его время // ГММК: Материалы и исследования. Вып. 7. Русская художественная культура XVII века. М., 1991:9-19
  • Чёрная Л. А. Русская культура переходного периода от средневековья к новому времени. — М.: Языки славянской культуры, 1999
  • И. Л. Бусева-Давыдова

Виды и отличительные особенности парсун

Парсуны принято классифицировать по следующим параметрам:

  • технике исполнения (темпера на доске или масло на холсте);
  • назначению (надгробные или прижизненные);
  • изображенным персоналиям (цари, князья, церковные деятели, бояре, дворяне, военачальники).

К наиболее ярким отличительным особенностям парсун относятся:

  • каноничность художественного образа;
  • статичность позы объекта;
  • условное портретное сходство;
  • простота композиции;
  • господство плоскостных форм;
  • частое наличие надписей и прочих атрибутов для идентификации персонажа.

Парсуны стали важной вехой на пути перехода от традиционных иконописных норм в русской живописи к воплощению идеалов западного изобразительного искусства. Портал Very Important Lot предоставляет ценителям прекрасного уникальную возможность принять участие в аукционах искусства, где часто выставляются на торги оригинальные парсуны

На сайте можно также недорого купить картины напрямую у современных художников

Портал Very Important Lot предоставляет ценителям прекрасного уникальную возможность принять участие в аукционах искусства, где часто выставляются на торги оригинальные парсуны. На сайте можно также недорого купить картины напрямую у современных художников.

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова диэлектрик (существительное):

Предложения со словом «парсуна&raquo

На парсунах изображали царей, князей, военачальников, церковных иерархов.

Предложения со словом «парсуна&raquo

На парсунах изображали царей, князей, военачальников, церковных иерархов.

Многие портреты, созданные в первой половине века, по своим художественным особенностям всё ещё напоминали парсуну.

Основными документами для изучения русских костюмов допетровского времени служат гравюры европейских путешественников – Олеария, Бургмайера, Вечеллио, Герберштейна, а также многочисленные парсуны более позднего периода.

  • Что такое мидийцы история 5 класс кратко

      

  • Почему возникли проблемы 3 го звена апк кратко

      

  • По какому принципу сложные предложения делятся на сложносочиненные ссп и сложноподчиненные кратко

      

  • Понятие сущность благотворительной деятельности и меценатства кратко

      

  • Как связаны между собой теория происхождения человека ч дарвина и трудовая теория ф энгельса кратко

«Живописная» («парсунная») икона

К этому типу относят изображения святых, для которых художник применял масляные краски (хотя бы в красочных слоях). Техника исполнения таких икон максимально приближена к классической европейской. «Парсунные» иконы относят к переходному периоду живописи. Выделяют две основные техники классической масляной живописи, используемые для изображения ликов святых в то время:

Рисунок на холсте с использованием темного грунта;

Работа на деревянной основе с применением светлого грунта.

Стоит отметить, что парсуна — это далеко не полностью изученный жанр портретной русской живописи. И культурологам предстоит совершить еще немало интересных открытий в этой области.

Парсу́на
(искажённое лат. persona

— «личность», «особа») — ранний «примитивный» жанр портрета в Русском царстве, в своих живописных средствах находившийся в зависимости от иконописи.

Первоначально синоним современного понятия портрет
вне зависимости от стиля, техники изображения, места и времени написания, искажение слова «персона», которым в XVII веке назывались светские портреты.

Виды парсун

Эта портретная живопись подразделялась на следующие виды:

  •  по технике исполнения (доска с темперой и холст с маслом);
  •  по назначению (портрет при жизни и надгробные парсуны);
  •  по значимости личности (портреты царей и князей, церковнослужителей, бояр и военных личностей).

Портрет царицы Марфы Апраксиной, 1682 годМестонахождение: Государственный русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Были ещё некоторые отличительные особенности парсун. Среди них отмечались условность сходства личности и простота портрета, подписи, надписи и статичность позы изображаемого.

Парсуны всегда были в цене. Первая причина этой ценности была в том, что в этом виде живописи писали портреты значительных исторических особ. Стоимость парсун с годами только увеличивается.

Где и кем создавались парсуны

В XVII веке художественным центром страны была Оружейная палата Московского Кремля, созданная двумя столетиями раньше как мастерская по производству оружия и как хранилище царских сокровищ. В Оружейную палату собирали талантливых живописцев со всей страны, в том числе, выкупали крепостных. С середины XVII века в палату приглашались и иностранные мастера. С 60-х годов иконописной мастерской Оружейной палаты руководил художник Симон Фёдорович Ушаков (1626-1686), допускавший новаторство в живописи. Сначала мастера палаты работали в смешанной манере, соединяющей в одном произведении иконописную и живописную технику; в 1683 году в палате произошло разделение на иконописцев и живописцев. Симон Ушаков и его последователи показали новое понимание человека: божественное должно нисходить к земному, человеческому. Ярким примером такого понимания явилось изображение Ушаковым образа Спаса Нерукотворного: в написании лика использовались светотени, что приблизило святой образ к человеческому облику.

Не все имена авторов парсун из Оружейной палаты известны: над написанием парсуны могли работать несколько художников, каждый из которых выполнял ту часть работы, где он достиг мастерства.

Поход на Москву

Освободительной поход Скопина-Шуйского проходил в два этапа.

Освобождение Москвы

Первый этап: до Тулы

В 1609 году ситуация складывалась следующим образом:

  • апрель – князь освободил Старую Руссу, заставив отступить поляков Я. Керножицкого;
  • 15 мая – разбил польско-литовские полки в сражении под Торопцем;
  • 17 июня – окончательно разгромил отряд Я. Керножицкого в бою под Торжком;
  • 11-13 июля – в битве под Тверью разбил войско польского воеводы А. Зборовского, но сам город брать не стал, считая, что гарнизон оставшихся там поляков не представляет опасности для его тылов.

В конце 1609 года князь принял сложное решение отказаться от услуг наемников, так как его не устраивали их дисциплина и завышенные требования. Оставив иностранцев охранять рубежи новгородских земель от поляков и тушинцев, Михаил Васильевич двинулся к Клязину. Там к нему присоединились полки из Ярославля и Коломны, численность войска увеличилась до двадцати тысяч человек.

Второй этап: от Тулы до Москвы

В конце 1609 – начале 1610 года основные боевые действия развернулись непосредственно под Москвой:

  • 18 августа 1609 года – князь дал бой объединенному войску интервентов и тушинцев под Клязином (против Михаила Васильевича выступили полки Яна Сапеги, А. Зборовского и запорожские казаки, но семичасовая битва была выиграна русскими);
  • сентябрь-октябрь 1609 года – Скопину-Шуйскому удалось освободить Переславль-Залесский и Александровскую слободу, отрезав таким образом Я. Сапегу от кавалерии А. Лисовского, располагавшейся в Ростове;
  • 18 октября 1609 года – Михаил Васильевич одержал блестящую победу над Я. Сапегой в битве на Каринском поле;
  • январь 1610 – Я. Сапега, понимая, что справиться с, возросшим до тридцати тысяч человек, войском Скопина-Шуйского у него не получится, снял осаду с Троцко-Сергеевой Лавры и ушел в Дмитров;
  • февраль 1610 года – в битве под Дмитровом князь полностью уничтожил войско Я. Сапеги, а после освободил от поляков Можайск.

Мария Мнишек и Лжедмитрий I

После падения Дмитрова Тушино оказалось без защиты. Лжедмитрий II и Марина Мнишек бежали, оставшиеся в живых поляки стали уезжать под Смоленск, где стояло войско Сигизмунда III. С Москвы было снято кольцо блокады.

Военные таланты князя по достоинству оценили его противники. Гетман С. Жолкевский после разгрома «тушинского вора» войсками Скопина-Шуйского, прямо говорил своему королю, что опасается прихода русского воеводы под Смоленск.

Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов:

Этюдник — небольшой (деревянный) ящик с принадлежностями для…Ювелирное искусство — (от немецкого Juwel драгоценный камень), изготовление…Югендстиль — (от нем. Jugend — «юность»). Название стиля…Ямато-э — , школа японской живописи. Сложилась в 1112 вв. …Madonna of the Rocks — («Мадонна в гроте»). Леонардо да Винчи, 1508, …А секко — (итал. a secco — по сухому), разновидность…

На создание этого поста меня натолкнул комментарий Любовь Михайловны здесь http://popova-art.livejournal.com/58367.html

Итак,»Парсуна — (искажение слова «персона», от лат. persona — личность, лицо), условное наименование произведений русской портретной живописи XVII в.»-Художественная энциклопедия http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_pictures/2431/%D0%9F%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%B0

Парсуна Князя Ивана Борисовича Репнина 17век.»…В древнерусской живописи портрет занимал очень скромное место. Достойной задачей искусства признавалось изображение одних праведников. Долгое время портрет оставался привилегией знатных людей. Духовенство относилось к нему особенно неодобрительно. Между тем интерес к облику выдающихся людей даёт о себе знать ещё в начале 16 века…Сохранившиеся портреты Ивана |V (Копенгаген, музей), царя Фёдора и Скопина-Шуйского (Третьяковская галерея) носят иконописный характер и по характеру образов и по технике исполнения. Разве только в доверчиво раскрытых глазах Фёдора и в скорбном выражении его лица можно видеть черты его индивидуальности…»

Царь Федор Иоаннович. Парсуна 17 в. Гос. Русский музей.

Иван |V Грозный. Парсуна нач.17века Национальный музей Дании

Князь М.В. Скопин-Шуйский. Парсуна, начало 17 в.

«…Задачей портрета на Руси было придать образу человека ту величавость и торжественность, которые были свойственны иконописным образам…»

Парсуна Патриарх Никон с братией Воскресенского монастыря. Вторая половина 17века.

«…В портрете Никона столпившиеся вокруг него приближённые падают перед ним на колени, поклоняются ему как божеству. Близостью к иконописной традиции объясняются и плоскостной характер композиции и большая роль сочно написанного узора ковра и одежды. В этой парсуне верно передан внешний облик русских людей 17века, которых много позднее так проникновенно представил в своих исторических холстах Суриков…»

Парсуна царя Ивана IV Грозного.

Парсуна Царь Алексей Михайлович

«…В своих первых опытах в области портрета русские мастера обычно изображали людей скованными и распластанными. Но не эти особенности живописного выполнения составляют самую суть русской парсуны 17века. Главное в ней — это поиски характерных, типичных черт, иногда прямо в ущерб индивидуальному.»Все цитаты: М.В.Алпатов, Всеобщая история искусств т.3 -Искусство, М.,1955г., стр.306,307

Человечество старалось запечатлеть окружающий мир, свои мысли и переживания. Прошло немало времени, прежде чем наскальные рисунки преобразились в полноценные картины. В средние века портретная живопись выражалась преимущественно в изображении ликов святых — иконописи. И лишь с конца 16 века художники приступают к созданию портретов реальных людей: политических, общественных и культурных деятелей. Такой вид искусства получил название «парсуна» (фото работ представлены ниже). Этот тип портретной живописи получил широкое распространение в российской, белорусской и украинской культуре.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: