Биография художника федотова п. а. его картины

Бенуа парад при павле первом

Во время службы

В чине прапорщика будущий художник отправился в Петербург – он получил распределение в лейб-гвардии Финляндский полк. Поначалу вёл подобающий образ жизни: посещал светские вечера, балы, офицерские посиделки с шампанским и картами. При себе всегда были карандаш и бумага: рисовал виды из окон, прохожих, товарищей по одному и группами. Все отмечали схожесть и остро подмеченные особенности.

Жизнь на одно жалование вскоре стала в тягость, пришлось оставить развлечения. И это к счастью – Федотов стал серьёзней относиться к службе и, главное, к занятиям рисованием. Начал с копирования известных картин признанных мастеров. Часто исследовал Петербург на предмет интересных планов, заходя в разные закоулки – выискивал любопытное, особенно его интересовало всё, что касается жизни простых людей.

1834 год – важная биографическая страница художника Федотова. Он поступил на курсы рисования при Императорской Академии художеств, сразу во второй класс, этап изучения студентами анатомии. Вечерние занятия имели свободное посещение, но Павел занятий никогда не пропускал. Всё свободное время он также посвящал искусству: рисовал портреты сослуживцев, сцены из полковой жизни, а также изучал творчество фламандских и голландских художников. Ван Остаде, Брауэр, Тенирс-мл. в своё время стали мастерами жанровых сцен, пронизанных иронией, что было близко и Федотову.

Сюжет

В купеческий дом, где есть девица на выданье, сваха привела майора. Невеста жеманничает, изображая нежелание знакомиться с женихом. Однако то, как разряжены и она, и её мать, говорит о серьёзной подготовке к этой встрече. Майор же удалецки поправляет усы, всем своим видом показывая деловой настрой на «сделку». Кошка намывает гостей. Прислуга сплетничает, обсуждая жениха.

Купеческая семья, желающая породниться с дворянином, очевидно, имеет претензию на вкус, однако выходит нескладно: сюртук на хозяине дома сидит мешком, на голове купчихи — крестьянский платок, девица манерам не обучена, да и бальное платье, сшитое из кисеи, скорее подошло бы для званого ужина, чем для сватовства. К тому же, это наряд вечерний, а действие, судя по потушенным лампам, происходит днём.

«Сватовство майора». (Wikimedia Commons)

Сцена разыгрывается в передней, что не соответствует этикету. Скатерть не годится для приёма пищи — она уместнее смотрелась бы в кабинете или будуаре. Накрытый стол слишком мал для такого количества закусок, да ещё и постных. Шампанское изящно подать не умеют — бутылка и бокалы стоят на стуле.

Федотов скрупулёзно выписывал детали. А для стола даже собрал «моделей», несмотря на стеснённость в средствах. Однажды друг застал Федотова за столом с бокалом шампанского в руке.

— Что за роскошество! — удивился он, зная, как беден художник.
— Уничтожаю натурщиков, — объяснил Федотов.

Интересно, что и сам жених не особенно знаком с этикетом. Например, он явился без букетов для невесты и будущей тёщи. По всей видимости, дворянство он получил вместе с эполетами по выслуге лет, а потому уровень его культуры близок к купеческому.

Жизнь и судьба художника

Павел Андреевич Федотов появился на свет 22 июня (4 июля) 1815 года в Москве. Его отец был отставным офицером и служил в Московской управе благочиния. В 1826 году Павел стал воспитанником Московского кадетского корпуса, окончил его с отличием, после чего 10 лет отслужил в Петербургском Финляндском полку. В это же время он занимался в рисовальном классе Академии художеств и в скором времени стал известен в узких кругах благодаря своему таланту и появлявшимся из-под его кисти полковым жанровым зарисовкам, шутливым, романтическим рисункам, а также портретам сослуживцев. Его работы получили одобрение не только однополчан, но и семьи императора, в особенности наследника престола, великого князя Александра Николаевича. Специально по его заказу были написаны две картины.

Окончив в 1844 году службу, Федотов решил всецело посвятить себя творчеству и продолжил посещать Академию, а именно класс батальной живописи. Но она была ему неинтересна, и вскоре художник вплотную перешел к работе в жанре, именуемом им не иначе как нравственно-критические сцены из современной жизни, к которому относится и картина «Завтрак аристократа», написанная в 1850 году. Двумя годами ранее, в 1848, он показывает свои работы Карлу Павловичу Брюллову, который ставит им высокие оценки и всячески поддерживает Федотова.

За свою короткую жизнь Павел Андреевич создал полотна, ставшие образцами бытовой живописи и высмеивающие всю суть жизни привилегированных слоев современного ему общества. Умер он 14 (26) ноября 1852 года в лечебнице для душевнобольных после обострения психического заболевания и был похоронен на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге.

Что такое файл cookie и другие похожие технологии

Файл cookie представляет собой небольшой текстовый файл, сохраняемый на вашем компьютере, смартфоне или другом устройстве, которое Вы используете для посещения интернет-сайтов.

Некоторые посещаемые Вами страницы могут также собирать информацию, используя пиксельные тэги и веб-маяки, представляющие собой электронные изображения, называемые одно-пиксельными (1×1) или пустыми GIF-изображениями.

Файлы cookie могут размещаться на вашем устройстве нами («собственные» файлы cookie) или другими операторами (файлы cookie «третьих лиц»).

Мы используем два вида файлов cookie на сайте: «cookie сессии» и «постоянные cookie». Cookie сессии — это временные файлы, которые остаются на устройстве пока вы не покинете сайт. Постоянные cookie остаются на устройстве в течение длительного времени или пока вы вручную не удалите их (как долго cookie останется на вашем устройстве будет зависеть от продолжительности или «времени жизни» конкретного файла и настройки вашего браузера).

Павел Федотов «Вдовушка», 1852 год

На этой картине мы видим молодую женщину в чёрном платье, которая стоит у комода в полумраке комнаты, грустно склонив голову.

Павел Федотов «Вдовушка», 1852 год

О чём же грустит молодая красавица? Если присмотреться к деталям картины, становится понятно, что поводов для грусти у героини предостаточно.

Судя по названию полотна и по наряду женщины, она недавно овдовела. А поскольку раньше женщины не работали, то после потери супруга нередко оказывались без средств к существованию. Выручить могли только богатые родители, но если таковых не имелось, то вдовы оказывались довольно в плачевном положении.

Судя по всему, так произошло и с героиней картины. В углу комнаты мы видим скопление вещей. Под дверью стоит стул, самовар, позолоченные канделябры, сложенные в корзину, какие-то узлы. Присмотревшись, можно разглядеть на каждой вещи ярлычок с красной печатью. Это сургучная печать кредиторов, которой они опечатывали вещи должников.

Судя по всему, дела у мужа героини в последнее время шли плохо, но он не посвящал в свои дела супругу, а может она и сама не интересовалась, полностью доверяя мужу вести семейный бюджет. При этом, судя по обстановке в доме и позолоченной посуде, семья жила на широкую ногу.

Павел Федотов «Вдовушка», фрагмент

Однако после смерти супруга оказалось, что он имел долги, причём не малые. Не успела вдова похоронить мужа, как к ней нагрянули кредиторы, принявшиеся опечатывать вещи.

Не исключено, что и квартиру, в которой жила героиня с мужем, могут забрать за долги. Мы видим, что дверь в соседнюю комнату также опечатана. Возможно, кредиторы придут ещё и завтра, чтобы забрать вещи и оттуда. Если для расплаты с кредиторами хватило вещей, то ей ещё повезло.

При этом можно заметить, что вдова находится на последних месяцах беременности. Поэтому она и грустна, так как не знает, что ей теперь делать. Похоже, что женщина уже выплакала все слёзы и теперь покорно склонила голову перед судьбой.

Сколько же трудностей ждёт её впереди? Если её лишат жилья, то куда ей идти с ребёнком? Хорошо, если у неё есть родители, а если нет? Словом, положение вдовушки самое незавидное.

Художник очень тщательно изобразил чувства молодой вдовы, зритель словно физически ощущает её страдания. Это неспроста — Павел Федотов запечатлел на полотне свою родную сестру Любаньку, которая после смерти мужа осталась беременная вторым ребёнком без средств к существованию.

На картине в раме, стоящей за спиной женщины, художник изобразил самого себя в гусарском мундире.

Сочиненин по картине Федотова Вдовушка

Но недуг шел вперед неудержимыми шагами. Родоначальник критического реализма в русском. Наконец болезненное состояние Федотова перешло в полное умопомешательство.

Портрет и образ оставил как было. Кажется, что лицо женщины выражает полное безразличие, доведенное до отчаяния. 4 июля 1815 года родился Павел Федотов, чьи картины «Свежий кавалер» и. Павел Андреевич Федотов родился в Москве 4 июля 1815 года в семье. Сверх того, мне нужно добыть себе мягкости, грации, неземной красоты в лицах. Написанная Федотовым картина «Вдовушка» имеет очень интересную историю написания, Описание картины Павла Федотова «Вдовушка».

Лебедев клялся, что ее героиня как две капли воды похожа на павловскую незнакомку. Возле него стоит икона, которой женщина наверно молилась за жизнь своего супруга. Путеводитель по выставке Павла Федотова слегка отличается от других путеводителей «Артгида». Прямо на полу находится посуда из серебра, собранная в одно место.

Мысль об этой картине зародилась в нем (и, верно, сразу с названием) еще в Москве, когда с бессилием терзался над судьбой сестры Любиньки, мучившейся при жизни мужа, а теперь, после его смерти, повергнутой в пучину новых бедствий — долгов, нищеты, да еще в ожидании готового вот-вот явиться на свет ребенка. Работа «Вдовушка», художник Павел Андреевич Федотов – сотни тысяч. Картина «Сватовство майора» является наиболее известным полотном русского художника Павла Андреевича Федотова. В этом углу можно увидеть кровать с подушками, возле которой стоит корзина с вещами.

И сегодня, когда многие произведения Якова Капкова бесследно исчезли в вихрях истории, картину «Вдовушка» можно увидеть во многих музеях. Впоследствии в творчестве Капкова всегда ощущалось влияние«великого Карла» и потому его справедливо относят к числу многочисленныхрусских брюлловцев середины XIX века. В ее позе нет ничего показного. Лишь к тридцати годамза картину «Сошествие ангела в Силоамскую купель» он получил большую золотуюмедаль и право поездки в Рим.

ассигнациями в месяц». Ей скоро рожать, а о светлом будущем можно забыть. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие».

Потом снова рисовал свою героиню, приближая ее к Венере. Лицо полное скорби и тоски, она потеряла мужа.

Джулио И ТоммазоBlack Sabbath ГруппаЭдгар МонеАнгелы С ТрубамиРепин Портрет Пирогова

Описание

Авторское описание картины выглядит так:

Бедный чиновник, получив младшую из наград Российской империи— орден св. Станислава 3-й степени— вечером устроил у себя в комнате пирушку. Его сожительство с кухаркой и её беременность ограничивает доступное ему общество низшими слоями населения: его уснувший под столом гость— «тоже кавалер», отставной солдат с двумя Георгиевскими крестиками на груди. Приняв позу античного героя, запахнув поношенный халат наподобие тоги и выпятив нижнюю губу, чиновник указывает кухарке на свой орден.

Тесная комнатка заставлена разномастной мебелью. На укрытом скатертью столике стоят в беспорядке бутылки, тарелки, на газете «Ведомости Санкт-Петербургской городской полиции» лежит кусок колбасы. Рядом зеркальце, бритвенные принадлежности и щипцы для завивки волос. Под столиком спит собака, а на стуле напротив потягивается, царапая обивку, беспородная кошка; к потолку подвешена птичья клетка. К стулу прислонена гитара с порванными струнами, на спинке этого стула висит форменный мундир со значком «За 15 лет беспорочной службы». Под стулом лежит раскрытая книга— это популярный социально-нравоучительный роман Ф. Булгарина «Иван Выжигин». На задней стене виднеются картины в рамах и кинжал кавказского типа. Насыщенность деталями, как обычно у Федотова, превращает картину в «живописный текст», который следует внимательно читать.

Бедный чиновник

Как только не называли кавалера критики: «разнузданным хамом», «бездушным чиновником-карьеристом». По прошествии многих лет критик Владимир Стасов и вовсе разразился гневной тирадой: «…перед вами понаторелая, одеревенелая натура, продажный взяточник, бездушный раб своего начальника, ни о чём уже не мыслящий, кроме того, что тот даст ему денег и крестик в петлицу. Он свиреп и безжалостен, он утопит кого и что захочет, и ни одна складочка на его лице из риноцерсовой шкуры не дрогнет. Злость, чванство, бездушие, боготворение ордена, как наивысшего и безапелляционного аргумента, вконец опошлившаяся жизнь».

Однако Федотов с ним был не согласен. Он называл своего героя «бедным чиновником» и даже «тружеником» «при малом содержании», испытывающим «постоянно скудность и лишения». С последним сложно спорить — интерьер его жилища, который одновременно спальня, кабинет и столовая довольно беден. Этот маленький человек нашёл себе кого-то ещё меньшего, над кем можно вознестись…

Он, конечно, не Акакий Акакиевич из гоголевской «Шинели». У него имеется небольшая награда, которая даёт право на целый ряд привилегий, в частности, на получение дворянства. Таким образом, получение этого самого низшего ордена в русской наградной системе было очень привлекательно для всех чиновников и членов их семей.

Свой шанс кавалер упустил

Благодаря Николаю Гоголю и Михаилу Салтыкову-Щедрину в русской литературе 1830-1850-х годов чиновник стал центральной фигурой. Его сделали едва ли единственной темой для водевилей, комедий, повестей, сатирических сцен и прочего. Над чиновником пусть и потешались, но ему сострадали и сочувствовали. Ведь его терзали сильные мира сего и он совсем не имел права голоса.

Благодаря Павлу Федотову стало возможным увидеть образ этого мелкого исполнителя на полотне. Кстати, сегодня тема, затронутая в середине XIX века, звучит не менее актуально. Но нет среди писателей Гоголя, способного описать страдания современного чиновника, к примеру, из управы, и нет Федотова, который с присущей ему долей иронии нарисовал бы чиновника местного уровня с благодарственным письмом в руках от другого чиновника, повыше его рангом. Денежные премии и серьёзные награды получает руководство…

Картина была написана в 1846 году. А в 1845-м было приостановлено награждение орденом Станислава. Так что вполне вероятно, смех кухарки, что отчётливо слышится с полотна, как раз свидетельствует о том, что разбитная девица знает всю правду. Им уже не награждают и «свежий кавалер» упустил свой единственный шанс изменить жизнь.

Первые картины и перспектива

Разборчивая невеста 1847 г.

Герой первого такого полотна, ради которого художник освоил технику маслом, чиновник-хвастун («», 1847). В начале следующего года появилась «». Живописец чрезвычайно внимателен к деталям – на картинах каждый предмет выразителен, выбор оттенков обоснован, любая мелочь значительна. Показав эти работы Карлу Брюллову, теперь Федотов услышал похвалу, а также предложение участвовать в выставке Академии художеств.

Препятствием стали лишь материальные трудности – было только начато «», а денег не было. Брюллов выхлопотал пособие живописцу от Академии, а также зачисление того в кандидаты – если новую картину примут, то Федотов станет академиком.

С этого дня все помыслы и энергия живописца подчинены одной цели – он целенаправленно бродит по Петербургу, заходит в трактиры, бывает в купеческих домах, и везде цепким взглядом выискивает кричащие и просящиеся на холст детали. Так же скрупулёзно подбирает типажи действующих лиц. В результате к концу 1848 года картина была готова и восторженно принята (вместе с первыми двумя).

Трагический финал жизни

Свежий кавалер 1846 г.

В 1850 году Павел Андреевич вернулся в Петербург. На подъёме успеха очень много работает, отягощают его жизнь только постоянные мысли о добыче средств. Возникший диссонанс между творческим подъёмом и почти нищетой сказался на здоровье, на самой слабой его стороне – психике. Развитие болезни усугубила несчастливая любовь, одиночество и всё-таки бедственное положение семьи в Москве, несмотря на старания художника.

Психические отклонения оказались серьёзными, они находили отражение в творчестве Федотова, картины которого потемнели и теперь имели грустные и религиозные сюжеты. Жизнерадостный художник замкнулся и стал молчалив. Друзья весной 1852 года устроили его в частную лечебницу для душевнобольных, император самолично назначил ему 500 рублей в год на содержание, но живописцу становилось всё хуже. Затем его перевели в больницу Всех Скорбящих Радости. Расстройство прогрессировало.

26 ноября 1852 года 37-летний художник умер, по словам критика Владимира Стасова, «произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура».

Один художник угадал другого

Федотову всё это было не по сердцу, за что и выслушивал постоянные замечания. Только дома он отводил душу, изображая самые обыденные сцены, освещённые добродушным юмором. В итоге то, чего не поняли Брюллов и Зауервейд, понял Иван Андреевич Крылов. Баснописец случайно увидел эскизы молодого живописца и написал ему письмо, убеждая оставить навсегда лошадок и солдатиков и приняться за настоящее дело — за жанр. Один художник чутко угадал другого.

Федотов поверил баснописцу и бросил Академию. Теперь трудно представить, как бы сложилась его судьба, если бы не послушал Ивана Андреевича. И не оставил бы художник такой же след в русской живописи, как Николай Гоголь и Михаил Салтыков-Щедрин в литературе. Он одним из первых живописцев середины XIX века решительно встал на путь критического реализма и начал открыто обличать пороки русской действительности.

Слайд 18«Анкор, еще анкор!» Маленькое, как и всегда у Федотова,

полотно неоконченной картины «Анкор, еще анкор!» представляет зрителю будни офицера

николаевской армии, отбывающего службу в каком-то глухом углу России. Бессмысленность и бесцельность существования этого человека, убивающая в нем всякое живое чувство,— вот тема картины, осуждающей губительное влияние, которое оказывала на человека система николаевской военщины, столь хорошо знакомая Федотову по собственному опыту.

Расслабленная поза лежащего ничком на лавке офицера, красный, горячечный свет одинокой свечи создают ощущение безысходного одиночества и пустоты существования.

Три варианта одной «Вдовушки»

  Первый вариант, который можно увидеть в Третьяковской галерее, остался незаконченным. На нём героиня изображена с опущенной рукой и на фоне зелёных обоев.

  Здесь следует обратить особое внимание на портрет умершего мужа, в котором легко узнаётся сам Федотов в сером гусарском мундире. Молодая женщина кокетливо изогнула свой стан и жеманно отогнула мизинчик

Складки платья несколько манерно ниспадают вниз. Лицо холодно и томно, а в ярких губах и слегка приоткрытой груди чудится нечто игривое. Словом, модная картина, а не трагедия. Неудивительно, что художник сам её забраковал.

   На втором, к слову, это единственная законченная версия, можно увидеть уже полосатые зелёные обои. До 1930 года эта картина также хранилась в Третьяковке, теперь находится в Ивановском областном художественном музее. Здесь Федотов на портрете покойного мужа вновь изобразил себя. В том же сером мундире, но уже с другой накидкой и на красном фоне. Несколько иначе смотрится и сама героиня. Теперь её правая рука согнута и лежит на животе. Картина выставлялась на академической выставке 1851 года, но провисела там всего несколько дней. Буквально сразу московский предприниматель, книгоиздатель и меценат Козьма Солдатенков купил полотно и увёз, не дожидаясь закрытия выставки. Однако лицо героини по-прежнему не устраивало художника и он взялся за третий вариант.

  Как и первый, он остался незаконченным. Именно его в 1893 году для своей коллекции приобрёл Павел Третьяков. В данном варианте Федотов не только поменял фон — теперь это лиловые обои, но и нарисовал у героини более тонкую шею, существенно увеличил декольте и добавил военную фуражку на кровать.

  Правая рука по-прежнему лежит на животе. На портрете мужа изображён человек в золотом мундире. Но и после этого Федотов никак не мог остановиться и продолжал работать.

   В честь 200-летия со дня рождения художника в Третьяковской галерее было выставлено сразу три «Вдовушки» и зритель мог сравнить их. Есть ещё карандашные наброски знаменитой работы, но они больше интересны специалистам.

Слайд 16«Завтрак аристократа»…Утро. В богато убранной комнате завтракает молодой барин. На

завтрак у него – кусок черного хлеба, а рядом на

стуле — объявление о продаже устриц. Конечно, он предпочел бы есть устрицы, но денег нет, и он набил рот черным хлебом. Вдруг почуял гостя пудель – «аристократическая собака», которую принято было держать в светских домах. Гость еще за дверью, но видна его рука в перчатке, взявшаяся за занавес. У молодого человека на лице испуг: глядя на дверь, он прикрывает хлеб книгой.Кто он, этот молодой человек? Пустой бездельник, для которого самое главное в жизни – слыть богатым барином, блистать в свете, быть одетым по последней французской моде. Живет он обычно в долг, за чужой счет.

Слайд 32БиблиографияФедотов: Альбом /Авт-сост. Э.Д. Кузнецов. – М.: Изобраз. искусство, 1990.

— 64 с.БЭКМ – большая компьютерная энциклопедия Кирилла и МефодияДанилова

Г. И. Мировая художественная культура: от XVII века до современности. Профильный уровень: учеб. Для 11 кл..- М.: Дрофа. 2006.Карпова Т. Павел Федотов: сцены из обыкновенной жизни. // «Крестьянка».- 1997.-№4Шер Н.С. Рассказы о русских художниках. М.: Дет. Лит. – 1966.- С.7-52Белошапкина Я. Анкор, ещё анкор! // Искусство.- №13.-2009.Белошапкина Я. Завтрак аристократа // Искусство.- №13.-2009.Белошапкина Я. Павел Федотов // Искусство.- №13.-2009.Белошапкина Я. Свежий кавалер // Искусство.- №13.-2009.Белошапкина Я. Сватовство майора // Искусство.- №13.-2009.

Содействие императорской семьи

Завтрак аристократа 1850г.

В 1837 году в расположение полка прибыл великий князь Михаил Павлович. После смотра войск было вольное общение с гвардейцами, что впечатлило Федотова и стало темой первой его большой картины. Она была по совету командира представлена великому князю. Тот остался очень доволен и в знак признания отправил художника в отпуск и подарил перстень с бриллиантом, чем вселил в его творческую душу «артистическое самолюбие». Август-декабрь 1837 года Павел Федотов жил в Москве со своей семьёй.  Продолжал упражняться в рисовании, писал себя и родных.

По возвращении в Петербург художник продолжил совмещать службу, уроки в Академии художеств и самостоятельные занятия. Так прошло два года. В 1839-м открыли Зимний дворец, отремонтированный после пожара 1837 года. Федотова событие взволновало, он начал акварель на эту тему. Но времени, как и денег на краски и бумагу, катастрофически не хватало. В одно из посещений полка великим князем Михаилом Павловичем художник набрался смелости, показав ему начатую картину и посетовав на нехватку средств. Князь выделил материальную помощь и заверил, что расскажет о даровании царского прапорщика Николаю I.

Вскоре пришла весть: император предложил «рисующему офицеру» уйти со службы и «посвятить себя живописи с содержанием по 100 рублей ассигнациями в месяц».

Cookie файлы бывают различных типов:

Необходимые. Эти файлы нужны для обеспечения правильной работы сайта, использования его функций. Отключение использования таких файлов приведет к падению производительности сайта, невозможности использовать его компоненты и сервисы.

Файлы cookie, относящиеся к производительности, эффективности и аналитике. Данные файлы позволяют анализировать взаимодействие посетителей с сайтом, оптимизировать содержание сайта, измерять эффективность рекламных кампаний, предоставляя информацию о количестве посетителей сайта, времени его использования, возникающих ошибках.

Рекламные файлы cookie определяют, какие сайты Вы посещали и как часто, какие ссылки Вы выбирали, что позволяет показывать Вам рекламные объявления, которые заинтересуют именно Вас.

Электронная почта. Мы также можем использовать технологии, позволяющие отслеживать, открывали ли вы, прочитали или переадресовывали определенные сообщения, отправленные нами на вашу электронную почту. Это необходимо, чтобы сделать наши средства коммуникации более полезными для пользователя. Если вы не желаете, чтобы мы получали сведения об этом, вам нужно аннулировать подписку посредством ссылки «Отписаться» («Unsubscribe»), находящейся внизу соответствующей электронной рассылки.

Сторонние веб-сервисы. Иногда на данном сайте мы используем сторонние веб-сервисы. Например, для отображения тех или иных элементов (изображения, видео, презентации и т. п.), организации опросов и т. п. Как и в случае с кнопками доступа к социальным сетям, мы не можем препятствовать сбору этими сайтами или внешними доменами информации о том, как вы используете содержание сайта.

Высокая оценка

В 1846 году художник написал первую картину в новом жанре, которую решился представить на суд профессоров. Картина эта называлась «Свежий кавалер». Она ещё известна как «Утро чиновника, получившего первый крестик» и «Последствия пирушки». Работа над ней шла тяжело. «Это мой первый птенчик, которого я „нянчил“ разными поправками около девяти месяцев», — записал Федотов в дневнике.

Готовую картину вместе со второй работой — «Разборчивая невеста» он показал в Академии. И случилось чудо — Карл Брюллов, который до этого не особо привечал Павла Андреевича, дал его полотнам самую высокую оценку. Советом Академии его выдвинули на звание академика и назначили денежное пособие. Это позволило Федотову продолжить начатую картину «Сватовство майора». В 1848 году она вместе со «Свежим кавалером» и «Разборчивой невестой» появляется на академической выставке.

Следующая выставка вместе со славой принесла внимание цензуры. Было запрещено снятие литографий со «Свежего кавалера» из-за непочтительного изображения ордена, а убрать орден с картины без разрушения её сюжета было невозможно

В письме цензору Михаилу Мусину-Пушкину Федотов писал: «…там, где постоянно скудость и лишения, там выражение радости награды дойдёт до ребячества носиться с нею день и ночь. … звезды носят на халатах, и это только знак, что дорожат ими».

Тем не менее в просьбе разрешить распространение картины «в настоящем виде» было отказано.

Вот что написал в своем дневнике Федотов, когда пришел из Цензурного комитета, о картине: «Утро после пирования по случаю полученного ордена. Новый кавалер не вытерпел, чуть свет нацепил на халат свою обнову и горделиво напоминает свою значительность кухарке. Но она насмешливо показывает ему единственные, но и то стоптанные и продырявленные сапоги, которые она несла чистить. На полу валяются объедки и осколки вчерашнего пира, и под столом заднего плана виден пробуждающийся, вероятно, оставшийся на поле битвы тоже кавалер, но из таких, которые пристают с паспортом к проходящим. Талия кухарки не дает право хозяину иметь гостей лучшего тона. «Где завелась дурная связь, там и великий праздник – грязь».

Кухарке в своей работе Павел Федотов отдал известную долю своей симпатии. Недурна собою, опрятная молодая женщина, с округлым простонародным лицом. Повязанный на голове платок говорит, что не замужем. Замужние женщины в те времена носили на голове повойник. Судя по животу, ждёт ребёнка. О том, кто его отец, можно только догадываться.

«Свежего кавалера» Павел Федотов впервые пишет маслом. Возможно, именно поэтому работа над ней велась довольно долго, хотя замысел сложился давно. Новая техника способствовала возникновению нового впечатления — полной реалистичности, материальности изображённого мира

Художник работал над картиной так, как будто писал миниатюру, уделяя внимание мельчайшим деталям, не оставляя незаполненным ни одного фрагмента пространства. К слову, за это его впоследствии упрекали критики

«Вдовушка» считается самой известной картиной Федотова

«Вдовушка» считается самой известной и драматичной картиной в творчестве Павла Федотова. В основу сюжета легла реальная история его семьи. Созданное в конце жизни мастера полотно имеет несколько вариантов.

  Павла Федотова современники называли «Гоголем в живописи». Его очень ценили и уважали, но при этом советовали поменять жанр. Более того, баснописец Иван Крылов и вовсе сказал ему: «Хватит писать солдатиков!».

   По всей видимости, именно под этим влиянием извне художник и решил создать нечто новое и написал «Вдовушку». Он не сомневался — успех будет обеспечен. Тем более, что на картине художник изобразил реальную историю своей семьи. Его сестра Любушка ждала второго ребёнка, внезапно потеряла мужа и лишилась средств к существованию. Молодая женщина много страдала при жизни мужа, а после его смерти и вовсе оказалась ввергнута в новые бедствия. Несчастной в наследство от супруга остались долги и нищета…

  Федотов не захотел сочинять «сложную» композицию, подробно рассказывая о случившейся в семье беде. Хотя потом не скрывал, что поначалу очень желал нарисовать убогое жилище, гроб на столе, толпу кредиторов, судебного исполнителя, который накладывает печати на имущество… В итоге остановился на простом сюжете. На переднем плане  разместилась молодая женщина, которая стоит, облокотившись на комод. Вокруг неё немного вещей. На первом плане на полу можно рассмотреть корзину со сваленным туда столовым серебром. К опечатанной двери придвинут крохотный столик на одной ноге, в тёмном углу виднеется постель. На всей мебели болтаются ярлыки с печатями…

   Лишь несколько вещей не опечатаны. Это комод красного дерева со стоящим на нём портретом мужа, образ Спаса, корзинка с яркими мотками ниток для вышивания, шкатулка, папка, из которой высовывается нотный листок, толстая книжка с закладкой, может быть Евангелие и прислоненные к комоду пяльцы с неоконченным вышиванием, обернутые чистой тряпицей.

   Интерьер был написан довольно быстро, а вот с героиней никак не получалось.

Учёба

Всё холера виновата 1848г.

В 11 лет Павла Федотова отдали в Кадетский корпус – отец, прошедший службу и Русско-турецкую войну, военную карьеру прочил и сыну, что соответствовало времени и атмосфере в стране – позже эти годы в истории Российской империи получат название «николаевской военщины».

Никакого домашнего образования Павел не видел, поэтому поначалу ему было очень трудно. Он оказался упорным и усидчивым учеником – через несколько месяцев его успехи стали очевидными и Федотов опередил остальных воспитанников. У него оказались прекрасные способности. Живое воображение и хорошая память помогали усваивать самый сложный материал. Особенно увлекали история, литература, география, химия. Фантазия разыгрывалась над скучными для других страницами и делала учёбу занимательной для подростка. Он мог часами просиживать над описанием битв, любил переводить немецкие оды и складывать их в стройные стихотворения. С удовольствием ходил на хор, на занятия по игре на фортепиано и гитаре.

В 1830 году отличная учёба стала основанием для присвоения ему чина унтер-офицера.

Жанры его картин разнообразны

Павел Федотов повлиял на ход развития изобразительного искусства и вошёл в историю, как талантливый художник, сделавший важные шаги в развитии русской живописи.

Жанры его картин довольно разнообразны, начиная от портретов, жанровых сцен и заканчивая батальными полотнами

Особым вниманием пользуются те, что написаны в свойственной ему стилистике сатиры или критического реализма. В них он выставляет человеческие слабости и саму человеческую сущность напоказ

Эти полотна остроумны, и во время жизни мастера были настоящим откровением. Жанровые сцены, где высмеиваются пошлость, глупость и вообще разные стороны человеческих слабостей, в русском искусстве XIX века были новаторством.

Однако принципиальность художника наряду с сатирической направленность творчества вызвали повышенное внимание цензуры. В результате от Федотова стали отворачиваться ранее благоволившие ему меценаты

А тут ещё и со здоровьем начались проблемы: ухудшилось зрение, участились головные боли, он страдал приливами крови к голове… Отчего и характер изменился в худшую сторону.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: