Возникновение импрессионизма: как рождалось впечатление

РАННИЕ ПОПЫТКИ

Ренуар впервые познал вкус успеха в 1864 году, когда одна из его картин прошла строгий отбор и была выставлена на Салоне, ежегодной государственной художественной выставке. На следующий год у него взяли ещё две картины, а сам Ренуар начал получать заказы на создание портретов. Однако художник продолжал едва сводить концы с концами и выживал во многом благодаря своим богатым друзьям — Базилю и Сислею.

В 1865 году, в доме ещё одного своего товарища, художника Жюля Ле Кёра, он познакомился с 16-летней девушкой Лизой Трео. Огюста захватила страсть, Лиза очаровала художника, стала его первой любовью и любимой моделью. Лиза вдохновляет Ренуара. В то время он постоянно пишет возлюбленную, экспериментируя с разными стилями, что можно видеть на портретах Лизы того периода. Их связь продолжалась 7 лет до 1872 года. Внезапный и неожиданный для всех разрыв случился, вероятно, по той причине, что Ренуар совсем не собирался жениться. Лиза об этом узнала и оставила Ренуара, выйдя замуж за другого.

Творческая карьера Ренуара прерывается в 1870-1871 годах, когда он был призван в армию во время франко-прусской войны, закончившейся сокрушительным поражением Франции. Несмотря на то, что участия в боевых действиях Ренуар не принимал (в отличии от Базиля, убитого в сражении), во время службы он жестоко страдал от дизентерии. В послужном списке Ренуара сказано, что он «во время войны проявил выдержку и самообладание».

После окончания войны, в 1874 году, Ренуар вместе с несколькими друзьями-художниками устроили в Салоне выставку своих картин. Именно тогда и появился термин «импрессионизм», придуманный одним саркастическим критиком. Теперь об этом событии вспоминают как о первой выставке импрессионистов. Целый ряд выставленных работ подвергся уничтожающей критике, однако «Ложа» Ренуара была оценена достаточно доброжелательно.

В это время импрессионистам пришлось столкнуться не только с враждебно настроенными критиками, но и с общим экономическим кризисом, последовавшим за поражением в войне с Пруссией. Настали годы, когда людям было не до покупки произведений искусства. Как и многие его друзья, Ренуар часто страдал от нищеты и теперь, стремясь выжить, занялся писанием портретов, единственным жанром живописи, который всегда пользуется спросом. В душе он никогда не любил писать портреты, однако веселый, покладистый характер художника помогал ему в работе с клиентами. В результате на второй выставке импрессионистов в 1876 году из 15 представленных на ней работ Ренуара 12 оказались портретами.

История импрессионизма

Давайте узнаем про возникновение импрессионизма. У истоков движения стояли Клод Моне, Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Эдуард Мане, Альфред Сислей, Камиль Писсарро и Фредерик Базиль. Свое название течение получило от работы Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце» (в оригинале – «Impression, soleil levant»). Это полотно, написанное в 1872 году, ценители прекрасного увидели не сразу. Работа была выставлена с апреля по май 1874 года в мастерской художника Надара.

Клод Моне, «Впечатление. Восход солнца»

Выставку посетил журналист Луи Леруа. Картина произвела на него неприятное впечатление. С легкой руки Луи новый стиль получил название «импрессионизм». Критик опубликовал в журнале «Le Charivari» язвительный фельетон, посвященный Салону Отверженных. Свое пренебрежительное отношение автор передал даже в заголовке. «Выставкой импрессионистов» публикацию он назвал из-за небрежной манеры последователей направления. Художники не растерялись и решили использовать название, которое спустя годы утратило свой отрицательный смысл.

Эдгар Дега. Картина “Балетные сцены”

Общество отреагировало на новый стиль неоднозначно. Зрители пребывали в шоке – на полотнах вместо привычных образов и сюжетов импрессионисты сохраняли мимолетность мгновения. Публика негодовала выбору героев картин – видеть дам легкого поведения на полотнах высший свет не хотел. Поэтому неудивительно, что картины в стиле импрессионизм покупали неохотно, а художников обвиняли в аморальности. Сегодня критики удивляются оценкам предшественников. Пейзажи Камиля Писсарро или натюрморты Моне аморальными назвать сложно.

Эдгар Дега “Голубые танцовщицы”

Три шедевра мировой живописи

Почему критики в штыки приняли новое направление? В чем заключался вызов обществу? Попробуем разобраться в новаторских методах трех самых известных художников – рассмотрим лучшие картины импрессионистов.

Эдуард Мане

Один из главных вдохновителей французских импрессионистов – Эдуард Мане. Революционными мыслями он не отличался. Художник надеялся получить признание в обществе и рассчитывал на официальные награды. Однако публику новые сюжеты шокировали. Тех, кто бросил вызов устоям, приняли не сразу. Вместо богинь Древней Греции с полотен Мане смотрели куртизанки. Картина «Завтрак на траве» – фрагмент из жизни двух состоятельных мужчин, которые отдыхают в компании дам легкого поведения. Работа вызвала порицание, ее сочли вульгарной и запретили к просмотру беременным. Хотя такой досуг – не диковинка для мужчин во Франции конца 19 века, открыто о таком не говорили. Поступок художника схож с вызовом консервативному обществу.

Эдуард Мане. “Завтрак на траве”

«Женщина с зонтиком в саду», Пьер-Огюст Ренуар

Полотна Ренуара пропитаны светлыми эмоциями – его не зря считают одним из самых оптимистичных импрессионистов. Он сохранял яркие повседневные моменты, не используя в работе черный цвет. Художник предпочитал писать людей. Замысловатых сюжетов, как и у других последователей направления, у него нет. Огюст Ренуар говорил, что счастлив возможности рисовать букеты и не размышлять подолгу над названиями, ведь история для импрессионистов неважна.

Пьер-Огюст Ренуар. “Женщина с зонтиком в саду”

«Бульвар Капуцинок», Клод Моне

Основателем импрессионизма считают Клода Моне. Этому стилю он оставался верен до самой смерти. Если внимательно изучить полотна живописца, становится понятно, что художник писал не портреты и пейзажи. Его творчество – невероятные конструкции из пятен и бликов. Критики выделяли городские пейзажи, выполненные Клодом Моне. Движения он умудрялся передавать при помощи зыбкости изображения.

Клод Моне. “Бульвар Капуцинок в Париже”

Представители импрессионизма

Основателем импрессионизма является Клод Моне. Многие его полотна очень велики – он хотел, чтобы люди чувствовали себя возле картины, словно у настоящего пруда или сада.

Моне часто писал один и тот же сюжет с разных ракурсов, в разное время суток, или даже года, чтобы запечатлеть игру света. Например, он создал 25 разных картин, изображающих одни и те же стога сена.

Клод Моне. Стога сена

Камиль Писсарро писал сельские и городские пейзажи. Самые известные его картины – виды любимого Парижа. Он был одним из самых убежденных последователей импрессионизма, участвовал во всех выставках коллег.

Камиль Писсаро. Место дю Гавр. Париж

Пьер Огюст Ренуар был другом Моне. Они вместе учились в одной школе живописи. Именно поэтому он поддержал бунтарский дух товарища. Его картины пронизаны ощущением мягкого тепла и солнечного света. Больше всего он предпочитал изображать людей, причем с натуры, но без академического позирования. Например, он несколько дней таскал огромное полотно на танцплощадку, чтобы написать картину «Бал в Мулен-де-ла-Галетт».

Пьер Огюст Ренуар. Бал в Мулен-де-ла-Галетт

Эдгар Дега известен современным любителям искусства изображениями танцовщиц, а также сценками в ночных кафе и ресторанах. Этот талантливый человек шутил, что полиция скоро будет стрелять в каждого, кто вздумает рисовать на улице. Кроме того, он не писал морские пейзажи говоря, что его укачивает. Поэтому в отличие от многих, он чаще всего работал в мастерской.

Эдгар Дега. Голубые танцовщицы

Эдуард Мане был немного старше импрессионистов и уже имел собственное имя. Он не участвовал в их выставках, но часто общался с Клодом Моне, Дега и другими художниками. Это также внесло определенные изменения в его творчество.

Эдуард Мане. В уголке во время концерта

Единственной женщиной среди французских  импрессионистов была Берта Моризо. В те времена считалось, что основное назначение женщины – вести домашнее хозяйство. Но эта женщина стала повстанцев не только в искусстве, но и в жизни. Она писала жанровые сценки с участием женщин и детей. Новый взгляд воспринимался любителями живописи с восхищением.

Берта Моризо. У колыбели

Кроме самых ярких французских представителей следует отметить несколько живописцев из других стран. Среди американцев это Морис Прендергаст, Теодор Робинсон, Джон Слоун, Джон Туокмен. В Италии самыми известными импрессионистами считаются Федериго Зандоменеги, Джованни Больдини, Джузеппе де Ниттис. В Англии – Уолтер Сикерт, Филипп Стир. В Германии – Ловис Коринт, Генрих Трюбнер, Август Финк, Пауль Фогель.

Ловис Коринт. Купание Сусанны

Среди импрессионистов также встречались и женщины. Харриет Баккер – норвежская художница, Мэри Кассат – американская, Ольга Бознаньская – польская.

Мэри Кассат. Чай

Мане, Ренуар и другие

Среди самих импрессионистов главную роль в формировании этого стиля сыграл тот человек, который всегда называл себя «независимым» художником, и имя ему Эдуард Мане. Его полотна «Завтрак на траве» и «Олимпия» шокировали публику ещё в 1863 году в Салоне Отверженных, где были выставлены картины, не принятые официальным салоном. Эти две работы Мане можно назвать программными. Он, как и все импрессионисты, имел классическое образование и обучался академической живописи, но в этих двух картинах отошёл от её стандартов, и именно это шокировало зрителей. Мане называли сумасшедшим, например, из-за того, что в работе «Завтрак на траве» он изобразил обнаженную даму среди парадно одетых мужчин. «Олимпию» возмущённые зрители несколько раз повреждали. Эти полотна поняли, пожалуй, только Эмиль Золя и Шарль Бодлер. Другая поразительная картина Мане, более ранняя «Музыка в Тюильри», тоже подверглась жёсткой критике. Публика не поняла тонкую градацию цвета, назвав её «мешаниной красок», в то время как именно она вместе с обобщением форм создала взаимосвязь изображённых людей и предметов со средой, в которой они находились, и это прекрасно послужило передаче атмосферы схваченного Мане момента. Он писал то, что видел, работая с натуры, придавая огромное значение естественному освещению, выражая своё впечатление от увиденного на холсте, и Мане можно назвать главой течения импрессионистов, пусть он и не хотел связывать себя с их группой.

Эдуард Мане. «Музыка в Тюильри», 1861. (Wikimedia Commons)

Пьер Огюст Ренуар достиг необычайного мастерства в жанре портрета. Он прекрасно отражал настроение модели, особенно это касается картин, изображающих женщин и детей. Этот художник больше других импрессионистов заботился о технике своей работы. Он писал то мелкими, плотными мазками, то длинными, полупрозрачными, положенными с пробелами. Часто эти приёмы соседствуют на одном полотне. Его картины запоминаются своей жизнерадостностью. Ренуар очень любил работать на открытом воздухе и творил до последних дней своей жизни, несмотря на сковавший его тело ревматизм, поразивший, в том числе, кисти рук.

Золотым временем импрессионизма в творчестве Клода Моне стали 1870-е годы. Именно он добился наибольшего успеха в передаче изменчивого естественного освещения. Этот мастер работал практически только на пленэре, создавая пейзажи, и с течением времени он всё реже изображал на них людей. Моне одним из первых начал писать серии картин, показывающих одно и то же место, но в разное время суток или года, после смены погоды. Так появились циклы изображений Руанского собора, вокзала Сан-Лазар в Париже, мостов Лондона. Такие серии помогли Моне научиться передавать свежие, яркие, естественные краски и тончайшие нюансы освещения.

Среди импрессионистов-пейзажистов стоит выделить Альфреда Сислея с его целостностью и тонким лиризмом творчества. Он любил изображать гармонию природы, очень большое значение на своих полотнах придавая небу, глубоко разрабатывая его оттенки и освещение: небеса никогда не были для этого мастера только фоном и даже могли служить главным выразителем настроения всего полотна. Постоянно работая на пленэре, художник научился переносить на полотно всю глубину открытого пространства с его струящимся воздухом. С развитием стиля Сислея спокойствие его пейзажей стало сменяться энергичностью, а цвета становились более контрастными.

Альфред Сислей. «Мост в Вильнёв-ла-Гаренн», 1872. (Wikimedia Commons)

К сожалению, расцвет импрессионизма не был долгим: громко заявив о себе в 1870-е гг., к началу 1890-х это течение сошло со сцены, уступив место постимпрессионизму, представители которого были заняты поисками нового в искусстве.

Главная характеристика импрессионизма

Чистый импрессионизм, за который выступал Моне, были картины на открытом воздухе, характеризовавшейся быстрыми, спонтанными и свободными мазками кисти: высшими примерами были его серии картин Руанского собора, моста Ватерлоо, вокзала Сен-Лазар, стогов сена и кувшинок. Его руководящим принципом было реалистическое изображение света; художники-импрессионисты стремились запечатлеть мимолетные моменты, и если в эти моменты объект казался оранжевым — из-за падающего света или его отражения — тогда художник окрашивал объект в оранжевый цвет. Или если солнце окрашивало поверхность пруда в розовый цвет, значит, так оно и было. Натуралистические цветовые схемы, разработанные в теории или, по крайней мере, в студии, не допускали этого. Свободная работа кистью вкупе с ненатуралистическим использованием цвета придавала движению революционную окраску и открывала путь для таких движений, как экспрессионизм и фовизм.

Главные приоритеты импрессионистов включали:

1) немедленное и оптически точное изображение мгновенной сцены;

2) выполнение всей работы под открытым небом (не было подготовительных эскизов и тщательного завершения в студии);

3) использование чистого цвета на холсте, а не смешивания на палитре;

4) Использование небольших штрихов и мазков ярко окрашенной краски;

5) использование света и цвета для объединения картины, а также для того, чтобы сделать ее более яркой. Вместо традиционного метода постепенно выстраивается картина по контуру и моделированию со светом и тенью.

Корни импрессионизма лежали в натурализме Камиля Коро (1796-1875) и методах пленэрной живописи начала 19-го века Барбизонской школы во главе с Теодором Руссо (1812-67). Импрессионисты специализировались на пейзажах и жанровых сценах (например: балерины Дега и обнаженные фигуры Ренуара). Портретное искусство было еще одним популярным жанром среди художников — импрессионистов — в конце концов, это был один из их немногих постоянных источников дохода.

Развитие этого направления в России

Русское направление отличается от классического, представления о котором родились в 19 веке во Франции

Художники уделяют большее внимание смыслу, а динамику стараются передавать напротив меньше. Они не только делают упор на описание увиденного, но и стараются сохранить ощущение от пережитого, оценить происходящее

Импрессионизм в России отличается этюдностью. Работы как будто не до конца завершены, но от этого они лишь приобретают особый «трепет жизни». Под влиянием стиля оказались следующие русские импрессионисты:

  • Исаак Левитан;
  • Константин Коровин;
  • Валентин Серов;
  • Станислав Жуковский;
  • Зинаида Серебрякова;
  • Леонид Пастернак.

Современный импрессионизм в России известен живописью Бато Дугаржапова. Он родился в Читинской области в 1966 году. За плечами выдающегося художника обучение в МГАХИ им. В. И. Сурикова. Бато Дугаржапов посещает российские и американские ярмарки, его работы выставлены в музеях разных стран мира и частных коллекциях.

Картина Бато Дугаржапова

Живописец расписывал купол алтаря в Храме Христа Спасителя. Также он принимал участие в оформлении храма в честь Казанской Иконы Божией Матери. Его современные работы запоминаются яркой палитрой – художник применяет чистые тона и использует большую палитру цветовых оттенков. Критики сравнивают его полотна с таинственными новеллами, которые наполнены широким спектром эмоций и впечатлений. При просмотре работ с монитора, рекомендуется отойти подальше от экрана для лучшего восприятия.

Роль импрессионизма в художественной революции

«Импрессионизм – триумфальная арка для входа в тревожный и не познанный еще храм новейшего искусства» – так красиво звучат слова доктора искусствоведения Михаила Германа. Действительно, можно сказать, что импрессионизм явил собой разделительную черту между высоким, нравственным искусством и явлением под названием «современное искусство» или модернизм и заложил основы авангардных течений в искусстве XX века.

Интересно то, что многие оппоненты импрессионизма, например, Сезанн, Гоген, Ван Гог, Эдуард Мане, были выходцами из него. А создатели новой культуры – Кандинский, Малевич, Дюшан, Ларионов в начале собственного творческого пути тоже прошли через школу импрессионизма. Для художников импрессионизм был как бы вдохновителем на собственный путь, учил независимости, непреклонности, смелости, новаторству. Он помогал найти себя.

Огюст Ренуар (1841—1919)

Творения Ренуара создают впечатление необыкновенной легкости, воздушности, эфирности. Сюжет рожден как будто случайно, однако известно, что художник тщательно продумывал все этапы своей работы и трудился с утра до ночи.

Отличительной особенностью творчества О. Ренуара является применение лессировки, которое возможно только при написании Импрессионизм в работах художника проявляется в каждом штрихе. Человек воспринимается им как частица самой природы, поэтому так многочисленны картины с обнаженной натурой.

Любимым занятием Ренуара было изображение женщины во всей ее привлекательной и притягательной красоте. Портреты занимают особое место в творческой жизни художника. «Зонтики», «Девушка с веером», «Завтрак гребцов» — только малая часть удивительной коллекции картин Огюста Ренуара.

Истоки

Живописцы стремились передать реальность с помощью ярких красок и промежуточных тонов еще в эпоху Возрождения. Их манеру переняли испанцы. На Ренуара и Мане влияние оказали Эль Греко, Гойя и Веласкес.

Тени на полотнах Рубенса цветные, используются прозрачные промежуточные оттенки. Черного в работах художника не найти – этот принцип в будущем переняли импрессионисты. В новом направлении искусства также прослеживался английский отпечаток. Клод Моне, Писсарро и Сислей изучали великие работы пейзажистов Лондона в годы франко-прусской войны. Предшественником нового стиля называют Эжена Делакруа. Он одним из первых художников пытался передать на полотне движение. Для этого живописец экспериментировал с насыщенностью красок и способами нанесения мазков.

Творчество Делакруа

История течения

15 апреля 1874 г. компания из молодых художников-новаторов устроила свою выставку в салоне фотографа Феликса Нодара на бульваре Капуцинок в Париже.

Клод Моне Бульвар капуцинок в Париже

Сама идея самостоятельной выставки в обход официального Салона уже была бунтарской, но показанные публике картины вызвали еще больше негодования. Ведь они шли против всех академических канонов и были непохожи на идеализированные работы представителей популярных тогда во Франции классицизма или романтизма.

В выставке участвовали 30 художников и 165 работ. В их число входили Моне, Ренуар, Писсарро, Сислей, Мане, Дега, Сезанн, Берта Моризо. Через какое-то время за их картины будут отдавать целые состояния, но тогда на смельчаков обрушился шквал критики

Их обвиняли в эпатаже, с целью привлечь внимание публики, упрекали в «неряшливости», «незаконченности» работ и даже в аморальности

Берта Моризо У колыбели

Известный критик и журналист Луи Леруа, описывая в сатирической статье картину Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце», назовет художников импрессионистами (от французского impression ‒ впечатление). Сам того не подозревая, он даст название целому течению в мировой живописи.

Клод Моне Впечатление. Восходящее солнце

Вторая выставка состоялась через два года после легендарной первой ‒ в апреле 1876 г. Она вызвала еще большее неприятие критиков и публики. Художников сравнивали с душевнобольными. Можно только подивиться мужеству и уверенности в своей правоте этих смельчаков, которые продолжали творить, несмотря на отсутствие денег, в атмосфере постоянных насмешек и издевательств.

В марте 1875 г. состоялся аукцион работ Сислея, Моне, Ренуара и Берты Моризо. Он прошел со скандалом, публика освистывала представляемые на продажу картины. Множество полотен было продано за бесценок. Некоторые работы художникам и их друзьям пришлось выкупать самим, лишь бы не отдавать совсем даром.

Берта Моризо Эжен Мане с дочерью

Однако у импрессионистов были и преданные поклонники. К ним относился галерист и коллекционер Поль Дюран-Рюэль, неизменно помогавший художникам в организации выставок и продаже картин. А также коллекционер Виктор Шоке, влюбившийся в работы импрессионистов с первого взгляда.

Огюст Ренуар Портрет Поля Дюран-Рюэля

С 1877 по 1886 год во Франции прошло еще 6 выставок импрессионистов. Все они, кроме последней, подвергались шквалу критики и насмешек.

Тем временем и среди самих художников наметились разногласия. Так, Мане и Ренуар приняли участие в выставках Салона в 1879 и 1880 годах. Их картины были отобраны взыскательным жюри. Клод Моне так же представлял свои работы для Салона, но его картины не были приняты. Это встретило презрение Дега и осуждение других художников.

Осенью 1885 г. Дюран-Рюэль получил предложение организовать выставку импрессионистов в Нью-Йорке. Поначалу художники скептически отнеслись к этой затее. Но в марте 1886 г. Дюран-Рюэль отбыл из Франции в Америку с коллекцией картин своих протеже. В США к работам импрессионистов отнеслись с интересом, выставка пользовалась большой популярностью. В прессе были как положительные отзывы, так и отрицательные. Несколько картин удалось продать местным коллекционерам.

Огюст Ренуар Завтрак гребцов

Между тем разногласия среди импрессионистов нарастали. Моне стал ругаться с Дюран-Рюэлем и продавать свои картины через других арт-дилеров. К Моне присоединились Писсарро и Ренуар. Конфликтовали художники и между собой.

Некогда объединенная в борьбе против академизма группа импрессионистов потеряла общую идею и перестала существовать.

Камиль Писсарро Купальщицы, сидящие на берегу

В последней выставке в 1886 г. участвуют художники, которых назовут постимпрессионистами. Это Жорж Сера и Поль Синьяк. К постимпрессионистам так же относятся такие мастера, как Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Анри Матисс и др.

Идея импрессионизма изжила себя, но открыла путь иному, еще более новаторскому искусству конца XIX ‒ начала XX века.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: