Сочинение по картине в.г. перова «никита пустосвят. спор о вере. описание картины перова «никита пустосвят. спор о вере картина перова спор о вере описание

Никита пустосвят. спор о вере картина

Знаменитые картины Василия Перова

Будучи человеком большого сердца, Перов
с любовью создавал трогательные образы детей из народа. Известна его картина «Спящие дети»
(1870 г.), изображающая двух крестьянских ребятишек, спящих после изнурительной работы. Они лежат в сарае на полу, покрытом рогожей. Луч солнца, пробивающийся сквозь небольшое окно, освещает лица детей, и видно: так глубок и так тяжёл их сон, безрадостный как и сам деревенский быт того времени.

Особенной популярностью пользуется картина «Тройка» (1866 г.) В. Г. Перова
, рассказывающая о беспросветной жизни ребят, отданных в город обучаться ремеслу… Холодный зимний пасмурный день. Дует сильный ветер. По засыпанной снегом ухабистой дороге трое подростков везут обледеневшую бочку с водой. Лица их бледны, измождены. Худенькие, полные крайнего напряжения детские фигурки одеты в лохмотья. Непосильный физический труд, нищета, голод и холод — вот что было уделом детства и юности огромного множества детей трудящихся.

В. Г. Перовым создана серия портретов передовых деятелей русской культуры — писателей, поэтов, художников, отличающаяся тонкой психологической выразительностью образов. В этой серии мы встречаем и автопортрет
самого Перова
. На нас смотрят умные, проницательные глаза человека, много в жизни увидевшего и пережившего, человека сильной воли и критического склада ума.

Выдающийся художник-демократ В. Г. Перов любил свой народ, ему он отдал свой большой талант.

В. Г. Перов: краткая биография

В. Г. Перов родился 23 декабря (ст. стиля) 1833 года в г. Тобольске в семье прокурора Г. К. Криденера, просвещённого и свободомыслящего человека, который впоследствии за своё свободомыслие должен был оставить казённую службу, что отразилось на материальном положении семьи.

Детство и юность Перова прошли в нужде. Поскольку Перов был внебрачным сыном Криденера, ему была дана фамилия крестного отца — Васильева, а позднее дьячёк, который обучал мальчика первоначальной грамоте, за его каллиграфические способности дал ему прозвище Перов, ставшее официальной фамилией художника.

Видя художественные способности сына, родители после окончания им Арзамасского уездного училища отдали мальчика в художественную школу. В 1853 году Перов поступил в Московское училище живописи и ваяния, где в то время учились такие известные художники, как Прянишников и Шишкин, ставшие друзьями Перова.

Перов умер в 1882 году в возрасте 48 лет. Тяжелая болезнь (туберкулез) свела его преждевременно в могилу.

Годы жизни художника:

21 декабря 1833 (2 января 1834) – 29 мая (10 июня) 1882 (48 лет)

Пейзажи в преступлении и наказании цитаты

«Близость Сенной, обилие известных заведений.» 8)».а где тут воздухом-то дышать? Здесь и на улицах, как в комнатах без форточек. Господи, что за город!.» 9)».(как и часто устраивается в таких домах, где много фабричных, артельных, извозчиков и проч.).

» 10)»Встречались ему тоже пышные коляски, наездники и наездницы; он провожал их с любопытством глазами.» 11)»Посреди улицы стояла коляска, щегольская и барская, запряженная парой горячих серых лошадей.» 12)».

я убежден, что в Петербурге много народу, ходя, говорят сами с собой.

Это город полусумасшедших. Если б у нас были науки, то медики, юристы и философы могли бы сделать над Петербургом драгоценнейшие исследования, каждый по своей специальности. 13)

«Все эти наши новости, реформы, идеи — все это и до нас прикоснулось в провинции; но чтобы видеть яснее и видеть все, надобно быть в Петербурге.»

14)».В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер.» 15)».И он подумал о Соне.

Преступление и наказание.

подскажите пожалуйста,где в романе даны описания пейзажей?

Этот дом стоял весь в мелких квартирах и заселен был всякими промышленниками — портными, слесарями, кухарками, разными немцами, девицами, живущими от себя, мелким чиновничеством и проч.

Входящие и выходящие так и шмыгали под обоими воротами и на обоих дворах дома. Тут служили три или четыре дворника.

Молодой человек был очень доволен, не встретив ни которого из них, и неприметно проскользнул сейчас же из ворот направо на лестницу. Лестница была темная и узкая, «черная», но он все уже это знал и изучил, и ему вся эта обстановка нравилась: в такой темноте даже и любопытный взгляд был неопасен.

позвонил в старухину квартиру.

Звонок брякнул слабо, как будто был сделан из жести, а не из меди.

В подобных мелких квартирах таких домов почти все такие звонки. Молодой человек переступил через порог в темную прихожую, разгороженную перегородкой, за которою была крошечная кухня. Небольшая комната,

Преступление и наказание городской пейзаж цитаты.

Картины природы и их роль в романе «преступление и наказание»

и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины».

Символ солнца в романеНеобыкновенную духоту Петербурга отмечает и Пульхерия Александровна, приехавшая из провинции.

Выйдя из квартиры сына, она замечает: «.ужас у него душно.

а где тут воздухом-то дышать? Здесь и на улицах, как в комнатах без форточек.

Господи, что за город!». Ю. В. Лебедев замечает, что невыносимая духота Петербурга —

«частица общей атмосферы романа, душной и безысходной»

Однако и это ослепительное, красное солнце на фоне душного, пыльного города оставляет не радостное, а гнетущее впечатление. «Солнце ярко блеснуло ему в глаза, так что больно

Научная библиотека РГУ имени С.А.

Есенина

Архипелаг невских островов (Петровский, Аптекарский, Крестовский, Каменный, Елагин) был окраиной города. Там находились дачи петербургской знати и дворцы, принадлежавшие царской фамилии.

Пейзажи островов вызвали у Раскольникова двойственные чувства. Они словно являли глазам героя тот идеал гармоничного единения с природой, к которому вечно стремится человеческое сердце. Но не случайно первые, непосредственные «приятные ощущения» вскоре сменились у Раскольникова озлоблением.

Он вспомнил, что этот светлый, прекрасный мир создан для узкого круга социальной элиты и отгорожен прочной оградой от остальных людей, обреченных на нищету и страдания в маленьких грязных каморках и душных городских переулках. И сам он, подсчитывающий на ладони все свое состояние («около тридцати копеек»), может лишь издали, сквозь ограду созерцать недоступный для него благодатный земной рай.

Петербург в романе Преступление и наказание Достоевского Цитаты

. его усталым глазам, привыкшим к городской пыли, к известке и к громадным, теснящим и давящим домам. . . » «. . . я убежден, что в Петербурге много народу, ходя, говорят сами с собой.

Это город полусумасшедших. Если б у нас были науки, то медики, юристы и философы могли бы сделать над Петербургом драгоценнейшие исследования, каждый по своей специальности.

. . Он был до того худо одет. . . Впрочем, квартал был таков, что костюмом здесь было трудно кого-нибудь удивить.

Близость Сенной, обилие известных заведений и, по преимуществу, цеховое и ремесленное население, скученное в этих серединных петербургских улицах и переулках, пестрили иногда общую панораму такими субъектами, что странно было бы и удивляться при встрече с иною фигурой. . . » «. . . Было часов восемь, солнце заходило.

Литература[ | ]

  • Антоненко С. Г. «Мы пришли не о грамматике с тобой говорить…» Староверы и власть на полотне Василия Перова // Родина. — 1996. — № 10. — С. 40—43.
  • Верещагина А. Г. Некоторые проблемы исторической живописи В. Г. Перова // Советское искусствознание. — 1988. — № 24. — С. 212—238.
  • Дитерихс Л. К. В. Г. Перов. Его жизнь и художественная деятельность. — СПб.: Типография Ю. Н. Эрлиха, 1893. — 80 с.
  • Зименко В. М. Василий Григорьевич Перов. 1834—1882. — М.—Л.: Искусство, 1948. — 43 с.
  • Кеменов В. С. В. И. Суриков: Историческая живопись, 1870—1890. — М.: Искусство, 1987. — 567 с.
  • Королёва С. Василий Григорьевич Перов (Великие художники, том 17). — М.: Директмедиа Паблишинг и Комсомольская правда, 2009. — 48 с. — ISBN 978-5-87107-202-8.
  • Леняшин В. А. Василий Григорьевич Перов. — Л.: Художник РСФСР, 1987. — 248 с.
  • Леонов А. И. Василий Григорьевич Перов. — М.: Государственное издательство изобразительного искусства, 1959. — 60 с. — (Мастера русского искусства).
  • Лесков Н. С. О картине «Никита Пустосвят» // Художественный журнал. — 1887. — № 11. — С. 293—295.
  • Лясковская О. А. В. Г. Перов: Особенности творческого пути художника. — М.: Искусство, 1979. — 174 с.
  • Нестеров М. В. Давние дни: воспоминания, очерки, письма. — Уфа: Башкирское книжное издательство, 1986. — 559 с.
  • Новицкий А. П. Перов Василий Григорьевич // Русский биографический словарь: Павел преподобный — Петр (Илейка) / под наблюдением А. А. Половцова. — СПб.: типография И. Н. Скороходова, 1902. — Т. 13. — С. 551—560. — 745 с.
  • Обухов В. М. В. Г. Перов. — М.: Изобразительное искусство, 1983. — 112 с.
  • Собко Н. П. Перов Василий Григорьевич // Словарь русских художников с древнейших времён до наших дней (XI—XIX вв.). — СПб.: типография М. М. Стасюлевича, 1899. — Т. III, вып. 1 (П). — Стб. 73—173 — 258 с.
  • Соловьёв С. М. История России с древнейших времён. — М., 1962. — Т. 13 (книга VII).
  • Стасов В. В. Избранные сочинения / С. Н. Гольдштейн. — М.: Искусство, 1937. — Т. 1.
  • Стасов В. В. Избранное: живопись, скульптура, графика. — Искусство, 1950. — Т. 1 — Русское искусство.
  • Фёдоров-Давыдов А. А. В. Г. Перов. — М.: Государственное издательство изобразительных искусств, 1934. — 355 с.
  • Яковлева Н. А. Историческая картина в русской живописи. — М.: Белый город, 2005. — 656 с. — (Энциклопедия мирового искусства). — ISBN 5-7793-0898-5.
  • Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук, Л. И. Иовлева. — М.: Красная площадь, 2006. — Т. 4: Живопись второй половины XIX века, книга 2, Н—Я. — 560 с. — ISBN 5-900743-22-5.
  • Государственный Русский музей — Живопись, XVIII — начало XX века (каталог). — Л.: Аврора и Искусство, 1980. — 448 с.
  • Иллюстрированный каталог Художественного отдела Всероссийской выставки в Москве, 1882 г. / Н. П. Собко. — СПб.: Издатель М. П. Боткин, 1882. — 304 с.
  • Николай Николаевич Ге: письма, статьи, критика, воспоминания современников / Н. Ю. Зограф. — Москва: Искусство, 1978. — 399 с.
  • Переписка И. Н. Крамского: И. Н. Крамской и П. М. Третьяков, 1869—1887 / С. Н. Гольдштейн. — М.: Искусство, 1953. — 458 с.

Сочинение по картине Перова «Портрет Достоевского»

Когда смотришь на портреты, выполненные Перовым, можно намного лучше узнаешь тех, кто на них изображен. Вот и образ великого драматурга Достоевского, загадочная история которого явствует из его произведений, становится более понятным и открытым для его почитателей. А весь секрет заключается в том, что Перов не ищет только портретной схожести.

Для него важно изобразить точно психологический образ, внутренний мир его персонажа, явствующий из выражения глаз, мимики, привычной позы, в которой герой чувствует себя расслабленно и уютно,

и даже из одежды, что характеризует каждого героя, перенеся смотрящего на портрет в ту эпоху, когда он был сделан. Даже фон играет немаловажную роль в знакомстве, где художник лишь посредник между зрителем и той личностью, которая его заинтересовала и подвигла на изготовление шедевра.

При всем величии произведений, Достоевский на портрете Перова показался мне скромным, даже немного печальным. Как будто он озабочен чем-то важным, или обдумывает сюжет следующей книги, которая обязательно должна стать гениальной. Не так я представляла классика.

Но, благодаря точности и прорисовки мелких деталей портрета,

можно увидеть намного больше, чем кажется на первый взгляд. Например, глаза этого человека не просто грустны, они внимательны, они видят так много, что потом хотят поделиться всеми теми мыслями, которые рождаются как результат анализа увиденного.

Портрет источает и некую замкнутость. Руки крепко сомкнуты, нога закинута на ногу, словно драматург или держит грань, или оберегает еще незавершенную идею следующего своего произведения

При этом темный фон делает фигуру ярче, выделяя ее четко, словно желая сконцентрировать внимание зрителя. Именно это меня больше всего и впечатлило

Мастерство художника видно с того, что он не забыл ни одной детали, чтобы достигнуть своей цели.

Вы сейчас читаете сочинение Сочинение по картине Перова «Портрет Достоевского»« Краткое содержание «Двенадцать башен»Краткое содержание «Пьер Менар автор Дон Кихота» »

Эскизы и этюды[ | ]

В. Г. Перов. Никита Пустосвят. Спор о вере (эскиз, бумага на картоне, карандаш, 15,3 × 23 см, 1880, ГТГ)

В описи произведений Перова, опубликованной Николаем Собко в 1899 году, упоминались пять рисунков, созданных художником в период работы над картиной «Никита Пустосвят», а также «головы оттуда же, 2 листа» (все указанные эскизы и этюды датированы 1880 годом). Согласно приведённой информации, бо́льшая часть этих рисунков была в собственности художника Владимира Перова (сына Василия Григорьевича), а меньшая часть — в московской коллекции А. И. Балк. Один из графических эскизов впоследствии был передан в собрание Третьяковской галереи — «Никита Пустосвят. Спор о вере» (бумага на картоне, карандаш, 15,3 × 23 см, 1880).

В списке, составленном Николаем Собко, также упоминался живописный эскиз для картины «Никита Пустосвят», датированный 1881 годом и находившийся «у г. Сорокоумовского, в Москве» (по-видимому, имелся в виду один из представителей известной купеческой династии Сорокоумовских).

Литература

  • Антоненко С. Г. «Мы пришли не о грамматике с тобой говорить…» Староверы и власть на полотне Василия Перова // Родина . — 1996. — № 10 . — С. 40-43 .
  • Верещагина А. Г. Некоторые проблемы исторической живописи В. Г. Перова // Советское искусствознание. — 1988. — № 24 . — С. 212-238 .
  • Дитерихс Л. К. В. Г. Перов. Его жизнь и художественная деятельность . — СПб. : Типография Ю. Н. Эрлиха , 1893. — 80 с.

В субботу мы были в Третьяковской галерее. В зале Перова у картин «Чаепитие в Мытищах» и «Крестный ход на Пасху» я услышал, как экскурсовод сказала своей группе: « Эти картины были написаны в то время, когда отвергались все традиционные ценности

Поэтому относиться к этим картинам надо осторожно»

Под традиционными ценностями экскурсовод, видимо, подразумевала уважение к духовенству, к Русской православной церкви. Да, на этих картинах духовенство, представители Русской православной церкви выглядят весьма неприглядно. Но прямо напротив висит потрясающая картина Перова «Христос в Гефсиманском саду». Художник не отвергает Христа, напротив, он страстно стремится укрепиться в вере. А между этими картинами висит огромное полотно «Никита Пустосвят. Спор о вере». Отрешенный от служения священник Никита, прозванный своими противниками Пустосвятом, вызывает на спор представителей официальной церкви, и спор этот происходит в присутствии самой царевны Софьи. В страстном споре Никита, казалось, одерживает победу, но тут в спор вмешивается государственная власть в лице Софьи. По ее приказу Никита был схвачен и казнен

И не так важно, прав или не прав Никита. Главное, что окончательную точку в споре о вере ставит государственная власть, и ставит весьма жестоко

И это отнюдь не конец пути. Брат Софьи Перт

Автор книги: Екатерина Алленова

Заключение

Позднее творчество Перова обычно характеризуется как период поисков, в которых художник, как правило, терпит неудачу. Между тем сейчас, когда прочерчен весь путь развития живописи во второй половине XIX века, становится очевидным, что Перов обладал удивительной интуицией или просто умом человека, умеющего предугадать, вычислить или, как сейчас принято говорить, смоделировать на уровне сюжетной программы наиболее перспективные, интересные в художественном отношении, не повторяющие «пройденного» творческие задачи. Его «неудачи» отчетливо обозначают вехи на пути, по которому действительно двигалась живопись 1870 – 1890-х годов. Так, Христос в Гефсиманском саду – предвосхищение поздних картин Ге, Плач Ярославны и эскизы Снегурочки – композиций Виктора Васнецова.

В 1871 году состоялась первая выставка Товарищества передвижников. Перов был одним из его членов-учредителей и, вплоть до выхода из Товарищества – казначеем московского отделения. На первой передвижной выставке были представлены Охотники на привале, Рыболов и Портрет Островского. Если портреты Перова неизменно получали высокую оценку, то его «отрадные» жанры вызывали недоумение: как это вдруг прежний «певец скорби», мастер обличительных сюжетов превратился в заурядного бытописателя, изображающего обывателей, предающихся на пленэре праздному времяпрепровождению.

Но Перов по-прежнему остро ощущал «злобу дня», в том числе и живописную, и хорошо понимал, что время «остросюжетных» композиций ушло безвозвратно. «Искусство совершенно лишнее украшение для Матушки-России, а может быть, и не пришло то время, когда… любовь к нему будет законнее», – замечал он в одном из писем к Стасову. Кстати, союзником его здесь выступает не кто иной, как Чернышевский, в 1850-е годы ратовавший за «приговор явлениям жизни». В 1874 году он писал: «Переделать по нашим убеждениям жизнь русского общества… В молодости натурально думать о всяких химерах. В мои лета было бы стыдно сохранять наивность. Я давно стал совершеннолетним. Я давно увидел, в каком обществе я живу, какой страны, какой нации сын я. Хлопотать над применением моих убеждений к ее жизни значило бы трудиться над внушением волу моих понятий о ярме. Работать для людей, которые не понимают тех, кто работает для них, – это очень неудобно для работающих и невыгодно для успеха работы».

Материалы по теме

08:59 — 15 марта 2015

«При Петре I Россия стала частью глобальной экономики»

Историк Игорь Курукин об итогах, цене и последствиях петровских преобразований в России Поэтому, на первый взгляд, действительно кажется, что там, где Софья Алексеевна и Василий Голицын пытались аккуратно развязать сложные узлы внутренней и внешней политики, Петр I их попросту разрубал. Я думаю, что на самом деле все было несколько иначе — там, где Софья и Голицын неоправданно затягивали с решением важных вопросов, Петр с его стратегическим мышлением оперативно их разрешал.

Но верно и то, что петровские реформы вряд ли стали бы успешными, если бы они не опирались на опыт правления Софьи. Например, внешняя политика Петра I была явным продолжением курса старшей сестры — усиление связей с Европой, стратегический союз с Речью Посполитой и окончательное закрепление протектората над Украиной.

Получается, что правление Софьи подготовило почву для преобразований Петра?

Как это обычно бывает в политике, речь идет о прощупывании возможностей, которое давало положительный или отрицательный результат. Например, два малоуспешных похода Василия Голицына в Крым показали Петру I бесперспективность этого направления внешней политики, поэтому он сосредоточился на взятии Азова. Безусловно, он сделал много выводов из результатов деятельности правительства регентства Софьи.

Вы писали, что «недостаточно изучена роль Иоакима в крахе династических и дипломатических проектов Софьи в 1687-1688 годах». О чем тут речь?

Патриарх Иоаким (Савелов) — это потрясающая и абсолютно недооцененная фигура в нашей истории. Его совершенно незаслуженно представляют каким-то узколобым консерватором.

Перов В.Г. Портрет Ф.М.Достоевского

     «Обращение русского художника к настоящей правде и жизни, в том числе и в портрете, – писал В.В.Стасов, – началось со времени нарождения в русском искусстве той самой национальности, правдивости и оригинальности, которые уже давно существовали в русской литературе». В отличие от своих предшественников, передвижники испытывали глубочайшую потребность, по словам Стасова, «написать лицо и облик того, кого они сами из значительных людей увидали, узнали, поняли, оценили и захотели оставить в картине своей кисти для потомства». Так возникли превосходные правдивостью своей портреты Перова: Достоевский, Островский, Тургенев, Писемский, Аксаков…      Эпоха, сменившая проникнутые пафосом отрицания шестидесятые, ознаменовалась поисками положительного идеала. Такие идеалы были найдены в среде русской интеллигенции. В это время П.М.Третьяков начинает заказывать портреты лидеров русской культуры. Литература занимала центральное место в культуре того времени. Писатель воспринимался как живое воплощение общественной совести, он был «властителем дум», к нему обращались за разрешением самых жгучих нравственных, социальных вопросов. Именно таким предстает у Перова Федор Достоевский. Из мрака фона выступает бледное, нервное, «мятое» лицо, лежащие на коленях руки сцеплены замком.

         В мае 1872 года В. Г. Перов специально ездил в Петербург, чтобы по заданию Третьякова написать портрет Ф.М.Достоевского.* Сеансы были немногочисленны и непродолжительны, но Перов был вдохновлен вставшей перед ним задачей.

Известно, что Третьяков относился к Достоевскому с особенной любовью. Перову писатель во многом был близок. Перов больше всего ценил роман «Преступление и наказание». И художник создал портрет-картину.

Она была настолько убедительна, что для будущих поколений образ Достоевского как бы слился с портретом Перова. Вместе с тем портрет остался историческим памятником определенной эпохи, переломной и трудной, когда мыслящий человек искал решения основных социальных вопросов.

Достоевскому в год написания портрета шел пятьдесят первый год. В 1871–1872 годах он работал над романом «Бесы», в 1868 году был написан «Идиот».

      Портрет исполнен в едином серовато-коричневом тоне. Достоевский сидит на стуле, повернувшись в три четверти, положив ногу на ногу и сжав колено кистями рук с переплетенными пальцами. Фигура мягко тонет в полумраке темного фона и тем самым отдалена от зрителя. С боков и в особенности над головой Достоевского оставлено значительное свободное пространство. Это еще более отодвигает его вглубь и замыкает в себе. Из темного фона пластично выступает бледное лицо. Достоевский одет в расстегнутый серый пиджак из добротной тяжелой материи. При помощи коричневых брюк в черную полоску оттеняются кисти рук. Перову в портрете Достоевского удалось изобразить человека, чувствующего себя наедине с самим собою. Он всецело погружен в свои мысли. Взгляд углублен в себя. Худое лицо с тонко прослеженными светотеневыми переходами позволяет ясно воспринять структуру головы. Темно-русые волосы не нарушают основной гаммы портрета.      В колористическом отношении интересно отметить то, что серый цвет пиджака воспринимается именно как цвет и вместе с тем передает фактуру материи. Его оттеняет пятно белой рубашки и черного в красную крапинку галстука.

     Портрет Достоевского и современниками был достаточно оценен и считался лучшим из портретов Перова.

Известен отзыв о нем Крамского: «Характер, сила выражения, огромный рельеф решительность теней и некоторая как бы резкость и энергия контуров, всегда присущие его картинам, в этом портрете смягчены удивительным колоритом и гармонией тонов». Отзыв Крамского тем более интересен, что к творчеству Перова в целом он относился критически.

*В эту же зиму П.М.Третьяков, владелец знаменитой Московской картинной галереи, просил у мужа дать возможность нарисовать для галереи его портрет. С этой целью приехал из Москвы знаменитый художник В.Г.Перов.

Прежде чем начать работу, Перов навещал нас каждый день в течение недели; заставал Федора Михайловича в самых различных настроениях, беседовал, вызывал на споры и сумел подметить самое характерное выражение в лице мужа, именно то, которое Федор Михайлович имел, когда был погружен в свои художественные мысли. Можно бы сказать, что Перов уловил на портрете «минуту творчества Достоевского». Такое выражение я много раз примечала в лице Федора Михайловича, когда, бывало, войдешь к нему, заметишь, что он как бы «в себя смотрит», и уйдешь, ничего не сказав. (А.Г.Достоевская. Воспоминания. –  М.: Художественная литература, 1971)

См. подробнее о В.Г.Перове (главы из книги Н.С.Шер «Рассказы о русских художниках»).

Портреты Ф.М.Достоевского

Василий Григорьевич Перов (фамилия, данная при рождении — Васильев; 21 декабря 1833 , Тобольск — 29 мая 1882, с. Кузьминки, ныне в черте г. Москвы) — русский живописец, один из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок.

В.Г.Перов был признанным вождём московской живописной школы, являвшейся в 60-х годах Х1Х века авангардом русского реалистического искусства. В кругах интеллигенции его даже называли «Папа московский», тем самым подчеркивая, что подобно тому, как Папа Римский диктует из Ватикана законы всему католическому миру, Перов из Москвы диктовал законы всему русскому художественному миру.

Василий Григорьевич Перов был незаконнорождённым сыном барона Георгия Карловича Криденера. Несмотря на то что вскоре после рождения мальчика его родители обвенчались, Василий не имел прав на фамилию и титул отца. В официальных документах долгое время указывалась фамилия «Васильев», данная по имени крёстного отца. Фамилия «Перов» возникла как прозвище, данное мальчику его учителем грамоты, заштатным дьячком, который этим прозвищем отметил своего ученика за усердие и умелое владение пером для письма.

Плач Ярославны

В. Г. Перов окончил курс в арзамасском уездном училище, был отдан в художественную школу А. В. Ступина (также в Арзамасе). В 1853 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у М. И. Скотти, А. Н. Мокрицкого и С. К. Зарянко. В 1856 году получил малую серебряную медаль за представленный в Императорскую академию художеств этюд головы мальчика. Впоследствии Академия присуждала ему и другие награды:

Антицерковные картины художника Василия Перова

Ответы:

Дмитрий , возраст: 45 / 17.12.2012

1. Прежде, чем выразить свое мнение по поводу указанных картин, предлагаю освежить в памяти биографию художника.
Маленькая цитата из мемуаров Михаила Нестерова – ученика Василия Перова: «В конце зимы Перов серьезно заболел воспалением легких. У него обнаружилась чахотка. Стали ходить слухи, что долго он не протянет. Как случилось, что Василий Григорьевич Перов в 49 лет стал седым, разбитым стариком и теперь умирает в злой чахотке?
Да как — очень просто: ненормальное детство, арзамасская школа Ступина, где он, незаконный сын барона Криденера, учился и получил за хороший почерк прозвище «Перов», дальше невоздержанная юность, бурная, как в те времена часто бывало, молодость, напряженная нервная работа, непомерная трата энергии, безграничный расход душевных сил.
Дальше — с боя взятая известность, наконец, слава, а за ней тревога ее потерять — появление Верещагина, Репина, Сурикова, Васнецова, — и довольно было случайной простуды, чтобы подточенный организм сломился…»

Известный русский художник Василий Перов был рожден в результате блудной связи своих родителей и, в отличие от своих младших братьев, даже не имел права носить фамилию своего отца — тобольского барона фон Криденера.
В 19 веке быть внебрачным ребенком – это, как Вы понимаете, не то же самое, что в 21 веке. Нравы тогда были другие. И сколько горя пришлось испытать будущему художнику с самого раннего детства да даже еще будучи в утробе своей матери, мы можем только догадываться.

Лишения, перенесенные им в детстве, не могли не оказать своего влияния на личность художника, на его жизнь и на его творчество. Ведь он всю жизнь носил на себе печать незаконнорожденного, т.к. был зачат и рожден до того, как его родители повенчались, т.е. вступили в законный брак. Видимо, это чувство неполноценности и стало благодатной почвой для антицерковных настроений, если не сказать, ненависти.

2. Указанные Вами картины были написаны в ранний период творчества художника. Как и многие молодые, образованные люди того времени Перов не мог удержаться от нигилизма и обличения и его работы этого периода проникнуты соответствующим настроением. Относиться к ним следует как к живописным карикатурам, т.е. так же как и к любым карикатурам, т.к. они намеренно искажают и преувеличивают действительность.

Справедливости ради надо сказать, что со временем отношение Перова к вере и Церкви изменилось. В зрелый период своего творчества он написал картины «Христос в Гефсиманском саду», «Первые христиане Киева». И эти работы, возможно, являются покаянными.

Молодость прошла, ушло здоровье, умерла жена и двое детей. Подчас вот такими скорбями Господь стучит в наши сердца, кого-то обращая, а кого-то возвращая на путь истинной веры. После смерти Перов был отпет по христианскому обычаю и нашел свой последний приют на монастырском кладбище.

Раскаивался ли он о полотнах «Сельский крестный ход на Пасхе» и «Трапеза в монастыре», написанных в дни неразумной молодости под влиянием идей разночинцев? Кто знает. По меньшей мере, у него было время на покаяние, на переоценку былых ценностей.

В любом случае полагаю, что душа его скорбит, когда в наше время новоявленные атеисты, показывая пальцами на эти ошибки его юности (безусловно, художественно талантливые ошибки), пытаются выдать их за изображение типичных нравов духовенства того времени.

3. Вы спрашиваете, имели ли место подобные нравы среди служителей церкви. С историей жизни и смерти одного из таких горьких пьяниц–священников Вы можете ознакомиться, например, вот здесь http://www.deputatandreev.ru/content/data/attach/1883/otec_nifont.doc Конечно, если Вам это интересно…

Другиня , возраст: без возраста / 17.12.2012

Михаил , возраст: 53 / 29.11.2013

Вернуться в начало раздела

Версия для печати

Примечания[ | ]

  1. 12345678 Каталог ГТГ, т. 4, кн. 2, 2006, с. 81.
  2. 1234 В. М. Обухов, 1983, с. 111.
  3. 12345 С. М. Соловьёв, 1962, с. 287.
  4. 12 А. Г. Верещагина, 1988, с. 221.
  5. 12 Н. С. Лесков, 1887, с. 293—295.
  6. 12 Л. К. Дитерихс, 1893, с. 67.
  7. 12 В. В. Стасов, 1937, с. 403.
  8. 12 А. А. Фёдоров-Давыдов, 1934, с. 69.
  9. 12 В. М. Обухов, 1983, с. 31—32.
  10. А. Г. Верещагина, 1988, с. 222.
  11. А. И. Леонов, 1959, с. 60.
  12. В. А. Леняшин, 1987, с. 231.
  13. 12 О. А. Лясковская, 1979, с. 153.
  14. 12 Н. П. Собко, 1899, стб. 159.
  15. А. А. Фёдоров-Давыдов, 1934, с. 77.
  16. Л. К. Дитерихс, 1893, с. 77.
  17. 12 А. П. Новицкий, 1902, с. 559.
  18. Каталог ГРМ, 1980, с. 151.
  19. И. Н. Крамской, 1953, с. 274.
  20. М. В. Нестеров, 1986, с. 349.
  21. 12 Н. П. Собко, 1899, стб. 140.
  22. В. М. Обухов, 1983, с. 32.
  23. XV Всероссийская промышленно-художественная выставка 1882 г. (неопр.) (HTML). «Узнай Москву» — um.mos.ru. Проверено 26 февраля 2017.
  24. Всероссийская выставка, 1882, с. 27.
  25. И. Н. Крамской, 1953, с. 419.
  26. О. А. Лясковская, 1979, с. 152.
  27. Каталог ГТГ, т. 4, кн. 2, 2006, с. 495.
  28. Н. А. Яковлева, 2005, с. 246—247.
  29. 123 С. Г. Антоненко, 1996, с. 42.
  30. С. Г. Антоненко, 1996, с. 41—42.
  31. 123 О. А. Лясковская, 1979, с. 151.
  32. В. С. Кеменов, 1987, с. 139.
  33. А. А. Фёдоров-Давыдов, 1934, с. 72.
  34. 12 В. С. Кеменов, 1987, с. 114.
  35. 12 Н. А. Яковлева, 2005, с. 247.
  36. О. А. Лясковская, 1979, с. 151—152.
  37. В. М. Обухов, 1983, с. 31.
  38. С. М. Соловьёв, 1962, с. 290.
  39. 12 В. А. Леняшин, 1987, с. 83, 243.
  40. Н. П. Собко, 1899, стб. 163.
  41. Сорокоумовские (неопр.) (HTML). Общество купцов и промышленников — www.okipr.ru. Проверено 28 сентября 2020.
  42. Л. К. Дитерихс, 1893, с. 67, 73.
  43. Л. К. Дитерихс, 1893, с. 73—74.
  44. В. В. Стасов, 1950, с. 224.
  45. В. В. Стасов, 1950, с. 176.
  46. А. А. Фёдоров-Давыдов, 1934, с. 70.
  47. В. М. Зименко, 1948, с. 42.
  48. 123 В. А. Леняшин, 1987, с. 99.
  49. Н. Н. Ге, 1978, с. 239.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: