биография
Джованни Беллини родился в Венеции, городе, в котором он постепенно раскрыл свое искусство, и в конечном итоге был признан величайшим из Беллини .
Рождение и семья
Дата рождения Джованни Беллини долгое время была предметом споров среди искусствоведов, причем оценки варьируются между 1425 и 1440 годами. Интерпретация редких документов указывает на то, что Джованни был сыном Якопо и братом Джентиле Беллини . Однако в 2013 году Дэниел В. Мейз, возвращаясь к своим корням, выдвинул гипотезу о том, что Джованни был не сыном, а сводным братом Якопо Беллини, сына Николо Беллини и, следовательно, дяди Джентиле. Новая интерпретация нотариального акта 1440 года подтверждает его гипотезу. По его словам, Джованни родился между 1425 и 1428 годами и был усыновлен своим сводным братом Якопо.
Ученичество
Первые работы представляют собой небольшие панно, написанные, когда ему был всего 21 год, такие как Пьета , которая объединяет, в соответствии с частой темой среди Беллини, фигуры Богородицы , Святого Иоанна Богослова и Христа в гробнице. Преображение и Христос на Елеонской горе можно датировать одним годом . В возрасте 31 года Джованни начал умножать вариации на тему, которую он никогда не перестанет использовать: Деву с младенцем .
Зрелость
Заявив о себе через эти работы, ему доверили более амбициозную работу, когда ему было 36 лет. Таким образом, полиптих Сен-Винсент Ферье — одно из великих начинаний Джованни.
Между 1470 и 1475 годами Беллини пришлось отправиться в Римини, чтобы расписать алтарь Сан-Франческо, что стало поворотным моментом в его карьере. Следующие годы дадут Беллини возможность развить свои возможности. Это период баланса между формой и цветом, один из которых красивее другого.
Чувствуется духовный климат, и из пейзажа исходит определенная поэзия. Его значение имеет первостепенное значение в нескольких панелей окрашены между 46 — й и 56 — й год художника, таких как Святой Франциск , получающего стигматы и свет Преображения ; позже — « Мистическая аллегория Уффици».
Великие запрестольные образы
Около 1480 года и в течение 10 лет Беллини написал два своих больших запрестольных образа для венецианских церквей. Например, алтарь Сан-Джоббе представляет собой шесть фигур святых, обрамляющих Богородицу с младенцем, восседающую на троне, у подножия которого играют три музыкальных ангела.
В этом же году Bellini занимает венецианская тема священной беседы с Мадонной Фрари , по- прежнему на месте , в церкви Фрари в Венеции, и в которой мы также находим Допущение о Тициана .
К концу века клиентура Беллини заставляла его рисовать многочисленные мадонны небольшого формата. Тема священного разговора встречается в нескольких картинах.
Контакт с молодым поколением (Джорджоне и Тициан)
Отвергнутый идеей использования формул, которые обеспечили ему успех, Беллини знает, как возобновить свое вдохновение и свой язык, пользуясь своими контактами с молодыми художниками, такими как Джорджоне и Тициан . Так Крещение Христа более тесно связывает лица и пейзажи, преобладают теплые тона. В 1513 году Джованни Беллини подписывает чтение Святого Иеронима со Святым Христофором и Святым Людовиком Тулузским (Церковь Сан-Джованни Гризостомо, Венеция), влияние Тициана подтверждается там, как и в Пьянстве Ноя .
В следующем году Беллини обращается к мифологической сфере с помощью праздника богов, который позже переработал Тициан.
Некоторые из его лучших портретов принадлежат последующие годы живописца, как , например, от дожа Венеции , Леонардо Loredano и предполагаемого Pietro в Hampton Court.
Беллини, возможно, не революционер, но влияние его работы имеет решающее значение. Других венецианских художников он учил развитию формы, ресурсам , вкусу к природе и выражению чувств. В своей мастерской он обучает многих студентов, некоторые из которых будут работать на суше (за пределами Венеции). В первой половине XVI — го века, многие художники до сих пор страдают привлекательность своего пути.
Беллини и Мантенья
Беллини. Преображение (ок. 1455). Венеция, Музей Коррер.
Влияние Андреа Мантеньи можно проследить в нескольких известных произведениях Беллини. К таким относится, например, «Распятие» из музея Коррер в Венеции, ранее находившееся в церкви Сан-Сальваторе, датировка которого точно не установлена. В нём ощущается напряжённость, усиленная необычным пейзажем, раскинувшимся за крестом. Ранее это «Распятие» приписывали Эрколе де Роберти. В «Преображении» из музея Коррер композиция изображает Илью и Моисея рядом с Христом на горе Фавор, а внизу — поражённых случившимся апостолов Петра, Иакова и Иоанна. Картина долгое время считалась работой Мантеньи, настолько близки были их манеры в тот период. Ещё одно «Преображение», значительно более позднее, хранится в музее Каподимонте (Неаполь). На нем есть подпись Ioannes Belli/nus me pinxit, оно датируется 1490-95 годами.
Для понимания взаимоотношений двух художников наиболее существенными произведениями являются «Моление о чаше» (Национальная галерея, Лондон), и «Принесение во храм» (Галерея Кверини Стампалья, Венеция). «Моление о чаше» очень схоже с аналогичной работой Мантеньи из той же галереи, и ранее ему приписывались обе картины. В ней можно видеть застылую, мертвенную атмосферу и голый, почти лишённый растительности пейзаж, вызывающие ощущение, что время остановилось. Исследования показали, что большая часть пейзажного фона была позаимствована Джованни из записной книжки с рисунками своего отца — Якопо Беллини.
Возможность сопоставить творчество двух мастеров предоставляют также две картины на тему «Принесение во храм». Одна из них, написанная Беллини, хранится в Галерее Кверини Стампалья в Венеции, другая, созданная Мантеньей, в Государственных музеях Берлина. Они идентичны по композиции и изображают один и тот же сюжет: Мадонну с младенцем и старого священника на переднем плане. Об окружающих их персонажах исследователи строили всякие догадки. Часть искусствоведов продолжает считать, что Беллини в своём варианте картины среди присутствующих изобразил мать, Анну Ринверси, сестру Николозию, отца Якопо, а справа Андреа Мантенью и себя. Картина Мантеньи появилась, судя по всему, позднее работы Беллини. Персонажи в ней заперты в раму, отделяющую изображённую сцену от зрителя; они застыли и как бы живут каждый своей отдельной жизнью. В картине Беллини они образуют вполне человечную и более динамичную толпу. У критики нет единого мнения касательно датировки картин.
Беллини. Пьета. Ок. 1460. Галерея Брера, Милан
К периоду сильного влияния Мантеньи относят также «Благословляющего Христа» из Лувра, Париж, который был выполнен вскоре после 1460 года, и замечательную «Пьету» из Галереи Брера, Милан. В последней работе Беллини изобразил мёртвого Христа у парапета, фигуру которого поддерживают Мадонна и Иоанн. На парапете художник сделал латинскую надпись HAEC FERE QUUM GEMITUS TURGENTIA LUMINA PROMANT / BELLINI POTERAT FLERE JOANNIS OPUS (Когда эти опухшие очи вызовут стоны, творение Джованни Беллини сможет исторгнуть слёзы). Исследователи отмечают, что эти слова, взятые из первой книги «Элегий» Секста Проперция, свидетельствуют о серьёзной теологической подготовке художника.
Живописный процесс
- Использование масляной живописи в Венеции впервые был известен под примитивных фламандских картин , которые продаются и распространены в Италии и других странах Европы с таким же успехом в XV — м веке. В 1475-76 годах прохождение Антонелло Мессинского привлекло затемнение его масляной живописи и пустое пространство, которое он привнес в картину преданности. Джованни Беллини воспользуется этим живописным материалом около 1480 года, чтобы развить все эффекты выцветания и прозрачности в представлении атмосферных эффектов и цветовой гармонии, характерные для момента дня, как мы воспринимаем его больше, чем где-либо в свете Венеции и ее лагуны. . Он применил этот метод на практике около 1480 года и впечатляющим образом в «Экстазе святого Франциска» (1480–1485).
Рисунок: Технические исследования, представленные в 2006 году, показали, что лежащие в основе рисунки видны, по крайней мере, на Богородице и Благословляющем Младенце (1487 г.) и на девушке у своего туалета (1515 г.). Эти указания точны, но схематичны в случае картины 1487 года, они гораздо более тонкие и очень строго используются тогда, для нанесения серого слоя в 1515 году. Было замечено, что детали лица и руки молодой женщины в ее туалете появляются в виде линии с определенной зернистостью, которая могла бы соответствовать переносу: бумага с первоначальным рисунком чернеет на оборотной стороне, перевод, таким образом, выполнен до совершенства.
Фактуры: Что касается самой живописи на последних полотнах Беллини, выставка 2006 года различает две практики. Многие из картин Беллини несут на приготовлении и на поверхности отпечатки пальцев, создающие текстуры. Но у туалетной воды La Jeune Femme à son , помимо плоти тела и рук, с помощью кисти была создана зернистая текстура. Этот непрозрачный серый слой был перенесен на края основного рисунка. Сочетание гладкой плоти, такой как мрамор, и текстурированных участков ткани — это художественный выбор, который стал возможным благодаря использованию медленно сохнущей среды . И поскольку мы могли заметить разрывы в нижележащем рисунке, кажется, что Беллини действовал в два этапа. Сначала он использовал первый график, чтобы ограничить области, зарезервированные для текстурированного серого слоя. Затем он прорисовал на сером слое складки в левой части холста. На последних этапах реализации он акцентировал определенные контуры линиями, прорезанными свежей краской, как он мог бы сделать кончиком ручки кисти. Наконец, он использовал циркуль, чтобы обвести зеркало, затем вырезал очертания рамы, чтобы определить ее форму с максимальной точностью.
Примечания и ссылки
- (in) Дэниел В. Мейз , « Джованни Беллини: рождение, воспитание и независимость » , Renaissance Quarterly , vol. 66, п о 3,2013, стр. 783–823
- Фотографическая реконструкция алтаря Сан-Джоббе . Прославленный проповедями святого Бернардинского Сиенского, перестроенный в стиле ренессанс, переосвященный в 1493 году архитектором Пьетро Ломбардо с этим алтарем. Дворец Сан-Джоббе (Алтарь святого Иова) работы Джованни Беллини, масло на деревянной панели, 471 × 258 см , написан авторами между 1470 и 1500 годами, в настоящее время хранится в Галерее Академии в Венеции. Реконструкция соответствует монтажу, сделанному в , p. 78.
- Деревянная рама, вероятно, спроектированная Джованни Беллини: Терицио Пигнатти, Все расписные работы , 1969.
- Стефано Дзуффи ( перевод с итальянского), Маленькая энциклопедия Возрождения , Париж, Солнечная,2007 г., 430 с. ( ISBN 978-2-263-04462-5 ) , стр. 202
- , стр. 287-288
- Джованна Непи Скир , Живопись в музеях Венеции , издания Place des Victoires,2008 г.( ISBN 978-2-8099-0019-4 ) , стр. 70-83
- (in) Джон Мердок , Галерея Курто: Сомерсет-Хаус , Темза и Гудзон,1998 г.( ISBN 0-500-28091-6 ) , стр. 33
- ↑ и Марк-Эдуард Готье ( ред. ), Великолепие освещения. Король Рене и книги , Анже / Арль, Город Анже / Actes Sud,2009 г., 416 с. ( ISBN 978-2-7427-8611-4 ) , стр. 216-223 и 226-229
- Карло Фальчиани и Пьер Кюри ( ред. ), La Collection Alana: Masterpieces of Italian Painting , Брюссель, Фонд Меркатора,2019 г., 216 с. ( ISBN 978-94-6230-154-2 ) , стр. 134-135, уведомление Маттиа ВинкоКнига издана по случаю выставки в музее Жакемара-Андре с 13 сентября 2019 г. по 20 января 2020 г.
- (in) Винсент Помаред , Лувр Абу Дабхи: Альбом выставки , Фламмарион,2004 г., 55 с. ( ISBN 978-2-08-133199-0 ) , стр. 29
Интересные факты о художнике
Джованни Беллини – один из ярчайших представителей венецианской школы изобразительного искусства и творцов эпохи Возрождения. Несколько любопытных фактов об этом художнике:
- Творчество Джованни Беллини завершило формирование венецианской школы как колыбели искусства Высокого Возрождения, которой свойственна легкость, воздушность и мягкость красок.
- Самая большая коллекция работ этого художника находится в венецианской Академии.
- Многие картины этого художника настолько масштабны, что изображают персонажей почти в полный рост.
- Учениками Джованни Беллини были Джорджоне, Тинторетто, Тициан, Веронезе и другие выдающиеся мастера живопис.
Джованни Беллини известен как живописец, никогда не останавливавшийся на достигнутом уровне познания искусства и совершенствовавший свое мастерство на протяжении всей жизни.
Литература
- Беллини, венецианские живописцы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Булгаков, Ф. И. Джованни Беллини // Сто шедевров искусства. — СПб. : изд. ред. «Нового журнала иностранной литературы», 1903. — С. 11—12.
- Гращенков В. Н. Портреты Джованни Беллини // От эпохи Возрождения к двадцатому веку. М., 1963.
- Лазарев В. Н. Джованни Беллини // Старые итальянские мастера. М., 1972.
- Вазари Джорджо. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. М., 1996. Т. 2.
- М. Оливари. Джованни Беллини. Москва. 1996.
- G. Robertson. Giovanni Bellini. Oxford. 1968.
- T. Pignatti. L’opera completa di Giovanni Bellini. Milano. 1968.
- Rona Goffen. Giovanni Bellini. Yale University Press. 1989.
- D. A. Brown et al. Bellini, Giorgione, Tizian and the Renaissance of Venezian Painting. NGA, Washington. 2006.