Мадонны Леонардо да Винчи
Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура эпохи Возрождения (Ренессанс) Опубликовано 31.10.2016 14:13 Леонардо да Винчи – один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, пример «универсального человека».
Он был художником, скульптором, архитектором, учёным (анатомом, естествоиспытателем), изобретателем, писателем, музыкантом. Полное его имя – Leonardo di ser Piero da Vinci, в переводе с итальянского языка это значит «Леонардо, сын господина Пьеро из Винчи». В современном смысле Леонардо не имел фамилии – «да Винчи» означает просто «(родом) из городка Винчи». Нашим современникам Леонардо в первую очередь известен как художник. Известны 19 живописных картин кисти Леонардо.
Предполагаемый автопортрет Леонардо да Винчи Искусствоведы не могут утверждать с уверенностью, что знаменитый портрет старика является автопортретом. Возможно, это всего лишь этюд головы апостола для «Тайной вечери». Из огромного художественного и научного наследия Леонардо да Винчи (1452-1519) мы в данной статье рассмотрим только живописные изображения мадонн.
Как посетить и где купить билеты
Тайная вечеря Леонардо да Винчи, несомненно, одна из самых привлекательных достопримечательностей Милана. Однако количество поступающих в продажу билетов очень ограничено, так как здание бывшей трапезной монастыря Санта Мария делле Грацие абсолютно не приспособлено для приема большого количества туристов.
Подробно обо всех доступных способах где и как купить билеты на Тайную Вечерю Леонардо мы писали здесь
Предварительное бронирование билетов на Тайную Вечерю является обязательным. При этом стоит учитывать, что приобретенные билеты он-лайн, можно получить в кассах только при предъявлении документа, удостоверяющего личность заявленного в заказе посетителя, и не менее чем за 30мин до обозначенного времени.
Бассано (Якопо да Понте) (1510-1592)
Якопо да Понте, прозванный Бассано по месту своего рождения, появился на свет приблизительно в 1510 году. В некоторых источниках, впрочем, говорится, что он родился в 1517 или 1518 году, однако первая дата представляется более правдоподобной, поскольку существуют сведения о картине Якопо Бассано датированной 1531 годом.
Родина художника, небольшой провинциальный город Бассано (ныне его полное название — Бассано дель Граппа), никогда не имела, в отличие от, к примеру, Венеции, серьезных культурных традиций. Упоминания о первых ученых-гуманистах, поэтах и живописцах, которые были уроженцами Бассано, относятся к XVI веку (таким образом, Якопо да Понте принадлежал к первому поколению «интеллигенции» своего города). В целом же Бассано жил тихой и размеренной жизнью, как и положено центру сельской области. Прямо у городских стен пастухи пасли овец, а сами горожане занимались в большинстве своем выделкой кож, производством шерстяных тканей и изготовлением сальных свечей. Эти патриархальные
занятия, питавшие Бассано, не могли не отразиться на нравах его жителей. Старые авторы писали, что еще в XVI столетии в Бассано
свято хранились заветы предков, давно уже забытые в крупных городах Италии. Один из них в таких выражениях восхищался женщинами этого города: «Они доброго и доблестного нрава, их обычаи и одежды скромны и далеки от роскоши».
Несомненно, некоторая архаичность жизненного уклада в Бассано оказала большое
влияние на формирование личности будущего художника. Недаром
впоследствии он одним из первых итальянских живописцев обратился к сельской тематике, и именно картины, в
которых так или иначе присутствуют деревенские детали, принесли ему наибольшую известность. Но нельзя также
сбрасывать со счетов и семейную обстановку. Семья, где возрастал Якопо да Понте, была, вероятно, одной из самых
оригинальных во всем городе. Его отец, Франческо да Понте (дата его
рождения неизвестна, а умер он, по всей видимости, в 1540 году), был, как свидетельствует Карло Ридольфи, весьма
образованным для своего времени человеком. Он увлекался изящной словесностью, философией и (ну
куда же без этого в начале XVI века) алхимией. Надо полагать, что он постарался передать сыну большинство
своих знаний, ибо та легкость, с которой Якопо да Понте сочинял сюжеты для своих полотен, свидетельствует о его близком знакомстве с литературой. Первые уроки живописи он также получил от отца.
Неизвестно, с какого момента он начал помогать отцу в его трудах. Исследователи полагают, что к совместным работам Франческо и Якопо да Понте следует отнести некоторые полотна, созданные около 1530 года и
хранящиеся ныне в Городском музее в Бассано. Бок о бок с отцом наш герой проработал приблизительно пять лет. В 1535 году мы обнаруживаем его уже в Венеции, в
мастерской Бонифацио Веронезе.
Пребывание Якопо Бассано в Венеции подтверждается необычным документом, датированным 15 января 1535 года. Это — патент, выданный живописцу и еще неким двум изобретателям за «новый способ строить мельницы, плотины, поднимать уровень воды и
осушать болота». Страсть к изобретательству Якопо, по всей вероятности, унаследовал от Франческо да Понте, тоже всю жизнь что-то мастерившего. Забегая
вперед, скажем, что «инженерная мысль» не оставляла Бассано и позднее. Уже вернувшись в родной город и сделавшись вполне почтенным и зрелым мужем, он разбил подле своего дома (тоже, кстати, весьма
необычного и напичканного различными техническими причудами) сад, где установил фигуры птиц и
животных, которые были сделаны так искусно, что казались живыми.
Отрывок, характеризующий Лоредано, Леонардо
– Я от него получила письмо, – отвечала княжна Марья. Он с удивлением и робостью смотрел на нее. – Где же он? – Он в армии, mon pere, в Смоленске. Он долго молчал, закрыв глаза; потом утвердительно, как бы в ответ на свои сомнения и в подтверждение того, что он теперь все понял и вспомнил, кивнул головой и открыл глаза. – Да, – сказал он явственно и тихо. – Погибла Россия! Погубили! – И он опять зарыдал, и слезы потекли у него из глаз. Княжна Марья не могла более удерживаться и плакала тоже, глядя на его лицо. Он опять закрыл глаза. Рыдания его прекратились. Он сделал знак рукой к глазам; и Тихон, поняв его, отер ему слезы. Потом он открыл глаза и сказал что то, чего долго никто не мог понять и, наконец, понял и передал один Тихон. Княжна Марья отыскивала смысл его слов в том настроении, в котором он говорил за минуту перед этим. То она думала, что он говорит о России, то о князе Андрее, то о ней, о внуке, то о своей смерти. И от этого она не могла угадать его слов. – Надень твое белое платье, я люблю его, – говорил он. Поняв эти слова, княжна Марья зарыдала еще громче, и доктор, взяв ее под руку, вывел ее из комнаты на террасу, уговаривая ее успокоиться и заняться приготовлениями к отъезду. После того как княжна Марья вышла от князя, он опять заговорил о сыне, о войне, о государе, задергал сердито бровями, стал возвышать хриплый голос, и с ним сделался второй и последний удар. Княжна Марья остановилась на террасе. День разгулялся, было солнечно и жарко. Она не могла ничего понимать, ни о чем думать и ничего чувствовать, кроме своей страстной любви к отцу, любви, которой, ей казалось, она не знала до этой минуты. Она выбежала в сад и, рыдая, побежала вниз к пруду по молодым, засаженным князем Андреем, липовым дорожкам. – Да… я… я… я. Я желала его смерти. Да, я желала, чтобы скорее кончилось… Я хотела успокоиться… А что ж будет со мной? На что мне спокойствие, когда его не будет, – бормотала вслух княжна Марья, быстрыми шагами ходя по саду и руками давя грудь, из которой судорожно вырывались рыдания. Обойдя по саду круг, который привел ее опять к дому, она увидала идущих к ней навстречу m lle Bourienne (которая оставалась в Богучарове и не хотела оттуда уехать) и незнакомого мужчину. Это был предводитель уезда, сам приехавший к княжне с тем, чтобы представить ей всю необходимость скорого отъезда. Княжна Марья слушала и не понимала его; она ввела его в дом, предложила ему завтракать и села с ним. Потом, извинившись перед предводителем, она подошла к двери старого князя. Доктор с встревоженным лицом вышел к ней и сказал, что нельзя. – Идите, княжна, идите, идите! Княжна Марья пошла опять в сад и под горой у пруда, в том месте, где никто не мог видеть, села на траву. Она не знала, как долго она пробыла там. Чьи то бегущие женские шаги по дорожке заставили ее очнуться. Она поднялась и увидала, что Дуняша, ее горничная, очевидно, бежавшая за нею, вдруг, как бы испугавшись вида своей барышни, остановилась. – Пожалуйте, княжна… князь… – сказала Дуняша сорвавшимся голосом. – Сейчас, иду, иду, – поспешно заговорила княжна, не давая времени Дуняше договорить ей то, что она имела сказать, и, стараясь не видеть Дуняши, побежала к дому.
Популярные сегодня пересказы
- Старый гений — краткое содержание рассказа Лескова Случай в Петербурге, который произошел с одной милой, доброй старушкой-помещицей, был по ее словам «вопиющим», поскольку затрагивал ни ее одну, а почти весь Петербург.
- Вниз по волшебной реке — краткое содержание сказки Успенского Эту замечательную сказку написал знаменитый писатель Эдуард Успенский. Как всегда, тема добра и зла является главной сюжетной линией.
- Крепкий мужик — краткое содержание рассказа Шукшина Главный герой рассказа «Крепкий мужик» – Николай Шурыгин, недалекого ума, любящий выпить, но при этом здоровый мужик. Он работает бригадиром в колхозе «Гигант».
- Неизвестный цветок — краткое содержание сказки Платонова Однажды на пустыре между камнями на небольшом участке глины вырос цветок. Рос он совсем один и даже не знал цветок, как выглядит и называется. На пустыре не росло больше цветов и трав
«Мадонна Бенуа»
В 1472 году, после окончания школы у Верроккьо, Леонардо да Винчи стал членом «Гильдии Святого Луки», которая объединяла флорентийских художников. В последние годы обучения молодой мастер уже получал и собственные заказы. В частности, Леонардо создал несколько рисунков и картин, которые произвели большое впечатление на его современников. Среди этих работ были и первые изображения Мадонн, самой известной из которых стала «Мадонна Бенуа» («Мадонна с цветком»). Картина была написана на деревянном основании масляными красками, с помощью них да Винчи смог достичь большей по сравнению с темперой прозрачности и фактурности изображаемого, что для большинства флорентийских художников было в новинку.
Картина «Мадонна Бенуа», или «Мадонна с цветком», прошла сложный путь, прежде чем явила себя миру. Современники Леонардо да Винчи восприняли это полотно с восторгом, было сделано множество копий, а в XVI веке оригинал оказался утерян. Через 300 лет гастролировавшие в Астрахани бродячие актеры продали местному ценителю искусства Александру Сапожникову старую, потемневшую от времени картину. Когда его внучка выходила замуж, то получила в приданое безымянное полотно, о ценности которого никто не знал. К счастью, ее супругом оказался молодой архитектор и будущий президент Академии художеств Леонтий Бенуа, который отвез картину в Берлин и показал искусствоведам. Авторство да Винчи не было признано, и лишь спустя восемь лет в 1914 году к Бенуа приехал один из берлинских специалистов, профессор Моллер Вальде, который изучил рукописи великого художника и нашел среди эскизов подтверждение тому, что картина принадлежала кисти Леонардо.
Тема картины традиционна для живописи эпохи Ренессанса — Мадонна как олицетворение не только святости Девы Марии, но и материнства и женственности. Образ Богоматери Леонардо написан по-новому. Естественная поза, занимаемая Пречистой, простые черты лица, на котором ярко отражаются эмоции: юная мать протягивает младенцу цветочек и смеется от того, что тот не может его поймать пока еще неловкими руками.
Одной из отличительных художественных черт «Мадонны Бенуа» стала сдержанность цветовой палитры, что также не было характерным для живописи того времени. Акцент в картине сделан на игру светотени, благодаря которой фигуры Мадонны и младенца получили необходимый визуальный объем. По мнению современных искусствоведов, именно об этой картине в 1591 году писал исследователь М. Ф. Бокки в книге «Достопримечательности города Флоренции»:
«Дощечка, расписанная маслом рукой Леонардо да Винчи, превосходная по красоте, где изображена Мадонна в высшей степени искусно и старательно. Фигура Христа, представленного младенцем, прекрасна и удивительна, его поднятое лицо единственное в своем роде и поразительно по сложности замысла и тому, как этот замысел удачно разрешен».
На картине тщательно прорисованы детали. Светло-голубое небо в окне поддерживает перспективу и создает впечатление бесконечной дали.
Мадонна Бенуа (фрагмент).
Цветок в руках Мадонны выступает символом грядущих страстей Господних. Крестообразное соцветие — аллегория того, что уготовано младенцу Христу в будущем.
Мадонна Бенуа (Мадонна с цветком). 1478–1480 годы. Масло, перенесенное с доски на холст. 48×31,5 см. Эрмитаж (Санкт-Петербург, Россия).
Мадонна с прялкой
Искусство Италии 15 и 16-го веков Картина художника Леонардо да Винчи «Мадонна с прялкой» написана в первом десятилетии 16 века, предположительно во время пребывания великого мастера в Милане. Работа художника имеет и другое название «Мадонна с веретеном». Размер картины 50,2 x 36,4 см, дерево, масло. Картина была создана специально для государственного секретаря короля Франции Людовика XII Флориманда Робертета. Картина кисти великого живописца эпохи Возрождения изображает Мадонну, сидящую на фоне горного хребта. У нее на коленях младенец Иисус, держащий деревянную прялку в форме креста. Согласно одному из апокрифических Евангелий, Дева Мария в доме Иосифа работала над изготовлением пурпурной пряжи для храмовой завесы.
Леонардо да Винчи в своей картине использовал этот апокрифический сюжет. Младенец Иисус держит в руках прялку в виде креста, что символизирует принятие им своего предназначения. Мадонна, по сюжету картины, пока еще не может сердцем принять предназначение своего божественного сына, и поэтому рука девы Марии приподнята в оберегающем жесте. Исследователи творчества Леонардо да Винчи полагают, что картину «Мадонна с прялкой» Леонардо да Винчи лишь начал, а заканчивали ученики его мастерской – Амброджо де Предис, Бернардино де Консти или Больтраффио. Впрочем, достоинств картины это не умаляет. В 2003 году картина была похищена из родового замка Драмлэнриг семейства герцогов Бэкллью, который расположен в шотландском округе Дамфрис-энд-Галловей. Картина художника Леонардо да Винчи «Мадонна с прялкой» находилась в частной коллекции семьи Бэкллью свыше 200 лет и была выставлена в галерее замка для посещений всеми любителями искусства. Продать похищенную картину было теоретически почти невозможно. Спустя четыре года похители были арестованы, картина возвращена владельцу и вновь открыта для посещений. До нашего времени сохранился также принадлежащий руке Леонардо да Винчи эскиз картины, рисунок «Мадонна с прялкой» или иначе «Мадонна за пряжей».
Характеристика Леонардо да Винчи как художника была бы неполной, если не сказать о нем как о мастере рисунка, в истории которого ему принадлежит одно из самых почетных мест. Номинально по своим функциям рисунок в творчестве Леонардо, как и у других мастеров того времени, имел вспомогательное значение. Это композиционные наброски и эскизы, тщательные штудии голов и фигур, драпировок, пейзажные и всякого рода другие зарисовки. Но в то же время рисунок был для Леонардо да Винчи чем-то большим: при специфическом складе его художественного и научного дарования рисунок явился для него одной из форм активного восприятия мира в более широком плане. Мы уже не говорим об огромном количестве не имеющих специально художественного назначения рисунков и чертежей в его научных заметках, хотя у такого гениального мастера, как Леонардо да Винчи, зачастую нелегко провести четкое разделение между собственно художественными графическими работами и рисунками научно-вспомогательного характера.
Многие из последних – хотя бы, например, его зарисовки растений в заметках по вопросам ботаники – обладают также большой художественной выразительностью. Иногда наброски, возникшие в каком-то определенном научно-техническом контексте, превращаются в создания мощной художественной фантазии, например так называемый «Арсенал» 1487 года (Виндзор) – рисунок, дающий полуфантастическое изображение литейного двора.
Тайная вечеря — испытания временем и возрождение шедевра
Леонардо да Винчи не устраивала традиционная техника написания фрески, предусматривавшая нанесение мазков краски по влажной штукатурке, так как при этом он не имел возможности прорисовывать мельчайшие детали и видеть в полной мере натуральность получаемого цвета, терявшего при окончательном высыхании свою изначальную яркость. Кроме того, подобный способ создания настенной росписи, применявшийся большинством его современников, требовал быстрой работы набело и не позволял заново перекрашивать поверхность, что было неприемлемо для Леонардо, часто вносившего изменения и дополнения в создаваемое им то или иное художественное произведение. Поэтому, чтобы не жертвовать мастерством исполнения, художник в качестве эксперимента использовал смесь темперы и масла, нанося получившуюся краску непосредственно по сухой штукатурке
Однако он не знал или же не принял во внимание, что столь плотное сухое основание не было способно впитать в полной мере приготовленную на масляной основе краску, которая уже через несколько лет начала шелушиться и отслаиваться от стены, в результате чего мастеру еще при жизни пришлось собственноручно исправлять и восстанавливать испорченные фрагменты
В 1652 году жители монастыря вырезали новую дверь в стене с уже изрядно осыпавшейся фреской, удалив при этом небольшую ее часть, на которой были изображены ноги Христа. В дальнейшем, многочисленные и неумело проведенные реставрации, начавшиеся уже в XVI веке, только усугубили плачевное состояние шедевра. Лишь в 1954 году Тайная вечеря Леонардо да Винчи была расчищена от нанесенных ранее слоев, выявленные остатки подлинной живописи закреплены, а некоторые утраченные фрагменты восстановлены по старинным копиям. Как известно, трое учеников художника сделали полномасштабные копии с оригинала фрески Леонардо да Винчи. В частности, хранящаяся сегодня в лондонской Королевской академии художеств картина Тайная вечеря, воспроизведенная на холсте в мельчайших деталях Джампетрино (Giovan Pietro Rizzoli), была взята за основу при последних восстановительных работах, завершенных в 1999 году.
Тайная вечеря. Копия Джампетрино. 1520г.
Еще один подобный экземпляр работы итальянского живописца Андреа Солари (Andrea di Bartoli Solari, 1460-1524) находится в монастыре аббатства Тонгерло в Бельгии, а третий, работы Чезаре да Сесто(Cesare da Sesto, 1477-1523) – в церкви Сан Амброджо в Швейцарии. Благодаря этим точным копиям, оригинал Тайной вечери Леонардо да Винчи не был утрачена безвозвратно и сегодня его по-прежнему можно лицезреть в здании, находящемся рядом с церковью Санта Мария делле Грацие на одноименной площади Милана.
Литература[ | ]
- Alberton Vinco Da Sesso, Livia. Jacopo Bassano, i Dal Ponte: una dinastia di pittori : . — Bassano del Grappa : Ghedina & Tassotti, 1992. — 125 p. — ISBN 978-8-87-691101-9.
- Sennato, Marina. Dizionario Larousse della pittura italiana: dalle origini ai nostri giorni : . — Roma : Gremese Editore, 1998. — P. 41 – 44. — 554 p.
- Nuova enciclopedia popolare : . — Torino : Giuseppe Pomba e compania, 1844. — P. 792 – 793. — 1380 p.
- Галерея Боргезе. — Директ-Медиа, 2014. — (Великие музеи мира (Том 18)). — ISBN 9785871072578.
- Иванова, Е. В. Иллюстрированная энциклопедия мировой живописи. — М. : ОЛМА Медиа Групп, 2008. — ISBN 9785373008242.
- Булгакова, А. Произведения семейства Бассано в Большом собрании изящных искусств ASG // Мир искусств: вестник международного института антиквариата. — 2013. — Т. 2, № 2.
«Мадонна Бенуа» (или «Мадонна с цветком»), 1478-1480
Холст (переведена с дерева), масло. 48х31,5 см. Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург) Эта картина также относится к ранним работам Леонардо. Её считают незавершённой. Название картины – не авторское. В 1914 г. Эрмитаж приобрёл её у Марии Александровны Бенуа, жены придворного архитектора Леонтия Николаевича Бенуа, русского архитектора и педагога. Картину Леонардо да Винчи ему подарил его тесть, состоятельный астраханский купец-рыботорговец.
Описание картины
Мадонна с Младенцем изображены в полутёмной комнате. Единственный источник света в ней – расположенное в глубине двойное окно. Именно свет из этого окна высвечивает фигуры на картине и оживляет её игрой светотени. Художник изображает Мадонну как обычную молодую женщину, мать, с любовью смотрящей на своего ребёнка, который делает первые попытки освоения мира, рассматривая цветок. Мадонна одета в костюм, который носили современницы Леонардо. И причёсана она по моде тех лет. На символичность картины указывает цветок крестоцвет. Это символ распятия. Но для ребёнка в настоящий момент это всего лишь невинная игрушка. «Мадонна с цветком» Леонардо да Винчи в своё время была широко известна художникам того времени. Под её влиянием выполнены другие работы известных художников, в том числе Рафаэля. Но затем в течение столетий картина Леонардо считалась потерянной.
Экспериментальное искусство Леонардо да Винчи
До того момента да Винчи не приходилось работать с фресками. Но разве это могло стать препятствием для человека, который из всех методов познания выбирал эмпирический, и никому не верил на слово, предпочитая все проверять на собственном опыте? Он действовал по принципу «мы не ищем легких путей», и в этом случае остался верен ему до конца. Вместо того чтобы использовать старую добрую технику нанесения темперы на свежую штукатурку (собственно, и подарившую название фреске, произошедшей от итальянского fresco – «свежий»), Леонардо принялся экспериментировать. Предметом его опытов последовательно становились буквально все факторы и этапы, задействованные в создании фресок, начиная от возведения строительных лесов, для которых он пытался изобрести собственные механизмы, и заканчивая составом штукатурки и красок.
Во-первых, ему категорически не подходил метод работы по мокрой штукатурке, которая схватывалась довольно быстро и не позволяла вдумчиво работать над каждым фрагментом и бесконечно дорабатывать его, доводя до совершенства, как обычно писал свои картины Леонардо да Винчи. Во-вторых, традиционная яичная темпера не давала необходимую ему степень яркости красок, поскольку она несколько тускнела и меняла цвет при высыхании. А смешивание пигментов с маслом позволяло получать более выразительные и блестящие краски. Кроме того, можно было достигать разной плотности оттенков: от совсем густых и непрозрачных до тонких, светящихся. Это как нельзя лучше соответствовало любви да Винчи к созданию филигранных светотеневых эффектов и фирменному приему сфумато.
Но и это еще не все. Для того, чтобы сделать масляную эмульсию более приспособленной к требованиям настенной росписи, живописец решает добавить в нее яичный желток, получая таким образом доселе невиданный состав «масляная темпера». Как покажет время, в долгосрочной перспективе смелый эксперимент себя не оправдал.
ТВОРЧЕСТВО
Один из самых ярких мастеров эпохи барокко, создатель пышных театрализованных фресковых ансамблей во дворцах Рима и Флоренции.
Его талант был замечен папой Урбаном VIII Барберини, ставшим его покровителем. В свою манеру, основанную на принципах классицизма мастеров болонской школы, подражание Карраччи, он привносил живые, полные фантазии детали, динамичные ракурсы, часто заимствованные из античной пластики, а также торжественную и нарядную праздничность.
В ряду лучших произведений художника картина — «Мадонна со святыми» (1626—1628, Кортона, Музей этрусской истории), в которой воплотилось все великолепие алтарного барочного образа. В залитом солнцем пространстве словно ощущается движение всех фигур. Пристрастие барокко к сложной символике указывает и богатое аллегорическое содержание. Картина была исполнена по заказу семейства Пассерини и содержит символику духовно-рыцарских орденов, принадлежностью к которой гордились представители этого знатного рода.
Полотно на мифологический сюжет «Похищение сабинянок» (1627—1629, Капитолийский музей, Рим) было написано по заказу другого покровителя художника — римского мецената Саккетти. Классицистическая, чётко продуманная композиция сочетается в нём с бурной, театрализованной экспрессией. Неистовые повороты фигур, возможно, заимствованы из произведений Джованни Лоренцо Бернини, с которым художник сотрудничал и талант которого высоко ценил.
Иллюзионистический, яркий и декоративный стиль живописи Пьетро да Кортона представляет собой одну из вершин римского искусства эпохи барокко. Самой крупной работой Пьетро да Кортона в Риме стала его фреска «Триумф Божественного провидения» (1633—1639, Рим, Палаццо Барберини), написанная в плафоне Главного зала дворца папы Урбана VIII Барберини. Работа в апартаментах дворца была поручена ему совместно с Джованни Бернини. На плафоне римского палаццо Барберини представлена аллегорическая композиция, прославляющая папу Урбана VIII и членов семьи Барберини. Внутри иллюзионистически трактованного архитектурного обрамления центральной части плафона открывается фрагмент неба с облаками и множеством фигур в развевающихся одеждах. Написанная на потолке одного из самых роскошных дворцов в Риме, эта грандиозная фреска мастера Пьетро да Кортона является апофеозом аристократической семьи Барберини.
В своих архитектурных проектах, как и в живописных произведениях, он достигал пространственного единства элементов благодаря использованию перспективы, объединявшей пространство интерьера и экстерьер (например, в композиции фасада церкви Санта Мария делла Паче в Риме), и живописного единства, тщательно разрабатывая декорацию здания и делая те или иные акценты с помощью игры света и тени (как в церкви Санти Лука э Мартино в Риме).
, ,
Работает [ править ]
Путь на Голгофу
Ранний период править
Способность Бассано экспериментировать и впитывать стилистические качества других современных художников проявляется в четырех различных периодах его творческого наследия. Каждый период показывает работу художника в гармонии его собственной эстетики со стилями его сверстников.
Ранние произведения, 1530-е годы и позже. Бонифацио де Питати дал своему юному ученику непреходящую оценку творчества Тициана, влияние которого ясно видно в его ранних произведениях. Самые ранние картины Бассано демонстрируют его пожизненную одержимость яркими красками, которые он видел в начальных работах Тициана, особенно в « Ужине в Эммаусе» Бассано.(1538). В этом задании для местной церкви Бассано наполняет холст яркими яркими красками, которые помогают людям отличать фигуры от окружающей их среды. Он отходит от обычаев своих современников, помещая фигуру Христа позади сцены и позволяя мирянам, окружающим его, играть более значительную роль в композиции пьесы. Они также уникальны в своей одежде. Вместо того, чтобы одевать свои фигуры в драпированные бесформенные ткани, многие художники эпохи Возрождения приравнивали к классической римской моде, Бассано предпочитал изображать фигуры в одежде 16-го века. Детали этого произведения — наиболее часто обсуждаемый аспект. Для многих искусствоведов его включение разнообразной еды на столах, лежащей собаки и крадущейся кошки вокруг стульев,а также многочисленные второстепенные персонажи — это свидетельство того, что Бассано рисовал с натуры вместо того, чтобы полагаться на стилистические условности того времени.
Маньеризм править
Произведение Бассано « Тайная вечеря» (1542 г.) показывает его новый интерес к маньеризму в итальянском искусстве. В своей работе он выразил влияние, связанное с современными гравюрами Дюрера и картинами Рафаэля . Это особенно выражается в сильно заряженных эмоциях испытуемых и в динамичной и стилизованной позе фигур. Озабоченность маньеристов высокоразвитыми элементами дизайна очевидна в тщательном размещении Бассано и «характере» фигур для создания активной композиции, которая направляет взгляд зрителя вокруг каждой детали холста. По сравнению с более ранними цифрами, которые были более ровными, фигуры Бассано в «Тайной вечере» кажутся живыми, их кожа напоминает мускулы и сухожилия, а не деревянные усталые позы его ранних работ.
Бассано начал экспериментировать со светом и своими объектами примерно в 1550–1570-х годах. Именно в этот период он был одним из первых художников, написавших «ноктюрн» или картину ночного пейзажа с искусственным освещением. Этот вид живописи был чрезвычайно популярен среди местной публики и сделал картины Бассано очень ценными. В его работах также стали появляться пасторальные элементы, которые были нарисованы его отцом и частью его окружения. Вместо того, чтобы помещать религиозные сцены в классические римские декорации (как это делали его коллеги из эпохи Возрождения), он поместил фигуры в более естественный ландшафт, где деревья и цветы были так же тщательно обработаны, как и его фигуры.
- Картины
-
Благовещение пастухам (1533 г.), замок Бельвуар
-
Путь на Голгофу (1535-1538), Фонд Бемберг
-
Ужин в Эммаусе (1538 г.), Художественный музей Кимбелла
-
Шествие на Голгофу (1540 г.), Национальная галерея
-
Тайная вечеря , 1542, Галерея Боргезе, Рим
-
Голгофа
-
Портрет кардинала
-
Портрет джентльмена
-
Поклонение королей , начало 1540-х годов
-
Алтарь, написанный для церкви в Томо, пинакотеки в Мюнхене
-
Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем (1570 г.), Галерея Уффици
-
Крещение Христа , 1592 г., частное собрание
-
Якопо Бассано и мастерская — Очищение храма
-
Поклонение волхвов
-
Животные в Ноевом ковчеге
-
Чудесный улов рыб
-
Очищение храма , Национальная галерея
Детство и юность
Джованни Баттиста (Джанбаттиста) Тьеполо родился в конце XVII века, рос и воспитывался в небогатой венецианской семье. Отец был мелким морским торговцем незнатного происхождения, который не разбирался ни в науке, ни в искусстве.
Мать хотела для детей лучшего будущего, поэтому в апреле 1696 года мальчика крестил аристократ Дориа. Но эта фамилия, известная в городе, не прижилась в качестве псевдонима художника, о котором с течением времени заговорила Европа.
Джованни Баттиста Тьеполо — «Александр Великий и Кампаспа в мастерской Апеллеса» После смерти главы рода Джанбаттиста с братьями и сестрами были вынуждены самостоятельно заботиться о своей судьбе. И случилось так, что биография мальчика оказалась связанной с художественным творчеством и прошла под влиянием Себастьяно Риччи и Паоло Веронезе.
Становление живописца проходило при участии Грегорио Ладзарини, который считался мастером Венецианской школы и автором картин в стиле рококо
Он сразу обратил внимание на талант юного Тьеполо и позаботился о том, чтобы в будущем подопечный обрел известность
И действительно, в годы учебы Джанбаттиста усовершенствовал приемы наставника и начал писать лики апостолов с использованием ярких тонов. Он стал получать заказы от итальянского дожа Джованни Корнаро и работал в его резиденции до поступления в Гильдию итальянских художников.
Описание
Наибольший вклад Мартоса Мартос Иван Петрович Крупнейший русский скульптор XIX столетия, наиболее видный представитель русского классицизма в скульптуре. Наиболее значительное произведение Мартоса — памятник в Москве…. в развитие синтеза искусств скульптуры и архитектуры сделав им при сооружении Казанского собора.
В числе работ, исполненных Мартосом Мартос Иван Петрович Крупнейший русский скульптор XIX столетия, наиболее видный представитель русского классицизма в скульптуре. Наиболее значительное произведение Мартоса — памятник в Москве…. для Казанского собораКазанский собор. 1801—1811, прежде всего следует отметить монументальный горельеф «Источение Моисеем воды в пустыне».
Как и парный к нему горельеф Прокофьева («Медный змий»), рельеф Мартоса Мартос Иван Петрович Крупнейший русский скульптор XIX столетия, наиболее видный представитель русского классицизма в скульптуре. Наиболее значительное произведение Мартоса — памятник в Москве…. посвящен библейской теме. Скульптор изобразил страдания людей, гибнущих в пустыне от мучительной жажды и находящих живительную влагу, источенную Моисеем из камня. Оба горельефа выполняют в ансамбле очень ответственную роль. Помимо тематического, смыслового значения эти рельефы должны способствовать более ясному ощущению зрителем плоскости стен, обращенных в сторону улицы — Невского проспекта. Это достигается, в основном, большой протяженностью многофигурной композиции рельефов, а также мерным ритмом повторяющихся движений фигур, которые как бы улавливают движение идущих мимо собора людей. Каждый из барельефов Мартоса Мартос Иван Петрович Крупнейший русский скульптор XIX столетия, наиболее видный представитель русского классицизма в скульптуре. Наиболее значительное произведение Мартоса — памятник в Москве…. и Прокофьева насчитывает до полусотни фигур — мужских, женских, детских.
Композиционно-архитектонические задачи, выполняемые рельефами Казанского собора, не ведут к снижению их выразительности. Рассматривая рельеф Мартоса Мартос Иван Петрович Крупнейший русский скульптор XIX столетия, наиболее видный представитель русского классицизма в скульптуре. Наиболее значительное произведение Мартоса — памятник в Москве…., мы верим, что именно так должны тянуться к источнику руки измученных жаждой людей, именно так, рядом, друг возле друга, должны они припасть к воде и именно таким образом, наконец, должны располагаться группы обессиленных, умирающих людей по краям рельефа. Как большой, опытный мастер, Мартос отнюдь не стремится к педантически точной акцентировке центра композиции: вертикальная ось рельефа проходит здесь не через стоящие фигуры и Моисея, а через дерево и камень, касаясь группы припавших к воде людей. Это не нарушает равновесия композиции и вместе с тем позволяет избежать той геометрической суховатости, которая могла бы получиться при помещении строго в центре двух стоящих фигур.