Искусство первой половины xix века

Герои портретной живописи о.а.кипренского презентация, доклад, проект на тему

Отношения супругов испортились

В 1825 году семью постигло несчастье. От туберкулёза скончалась восемнадцатилетняя дочь Елизавета, любимица отца. Если верить рассказам, перед смертью мать вместе с компаньонкой удерживала дочь, «в то время как католический священник насильно вкладывал ей в рот причастие… Последним усилием Лиза вырвалась, выплюнула причастие с потоком крови и упала мёртвой». Отношения супругов Ростопчиных окончательно испортились, и Екатерина Петровна вновь стала вести уединённый и замкнутый образ жизни, редко показываясь в свете.

Смерть дочери сломила графа. «Только два раза ты сделала мне больно», — написал он жене, имея ввиду смену вероисповедания её и дочери. Граф скончался в 1826 году и перед смертью он успел отстранить супругу от воспитания малолетнего сына Андрея и управления завещанным ему состоянием. Более того, она не присутствовала даже на похоронах мужа.

Интересный факт. В год смерти мужа, 1826, графиня Ростопчина в защиту католического учения представила митрополиту Московскому Филарету выписки из славянских книг. Филарет вступил с ней в полемику. Ему даже пришлось провести расследование по поводу дошедших сведений, что живший у Ростопчиной аббат Боржуа входил в священническом облачении в алтарь церкви села Вороново, доставшейся ей в наследство от мужа. Тогда же выяснилось, что у неё на воспитании находилось несколько девочек в возрасте 7-14 лет. Впоследствии в Воронове был устроен и католический храм.

Романтизм в русской живописи Творчество О.А.Кипренского. — презентация

1 Романтизм в русской живописи Творчество О.А.Кипренского

2 Орест Адамович Кипренский (1782 – 1836) Крупнейший портретист первой трети 19 века. В его творчестве наиболее ярко проявились черты романтизма. Орест был незаконнорожденным сыном крепостной крестьянки Анны Гавриловой помещика Дьяконова, выданной замуж за дворового человека Адама Швальбе, заменившего ребенку отца. Свою фамилию мальчик получил вместе с вольной.

3 Автопортрет

4 В 1788 году Дьяконов поместил мальчика в Академию художеств в возрасте 6 лет, которую он окончил в 1803 году. За картину «Дмитрий Донской» Орест получил большую золотую медаль с правом на поездку за границу на казенный счет для дальнейшего обучения. Начавшаяся война 1812 года помешала его отъезду, которую он осуществил в 1816 году.

5 Картина «Дмитрий Донской» написана в традициях классицизма

6 Портрет отца

7 До отъезда за границу художник плодотворно работает в жанре портрета.

8 Общий характер этих портретов – романтический, в них он основное внимание обращает на внутренний мир своих героев, скрытый под внешним спокойствием. Особенно ему удаются женские образы

Портрет Д.Н.Хвостовой

9 Портрет Е.П.Ростопчиной

11 Автопортрет 1808 года

12 Портрет мальчика Челищева

13 В 1816 – 1823г.г. Кипренский живет в Риме, где изучал живопись итальянских мастеров Автопортрет для галереи Уффици

14 Портрет Е.П.Авдулиной 1823г. Образу свойственна внутренняя сосредоточенность и легкая грусть

15 В 1823 году Кипренский возвращается в Россию, которая встретила его неприветливо. Вокруг его имени ходили сплетни. Его покровителем стал граф Шереметев, в доме которого он имел студию. В этом доме и был написан знаменитый портрет А.С.Пушкина – вершина его творчества. В нем он сумел уловить не только внешнее сходство, но и заглянул в самую глубь его души.

17 Пушкин посвятил художнику строки: «Любимец моды легкокрылой Хоть не британец, не француз, Ты вновь создал, волшебник милый, Меня, питомца чистых муз, — И я смеюся над могилой, Ушед навек от смертных уз» п

18 «Девочка в маковом венке»

19 Творческий подъем сменился депрессией и на автопортрете 1828 года художник улыбается через силу, в его глазах видна растерянность

20 В июне 1828 г. Кипренский уезжает в Италию, где после тяжелого душевного кризиса и болезни он умер в 1836 году. Картины последнего периода его жизни не отмечены тем ярким талантом, которым он был наделен. Его смерть в России прошла незамеченной.

21 « Читатели газет в Неаполе»

22

Женский образ, но иной…

Сдержанный и замкнутый характер её с годами только усиливался. Графиня жила замкнуто, летом в усадьбе, зимой в старом доме на Басманной, окружённая француженками — компаньонками и воспитанницами и католическими аббатами. Естественно, все они активно использовали её состояние для католической пропаганды. От прежней красавицы не осталось и следа. Вот как о ней написал Дмитрий, сын писателя Михаила Загоскина в 1857 году. Когда читаешь строки, даже не верится, что этот женский образ некогда так восторгал современников.

«Она была высокого роста, крепкого телосложения и отличалась грубыми, неприятными чертами лица и огромными выпуклыми глазами. Она одевалась по моде 1820-х годов, но ходила не иначе, как в чёрном платье и валяных туфлях. Тёмные волосы её, почти без седины, были острижены, всклокочены и щетинисты, а уши огромного размера покрыты ранами, из которых постоянно сочилась кровь, вследствие привычки царапать и чесать их ногтями… Почти не выходя из дома, она в течение дня развлекалась двумя ручными попугаями, которых носила на пальцах, сталкивая их лбами и потешаясь неистовыми их криками. Такой дикой, неприветливой старой дамы я никогда и нигде более не встречал».

Скончалась графиня 16 сентября 1859 года в возрасте 83 лет. Похоронена на Иноверческом кладбище на Введенских горах.

Но всё это будет ещё не скоро… Через полвека после того, как Орест Кипренский, кстати, потом также принявший католичество, создал этот удивительный по своему мастерству женский образ.

О. Кипренский. Портрет графа Фёдора Васильевича Ростопчина. 1809 г. О. Кипренский. Портрет графини Екатерины Петровны Ростопчиной. 1809 г.

Кипренский Орест Адамович ( 1782 — 1836 ). Романтизм

Выдающийся представитель романтизма в России. Он рос в семье дворового человека, но, как полагают, был незаконным сыном хозяина усадьбы, который определил его в Академию художеств, даровал ему «вольную» и необычную фамилию. Закончив в 1803 году Академию, он стал портретистом.

Еще во время учения в Академии Кипренский был покорен романтикой. Он искал ее всюду.

После утомительного сидения в рисовальных классах Кипренский уходил на набережную Невы, бродил по ней и читал нараспев стихи…Кипренский первым из русских живописцев завоевал европейское признание.

Кипренскому хотелось быть блестящим не только в живописи, но и в повседневной жизни. Он мечтал, что слава даст ему богатство, беспечность, любовь, преклонение.

В Риме, куда он уехал совершенствоваться, Кипренскому пришлось выбирать между суровой жизнью подлинного художника и позолоченным существованием модного живописца. Кипренский выбрал последнее. В то время романтика уже уходила в прошлое, не находя опоры в повседневной жизни.

На смену ей пришла реальная жизнь, где герои были реальными. Романтика умирала. Вместе с ней умирал и Кипренский.

Заказов не поступало. К тому же его обвинили в убийстве натурщицы, хотя он не был привлечен к уголовной ответственности, и все, кто его знал, не верили такому обвинению, по характеру Кипренский был очень мягким человеком, но слухи, пятно осталось…

В конце жизни он женился на юной итальянской девочке Мариучче, думая начать все по-новому. Но и это не помогло. Мариучча его не понимала, даже боялась, хотя и была благодарна ему за то, что не дал умереть ей с голоду.

Но и этот факт оспаривается, на самом деле Мариучча была очень привязана к художнику, он единственный действительно ее любил. Тем не менее, они очень нуждались в деньгах. У Кипренского наступила стойкая депрессия.

К тому же он сильно простыл и заболел.

Через шесть месяцев после кончины Кипренского вдова художника, Анна-Мария (Мариучча) родила дочь. Россия назначила вдове с ребенком небольшую пенсию – 60 червонных в год. К тому же вдова продавала работы Кипренского. Нищета семье Кипренского не грозила.

Галерея работ Кипренского разнообразна. Это великолепные автопортреты, портреты детей и его современников — поэтов, писателей, государственных мужей, полководцев, любителей живописи, купцов, актеров, крестьян, моряков, декабристов, художников, масонов, скульпторов, коллекционеров, просвещенных женщин и архитекторов.

(Использовался , частично, материал из книги И.Бочарова и Ю.Глушаковой “Кипренский”)

Счастливый брак

Графиня Екатерина Петровна Ростопчина, супруга московского генерал-губернатора Фёдора Ростопчина и мать писательницы графини де Сегюр, родилась 30 ноября 1776 года в семье сенатора, генерал-поручика Петра Степановича Протасова. Девочка рано осиротела и вместе с четырьмя сёстрами воспитывалась в доме у тётки, Анны Степановны Протасовой, камер-фрейлины и личного друга императрицы Екатерины II.

Родственница дала своим племянницам блестящее по меркам того времени образование, особое внимание уделялось иностранным языкам, в том числе латыни и греческому, однако же русский язык, отечественная история и религия не оставались в забвении. По просьбе тётки те из племянниц, кто не был замужем к моменту коронации Александра I, получили графское достоинство

В молодости Екатерина, чей образ увековечил Кипренский, была очень хороша собой. Высокая, с правильными и выразительными чертами лица и чёрными глазами, полными живости и огня. Однако при этом она обладала сдержанным и необщительным характером, избегала светских развлечений и появлений в свете.

Тем не менее, в 1791 году эта девушка была пожалована фрейлиной. И в феврале того же года вместе с Великим князем Александром Павловичем открывала бал в Таврическом дворце на известном Потёмкинском празднике. Через три года она вышла замуж за любимца цесаревича Павла Петровича Фёдора Васильевича Ростопчина.

Безумно влюбленный в неё Ростопчин писал: «Я питаю страсть, которая может только сделать меня несчастным: я люблю племянницу госпожи Протасовой. Не могу никак удостовериться, нравлюсь ли я ей, или нет. Брак со мной не представляет ей ничего блестящего и, щадя своё самолюбие, живу в мучительной неизвестности… Теряю голову и надежду, обладать этим божественным созданием».

Их брак был счастливым, пока Екатерина Петровна не перешла в католичество…

Кипренский Орест. Биография, названия, описание картин.

Орест Адамович Кипренский (24.03.1782, Нежинская, Санкт-Петербургская губерния, Российская империя — 17.10.1836, Рим, Италия) — русский художник, график и живописец, мастер портрета.

Биография Ореста Кипренского.

Орест Кипренский являлся внебрачным сыном помещика, но документально был записан как сын крепостного Адама Швальбе. После получения вольной, его отправили в Воспитательное училище петербургской Академии художеств, где он сразу проявил свой талант рисовальщика, достигая в своих натурных и композиционных рисунках большой свободы, экспрессии и эмоциональной выразительности.

В 1805 молодым художником была исполнена картина «Дмитрий Донской на Куликовом поле», за которую художник получил золотую медаль 1-й степени.

Кипренский является первым русским портретистом в 19 веке. Дебютной его работой является «Портрет А.К. Швальбе», выделявшаяся выразительной, энергичной характеристикой и высоким живописным мастерством; эту картину в Италии приняли за работу великого Рембрандта. Также известными работами художника являются «Неаполитанская девочка с плодами» и «Читатели газет в Неаполе».

В 1816 году Кипренский уезжает из России в Италию для изучения живописи старых мастеров. Его слава распространилась далеко за пределы России. В 1819 году флорентийская Академия художеств заказала художнику автопортрет для галереи Уффици. Продолжая работать в эти годы над портретами (К. М. Голицина, Е. С. Авдулиной), художник тажке обращался к аллегорическим и античным темам (картина «Анакреонова гробница»).

Возвратившись на родину в 1823, Кипренский создал яркие реалистичные портреты: декабриста И. А. Анненкова, Н. П. Трубецкого, Е. А. Телешовой, автопортрет и многие другие выдающиеся работы. Особое значение имеет написанный в 1827 году по просьбе А. Дельвига портрет А. С. Пушкина, вдохновенно передающий облик гениального поэта, его «дум высокое стремление».

Наступившая после разгрома декабристов николаевская реакция заставила художника вновь уехать в 1828 в Италию. В 1836 году Кипренский принимает католичество и вступает в брак с Анной-Марией Фалькуччи.

Художник скончался от воспаления легких в Риме в 1836 году.

Кипренский: учёба, первые работы

Орест Адамович Швальбе родился в 1782 году в семье крепостного человека бригадира Дьяконова, крещен в селе Копорье (Петергофского уезда) и от этого села получил фамилию, под которой стал известен: Капорский — Кипренский. Будучи отпущен на волю, он пяти лет был определен в Академию художеств, не случайно (как то бывало в большинстве случаев), а потому, что успел проявить кое-какие задатки к рисованию. Однако в Академии он учился плохо, лениво, нехотя, но, к счастью, мог пользоваться советами такого мастера, как Левицкий, и хотя состоял одно время учеником Угрюмова, но это не повредило развитию его, так как в авторе двух самых скучнейших и бездарнейших картин старой русской школы было гораздо больше жизни и теплого отношения к искусству, нежели во всех его товарищах и особенно заместителях.Одетый еще в тесный, академический мундир, он уже имел случай себя проявить как истинное дитя своего времени. Он влюбился в одну девушку, но, не встретив взаимности, с отчаяния решился на поступок, по крайней мере столь же сумасшедший и отважный, как разбойничество Карла Моора. Среди какого-то чопорнейшего парада, когда весь воздух, земля и люди коченели от безумного трепета перед страшным монархом-военачальником, он бросился к Павлу и стал умолять взять его в солдаты. К счастью, к 16-летнему юноше отнеслись милостиво и только отдали назад в Академию, где ему весьма прозаично, перед всеми учениками, был прочитан выговор.В 1803 году он кончил курс, как самый ординарный академист, без блеска, вероятно, все еще объятый ленью и чисто художественной беспечностью. Но два года спустя он все же собрался с духом и представил программу, за которую и удостоился большой золотой медали, дававшей право на казенную поездку за границу.В этой программе уже чувствуется нечто совершенно иное, нежели во всех других программах, как до, так и после него сделанных. Сюжет трактован с явным намерением растрогать зрителя, есть что-то слезливое, карамзинское, в позах, жестах и лицах Дмитрия (на Куликовом поле) и его окружающих, а в красках сказывается несомненное влияние итальянцев и фламандцев (отчасти, может быть, и Щукина).Но Кипренского за границу сейчас же не послали, так как вся Европа в то время готовилась к грандиозной, всеобщей войне, и он до 33-летнего возраста оставался в России, что ему, как оно ни покажется странным, послужило скорее на пользу. Положим, он не был завален заказами, но и не голодал, писал как ему вздумается и захочется, никто не лез к нему с назойливыми советами, так как вообще в воздухе был какой-то дух вольности, молодцеватости и бодрости. Он продолжал копировать старых мастеров в Эрмитаже и у Строганова, опять-таки без непременной указки на болонцев, все более и более развивался, освобождаясь от академических приемов, от известной робости и «жидкости» письма, и кисть его становилась все свободнее, краски — гуще, тон — вернее и теплее.В эти петербургские годы он совершенно созрел и тогда же создал лучшие свои вещи, все исключительно портреты, так как и для него, как и для больших его предшественников, другие области оставались еще закрытыми.На выставке 1813 года появились сразу: портрет отца, в котором он так близко подошел к огненному колориту и свободному письму Рубенса, что впоследствии серьезные знатоки в Италии не могли допустить, что перед ними не произведение великого фламандца, портрет Дениса Давыдова, портрет принца Гольштейн-Ольденбургского, князя Гагарина, коммерции-советника Кусова и другие.Между этими портретами наиболее хорош Денис Давыдов, являющийся теперь во всем Музее императора Александра III наиболее совершенною по живописи и краскам вещью. В черно-синем небе, в оливковой листве есть что-то сумрачное и жгучее, вроде того, что так чарует в генуэзских портретах Ван Дейка и что было так удачно у них заимствовано Рейнолдсом и Реберном. С бесподобным в XIX веке мастерством приведены вообще все краски в этой картине в соответствие между собою, начиная с этого колорита неба и листвы, продолжая желтоватым тоном лица, красным — мундира, белым — лосин (по которым удивительно кстати свешивается серебряный шнур портупей), кончая загрязненными перчатками и пестрыми перьями на шапо. Горделиво и очаровательно торчит из-за мехового воротника небольшая и курчавая голова героя, осанка полна мужественной прелести, а в элегантной позе есть что-то слегка балетное, но все же бравое до дерзости.

Праздник Кущей в Амстердаме (Б. Пикар) Ахилл и Аякс, играющие в кости (Экзекий) Мелеагр и Атланта (Л. де Лагир)
  • Для итальянской энциклопедии. Александр Бенуа
  • Моя собственная особа
  • Русские художники
  • Интерактивная биография «Александр Бенуа»

Слайд 19 Вывод: Уникален масштаб Кипренского как портретиста, как рисовальщика, мастера

портрета в русском искусстве. Круг моделей художника замечательно широк, в

основном он изображает лиц, связанных с ним семейственными или дружескими узами, передавая психологизм моделей, атмосферу теплого, дружеского общения. В графических портретах художника разнообразно представлена тема юности, совершенно особенно прозвучавшая у Кипренского, детство и юность приобрели у него статус независимых самостоятельных миров, что явилось одним из открытий и завоеваний романтизма Кипренского. Он рисовал женские образы, покорившие мастера особым очарованием, и своих современников – мужчин, являющихся интересными гармоничными личностями

Для Кипренского было важно почувствовать и передать внутренний мир своих героев, донести до восприятия зрителей характерные и индивидуальные особенности своих персонажей (исключая заказные парадные портреты художника).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: