Слайд 53 Хольбейн изображает послов выдающимися политиками и учеными. На
к этому ордену для рыцарства почиталась высокой честью.
Книга, заложенная
угольником, — трактат по арифметике — говорит о широкой образованности послов.
Астрономический глобус, вероятно, намекает на революционное открытие Коперника, установившего, что центром Солнечной системы является Солнце, а не Земля.
С помощью символических объектов Хольбейну удалось выразить свое личное отношение к важнейшим событиям общественно-политической жизни Европы.
На столе мы видим лютню. Это символ гармонии. Порванная струна символизирует разногласия между католиками и протестантами.
Рядом с лютней располагается сборник духовных гимнов, переведенных с латыни на немецкий язык Мартином Лютером. Сборник открыт на странице с песнопениями «Прииди, Дух Святой» и «Десять заповедей».
Таким образом художник предложил свой путь решения проблемы — переустройство Церкви на принципах протестантизма, но без отделения от Рима.
«Захотел возлечь с одной из придворных дам»
Надо сказать, что при всей анекдотичности такой версии для нее были основания. До постройки замка Шамбор, и когда он уже был закончен, Франциск не стеснял себя в романтических увлечениях. В молодости его окружали девушки — в том числе настолько юные, что за связь с ними в наши дни взрослый мужчина мог бы получить уголовный срок. Король называл их своими «маленькими разбойницами». Кроме «разбойниц» монарх охотно погуливал с замужними дамами. Причем сплетники утверждали, что Франциск способен удовлетворить двух женщин несколько раз за одну ночь.
1 / 4
Парадный зал замка Шамбор
Фото: Dorian Mongel / Unsplash
2 / 4
Интерьер замка Шамбор
Фото: страница Château de Chambord на Facebook
3 / 4
Парадная спальня замка Шамбор
Фото: страница Château de Chambord на Facebook
4 / 4
Камин в замке Шамбор
Фото: chambord.org
Уже упомянутый аббат Брантом так пересказывает один из исторических анекдотов о короле: «Как-то король Франциск захотел возлечь с одной из придворных дам, в которую был влюблен. Явившись к ней, он наткнулся на ее мужа, который со шпагой в руке ожидал соперника, чтобы убить. Не растерявшись, король приставил к груди противника острие собственной шпаги и повелел ему поклясться жизнью, что никогда не причинит жене никакого зла и что если тот все же позволит себе хоть какую-то малость, то он, король, убьет его и прикажет отрубить голову; а на эту ночь послал его прочь и занял его место».
Став старше, монарх «остепенился» и обзавелся официальными фаворитками. Первой в их череде стала Франсуаза де Фуа, жена графа де Шатобриан, троюродная сестра королевы Анны Бретонской (матери королевы Клод). При дворе королевы Анны Франсуаза освоила итальянский язык и латынь, научилась писать стихи — и привлекать мужчин. Чтобы добиться благосклонности Франсуазы, Франциску пришлось пойти на множество хлопот и расходов, включая весьма доходную (но отдаленную от дворца) синекуру для ее мужа, а также подкуп ее щепетильных по части сестриной чести братьев.
Роман с Франсуазой начался в 1515 году
Графиня довольно долго удерживала на себе внимание любвеобильного короля. Ради нее он совершал довольно рискованные демарши — например, в 1520 году взял на официальную встречу с английским королем Генрихом VIII и жену, королеву Клод, и любовницу, графиню де Шатобриан
В своей книге «Галантные дамы» аббат Брантом рассказывает о графине фривольный исторический анекдот — якобы она хотела изменить своему венценосному любовнику с адмиралом Бониве и едва избежала разоблачения. Впрочем, Брантом не называет фаворитку по имени — личность героини анекдота установили историки.
К моменту, когда Шамбор был достроен настолько, чтобы в нем можно было жить и «играть в галантные игры», Франциск I уже дал Франсуазе отставку, заменив ее Анной де Писсле. Анна, красивая и образованная девушка из хорошей семьи, была фрейлиной матери короля Луизы Савойской. Луизе не нравилась графиня де Шатобриан: любовница ограничивала влияние матери на Франциска. Анна показалась Луизе Савойской более приемлемой кандидатурой на пост фаворитки, и она «пролоббировала» девушку на эту роль.
Какое-то время бывшая и свежеиспеченная фаворитки сражались за власть над королевским сердцем, но, как часто бывает в случае с ветреными мужчинами, новая пассия показалась ему привлекательнее старой. Впрочем, Франциск еще любил Франсуазу де Фуа и предложил ей по-честному разделить положение официальной фаворитки с Анной де Писсле. Графиня де Шатобриан возмущенно отказалась от сомнительной чести и покинула двор. Пришла очередь Анны получать в подарок драгоценности, обеспечивать родственников выгодными назначениями и блистать на королевских празднествах — в том числе и в замке Шамбор, а также во дворце Фонтенбло, который король перестраивал в духе итальянского Возрождения.
В 1530 году вдовец Франциск женился династическим браком на Элеоноре Австрийской, вдове португальского короля Мануэла I. Официальная жена не слишком отвлекала монарха от галантных похождений и встреч с Анной де Писсле. Чтобы обеспечить положение фаворитки, король выдал ее замуж за бедного аристократа Жана де Бросса и пожаловал ему герцогство Этамп.
Анна стала герцогиней д’Этамп. Она оставалась официальной фавориткой до самой смерти короля, хотя места в его сердце хватило и для Клод де Тури — последней серьезной пассии Франциска и его соседки по Шамбору. Но частенько случалось, что по двойной винтовой лестнице замка пробегали и другие, более юные королевские избранницы.
Слайд 25 «Сад наслаждений» — самое известное и загадочное из
всех произведений Босха.
Композиция выполнена в виде традиционного для
Нидерландов того времени трехстворчатого алтаря.
В этой работе Иероним Босх
использовал ряд канонических тем: сотворение мира, рай, ад.
Однако результатом его работы стало произведение глубоко оригинальное, не имеющее аналогий в искусстве.
Первым попытался расшифровать символику триптиха монах Хосе де Сигуэнца в 1605 г. Он полагал, что «Сад наслаждений» представляет собой нравоучительную картину: центральная часть алтаря — собирательный образ земной жизни человечества, погрязшего в греховных наслаждениях и забывшего о первозданной красоте утраченного рая, — человечества, обреченного на гибель в аду.
Замок на болоте
Пока королева ждала очередного ребенка, Франциск I решил построить для себя загородный дворец: интерьеры Фонтенбло ему прискучили. В 1519 году в излучине реки Коссон, примерно в шести милях от ее впадения в Луару, он заложил замок Шамбор. Выбор места для постройки в наши дни объясняют желанием короля быть ближе к графине де Тури, одной из его замужних метресс. Однако на самом деле роман короля с графиней начался позже закладки замка. Есть сведения, что Клод де Тури (любовница короля была тезкой его жены) сподвигла Франциска на перестройку и расширение дворца. Так или иначе, ее портрет сейчас украшает одну из более чем 400 комнат Шамбора.
1 / 2
Вид на замок Шамбор, картина Пьера-Дени Мартена
View of the Chateau de Chambord by Pierre-Denis Martin
2 / 2
Вид из парка на замок Шамбор
Фото: Dorian Mongel / Unsplash
Проект замка приписывают Леонардо да Винчи. Насколько это верно, неизвестно, но умер великий художник в год закладки первого камня Шамбора. Возможно, да Винчи сделал какие-то предварительные чертежи, но более плотно над проектом работал его соотечественник Боккадор (Рыжебородый) — так называли современники зодчего Доменико да Кортона. Француз Жан ле Гумбль, друг Франциска I, проектировал часовню в западном крыле дворца. Считается, что ориентирование помещения часовни в направлении Иерусалима демонстрирует желание короля показать свою верховную духовную власть в стране.
Дворец строился практически на болоте. Рабочие, забивавшие сваи под основание стен на глубину до 12 метров, десятками умирали от лихорадки, но короля это не останавливало. Всего на стройке работало без малого две тысячи человек. Белый песчаник для строительства доставляли подводами из Сен-Дье и обтесывали на месте. Каменотес оставлял личный знак-клеймо на каждом камне, который он обтесал, чтобы получить оплату. Сейчас эти знаки изучают археологи.
Замок признан шедевром ренессансной архитектуры, однако в плане он напоминает средневековую крепость с центральной башней-донжоном, стенами и башенками поменьше. Внутри донжона уместилось пять жилых этажей с круглыми и четырехугольными покоями. Центральную башенку дворца венчает королевская лилия. Внутри замок также был богато украшен гербами и эмблемами, в том числе саламандрой (эмблемой Франциска I), монограммой F с королевской короной и мотивом завязанной узлами веревки (герб его матери, Луизы Савойской).
Примечательно, что некоторые гербы с внешней стороны стен высечены скульпторами в перевернутом на 90 градусов виде — чтобы Богу с небес было удобнее рассматривать эти символы власти французского короля. Есть в замке еще более примечательная деталь, вызывающая и по сей день интерес туристов: это двухзаходная винтовая лестница, напоминающая спираль ДНК.
Многие исследователи приводят ее как пример стиля Леонардо да Винчи в архитектуре. Относительно этой лестницы тоже ходили анекдоты: якобы ее сделали двухзаходной специально для того, чтобы любовницы короля не сталкивались на узких ступеньках, когда одна поднималась в опочивальню Франциска, а другая — спускалась оттуда.
Слайд 74 Помимо «Фонтана невинных», Жан Гужон и Пьер Леско
крыло Лувра.
Перестройка этого королевского дворца в Париже началась еще
в 1527 г., когда по приказу короля Франциска I снесли башню старого средневекового замка. Однако возводить новый дворец начали только в 1546 г.
Работы возглавили Леско и Гужон.
Леско был автором архитектурного плана, в частности, фасада. Гужон занимался скульптурным оформлением здания.
В украшении поверхности фасада использованы тончайшая игра светотени и сочетание разнообразных пластических форм — плоских выступов-ризалитоов, глубоких ниш со статуями, рельефов и ажурных карнизов.
Точностью рисунка и совершенством форм луврский фасад обязан прекрасной классической подготовке, которую получил Жан Гужон, иллюстрировавший трактат древнеримского архитектора Витрувия, изданный во Франции в 1547 г.
Слайд 57 К началу XVI века Франция стала абсолютной монархией.
рано появился оттенок «придворности». Монархи увеличивали блеск и славу двора,
окружая себя художниками, зато и ставя им свои требования.
Этим можно объяснить то, что во французской живописи и скульптуре драматические ноты приглушены:
здесь не было аналогии творчеству Босха, Брейгеля, Дюрера, Грюневальда, хотя история Франции за эти два столетия была тоже была полна бурными, жестокими событиями.
В целом же французское искусство было изящно-спокойным.
И тут сказывался официальный оптимизм заказчиков — королей и придворных — и их ориентация на искусство итальянского маньеризма.
Слайд 52 На картине художник изобразил французских послов Жана де
в Лондон с важной дипломатической миссией: защитить интересы своей страны
и предотвратить разрыв Англии с римской католической Церковью.
Картина изобилует символами.
Вверху слева, частично скрытое за зеленым занавесом, виднеется распятие — символ незримого присутствия Христа, напоминающий о греховности человека и неминуемой смерти.
Глобус повернут таким образом, чтобы были видны страны, связанные с целью посольства Дентвилля.
В правой руке Дентвилль держит кинжал с сокращенной латинской надписью «AET. SVAE 29», что означает «Возраст — 29 лет».
Под правым локтем Сельва — книга, на обрезе которой имеется аналогичная надпись — «AETATIS SVAE 25».
Возле руки Сельва изображены солнечные часы с датой «11 апреля 1533 г.» — решающей датой в жизни послов.
Война Коньякской лиги
Мадридский мир продержался всего несколько месяцев. Освободившись из плена, Франциск начал новую войну Коньякской лиги (1526 – 1530). Во-первых, он отказался передавать империи Бургундию. Во-вторых, учредил союз, созданный для освобождения итальянских земель. В новую антиимператорскую коалицию вступили Генуя, Англия и папа римский Климент VII.
Французы захватили Павию и Алессандрию, а также осадили Неаполь. Армию поразила чума, помешавшая ей продвинуться дальше. В июне 1529 года это войско было разбито, а в августе стороны заключили Камбрейский мир. Франциск оставил за собой Бургундию, однако лишился Фландрии, Лилля и некоторых других приграничных областей. Он отказался от Милана и Неаполя, а также заплатил 2 миллиона экю.
Жан Клуэ Младший
Жан Клуэ Младший, сын Жана Клуэ Старшего, родился ок. 1485 г. Отец и стал его первым учителем живописи. Сведений о жизни художника сохранилось немного, известно лишь, что с 1516 г. Жан Клуэ Младший работал в Туре, а с 1529 г. — в Париже, где он занимал должность придворного художника.
Портреты Жана Клуэ Младшего удивительно достоверны и правдивы. Таковы карандашные изображения придворных: Дианы Пуатье, Гильома Гуфьера, Анны Монморанси. Некоторым сподвижников короля художник рисовал неоднократно: до наших дней дошло три портрета участника битвы при Мариньяно Гайо де Женуйака, выполненных в 1516, 1525 и 1526 гг., два портрета маршала Бриссака, относящихся к 1531 и 1537 гг. Один из лучших его карандашный портретов — изображение графа д’Этана (ок. 1519), в котором заметно стремление мастера проникнуть в глубину
внутреннего мира человека. Замечателен и портрет Эразма Роттердамского (1520), удивительно жизненный и одухотворенным.
Жан Клуэ Младший прекрасно владел не только карандашом, но и кистью. Это доказывают немногочисленные полотна, дошедшие до наших дней. Среди них — портрет дофина Франциска (ок. 1519), герцога Клода Гиза (ок. 1525), Луи де Клева (1530).
Несколько идеализированы образы на отличающихся торжественностью парадных портретах маленькой Шарлотты Французской (ок. 1520) и Франциска I на коне (1540). Большой интерес представляют интимный портрет мадам
Канапель (ок. 1523), изображающий чувственно красивую женщину с лукавой улыбкой на нежных губах, и простой и строгий портрет неизвестного с томиком Петрарки в руке.
Некоторые исследователи считают, что кисти Жана Клуэ Младшего принадлежит портрет Франциска I, в настоящее время хранящийся в Лувре. Эту версию подтверждает рисунок, исполненный художником, хотя возможно, что он послужил образцом кому-то из учеников Жана Клуэ Младшего (например, его сыну Франсуа Клуэ) для создания живописного портретакороля.
В луврском портрете Франциска I соединились торжественность, декоративность и стремление отразить индивидуальные черты модели — короля-рыцаря, как называли Франциска современники. Великолепие фона и богатого одеяния короля, блеск аксессуаров — все это придает картине парадность, но не затмевает ту разнообразную гамму человеческих чувств и черт характера, которую можно прочитать во взгляде Франциска: коварство, тщеславие, честолюбие, храбрость. В портрете проявилась наблюдательность живописца, его умение точно и правдиво подметить то неповторимое, что отличает одного человека от другого.
Жан Клуэ Младший. Портрет Франциска I
Жан Клуэ Младший умер в 1541 г. Его творчество (особенно рисунки) оказало большое влияние на многочисленных учеников и последователей, среди которых едва ли не самым талантливым быт его сын Франсуа Клуэ, которого Ронсар в своей «Элегии к Жане» (Жане современники именовали всех представителей семьи Клуэ) назвал «честью нашей Франции».
Предки
Предки Франциска I Франции | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Жан и Франсуа КЛУЭ — luv_vie
Жан и Франсуа КЛУЭ (отец и сын) застывшие диалоги
Жан и Франсуа КЛУЭ
Евдокия Краюшкина
Жан Клуэ (1480-1541) был миниатюристом, художником, который работал во Франции в эпоху Возрождения. Вероятно, он родился в Брюсселе. В исторических документах его имя упоминается впервые при дворе Франциска I в 1516 году. Известно, что какое-то время он жил в Туре, где познакомился со своей будущей женой, дочерью ювелира. Место и жалованье при дворе он получил в 1523 году, приблизительно в это время семья переселилась в Париж. Интересным в его творческой биографии является то, что работ, подписанных его рукой, не существует. Мы узнаём об авторстве из каких-либо исторических документов. Например, некоторые из его работ были подписаны королём. Так или иначе, авторство множества работ было установлено, и большая коллекция его рисунков хранится во Франции в Шантильи, в Национальной Библиотеке, в Лувре.
Франсуа Клуэ (1515-1572) был сыном художника Жана Клуэ, у которого и обучился живописи и должность которого он унаследовал. Он руководил большой мастерской, где его эскизы воплощались в миниатюрах, эмалях и больших декоративных композициях для оформления придворных празднеств. Снимал посмертные маски членов династии Валуа. Также принимал различные заказы от частных и государственных лиц. Наследие Франсуа Клуэ включает огромное количество рисунков (более 500), исполненных карандашом, иногда чуть подкрашенных сангиной, а также ряд живописных портретов. Всем этим работам, тщательным по лепке характеров, присущи классически-ренессансное спокойствие и прозрачная духовная ясность художественного строя. Напротив, в его мифологических женских образах, аллегориях и жанровых сюжетах, где портретность завуалирована, нарастают маньеристические черты – эротизм и гротеск. Работы Франсуа, как и работы его отца, хранятся в Шантийи и Лувре.
Работы Жана Клуэ:
Франциск I
Портрет неизвестной
Клод де Лоррен, герцог де Гиз
Шарлотта Французская
Купание Дианы
Мадам де Канапле
Маргарита Ангулемская
Работы Франсуа Клуэ:
Генрих II Валуа, король Франции
Екатерина Медичи (его супруга)
Екатерина с детьми
Екатерина Медичи, портрет в трауре
Франциск II, король Франции
Мария Стюарт, его супруга
Елизавета Французская, супруга короля Филиппа II Испанского
Диана де Пуатье, фаворитка короля Генриха II
Карл IX
Елизавета Австрийская, его супруга
Портрет Карла IX (фрагмент)
Марго
Маргарита Валуа, королева Наваррская
Как воспитываются таланты
Екатерина Медичи (1519-1589), посланница земли флорентийской в земли французские, долго вынашивает в туне семена родимой культуры, дабы, как возможность представится, взрастить и взлелеять их, проявить во всех областях жизни, включая, опять же, высокую архитектуру и традицию итальянских балов-маскарадов. А как же иначе? Самая могущественная женщина в Европе XVI века, в месячном возрасте ставшая круглою сиротой; год воспитывалась при бабке по отцу, затем, и по её успению, с 1520-го по 1526-й годы — при дворе отцовской сестры, аккурат в разгар войны между французами и испанцами за Северную Италию. В восьмилетнем возрасте, тогда же, когда Рим был зверски разграблен (1527 г.), а Медичи во Флоренции были свергнуты да изгнаны, она осталась заложницей и была отправлена на дальнейшее воспитание в монастырь. А ещё через пару лет, чуть не вывешенная на городских воротах, при осаде Флоренции (1529-30 гг.) войсками всё того же, Рим разграбившего, Карла V Габсбурга, теперь уже снова в союзе с дядюшкой Екатерины папой Климентом VII, собственно гнев императора против Рима и вызвавшим; пережила голод, чуму и падение Флорентийской республики. Как всем понятно по перечисленным событиям, выпавшим на детство и отрочество будущей королевы, она, конечно, имела все шансы получить прекрасное образование, прививку вкуса к красоте и роскошеству.
Судя по тому, что пишут о ней, в этом плане, в разных справочниках и литературных опусах, их авторы совершенно уверены, что именно подобные жизненные этапы способствуют не только оттачиванию характера, но и особых творческих возможностей, как например, самостоятельно проектировать замки. Это и сегодня не каждой светлой личности по зубам. А тогда – сплошь особые случаи. Не только же крестьянам-ремесленникам успевать, начиная с Античности: воевать по всей Ойкумене, в банях-термах, вместе с рабами, массово париться, посещать денно-нощно театральные постановки, ристалища с гладиаторами, и одновременно со всем этим — споро ладить дело своё и пирамидо-храмо-дворцовое возведение. Особо выведенная порода вельможных панов и паночек, безусловно, не должна была отставать от плебса.
Поэтому в 1533 году король Франции Франциск I, по договорённости с папой Климентом VII (что оказывается дядюшкой и ему, вместе с папой сибаритом Львом Х-м, оттого что за родного брата последнему, двоюродного брата первому, герцога де Немур Джулиано II Медичи, в своё время вышла замуж сестра матери, Луизы Савойской, Филиберта), выписывает себе на дом Екатерину Марию Ромола ди Лоренцо де Медичи, внучатую племянницу не только этих двух пап, но и свою собственную (как получается, если покопаться в генеалогических хитросплетениях), дабы женить на втором своём сыне Анри-Генрихе, герцоге Ангулемском. Чувствовал потенциал в девице. Несмотря на её НИЗКОЕ происхождение и четырнадцать, едва исполнившихся, лет.
История жизни Франциска I
При посредничестве Маргариты начались переговоры, окончившиеся в январе 1526 г. заключением договора, очень тяжелого для Франциска: король должен был отказаться от всех завоеваний в Италии, от ленного . суверенитета во Фландрии и Артуа, согласиться на передачу Карлу Бургундии и обещал уплатить выкуп за свое освобождение в размере 3 млн солидов. Франциск поневоле принял все эти требования, не собираясь, впрочем, исполнять их. Уже в мае 1526 г., возвратившись во Францию, король объявил императорскому посланнику, что считает Мадридский договор вынужденным и потому не чувствует себя им связанным. Он заключил в Коньяке союз с папой, герцогом Миланским, Флоренцией и Венецией и постарался вернуть свои завоевания в Италии.
Тициан. Франциск I и Сулейман Великолепный
Война возобновилась. В 1527 г. императорская армия взяла Рим. В начале 1528 г. Лотрек во главе французского войска поспешил на помощь папе, а затем вторгся в Южную Италию и осадил Неаполь. Но поход этот окончился неудачей. От заразных болезней во французской армии за несколько месяцев умерло более 20 тысяч человек. Остальные либо попали в плен, либо были убиты. В августе 1529 г. королева Луиза подписала в Камбре мирный договор с теткой Карла Маргаритой Бургундской.
Он был более сносный, чем предыдущий, Мадридский, но все равно очень тяжелый для Франции: Франциск отказался от всех притязаний на Италию и от суверенных прав на Фландрию и Артуа, но сохранил за собой Бургундию. Он обещал заплатить 2 млн золотых экю в качестве выкупа за двух своих сыновей, которые все еще томились в Мадриде. Союз скреплен был браком Франциска с сестрой Карла Элеонорой. Сам Франциск в эти годы не показывался на поле боя.
Галерея Франциска I во дворце Фонтенбло
После освобождения из плена, словно стараясь наверстать упущенное, он проводил время в развлечениях и удовольствиях. Жизнь французской столицы в это время становилась очень приятной. При восшествии на престол король изъявил желание знатным вельможам, чтобы они являлись ко двору только со своими женами. С тех пор женское общество сделалось неотъемлемой частью придворной жизни. Первой фавориткой короля поначалу стала красавица графиня Шатобриан.
Она царила при дворе почти десять лет, пока не была вытеснена из сердца Франциска Анной де Писсле, сделавшейся после замужества герцогиней д`Этамп. Эта вторая фаворитка двадцать лет, до самой смерти короля, безраздельно владычествовала над его двором. Даже королева Элеонора должна была довольствоваться второй ролью. Из будуара короля герцогиня проникла в его кабинет, ознакомилась со всеми государственными делами и мало-помалу прибрала к своим рукам как внешнюю, так и внутреннюю политику.
Замок Шамбор в долине Луары
Между тем мир в Камбре не положил конец войне. В 1536 г., после смерти своей матери Луизы Савойской, Франциск предъявил права на владения ее семьи и начал войну в Верхней Италии. Французы быстро захватили Савойю и Пьемонт. В 1538 г. имперские войска осаждали Марсель, но отступили, не достигнув успеха. Тогда же Франциск и Карл, встретившись в Ницце, заключили десятилетнее перемирие. Это соглашение тоже не было исполнено. В 1541 г. в Павий испанские солдаты убили двух французских агентов. В отмщение за это Франциск в 1542 г. захватил Люксембург и Руссильон. Но обе эти попытки не увенчались успехом.
В 1544 г. Карл вторгся во Францию. Франциск расположил на пути неприятеля сильные гарнизоны по городам. Императору приходилось тратить много времени на их осаду, но все же он неуклонно продвигался вперед. В июне 1544 г. в Кале высадились англичане и начали осаду Булони. Карл подступил почти к самым стенам Парижа. Здесь царило полное отчаяние. Франциск не решился дать сражение под стенами своей столицы и предложил Карлу мир, который и был заключен в сентябре в Крепи. В 1546 г. война с Англией закончилась. Франциск был так потрясен душевными волнениями во время этих событий, что сильно занемог и вскоре умер.
Герцогиня д’Этамп, фаворитка короля в последние годы его жизни
Портреты Марии Тюдор и продвинутые живописные технологии
А мы продолжим прогулку среди так красноречиво молчащих картин. Вот эти – молчат про Марию Тюдор (1516-1558), королеву Английскую, по совместительству, с 1554 года, жену Филиппа II Габсбурга (1527-1598), сына Карла V. Того самого Карла V, что в год рождения сына громил Рим, а потом пару лет спустя брал Флоренцию, где в заложницах томилась и чуть не погибла Екатерина Медичи. Осуществи тогда свою угрозу флорентийцы, и не видать балетов-маскарадов Франции еще многие годы вперёд..
Да, кстати, расторжению брака отца Марии Тюдор, Генриха VIII, с её матерью, Екатериной Арагонской, препятствовал наш добрый друг и старый знакомец, дядюшка Екатерины Медичи и Франциска I – Климент VII. А старшая дочь Екатерины, Елизавета (1545-68,23 года), после ухода Марии Тюдор в миры иные, успела также несколько лет (1559-1568 гг.) позамещать должность жены при Филиппе II. Такое вот замечательное макраме-переплетение родных и близких персонажей… Но – всматриваемся!
37. Королева Мария I Тюдор (1516-1558), в юности (1554), by Anthonis Mor, The Prado Museum; 38. Королева Мария I Тюдор, Кровавая, «Bloody Mary», Queen of England, в старости, by Anthonis Mor — Мор ван Дасхорст (Антонис Мор / Антонио Моро, годы жизни приблизительно 1519 – 1577)
39. Королева Мария I Тюдор, дочь Генриха VIII и Екатерины Арагонской; 40. Королева Мария I Тюдор, жена испанского короля Филиппа II Габсбурга
107*Но то, что один из двух портретов есть прямой клон другого, наверное, нет особой нужды доказывать. Цветочек, поза, одежда, креслице… Так что же это, на самом деле — поздний лубок с совершенного оригинала или игра мастера в стиле фоторабот Екатерины Рождественской? Головоломка!..
В третий портрет голова-репринт врисована явно в более позднее время, судя по нарушенным пропорциям и тому, что именно в таком ракурсе-повороте, с этим именно выражением и «количеством волосков в причёске» данный скрин попадается еще на нескольких изображениях Марии, но в других антуражах и с разным качеством подачи, переставляемой с холста на холст части. К примеру, на портретах под номерами 41, 42, якобы от Южнонидерландского живописца Ганса Эворта. Лично я почти по-бычьи уверена, что для ликов под номерами 38,39,41,42 — применена технология, которой сегодня пользуются рекламщики косметической «супер продукции» – ДО и ПОСЛЕ. Высвечиваем на одной и той же фотографии тени, убираем в спецпрограммке морщинки и – вуаля! – омоложение свершилось! Или используем компьютерную программку – «Какими вы будете в старости». Убрали щечки, добавили щечки… Ну, вы понимаете, о чём я.
Четвертый портрет демонстрирует живописную технику просто до боли знакомую. Не могу утверждать, что права на все 100 %, но гляжу на него и вижу один из вариантов Густава Климта – «Золотая Адель», то есть, модернистскую манеру письма, тонировки, очерчивания деталей. Всем своим ноосферным знанием чую – в ХХ-м веке спроворено. А вот — глумится или правду нашёптывает чутьё моё, время покажет.
41, 42. Мария I Тюдор by Hans Eworth (Ewoutsz -Ганс Эворт, (1520-1574);
43. Мария I Тюдор и Филипп II Габсбург, 1554, (Mary I of England (1516–1558), and Philip II of Spain (1527–1598), by Lucas de Heere c.1534–1584, South Netherlandish National Maritime Museum; 44. Мария I Тюдор и Филипп II. Фрагмент картины «The Family of Henry VIII. An Allegory of the Tudor Succession» by Lucas de Heere.
На картине под номером 43, изображающей венценосных молодоженов, мы наблюдаем почти точную копию юной Марии Тюдор, с картины № 37, только здесь возможное авторство приписывается другому Южнонидерландскому художнику — Лукасу де Хир (1534–1584). И ему же, как будто бы принадлежит полотно «Семья Генриха VIII: Аллегория преемственности Тюдоров», фрагмент которого, с молодожёнами (илл.№44), демонстрирует нам очередные странности. Как минимум, всё ту же вставку-клон головы Марии, вдруг резко повзрослевшей, относительно Марии на предыдущем холсте.
На мой взгляд, все клоны произведены с, возможно, единственного подлинника, от Антониса Мор ван Дасхорста, во времена гораздо более поздние. Да и без спец назначения — быть именно этой физиономии – королевской, МариеТюдоровской, не обошлось.
По крайней мере, на данный момент развития сюжета, других объяснений всем этим нонсенсам у меня нет. Нонсенсам сосуществования одновременно портретов демонстрирующих высочайший уровень мастерства, таких как вот эти (илл. 38, 45) Марииного муженька и самой Марии Тюдор, и колоссального множества «лубков-простовиков», несколько, из числа которых я также здесь привожу.
Клуэ Жан (ок.1485/88-1541) и Клуэ Франсуа (ок.1516-1572)
Еще в период Столетней войны начался процесс собирания французского национального государства. Политическое объединение страны было завершено в основном при Людовике XI. К середине 15-го века относится и начало французского Возрождения. На ранних стадиях оно еще тесно было связано с готическими традициями. Однако,походы французских королей в Италию познакомили художников с итальянским искусством, и с конца XV века начинается решительный разрыв с готическими традициями , итальянское искусство переосмысливается в связи с собственными национальными задачами.
Французкий Ренессанс в изобразительном искусстве носил характер придворной культуры. 16-й век — время блестящего расцвета французского портрета, как карандашного (итальянский карандаш, сангина, акварель), так и живописного. В этом жанре особенно прославились отец и сын Клуэ.
Отец, Жан Клуэ, придворный художник Франциска I, окружение которого он увековечил в своей портретной галерее. Небольшие по размеру, тщательно выписанные, портреты Клуэ тем не менее призводят впечатление многогранных по характеристике, парадных по форме.
Его сын, Франсуа Клуэ, еще глубже отца умел подметить в модели самое главное, не обедняя ее. Франсуа — самый крупный художник Франции. Исключительны его карандашные портреты и акварели.
Портрет ФранцискаI в образе Иоанна Крестителя (Жан Клуэ, 1538)
Франциск I (Жан Клуэ, 1525)
Один из лучших портретов Франциска I, короля Франции. Изображенный на узорчатом малиновом фоне, король легко, с чувством врожденной грации несет тяжесть парадного костюма. Он элегантный, рыцарственый, этот блестящий дворянин и государь.
У него несколько неправильное, даже некрасивое лицо, но живописец облагораживает его красотой гибких линий, мягкостью светотени, сдержанностью выражения. Но почти неуловимое скольжение теней, тонкий рисунок губ, глаз, бровей рождает смутное, едва заметное движение в лице — отражение затаенных мыслей и чувств.
Этот человек скрытен, лукав, не очень надежен, может быть, даже жесток. Этим он ничуть не отличается от большинства людей из «мира сильных и великих».
Сын Франциска I (Жан Клуэ)
Купание Дианы (Франсуа Клуэ, 1560)
Портрет Карла IX (Франсуа Клуэ)
Портрет графини де Молевр, дочери Дианы Пуатье (Франсуа Клуэ)
Портрет Франциска Колиньи (Ф.Клуэ, рисунок)
Диана Пуатье (Франсуа Клуэ, 1571)
Франциск II, король Франции (Франсуа Клуэ, рисунок)
Елизавета Австрийская (Ф.Клуэ, 1572)
Конный портрет Франциска I (Ф.Клуэ)
Замок-музей
Франциск I умер в 1547 году. Ему было 52 года — не так уж много для монарха XVI века. Поговаривали, что причиной его смерти стали, помимо военных лишений, и излишества в спальне. Престол занял сын Франциска Генрих II, замок Шамбор перешел к нему, но не слишком интересовал молодого короля. Некогда роскошная постройка постепенно приходила в запустение.
1 / 3
Вид с птичьего полета на замок Шамбор
Фото: страница Château de Chambord на Facebook
2 / 3
Подъездная аллея замка Шамбор
Фото: Dim Hou / Unsplash
3 / 3
Театрализованное мероприятие марки Van Cleef & Arpels в замке Шамбор, 2014 год
Фото: Van Cleef & Arpels
Столетие спустя Людовик XIV вспомнил о замке и повелел провести в нем ремонтные работы. Шамбор не стал любимой резиденцией «короля-солнца», но двор иногда приезжал туда — например, на премьеру «Мещанина во дворянстве» Мольера. В XVIII веке в замке несколько лет прожил свергнутый польский король Станислав Лещинский. Позже Шамбор окончательно перестал быть королевской резиденцией и переходил из рук в руки представителей разных аристократических фамилий, связанных дальним родством с Бурбонами.
Последним владельцем замка стал Элия Бурбон-Пармский, титулярный герцог Пармский и Пьяченцский. В Первой мировой войне Элия принимал участие в боевых действиях на стороне Австрийской империи, и французское правительство в 1915 году конфисковало у него Шамбор. После войны, в 1930 году, герцогу выплатили многомиллионную компенсацию, а дворец превратили в музей.
С 1981 года Шамбор внесен в реестр объектов культурного наследия ЮНЕСКО. Он нередко сдается для проведения масштабных вечеринок и мероприятий. Например, в 2014 году ювелирный дом Van Cleef & Arpels провел там презентацию очередной коллекции haute joaillerie. Модели в вечерних платьях подъезжали к замку в настоящих каретах и позировали в роскошных драгоценностях на террасах Шамбора и его знаменитых лестницах — словно вдруг вернулись галантные времена Франциска I.
Слайд 16 Алтарный образ был выполнен по заказу гильдии стрелков
г. Лувена. Боковые створки триптиха не сохранились.
Горизонтальный формат и
удлиненные фигуры, буквально втиснутые в уплощенное пространство картины, сообщают ей
сходство с раскрашенным готическим рельефом.
Главный акцент работы — воссоздание мира эмоций, духовных переживаний, которые передаются с помощью чрезвычайно экспрессивных движений, поз, мимики и жестов.
Художник словно отрешается от богатства мира, его не интересует предметное окружение человека, более того — он вводит в свои картины традиционный для уже уходящего средневекового искусства абстрактный золотой фон.