Портрета Толстого в коллекции не было
Известный московский меценат Павел Третьяков очень хотел, чтобы в его коллекции были представлены портреты всех знаменитых писателей, бывших ему современниками. И все должны были быть написаны русскими художниками.
У него уже были портреты Ивана Тургенева, Фёдора Достоевского, Николая Некрасова, Михаила Салтыкова-Щедрина. Не хватало Льва Толстого. Однако писатель категорически был против и никак не соглашался позировать. Даже посредничество его друга, поэта Афанасия Фета не помогло.
Тогда Третьяков попросил художника Ивана Крамского лично поехать в Ясную Поляну: «Прошу вас, сделайте одолжение для меня, употребите всё ваше могущество, чтобы добыть этот портрет».
И Крамской отправился выполнять просьбу. Случилось это осенью 1873 года. Как раз в это время Лев Толстой собирался писать роман «Анна Каренина». В тот момент ему ни с кем не хотелось общаться, не говоря уже о том, чтобы позировать для своего портрета. Вот что говорил тогда сам о себе Толстой друзьям: «Я как запертая мельница»… Какие тут портреты, когда самому надо творить. Тут каждая минута дорога.
Но Иван Николаевич обо всём этом не знал и смело отправился в имение. Поселившись рядом в Козельск-Засеке, он часто бывал в гостях у графа, где его принимали очень радушно.
Однако во время первого визита с писателем встретиться не получилось. Родные сказали, что тот отлучился по делам. Художник отправился его искать. По пути ему встретился работник, рубивший дрова. Из разговора выяснилось, что это и был великий писатель…
Изучение биографии писателя с помощью портрета
При изучении биографии писателя мы, прежде всего, обращаемся к его портрету. Многие художники отразили в своем творчестве живописные места, связанные с пребыванием там писателей; природу, которая воссоздана в их литературных произведениях. Так, методически интересным оказывается включение пейзажей Лермонтова — художника в изложение его биографии. Почти все они связаны с конкретными местами на Кавказе, где бывал поэт. Пейзажи Лермонтова являются своеобразным “дневником” путешествий и скитаний поэта.
Литература в школе изучается на историко-документальной основе, и поэтому важную функцию выполняет погружение в конкретную эпоху, описанную в произведении, рассказ о личных качествах писателя. О том, каким он был, лучше всего расскажет портрет. Портретная живопись 19-20 веков поражает своим обилием.
Два художника увековечили друг друга
По словам художника, его многое поразило в облике и образе мыслей Толстого
Он почувствовал, что с Толстым происходит что-то важное. Наверное, именно поэтому ему удалось уловить выражение и общую атмосферу того времени, когда Толстой начинал работу над своим «романом из современной жизни», как он называл «Анну Каренину»
В своём письме к Илье Репину художник скажет: «А граф Толстой, которого я писал, интересный человек, даже удивительный. Я провёл с ним несколько дней и, признаюсь, был всё время в возбуждённом состоянии даже. На гения смахивает».
Надо сказать, что художник и модель понравились друг другу. Более того, Льва Николаевича очень увлекла «очень хорошая и художническая натура» Крамского.
Во время длительных сеансов они много общались. Говорили об «избрании пути» в жизни и искусстве, «старых мастерах», новом отношении к живописи, правде творчества и просвещении народа… К слову, некоторые из этих разговоров потом нашли своё отражение на страницах романа «Анна Каренина», а сам Крамской там показан под именем художника Михайлова…
Вот так эти два художника увековечили друг друга для потомков навсегда. Ну а мы можем видеть портрет Льва Толстого в Третьяковской галерее, а при желании съездить в его усадьбу под Тулой, чтобы лишний раз убедиться — обе работы великолепны!
Наталья Швец
Репродукция портрета Льва Толстого работы Ивана Крамского
Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — «Особое место среди портретов занимает эта работа Ильи Репина»
Художник употребил всё своё влияние
Вначале Лев Николаевич категорично отказался позировать. Крамской, как просил Третьяков, «употребил всё свое могущество». Главным аргументом послужил такой — через тридцать или сорок лет портрет будет обязательно написан, но тогда все будут жалеть, что он не сделан своевременно…
Услышав подобное, писатель призадумался. Заметив колебание, художник вновь пошёл в атаку. «Я начал делать ему уступки, — сообщит Крамской заказчику, — и дошёл до следующих условий, на которые он и согласился: во-первых, портрет будет написан, и если почему-нибудь он ему не понравится, будет уничтожен, время поступления его в галерею вашу будет зависеть от воли графа, хотя и считается собственностью вашей… А затем оказалось, что он хотел бы иметь портрет и для своих детей, только не знал, как это сделать, и спрашивал о копии… и уже от него будет зависеть, который оставить ему у себя и который поступит к вам. На этом мы расстались и порешили начать сеансы завтра…».
Сеансы проводились в доме, а сам художник работал сразу на двух холстах. Потом Софья Андреевна напишет своей матери: «У нас теперь всякий день бывает художник живописец Крамской, и пишет два Лёвочкиных портрета масляными красками… Замечательно похоже, смотреть даже страшно».
Облако слов
«Облако слов» или взвешенный список — это визуальное представление списка категорий (или тегов, также называемых метками, ярлыками, ключевыми словами и т
п.).
Ключевые слова чаще всего представляют собой отдельные понятия, и важность каждого ключевого слова обозначается размером шрифта или цветом.
Возможности использования облака слов в обучении связаны с тем, что в облако можно записать тему урока, которую учащиеся должны определить;
попросить составить предложения по определенной теме, «облако» выступает в качестве опорного конспекта;
можно предложить детям прочитать в «облаке» главный вопрос, на который необходимо найти ответ в течение урока;
составьте предложения или рассказ, используя как можно больше слов из облака;
создать словарное «облако» на основе небольших недавно изученных учебных текстов, и попросить учащихся вспомнить, о чем были эти тексты, и в каком именно контексте использовались слова;
показать «облако», составленное из слов, взятых из незнакомого текста, и попросить догадаться о его содержании.
Сочинение по картине Портрет Л.Н. Толстого Крамского
- Сочинения
- По картинам
- Крамской — Портрет Л.Н. Толстого
Картина Ивана Николаевича Крамского «Портрет Льва Николаевича Толстого» написана в 1873 году. Портрет выполнен в темных и спокойных тонах, но портрет не кажется темным. Лев Николаевич изображен сидящим на стуле вполоборота в серо-синей рубахе большого размера, напоминающей деревенскую одежду, но приглядевшись ближе можно отметить прекрасный покрой рубахи, что означает индивидуальные пошив. Его руки расслаблены и аккуратно сложены на коленях, а выразительный взгляд направлен на зрителя. Деревенская одежда характеризует его как простого человека, подчеркивая его близость к народу, сочетая в себе простоту и элегантность.
Лицо писателя изображено достаточно выразительно. Взглядом он проникает в душу каждого, кто смотрит в его глаза. В его глазах отражается разнообразие мыслей и можно сделать вывод, что поток творческих мыслей ни на минуту не покидает Льва Николаевича. Во взгляде читается не только колоссальная сила духа, целеустремленность, но и твердость характера.
Помимо рубахи, во внешнем виде писателя есть еще детали, делающие его похожим на обычного деревенского мужчину и подчеркивающие его исконно русские корни. К таким деталям можно отнести густую бороду, неухоженные усы, худое лицо и широкий нос. Однако, несмотря на эти детали, внешний вид Льва Николаевича элегантен. Большая рубаха ничуть не портит его образ.
В углу картины можно увидеть часть ноги Льва Николаевича. Мы видим на нем простые темные штаны, созданные из грубого полотна.
Рассматривая портрет можно увидеть спинку стула, которая выполнена из темного дерева. Простой стул также приближает известного художника к народу.
Комната, в которой живописец изобразил великого писателя, также максимально проста
Ее немного наполняет солнечный свет, нет различных мелких деталей, которые могли бы отвлечь внимание зрителя
Иван Николаевич смог передать через написанный портрет всю мудрость, душевность, искренность и целеустремленность писателя, запечатлев его не только внешний вид, но и передал состояние внутреннего мира. Портрет излучает энергию силы и спокойствия. Живописец специально изобразил Льва Николаевича в простой одежде, показывая, что, несмотря на его популярность и богатство, он всегда оставался верен себе и не пытался быть выше других, что характеризует его как сильного духом человеком с выраженной индивидуальностью.
Крамской — Портрет Л.Н. Толстого Сейчас читают:
- Сочинение Смелость 9 класс 15.3 ОГЭ рассуждение Это очень редкое качество в людях, и поэтому, очень ценное. Смелость воспитывается с детства. Да, пусть это будет шаг в тёмную комнату без мамы. Но это уже первый шаг к смелости. Мальчик защищает девочку от хулиганов. Смелость? Да ещё какая.
- Сочинения «Зачем нужно учиться» или «Знания — сила» Часто я слышу от своих родителей призывы хорошо учиться, много читать, и при необходимости применять знания. Понимая это, стремлюсь, получить глубокие знания, по всем предметам. Но особенно я увлечен математикой, информатикой,
- Сочинение Большая маленькая радость 6 класс В наше время к большему сожалению, много людей попросту перестали замечать радости, которые окружают нас ежедневно. Независимо от того маленькая — это радость или наоборот большая необходимо научиться принимать и замечать их
- Любимый герой Толстого в романе Война и мир (Пьер Безухов) сочинение Читая знаменитое произведение великого русского читателя многие люди переживают целую бурю различных эмоций, чувств, переживаний и так далее. Какие-то герои многим приходятся по душе, становясь любимыми, какие-то наоборот вызывают
- Сочинение на тему 18 мая международный день музеев 4 класс В 1977 году российский комитет музеев предложил учредить новый праздник – международный день музеев. Идея была поддержана в более чем 150 странах мира.
- Характеристика и образ Репетилова в комедии Горе от ума сочинение Комедию «Горе от ума» нельзя назвать «густонаселенной». Количество персонажей увеличивается ближе к развязке, когда гости съезжаются в дом Фамусова на именины его дочери Софьи. И публика здесь самая пестрая. В образной системе пьесы имеется несколько