«после побоища игоря святославича с половцами»: описание произведения, история создания, отзывы

«после побоища игоря святославича с половцами»: описание произведения, история создания, отзывы

Описание 2

Нередко мы видим войну как красивый парад или радость выживших солдат, но на фоне этого многие забывают о том, что война представляет собой взаимное уничтожение. Люди истребляют друг друга. При этом нередко они не особенно видят в этом какой-либо смысл и даже не понимают ради чего воюют.

Князь Святослав Игоревич воевал с половцами, он защищал земли от набегов и также периодически проводил военные походы, которые позволяли подчинить себе других завоевать богатство. Так или иначе, всегда война и побоище оканчивались одинаково – кто-то выживал, а другие оставались на поле брани.

Именно этот второй итог и предлагает нам художник Васнецов для рассмотрения. Васнецов нередко обращался к былинной тематике к истории Руси и в этой картине он тоже в какой-то степени романтизирует русскую историю, он изображает на переднем фоне двух красивых витязей, которые ,как говорится, сложили свои головы в поле. Они лежат мирно, будто бы спят и такое изображение, конечно, навевает некоторые ассоциации.

В частности мы видим людей, которые выполнили свой долг, совершили, возможно, даже какой-то ратный подвиг. Такое положение кажется как бы вершиной их жизни, высшим пределом, которого они только могли достигнуть, хотя, по сути, речь о закате их жизни, о чем также намекает и закатное солнце.

Тем не менее, следует осознавать определенную идеализацию данной картины, она предлагает самый или, один из самых лучших, вариант, которые только могут случиться. Судя по этим фигурам, они достойно провели битву и сами намеревались именно так завершить свой жизненный путь. С другой стороны мы не знаем подробностей, быть может у них остались семьи, о которых теперь некому заботиться, быть может, они оставили на родине какие-то дела, которые хотели завершить, а, по сути, оставили после себя только разрушение и гибель.

Поэтому картина вызывает противоречивые чувства, которые еще больше подчеркиваются двумя птицами, как бы продолжающими битву. Они дерутся толи за тела погибших, которыми хотят поживиться, толи просто продолжают нести в себе своеобразную энергию взаимной ненависти и противоборства, которые насыщают данное пространство.

`

Сюжет картины «После побоища Игоря Святославича с половцами»

Содержание картины Васнецова показывает окончание страшной битвы с половецким войском. Мы видим только мертвых воинов. Жестокое сражение забрало жизни опытных бойцов, а также совсем юных героев. Вражеские стрелы не пощадили никого. Особенность полотна в том, что мертвые воины не вызывают особого ужаса. Художник не рисует реальное опустошение после боя. Мертвые защитники кажутся спящими. Здесь нет окровавленных тел и оторванных частей тела. Смертью уровнялись, успокоились и разрешились все конфликты. Рядом с русскими богатырями лежат и половецкие воины, только на заднем плане полотна. Везде разбросано уже никому не нужное оружие. А у некоторых героев оно еще осталось в зажатых руках.

Многие критики долго спорили после появления картины Васнецова. Многие считали, что невозможно подобным образом трактовать историческое событие. Оно на полотне казалось им не правдивым, ничто не говорило о ярости боя и исходе. Обычно после боя тела воинов сильно изранены, лица искажены, одежда залита кровью и порублена на клочки. Но были у Васнецова и защитники. Так, его поддержал великий мастер Репин. Он увидел в картине совершенно новое направление, первую русскую живопись в подобном исполнении.

Контекст

События, взятые за основу сюжета, происходили в мае 1185 года. Еще до начала похода Игорь Святославич видит солнечное затмение, что, естественно, было воспринято как дурное предзнаменование. Несмотря на это, князь, объединившись с братом Всеволодом, князем Курским и Трубчевским, и племянником Святославом Ольговичем, князем Рыльским, выдвигается в поход к берегам Донца.

Богатыри (1898)

Половцы же подготовили мощный удар, объединив почти все племена. Войска столкнулись на берегах Каялы. «Слово о полку Игореве», написанное вскоре после похода, говорит о трёх днях боя. Одержав победу, половцы вторглись на Русь — в сторону Переяславля и в Посемье. Тут уже русские князья скоординировались и смогли защитить города от разорения.

Игорю удалось сбежать из плена, где он оставил своего сына Владимира. Последний, будучи заложником хана Кончака, был вынужден жениться на его дочери Свободе. Вместе с молодой женой и новорожденным сыном Изяславом Владимир вернулся на Русь через год или два после побега отца из плена.

Читай продолжение на следующей странице

Сочинение по картине Васнецова После побоища Игоря Святославича с половцами

  • Сочинения
  • По картинам
  • После побоища Игоря Святославича с половцами

Для того чтобы понять, что до нас хочет донести великий русский живописец Виктор Михайлович Васнецов в своей картине «После побоища Игоря Святославича с половцами» необходимо рассмотреть реальные исторические события, которые легли в основу творения.

Игорь Святославович Новгород-Северский – один из князей Древнерусского государства, известный своим походом 1185 года. Тогда, князь собрал войско и вместе с братом, племянников и еще несколькими князьями пошли в сторону Дона. На берегах реки Каялы русское войско столкнулось с основными силами половецкого войска, которое состояло из всех известных племен половцев. После сложного трехдневного сражения, русское войско потерпело поражение, в результате которого Игорь, как и несколько других князей, был взят в плен. Из плена он бежал, а легенда о произошедшем стала знаменита в народе, став основой сюжета знаменитого «Слова о полку Игореве», а так же картины Виктора Михайловича Васнецова.

На картине изображено поле битвы, после конца сражения на нем. Русские войны сражались с половцами насмерть, участники сражения с обеих сторон лежат бездыханными на зеленой траве. Всё поле пропитано их кровью и атмосферой смерти. Кругом лежат щиты, мечи, везде видны стрелы, нашедшие своих жертв. Над трупами воинов летаю хищные птицы-стервятники в поисках добычи.

На зеленой траве лежат тела двух русских богатыре. Один из них лежит лицом к зрителю. На нём надета мощная броня, кольчуга, он лежит на своем щите, рядом лежит его верный боевой топорик. Всё в его образе даёт понять нам, что он – опытный воин, прошедший не одну битву и победивший не одного врага, но побежденный половцами в этот раз. Возможно, он был повержен, когда спасал другого русского война, тело которого лежит рядом с ним. Его снаряжение чуть проще, чем у другого витязя, его лицо более детально прорисовано художником, благодаря чему мы можем понять, что перед нами еще совсем молодой юноша. Вокруг двух русских воинов лежат множество тел половцев. Художником они прорисованы менее детально, они, вместе со своими жуткими лицами, своим окровавленным оружием, еле пережившими страшный бой щитами и снаряжением сливаются в одну свирепую армию.

Момент, запечатлённый художником, а если точнее, воссозданный им по легендам, — сумерки. Виднеется холодный закат, в поле витает легкая вечерняя дымка. даже цветы, растущие на поле в основном белые или синие. Холодные тона преобладают в окружении и всей картины в целом. Всё это сочетается со спокойными и умиротворенными лицами поверженных русских воинов. Вся атмосфера картины – мертвецки спокойная и от этого ещё более жуткая. Цветущие поля, яркая зелень продолжила жить, а вот поверженные богатыри уже нет. Природе нет дела до их смерти, она спокойно засыпает под лучами последнего закатного солнца. Но даже в такой тоске и мертвой тишине проглядывается явное уважение художника к героическому прошлому своей Родины. Погибшие русские богатыри взывают не желание впасть в уныние или яростно мстить кому-то за обиды прошлого. Нет, они вызывают гордость за то, какие наши предки были смелыми и храбрыми, как любили своё Отечество.

После побоища Игоря Святославича с половцами Сейчас читают:

  • Сочинение на тему Разум и чувства Разум и чувства – это два понятия, которые шагают вместе. У человека разум может обладать над чувствами, а могут чувства обладать над разумом. Человек настолько сложное существо, что не всегда, получается, контролировать свои эмоции.
  • Характеристика и образ Раневской в пьесе Вишневый сад сочинение Характеристика и образ Раневской в пьесе Вишневый садОбраз главной героини знаменитого произведения достаточно сложен, но логичен. Так как поступки Любови Андреевны Раневской не противоречат ее образу мышления. Этот персонаж, как и сама пьеса,
  • Сочинения 9 класс
  • Сочинение по картине Репина Арест пропагандиста Художник принял решение написать эту картину после того, как стал очевидцем расправы над преступниками, которых называли народными. Хотя это было далеко не так. Эти люди просто выступали против несправедливости властей и боролись
  • Сочинение Калуга — мой город Калуга находится примерно в 200-х км от Москвы, если ехать на юго-запад. На электричке это расстояние можно преодолеть за 3 часа. И по достоинству оценить архитектурный шедевр железнодорожного вокзала. Он был построен в конце 19-го века.
  • Символы в пьесе Вишневый сад сочинение Так называемый символ сада в знаменитой пьесе «Вишнёвый сад», которая стала последним произведение великого русского писателя занимает одно из главных мест во всем произведении. Вообще это произведение стало своеобразной

Последний удар Ярослава

Князь Владимир Святославич для борьбы с набегами приступил к строительству оборонительных валов — линий, задачей которых была защита границ Руси от набегов степняков. Сеть укреплений опиралась на новые города, исполнявшие функции пограничных застав. На валах через определённую дистанцию устанавливались дозорные вышки, с которых должны были подаваться сигналы тревоги в случае обнаружения противника. Подобные укрепления лишили печенегов возможность совершать мелкие вылазки — прорваться теперь они могли только крупными силами. А такие набеги проще заметить на ранней стадии и собрать войско для их отражения. В свою очередь, внутреннее устройство довольно рыхлого образования союза племен печенегов делало сбор крупных сил непростым занятием.

В 990 году большое войско печенегов предприняло попытку нашествия, но было разбито дружиной князя Владимира Святославича. Ещё одни поход печенегов закончился аналогичным провалом в 992 году. Однако в августе 996 года в сражении под Василевом дружина Владимира потерпела поражение, причём самому князю с трудом удалось спастись от гибели. Система оборонительных рубежей не позволила печенегам дойти до Киева, но эта победа вселила в них уверенность в своих силах, и война разгорелась с новой силой.

«Печенежский вопрос» был окончательно решен при Ярославе Мудром. В 1036 году у стен Киева он нанес кочевникам сокрушительное поражение. Многие из них погибли при отступлении, утонув при форсировании реки Сетомли.

Силу набирали более успешные союзы кочевников. Часть печенегов влилась в них, другие поступили на службу Византии, а третьи остались на княжеской службе на Руси.

Ярослав Мудрый. Public Domain

«И печенеги ее терзали, и половцы»

— Наша страна не раз проходила через серьезные испытания: и печенеги ее терзали, и половцы, — со всем справилась Россия. Победим и эту заразу коронавирусную. Вместе мы все преодолеем», — сказал сегодня президент России.

Кто такие печенеги и половцы? И как они повлияли на Русь?

Это — тюркоязычные народы Юго-Восточной Европы, которые конфликтовали с Русью в X-XI веках. Период с 875 по 1036 год в историю вошел как Русско-печенежские войны.

Победа русского богатыря над печенежским. Радзивилловская летопись. Фото wikimedia.com

Главная цель набегов печенегов и половцев — грабеж, угон людей в рабство, захват скота. Орда кочевников истребляла большое количество людей, наносила огромный вред сельскому хозяйству. Но при этом русские князья использовали печенегов как наемную силу в войнах и против внешних врагов, и в междоусобицах.

Так, например, к помощи печенегов прибег Святополк — один из сыновей великого князя Владимира. С братьями Борисом и Глебом расправились святополковы люди, а для борьбы с Ярославом, который решил отомстить за братьев, он привлек кочевников. Но победить Ярослава они не смогли, сам Святополк сгинул, а Борис и Глеб стали первыми святыми Руси.

Главная цель набегов печенегов и половцев — грабеж, угон людей в рабство, захват скота. Орда кочевников истребляла большое количество людей, наносила огромный вред сельскому хозяйству. Но при этом русские князья использовали печенегов как наемную силу в войнах и против внешних врагов, и в междоусобицах.

Так, например, к помощи печенегов прибег Святополк — один из сыновей великого князя Владимира. С братьями Борисом и Глебом расправились святополковы люди, а для борьбы с Ярославом, который решил отомстить за братьев, он привлек кочевников. Но победить Ярослава они не смогли, сам Святополк сгинул, а Борис и Глеб стали первыми святыми Руси.

Репродукция иконы «Борис и Глеб» (XIV в.). Фото: из собрания Государственного Русского музея.

С половцами все начиналось мирно. Так, в 1055 году половецкий хан Болуш с ордой пришел в Переяславское княжество, где был встречен дружиной, а затем и самим князем Всеволодом Ярославовичем. Встреча лидеров прошла, как сообщали о таких визитах через века, в «теплой и дружественной обстановке». Предводители обменялись подарками и разошлись.

Но после этого ситуация стала накаляться и больше мирных встреч не было. Именно с половцами в 1185 году билось войско новгород-северского князя Игоря Святославича. Сначала кочевники были разбиты.

Половцы. Миниатюра из Радзивилловской летописи. Фото: wikimedia.org

Это — отрывок из «Слова о полку Игореве», одного из важнейших произведений для истории нашей страны.

Оно написано неизвестным автором примерно в начале XII века. В 1795-м его обнаружил граф Алексей Мусин-Пушкин.

Через пять лет «Слово» напечатали, а подлинник исчез во время московского пожара 1812 года, когда во время Отечественной войны город был сожжен.

Разбито было и войско Игоря. Картина Виктора Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами» (она написана в 1880 году) известна всем.

Когда появилась новая угроза — татаро-монгольская — половцы предложили русским князьям объединиться и вместе выступить против них. На Руси на такой союз не согласились. Половцы в итоге были поглощены Золотой Ордой, к которой в зависимость надолго попала и Русь.

А половцы и печенеги нашли отражение не только в русской культуре, но и в географии. Например, в Смоленской области давно известна деревня Половцы, а в Калужской — Печенеги.

Половцы живы до сих пор — в 2007 году там значилось два жителя. Сейчас, вероятно, остались только дачники.

А вот деревня Печенеги в Калужской губернии сохранилась лишь на старинных картах…

Душевная растерянность

Считается, что именно с этой картины Васнецов нашёл своё направление, в котором у него не было предшественников.

Отрицательное отношение к картине «После побоища…» главного «апологета» реализма Владимира Стасова и некоторых художников-передвижников во главе с Григорием Мясоедовым, который выступил против экспонирования картины, заставило Виктора Михайловича Васнецова почувствовать душевную растерянность. Дело дошло до того, что в знак протеста он подал заявление о выходе из Товарищества.

По счастью, Васнецова, тяжело переживавшего столь откровенное неприятие картины и ожесточённые споры, поддержали другие коллеги по творческому цеху, и он забрал своё заявление обратно. По крайней мере, в архивах его обнаружить не удалось.

«Несказанно рад за твоё примирение с Товариществом, — пишет ему Василий Максимов, — наша недогадливость чуть не создала нового выхода, никем не ожидаемого, и тем более мной».

Природа в сюжете

Особое место Васнецов уделил изображению природы на картине. Зритель наблюдает за боем двух орлов в воздухе. Они символизируют дух свободы. Еще один орел сидит слева и поправляет клювом свое оперение. Грозную картину после боя дополняют надвигающиеся грозовые тучи. Степь медленно закрывается под их тенью. За тучами проглядывается покрасневшая зловещая луна.

Последним пристанищем воинов стало поле битвы, украшенное полевыми цветами и зеленой травой. Зритель чувствует, что на картине наступают сумерки. Также нужно отметить изображенные художником доспехи воинов, декорированные традиционным орнаментом.

Описание картины После побоища Игоря Святославича с половцами

Васнецов нередко использовал былинные сюжеты в собственных произведениях и этот факт во многом обуславливался особенностями его времени. Именно тогда на рубеже веков и в самые значимые периоды для развития государства было особенно актуально обратиться к какой-либо опоре, истокам, на которые могли бы положиться представители народа.

Мы видим такую потребность в творчестве многих людей эпохи Васнецова. Каждый хотел отобразить нечто былинное, вспомнить о величии страны и благодаря этому существовать в новой эпохе. После побоища Игоря Святославовича с половцами – эпичная картина из этого цикла.

На картине мы видим, как на закате поле после битвы покоится обездвиженными людьми и только два боевых сокола толи бьются за добычу и хотят съесть трупы, толи остались там от двух армий и продолжают битву. Люди лежат недвижно и они будто заснули. Каждый из этих воинов имеет на лице выражение покоя и безмятежности.

Как считается во многих культурах, для мужчины самый достойный вариант оставить тело – на поле битвы. Возможно именно поэтому на лицах людей тут мы видим выражение такой безмятежности. Они выполнили собственное дело и теперь могут отдохнуть.

Подобно тому как клонится день к закату, так закатился и день каждого из этих людей. Символика картины говорит о вечном цикле и непрестанном движении этого мира. Васнецов в том числе говорит и о естественности войны, хотя и не воспевает этот феномен.

Герои, изображенные на картине выполняли собственное дело, они защищали свою землю и поэтому достойно пали на этой земле. Теперь они спят спокойным сном. Безусловно, художник тут также взывает к героизму зрителей своего времени.

С другой стороны мы также наблюдаем естественность войны, которая выражается в фигурах двух коршунов, которые дерутся на этой картине. Третий сидит спереди, ближе к зрителям и мирно чистит себя. Они являются естественной частью природы также как естественной частью природы являются и люди, которым на этом поле остается только удобрить землю, впитаться в почву стать, деревьями и другими растениями, пищей для животных и людей и снова воплотиться в сынах этой земли, которые снова станут в том числе и храбрыми воинам, которые будут эту землю защищать.

Для Васнецова эта картина была первой и наметила во многом вектор творчества, который будет обращен к легендарным и эпичным сюжетам. Хотя Васнецов и обращается к конкретным историческим периодам, во многом он говорит о темах вневременных.

Содержание картины Васнецова показывает окончание страшной битвы с половецким войском. Мы видим только мертвых воинов. Жестокое сражение забрало жизни опытных бойцов, а также совсем юных героев. Вражеские стрелы не пощадили никого. Особенность полотна в том, что мертвые воины не вызывают особого ужаса. Художник не рисует реальное опустошение после боя. Мертвые защитники кажутся спящими. Здесь нет окровавленных тел и оторванных частей тела. Смертью уровнялись, успокоились и разрешились все конфликты. Рядом с русскими богатырями лежат и половецкие воины, только на заднем плане полотна. Везде разбросано уже никому не нужное оружие. А у некоторых героев оно еще осталось в зажатых руках.

Многие критики долго спорили после появления картины Васнецова. Многие считали, что невозможно подобным образом трактовать историческое событие. Оно на полотне казалось им не правдивым, ничто не говорило о ярости боя и исходе. Обычно после боя тела воинов сильно изранены, лица искажены, одежда залита кровью и порублена на клочки. Но были у Васнецова и защитники. Так, его поддержал великий мастер Репин. Он увидел в картине совершенно новое направление, первую русскую живопись в подобном исполнении.

Популярные сочинения

  • Сочинение на тему Полковник на балу и после бала (8 класс) Все мы знакомы с произведением известного писателя Л.Н. Толстого «После бала», которое увидел мир в 1911 году. Писатель выбрал для него жанр небольшого рассказа, основой сюжета которого послужила история
  • Сочинение Моя школа (5 класс) рассказ про мою школу Я учусь в своей школе с первого класса, и я бы ни за что не согласился переходить в другую. Для меня эти стены стали родными, как и учителя.
  • Сочинение на тему Мое любимое дерево Ель Я не устаю удивляться тому, насколько разнообразен мир природы. В нем имеют место самые разные представители деревьев. Одним из наиболее ярких для меня является ель.

Вариант 3

Здесь можно увидеть большое поле, на котором лежат умершие на войне солдаты. Кровь пропитала всю землю и от этого она стала красной.

Наши русские солдаты пытались защитить свою землю и поэтому до последней капли крови бились со своими врагами. Вот только теперь и они, и их враги лежат на земле, а земля, за которую бились, покрыта телами умерших солдат. А над их головами летают большие птицы с целью отыскать что-нибудь съестное. Они рады, что добыча досталась практически просто так. Конечно, картина не впечатляющая, а наоборот наводит тоску и сумрак. Немного наверху можно разглядеть заходящую луну, которая практически скрылась за горизонтом. Здесь можно сравнить уходящее солнце и уходящую жизнь солдат.

Если посмотреть в самый центр картины, то там можно увидеть двух молодых мужчин, которые отдали свою жизнь за спасение русской земли.

Один из воинов повернул голову прямо к зрителю и поэтому нам очень хорошо его видно. На голове у него находится шлем, который покрывает голову и спасает от ранений. А из груди торчит большая и длинная стрела, которая проткнула сердце и смерть пришла мгновенно. Рядом с ним находятся и другие войны, которые также не пожалели своей жизни и смерть забрала их также быстро. Если посмотреть на лицо, то там даже нет никаких эмоций. Чего нельзя сказать про воинов, которые находятся немного подальше. Они наоборот злы и им хочется убивать и убивать, вот только убили их.

Кроме этого на картине встречаются и красные оттенки цвета. Они имеются на шлеме, груди, сапогах или на земле возле убитых воинов. А на земле расцветают маленькие и очень красивые цветы. Это говорит о том, что жизнь для одних заканчивается навсегда, а вот для других она продолжается.

Природа вокруг павших солдат плачет по ним и сожалеет, что все так получилось. По небу ходят темные тучи. А в левой части картины можно увидеть птицу, которая уже наелась и напилась крови, а теперь ждет когда прилетят остальные ее сородичи.

Солдаты исполнили то, к чему стремились так долго. И они сделали все для того чтобы защитить свою родину и не дать невинным людям погибнуть. Они показали себя храбрыми и могущественными и доказали всем, что они патриоты своей Родины.

Я считаю, что каждый человек должен любить свою страну

Это важно для существования нашей Родины

Другие полотна Васнецова, посвященные далекому прошлому

Виктора Михайловича еще называют «богатырем» русской фольклорной живописи. Он сполна раскрыл направление русской истории, фольклора. Художник тщательно прорисовывал каждую деталь. Многие работы Васнецова вызывают у зрителей особый патриотический дух: «Богатыри», «Богатырский галоп», «Нестор-летописец». Некоторое время художник занимался расписыванием церквей. Религиозной тематике посвящены полотна: «Богоматерь с младенцем», «Христос Вседержитель», «Бог Саваоф». Многие сюжеты Васнецова выполнены особыми художественными приемами, присущими только великому мастеру кисти.

  • Произведения литературы время его создания и содержание произведений таблица древняя русь кратко

      

  • Когда дуэли в россии были запрещены кратко

      

  • Фундаментализм это в обществознании кратко

      

  • Символика чисел в романе мастер и маргарита кратко

      

  • Кимакский каганат кратко о главном

Особенности композиции

О чем же говорит необычная композиция полотна «После побоища…»? Сразу можно сделать вывод, что воины боролись до последнего издыхания. Кульминацией картины является богатырь, лежащий в ракурсе и раскинувший руки. Художник показал его могучим, красивым, полным воинской доблести. Зритель сразу представляет его живим, в виде могучего воина в доспехах. По всему видно, что непобедимый герой не сразу погиб, а долго боролся с врагом. В живых не осталось никого. Васнецов особенно тщательно разработал образ этого опытного воина.

Рядом с могучим богатырем лежит красивый молоденький воин. Его сердце пронзила вражеская стрела. На этих двух образах художник показывает, что на защиту Отечества вставали как бывалые бойцы, так и молодые. Они отдавали свою жизнь за свободу родной земли.

На заднем плане видно еще одного русского воина, в руках которого остался зажатый лук, из которого он собирался стрелять в последний момент. Эти герои наполнены величественным духом русичей, отдавших свою жизнь за великое дело. На заднем плане полотна видны сраженные тела половцев, которые погибли мучительной смертью. Изображению их тел художник не уделял особого внимания. Один половец лежит на боку, другой изогнут, третий — упал на спину и запрокинул голову назад.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: