Франсиско гойя

Примеры решения задач по контрольной работе

«Чёрные картины», жизнь в Бордо и смерть (1820—1828)

В начале 1820 года Гойя тяжело заболел. 4 апреля он в последний раз присутствовал на академическом заседании. Предположительно весной или летом 1823 года Гойя расписал стены своего «Дома глухого» поверх его же обширных пейзажей сценами, бичующими вечное безумие и напасти человечества. Он познакомился с Леокадией де Вейс, женой предпринимателя Исидро Вейса, которая затем разводится с мужем. У неё родилась дочь от Гойи, которую назвали Росарита.

Опасаясь преследований со стороны нового правительства Испании, в 1824 году Гойя вместе с Леокадией и маленькой Росаритой выехал во Францию, где теперь царствовал Людовик XVIII (а с 16 сентября 1824 года — Карл Х). В этой стране Гойя провёл свои последние четыре года жизни. Беспокоясь за собственную безопасность зимой 1823-1824 годов, Гойя нашёл приют у аббата Дуасо. А в мае 1824 года он получил разрешение на поездку на Пломбьерские воды (англ.)русск., но на самом деле Гойя перебрался в Бордо, где нашли убежище многие его друзья. Летом того же года он был в Париже, где создал «Корриду» и портреты своих друзей: Хоакина Феррера и его жены. По возвращении в Бордо Гойя взялся за новую для него технику литографии: «Портрет гравёра Голона» и 4 листа под названием «Бордосские быки». Гойе периодически продлевали отпуск во Франции. В мае 1825 года Франсиско вновь тяжело заболел, но быстро поправившись он создал быстро около 40 миниатюр на слоновой кости. В 1826 году Гойя возвратился в Мадрид и добился от двора разрешения уйти на покой с сохранением жалования и возможностью бывать во Франции. В 1827 году в Бордо Гойя написал портрет банкира Сантьяго Галоса, управляющего его финансами, а также портрет испанского торговца Хуана Баутисту Мугиро, родственника своей невестки. Летом того же года Гойя последний раз был в Мадриде, где запечатлел на полотне своего 21-летнего внука Мариано Гойю. По возвращении в Бордо Гойя создал последние свои шедевры: портрет бывшего алькальда Мадрида Пио де Молина и эскиз «Молочница из Бордо». В начале 1828 года Гойя готовился к приезду своего сына с женой, направляющихся в Париж. Франсиско принял их у себя в конце марта, а 16 апреля 1828 года умер в своих апартаментах в Фоссе де л’Интенданс в Бордо.

Реставрация Испанских Бурбонов (1814—1819)

Но 18 мая 1814 году Фердинанд VII отменил конституцию 1812 года, распустил Кортесы, подверг тюремному заключению ряд либеральных депутатов. В сложившейся обстановке диктатуры и гонений большое количество шедевров Гойи упрятано в Академии Сан-Фернандо. С Гойи же сняли все подозрения в сотрудничестве с французскими захватчиками (он даже не получал жалованья во время оккупации) и позволили спокойно работать, хотя Фердинанд VII и относился к Гойе враждебно. 30 мая 1815 года король председательствовал на генеральном совете Филиппинской компании, где получил значительную ссуду. Гойе поручили увековечить это событие в «Филиппианском совете», где тот мастерски изобразил пространство и световые эффекты. Отдельно Гойя написал почти монохромно портреты членов Компании: Мигеля де Лардисабаля, Иньясио Омульриана и Хосе Муньярриса. Зато монументальный «Портрет герцога де Сан-Карлоса» использует все преимущества полихромии. В 1815 году изобразил себя в «Погрудном портрете», где он не выглядит на свои почти уже 70 лет. В 1816 году он создал новую серию офортов «Тавромахию». Гойе стали заказывать портреты дети его прежних покровителей: «Дон Франсиско де Борха Тельес Хирон», портрет 10-го герцога Осуна, или её сестры герцогини Абрантес. В январе 1818 года Гойя закончил большое полотно, изображающее двух святых покровительниц Севильи Хусту и Руфину в виде пышнотелых мах, для Севильского собора. 19 февраля 1819 года Гойя приобрёл за 60 000 реалов сельский дом под названием «Дом Глухого», располагавшийся за мостом, ведущем в Сеговию со стороны луга Сан-Исидро. В августе он закончил «Последнее Причастие св. Иосифа Каласанского» для церкви Эскуэлас Пиас в Мадриде. За эту работу Гойя получил 16 000 реалов, из которых 6 800 вернул из уважения к герою картины приору и подарил ещё свою маленькую картину «Моление о чаше».

Живопись

Насыщенные по цвету и непринуждённые по композиции сцены повседневной жизни и праздничных народных развлечений (все — в Прадо, Мадрид):

  • «Зонтик» 1777;
  • «Продавец посуды» и «Мадридский рынок», 1778;
  • «Игра в пелоту», 1779;
  • «Молодой бык», 1780;
  • «Раненый каменщик», 1786;
  • «Игра в жмурки», 1791.

С начала 1780-х годов Гойя получает известность и как портретист:

  • Портрет графа Флоридабланка,1782-83 (банк Уркихо, Мадрид)
  • «Семья герцога Осуна», 1787, (Прадо);
  • Портрет маркизы А. Понтехос, около 1787 (Национальная галерея искусства, Вашингтон);
  • Сеньора Бермудес (Музей изобразительных искусств, Будапешт);
  • Франсиско Байеу (Прадо), Доктор Пераль (Национальная галерея, Лондон) оба 1796 г. ;
  • Фердинанд Гиймарде, 1798 (Лувр, Париж),
  • «Ла Тирана», 1799 (АХ, Мадрид);
  • «Семья короля Карла IV» 1800 (Прадо);
  • Сабас Гарсия, около 1805 (Национальная галерея искусства, Вашингтон);
  • Исабель Ковос де Порсель, около 1806 (Национальная галерея, Лондон);
  • портрет Т. Переса, (1820 (Метрополитен-музей);
  • П. де Молина, 1828 (собрание О. Рейнхарта, Винтертур).

Характер его искусства резко меняется с началом 1790-х годов перед событиями Великой французской революции. Жизнеутверждение в творчестве Гойя сменяется глубокой неудовлетворённостью, праздничная звучность и утончённость светлых оттенков — резкими столкновениями тёмного и светлого, увлечение Тьеполо — освоением традиций Веласкеса, Эль Греко, а позже Рембрандта.

В его живописи всё чаще царят трагизм и мрак, поглощающий фигуры, графика становится резкой: стремительность перового рисунка, царапающий штрих иглы в офорте, светотеневые эффекты акватинты. Близость с испанскими просветителями (Г. М. Ховельяносом-и-Рамиресом, М. Х. Кинтаной) обостряет неприязнь Гойя к феодально-клерикальной Испании. Среди известных произведений того времени — Сон разума рождает чудовищ.

Картины, посвященные освобождению Испании:

  • «Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде»;
  • «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» (обе около 1814, Прадо).

Автопортрет (1815, Прадо) — см. вверху.

Росписи, фрески и картоны Гойи

Гойя воплотил в церковных работах приемы мастеров прошлого, чем заработал хорошую репутацию. Посмотрим на росписи и фрески художника.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока
Ольга Хлопонина
Кандидат культурологии, преподаватель Московского Гуманитарного университета

Франсиско Гойя. Поклонение имени Бога, роспись потолка в базилике Нуэстра-Синьора-дель-Пилар, Сарагос, Испания, 1772

Поговорим о росписях, фресках и картонах — эскизах для гобеленов. И начнем с ранних церковных образов.

Ризница и реликварий церкви в Фуэндетодос. Завершив обучение в мастерской Мартинеса, 17-летний Гойя расписал церковь в родном городке — и современники оценили ее очень высоко. Рассказывают, что когда уже в преклонном возрасте сам художник снова увидел эту работу, то воскликнул: «Только не говорите, что это нарисовал я!». К сожалению, реликварий был уничтожен во время Гражданской войны.

Свод капеллы в куполе собора Нуэстра Сеньора дель Пилар в Сарагосе. В 1772–1773 годы Гойю пригласили написать фрески в церкви, которая была на реконструкции.

️ Гойя как раз вернулся из путешествия в Италию и смог воплотить приемы, которым научился у мастеров прошлого. У фрески барочная композиция — клубящаяся, динамичная и несколько избыточная, но гармоничная.

️ Судя по эскизам, Гойя планировал более качественную роспись с большим контрастом цвета и света, чем получилось в оригинале. К тому же сказались неоднократные реставрации.

️ Комиссия была довольна результатом: фрески оказались хорошими, к тому же Гойя запросил за работу 15 000 реалов, хотя такая работа стоила не меньше 25 000.

️ Роспись собора принесла ему репутацию и уважение, а значит — новые заказы. Довольно быстро он стал самым преуспевающим художником Сарагосы. Это позволило ему жениться на Хосефе — сестре своего учителя Рамона Байеу.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1–3. Фрески Аула Деи, Сарагоса, Испания, 1774
4. Роспись купола Сан-Антонио-де-ла-Флорида, Мадрид, Испания, 1798

Рассмотрим еще две росписи Гойи — в церкви картезианского монастыря Аула Деи на окраине Сарагоса и в Королевской церкви Сан-Антонио де ла Флорида в Мадриде.

Аула Деи. Фрески со сценами из жизни Девы Марии занимают фриз вокруг стен монастырской церкви. Размер фресок — от пяти до десяти метров в длину и от одного до трех метров в высоту. Сегодня из одиннадцати фресок сохранилось только семь.

Королевская церковь Сан-Антонио де ла Флорида. У фрески круговая динамичная композиция. Сцена воскрешения мертвого Святым Антонием очень реалистична: образы людей будто взяты с испанских улиц времен Гойи. На эту работу у художника ушло шесть месяцев.

О религиозной живописи Гойи

1. Франсиско Гойя. Иоанн Креститель в пустыне, 1808–1812
2. Франсиско Гойя. Святое семейство со св. Иоакимом и Анной перед Господом в его славе или Третье поколение, до 1769
3. Франсиско Гойя. Распятие, 1780
4. Веласкес. Распятие, 1631–1632

Франсиско Гойя

1. Зонтик, 1777
2. Продавец посуды, 1779
3. Жмурки, 1789
4. Кукла, 1791–1792
5. Ходули, 1791–1792
6. Великаны, 1791–1792

В завершение этой части поговорим об интересном жанре в творчестве Гойи — картонах или заготовках для гобеленов.

В 1775 году Гойя устроился на работу в Королевскую мануфактуру гобеленов «Санта-Барбара». Там тогда как раз проходила реконструкция.

Гобелены были чрезвычайно популярны в Испании. Ими украшали частные дома, аристократические особняки и даже королевские покои. Самыми любимыми сюжетами были жизнерадостные сценки с изящными и привлекательными героями — праздники, игры, народные гулянья.

Гойя сотрудничал с мануфактурой 18 лет. За это время он создал несколько десятков картонов на самые разные темы и для самых разных домов — в том числе для дворца испанского короля. Сотрудничество с «Санта-Барбарой» принесло художнику много покровителей и заказчиков, а также завистников и недоброжелателей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: