Станцы рафаэля

Презентация на тему рафаэль санти (1483-1520)

Пьета Микеланджело в Соборе Святого Петра, Ватикан

Находящаяся в ватиканском Соборе Святого Петра скульптурная композиция «Пьета» является одним из известнейших творений великого итальянца Микеланджело Буонарроти. Скульптура «Оплакивание Христа» – первая работа двадцатичетырехлетнего Микеланджело, которую он высек из мрамора для французского кардинала Жана Билэра де Лагрола.

В 1496 году, когда молодому начинающему скульптору исполнился 21 год, он приезжает в Рим, где очень быстро обзаводится влиятельным покровителем в лице богатого банкира и коллекционера древностей Якопо Галли. Именно он помог Микеланджело заключить контракт с кардиналом на создание надгробной Пьеты (итал. pieta — милосердие). Согласно с договором скульптура должна была быть готова в течении года со дня его подписания. Однако, работа заняла больше времени, чем ожидалось – над «Пьетой» Микеланджело трудился около двух лет.

Скульптурная группа «Пьета» является одним из наиболее законченных и гармоничных творений великого итальянского мастера. Обычно в подобных скульптурах изображается сразу несколько персонажей. В работе Микеланджело представлены только двое – Дева Мария, оплакивающая мертвого Христа, тело которого лежит на ее коленях. Соединение в единую композиции двух, выполненных в полный рост скульптур представляло для скульптора особую сложность – нужно было не нарушить естественных пропорций и равновесия.

Не смотря на все трудности, Микеланджело прекрасно справился со своей работой и создание «Пьеты» прославило его на всю Италию. Столь превосходное исполнение скульптурной группы сделало абсолютно понятным тот факт, что молодой мастер превосходит талантом всех своих современников и даже соперничает с великими скульпторами древности.

Интересно , что «Пьета» является единственной подписанной работой Микеланджело. После того, как скульптура была установлена в находящейся в Соборе Святого Петра капелле девы Марии, он часто приходил полюбоваться своим творением. Однажды, став невольным свидетелем разговора двух зевак об авторстве скульптуры, которое они приписывали миланскому мастеру Гоббо, Микеланджело решил подписать свою работу. В ту же ночь на идущей через левое плечо Девы Марии перевязи он высек надпись – «Микеланджело Буонаротти флорентиец исполнил».

В истории гениального творения Микеланджело не обошлось без инцидентов. В 1972 году австралийский геолог Ласло Тот (Laszlo Toth) после посвященной Дню Святой Троицы праздничной литургии совершил нападение на скульптуру «Пьеты» и нанес ей 15 ударов скальным молотком. Сумасшедший возомнил себя восставшим из мертвых Христом. Как только присутствующие в соборе прихожане осознали происходящее, безумец был схвачен и передан властям.

К сожалению, скульптуре был причинен серьезный  ущерб – у Девы Марии была до локтя отбита рука, нос и левый глаз, нанесен ряд других мелких повреждений. После этого прискорбного случая отреставрированная «Пьета» была помещена под пуленепробиваемое стекло.

Великолепная работа великого итальянского мастера Микеланджело Буонарроти  и по сей день украшает собой Собор Святого Петра, вызывая восторг и восхищение всех гостей Ватикана.

Смерть художника

Доподлинно неизвестно, от чего умер Рафаэль Санти. Одни источники утверждают, что ему стало плохо после бурной ночи в постели с Форнариной. Современными исследователями его жизни выдвинуто предположение, что художник посетил раскопки и заболел там римской лихорадкой, которая и повлекла его смерть.

Санти умер 6 апреля 1520 года, едва дожив до 37 лет. Его тело захоронено в Пантеоне, гробницу сделали с эпитафией: «Здесь упокоился великий Рафаэль, при его жизни природа боялась быть побеждённой, а после его смерти она боялась умереть».

На планете Меркурий имеется кратер, который назван в честь великого итальянца Рафаэля Санти.

И Леонардо да Винчи . Он был мастером в фотореалистичном изображении эмоций в мельчайших подробностях, что привносило в картины жизни. Рафаэль считается идеально «сбалансированным» художником, а многие из его картин по праву признаются краеугольными камнями искусства эпохи Возрождения. Вот 10 самых известных картин этого великого итальянского художника.

Живопись Рафаэля Санти в Риме

Рафаэль много раз возвращался к теме мадонны с младенцем. Красивые и женственные мадонны Рафаэля являются гордостью почти всех крупных музеев.  

Знакомство с Рафаэлем Санти в Риме мы начали в Ватиканской Пинакотеки, где у самого входа находится несколько его картин.

Кроме картин Рафаэль писал фрески, их можно увидеть еще и на вилле Фарнезина, а также в Ватикане. Их еще называют «Станцами Рафаэля» и лоджиями Рафаэля.  Туристы, как правило, идут толпой мимо залов, расписанных Рафаэлем, прямиком к Сикстинской капелле, хотя в этом месте стоило бы притормозить и оглядеться.

Рафаэль выступал и как архитектор: при строительстве виллы Мадама. После смерти Браманте, он занял должность главного архитектора собора Святого Петра. В Риме им также была построена капелла Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512—1520).

Освобождение Святого Петра

Другие варианты биографии

  • Рафаэль был знаком с А. Дюрером . Известно, что последний подарил Рафаэлю свой автопортрет, но судьба его и по сей день неизвестна.
  • Вилла Фарнезина – особый этап в деятельности художника. Можно сказать, что он впервые обращается к античной мифологии и исторической живописи. Так появляются фрески «Триумф Галатеи» и «Свадьба Александра и Роксаны». Интересно, что Рафаэль писал и с обнаженной натуры. Самое лучшее его произведение в этом плане – «Форнарина» (считается, что большинство женских портретов, выполненных художником, были списаны с его натурщицы и возлюбленной Форнарины, о судьбе которой мало известно).
  • Рафаэль писал прекрасные сонеты, в основном посвященные любви к женщинам.
  • В 2002 году одна из графических работ Рафаэля была продана на аукционе Сотбис за рекордную для такого типа работ сумму – 30 миллионов фунтов стерлингов.

И Леонардо да Винчи . Он был мастером в фотореалистичном изображении эмоций в мельчайших подробностях, что привносило в картины жизни. Рафаэль считается идеально «сбалансированным» художником, а многие из его картин по праву признаются краеугольными камнями искусства эпохи Возрождения. Вот 10 самых известных картин этого великого итальянского художника.

Римский период творчества Рафаэля

Гармонично сливая все влияния воедино и претворяя их, Рафаэль постепенно идет вперед и достигает своего высшего совершенства в третий период своей деятельности во время пребывания в Риме. По указанию Браманте, в 1508 г. Рафаэль Санти был вызван в Рим папою Юлием II для украшения некоторых зал Ватикана фресками. Грандиозные задачи, представшие перед Рафаэлем, внушили ему сознание собственных сил; близость Микеланджело, начавшего одновременно роспись Сикстинской капеллы, возбудила в нем благородное соревнование, а мир классической древности, раскрытый в Риме более, чем где-либо в другом месте, сообщил его деятельности возвышенное направление и дал пластическую полноту и ясность для выражения художественных идей.

Ссылки:

В Москве в ГМИИ открылась новая выставка, посвященная творчеству прерафаэлитов
Творчество Рафаэля: «Сикстинская мадонна»
Перуджино – наставник Рафаэля
картина Аполлон, играющий на лире, РАФАЭЛЬ
Рафаэль. «Портрет кардинала»
От Рафаэля до Караччи: Искусство Папского Рима ( Национальная галерея Канады)

От: Arta, &nbsp —

Скрыть комментарии (4)

  • Боннар Пьер (Bonnard Pierre) — картины художника с описанием, биография
  • Лев Лагорио — маринистические и пейзажные картины художника с описанием и названием
  • Художник Эдуард Гау — интерьерная живопись, знаменитые картины
  • Давид Тенирс Младший, картины — жанровая живопись, пейзаж, биография
  • Маке Август — экспрессионизм и авангард — картины художника

Работы художника

Галатея

Эту фреску Рафаэль создавал как часть общего убранства римской виллы, принадлежавшей Агостино Киджи, одному из богатейших людей своего времени. Многие работы по проектам Рафаэля выполнялись его учениками, однако «Галатею» он написал собственноручно. Эта фреска была частью серии мифологических сцен, которые Рафаэль предполагал использовать для украшения лоджии и которые так никогда и не были написаны.

Освобождение Святого Петра

Станца д’Элиодоро была второй из комнат в папских покоях Ватиканского дворца, которую оформлял Рафаэль. Он приступил к работе в 1512 году и, по всей видимости, завершил её спустя два года. Основные темы росписи связаны с историческими или легендарными событиями, имевшими отношение к папе Юлию II. Очень подходящим для Юлия был и сюжет об освобождении апостола Петра из темницы.

Обручение Девы Марии

Это самая ранняя из точно датированных и хорошо сохранившихся до наших дней работ Рафаэля. Картина была заказана художнику одним из богатейших семейств в Чита-ди-Кастелло — Альбиццина — для их капеллы в церкви Сан-Франческо. Тема картины взята из средневековой легенды, согласно которой на руку Девы Марии претендовали несколько женихов. Присутствовавший среди них Иосиф был избран благодаря волшебному знамению: его жезл зацвёл прямо у него в руках.

Флорентийский период жизни

В 1504 году Рафаэль уехал из Перуджа. Он направился во Флоренцию, этот переезд сыграл в творческом развитии художника огромную роль. Здесь он принялся тщательно изучать работы Бартоломео делла Порта, Микеланджело, Леонардо да Винчи и других флорентийских живописцев. Санти досконально занялся изучением механики и анатомии движений человека, сложных ракурсов и поз, много работал с натурой.

В его картинах флорентийского периода уже просматриваются сложные формулы взволнованных и драматических человеческих движений, которые ранее были разработаны Микеланджело.

В 1507 году Санти написал очередной шедевр «Положение во гроб».

Популярность Рафаэля стала расти, ему поступало множество заказов на портреты и образы святых.

Но главной темой в его флорентийских полотнах стали Мадонна и младенец, он написал около 20 картин. Несмотря на стандартные сюжеты, младенец у Мадонны на руках либо играет рядом с ней с Иоанном Крестителем, все образы абсолютно индивидуальны. В этих работах просматривается особенная материнская нежность. Скорее всего сказывалось то, что у Рафаэля очень рано умерла мама, такая потеря отразилась в душе художника глубоким следом, он недополучил всей ласки и доброты от женщины, подарившей ему жизнь.

Мадонны, изображённые на его картинах, привели к успеху и славе Рафаэля. Он получал огромное количество заказов на подобную тематику, в этот период Санти написал лучшие свои произведения:

  • «Мадонна Грандука»;
  • «Мадонна под балдахином»;
  • «Прекрасная садовница» (или «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем»);
  • «Мадонна Террануова»;
  • «Мадонна с гвоздиками»;
  • «Мадонна с щеглёнком».

Санти провёл во Флоренции четыре года, за это время он достиг уникальной техники в живописи и индивидуальности в стиле. Многие его работы этого периода считаются самыми красивыми и идеальными в истории мировой живописи, он писал безупречные фигуры и лица.

Во Флоренции Санти познакомился и подружился с Донато Браманте, который потом сыграл в жизни художника немалую роль.

Что такое Возрождение и место Рафаэля в нём

Термин «Возрождение» (альтернативное название – Ренессанс) связан с возникшим после длительной паузы почитанием античных героев, когда возродился, вновь возник культ античности. Возрождение – это небывалый взлёт интереса европейцев к идеалам древних греков и римлян (закрепление термина произошло в XIX веке). Эпоха Возрождения на исторической арене сменила Средние века и стала предшественницей Эпохи Просвещения. Охватывает период с XIV по XVI век, территориально раньше всего началась в Италии. Высокое Возрождение, т.е. наивысшая фаза его развития, традиционно датируется с конца XV века до 1527 года, когда Рим был разграблен армией Карла V. Это событие в истории процветающего папства стало переломным, преображения коснулись и искусства.

Эпоха Возрождения подвигла человечество на освобождение от средневековых представлений, на качественные преобразования самой жизни. Меняется образ мышления и отношение человека к себе и ко всему окружающему, в том числе к Богу и собственным устремлениям. Искусство стало зеркалом этих перемен, а Рафаэль, художник эпохи Возрождения, ярчайшей величиной. В созвездии гениев Высокого Возрождения Леонардо да Винчи – воплощение интеллекта, Микеланджело – монументальности. Кто такой Рафаэль – искусствоведы единодушно называют живописца олицетворением гармонии. Всё его творчество пронизано стремлением к совершенству, светлое начало – его внутренний смысл.

Годы жизни Рафаэля: 1483 – 1520-й. Всего 37 лет. За столь малый срок, отведённый ему, художник сумел создать немало запоминающихся шедевров и прославиться на века вперёд.

Маша: страсть побеждать — но не людей, а задачи

Маша учится в магистратуре Высшей школы экономики на математическом факультете и работает в Центре педагогического мастерства, где тренирует сборную Москвы по математике. Сама она была победителем Всероссийской олимпиады школьников по математике и экономике, абсолютным победителем и обладателем золотой медали V Европейской математической олимпиады для девушек, обладателем золотой медали Китайской олимпиады для девушек и множества других дипломов. Но главное, она обожает свой предмет. 

Ее отец и единокровный брат с отличием закончили механико-математический факультет МГУ, потом папа получил MBA в Чикаго, брат — в Гарварде. Математика и экономика — дело семейное.

— Это каждый раз новое, красивое приключение, которое непонятно чем закончится, вполне может быть, что провалом, — объясняет Елена. 

— Мне кажется, свойство олимпиадника — спортивная злость и желание победить во что бы то ни стало.

Тут дело прежде всего в характере и, конечно, в стечении обстоятельств.

Счастливое стечение обстоятельств — это «Вторая школа», куда Маша перешла в 7-м классе. Чтобы поступить, нужно было подготовиться по очень сложной программе всего за три месяца. Девочка плохо высыпалась, ее качало от усталости, и руки опускались: «А что, мне вправду нужна математика?» Она прошла. Училась неплохо, но успехи начались, когда ей по-настоящему понравились одноклассники, учителя и новые задачи.

Елена Дмитриева

— Сама атмосфера школы ее привлекала гораздо больше, чем победы, — продолжает Елена. — Мы ужасно удивились, когда в 8-м классе ее позвали на летние сборы команды Москвы. В 9-м классе поехала на заключительный этап Всероссийской олимпиады, что уже было круто. У меня не было никаких особенных ожиданий — и вдруг она призер. Ну а в 10-м классе Маша уже стала абсолютной победительницей Всероса по математике. Обошла всех питерских мальчиков из 239-й школы («Математический центр» №239 в Санкт-Петербурге, ученики которого неизменно побеждают на Всероссийской олимпиаде по математике. — Примеч. ред.).

— Это как-то повлияло на нее?

— У Марии твердый характер, ей было интересно решать сложные задачи. Видимо, в папу. Он тоже в свое время побеждал на олимпиадах.

— Спорт, говорят, не очень полезен для душевного здоровья. Они так волнуются, так эмоционально сгорают на этих олимпиадах!

— Классная руководительница считала, что я не даю Маше отдохнуть, и говорила мне: «Она же девочка, пусть отдыхает, книжки читает». Как будто Маша не читала книг! А что касается нагрузки, то я и сама говорила дочери: «Давай снизим темп». Но она ни в какую.

— Почему? Такая страсть побеждать?

— Да, но не людей, а математическую задачу. Видимо, это кайф, от которого трудно отказаться.

Впрочем, Елена признается, что ее отношение к олимпиадам в последнее время изменилось. Во-первых, с каждым годом они становятся все сложнее. Во-вторых, само олимпиадное движение превратилось в фабрику и очень коммерциализировалось. 

— Пропуск в вуз — это, конечно, приятно. Плюс, когда Маша победила на первой олимпиаде, московское правительство подарило ей айпад. Но те огромные деньги, которые сейчас платят за победу, придают всему этому мероприятию уже какой-то совсем нездоровый азарт.

Мадонны

Рафаэль Санти, самые известные произведения которого — это безусловно «Мадонны», писал картины на одном дыхании. Святая Мария и младенец, этот сюжет использовался художником чаще всего. Иногда он добавлял Иоанна Крестителя, который органично увязывался с основным изображением. Всего «Мадонн» Рафаэля — более сорока картин, это те которые находятся в музеях. Именно в выставочных коллекциях — самые лучшие картины такого великого художника, как Рафаэль Санти. Произведения, список которых приводится ниже, — это Мадонны, изображенные живописцем за всю его короткую, но плодотворную жизнь.

  • «Сикстинская мадонна» — (1513-1514), картинная галерея в Дрездене.
  • «Мадонна Солли» (1500-1504), Берлинская картинная галерея.
  • «Мадонна Диоталеви» (1504), в Берлине.
  • «Мадонна Грандука» (1504), Флоренция, палаццо Питти.
  • «Мадонна Орлеанская» (1506), музей Конде, Франция.
  • «Святое Семейство с пальмой» (1506), Национальная галерея Шотландии, Эдинбург.
  • «Мадонна в зелени» (1506), музей истории искусств, Вена.
  • «Мадонна со щеглом» (1506), галерея Уфицци, Флоренция.
  • «Прекрасная садовница» (1507), Лувр, Париж.
  • «Большая мадонна Каупера» (1508), Вашингтон.
  • «Мадонна Фолиньо» (1511-1512), Ватикан.
  • «Святое Семейство под дубом» (1518), музей Прадо, Мадрид.
  • «Мадонна божественной любви» (1518), Национальный музей, Неаполь.
  • «Мадонна Эстергази» (1508), музей изобразительных искусств, Будапешт.

Все прочие произведения Рафаэля Санти, фото которых есть в каталогах, посвященных его творчеству, можно найти в реестрах и справочниках по искусству живописи. В период с 1513 по 1516 годы Рафаэль Санти занимается еще одним папским заказом, делает эскизы для гобеленов Сикстинской капеллы, их всего десять. До нас дошло всего семь рисунков. Затем Рафаэль вместе с учениками расписал лоджии, которые выходили во внутренний двор Ватикана. Всего было сделано пятьдесят две фрески на основные библейские сюжеты.

Детство и юность

Живописец родился весной 1483 года в 15-тысячном городке Урбино на востоке Италии. Отец Джованни деи Санти работал придворным художником герцога, мать Марджи Чарла растила сына и вела домашнее хозяйство. Семья Рафаэля располагала средствами для оплаты кормилицы, но Джованни настоял, чтобы супруга выкормила малыша самостоятельно. В детстве Рафаэль Санти проявил способности к живописи. Отец заметил это, когда брал мальчика в замок, где работали мэтры, виртуозно владевшие кистью, – герцог привечал искусство, выделяя художников.

Паоло Уччелло, Лука Синьорелли – имена живописцев, известные каждому итальянцу. Мэтры рисовали портреты герцога и его родни, расписывали дворцовые стены. За кистью мастеров пристально наблюдали глаза юного Рафаэля. Вскоре Санти понял, что сын оставит в тени и его, и Уччелло с Синьорелли. Рафаэль Санти рано осиротел: едва ему исполнилось 8 лет, умерла мама. Уход самого дорогого человека оставил след в творческой биографии живописца. Его мадонны и портреты любимых женщин словно светятся материнской любовью, которой художник недополучил в детстве.

Вскоре в доме появилась мачеха Бернардина, для которой сын мужа был чужим ребенком. В 12 художник остался круглым сиротой. Уже тогда подросток демонстрировал удивительное мастерство, и его определили в мастерскую художника Пьетро Перуджино. Живописец учил мальчика до тех пор, пока искушенные знатоки перестали отличать копии Рафаэля от полотен Перуджино. Санти как губка впитывал опыт учителей и оставил позади всех учеников, при этом не заносился и дружил с ними.

Станцы Рафаэля: зал Константина

Надо сказать, что Рафаэль, занятый другими проектами, доверил часть работ в третьем зале своим ученикам, которые расписали после смерти гениального творца в возрасте 37 лет четвертые апартаменты — Stanza di Constantino.

В 1517 году мастеру поступил заказ оформить последнее помещение, использующееся для пышных банкетов, но художник успел лишь подготовить эскизы, а фрески на тему победы императора Константина над язычеством выполнили талантливые последователи мастера. Четыре композиции повествуют о власти, которую получил правитель, сделавший христианство официальной религией, над всей Римской империей. Несмотря на то что станцу Константина выполняли ученики Рафаэля по его рисункам, а не он сам, зал все равно относится к работам великого мастера.

Биография Рафаэля

Рафаэль появился на свет 26 или 28 марта, или 6 апреля 1483 г. в итальянском городе Урбино. Его отцом был Джованни Санти – придворный художник и поэт герцога Урбинского, а мать – Марджи Чарла.

Еще в детские годы у Рафаэля начал проявляться талант к рисованию. Когда это заметил отец, он стал брать сына в мастерскую, в которой тот смог сделать первые шаги в искусстве.

Рафаэль рано лишился родителей и к 11-летнему возрасту уже был круглым сиротой. Любопытно, что к тому моменту биографии он уже смог зарекомендовать себя как подающего высокие надежды художника. В результате, он начал оттачивать свое мастерство у живописца Пьетро Перуджино.

Мадонна Грандука. 1505 г.

Рафаэль. Мадонна Грандука. 1505-1506 гг. Палаццо Питти, Флоренция, Италия

Рафаэль создал Мадонну Грандука во Флоренции. В эту Мекку искусства и науки он приехал при первой возможности. Здесь он познакомился с работами Леонардо да Винчи. И перенял его технику сфумато (плавный переход от света к тени). Теперь уже нет в его живописи чётких линий. Фигуры Марии и младенца как будто мерцают. Все это делает их ещё более живыми.

Здесь Мадонна с кротким опущенным взглядом. Легкой грустной улыбкой. Как выразился Вазари, его современник и биограф, эта Мадонна словно “прекрасная сестра Рафаэля”. Настолько её лик отражает те же черты, что были присущи самому Рафаэлю. Если бы он сам не был наделён добротой, отзывчивостью и щедростью, он не смог бы создать такой образ.

Рафаэль. Автопортрет. 1506 г. Галерея Уффицци, Флоренция, Италия

Изначально Рафаэль создал свою Мадонну на фоне пейзажа и окна с балюстрадой. Но сейчас мы видим её на черном фоне. Долгое время считалось, что фон изменил сам Рафаэль. Эта версия до сих пор встречается во многих источниках.

Однако, как показал химический анализ краски, скорее всего фон был изменён не менее, чем через 100 лет после создания шедевра. Кто знает, возможно однажды чёрный слой снимут. Но мир знает Мадонну Грандука в таком виде с 1800 года. Не будет ли это слишком большим потрясением для любителей Рафаэля?

О картине читайте более подробно в статье “Мадонна Грандука. Самая загадочная картина Рафаэля”.

История создания

В то время у власти находились папы Римские, и так как мало людей выступало против религии, то папы становились влиятельнейшими монархами. В то время папою правил Юлий II.

По описанию историков, этот первосвященник был нрава крутого и решительного. Несмотря на сан и на годы, он садился на коня и сам руководил папской армией в сражениях. “Долой варваров!” – воодушевлял Юлий II, причем под “варварами” он подразумевал испанцев и французов, которые грабили и унижали Италию.

Юлий II не был тонким ценителем искусства, но он понимал, что искусство возродит былую славу Рима и прославит его самого. Поэтому Юлий II захотел превратить папскую резиденцию и собор Святого Петра в величественный художественный ансамбль, который бы олицетворял роль римско-католической церкви в мире. Папа хотел перестроить Ватикан и украсить здания грандиозными фресками.

Таким зданием стали станцы, которые находились в папском дворце. Для их росписи папа Римский пригласил именитых художников: Джованни Бацци по прозвищу Содома, Перуджино и многих других. Однако увидев эскизы молодого 25-летнего Рафаэля, папа отменяет указ и назначает для росписи Рафаэля, который уже стал известен во Флоренции. Сейчас эти эскизы хранятся в музеях Ватикана.

В 1508 году Рафаэль приезжает в Рим, и немедленно приступает к выполнению чрезвычайно почётного заказа – росписи парадных залов Ватикана. После окончания работ горожане были потрясены мастерством живописца, именно в этих фресках раскрылся блестящий дар Рафаэля-монументалиста.

Фрески в Ватиканском дворце принесли Рафаэлю не только славу выдающегося художника, но и основателя нового направления в живописи, получившего название «римский классицизм».

Произведения

  • 1504 – «Обручение девы Марии»
  • 1504-1505 – «Три грации»
  • 1506 – «Мадонна в зелени»
  • 1506 – «Портрет Аньоло Дони»
  • 1506 – «Мадонна со щегленком»
  • 1506 – «Портрет дамы с единорогом»
  • 1507 – «Прекрасная садовница»
  • 1508 – «Большая мадонна Каупера»
  • 1508 – «Мадонна Эстергази»
  • 1509 – «Афинская школа»
  • 1510-1511 – «Диспут»
  • 1511 – «Мадонна Альба»
  • 1511-1512 – «Изгнание Илиодора из Храма»
  • 1514 – «Встреча папы Льва I и Аттилы»
  • 1513-1514 – «Сикстинская мадонна»
  • 1518-1519 – «Портрет молодой женщины» («Форнарина»)
  • 1518-1520 – «Преображение»

Рафаэль (собственно Рафаэль Санти), один из величайших живописцев нового времени, родился 6 апреля 1483 года в Урбино. Первое художественное образование получил у своего отца, живописца Джованни Санти, и после его смерти в 1494 г. продолжал у умбрийского живописца П. Перуджино. Ко времени пребывания у Перуджино относятся первые картины Рафаэля. Все они носят общий характер нежной и глубокой религиозной мечтательности умбрийской школы. Но уже в «Обручении Девы Марии » (Sposalizio), написанном в конце этого периода, через этот характер просвечивают черты начинающей слагаться индивидуальности Рафаэля.

Рафаэль. Обручение Девы Марии. 1504

Станца Пожара в Борго

Это последнее помещение, в росписях которого ещё заметна работа Рафаэля. Далее выполнение фресок было поручено его помощникам: Джулио Романо, Джован Франческо Пенни, Джованни да Удине и другим. Рафаэль к этому времени был занят другими важными папскими поручениями: изготовлением картонов для шпалер Сикстинской капеллы и руководством строительством базилики Св. Петра, должность которую он занял поле кончины Браманте в 1514 году.
Фрески были созданы между 1514 и 1517 годами. Основная идея цикла — прославление Папы Льва X с посредством историй, почерпнутых из жизни двух других пап с таким же именем: Льва III и Льва IV. Каждая сцена, взятая из «Liber Pontificalis» (Книги деяний римских пап, начиная с апостола Петра), содержит намёки на действующий понтификат, многочисленные классические аллюзии и литературные цитаты.

В композиции «Пожар в Борго» (итал. Incendio di Borgo) (1514), первой из фресок созданных в этой комнате, более всего ощущается рука Рафаэля, но также очевидны мотивы, заимствованные у великого Микеланджело. Фреска повествует о событиях, происходивших в одном из центральных районов Рима. По легенде когда в Борго (районе, примыкающем к папскому дворцу) в 847 году произошел пожар, то он бушевал до тех пор, пока на балконе Ватиканского дворца — Лоджии Благословения (Loggia delle Benedizioni) не появился папа Лев IV и не укротил стихию. Появившись на балконе, папа остановил пожар знаком креста. В центре картины на дальнем плане виднеется здание, в котором можно узнать фасад старой базилики святого Петра (ещё существовавшей до её перестройки). На балконе — папа Лев IV, направляющий крестное знамение на необъятное пламя.

В этой композиции можно увидеть много прекрасно нарисованных фигур. Справа, не раз повторяемая многими художниками, женская фигура с кувшинами воды, в центре — женщина, воздевшая руки, и юноша, пытающийся взобраться на стену. Слева — Эней, выносящий на плечах старика-отца Анхиса из горящего дома. Рядом с ним его жена Креуза и сын Асканий. Эта группа фигур говорит об использовании сюжета поэмы Вергилия «Энеида», в которой описан пожар Трои. После долгих странствий Эней создал свое царство в Италии. Поэтому он считается одним из основателей Рима.

Фреска «Битва при Остии» (итал. Battaglia di Ostia) (1514—1515) посвящена сражению при Остии (портовый город в устье Тибра) в 849 году, когда галеры морских республик Амальфи, Гаэта, Неаполя и Сорренто под командованием консула Сезарио, сына Серджио I, герцога Неаполитанского, пришли на помощь папе. Лев IV победно атаковал сарацинский флот, который планировал подняться по Тибру, чтобы разграбить и опустошить Рим. На фреске слева изображён папа Лев IV , но он имеет черты Льва X: намек на крестовый поход, организованный последним против турок-османов.

Фреска «Коронование Карла Великого» (итал. Incoronazione di Carlo Magno) (1516—1517) представляет важное историческое событие: коронацию императора франков Карла Великого папой Львом III в канун Рождества 800 года в древней базилике Святого Петра в Ватикане. Событие символизирует конкордат между Святым Престолом и Королевством Франции, подписанный в 1515 году в Болонье

Папа на фреске имеет портретные черты Льва X, а император Карл — Франциска I, французского короля на момент создания фрески.

Четвёртая композиция зала: «Клятва Льва III» (итал. Giuramento di Leone III) (1517) напоминает о клятве, данной Львом III в старой базилике Святого Петра 23 декабря 800 г., в которой он очистил себя от ложных обвинений племянников Адриана I за день до коронации Карла Великого. Как и на других фресках, папа Лев III изображен в образе Льва X.
Внизу на картуше имеется надпись: «Dei non hominum est episcopos iudicare» (Бог, но не люди судят епископов). Эти слова указывают на подтверждение, данное в 1516 году V Латеранским собором, буллы Unam sanctam Бонифация VIII, в которой был утвержден принцип непогрешимости римских пап: их ответственность может быть осуждена только Богом.

Рафаэль с учениками. Пожар в Борго. Станца «Пожара в Борго». 1514

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: