Тайны флоры на картине рембрандта: искусство воплощенное в образе саскии

Глава viii

Автопортреты

Сохранилось около 30 автопортретов Рембрандта. Мы представляем здесь следующие полотна, исполненные в этом жанре: «Автопортрет» 1629 года, «Охотник на выпей» 1639 года, «Автопортрет» 1655 года. Кроме того, художник запечатлел самого себя на дюжине рисунков и двух дюжинах гравюр. Наконец, Рембрандт часто вставлял свои автопортреты в картины, написанные по библейским сюжетам. Особенно много автопортретов он создал на раннем этапе (до конца 1630-х годов), хотя автопортреты описывают почти всю жизнь художника. Беднее всего в этом ряду представлены 1640-е годы, когда художник переживал одно несчастье за другим. В такой ситуации ему было просто не до автопортретов.

Биография Рембрандта

Рембрандт Харменсзон ван Рейн появился на свет 15 июля 1606 года (по другим источникам – в 1607) в голландском городе Лейне. Он рос в многодетной и обеспеченной семье мельника Хармена Герритсзона.

Будущий художник воспитывался в духе католицизма. Он ходил в латинскую школу при университете, однако больше всего его увлекала живопись. В подростковом возрасте родители отдали сына обучаться художественному искусству у Якоба ван Сваненбюрха.

Когда Рембрандту исполнилось 17 лет он продолжил учебу у Питера Ластмана, который в основном сосредотачивался на исторических, мифологических и библейских сюжетах. В 1627 г. он вместе с товарищем Яном Ливенсом открыл собственную мастерскую.

Рембрандт объявил о наборе учеников и уже через несколько лет приобрел большое признание у соотечественников. Однако это было только началом его творческой биографии.

Портреты

Приблизительно две трети дошедших до нас картин Рембрандта и четверть его гравюр составляют портреты. Пик творчества Рембрандта как портретиста приходится на 1630-е годы, когда богатые амстердамцы выстраивались возле его мастерской буквально в очередь. Деталь «Портрета Йоханнеса Юттенбогерта» может служить примером такого заказного портрета. Большинство портретов — поясные, как, например «Портрет Корнелиуса Тромпа». Впрочем, встречаются у Рембрандта и портреты, написанные в полный рост «Сюзанна ван Коллен, жена Жана Пелликорна, и её дочь», около 1632-34 года. Самыми же выгодными были заказы на групповые портреты. Среди них можно упомянуть шедевры «Урок анатомии доктора Тюльпа», «Ночной дозор» и «Синдики». Кроме того, Рембрандт написал целую серию неформальных портретов членов своей семьи.

В ранних работах Рембрандта острое восприятие окружающего мира сочетается со смелой манерой письма. Это объясняет фантастический успех Рембрандта-портретиста в Амстердаме. Богатым заказчикам импонировала его любовь к деталям, его отточенное мастерство и умение передать фактуру материала. Однако когда Рембрандт писал не на заказ — например, свои бесчисленные автопортреты, то позволял себе быть более свободным. Эта техническая широта, безоглядность и деканонизация в использовании различных приемов фиксируются с 1640-х годов и становятся нормой в работах позднего периода.

Аналогичным образом менялось отношение Рембрандта к цвету

Его ранние картины были холодными по тону — основное внимание художник тогда обращал на работу кистью. с 1640-х годов краски Рембрандта теплеют, а в палитре начинают преобладать густые коричневые тона

В поздних работах гамма художника смещается в сторону красного и золотисто-коричневого. Одновременно распределение света и тени на полотнах как бы взрывает ограничивающее его раньше рамки. Рембрандт отказывается от использования единственного источника света. Он усложняет свет, делая его мерцающим и загадочно-приглушенным. Возникающие при этом мягкие тени плавно сливаются с фоном картины.

Переезд в Амстердам

В 1631 году Рембрандт ван Рейн уехал в Амстердам – за впечатлениями, опытом и публикой. Здесь его захватывает исследование человеческой мимики – он создаёт десятки этюдов, на которых женские и мужские лица выражают разные чувства. С этого времени портреты Рембрандта как отдельная страница его искусства приобретают особый смысл с точки зрения оттачивания мастерства и как довольно привлекательное, коммерчески выгодное умение – состоятельные горожане всё чаще делают заказы. Слава о незаурядном мастере растёт.

Привлекает художника и собственная персона – модель всегда под рукой и готова позировать. Жанр автопортрета позволяет особо скрупулёзно исследовать мимику, жесты и передаваемые эмоции. Наряжаясь в восточные костюмы и принимая замысловатые позы, Рембрандт неустанно стремится к совершенству. Корча физиономии, выражая то удивление, то испуг, то радость, причём в разной степени, старается в рисунке добиться наибольшей выразительности. Лицо – зеркало души, это художник осознал давно.

Удар за ударом. Последние годы

Но современники мастера были неспособны оценить его по достоинству. Заказчики есть, кисть от работы к работе совершенствуется, но материальные проблемы только растут. В 1653 году художник оформил всё имущество на главного своего наследника, сына Титуса. Подросток-сын очень переживал за своего отца, в гений которого верил свято. Пытаясь помочь, ходил по городу с его работами, пытаясь их продать, брал картины других художников для реализации. Но для Рембрандта эти доходы были каплей в море, а долгов накопилось очень много, и в 1656 году художник заявил о своём банкротстве. Всё нажитое уходит с молотка. Бесценная коллекция, в которой были , полотна Рафаэля, Рубенса и ван Эйка продавались почти за бесценок – даже не удалось удовлетворить иски всех кредиторов. Прежний дом пришлось оставить, и с помощью верных учеников мастер перебрался на окраину города.

Флора

«Флора» — картина итальянского художника позднего Ренессанса Тициана, датируемая приблизительно 1515-1517 годом и ныне хранящаяся в Галерее Уффици во Флоренции. Работа Тициана была воспроизведена в многочисленных офортах XVI века. Позднее картина принадлежала неизвестным владельцам из Брюсселя и Вены.

В XVII веке была продана испанским послом в Амстердаме Леопольду Вильгельму Австрийскому и была отображена в картине Рембрандта в его «Саскии в образе Флоры» (Лондон) и в двух портретах, хранящихся в Дрездене и Нью-Йорке. Позднее картина была включена в собрание Музея истории искусств Вены, и была одной из картин, участвовавших в обмене с Галереей Уффици, где и хранится с 1793 года.

В XVIII веке картина ошибочно приписывалась кисти Джакомо Пальма старшего.

Тициан. «Флора»

Картина выдающегося художника Тициана Вечеллио относится к эпохе Высшего, или Позднего, Возрождения. И до нынешних времён она вызывает разногласия в среде искусствоведов.

Первоначально автором шедевра считался другой известный художник того времени, но после глубоких исследований авторство Тициана было признано большинством. А вот многочисленные попытки установить личность изображённой девушки так и не увенчались успехом.

Героиня произведения – прекрасная молодая женщина. Красоту её можно назвать идеалом того времени. У девушки правильные черты лица, а пышные волосы с золотым отливом струятся по бледным плечам. Слегка наклонив милое лицо с нежным румянцем, героиня устремила задумчивый взгляд своих очаровательных глаз мимо зрителя, в даль, видимую ей одной. Губы девушки слегка улыбаются её потаённым мечтам.

В одежде красавицы преобладают бледно-розовые тона. С левого плеча ткань слегка соскакивает, и девушка неосознанно поправляет её левой рукой. В правой же руке она держит букетик весенних цветов, как бы протягивая его зрителям. К этому чудному образу как нельзя лучше подходит название картины «Флора» – ведь так легко представить богиню весны и цветов такой.

Многие исследователи полагают, что на полотне изображена невеста перед бракосочетанием, т.к. именно такая одежда в то время символизировала чистоту и непорочность.

Другие учёные утверждают прямо противоположное – они видят в этой женщине распущенную куртизанку.

Но всё же общее окружение и античные мотивы неизменно отсылают нас к римской богине весны. Видимо, чувственный облик и истинная женственность, присутствующая в каждой черте, и притягивают толпы поклонников к этому неизменно прекрасному полотну.

Произведение Тициана Вечеллио «Флора» 1515-1517 гг.

Вокруг картины «Флора» выдающегося венецианского художника эпохи Высокого или, по-другому, Позднего Возрождения Тициана уже давно не утихают споры. Изначально авторство данного шедевра приписывали другому известному художнику той поры, однако затем исследователи сошлись во мнении, что полотно все-таки принадлежит кисти Тициана. 

  • Перейдём к разбору картины.
  • «Флора»
  • О картине:

Это цветущая молодая женщина необычайной, даже несколько идеализированной красоты. У нее длинные золотистые волосы, волной спадающие на женственные плечи, и нежная светлая кожа.

Голова девушки наклонена, прекрасное со здоровым румянцем лицо задумчиво, мечтательный взгляд темных бархатных глаз направлен в сторону, а на губах застыла некая полуулыбка.

Весь ее облик говорит о том, что красавица поглощена своими мыслями.

И в то же время лицо ее словно светится изнутри каким-то таинственным огнем. Свою спадающую с одного плеча бледно-розовую одежду женщина поддерживает левой рукой. Правой рукой дама как бы протягивает нам свой букетик весенних цветов. Именно поэтому картина носит название «Флора» – имя древнеримской богини весны и цветов.

Кто изображен на картине?

О том, кто изображен на представленной картине спорят издавна.

Появилась мысль отождествить запечатленную девушку с Флорой. И весь облик этого юного, цветущего, мечтательного существа с распущенными волосами, в спадающей с одного плеча белой рубашке и вправду ассоциируется с античной богиней.

В то же время это — портрет реально жившей венецианки, с золотистыми, по тогдашней моде, волосами и светлой бархатистой кожей. Вполне возможно, что молодой Тициан рисовал ее, фантазируя на тему античности, и получился живой, полнокровный и одновременно приподнятый над реальностью образ.

Многообещающий молодой художник

Известность Рембрандта с его другом Яном Ливенсом всё ширилась и распространялась по Голландии. Их творчество заметил приближенный принца Оранского – известный меценат той эпохи Константин Гюйгенс. Как известно, сам принц Оранский был тоже знатоком и ценителем искусства. Благодаря протекции Гюйгенса, Рембрандт написал несколько картин на библейский сюжет для коллекции принца.

А его благодетель настолько восхвалял полотно “Иуда возвращает тридцать сребреников”, что даже назвал его одним из лучших среди итальянских и античных шедевров живописи.

Когда в 1631 году художник переехал в Амстердам, он быстро нашел там новых почитателей и состоятельных заказчиков. Этот период жизни мастера характеризуется изучением мимики человека и выражением эмоций при помощи красок. Рембрандт рисует много портретов и этюдов, изучая людские чувства и варианты их проявления.

Рембрандт «Иуда возвращает тридцать сребреников», 1629 годМестонахождение: Замок Малгрейв, Лит, Великобритания

Благодаря написанию портретов местных богачей, художник неплохо заработал. Его работа «Урок анатомии доктора Тульпа» принесла ему феерический успех и разнесла весть о нем как о новой восходящей звезде живописи в каждый уголок Амстердама.

Здесь же, в будущем городе свободы, обрел Рембранд и семейное счастье, женившись на богатой наследнице Саскии ван Эйленбюрх. В творчестве тоже царил успех, со всех сторон оригинальному живописцу поступали заказы от богатых жителей Амстердама. На картине «Автопортрет с Саскией на коленях» мы можем лицезреть в образе главных героев самого художника и его молодую жену.

Рембрандт и его жена на знаменитой картине «Автопортрет с Саскией на коленях», 1635 годМестонахождение: Дрезденская галерея, Германия

В 1641 году семейную пару обрадовало появление сына, названного Титусом. Другие их дети умерли в младенческом возрасте. К сожалению, спустя год после появления сына, любимая жена, с которой Рембранд написал многие картины, покинула этот мир.

Творческая жизнь художника не остановилась, он продолжил создавать шедевры, среди которых были написаны знаменитые «Даная» и «Похищение Европы».

«Даная» ( написана между 1636 и 1643 годами) Рембрандта в 1985 году подверглась нападению сумасшедшего вандала. На восстановление ушло 12 летМестонахождение: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Описание и особенности картины

Рембрандт с особым трепетом подошёл к работе над «Саскией в образе Флоры». На ней великий творец изображает свою будущую жену. Картина пропитана романтичностью и нежностью. Юная Саския предстаёт перед смотрящим в невинном, лёгком образе своей молодости. На ней Рембрандт искусно прописывает красивые одежды, несоответствующие моде семнадцатого века. Вероятнее всего, художник сам придумал наряд, вдохновившись роскошной коллекцией тканей.

Рембрандт мастерски прописывает ткань, ее блеск, украшения в виде камней и узоров, расположенных на пышных рукавах, жемчуг на груди и интересные пряжки на руке. На голове «Саскии в образе Флоры» покоится венок из нежных цветов — это придает картине ощущение праздника и чего-то торжественного. Также эта деталь подчеркивает то, какую роль Рембрандт отводит возлюбленной в картине — Саския предстает в образе богини весны и цветов, Флоры. Автор играет со светом и насыщает картину солнечными лучами, которые создают таинственную мозаику чувств. Лицо красавицы открыто и светло. Это позволяет понять, что она любима и что девушка служит для Рембрандта музой, вдохновляя его.

Детали «Саскии в образе Флоры»:

  • Картина была написана маслом на холсте;
  • Жанр «Саскии в образе Флоры»: портретная живопись;
  • Размеры картины:125×101 см.
  • Работа Рембрандта хранится в государственном Эрмитаже.

В «Саскии в образе Флоры» автор использует новый метод наложения красок — он чередует тонкие, прозрачные и густые мазки. Подобную технику можно заметить у Питера Ластмана — творческого учителя Рембрандта. Однако в своей работе «Саския в образе Флоры» он меняет детали и манеру, с которой прописывает то ткани, то нежную кожу. В то время творец сформировал свой индивидуальный стиль. Героиня портрета «Саския в образе Флоры» облачена в златотканую одежду. В роскошных одеяниях хрупкая девушка будто бы тонет, а жезл, который находится в ее руке, и венец, собранный из множества цветов, делают ее образ сказочном как у принцессы. «Саския в образе Флоры» является не столько портретом супруги автора, сколько портретом его истинной любви.

Цветовая палитра

Рембрандт в портрете «Саския в образе Флоры» для фона использовал темные оттенки зелёного. Саму героиню он наделяет нежным, белесым сиянием кожи и одевает ее в наряд золотистого и серебряного цвета. Присутствует в картине и пару ярких оттенков — цветы с малиновыми, желтыми и голубыми лепестками.

Сюжет картины

На портрете «Саския в образе Флоры» автор изображает прекрасную девушку с задумчивым, но в то же время счастливым выражением лица. Она вошла во взрослую жизнь, она больше не ребенок и теперь перед ней стоит трудная задача. Ей необходимо все осмыслить, принять все перемены. Образ Флоры Рембрандт подчеркивает с помощью таких деталей, как: цветочный головной убор и жезл. Любимая супруга наполнила жизнь творца светом и счастьем.

Контекст

«Саския в образе Флоры» является красноречивым свидетелем горячей и пылкой любви живописца к своей любимой. Женщина была для него не только творческой музой, но и утешением, в котором он так нуждался в пору неудач и забот. Саския часто играла роль модели Рембрандта. Он писал ее как цветущую и радостную, как элегантную или чопорную. Для него супруга стала лучиком света, перевернувшим жизнь творца, его душевное состояние и настроение. Женщина сыграла в жизни художника решающую роль — она сделала его счастливым. Именно чувства Рембрандт старался передать через портрет «Саския в образе Флоры».

Где находится картина сейчас

«Саския в образе Флоры», написанная кистью Рембрандта, хранится в городе Санкт-Петербург, в государственном Эрмитаже.

Личная жизнь

В 1634 г. Рембрандт женился на своей музе и возлюбленной Саскии ван Эйленбюрх. У пары рождается трое детей, но все они умирают еще в младенчестве. После этого девушка смогла родить сына Титуса.

В 1642 г., примерно через год после рождения Титуса, Саския скончалась от туберкулеза. После этого у мастера начался роман с Гертье Диркс. Позднее Диркс будет судиться с Рембрандтом за отказ жениться на ней. Стоит заметить, что Гертье родила ему дочь Корнелию.

Рембрандт и Саския на картине «Блудный сын в таверне»

Последние годы, проходящие в бедности и забвении, повлияли на его творчество. Полотна Рембрандта утратили детализацию, на смену которой пришли широкие мазки, а яркие краски сменились мрачностью.

На пути к цели

Более опытный Питер Ластман (учился в Италии) стал следующим наставником молодого дарования. На его уроках в Амстердаме Рембрандт осваивает мифологические и библейские сюжеты. Здесь, в столице, он находился с 1623-го по 1627 год. Столь длительные занятия у Ластмана оказали существенное влияние на формирование стиля Рембрандта на том этапе жизни – он пишет ярко, контрастно, красочно, облачая героев картин в необыкновенные наряды и увешивая их драгоценностями. Тяготение к визуальному украшательству и особенное отношение к одежде персонажей Рембрандт сохранит на всю жизнь.

По возвращении в Лейден уверенный в своих силах художник открывает свою мастерскую (совместно с другом и коллегой Яном Ливенсом). Набор учеников, успешные занятия с ними внесли вклад в рост репутации молодого и решительного художника. У многообещающего живописца появились первые заказы, в том числе от лиц, приближённых к королю. Работы Рембрандта того периода сравнивали с произведениями Рубенса.

Летом 1663 года не стало верной спутницы художника Хендрикье…

Самым дорогим человеком для Рембрандта оставался единственный сын, о чём свидетельствуют десятки его портретов в самых разных амплуа. То он сказочный красавец-принц, то ангел, посланный самим солнцем. Вдруг в 1668 году Титус умирает. Трагедия окончательно подкосила старого больного Рембрандта. Через несколько месяцев скончалась молодая вдова Титуса…

Мастер писал до последнего дня, уже привязывая к руке верёвкой кисть, потому что не в силах был её удержать, и вглядываясь в написанное через лупу, потому что страшно подводили глаза. Умер Рембрандт Харменс ван Рейн, картины которого – шедевры, притягивающие в музеи миллионы зрителей, 4 октября 1669 года.

Творчество Рембрандта: поздний период

К середине XVII века талант и мастерство Рембрандта достигли наивысшего расцвета. Однако изменились художественные предпочтения публики. Беззаботные жанровые сценки — вот, что стало набирать популярность. Тем не менее упрямый мастер настойчиво отказывался изображать сюжеты, которые были ему не по душе, но нравились общественности. Он утверждал, что родился Рембрандтом, им же и умрет. Заказчики, в свою очередь, все реже стали обращаться к нему, несговорчивому мэтру, им проще было договориться с его куда менее строптивыми учениками.

Много времени в эти годы Рембрандт стал уделять офортам. Из-под его руки вышли: «Мельница», «Три креста», «Христос, исцеляющий больных», «Мост Сикса» — настоящие шедевры графического искусства. Однако справиться с материальными трудностями художник так и не смог. В 1656 году дом Рембрандта был продан, а год спустя живописца и вовсе объявили банкротом. Не спасла мастера даже распродажа личных вещей и коллекции картин. Бедный художник был вынужден перебраться на окраину Амстердама в маленький заброшенный домик.

В поздних, зрелых полотнах Рембрандта, испытывавшего нужду и лишения, превалируют мрачные тона. Художник творил для себя. «Ассур, Аман и Эсфирь», «Отречение апостола Петра», «Еврейская невеста» — сегодня эти работы по праву считаются уникальным явлением в истории живописи.

Однако несчастье по-прежнему следовало за Рембрандтом по пятам. В 1663 году не стало его подруги жизни Хендрикье, а пять лет спустя судьба преподнесла ему новый удар — от туберкулеза, прожив всего двадцать семь лет, угас любимый Титус. Покинутый всеми художник остался наедине со своими картинами.

Незадолго до своей смерти Рембрандт написал автопортрет и необычайное по силе полотно «Возвращение блудного сына». Полунищенская жизнь истощила его душевные и физические ресурсы. 4 октября 1669 года мэтра не стало. Современники кончины Рембрандта не заметили. Лишь столетия спустя человечество смогло по-настоящему оценить дар этого великого голландца.

Ярлыки

  • «Вирсавия»
    (1)
  • «Даная»
    (1)
  • «Девочка с персиками»
    (1)
  • «Девушка освещенная солнцем»
    (1)
  • «Кружевница»
    (1)
  • «Ночной дозор»
    (1)
  • «Пётр на смертном ложе»
    (1)
  • «Портрет неизвестной в тёмно-голубом платье»
    (1)
  • «Последний день Помпеи»
    (1)
  • 18 век
    (9)
  • Академия хкдожеств
    (1)
  • Академия художеств
    (1)
  • Александр Македонский
    (2)
  • Алексей Петрович Антропов
    (2)
  • амулеты
    (1)
  • анималист
    (1)
  • анималистический жанр
    (1)
  • Антон Лосенко
    (1)
  • Анубис
    (1)
  • Апеллес
    (1)
  • архитектура
    (1)
  • барокко
    (2)
  • богиня Хатхор
    (1)
  • Брюллов К.П. Автопортрет
    (1)
  • Брюллов Карл
    (1)
  • Бурлаки
    (1)
  • бытовой жанр
    (1)
  • В.А. Тропинин
    (1)
  • Валентин Серов
    (4)
  • Василий Андреевич Тропинин
    (1)
  • Великий сфинкс
    (1)
  • Виргилиус Эриксен
    (1)
  • Вишняков Иван
    (1)
  • Гентский алтарь
    (1)
  • Георг Кристов Гроот
    (1)
  • Геродот
    (2)
  • Гертье Диркс
    (1)
  • Гиза
    (1)
  • Гор
    (1)
  • Горький
    (1)
  • графиня Юлия Самойлова
    (1)
  • грифоны
    (1)
  • Губерт ван Эйк
    (2)
  • Д.Г. Левицкий
    (1)
  • Дашур
    (1)
  • Джордж Стаббс
    (1)
  • Джосер
    (2)
  • Древний Египет
    (8)
  • Египет
    (1)
  • Екатерина II
    (1)
  • Елизавета Петровна
    (1)
  • Ермолова
    (1)
  • Женский портрет 18 века
    (1)
  • живописец Иван Аргунов
    (1)
  • живопись
    (3)
  • Живопись Нидерландов
    (1)
  • Живопись Нидерландов 15 века
    (2)
  • жизнь и творчество
    (1)
  • И. Е. Репин
    (2)
  • И.Е. Репин «Царевна Софья»
    (1)
  • И.Е. Репин за границей. «Садко в подводном царстве»
    (1)
  • Иван Аргунов
    (2)
  • Иван Никитин
    (3)
  • идущие вброд
    (1)
  • изображение Мадонны
    (1)
  • изображения лошадей
    (1)
  • Икона «Ангел Златые власы»
    (1)
  • Илья Репин
    (1)
  • Имхотеп
    (1)
  • интимный портрет
    (1)
  • Иоганн Фридрих Гроот
    (1)
  • Исаак Ильич Левитан
    (1)
  • искусство портрета
    (1)
  • историческая живопись
    (1)
  • исторические картины
    (1)
  • исторический жанр
    (1)
  • история жизни и любви Рембрандта и Саскии
    (1)
  • история создания Русского музея
    (1)
  • К.Е. Маковский
    (1)
  • канопы
    (1)
  • Каравакк
    (1)
  • Карл Брюллов
    (2)
  • картина «Бурлаки на Волге»
    (1)
  • картина «Воскрешение дочери Иаира»
    (1)
  • классицизм
    (1)
  • классицизм. Карло Расстрели
    (1)
  • конный монумент
    (1)
  • Константин Тон
    (1)
  • Коровин
    (1)
  • Красная пирамида
    (1)
  • крепостной художник
    (2)
  • критический реализм
    (1)
  • Левитан
    (1)
  • Левицкий
    (1)
  • Ломаная пирамида
    (1)
  • Лоренс Альма-Тадема
    (1)
  • Луи Токке
    (1)
  • М.И. Козловский
    (1)
  • Мазини
    (1)
  • Мари Анн Колло
    (1)
  • Мари Луиза Элизабет Виже-Лебрен
    (1)
  • Медный всадник
    (1)
  • Медум
    (1)
  • Мемфис
    (1)
  • Микерин
    (1)
  • Михаил Микешин
    (1)
  • мумия
    (1)
  • набережная
    (1)
  • Наполеон Бонапарт.
    (1)
  • натюрморт
    (1)
  • Невский проспект
    (1)
  • немес
    (1)
  • Нидерланды
    (4)
  • Никитин Иван
    (1)
  • О. А. Кипренский
    (1)
  • острохарактерные народные типажи
    (1)
  • Павел Федотов
    (1)
  • памятник А.С. Пушкину
    (1)
  • памятник Екатерине Великой
    (1)
  • парадные портреты
    (1)
  • парадный портрет
    (1)
  • парадный портрет Петра III
    (1)
  • пейзаж
    (1)
  • Пётр III
    (1)
  • пирамида
    (1)
  • пирамида Микерина
    (1)
  • пирамида Хеопса.
    (1)
  • пирамида Хефрена
    (1)
  • Пирамиды
    (3)
  • площадь Искусств
    (1)
  • поздний академизм
    (1)
  • Портрет
    (1)
  • портрет А.С. Пушкина
    (1)
  • портрет графини М.А. Румянцевой
    (1)
  • портрет Е.С. Авдулиной
    (1)
  • портрет Иды Рубинштейн
    (1)
  • портрет императрицы Елизаветы Петровны
    (1)
  • портрет Сары Фермор
    (1)
  • портрет статс-дамы А.М. Измайловой
    (1)
  • Портрет супругов Арнольфини
    (1)
  • портретист
    (2)
  • портреты
    (2)
  • портреты Екатерины II
    (1)
  • портреты Петра I
    (1)
  • портреты Саскии
    (1)
  • портреты светских красавиц
    (1)
  • портреты смольнянок
    (1)
  • прерафаэлиты
    (1)
  • приветствие
    (1)
  • придворный живописец
    (1)
  • реализм
    (2)
  • Рембрандт ван Рейн
    (2)
  • Репин И.Е.
    (2)
  • Риччи Себастьяно
    (1)
  • Рождество Христово
    (1)
  • рококо
    (4)
  • Рокотов
    (1)
  • романтизм
    (2)
  • русский классицизм
    (1)
  • Русский музей в СПб
    (2)
  • русский пейзаж
    (1)
  • русский реализм
    (1)
  • Санкт-Петербург
    (3)
  • саркофаг
    (2)
  • Саския ван Эйленбюрх
    (1)
  • Северное возрождение
    (2)
  • Северное возрождение.
    (1)
  • сентиментализм
    (1)
  • сердаб
    (1)
  • Серов Валентин
    (2)
  • скарабей
    (1)
  • скульптор М.К. Аникушин.
    (1)
  • скульптура
    (2)
  • Снофру
    (2)
  • список литературы
    (1)
  • строительство пирамиды
    (1)
  • сфинксы
    (1)
  • Таманьо
    (1)
  • Титус ван Рейн
    (1)
  • учеба в Академии художеств
    (1)
  • Ф.С. Журавлёв
    (1)
  • фараон
    (4)
  • фараон Хеопс
    (1)
  • фараоны четвёртой династии
    (1)
  • Хеб-сед
    (1)
  • Хендрикье Стоффельс
    (1)
  • Хеопс
    (4)
  • Хефрен
    (1)
  • Химеун
    (1)
  • Хкдожник-баталист В.В. Верещагин
    (1)
  • Хуфу
    (1)
  • Чемесов
    (1)
  • Чудеса света
    (1)
  • Шаляпин
    (1)
  • Этьен Фальконе
    (1)
  • Юсуповы
    (1)
  • Ян ван Эйк
    (4)
  • Ян ван Эйк — портретист
    (1)
  • XIX век
    (2)
  • XV век
    (4)
  • XVIII век
    (2)

МАСТЕР «ЗОЛОТОГО ВЕКА»

Гений Рембрандта настолько ярок, что художник признан не только выдающимся голландским живописцем XVII века, но и одним из величайших художников всех времён и народов.

Основу наследия Рембрандта составили портреты и картины на религиозные темы. Но список жанров, в которых он работал, этим далеко не исчерпывается. Художник писал исторические, мифологические и аллегорические полотна, пейзажи, жанровые сцены и натюрморты. Некоторые из картин Рембрандта настолько оригинальны, что не вписываются в традиционную жанровую систему. Кроме этого, Рембрандт был превосходным гравёром и рисовальщиком. Если переходить на цифры, то он оставил нам около 400 картин, почти 300 гравюр и более 1000 рисунков.

Под руководством своего первого наставника, Якоба ван Сваненбюрха, Рембрандт освоил лишь азы мастерства. Истинным учителем он считал Питера Ластмана (1583-1633). В молодости Ластман побывал в Италии, где навсегда влюбился в работы мастеров эпохи Ренессанса. Он считал, что для создания великой картины требуется, прежде всего, значительный исторический или мифологический сюжет. Рембрандт тоже любил сюжетную живопись, чем отличался от большинства своих голландских современников, привязанных к окружающей жизни. Особенно его привлекала библейская история, которую он знал буквально наизусть.

Творчество 1650-х

К 1650 году произведения Рембрандта всё больше идеализируют патриархальный уклад семейной жизни, тёплый и спокойный – любовь, родственные чувства и сострадание выходят на первый план жизненных ценностей. Картины Рембрандта под названиями «Святое семейство», «Отдых на пути в Египет» служат тому ярким подтверждением. Их колорит вторит чувствам – в нём преобладают тёплые красные, коричневые и золотистые оттенки.

В этот период художник пишет чаще всего полотна с небольшим количеством героев, крупный план фигур которых занимает основную площадь холста. Картина Рембрандта «Аристотель перед бюстом Гомера» – красноречивый пример работ мастера (картина написана в 1653 году).

Жанровые картины и натюрморт

Рембрандт, при всей своей привязанности к современности, избегал социальных анекдотов в живописи, столь популярных в тогдашней среде. Правда, некоторые его работы принято называть жанровыми, но на самом деле они или являются гибридом, располагаясь на границах жанров, или вообще не идентифицируются в социальном плане. Например, в начале своего творческого пути Рембрандт довольно часто писал головы — в основном стариков. Эти рисунки одновременно и портреты, и жанровые этюды. В зрелые годы художник написал серию портретов молодых девушек и женщин. Они одеты как служанки и часто держат в руках щетку или выглядывают из окна, как эта «Девушка, облокотившаяся на подоконник», 1645 год. Натюрморты Рембрандта можно пересчитать по пальцам, но среди них есть два общепризнанных шедевра — на них изображена туша быка «Освежеванный бык».

В своих ранних работах Рембрандт следует за Ластманом и в стилистике, предпочитая полотна небольшого размера, используя единственный (но очень сильный) источник света, тщательно прорабатывая детали, позы и жесты — порой чрезмерно экзальтированные.

Иногда на аукционах Рембрандту удавалось встретить картины старых итальянских мастеров, и один из автопортретов, написанный в 1640 году, представляет собой очевидную стилизацию, имеющую в виду знаменитый портрет Рафаэля. Что до влияния итальянцев, то не забудем — художник собрал большую коллекцию гравюр, включающую репродукции шедевров эпохи Ренессанса и образцы древней скульптуры (как подлинники, так и гипсовые копии). Рембрандт явно видел себя последователем великих мастеров Ренессанса. В начале 1630-х годов, например, он начал подписывать свои работы одним только именем, подражая таким художникам, как Рафаэль или Тициан — их слава была столь велика, что этого вполне хватало.

Впрочем, Рембрандт никогда не был копиистом. И временами перенимая идеи великих итальянцев, он творчески перерабатывал их — иногда совершенно неузнаваемо. При этом художник умел смотреть на мир любопытными глазами, зорко примечая реалии современной ему жизни. Лучшее тому подтверждение — рисунки Рембрандта

Их тематическая пестрота удивительна — тут встречаются экзотические животные, нищие, делающие свои первые шаги дети, надутый от сознания важности своего дела аптекарь, тело повешенного на виселице преступника

Сын мельника, посвятивший себя искусству

Рембрандт Харменс ван Рейн родился летом 1606 года в семье состоятельного мельника. По окончании латинской школы он стал студентом Лейденского университета. Однако проучился там недолго: через год, увлекшись живописью, будущий мастер светотени покинул стены альма-матер. Спустя три года обучения у голландского живописца и гравера Питера Ластмана Рембрандт из Амстердама вернулся в родные пенаты, где вместе с товарищем Яном Ливенсом основал художественную мастерскую.

Все лейденские работы Рембрандта, каждая из которых — настоящий шедевр, написаны на библейские сюжеты. Поражает в них не только игра красок, но и глубокий психологизм, не свойственный живописи того периода.

В 1631 году из тихого, провинциального Лейдена, ставшего трамплином для творческой карьеры молодого художника, он отправился в главный культурный и художественный центр Голландии — Амстердам. Открыв небольшую лавочку, громко названную «Академией живописи, реставрации и торговли картинами», Рембрандт начал писать портреты на заказ. Слух о том, что в городе появился талантливый художник, разнесся молниеносно. Не прошло и года, как сын лейденского мельника стал самым модным портретистом Амстердама. Объем заказов резко увеличился, гонорары выросли в разы. А после того, как по заказу гильдии хирургов Рембрандт написал полотно «Урок анатомии доктора Тульпа», от желающих приобрести работы незаурядного художника не было отбоя. Все, о чем когда-то мечтал мастер, пришло в его жизнь: признание, материальное благополучие, понимание собственного «я» и, конечно же, любовь.

Богиня цветов. Флора

Как на цветочной выставке обойтись без богини цветов?!

Флора

– великая богиня растительности, садов и всякого цветения. Ее даже называли «матерью цветов». Пока богиня не приняла власть над землей, земля была одноцветна и пуста. Но Флора бросила в почву первые семена, и земля покрылась ярким нарядом. Ей подчинены хлебные поля и виноградники, оливковые рощи, медоносные долины и пасеки, плодовые сады и цветущие луга.

Богиня Флора подобна присутствующим в мифологии многих народов божествам умирающей и возрождающейся природы, покровительствующим земледелию или растительности в целом.

Флора – богиня всего самого прекрасного, что есть в природе: цветения садов, цветов, колосьев. Сама она изображалась художниками и скульпторами в виде красавицы, естественной, как все, что она собой олицетворяет: венок из цветов и колосьев путается в ее длинных волнистых волосах; великолепная фигура лишь немного скрыта под полупрозрачной одеждой; на ярком лице – задорная призывная улыбка.

Всем известный итальянский город Флоренция назван именно в честь богини плодородия и цветения.

История богини в картине.

Сандро Боттичелли. Весна.

В , немного сзади других фигур стоит богиня Венера, хозяйка сада любви. Над нею Амур целится одной из своих стрел любви в трёх граций, подруг Венеры, элегантно танцующих рондо. Сад Венеры охраняет находящийся слева Меркурий. Его лёгкий огненно-красный плащ, шлем на голове и меч на боку подчёркивают его роль хранителя сада. Посланника богов Меркурия можно также узнать по крылатым сандалиям и кадуцею персонал, которым он отгоняет друг от друга двух змей, чтобы помирить их. Змей Боттичелли изобразил в виде крылатых драконов.

Справа бог ветра Зефир бурно стремится вслед за нимфой Хлоридой. Рядом с ней шествует Флора, богиня весны, разбрасывая на ходу цветы. Одним из источников сцены, которую изображает «Весна» Боттичелли, являются Фасты Овидия – поэтические описания древнеримского праздничного календаря. В стихах, которые Овидий относит к месяцу маю, богиня Флора рассказывает, что она когда-то была нимфой Хлоридой, и, как и сейчас, вдыхала запах цветов. До буйства возбуждённый красотой Хлориды бог ветра Зефир начал преследовать её и насильно сделал её своей женой. Раскаявшись затем в своём насилии, он превратил нимфу Хлориду в богиню Флору и подарил ей прекрасный сад, где царит вечная весна.

Флорой зовусь, а была я Хлоридой… Как-то весной на глаза я Зефиру попалась; ушла я, Он полетел за мной: был он сильнее меня… Все же насилье Зефир оправдал, меня сделав супругой, И на свой брачный союз я никогда не ропщу. Вечной я нежусь весной, весна — это лучшее время: В зелени все дерева, вся зеленеет земля. Сад плодовитый цветет на полях, мне в приданое данных… Сад мой украсил супруг прекрасным цветочным убором, Так мне сказав: «Навсегда будь ты богиней цветов!»

«Весна» Боттичелли изображает одновременно два разных момента рассказа Овидия: любовное стремление Зефира к Хлориде и ее последующее превращение во Флору. Вот почему одежды этих двух женщин, которые, кажется, не замечают друг друга, развеваются в разные стороны. Флора стоит рядом с Венерой и разбрасывает розы, цветы богини любви.

Божественный весенний сад с сотнями видов растений, цветущих в апреле и мае, принадлежит Венере, богине любви. Позади Венеры Боттичелли изобразил мирт, один из ее символов. Венера подняла руку в знак приветствия тем, кто любуется её весенним королевством. Над головой Венеры Боттичелли поместил ее сына, Амур, который с завязанными глазами стреляет стрелами любви.

Напоминаю! Новая коллекция цветочных камней!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: