Пикантные подробности
В работах Дали много сексуального подтекста. Их так просто не покажешь аудитории младше 16. Да и на плакатах не изобразишь. А то ведь обвинят в оскорблении чувств прохожих. Как это случилось с репродукциями Босха.
А вот «Постоянство памяти» вполне себе невинна. Тиражируй сколько хочешь. И в школах показывай на уроках по искусству. И на кружках с майками печатай.
Сложно не обратить внимание и на насекомых. На одном циферблате сидит муха. На перевёрнутых красных часах – муравьи
На перевёрнутых красных часах – муравьи.
Муравьи – тоже частые гости на картинах мастера. Мы видим их на том же «Мастурбаторе». Они копошатся на саранче и в районе рта.
Муравьи у Дали ассоциировались с разложением и смертью после крайне неприятного инцидента в детстве. Однажды он увидел, как муравьи пожирают труп летучей мыши.
Вот именно за этим художник их и изобразил на часах. Как пожирающих время. Муха изображена скорее всего с тем же смыслом. Это напоминание людям, что время уходит без возврата.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРАГМАТИЗМ
Некоторых соратников Дали по сюрреализму раздражали его выходки, которые, по их мнению, отталкивали от этого течения левые политические силы. В юности Дали разделял анархические убеждения своего отца, но впоследствии стал симпатизировать правым. Он, в частности, наотрез отказался выступить против генерала Франко, стремившегося к установлению фашистской диктатуры.
В 1934 году Дали пригласили на парижскую квартиру Бретона, где художника обвинили в «антиреволюционной деятельности». Тогда ему удалось отговориться. Но ненадолго — в 1939 году Бретон окончательно изгнал Дали из рядов сюрреалистов. Впрочем, и без этого стиль Дали к тому времени изменился. В 1937 году художник впервые побывал в Италии, где очаровался работами мастеров Возрождения. Следствием этого была очевидная «традиционализация» стиля, хотя сюжеты его картин по-прежнему оставались наполненными сюрреалистическими фантазиями.
Подобно многим художникам, Дали покинул Европу во время Второй мировой войны, обосновавшись в США. Там (в основном в Нью-Йорке) он жил с 1940 по 1948 годы. В США художник был хорошо известен и быстро добился успеха. В 1941 году для его персональной выставки распахнул свои двери Музей современного искусства, после чего она была показана в других крупнейших городах страны. В 1942 году вышла в свет его автобиография «Моя тайная жизнь» и мгновенно разошлась. В 1946 году Дали успешно сотрудничал с Альфредом Хичкоком. Всё это дало повод Андре Бретону обнародовать едкую анаграмму его имени: «Salvador Dali — Avida Dollars» («Гребущий доллары»).
После возвращения в Европу в 1948 году Дали обосновался в Порт-Льигате, делая оттуда частые вылазки в Париж и Нью-Йорк.
Его карьера продолжала идти в гору. Огромные деньги Дали приносила, помимо картин, работа в смежных областях; он занимался буквально всем — от гобеленов до почтовых марок. Неплохим источником дохода были и его регулярные выступления по французскому телевидению. Особенно запомнилось зрителям одно его появление на экране, когда художник выкатил глаза и закричал в камеру: «Я сошёл с ума… полностью сошёл с ума… от шоколадок Ланвин!» Одну за другой он организовывал свои выставки, пользовавшиеся сумасшедшим успехом. Среди них можно выделить грандиозную выставку в Токио в 1964-65 годах, и ещё одну — в парижском Центре Помпиду в 1979 году. В 1980-м эту выставку перевезли в лондонскую галерею Тейт, где на ней побывало рекордное для галереи количество зрителей — свыше четверти миллиона человек. Среди картин позднего периода популярностью пользовались работы Дали, связанные с религией (с годами он стал набожным католиком).
Сальвадор Дали и Гала
В 1929 году Сальвадор Дали встретил свою большую любовь и роковую женщину, как он сам ее называл — Галу (Елену Дмитриевну Дьяконову, по происхождению из России). Гала была старше его на 10 лет и находилась в браке с поэтом Полем Элюаром, известным французским поэтом. Но это ей не помешало продолжать встречаться с Сальвадором Дали и жить с мужем одновременно.
Она вообще была женщиной свободных нравов, могла заниматься в присутствии посторонних людей сексом. У нее до самой глубокой старости было очень много молодых любовников.
Сальвадор Дали и Гала.1935 г.
В Сальвадоре Дали она видела прежде всего необычайный талант. Женщина была уверена, что он станет звездой, которая обязательно вспыхнет. А для художника Гала стала музой на всю жизнь, вдохновением, идеалом. Он ее боготворил и безмерно восхищался. Гала, кроме Анны-Марии,младшей сестры художника, стала единственной женщиной-моделью. Дали был взрослым ребенком, не знал многих практических вещей в жизни (например, не знал как покупать билеты в театр), но обладал невероятным талантом. И страстно влюбился в Галу.
Гала с практичным умом и сильным характером, взяла все материальные проблемы на себя, чтобы Дали мог целиком отдаться живописи. Она была ему и мать, и любовница, и муза, и надежная опора. И она стала его торговым агентом и руководила всеми финансами. Все это сделало их союз прочным, знаменитым и богатым.
Сальвадор и Гала официально поженились в 1934 году.
Надо отметить, что в его семье Галу не любили, но в глаза ей этого не говорили. Его отношения с отцом начали постепенно ухудшаться. Сальвадор давно хотел порвать с опекой отца и стать финансово самостоятельным. Благодаря Гала картины стали понемногу продаваться. Чтобы избавиться от влияния отца, художник решил вызвать обиду на себя — написал картину с надписью «Иногда я с удовольствием плюю на портрет моей матери» (хотя Дали всегда глубоко и искренне любил мать, ушедшую из жизни в 1921 году). Из-за такого он был изгнан из отцовского дома и лишен финансовой поддержки родителя.
После этой ссоры Сальвадор Дали и Гала начали много путешествовать по всему миру. Именно на этот период времени приходится написание его самых выдающихся полотен.
В 1933 году один из друзей предложил создать элитный фан-клуб из богатых поклонников Дали. Миллионеры- ценители творчества художника платили солидные взносы и получали право выбора на покупку новых картин. Так супруги покончили с бедностью.
30-е годы стали самыми плодотворными в творчестве художника.
Сальвадор Дали: лучшие работы художника
События
2 44528
11 мая 2015
Сегодня, 11 мая, день рождения у великого испанского живописца и скульптора Сальвадора Дали. Его наследие навсегда останется с нами, ведь в его работах многие находят частичку себя — ту самую «безуминку», без которой жизнь была бы скучна и однообразна.
«Сюрреализм — это я», — беззастенчиво утверждал художник, и с ним нельзя не согласиться. Все его работы пропитаны духом сюрреализма — как картины, так и фотографии, которые он создавал с невиданным мастерством. Дали провозглашал полную свободу от какого-либо эстетического или морального принуждения и шел до самых пределов в любом творческом эксперименте. Он не гнушался воплощать в жизнь самые провокационные идеи и писал все: от любви и сексуальной революции, истории и техники до общества и религии.
Великий мастурбатор
Лицо войны
Расщепление атома
Загадка Гитлера
Христос святого Хуана де ля Крус
Дали начал рано интересоваться искусством и еще в школе брал частные уроки живописи у художника Нуньес, профессора академии художеств. Затем, в Школе изящных искусств при Академии художеств он сблизился с литературными и художественными кругами Мадрида — в частности, с Луисом Бунюэлем и Федерико Гарсиа Лоркой. Однако в Академии он надолго не задержался — за некоторые чересчур смелые идеи его отчислили, что, впрочем, не помешало ему организовать первую небольшую выставку своих работ и быстро стать одним из самых знаменитых художников Каталонии.
Молодые женщины
Автопортрет с рафаэлевской шеей
Корзина с хлебом
Молодая женщина, увиденная со спины
После этого Дали встречает Гала, ставшую его «музой сюрреализма». Приехав к Сальвадору Дали со своим мужем, она тут же воспылала страстью к художнику и оставила супруга ради гения. Дали же, поглощенный своими чувствами, словно даже и не заметил, что его «муза» приехала не одна. Гала становится его спутницей жизни и источником вдохновения. Она также стала мостиком, соединявшим гения со всем авангардистским сообществом — ее такт и мягкость позволили ему поддерживать хоть какие-то отношения с коллегами. Образ возлюбленной нашел отражение во множестве работ Дали.
Портрет Гала с двумя рёбрышками ягнёнка, балансирующими на её плече
Моя жена,обнажённая, смотрит на собственное тело, ставшее лесенкой, тремя позвонками колонны, небом и архитектурой
Галарина
Обнажённый Дали, созерцающий пять упорядоченных тел, превращающихся в карпускулы, из которых неожиданно сотворяются Леда Леонардо, оплодотворённая лицом Гала
Безусловно, если говорить о живописи Дали, нельзя не вспомнить его самые известные работы:
Сон, навеянный полётом пчелы вокруг граната, за миг до пробуждения
Постоянство памяти
Пылающий жираф
Лебеди, отражающиеся в слонах
Податливое сооружение с варёными бобами (Предчувствие гражданской войны)
Антропоморфный шкафчик
Сон
Содомское самоудовлетворение невинной девы
Вечерний паук… надежда
Призрак Вермера Делфтского, способный послужить и столом
Скульптуры Дали вывели его сюрреалистический талант на новый уровень — с плоскости холста они перескочили в трехмерное пространство, обретя форму и дополнительный объем. Большинство работ стали интуитивно знакомы зрителю — мастер использовал в них те же образы и идеи, что и в своих полотнах. Для создания скульптур Дали приходилось по несколько часов заниматься лепкой из воска, а затем создавать формы для отливки фигур из бронзы. Некоторые из них затем были отлиты в увеличенном размере.
Кроме всего прочего, Дали был отличным фотографом, и в век самого начала развития фотографии вместе с Филиппом Халсманом он ухитрялся создавать совершенно невероятные и сюрреалистические снимки.
Любите искусство и наслаждайтесь работами Сальвадора Дали!
Театр-музей в Фигерасе: архитектуру можно создавать из хлеба и яиц
Театр-музей Сальвадора Дали в его родном Фигерасе
…Как-то летним вечером Дали обратил внимание на выразительную кирпичную кладку старого театра Принсипаль в Фигерасе. В сопровождении художника Жоакима Бека де Кареды он осмотрел живописные руины и предложил использовать это место для музыкальных спектаклей
Но тогда его предложение не встретило одобрения: о каких спектаклях может идти речь на сущих развалинах, в которые превратился к тому моменту театр!
Тем не менее, Дали вернулся к идее в 1961 году, когда рассказал Рамону Гуардьоле, мэру Фигераса, и Мелито Казальсу, своему доверенному фотографу, о намерении построить здесь необычный музей. Место для художника было знаковым: ведь именно здесь, в здании старого театра, в 1918 году проходила первая выставка 14-летнего Дали. Несмотря на рвение, гениальному художнику пришлось целое десятилетие ждать осуществления своей мечты.
Изначально Дали не хотел выставлять здесь свои оригинальные работы – только фотографии. Тем не менее, мэрии удалось уговорить художника передать в музей оригиналы картин. И в октябре 1970 года после того, как конфликт был улажен, начались работы по реконструкции здания театра.
Во внутреннем дворе Театра-музея
Заметим, идея театра-музея, как и концепция его наполнения, безраздельно принадлежат самому Дали. Музейный комплекс состоит из здания старого муниципального театра, а также части средневековых городских стен и башни «Галатея» – по воле судьбы впоследствии ставшей последней резиденцией художника. Строился музей 14 лет. На все необходимые работы ушла большая часть состояния Дали, немалого к тому времени, а также выделенные испанским правительством субсидии и пожертвования многих его друзей.
-…Я хочу, чтобы мой музей был монолитом, лабиринтом, огромным сюрреалистическим объектом. Это будет абсолютно театральный музей. Приходящие сюда будут уходить с ощущением, будто им привиделся театральный сон…» – писал о музее Сальвадор Дали.
Для работ над куполом необычного театра Сальвадор Дали привлек своего друга, архитектора Эмилио Переса Пиньейро. Созданная им выпуклая крыша из стекла и стали стала символом международного поп-арта. Создавая эту конструкцию, автор вдохновлялся работами американского дизайнера Ричарда Фуллера.
Купол Театра-музея Дали хорошо виден чуть ли не ото всюду в Фигерасе
…Постройка с ярко-алыми стенами видна еще издалека. Театр-музей поражает, в первую очередь, гигантскими яйцами, водруженными на мощную кирпичную кладку стен. Почему яйца? Выбор, считают исследователи творчества Дали, совсем неслучаен: художник использовал этот образ во многих своих картинах, художественных акциях и скульптурах. Помимо того, что яйцо – это во многих культурах символ жизни, — ампурданские яйца, особенно желтые, — это еще и пищевой бренд, они славятся своим качеством и ценятся на рынке гораздо дороже остальных.
Главный принцип сюрреализма — сочетай несочетаемое – используется здесь на каждом шагу. Пока строился музей, жители окрестных домов с удивлением наблюдали, как фасад постепенно покрывается булками крестьянского хлеба. Рисунок из булок на стене напоминал старинные мавританские дворцы, где часто использовался орнамент «в крапинку». Дело в том, что Дали преклонялся перед хлебом и тоже часто использовал его в картинах. Сам Дали не раз признавался:-…Хлеб стал одним из давних предметов фетишизма и навязчивых идей в моих произведениях, это номер один, которому я был более всего верен…
«Пищевая» архитектура Сальвадора Дали
Другой характерный образ — женская фигура с батоном хлеба и костылем, ещё одним часто используемым и значимы предметом образного мира художника. Сквозные отверстия в солнечном сплетении женской фигуры иллюстрируют идею Дали о том, что информация содержится в пустом пространстве.
12 октября 1983 года к театру был присоединен еще и соседний дом Горгот. Согласно распоряжению художника, он был погребен в Фигерасе, в своем Театре-музее, как раз под модернистским куполом, который сооружал Эмилио Пиньейро. Произошло это 25 января 1989 года. Гениальному художнику были отданы все полагающиеся почести.
Гала Дали — «демонесса гения»
В 25 лет Дали встретил единственную любовь всей своей жизни — эмигрантку из России Елену Дьяконову, которая называла себя Галой Элюар. Она была старше художника на десять лет и состояла в браке с его другом. Этот союз супруги позиционировали как свободный. Между Сальвадором и Галой возникла серьёзная страсть, и женщина оставила своего мужа, чтобы стать для Дали любовницей, а затем и женой. Для художника Гала была не только музой, но и своего рода менеджером. Благодаря её усилиям картины Дали стали популярны во многих странах, и его слава приобрела совершенно иные масштабы. Сальвадор слыл в обществе эпатажной личностью с весьма причудливой манерой поведения. Даже его внешний вид говорил о том, что он — натура эгоцентричная и бесконечно творческая. Постоянные безумные выходки Дали шокировали его отца, из-за чего у них были напряжённые отношения. Последней каплей стала надпись на одной из картин художника о том, что он с наслаждением плюёт на портрет умершей матери. Хотя в действительности он всей душой любил свою мать и тяжело переживал её уход из жизни. Дали вело неудержимое стремление шокировать и изумлять публику. Однажды он перессорился и с членами сюрреалистической тусовки, к которой принадлежал, на прощание заявив, что сюрреализм есть он. А его эпатаж с нездоровым восхищением Гитлером и вовсе шокировал коллег. В преддверии Второй мировой войны, успев окончательно разорвать отношения с единомышленниками, Сальвадор вместе с Галой отбыли в США.
Художник был узнаваем и в этой стране и быстро добился ещё большего успеха. Любители роскоши скупали его картины за огромные суммы. К тому времени Дали нажил приличное состояние. В Америке он пробовал себя как дизайнер, ювелир, иллюстратор, сотрудничал с Хичкоком и Уолтом Диснеем. Сальвадор не изменял себе и продолжал совершать эксцентричные поступки. Он мог провести выставку в акваланге или в экстравагантном костюме метафизического куба, мог выйти на прогулку с муравьедом, о чём потом писали многочисленные издания. Но по-настоящему известность он почувствовал после выпуска своей автобиографии под названием «Тайная жизнь Сальвадора Дали». Её экземпляры разлетелись как горячие пирожки. Книга, написанная в лёгком жанре, получилась несколько странной и даже шокирующий, но, безусловно, индивидуальной. Постепенно Дали прискучило в Америке. Он выдохся от излишне насыщенной и эпатажной жизни. После восьми лет, проведённых в этой стране, художник и его жена возвратились на родину, в любимую Каталонию. Здесь Дали построил большой дом-музей, который получил название «Дворец ветра». Живопись Сальвадора в Испании приобрела особенно академический характер: работы, в основном пейзажи и классические картины, стали более спокойны. Дали проникся идеями католицизма, и в картинах засквозила религиозная тема. На 54-м году жизни художник обвенчался со своей музой. Но, несмотря на венчание, их чувства охладевали. Гала, как и раньше, придерживалась свободной любви, и её всё чаще видели в окружении молодых кавалеров. Супруги нередко ссорились. Всё это привело Дали к глубокой депрессии, что не замедлило сказаться на творчестве — полотна наполнились печалью и скорбью. Сальвадор купил для Галы замок, в котором она жила отдельно от него. Он же имел право посещать свою возлюбленную только с её письменного разрешения. Это длилось более десяти лет.
Христос Святого Иоанна Креста
Эта картина известна как Христос Святого Иоанна Креста, потому что ее дизайн основан на рисунке испанского монаха 16-го века Иоанна Креста. Композиция состоит из треугольника, который образован руками Христа и горизонтали креста; и круг, который образован главой Христа. Треугольник можно рассматривать как ссылку на Святую Троицу, в то время как круг может представлять единство, то есть все вещи существуют в трех.
Хотя картина является изображением распятия, она лишена гвоздей и крови. По словам Дали, вдохновение картины пришло к нему через космический сон, в котором он был убежден, что изображение гвоздей и крови портит его образ Христа. Христос Святого Иоанна Креста был избран любимой живописью Шотландии в 2006 году, и многие считают, что это величайшая религиозная живопись двадцатого века.
9
Жираф в огне
Работу «Жираф в огне» рассматривают как выражение личной борьбы Сальвадора Дали с гражданской войной, происходящей в его родной стране. На полотне написаны две женские фигуры с неопределенными фаллическими формами, выступающими из их спины. Руки, предплечья и лицо ближайшей фигуры урезаются до мышечной ткани под кожей. Напротив, открываются выдвижные ящики, выступающие из левой ноги и сундука фигурки.
Сальвадор Дали был большим поклонником знаменитого невролога Зигмунда Фрейда, и некоторые картины Дали были под влиянием фрейдистских теорий. Эти открытые ящики могут быть отнесены к психоаналитическому методу Фрейда и относятся к внутреннему, подсознательному внутри человека. Живое изображение жирафа на заднем плане было описано Дали как «мужским космическим апокалиптическим монстром». Он считал это предчувствием войны.
3
Портрет Софьи Крамской
По мнению некоторых искусствоведов, картина — собирательный образ. Через неё Иван Крамской хотел передать недостатки особ высшего света. Высокомерный взгляд девушки и её поза демонстрировали облик светских львиц. У неизвестной не было конкретного прототипа, но рисовали картину с натуры.
Лицо темноволосой красавицы Крамской срисовал со своей дочери. Картина «Девушка с кошкой», на которой изображена Софья Крамская, чем-то напоминает «Неизвестную». Однако не все согласны с этой теорией. Другая часть искусствоведов делится надвое. Одни считают, что неизвестная дама — фаворитка императора. Другие, что она — жена дворянина. И в первом, и во втором случае судьбы девушек закончились трагически. Возможно, именно поэтому картина приносит несчастье?
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА
Сальвадор Дали часто прибегал ко сну с ключом в руке. Сидя на стуле, он засыпал с зажатым между пальцами тяжёлым ключом. Постепенно хватка ослабевала, ключ падал и ударялся о лежащую на полу тарелку. Возникшие во время дремоты мысли могли быть новыми идеями или решениями сложных проблем.
В 1961 году Сальвадор Дали нарисовал для Энрике Берната, основателя испанской компании производящей конфеты на палочке, логотип «Chupa Chups», который в несколько измененном виде сегодня узнаваемый во всех уголках планеты.
В честь Сальвадора Дали назван кратер на Меркурии.
Великий художник при жизни завещал похоронить его так, чтобы по могиле могли ходить люди, поэтому его тело замуровали в стене в музее Дали в г. Фигерас. В этой комнате запрещено фотографировать со вспышкой.
Приехав в Нью-Йорк в 1934 году, в качестве аксессуара он нес в руках батон хлеба длиной 2 метра, а посещая выставку сюрреалистического творчества в Лондоне оделся в костюм водолаза.
В разное время Дали объявлял себя то монархистом, то анархистом, то коммунистом, то приверженцем авторитарной власти, то отказывался ассоциировать себя с каким бы то ни было политическим течением. После Второй мировой войны и возвращения в Каталонию Сальвадор поддерживал авторитарный режим Франко и даже написал портрет его внучки.
Дали отправил румынскому лидеру Николасу Чаушеску телеграмму, написанную в свойственной художнику манере: на словах он поддерживал коммуниста, а между строк читалась едкая ирония. Не заметив подвоха, телеграмму опубликовали в ежедневной газете Scînteia.
Известная ныне певица Шер (Cher) и ее муж Сонни Боно, будучи еще молодыми, посетили вечеринку Сальвадора Дали, которую он утроил в Нью-Йоркском отеле Plaza. Там Шер случайно села на подложенную хозяином мероприятия ей на кресло сексуальную игрушку странной формы.
В своей жизни Дали сам полностью завершил работу только над одним фильмом, «Впечатления от верхней Монголии» (1975), в котором он рассказал историю об экспедиции, которая отправилась на поиски огромных галлюциногенных грибов. Видеоряд «Впечатлений о Верхней Монголии» большой частью основан увеличенных микроскопических пятнах мочевой кислоты на латунной полоске. Как вы можете догадаться, «автором» этих пятен был маэстро. В течение нескольких недель он «рисовал» их на кусочке латуни.
Совместно с Кристианом Диором в 1950 году Дали создал «костюм для 2045 года».
Полотно «Постоянство памяти» («Мягкие часы») Дали написал под впечатлением от Эйнштейновской теории относительности. Идея в голове Сальвадора обрела форму, когда он, одним августовским жарким днем, разглядывал кусок сыра «Камабер».
Впервые образ слона появляется на полотне «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения». Помимо слонов, Дали часто использовал на своих картинах образы других представителей царства животных: муравьев (символизировали смерть, распад и, в то же время, огромное сексуальное желание), улитку он связывал с человеческой головой (см. портреты Зигмунда Фрейда), саранча в его работах связана с отходами и чувством страха.
Яйца на картинах Дали символизируют пренатальное, внутриутробное развитие, если посмотреть глубже — речь идет о надежде и о любви.
Седьмого декабря 1959 года в Париже состоялась презентация овосипеда (ovocypede): устройства, которое придумал Сальвадор Дали и воплотил в жизнь инженер Лапарра. Овосипед — прозрачный шар с закрепленным внутри сиденьем для одного человека. Этот «транспорт» стал одним из устройств, которое Дали успешно использовал для того, чтобы шокировать публику своим появлением.
Сон
В произведении «Сон» Дали воссоздал вид большой, мягкой головы и практически отсутствующего тела. Однако, в этом случае, лицо, не является автопортретом. Сон и мечты — это превосходство в сфере бессознательного. Костыли всегда были торговой маркой Дали, намекая на хрупкость поддерживающих сторон, которые поддерживают «реальность», но здесь ничто, даже собака, не кажется по своей сути стабильным, так как подперто.
Все, что изображено на полотне, кроме головы, купается в бледно-голубоватом свете, дополняя чувство отчуждения от мира дневного света и рациональности. В произведении «Сон» Сальвадор Дали вернулся к классическому сюрреалистическому мотиву. Сны — это сущность многих фрейдовских теорий из-за их доступа в бессознательное, до-профессиональная тема для сюрреалистов, в том числе Дали.
11
Лучшие картины
Первой знаменитой работой художника считается полотно «Постоянство памяти», на котором изображены стекающие со стола жидкие часы на фоне песочного пляжа. Сейчас картина находится в США в Музее современного искусства и считается самой известной работой мастера. При содействии возлюбленной Галы начинают проходить экспозиции Дали в различных городах Испании, а также в Лондоне и Нью-Йорке.
Гения замечает меценат Виконт Шарль де Ноэйль, который по высокой цене скупает его картины. На эти деньги возлюбленные приобретают себе приличный дом рядом с городком Порт-Льигата, что находится на берегу моря.
В этом же году Сальвадор Дали делает еще один решительный шаг навстречу будущему успеху: он присоединяется к обществу сюрреалистов. Но и здесь эксцентричный каталонец не вписывается в рамки. Даже среди бунтарей и возмутителей традиционного искусства, таких как Бретон, Арп, де Кирико, Эрнст, Миро, Дали выглядит белой вороной. Он входит в конфликт со всеми участниками движения и в итоге провозглашает свое кредо — «Сюрреализм — это я!».
После прихода Гитлера к власти в Германии у Дали начинаются недвусмысленные сексуальные фантазии по поводу политика, что находит свое выражение в художественном творчестве, и это тоже возмущает его коллег. В итоге, накануне Второй мировой войны Сальвадор Дали разрывает свои отношения с группой французских художников и уезжает в Америку.
За это время он успел поучаствовать в создании сюрреалистического фильма Луиса Бонюэля «Андалузский пес», который имел большой успех у публики, а также приложил свою руку ко второй картине своего друга «Золотой век». Самой знаменитой работой молодого автора этого периода стала «Загадка Вильгельма Телля», в которой он изобразил советского лидера компартии с большой обнаженной ягодичной мышцей.
Среди нескольких десятков полотен этого времени, которые выставлялись на персональных выставках в Великобритании, США, Испании и Париже, можно выделить «Мягкую конструкцию с вареными бобами, или Предчувствие гражданской войны». Картина появилась буквально перед началом гражданской войны в Испании наряду с «Возбуждающим пиджаком» и «Телефоном-омаром».
После посещения Италии в 1936 году Дали начал буквально бредить искусством итальянского Возрождения. В его творчестве появились черты академизма, что стало еще одним из противоречий с сюрреалистами. Он пишет «Метаморфозы Нарцисса», «Портрет Фрейда», «Гала — Сальвадор Дали», «Осенний каннибализм», «Испания».
Последней работой в стиле сюрреализма считается его «Сон Венеры», который появился уже в Нью-Йорке. В США художник не только занимается живописью, он создает рекламные плакаты, оформляет магазины, работает с Диснеем и Хичкоком, помогая им с художественным оформлением фильмов. В это же время он пишет свою знаменитую автобиографию «Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим», которая моментально раскупается.
Соединенные Штаты и популярная культура
В конце 1940-х Дали вместе с Гала переехал в Соединенные Штаты. Где он жил между Нью-Йорком и Калифорнией, проводя роскошные декадентские вечеринки. Работая между областями изобразительного искусства и дизайна, он был бесконечно плодотворен. Сотрудничая с художниками в производстве одежды, мебели, графики и театральных декораций.
Один из его самых известных примеров, логотип Chupa Chups, который используется до сих пор. Дали также баловался актерским искусством, появляясь в ряде телевизионных рекламных роликов. Хотя такие вопиющие схемы зарабатывания денег только еще больше отдалили его от французских сюрреалистов.
Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения
Сальвадор Дали сказал, что это произведение должно было «впервые выразить в изображениях открытия Фрейдом типичного сна с длинным рассказом, последствием мгновенной случайности, которая заставляет спящего человека проснуться». Это показывает спящая фигура жены художника Гала Дали, плывущая над скалой. Рядом с ее обнаженным телом две капли воды, гранат и пчела также переносятся в воздухе.
Мечта Галы вызвана жужжанием пчелы и изображается в верхней половине полотна. В последовательности изображений, гранаты открываются, чтобы выпустить гигантскую красную рыбу, из уст которой появляются два свирепых тигра вместе со штыком, который вскоре разбудит Галу из ее спокойного сна. Слон, позднее повторяющийся образ в работах Дали, представляет собой искаженную версию «Слон и обелиск», скульптуру известного итальянского художника Джан Лоренцо Бернини.
2
Он печально известен своим эксгибиционистским поведением.
Дали не оставил камня на камне, когда дело дошло до пика стоимости и внимания
На мероприятиях он делал все возможное, чтобы создать сцену или ситуацию, которая бы привлекла внимание. Например, явиться на лекции в Париже в Rolls Royce фаршированным цветной капустой или одеть на себя водолазный костюмбыло обычным делом для Сальвадора Дали
Сальвадор Дали с курицей на плече
Однажды он присутствовал на маскараде с Галой. Она была одета как ребенок Линдберг, пока он принимал участие в похищении. Позже ему пришлось извиниться за этот трюк, поскольку преступление серьезно обеспокоило американцев, и они думали, что выходки Дали неприятны. Пронзительные глаза; неопрятные волосы; свернувшиеся усы; и присутствие кур и других существ на его голове; были выходками, которые Дали часто использовал, чтобы привлечь внимание и улучшить свой образ сумасшедшего гениального художника