Сальвадор дали. жизнь и творчество иконы сюрреализма

Пейзаж близ Фигераса

«Пейзаж близ Фигераса» (1910). Картина относится к одним из ранних работ известного художника, приверженца направления сюрреализм. Это полотно Дали создал будучи в детском возрасте, на тот момент ему всего 6 лет. Работа выполнена масляными красками. В картине явно заметны черты импрессионизма — популярного на тот момент направления среди творческих личностей. Такого рода полотна в этом направлении живописец будет создавать до 20-х годов, после чего перейдет к кубизму и сюрреализму. В настоящее время данное полотно находится в частной коллекции одного из поклонников творчества Дали.

Соболезнования

«Сальвадора Дали во многом можно упрекнуть, но не в измене искусству, творчеству».Рудольф Баландин, писатель

«Он чувствовал себя полностью свободным человеком».Энрике Сабатер, друг и помощник Сальвадора Дали

«Он был Дали, и, как он когда-то сказал, каждый сделанный им мазок кисти был эквивалентом пережитой трагедии».Мередит Этерингтон-Смит, писатель-биограф

Формирование художественного мастерства Дали проходило в эпоху раннего модерна, когда его современники в значительной степени представляли такие новые художественные течения, как экспрессионизм и кубизм.

В 1929 году молодой художник примкнул к сюрреалистам. Этот год отмечен важным поворотом в его жизни, поскольку Сальвадор Дали встретил Галу. Она стала его любовницей, женой, музой, моделью и главным вдохновением.

Так как он был блестящим чертёжником и колористом, Дали почерпнул много вдохновения от старых мастеров. Но он использовал экстравагантные формы и изобретательные способы, чтобы составить совершенно новый, современный и инновационный стиль искусства. Его картины отличаются использованием двойных образов, ироничных сцен, оптических иллюзий, сновидческих пейзажей и глубокого символизма.

На протяжении всей своей творческой жизни Дали никогда не ограничивался одним направлением. Он работал с масляными красками и акварелью, создавал рисунки и скульптуры, фильмы и фотографии. Даже разнообразие формы исполнения не было чуждо художнику, в том числе создание ювелирных изделий и других произведений прикладного искусства. В качестве сценариста Дали сотрудничал с известным режиссёром Луисом Бунюэлем, который снял фильмы «Золотой век» и «Андалузский пёс». В них отобразились нереальные сцены, напоминающие ожившие картины сюрреалиста.

Плодовитый и чрезвычайно одарённый мастер оставил огромное наследие для будущих поколений художников и любителей искусства. Фонд «Гала-Сальвадор Дали» запустил онлайн-проект Catalogue Raisonné of Salvador Dalí
для полной научной каталогизации картин, созданных Сальвадором Дали в период с 1910 по 1983 год. Каталог состоит из пяти разделов, разбитых по временной шкале. Его задумали не только для предоставления исчерпывающей информации о творчестве художника, но и для определения авторства произведений, поскольку Сальвадор Дали – один из самых подделываемых живописцев.

О фантастическом таланте, воображении и мастерстве эксцентричного Сальвадора Дали свидетельствуют эти 17 примеров его сюрреалистических картин.

Музей Сальвадора Дали в Фигерасе

Сегодня нескончаемый поток туристов проходит через музей Сальвадора Дали.

Однако не многие знают, как тяжело далось художнику это здание, и что ему пришлось сделать, чтобы люди все-таки смогли окунуться в мир прекрасного!

Желание великого художника или как мечта воплощалась в реальность!

Осмотрев руины старого театра, художник решил, что именно здесь он устроит свой необычный музей. Однако из-за разногласий представителей власти и работников культуры, первые строительные работы начались здесь только спустя десятилетие. Чтобы разрешить ситуацию и осуществить мечту, Дали пришлось передать все оригиналы картин в музей.

Когда же конфликт интересов между мэром города Фигерас и управлением искусств был улажен, некогда разрушенное здание театра, в 1970 году стало приобретать оригинальные образы. Так крыша здания выполнена из стали и стекла, а его стены выстланы хлебными буханками. По задумке автора подобный интерьер должен был показать его необычайную любовь и поклонение хлебу.

Сальвадор Дали вложил в музей душу. Он хотел, чтобы люди, выходили из огромного здания с таким ощущением, будто они побывали в настоящем театральном сне и ему это удалось!

Что можно увидеть в музее

Первое, что бросается в глаза – это уникальный вид здания. Сюрреализм в творчестве художника присутствует во всем! Фасад здания украшают яйца, как символ всего живого на Земле, а само оно выглядит как огромный свадебный торт.

Зайдя в здание, человек как бы становится участником событий и попадает в другую реальность, именно на это и рассчитывал гений. Все это стало возможным за счет пяти многоуровневых площадок, выполненных по особому сценарию. Проходы в здании можно сравнить с лабиринтами, а стены залов украшены картинами, расписанные самим автором.

В залах перед туристами предстает самая крупная и разнообразная коллекция картин художника. В ее число входят: «Портрет Гала с двумя ребрышками ягненка, балансирующими на её плече», «Портрет Пикассо», «Корзинка с хлебом», «Исчезающие образы», «Галатея со сферами», «Девушка с письмом», а также работы его друзей художников. Помимо картин вы сможете увидеть различные скульптуры, экспозиции, трехмерные коллажи, комнату-лицо и еще много чего интересного.

Веб-сайт: https://www.salvador-dali.org/en/

Адрес: Plaça Gala i Salvador Dalí, 5, Figueres, Girona

Телефон: +34 972 67 75 00

Время работы: 09:00 — 20:00

Мягкая конструкция из вареной фасоли (Предчувствие гражданской войны).

В этой работе Сальвадор Дали рассматривает гражданскую войну в Испании с несколько неясной точки зрения, связанной с его идеологической и политической позицией.

Из-за этой работы и политической двусмысленности художника, сюрреалистическое движение давит на него, и возникает несколько противоречий, поскольку все художники этого аспекта считали себя революционерами левых.

Художник позиционирует событие как нечто неизбежное, в котором Испания «самоуничтожается».

Существо, которое доминирует в этой сцене, образует очертания испанской карты, из которых выходят руки и ноги. Вы можете увидеть рассыпанную на землю запеченную фасоль, которая никого не может накормить.

Холст был написан масляной краской в ​​1936 году, имеет размер 101 х 100 см и находится в Художественном музее Филадельфии в США.

Платье с лобстером

Дали интересовали все сферы искусства, в том числе и мода. В 20-х годах прошлого века он встретил другого творческого человека с сумасшедшими идеями. Им оказалась легендарная итальянка Эльза Скиапарелли — новатор и революционер в модном мире.

Дизайнер и Дали создали несколько возмутительных (а теперь уже легендарных) предметов гардероба. Их фантазия задолго до Филипа Трейси и Стивена Джонса породила своеобразные головные уборы, в том числе шляпки в виде туфель и шляпки-таблетки, ставшие популярными благодаря Джекки Кеннеди. Позже они придумали сумки в виде яблок и перчатки с накладными ногтями. Но главные творения этого звездного тандема — платья. На самом известном из них изображен любимый Дали вареный лобстер в окружении листочков зелени. Возможно, оно бы и не стало таким популярным, если бы интересную вещь не решилась надеть никто иная, как Уоллис Симпсон — герцогиня Виндзорская, ради женитьбы на которой Эдуард VIII отрекся от престола (все же хорошо, что времена изменились, иначе мы бы не увидели пышную свадьбу Меган Маркл). Кстати, даже последняя коллекция Schiaparelli включала платья с изображением “родственников” омаров — крабов.

Он утверждал, что помнит свое существование в утробе матери

Сальвадор Дали родился 11 мая 1904 года в 8:45 по Гринвичу. Он сам описал этот момент как страдание «от ужасного травматизма при рождении». Да, Сальвадор Дали утверждал, что явно помнит его перинатальный опыт и идеальный мир, из которого он пришел. Он сказал, что помнит свое существование в утробе матери, как будто это было вчера. 

Жареное яйцо на тарелке без тарелки (1932) — Сальвадор Дали  

В 1932 году Дали создал картину под названием «Жареное яйцо на тарелке без тарелки». Эту картину Дали создал, якобы вдохновленный одним из своих внутриутробных воспоминаний. Дали сказал, что самое прекрасное видение, которое он лицезрел в утробе матери, — это «пара яиц, жаренных на сковороде без сковороды». Он воспроизвел это видение в этой картине вместе с цветами, которые он видел: красный, оранжевый, желтый и голубоватый; цвета пламени. Часто его одержимость фантазиями объясняется тем, что Дали жаждал воссоздать райский идеальный мир, который он помнил, в противовес суровой реальности этой жизни.

Жизнь в Каталонии

Родился Сальвадор Доминго Фелипе Хасинто Дали I Доменек в 1904 году в Фигерасе, Каталония. Родители Дали заставили его поверить в то, что он был реинкарнацией своего старшего брата. Который умер всего за 9 месяцев до его рождения. Бурный и непредсказуемый ребенок, Дали был склонен к вспышкам гнева в семье и с друзьями.

Но он рано проявил склонность к искусству. Которую его родители стремились поощрять. Его художественный взгляд был особенно привязан к каталонской сельской местности. Которая продолжала влиять на его искусство, когда он стал взрослым. Еще будучи подростком, Дали поступил в Мадридскую школу изящных искусств. Но его мать, умерла год спустя, когда ему было всего 16 лет, и эти переживания оставили его крайне убитым горем.

Сон

В произведении «Сон» Дали воссоздал вид большой, мягкой головы и практически отсутствующего тела. Однако, в этом случае, лицо, не является автопортретом. Сон и мечты — это превосходство в сфере бессознательного. Костыли всегда были торговой маркой Дали, намекая на хрупкость поддерживающих сторон, которые поддерживают «реальность», но здесь ничто, даже собака, не кажется по своей сути стабильным, так как подперто.

Все, что изображено на полотне, кроме головы, купается в бледно-голубоватом свете, дополняя чувство отчуждения от мира дневного света и рациональности. В произведении «Сон» Сальвадор Дали вернулся к классическому сюрреалистическому мотиву. Сны — это сущность многих фрейдовских теорий из-за их доступа в бессознательное, до-профессиональная тема для сюрреалистов, в том числе Дали.

11

Создание

В 1934 году Дали написал картину с оптической иллюзией — «Лицо Мэй Уэст, использованное в качестве сюрреалистической комнаты». На ней изображено пространство, предметы интерьера которого сливались в лицо женщины: шторы становились волосами, картины на стене — глазами, камин — носом. Центром комнаты был диван в виде губ. Лицо обладало портретным сходством со знаменитой актрисой, секс-символом того времени Мэй Уэст, которая всегда ярко красила губы.


Картина «Лицо Мэй Уэст, использованное в качестве сюрреалистической комнаты». Изображение: Wikimedia Commons

В 1937 году был сделан первый диван-губы — в честь презентации модельером Эльзой Скиапарелли новой помады. Тогда мебель не произвела фурора.

В начале семидесятых, уже когда Дали стал всемирно известным художником, у него родилась идея воплотить картину «Лицо Мэй Уэст, использованное в качестве сюрреалистической комнаты» в трёхмерном пространстве. Одна из комнат его театра-музея в городе Фигерас стала материальным воплощением этой работы. Мебель — уже не нарисованная, а настоящая — в ней также была деталями женского портрета. В центре полукруглого подиума-«лица» стоял пластиковый красный диван-губы.

После открытия музея посетителей особенно поразила эта комната, и производство диванов Дали быстро поставили на поток.

Истоки творческого гения

Сальвадор Дали родился в Каталонии 11 мая 1904 года в городке Фигерас, рядом с Барселоной. Каталония всегда гордилась своим особенным духом, и на протяжении веков имела глубокие культурные и политические отличия от остальной Испании. Ее ярко характеризовали свой язык и тесная связь с искусством. Столица Каталонии, Барселона, была творческим пристанищем великого архитектора Антонио Гауди и не менее знаменитых художников Миро и Пикассо.

Родители Сальвадора очень любили его. Отец был нотариусом, увлекался искусством и живописью. Он гарантированно дал бы своему сыну спокойствие и размеренность буржуазной жизни, наполненной по меньшей мере провинциальными культурными событиями. Строгий и весьма образованный человек, он имел большую библиотеку, где Сальвадор делал свои первые литературные и философские открытия.

Сальвадор Дали в детстве

Еще в детстве Сальвадор заинтересовался живописью. Будучи десятилетним мальчишкой, он впервые увидел картины художников-импрессионистов. Они поразили его воображение игрой цвета и света. С того самого момента он увлекся рисованием и пошел учиться в муниципальную художественную школу. Этого ему было мало, и он брал дополнительные уроки у своего наставника, профессора Нуньеса. От природы Сальвадор был блестящим художником, хотя уже в начале творческой карьеры больше прославился своей необузданной эксцентричностью, чем живописью.

Автопортрет с рафаэлевской шеей картина Сальвадора Дали

«Автопортрет с рафаэлевской шеей» — один из самых известных автопортретов испанского художника Сальвадора Дали (1904-1989). Картина была написана в 1921 году. Холст, масло. Размеры: 41,5 × 53 см. В настоящее время находится в музее Фонд «Гала-Сальвадор Дали» в Фигерасе, Испания.

Сальвадор Дали больше известен именно как художник-сюрреалист, однако данная работа создана в стиле импрессионизм. В это время Дали был вдохновлён творчеством художника Рамона Пичота, который писал картины в стиле нео-импрессионизм. Под его влиянием он пытался создать необычные эффекты живописи. Стоит отметить, что Дали на момент создания картины было всего 17 лет, но молодой художник уже делал успехи в живописи и пробовал себя в различных техниках.

В центре картины автопортрет самого Сальвадора Дали с длинной шеей, о причине которой мы поговорим ниже. На этой картине Дали попытался передать ощущение меланхолии и грусти, так как в 1921 году умерла его мать. Как рассказывал сам художник, смерть матери для него стала одним из самых тяжёлых переживаний в жизни. На заднем плане видна рыбацкая деревня Кадакес, которая расположена на побережье Коста-Брава. В этой деревне семья Сальвадора Дали проводила лето.

Картина называется «Автопортрет с рафаэлевской шеей» по той причине, что здесь Дали создал изобразительную отсылку к известной картине великого итальянского художника эпохи Возрождения Рафаэля Санти (1483-1520) «Автопортрет». На картине Рафаэля бросается в глаза несоразмерная с головой и телом шея, которая кажется неестественно толстой и удлинённой. Эту деталь картины великого итальянского художника и заимствовал Сальвадор Дали, сделав свою шею длиннее и крупнее, чем положено. Таким образом Дали пытался завершить тот меланхоличный и грустный образ, что пытался передать в своей работе, поместив в картине символ — отсылку на произведение Рафаэля.

Пиджак-афродизиак

Дали работал над одеждой не только вместе с Скиапарелли, но и самостоятельно. Одно из модных изобретений Сальвадора — пиджак-афродизиак. Первая версия необычного наряда появилась в 1936 году — тогда его украшали порядка 80 стаканчиков с настоящим мятным ликером (и трудно же было не разлить все это дело!). Они крепились к пиджаку при помощи тонких соломинок, а в каждом из них лежала… мертвая муха (видимо, для правдоподобности).

К сожалению, этот вариант не сохранился, хотя его и пытались воссоздать по памяти для ряда художественных выставок. Зато более поздняя версия пиджака, в которой на смену стаканам пришли пронумерованные хрустальные рюмки, осталась не только в памяти современников испанского гения — Дали запечатлен в своем обмундировании на фотографии, которая хранится в архиве Би-би-си и считается одним из символов ХХ века.

Мягкая конструкция с варёными бобами

Сальвадор Дали написал этот шедевр за полгода до начала Гражданской войны в Испании. Он утверждал, что знал о войне из-за «пророческой силы своего подсознания». Картина отражает его беспокойство в то время и предсказывает ужас и насилие на войне. Он изображает два тела, одно более темное, чем другое, в ужасном бою, где ни один из них не является победителем. Чудовищное существо саморазрушительно, как и Гражданская война.

Дали удостоверился, что картина выглядела очень реалистично, несмотря на фантастическое существо, которое она изображает. Вареные бобы на картине, которые также упоминаются в названии, являются, возможно, интерпретацией тушеного мяса, которое было съедено бедными гражданами, проживающими в трудное время в Испании. «Мягкая конструкция с вареными бобами» считается одним из величайших шедевров Дали и славится бесподобным использованием сюрреализма, изображающим ужасы войны.

10

Дали поощрял внебрачные связи своей жены Галы

В 1929 году Сальвадор Дали впервые встретил Елену Дьяканову Девулину, более известную как Гала. Гала была на 9 лет старше Дали, и в то время она была замужем за французским поэтом-сюрреалистом Полом Элюаром. Несмотря на это, у обоих начался роман вскоре после того, как они встретились. В конечном итоге Гала оставила своего мужа и вышла замуж за Дали в 1934 году. У Галы и Дали были нетрадиционные отношения. Известно, что у Галы были многочисленные внебрачные связи, в основном с молодыми художниками. Одна из этих связей была с ее бывшим мужем Элюардом. Дали знал об этих связях и фактически поощрял их. 

Сальвадор и Гала

Сальвадор Дали был практикующим кандаулизм «сексуальную практику или фантазию, в которой мужчина выставляет свою партнершу или ее образы другим людям для их вуайеристских удовольствий». Тем не менее, у Галы и Дали были длительные и успешные отношения, в течение которых она была его постоянной и самой важной музой; а также его величайшей страстью и его бизнес-менеджером

«Разница между мной и сюрреалистами в том, что я – сюрреалист»

Если смотреть с позиций творческой новизны, то необходимо отметить, что Дали разработал собственный, основанный на фрейдизме, параноидально-критический метод с его иррациональностью мира и отрицанием действительности. Как только Дали начал использовать этот метод в своих работах, стиль его живописи стал стремительно развиваться. В период с 1929 по 1937 годы он создал картины, которые сделали его самым известным в мире художником-сюрреалистом.

Сам метод Дали описывал как хаотичный процесс бессознательного восприятия мира, основанный на ассоциативных комбинациях бредовых видений. Эти видения должны быть систематизированы, критически переосмыслены, и только после этого перенесены на холст с предельной детализацией и точностью.

Сальвадор Дали за работой

Дали изображал мир грез, в котором все искажено, деформировано и доведено до внешнего абсурда, но, вместе с тем, наполнено внутренним скрытым смыслом. В большинстве своих работ он тщательно, почти до реализма, выписывал все детали, но помещая их при этом в пространство нереальности. В этих рамках он написал более 1500 различных произведений.

Нетрадиционные методы

Дали утверждал, что ряд необычных техник помог ему найти вдохновение для его сюрреалистических мотивов. В одной из них он засыпал, держа в руках оловянную тарелку и ложку. Шум ложки, падающей на тарелку, будил его как раз вовремя, чтобы он вспомнил свой сон.

В другой он стоял на голове, пока не падал в обморок, вызывая полуосознанное состояние. Которое повлияло на известные произведения, такие как “Постоянство памяти”, 1931.

Дали также развил свой “параноидально-критический” стиль. Где чувство беспокойства было передано в его работах через оптические иллюзии, странные умножения и искаженные частей тела или костей. Которые символизировали подсознательные фрейдистские значения. Его “Метаморфоза Нарцисса” 1937 года является классическим примером.

Творчество художника

Весь мир знает Дали как художника. Но только живописью его творчество не ограничивается. Он создавал скульптуры, декорации, писал статьи в журналы, книги, сочинял сценарии к голливудским фильмам.

Сюрреализм — основной жанр, в котором писал Сальвадор Дали. В начале карьеры под впечатлением от творчества Пабло Пикассо он увлекался кубизмом и футуризмом.

Ключевые моменты творческой биографии:

  1. Ноябрь 1925 г. Первая персональная выставка в Барселоне в галерее Далмау. Он представил 22 работы — 17 картин и 5 рисунков.
  2. Январь-февраль 1927 г. Вторая персональная выставка и знакомство с каталонским художником Хуаном Миро. Перспективы работы в Париже.
  3. 1928 г. Выступает с лекцией на тему «Отношение современного каталонского искусства к веяниям нового разума». Открытое заявление о пристрастии к сюрреализму.
  4. 1929 г. Премьера первого сюрреалистического фильма «Андалузский лес» в Париже. Сальвадор Дали совместно с Луисом Бунюэлем пишет сценарий. Выставка в парижской галерее Карла Гоэманса. Скандал вокруг портрета матери.
  5. 1930 г. Написал самую знаменитую картину — «Постоянство памяти» («Мягкие часы»)
  6. 1933 г. Выставки в Париже и Нью Йорке.
  7. 1939 г. Разрыв отношений с обществом сюрреалистов в Париже. Лидер движения Андре Бретон из букв имени художника (salvador dali) составляет сочетание Avida Dollars ( в переводе «алчущий доллары»).
  8. 1942 г. Выпускает автобиографию под названием «Тайная жизнь Сальвадора Дали».
  9. 1945-46 гг. Сотрудничество с Уолтом Диснеем и Альфредом Хичкоком в США.
  10. 1969 г. Расписывает стены и потолки в замке Пуболь.
  11. 1970 г. Работает над открытием собственного музея в Фигерасе. Увлечение голограммами.
  12. 28 сентября 1973 г. Открытие Театра-музея.
  13. 1980 г. Самая полная ретроспективная выставка в Париже в центре Жоржа Помпиду.
  14. 1983 г. Последняя работа на холсте «Ласточкин хвост».

За творческие заслуги Дали отметили членством во Французской академии искусств в Париже и высшей наградой в своем регионе в Испании — золотой медалью правительства Каталонии.

Замок Галы

Лицо Мэй Уэст

«Лицо Мэй Уэст» (1974). Работа относится к поздним работам живописца и выполнена в шуточном стиле. На картине изображено лицо известной американской актрисы. Губы женщины выполнены в виде красной софы, шторы послужили волосами, очи Мэй изображены в виде двух картин, а нос представляет собой камин, на котором разместились часы, представляющие собой переносицу. Работа художника занимает целую комнату, которая представляет собой иллюзию: издалека явно изображено лицо актрисы, но стоит только подойти ближе, как сразу становятся понятны предметы, из которых творец «собрал» лик Уэст.

Молодость Сальвадора Дали

В 1921 году у Дали умирает мать, и это заставило его быстро повзрослеть. Теперь ему надо было самому устраивать свою дальнейшую жизнь. Как и многие другие молодые испанские художники начала ХХ века, Сальвадор Дали в 1922 году отправился изучать живопись в Академию изящных искусств Сан-Фернандо в Мадриде. Это учебное заведение с ярко выраженным прогрессивным характером приглашало многих интеллектуалов того времени читать лекции, проводить конференции и организовывать выставки. Среди них были, например, такие знаменитости, как Мария Кюри, Луи Арагон, Ле Корбюзье и другие.

Будучи студентом, Сальвадор Дали освоил множество разных художественных стилей и проявил необычайные технические способности как живописец. В Мадриде его особенно привлекли Веласкес и Сурбаран, а также мастера эпохи Возрождения и маньеризма. Дали также исследовал все направления моды в изобразительном искусстве того времени: импрессионизм, пуантилизм, футуризм, кубизм и неокубизм, фовизм.

Королевская академия изящных искусств Сан-Фернандо, Мадрид

Своим свободолюбием и вспыльчивостью Сальвадор Дали вызывал резкое недовольство у руководства Академии Сан-Фернандо. В 1926 году он был из нее исключен за неподобающее поведение. Его отец был крайне раздражен, но согласился, чтобы сын продолжил учебу в Париже. Через какое-то время Дали встретился там с Пикассо. «Когда я попал в дом Пикассо, я был тронут и напуган, как если бы Папа меня принял лично». В эти годы Дали увлекался кубизмом и применял в своих работах чистые цвета, свойственные кубистам. Кроме того, в них он смело соединял техники живописи, которым научился раньше, в четко сформулированные композиции.

В конце 1920-х годов под влиянием научных идей Зигмунда Фрейда об эротическом значении подсознательного он пришел к созданию собственного художественного стиля. Этому же способствовала его связь с парижскими основателями движения сюрреализма – группой художников и писателей, провозглашавших превосходство человеческого подсознания над разумом. Среди них были, например, поэты Андре Бретон, Федерико Гарсиа Лорка и режиссер Луис Бунюэль, которые позже войдут в группу под названием «Поколение 27-го года».

Мягкий автопортрет с жареным беконом

Одной из ключевых работой, представленных на выставке, является «Мягкий автопортрет с жареным беконом» 1941 года. Эта картина представляет собой символ обновления и новой жизни, которая началась у Сальвадора Дали после переезда в США. Здесь он раскрыл себя в новых сферах: работал с мирами литературы, театра, моды, создавая имидж универсального художника. «Мягкий автопортрет с жареным беконом» отражает ироничное восприятие художником своей сущности. Словно змея, меняющая кожу, автопортрет воплощает и авангардные идеи европейского общества, и принципы американского общества потребления.

По символике Дали, ломтик жареного бекона на картине означает органическую материю и повседневную природу. Сюрреалиста всегда интересовала тема кожи. Так, например, Микеланджело, которым восхищался Дали, затронул эту тему при росписи в Сикстинской капелле, и утверждал, что наиболее последовательной вещью нашего представления является не дух или жизненная сила, а кожа.

В своей книге «Тайная жизнь Сальвадора Дали» сюрреалист пишет:

«Жить! Для этого надо перечеркнуть половину своей жизни, чтобы приступить ко второй половине во всеоружии опыта. Я убил свое прошлое, чтобы избавиться от него. Так змея избавляется от своей старой кожи — моя старая кожа, в таком случае, бесформенная и революционная послевоенная жизнь. Эти строки — конвульсии, которые позволят мне отбросить в забвенье последние куски прошлого, еще приставшие ко мне.

Новая кожа и новая земля! Земля свободы, столь возможной, земля Америки, предпочитаемая потому, что она молода и не затронута даже тенью драмы… Речь идет не о косметической хирургии или увечье, но о возрождении. Я не отрекаюсь ни от чего. Я продолжаюсь».

Сальвадор Дали. Мягкий автопортрет с жареным беконом, 1941

Соединенные Штаты и популярная культура

В конце 1940-х Дали вместе с Гала переехал в Соединенные Штаты. Где он жил между Нью-Йорком и Калифорнией, проводя роскошные декадентские вечеринки. Работая между областями изобразительного искусства и дизайна, он был бесконечно плодотворен. Сотрудничая с художниками в производстве одежды, мебели, графики и театральных декораций.

Один из его самых известных примеров, логотип Chupa Chups, который используется до сих пор. Дали также баловался актерским искусством, появляясь в ряде телевизионных рекламных роликов. Хотя такие вопиющие схемы зарабатывания денег только еще больше отдалили его от французских сюрреалистов.

Любовь и вдохновение

Гала (Елена Дьяконова) была для Дали не просто женщиной, а, выражаясь его словами, совершенством самой природы. Их отношения и брак вызывают разные мнения: восторг, осуждение, непонимание, зависть. Всех оппонентов объединяет одно — пара прекрасно дополняла друг друга.

К моменту знакомства Гала была замужем за французским поэтом Полем Элюаром, а Сальвадор находился на пути становления карьеры знаменитого художника. Личная жизнь 25-летнего испанца не содержала ярких моментов. Близости с женщиной у него еще не было. Но на поприще живописи уже загоралась звезда будущей мировой знаменитости.

Его произведения открыто обсуждали в широкой публике, но больших доходов он еще не имел. Вокруг имени Дали разразился скандал из-за его знаменитой подписи к картине: «Иногда я ради удовольствия плюю на портрет своей матери». Поступок стал причиной разлада с ближайшими родственниками. Отец и сестра резко ограничили с ним общение. Не одобрили они и его избранницу.

А Гала стала для Сальвадора главной музой и вдохновением, а заодно и импресарио. Она активно организовывала выставки, знакомила его с богемным обществом, находила спонсоров, выстраивала тактику продвижения талантливого супруга. Под ее влиянием из Дали вырос тот самый гений, способный воплотить в жизнь все амбиции и желания напористой женщины.

А он до безумия боготворил Галу и соглашался со всеми ее капризами и выходками, среди которых:

  • многочисленные любовники;
  • высокие траты, в т. ч. на плотские утехи;
  • уединенное проживание в замке Пуболь;
  • принуждение к рисованию и другим видам творчества.

Долгое время пара жила без законного оформления брака. Только после смерти первого мужа Галы в 1958 г. они смогли обвенчаться.

Ради Сальвадора женщина без оглядки ушла из семьи — бросила мужа и дочь. До конца своих дней она оставалась женой Дали. Благодаря ей мир узнал эпатажного художника с неограниченной фантазией.

фото с женой

Венера Милосская с ящиками

Диван-губы и телефон-лобстер не были единственными предметами интерьера, зародившимися в воображении Дали. Еще одна уникальная работа появилась в 1936 году. Как нетрудно догадаться, основой для нее послужила классическая Венера. Взяв за основу древнюю реликвию, Сальвадор воссоздал ее гипсовую копию, заведомо разделив тело женщины на ящики: один из них — в голове, другие в груди, животе и ногах. Художник еще раз напомнил о тайнах женского тела и его сексуальности.

В 1973 году Дали “переиздал” свою скульптуру. Новая Venus à la Giraffe получила длинную шею, из-за которой исчезли малейшие шансы добраться до ящика в голове (ох уж эти женские мысли), зато из ее живота, символизирующего плодородие, выходит длинный ящик, который невозможно закрыть.

В своих работах художник не раз обращался к теме женской сексуальности — на его эскизах были стулья и столы с женскими ногами и руками. Кстати, их воплотили в жизнь все в той же Bd Barcelona Design, как когда-то по эскизам гения был воссоздан столовый набор Mеnagеre с необычными вилками, ложками и ножами в виде улиток и растений.

Символы художника

Дали в своей сюрреалистической работе использовал ряд символов. Его самым известным символом были плавные часы, которые должны были символизировать относительность времени, описанную Альбертом Эйнштейном. Сальвадор сказал, что эта идея возникла, когда он смотрел на тающий камамбер в жаркий летний день. Другим символом были слоны на тонких ногах и расползающиеся муравьи. По его словам, муравьи символизируют смерть и страх. Эти чувства происходят из его детства – когда он был маленьким, в качестве домашнего животного у него была летучая мышь. Однажды она умерла, и Дали нашел ее покрытой муравьями.

Он изобрел параноик-критический метод сюрреализма

Сюрреализм был влиятельным художественным движением, художники которого отвергли рациональное в искусстве; и вместо этого стремились направить бессознательное, чтобы разблокировать силу воображения. Дали стал самым известным, а также самым финансово успешным художником-сюрреалистом. 

«Искушение св. Антония»

Среди наиболее важных вкладов Дали в сюрреализме был параноик-критический метод. Разработанная Дали в начале 1930-х годов, это была техника, с помощью которой художник пытался задействовать свое подсознание посредством систематической иррациональной мысли и самоиндуцированного параноидального состояния. Чтобы достичь этого состояния, Дали часто стоял на голове, пока не потерял сознание. Одним из аспектов паранойи, который был наиболее интересен для Дали, была способность мозга в этом состоянии воспринимать связи между вещами, которые не связаны рационально. По словам Сальвадора Дали, критический по паранойе метод был «спонтанным методом иррационального знания, основанным на критической и систематической объективности ассоциаций и интерпретаций бредовых явлений».

Детство и юность художника

Рождению будущего сюрреалиста предшествовало трагическое событие. Первенец его родителей умер от менингита, прожив чуть больше года. Своим появлением второй ребенок привнес в семью утешение и веру в то, что в нем воплотилась душа умершего мальчика. Даже имя ему дали такое же — Сальвадор.

Когда ребенку исполнилось 5 лет, мать отвела Дали на могилу брата и рассказала о своих домыслах по поводу реинкарнации. Этот эпизод наложил первый отпечаток на становление личности.

В 1908 г. в семье появляется дочь — Анна Мария. Брат и сестра были близки: дети крепко дружили, делились секретами и поддерживали друг друга. Для маленького ребенка со сложным характером, комплексами и страхом такая поддержка много значила.

Впоследствии Анна стала главной натурщицей молодого художника. Но духовная близость не сохранилась на всю жизнь. Отношения разладились после того, как в жизни Сальвадора появилась Гала. Возлюбленная заменила ему всех.

Рисунки Дали вызывают восторг у друзей и знакомых его родителей. Он без ложной скромности рассказывает о своем блистательном будущем, где он знаменитый импрессионист. Но близятся события, которые навсегда изменят стиль и направление его произведений.

Дали с сестрой

Разрыв с единомышленниками

Перед Второй мировой войной у Дали начались все более серьезные идеологические столкновения с Андре Бретоном и его окружением из-за отсутствия у него политической позиции. Большинство основателей сюрреализма объявляли себя сторонниками левых идей и противниками немецкого нацистского режима. Дали, считавший себя аполитичным, отказался публично осудить нацизм в Германии. Это привело к его скандальному исключению из движения сюрреалистов в 1934 году и разрыву с его бывшими коллегами. После этого он углубился в творчество и стал много заниматься проектированием театральных декораций, интерьеров модных магазинов и дизайном украшений.

Ловля тунца

Эта картина была создана Сальвадором Дали в конце его знаменитой карьеры и считается его последним великим шедевром. Он провел два лета, чтобы создать художественные работы, в которых помимо сюрреализма он использовал такие стили как: рисование действий, поп-арт, пуантилизм, геометрическую абстракцию и психоделическое искусство. В том числе изображения древнегреческой скульптуры в современном кинематографе, картина «Ловля тунца» изображает жестокую борьбу между мужчинами и крупными рыбами, как олицетворение ограниченной вселенной.

Картина посвящена Жан-Луи Эрнесту Мейссонье, французскому художнику XIX века, известному своими изображениями боевых сцен

По мнению Дали, произведение «Ловля тунца» является его самой важной работой

6

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: