Тайна «тайной вечери»

Произведения сальвадора дали и их названия. сальвадор дали: картины с названиями и описанием

описание творческого подхода картине хлеб

Многие проводят параллель этой картины Сальвадора Дали с картиной немецкого художника Себастьяна Штосскопфа «корзинка со стаканами», написанная в 1644 году и хранящаяся в Страсбурге. Но на этом полотне хлеб вполне реалистичен (хотя и ему не суждено утолить чей-то голод это яство предназначено для тех, кто жаждет зрелищ). Говорят, что выставку посетил Пикассо со своей собакой. Не ведаю совсем, что я творю». И все же этой картине присуще «нечто».

Не вижу причины не писать их вместе». Многие критики высказывают мнение, что выбранной форме живописи, присущей картине «корзинка с хлебом» Сальвадор Дали находится под впечатлением других великих испанских мастеров живописи, которыми он восхищался с ранних лет – Веласкес и Сурбарана. Тема хлеба была для художника действительно актуальной. Из этого высказывания ясно, что Дали на полпути к сюрреализму. Ничего этого в «Двух кусках» нет. Какой смысл может быть у потока сознания.

Это относительно ранняя вещь Сальвадора Дали. Большинство часто повторяющихся образов родом из его биографии. Через 20 лет после написания этого шедевра, «корзинка с хлебом» как бы воскрешает, еще в более чистой форме, почти не изменившись в картине «Корзина с хлебом». Вот таким образом неудивительно, что изображенная Сальвадором Дали «корзинка с хлебом» черствеющая в лучах холодного, проникновенного света, как бы превращается в драгоценный камень. Об «Анжелюсе» он много писал и в частности видел в этой картине колоссальное напряжение, считал что пространство, в котором расположены фигуры мужчины и женщины, сумеречно и враждебно. Он движется своим ходом, в полном одиночестве.

Как не уместен и школьный вопрос: что хотел сказать автор. Эта картина является ярким примером творчества Сальвадора Дали на подходе к сюрреализму. Многие проводят параллель этой картины Сальвадора Дали с картиной немецкого художника Себастьяна Штосскопфа «корзинка со стаканами», написанная в 1644 году и хранящаяся в Страсбурге. Через 20 лет после написания этого шедевра, «корзинка с хлебом» как бы воскрешает, еще в более чистой форме, почти не изменившись в картине «Корзина с хлебом». Дали использует испанскую поговорку «Луковица в голове проросла», которая обозначала навязчивые идеи и комплексы.

При всей кажущейся ненормальности его картин, Сальвадор Дали очень последователен.

Картина Обнажённая ЖенщинаГосударственного Русского МузеяКартина Дубы ШишкинаСовременные Натюрморты МасломИказнь

Женская фигура у окна (1925)

Во время учёбы в Королеской Академии, которую он так и не окончил, Дали создаёт потрясающее полотно «Женская фигура у окна». Моделью послужила сестра художника Анна Мария. Это самая значимая работа того периода, выполненная в стиле реализма. Видно влияние на автора работ знаменитых реалистов конца XIX — начала XX века.

Стоящая спиной к зрителю женщина вглядывается в бесконечную гладь моря. Игра света и тени прекрасно передают формы женского тела, а пейзаж за окном и интерьер комнаты как бы существуют сами по себе в различных реальностях. Неповторимая манера автора уже становится неподражаемой. Это первый шедевр Дали.

Свобода интерпретаций

С другой стороны, сформулированный Дали метод диктует психологический автоматизм, то есть предполагает скорее активное, нежели пассивное, следование подсознательному. Дали использовал свои сны и фантазии в качестве основы, но сами картины он писал очень обдуманно. Художник часто делал предварительные наброски своих картин, на которых тщательно прорабатывал каждый участок изображения. Параноидально-критический метод своей целью имел сделать мир сновидений предельно похожим на реальность. Среди открытий Дали можно назвать двусмысленные множественные образы, допускающие несколько интерпретаций. Дали свободно обращался с пропорциями предметов, мог неестественно удлинять руки и ноги человека, превращать твёрдые предметы в мягкие, и наоборот. Точно так же он поступал и с темами своих творений, превратив, например, религиозный сюжет знаменитой картины Ж. Милле «Анжелюс» в откровенно сексуальный.

После возвращения из Италии в 1938 году, Дали объявил, что намерен «обратиться к классике». Сохранив своё сюрреалистическое видение и воображение, он стал писать в более традиционной манере. Ещё более решительным отходом от сюрреализма ознаменовалось его послевоенное творчество.

Натюрморт

Детали натюрморта встречаются на многих полотнах Дали — кроме того, в его творческом багаже есть несколько «чистых» натюрмортов. Стоит отметить ряд написанных молодым Дали композиций — они исполнены в стилистике испанского натюрморта XVII века, мастером которого были Диего Веласкес и Франсиско Сурбаран. «Натюрморт с баклажанами», 1922 можно считать типичным образцом юношеского стиля Дали. Гораздо оригинальнее смотрится его «Оживлённый натюрморт» (иногда его называют «Натюрморт — Быстрое движение»), 1956, являющийся попыткой пересмотреть общепринятые для этого жанра правила, преодолеть статичность и изобразить предметы в движении.

Автопортрет с рафаэлевской шеей картина Сальвадора Дали

«Автопортрет с рафаэлевской шеей» — один из самых известных автопортретов испанского художника Сальвадора Дали (1904-1989). Картина была написана в 1921 году. Холст, масло. Размеры: 41,5 × 53 см. В настоящее время находится в музее Фонд «Гала-Сальвадор Дали» в Фигерасе, Испания.

Сальвадор Дали больше известен именно как художник-сюрреалист, однако данная работа создана в стиле импрессионизм. В это время Дали был вдохновлён творчеством художника Рамона Пичота, который писал картины в стиле нео-импрессионизм. Под его влиянием он пытался создать необычные эффекты живописи. Стоит отметить, что Дали на момент создания картины было всего 17 лет, но молодой художник уже делал успехи в живописи и пробовал себя в различных техниках.

В центре картины автопортрет самого Сальвадора Дали с длинной шеей, о причине которой мы поговорим ниже. На этой картине Дали попытался передать ощущение меланхолии и грусти, так как в 1921 году умерла его мать. Как рассказывал сам художник, смерть матери для него стала одним из самых тяжёлых переживаний в жизни. На заднем плане видна рыбацкая деревня Кадакес, которая расположена на побережье Коста-Брава. В этой деревне семья Сальвадора Дали проводила лето.

Картина называется «Автопортрет с рафаэлевской шеей» по той причине, что здесь Дали создал изобразительную отсылку к известной картине великого итальянского художника эпохи Возрождения Рафаэля Санти (1483-1520) «Автопортрет». На картине Рафаэля бросается в глаза несоразмерная с головой и телом шея, которая кажется неестественно толстой и удлинённой. Эту деталь картины великого итальянского художника и заимствовал Сальвадор Дали, сделав свою шею длиннее и крупнее, чем положено. Таким образом Дали пытался завершить тот меланхоличный и грустный образ, что пытался передать в своей работе, поместив в картине символ — отсылку на произведение Рафаэля.

Христос Святого Иоанна Креста

Эта картина известна как Христос Святого Иоанна Креста, потому что ее дизайн основан на рисунке испанского монаха 16-го века Иоанна Креста. Композиция состоит из треугольника, который образован руками Христа и горизонтали креста; и круг, который образован главой Христа. Треугольник можно рассматривать как ссылку на Святую Троицу, в то время как круг может представлять единство, то есть все вещи существуют в трех.

Хотя картина является изображением распятия, она лишена гвоздей и крови. По словам Дали, вдохновение картины пришло к нему через космический сон, в котором он был убежден, что изображение гвоздей и крови портит его образ Христа. Христос Святого Иоанна Креста был избран любимой живописью Шотландии в 2006 году, и многие считают, что это величайшая религиозная живопись двадцатого века.

9

Сюжет

Дали как настоящий сюрреалист своей картиной погружает нас в мир снов. Суетливых, беспорядочных, мистических и в то же время кажущихся понятными и реальными.

С одной стороны, знакомые часы, море, скалистый пейзаж, высохшее дерево. С другой, их вид и соседство с другими, слабо идентифицируемыми предметами, оставляет в недоумении.

На картине трое часов: прошлое, настоящее и будущее. Художник следовал идеям Гераклита, который полагал, что время измеряется течением мысли. Мягкие часы — символ нелинейного, субъективного времени, произвольно текущего и неравномерно заполняющего пространство.

Твердые часы, кишащие муравьями, — это линейное время, которое само себя пожирает. Образ насекомых как символ гниения и разложения преследовал Дали с детства, когда он увидел, как насекомые копошились на тушке летучей мыши.

А вот мух Дали называл феями Средиземноморья: «Они несли вдохновение греческим философам, которые проводили жизнь под солнцем, облепленные мухами».

Художник изобразил себя спящего в виде расплывшегося объекта с ресницами. «Сон это и есть смерть или по меньшей мере это исключение из реальности, или, что еще лучше, это смерть самой реальности, которая точно так же умирает во время любовного акта».

Дерево изображено сухим, потому что, как считал Дали, античная мудрость (символом которой это дерево и является) канула в Лету.

Пустынный берег — это крик души художника, который через этот образ говорит о своей опустошенности, одиночестве и тоске. «Здесь (на мысе Креус в Каталонии — прим. ред.), — писал он, — в скальном граните воплощен наиважнейший принцип моей теории параноидальных метаморфоз… Это застывшие, вздыбленные взрывом облака во всех своих бесчисленных ипостасях, все новых и новых — стоит лишь чуть изменить угол зрения».

При этом море — символ бессмертия и вечности. По мысли Дали, море идеально для путешествий, там время течет в соответствии с внутренними ритмами сознания.

Образ яйца как символа жизни Дали взял у древних мистиков. Последние считали, что из Мирового Яйца родилось первое двуполое божество Фанес, создавшее людей, а из двух половинок его скорлупы образовались небо и земля.

Слева горизонтально лежит зеркало. Оно отражает все, что пожелаешь: и мир реальный, и сновидения. Для Дали зеркало — символ непостоянства.

Портреты

Дали не слишком известен как портретист, но есть у него опыты и в этом жанре. Молодой Дали писал портреты своих родных и друзей — например, «Портрет Марии Карбона», 1925. Переехав в Нью-Йорк, художник обнаружил, что заниматься портретом очень выгодно. Он продолжал выполнять заказы такого рода и в послевоенные годы — во время своих визитов в Америку. «Портрет миссис Джек Уорнер», 1945 — из этого ряда. Американские успехи Дали-портретиста, с одной стороны, были обусловлены снобизмом богатых американцев, кичившихся тем, что для них работает всемирно известный художник, а с другой, объяснялись умением Дали создавать лестные для заказчика образы.

Лебеди, отражающиеся в слонах

Двойные изображения были важной частью параноидально-критического метода Дали. Как и полотно «Метаморфоза Нарцисса», это произведение использует отражение в озере, чтобы создать двойное изображение

Три лебедя перед деревьями отражаются в озере, так что их шеи становятся слонами слонов, а деревья становятся ногами слонов. Пейзаж контрастирует с тишиной озера, поскольку Дали писал вихреподобные изображения, чтобы изобразить фоновые скалы и небеса.

Лебеди, отражающие слонов, считаются знаковой живописью в сюрреализме, поскольку она повышает популярность стиля двойного изображения. Это самый известный двойной образ, созданный Сальвадором Дали; его величайший шедевр с использованием параноидально-критического метода; и одна из самых известных работ в сюрреализме.

Кстати, говоря об озёрах, напомним, что на нашем сайте TopCafe.su есть очень интересная статья с фотографиями про удивительный комплекс Плитвицких озер.

5

Мягкая конструкция с варёными бобами

Сальвадор Дали написал этот шедевр за полгода до начала Гражданской войны в Испании. Он утверждал, что знал о войне из-за «пророческой силы своего подсознания». Картина отражает его беспокойство в то время и предсказывает ужас и насилие на войне. Он изображает два тела, одно более темное, чем другое, в ужасном бою, где ни один из них не является победителем. Чудовищное существо саморазрушительно, как и Гражданская война.

Дали удостоверился, что картина выглядела очень реалистично, несмотря на фантастическое существо, которое она изображает. Вареные бобы на картине, которые также упоминаются в названии, являются, возможно, интерпретацией тушеного мяса, которое было съедено бедными гражданами, проживающими в трудное время в Испании. «Мягкая конструкция с вареными бобами» считается одним из величайших шедевров Дали и славится бесподобным использованием сюрреализма, изображающим ужасы войны.

10

«Распятие, или Гиперкубическое тело» (1955)

Сальвадор Дали в последние годы жизни стал очень верующим человеком и свои идеи он пытался воплотить в картинах на библейскую тематику. Тему распятия в своём творчестве Дали использовал несколько раз, но самое впечатляющее получило название «Гиперкубическое тело». Дали изображает Христа, распятого не на кресте, а на гиперкубе. Выгнутое тело с выпяченной грудной клеткой обращено к небесам. Это подчёркивает страдание и боль Христа. Традиционно классики европейской художественной школы изображали рядом с Христом и других персонажей. Подражая им, Дали поместил на полотно свою жену Галу, которая смотрит на распятие, словно на видение.

http://www.wm-painting.ru/MasterPieces/p19_sectionid/22/p19_imageid/174http://cameralabs.org/4913-salvador-dali-salvador-dali-i-ego-syurrealisticheskie-kartinyhttp://most-beauty.ru/drugoe/kartiny-salvadora-dali.html

голоса

Рейтинг статьи

Сон (1937)

Сальвадор Дали этой картиной подтверждает своё звание сюрреалиста. Только параноидальные видения могут быть такой силы, чтобы дать толчок на сотворение подобного полотна. Картина изображает огромную бесформенную спящую голову, напоминающую незаполненный мешок, которую поддерживают на весу множество тонких подпорок. Даже оплывшие веки пытаются поднять подпорки. Голова находится в голубом бесконечном пространстве, что усиливает нереальность происходящего. Даже маленькая собака, порождённая сном, изображена вдали от головы и нуждается в опоре.

Эту картину Дали написал под впечатлением от своих сновидений, в которых пытался забыться.

Мягкий автопортрет с жареным беконом

Одной из ключевых работой, представленных на выставке, является «Мягкий автопортрет с жареным беконом» 1941 года. Эта картина представляет собой символ обновления и новой жизни, которая началась у Сальвадора Дали после переезда в США. Здесь он раскрыл себя в новых сферах: работал с мирами литературы, театра, моды, создавая имидж универсального художника. «Мягкий автопортрет с жареным беконом» отражает ироничное восприятие художником своей сущности. Словно змея, меняющая кожу, автопортрет воплощает и авангардные идеи европейского общества, и принципы американского общества потребления.

По символике Дали, ломтик жареного бекона на картине означает органическую материю и повседневную природу. Сюрреалиста всегда интересовала тема кожи. Так, например, Микеланджело, которым восхищался Дали, затронул эту тему при росписи в Сикстинской капелле, и утверждал, что наиболее последовательной вещью нашего представления является не дух или жизненная сила, а кожа.

В своей книге «Тайная жизнь Сальвадора Дали» сюрреалист пишет:

«Жить! Для этого надо перечеркнуть половину своей жизни, чтобы приступить ко второй половине во всеоружии опыта. Я убил свое прошлое, чтобы избавиться от него. Так змея избавляется от своей старой кожи — моя старая кожа, в таком случае, бесформенная и революционная послевоенная жизнь. Эти строки — конвульсии, которые позволят мне отбросить в забвенье последние куски прошлого, еще приставшие ко мне.

Новая кожа и новая земля! Земля свободы, столь возможной, земля Америки, предпочитаемая потому, что она молода и не затронута даже тенью драмы… Речь идет не о косметической хирургии или увечье, но о возрождении. Я не отрекаюсь ни от чего. Я продолжаюсь».

Сальвадор Дали. Мягкий автопортрет с жареным беконом, 1941

Диалог с прошлым

Источники вдохновения Дали часто находил в прошлом. В ряде его картин прослеживается влияние художников XVII века Веласкеса и Вермеера. «Череп Сурбарана», 1965 свидетельствует о диалоге и с этим испанским художником той же эпохи. Была одна картина, занимавшая Дали всю его жизнь. Это работа французского художника XIX века Жана Франсуа Милле «Анжелюс». Дали написал эссе (1933) и книгу (1963) о ней. Кроме того, он создал несколько пародийных откликов на неё — в частности, полотно «Гала и Анжелюс Милле перед скорым прибытием конической анаморфозы», 1933. Дали радикально пересмотрел оригинал, интерпретировав религиозный сюжет как эротический. Художник считал, что на картине Милле мужчина держит шляпу, чтобы скрыть эрекцию, а в женщине видел «эксгибиционистскую чувственность девственницы, в позе охотящегося жука-богомола ожидающей акта насилия».

Сальвадор Дали (Salvador Dali) и его сюрреалистические картины

Сальвадор Дали – известнейший сюрреалист и один из самых влиятельных деятелей искусства 20-го века. К славе его привёл эксцентричный характер, уникальный талант и чрезвычайно творческий стиль живописи. С его картинами, созданными за более 70-летний период, можно ознакомиться онлайн.

Сюрреализм – полная свобода человеческого существа и право его грезить. Я не сюрреалист, я – сюрреализм, – С. Дали.

Формирование художественного мастерства Дали проходило в эпоху раннего модерна, когда его современники в значительной степени представляли такие новые художественные течения, как экспрессионизм и кубизм.

В 1929 году молодой художник примкнул к сюрреалистам. Этот год отмечен важным поворотом в его жизни, поскольку Сальвадор Дали встретил Галу. Она стала его любовницей, женой, музой, моделью и главным вдохновением.

Так как он был блестящим чертёжником и колористом, Дали почерпнул много вдохновения от старых мастеров. Но он использовал экстравагантные формы и изобретательные способы, чтобы составить совершенно новый, современный и инновационный стиль искусства. Его картины отличаются использованием двойных образов, ироничных сцен, оптических иллюзий, сновидческих пейзажей и глубокого символизма.

На протяжении всей своей творческой жизни Дали никогда не ограничивался одним направлением. Он работал с масляными красками и акварелью, создавал рисунки и скульптуры, фильмы и фотографии. Даже разнообразие формы исполнения не было чуждо художнику, в том числе создание ювелирных изделий и других произведений прикладного искусства. В качестве сценариста Дали сотрудничал с известным режиссёром Луисом Бунюэлем, который снял фильмы «Золотой век» и «Андалузский пёс». В них отобразились нереальные сцены, напоминающие ожившие картины сюрреалиста.

Плодовитый и чрезвычайно одарённый мастер оставил огромное наследие для будущих поколений художников и любителей искусства. Фонд «Гала-Сальвадор Дали» запустил онлайн-проект Catalogue Raisonné of Salvador Dalí для полной научной каталогизации картин, созданных Сальвадором Дали в период с 1910 по 1983 год. Каталог состоит из пяти разделов, разбитых по временной шкале. Его задумали не только для предоставления исчерпывающей информации о творчестве художника, но и для определения авторства произведений, поскольку Сальвадор Дали – один из самых подделываемых живописцев.

О фантастическом таланте, воображении и мастерстве эксцентричного Сальвадора Дали свидетельствуют эти 17 примеров его сюрреалистических картин.

Жираф в огне

Работу «Жираф в огне» рассматривают как выражение личной борьбы Сальвадора Дали с гражданской войной, происходящей в его родной стране. На полотне написаны две женские фигуры с неопределенными фаллическими формами, выступающими из их спины. Руки, предплечья и лицо ближайшей фигуры урезаются до мышечной ткани под кожей. Напротив, открываются выдвижные ящики, выступающие из левой ноги и сундука фигурки.

Сальвадор Дали был большим поклонником знаменитого невролога Зигмунда Фрейда, и некоторые картины Дали были под влиянием фрейдистских теорий. Эти открытые ящики могут быть отнесены к психоаналитическому методу Фрейда и относятся к внутреннему, подсознательному внутри человека. Живое изображение жирафа на заднем плане было описано Дали как «мужским космическим апокалиптическим монстром». Он считал это предчувствием войны.

3

Тайная вечеря — Сальвадор Дали

Сальвадор Дали (SalvadorDali)

Масло/Холст (1955)

177 х 267 см

Описание

Дали потратил около трёх месяцев на работу над этой картиной, для которой он использовал, среди прочего, и фотоматериал. В основе здесь то, что он определял как «арифметическую и философскую космогонию, основанную на величии числа двенадцать.

Пятиугольник вмещает в себя микрокосмического человека — Христа. (Спасибо Гарсиа Лорке, который однажды сказал мне, что апостолы симметричны, словно крылья бабочки)».

Как и другие религиозные картины Дали, «Тайная вечеря» вызывает у зрителей чрезвычайно разнообразные реакции: некоторые из критиков отвергали картину как трюк и банальность, в то время как другие считали, что художнику удалось на новой основе…

Как и другие религиозные картины Дали, «Тайная вечеря» вызывает у зрителей чрезвычайно разнообразные реакции: некоторые из критиков отвергали картину как трюк и банальность, в то время как другие считали, что художнику удалось на новой основе воссоздать традиционный молитвенный образ. Споры усугублялись тем, что публика знала Дали как человека, склонного скорее к игре понятиями и эмоциями, чем к искреннему выражению своих убеждений.

Иисус и двенадцать его учеников помещены в модернистский интерьер со стеклянными стенами. Апостолы, склонив головы, стоят на коленях вокруг большого каменного стола; их осязаемые фигуры контрастируют с прозрачностью тела Христа.

Две половины хлеба и полстакана вина представляют священную трапезу. Дали создавал эту картину по математическим принципам, основанным на изучении искусства Возрождения, и влияние Леонардо да Винчи (автора наиболее знаменитой Тайной Вечери) здесь особенно чувствуется. Взятым с фрески Леонардо жестом Иисус указывает на небеса и на фигуру (возможно, Святого Духа), распростертые руки которой как бы обнимают всех присутствующих.

Картина находится в Национальной галереи искусства, Вашингтон.

Источник

Другие картины:

Описание картины Сальвадора Дали «Тайная вечеря»

Великий мастер сюрреализма Сальвадор Дали написал «Тайную вечерю» в 1955 году. Картина нашла свое место в вашингтонской Национальной галереи. Полотно написано сложной техникой, для его создания были использованы фотоматериалы. Он создает традиционный сюжет, представляя его с футуристической точки зрения.

Художник изобразил собрание за единым столом Христа и его последователей. Здесь мы видим яркий контраст с известным произведением кисти Леонардо да Винчи. Обстановка и герои у Дали совсем другие. Все на полотне минималистично и аутентично.

В центре внимания расположен стол, покрытый клеенчатой тканью белого цвета, об этом можно судить по характерным следам сгибов, которые автор детально прописал. Все персонажи картины облачены в белоснежные туники, они сидят, смиренно опустив свои головы, вслушиваясь в речи всемогущего.

Вся обстановка больше напоминает собрание начальника с подчиненными, чем ужин Иисуса с ученика. Это даже трапезой назвать сложно, поскольку на столе лишь два кусочка хлеба и стакан вина.

Кажется, словно председательствующий просто знакомит свой персонал с какими-то нововведениями или высказывает им свои идеи. Есть версия, что таким способом художник хотел провести аналогию с Господом в века первой «Тайной вечери» и пониманием Господа в наши дни.

Картина определенно несет в себе нравственное послание. Она полна света и легкости. Через прозрачные окна нам отрывается пейзаж неземной красоты: ясное голубое небо потянуто персиковыми облаками, расположенными над серебристыми массивами гор.

Видно, что помещение, где происходит действие картины, находится высоко, скорее всего, это верхний этаж какого-то современного звания. Таким образом, нам демонстрируют величие и высоту морали нравственного учения.

Скрытый смысл «Постоянства памяти»

Рассматривая известные картины Сальвадора Дали, стоит начать с наиболее узнаваемой его работы – “Постоянство памяти” (иногда её называют “Время”). Полотно было создано в 1931 году. Вдохновила художника на написание шедевра его супруга Гала. По утверждению самого Дали, замысел картины у него возник при виде плавящегося под солнечными лучами сыра камамбер. О чём хотел сказать мастер, изобразив на холсте мягкие часы на фоне пейзажа?

Три мягких циферблата, украшающих передний план картины, отождествляются с субъективным временем, которое свободно протекает и неравномерно заполняет собой всё свободное пространство. Количество часов тоже символично, ведь число 3 на этом полотне свидетельствует о прошлом, настоящем и будущем. Мягкое состояние предметов указывает на взаимосвязь между пространством и временем, которая для художника всегда была очевидной. Присутствуют на картине и твёрдые часы, изображённые циферблатом вниз. Они символизируют объективное время, ход которого идёт против человечества.

Свой автопортрет также изобразил на этом полотне Сальвадор Дали. Картина “Время” содержит на переднем плане непонятный растёкшийся предмет, обрамлённый ресницами. Именно в таком образе и нарисовал себя спящим автор. Во сне человек высвобождает свои мысли, которые в состоянии бодрствования он тщательно скрывает от окружающих. Всё, что можно увидеть на картине, является сновидением Дали – результатом торжества бессознательного и смерти реальности.

Муравьи, ползающие по корпусу твёрдых часов, символизируют распад, гниение. На картине насекомые выстраиваются в виде циферблата со стрелками и свидетельствуют о том, что объективное время уничтожает себя само. Муха, сидящая на мягких часах, для живописца была символом вдохновения. Древнегреческие философы проводили много времени в окружении этих “средиземноморских фей” (именно так называл Дали мух). Зеркало, виднеющееся на картине слева – свидетельство непостоянства времени, оно отображает как объективные, так и субъективные миры. Яйцо на дальнем плане символизирует жизнь, сухая олива – позабытую античную мудрость, а водная гладь – вечность.

Сон

В произведении «Сон» Дали воссоздал вид большой, мягкой головы и практически отсутствующего тела. Однако, в этом случае, лицо, не является автопортретом. Сон и мечты — это превосходство в сфере бессознательного. Костыли всегда были торговой маркой Дали, намекая на хрупкость поддерживающих сторон, которые поддерживают «реальность», но здесь ничто, даже собака, не кажется по своей сути стабильным, так как подперто.

Все, что изображено на полотне, кроме головы, купается в бледно-голубоватом свете, дополняя чувство отчуждения от мира дневного света и рациональности. В произведении «Сон» Сальвадор Дали вернулся к классическому сюрреалистическому мотиву. Сны — это сущность многих фрейдовских теорий из-за их доступа в бессознательное, до-профессиональная тема для сюрреалистов, в том числе Дали.

11

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРАГМАТИЗМ

Некоторых соратников Дали по сюрреализму раздражали его выходки, которые, по их мнению, отталкивали от этого течения левые политические силы. В юности Дали разделял анархические убеждения своего отца, но впоследствии стал симпатизировать правым. Он, в частности, наотрез отказался выступить против генерала Франко, стремившегося к установлению фашистской диктатуры.

В 1934 году Дали пригласили на парижскую квартиру Бретона, где художника обвинили в «антиреволюционной деятельности». Тогда ему удалось отговориться. Но ненадолго — в 1939 году Бретон окончательно изгнал Дали из рядов сюрреалистов. Впрочем, и без этого стиль Дали к тому времени изменился. В 1937 году художник впервые побывал в Италии, где очаровался работами мастеров Возрождения. Следствием этого была очевидная «традиционализация» стиля, хотя сюжеты его картин по-прежнему оставались наполненными сюрреалистическими фантазиями.

Подобно многим художникам, Дали покинул Европу во время Второй мировой войны, обосновавшись в США. Там (в основном в Нью-Йорке) он жил с 1940 по 1948 годы. В США художник был хорошо известен и быстро добился успеха. В 1941 году для его персональной выставки распахнул свои двери Музей современного искусства, после чего она была показана в других крупнейших городах страны. В 1942 году вышла в свет его автобиография «Моя тайная жизнь» и мгновенно разошлась. В 1946 году Дали успешно сотрудничал с Альфредом Хичкоком. Всё это дало повод Андре Бретону обнародовать едкую анаграмму его имени: «Salvador Dali — Avida Dollars» («Гребущий доллары»).

После возвращения в Европу в 1948 году Дали обосновался в Порт-Льигате, делая оттуда частые вылазки в Париж и Нью-Йорк.

Его карьера продолжала идти в гору. Огромные деньги Дали приносила, помимо картин, работа в смежных областях; он занимался буквально всем — от гобеленов до почтовых марок. Неплохим источником дохода были и его регулярные выступления по французскому телевидению. Особенно запомнилось зрителям одно его появление на экране, когда художник выкатил глаза и закричал в камеру: «Я сошёл с ума… полностью сошёл с ума… от шоколадок Ланвин!» Одну за другой он организовывал свои выставки, пользовавшиеся сумасшедшим успехом. Среди них можно выделить грандиозную выставку в Токио в 1964-65 годах, и ещё одну — в парижском Центре Помпиду в 1979 году. В 1980-м эту выставку перевезли в лондонскую галерею Тейт, где на ней побывало рекордное для галереи количество зрителей — свыше четверти миллиона человек. Среди картин позднего периода популярностью пользовались работы Дали, связанные с религией (с годами он стал набожным католиком).

Судьба художника

Дали — автор более 1500 художественных произведений. Картины, иллюстрации, литографии, графика, скульптуры, театральные декорации и костюмы, ювелирные украшения.

Создавая все это разнообразие, Дали придумал и себя — от усов до истеричного поведения. Он видел, как много талантливых людей, которых не заметили. Поэтому о себе художник напоминал регулярно в самой эксцентричной из возможных манер.

Даже смерть Дали превратил в перфоманс: по завещанию, его должны были похоронить так, чтобы по могиле могли ходить люди. Что и было исполнено после его кончины в 1989 году. Сегодня тело Дали замуровано в пол в одной из комнат его дома в Фигерасе.

Христос Святого Иоанна Креста (1952)

Эта картина наполнена глубоким чувством веры и мистицизма. Вдохновлённый рисунком XVI века, выполненного св. Иоанном Креста, Дали изобразил своё видение распятия. Зритель смотрит на крест сверху, как бы, со стороны Бога Отца. Сам художник объяснял свою картину, что после двух видений у него чётко сформировалась композиция и сюжет картины. Вначале после первого видения он предполагал изобразить Христа в терновом венке и с кровью, которая превращается в красные гвоздики, но, после второго видения, в котором как бы говорилось, что Христа мало, а крови много, Дали убрал все кровавые атрибуты.

Пейзажи

В самом начале своего творческого пути Дали написал серию пейзажей своей родины. Позже он отказался от общепринятых в живописи правил, однако испанские ландшафты часто присутствовали и на его сюрреалистических полотнах. В «Горном озере», 1939 полоса воды списана с озера возле Рекесенса в Пиренеях, а скалы напоминают мыс неподалёку от Кадакеса. Телефон намекает на телефонные переговоры между Адольфом Гитлером и британским премьер-министром Невиллом Чемберленом, закончившиеся Мюнхенским соглашением 1938 года. Позже пейзажи Дали стали совсем фантастичными — пример тому «Сюрреалистический пейзаж», 1968.

Тайная вечеря (1955)

Будучи настоящим и темпераментным испанским католиком, Дали, использовал тексты Евангелия для воссоздания в своих полотнах новых идей, форм и нового содержания. Картина «Тайная вечеря» визуально похожа на фреску, её композиция строго симметрична. Те же позы Христа и его учеников, те же жесты, но от этого полотна совсем другое впечатление. Перед зрителем воссоздан интерьер со стеклянной крышей и стенами, скорее похожий на здание будущего. За огромными окнами безжизненный пейзаж, над которым распростёрты Божественные объятия. Центральная фигура Христа очень живая, несмотря на то, что она прозрачна и сквозь неё проглядывается пейзаж. В противовес прозрачности и наполненной Святого Духа сущности Христа, его ученики изображены самыми обычными людьми. Они склонили головы, слушая проповедь. Жестами рук Христос будто бы говорит зрителю, что Он есть сын Божий.

Метаморфозы Нарцисса (1937)

Сюрреалистичное полотно «Метаморфозы нарцисса» написано вод впечатлением от разговора двух рыбаков, который Дали случайно услышал, путешествуя по Италии со своей женой Галой. Мужчины бурно обсуждали своего знакомого, который обожал смотреться в зеркало. Это веселило рыбаков, и они называли его не меньше как чудаком «с луковицей в голове», то есть слегка больным на голову. В Древнегреческой мифологии Нарцисс был как раз самовлюблённым типом, которого боги превратили за это в цветок. А нарциссы — растения луковичные. Весь этот сюжет и воплотился на полотне Дали.

На переднем плане картины изображена рука, сжимающая яйцо, из которого произрастает цветок нарцисса. А с лева, сидящий на корточках и любующийся своим отражением человек, как бы повторяет форму руки с яйцом. Это отражение повторяется на вершине горы. Кстати, на most-beauty.ru вы можете посмотреть на фотографии самых красивых сортов нарциссов.

Кино

С Луисом Бунюэлем (1900-1983) Дали познакомился в Мадриде ещё в студенческие годы. Вместе они сняли два сюрреалистических фильма — «Андалузский пёс», 1928 и «Золотой век», 1930. Во втором фильме участие Дали было скорее номинальным, но в «Андалузском псе» его мрачная фантазия и стремление подчинить реальность логике сновидения во многом определили успех картины. Самыми впечатляющими стали кадры, предложенные Дали, — это покрытая муравьями рука и глаз, разрезаемый лезвием бритвы. В США художник работал вместе с другим великим кинорежиссёром, Альфредом Хичкоком. Для его фильма «Завороженный» 1945 (художественная ткань которого держится на аксиомах психоанализа) Дали придумал последовательность снов. Кроме того, художник обсуждал возможность совместной работы с Уолтом Диснеем, но дальше обсуждения дело не пошло.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: