Примечания
. См., например, письмо Г.Г. Мясоедова В.Г. Черткову . ЦГАЛИ, ф. 552, оп. 1, ед. хр. 2169, л. 7—8 об.
. «Мясоедов посмотрел на моего жизнерадостного старика и начал что-то переписывать… А это плохой признак: «перед смертью не надышишься» — вспоминал впоследствии Нестеров (М.В. Нестеров. Давние дни. М., 1959, стр. 155).
. Аналогичные явления можно проследить на протяжении XIX века в различные переходные исторические периоды. В 30-х годах такой кризис наступил в творчестве А.Г. Венецианова, а в 70-х его переживал В.Г. Перов. Это был и исторически обусловленный кризис определенного типа жанровой картины, отвечавшего требованиям своего времени и уровню развития искусства (поэтически ясной у Венецианова, односторонне обличительной у Перова, обобщающей, «хоровой» у передвижников).
. В.И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 1, стр. 272.
. Письмо И.Н. Крамского И.Е. Репину от 25 марта 1880 года. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи, т. 2, стр. 39.
. Отдел рукописей, ф. С. Иванова, 82, ед. хр. 543, л. 1.
. Письмо П.А. Брюллову . ИРЛИ, рукописный отдел, ф. 119, оп. 3, № 75, л. 40 об.
. См.: Я.Д. Минченков. Воспоминания о передвижниках. Л., 1959, стр. 309; ГТГ, отдел рукописей, ф. 9, ед. хр. 163, л. 3.
. Записка академика живописи Г.Г. Мясоедова. В кн.: «Мнения лиц, спрошенных по поводу пересмотра Устава императорской Академии художеств». I. Спб., 1891, стр. 76—83.
. В. Стасов. Выставки. «Новости и Биржевая газета», 1897, № 76, стр. 2.
. Письмо И.И. Толстому от 16 марта 1902 года. ЦГИА, ф. 789, оп. 14, д. 81-м, л. 81—83.
. Письмо В.В. Стасову от 6 марта 1898 года. ИРЛИ, рукописный отдел, ф. 294, оп. 1, № 398, л. 21—22 об.
. Письмо П.А. Брюллову (1891 г.) ИРЛИ, ф. 119, оп. 3, № 75, л. 1.
. Характерно, что на той же выставке появилась картина Ярошенко «Иуда», а Репин в 1901—1903 годах создает аллегорическое, малохудожественное произведение «Иди за мной, Сатано», замысел которого родился у него еще в конце 80-х годов.
. Письмо В.Г. Черткову . ЦГАЛИ, ф. 552, оп. 1, ед. хр. 2169, л. 12 об.
. По поводу одного из своих пейзажей начала 90-х годов Мясоедов признавался П.А. Брюллову: «Все лето я бился с пейзажем, в котором хотел передать природу в действии, и до того дописался, что пейзаж перестал на меня действовать, а желательное так и осталось в области пожеланий» (ИРЛИ, рукописный отдел, ф. 119, оп. 3, № 75, л. 32 и 32 об.).
. Я.Д. Минченков. Воспоминания о передвижниках, стр. 25.
. А.А. Киселев, как и Мясоедов, старался сохранить верность идеалам 60-х годов. Выступал в качестве художественного критика в журнале «Артист». Был непримиримым противником буржуазной эстетики. Человек образованный, доброжелательный, очень корректный, Киселев играл видную роль в жизни Товарищества в сложный период 90-х — начала 900-х годов.
. Письмо А.А. Киселеву (1906). Всесоюзная библиотека им. В.И. Ленина, рукописный отдел, ф. 127, папка 6057, ед. хр. XVII. 7, л. 2.
. Письмо А.А. Киселеву (1908). Там же, папка 5049, ед. хр. 45—6, л. 1 об.
. В те же годы Короленко, захваченный замыслом своей так и не оконченной повести «История моего современника», внимательно изучал события русской жизни 60—70-х годов, углубляясь и в более давние времена, связанные с выступлениями Пугачева, Разина, Булавина.
. Письмо А.А. Киселеву (январь 1906 года). Всесоюзная библиотека им. В.И. Ленина, рукописный отдел, ф. 127, папка 6057, ед. хр. XVII, 7, л. 2 об.
. Письмо А.А. Киселеву (1906). Там же.
. Среди опубликованных в газете подписей значится «П. Мясоедов», но, по-видимому, это опечатка, и надо иметь в виду Г. Мясоедова.
. Письмо Н.А. Белозерской . ЦГАЛИ, ф. 58, оп. 1, ед. хр. 56, л. 4 об.
. Письмо А.А. Киселеву . Всесоюзная библиотека им. В.И. Ленина, рукописный отдел, ф. 127, папка 6057, ед. хр. XVII, 7, л. 2.
. Этюды вообще преобладают в творчестве Мясоедова 1900-х годов. На это, в частности, слышится жалоба в одном из писем А. Киселева К. Савицкому: «…нападки на наше Товарищество, что оно стареет и отстает от искусства, найдут оправдание, тем более что наши старики… мало-помалу… перестают работать. Клодт, Максимов, Мясоедов, Лемох, Поленов почти отсутствуют. Репин ставит одни портреты. Мясоедов — пейзажные этюды, одни только пейзажисты заполняют выставку» (письмо от 1901 года. ГТГ, отдел рукописей, ф. 14. ед. хр. 129, л. 1—1 об.).
. К тому времени из старейших членов Товарищества остались лишь В.Е. Маковский и М.К. Клодт.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |
Биография
Г. Г. Мясоедов в предсмертной агонии. Зарисовано с натуры его сыном Иваном Мясоедовым Принадлежит к древнему дворянскому роду Мясоедовых. Учился в Орловской гимназии, но, не окончив в ней курса, поступил в ученики Академии художеств, где его профессорами были Т. А. Нефф и А. Т. Марков. В 1861 г. получил малую золотую медаль за картину «Поздравление молодых» (в Александровском дворце, в Царском Селе), а в следующем году большую золотую медаль за программу «Бегство Григория Отрепьева из корчмы» (сцена из «Бориса Годунова» Пушкина; в музее Академии художеств).
Будучи отправлен за казённый счёт за границу, Мясоедов работал в Париже, Флоренции, Риме и Испании. Из картин, написанных им за это время, известны «Похоронный праздник у цыган в Испании», «Франческа да-Римини и Паоло да-Полента» (из Данте). По возвращении в Россию получил в 1870 г. звание академика за картину «Заклинания». Один из организаторов и активных деятелей Товарищества передвижных художественных выставок. Деятельно участвовал на всех выставках товарищества и постоянно заботился о его независимости и жизненности.
С конца 1880-х Мясоедов живёт в Полтаве в большой усадьбе с садом, парком и прудом. С осени художник уезжал в Крым. Создал эскиз театрального занавеса и написал декорации для театра в Полтаве. Организовал школу рисования, написал брошюру по садоводству, которым увлёкся ещё живя под Харьковом.
Скончался Г. Г. Мясоедов 18 (31) декабря 1911 года в своей усадьбе Павленки под Полтавой (ныне в черте города, на ул. Мясоедова). Похоронен в саду усадьбы. С 1926 г. здесь размещается Полтавская гравиметрическая обсерватория.
«Живое» искусство
Григорий Мясоедов был образцовым выпускником Императорской Академии художеств. Только лучшие из лучших удостаивались чести по окончании учебного заведения стажироваться за границей. На средства из государственной казны художник побывал во Франции. Италии, Испании, познакомился с главными памятниками мировой художественной культуры и актуальным искусством Европы того времени. Вторая половина XIX века стала временем расцвета критического реализма во Франции, Италии, Германии. Главной своей задачей художники считали правдивое изображение повседневной жизни страдающих и обездоленных людей. На примере европейских живописцев Мясоедов убедился в необходимости приблизить искусство к зрителю. В своем творчестве он решил противопоставить «живое» искусство строгим постулатам академизма. Так родилась идея создать объединение передвижников.
Основная цель объединения была прописана в первом пункте устава: «Доставление обитателям провинции возможности следить за успехами русского искусства».
Описание картины Григория Мясоедова «Земство обедает»
Григорий Мясоедов, 1872, картина «Земство обедает». Фото: upload.wikimedia.org
Название | Земство обедает |
Страна, художник | Россия, Григорий Мясоедов |
Год | 1872 |
Жанр | бытовой реализм |
Находится | Государственная Третьяковская галерея, Москва |
Материалы | холст, масло |
Картина «Земство обедает» была написана русским художником — основателем объединения передвижников Григорием Григорьевичем Мясоедовым в 1872 году.
Полотно выполнено в жанре бытового реализма и изображает скромный обед крестьянских представителем земского собрания.
Граница бедности и достатка
Выполненная в реалистичной, резкой манере художника маслом, картина изобилует деталями и отрицает полутона, что вполне соответствует духу передвижничества. Сюжет описывает полдень. Обед восьми крестьян, входящих в число земского собора, объединения местного самоуправления, весьма прост: лук, хлеб с солью, кринка для питья. Земцы не так молоды, у многих при детальном рассмотрении на лице отпечаток суровой крестьянской жизни и тяжелых размышлений. Видно, как стерты лапти у центральной фигуры, однако же центр картины, так называемое золотое сечение, притягивает взгляд к кумачовому кафтану лежащего без сил мужчины.
Выше, в распахнутом окне, художник выписал фигуру привилегированного сословия: члены земства, состоящего в ту пору из 17 человек, как ни странно, не целиком были «гласными» — представителями — из крестьян.
Из окна свободно стекает драпированная, дорогая ткань, на лице богато одетого мужчина — улыбка довольства. Из-за сочетания параллельных балок дома, монументальной, горизонтальной схемы рассадки героев, кажется, будто невидимая линия разделяет два сословия.
У зрителя возникает логичная предыстория событию картины: земство, прервавшись на обед, разделилось: беднота — за двери, зажиточные — к столам. Но так ли это? Подчеркнуто яркий кафтан — показатель достатка, зачастую даже и дворян не было столь же нарядных одежд, как и таких бород у земцев-крестьян. Ухожены, подстрижены, а некоторых даже фигурно, на манер барского фасона. Значит, достаток в их семьях все же присутствовал. Обособленный обед, скорее всего, всего лишь дань привычке простолюдина.
В 1878 году картина участвовала в Всемирной выставке в Париже, где собрала самые положительные отзывы. По сей день «Земство обедает» является ярким образцом русского бытового реализма с эффектом погружения в психологическое состояние героев, а так же в социальную часть их жизни.
Картина «Земство обедает» представлена в Государственной Третьяковской галерее.
Последние статьи
-
10 знаменитых рэперов , которые сумели сколотить состояние и стали миллионерами 1.08.2023, 21:41 -
Какие тайны хранит отель «Стэнли», где Стивен Кинг черпал вдохновение для написания книги «Сияние» 1.08.2023, 19:11 -
+1 Почему нельзя свистеть в доме, наступать на порог и др старинные суеверия, в которые и сегодня многие искренне верят 1.08.2023, 17:07 -
+1 6 городов мира с самой необычной планировкой, в которой заложен скрытый смысл 1.08.2023, 17:03 -
+1 Часто ли падающие метеориты попадают в людей и чем это чревато 1.08.2023, 15:30 -
+1 Любимая дача Сталина в Абхазии: как ее строили и что там происходит в наши дни 1.08.2023, 14:10 -
+1 Как читинский уголовник стал Героем Советского Союза, или Одно знакомство, изменившее ход жизни 1.08.2023, 12:44 -
Как культовая бритоголовая ирландская певица обратилась в ислам: Погасшее пламя Шинейд О’Коннор 1.08.2023, 10:26 -
Ивару Калныньшу – 75: Чем сейчас занимается актёр, прервавший все связи с Россией 1.08.2023, 09:21 -
+1 Как императрица Екатерина Великая внуков воспитывала, и какие принципы её системы пригодятся в наши дни 31.07.2023, 23:33
Все статьи
Реализм и психологизм
По словам архитектора Василия Стасова, одним из основных постулатов передвижников было «стремление к реальному и повседневному». Сходство с натурой доходило едва ли не до натурализма. Художественному языку Мясоедова это также присуще. Например, на картине «Дорога во ржи» усталый путник, обращенный спиной к зрителю, медленно движется по дороге, которая проходит через ржаное поле. Однако не только его фигура является главным персонажем в этой работе. С невероятной точностью автор произведения прописывает каждую травинку, каждый колосок — любая мелочь становится объектом его пристального внимания. В то же время образ путника условен: это некий архетип. Его фигура символизирует стремление к недостижимой цели.
Григорий Мясоедов. Дорога во ржи. 1881
Григорий Мясоедов. Земство обедает. 1872
Другой важной составляющей творчества Мясоедова и других передвижников была гипертрофированная передача, как правило, тяжелого психологического состояния персонажей картины. Это отчетливо видно в работе «Земство обедает»
Выражения лиц крестьян, ожидающих, когда же представители земского учреждения закончат свою трапезу, очень угрюмы: они явно пришли с просьбой, в исполнении которой им, скорее всего, откажут. Скрупулезная прорисовка лиц точно передает состояние персонажей, и это заставляет зрителя сопереживать их нелегкой доле. Художник, как и многие жанристы того времени, отходит от явного обличения и критики — он лишь констатирует то, что имеет место в реальной жизни, не приукрашивая ее при этом.
На 1870–80-е годы пришелся период расцвета в творчестве художника. Его «Бегство Григория Отрепьева» отметили большой золотой медалью, а за картину «Заклинание» мастер удостоился звания академика. Это время активного участия Мясоедова в передвижных выставках — не только в качестве художника, но и их идеолога.
Примечания
. Гартевельд Вильгельм Наполеонович (1862—1927) — композитор и пианист, по происхождению швед. С 1885 года жил в России.
. Поводом для высылки С.Я. Оголевца, участника народнического движения 1870-х годов на Украине, послужило его появление в Киевском военно-окружном суде свидетелем защиты подсудимого Р.А. Стеблин-Каменского, обвиняемого в вооруженном сопротивлении жандармам и полиции (1879).
. Кривцова Анастасия Ивановна (1850—1940) — жена брата Е.М. Мясоедовой, первой жены художника, постоянный его адресат.
. ОР ГТГ, ф. 133.
. Булль Уле (Оле) (1810—1880) — знаменитый норвежский скрипач.
. Мясоедова Елизавета Михайловна, в девичестве Кривцова (1835—1907) — первая жена художника.
. Иванова Ксения Васильевна (ок. 1860—1899) — художница, экспонент передвижных выставок. На 26-й Передвижной выставке показала картину «Слава Богу!», где в образе больного отца представлен Г.Г. Мясоедов.
. Мясоедов Иван Григорьевич (1881—1953), впоследствии художник. О нем см. ниже.
. Волкенштейн Александр Александрович (1853—1925) — земский врач, живший в Полтаве.
. Частично опубликовано в кн.: Г.Г. Мясоедов. Письма, документы, воспоминания, с. 138.
. Цит. по кн.: Г.Г. Мясоедов. Письма, документы, воспоминания, с. 102.
. Там же, с. 103.
. Волков Василий Алексеевич (1840—1907) окончил Академию художеств, экспонировался на передвижных выставках. Преподавал рисование в Полтавском кадетском корпусе.
. Первая жена А.А. Волкенштейна, Людмила Александровна, узница Шлиссельбурга, погибла в 1906 году во Владивостоке, вернувшись из ссылки.
. Годы ее жизни — приблизительно с 1879 по 1909 год.
. Васильева Татьяна Борисовна — близкий друг Мясоедова (о ней см. ниже).
. Черты лица Мясоедова внесены Репиным в картину без существенных изменений, с соблюдением портретного сходства.
. В 1887 году Мясоедов написал картину «Сеятель» (Рига, Гос. музей латышского и русского искусства), а в 1908 году сделал эту картину в большом размере и вместе с «Чтением «Крейцеровой сонаты» подарил Толстовскому музею в 1911 году («Толстой — сеятель», музей ИРЛИ АН СССР). По поводу этой картины В.Г. Короленко писал: «В одно время замечали сходство «Сеятеля» с фигурой великого старца, в картине чувствовалось символическое значение. В настоящее время сходство с ушедшим от нас великим писателем еще подчеркнуто» («Русские ведомости», 1911, 28 авг.).
. Цит. по кн.: Г.Г. Мясоедов. Письма, документы, воспоминания, с. 147.
. Цит. по кн.: Г.Г. Мясоедов. Письма, документы, воспоминания, с. 78—79.
. «Полтавская речь», 1912, 12 дек.
. «Русские ведомости», 1911, 28 авг.
. ОР ГТГ, ф. 133.
. Цит. по кн.: Г.Г. Мясоедов. Письма, документы, воспоминания, с. 149.
. ОР ГТГ, ф. 133.
. Там же.
. ОР ГТГ, Ф. 133, ед. хр. 22.
. ОР ГТГ, д. 133, ед. хр. 23.
. Цит. по кн.: Г.Г. Мясоедов. Письма, документы, воспоминания, с. 163.
. ОР ГТГ, ф. 133, ед. хр. 33.
. «Полтавская речь», 1911, 20 дек.
. Там же.
. «Полтавская речь», 1911, 29 дек.
. В действительности Г.Г. Мясоедов родился в 1834 году.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |
Судьба Ивана Мясоедова
Маленький Ванечка Мясоедов с отцом Григорием Григорьевичем.
Отцы и дети: За что художник-передвижник Мясоедов чуть было не убил своего маленького сынишку.
Портрет Григория Григорьевича Мясоедова. Автор Илья Репин.
На пути к искусству
Иван Мясоедов в образе Диониса
«Курилка была нашим местом сборищ, отдыха и развлечений. Только Иван Мясоедов мог доплевывать до потолка и даже убивать на нем муху. В те дни он уже свертывал узлом кочерги истопников, на расстоянии всей курилки тушил свечу, спертым дыханием выбивал серебряный рубль из стакана. Красивый был юноша, в особенности при игре мускулов. Он любил свое тело, и одно удовольствие было порисовать с него — так он нарядно подносил каждый свой мускул».
Иван Мясоедов в образе Вакха (1905 год).
«Говорили, что Мясоедов в Риме взял первую премию за красоту мужского телосложения, что в Колизее он изображал гладиатора и Рим рукоплескал ему, что где-то он убил быка ударом кулака… Ростом он был сто девяносто сантиметров, колоссальная грудь и ширина плеч — фигура типичного борца… Что-то странное придавали его внешности подведенные глаза. Веки он не подкрашивал гримом, а раз и навсегда покрыл темно-голубой татуировкой».Отец и сын — две сущих противоположности
Григорий и Иван Мясоедовы.
«Нет, это не мой сын, а какое-то отродье. Я человек слабый, болезненный, откуда взялся этот верзила? Художника из него никогда не выйдет, а что выйдет — неизвестно. Иван-дурак…» «Он был сыном знаменитого художника-передвижника, однако совсем не унаследовал ничего от столпа передвижничества ни внешностью, ни сутью».Око за око, зуб за зуб
Автопортрет Ивана Мясоедова.
«Старайся, старайся» «Все равно сильнее лошади не станешь». Прощение или месть
Предсмертный портрет отца. Графический рисунок Ивана Мясоедова.