Босха «семь смертных грехов и четыре последние вещи» описание картины, анализ, сочинение

Four last things. семь смертных грехов и четыре последние вещи

Смертные грехи

Обсудим картину Босха — «Семь смертных грехов и четыре последние вещи». Узнаем, как художник интерпретирует гнев, тщеславие, похоть и другие грехи.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока
Алина Аксёнова
Историк искусства, автор книг «Искусство ХХ века. Ключи к пониманию» и «История искусства

Просто о важном», более 9 лет проводила лекции и экскурсии в ГМИИ им. Пушкина.

В этой части говорим о еще одной ранней работе Босха — «Семь смертных грехов и четыре последние вещи». Она напоминает людям об их грехах и неминуемой расплате за них.

Давайте рассмотрим ее повнимательнее

🟫 По одной из версий, основа картины — столешница. При этом неизвестно, что картину когда-либо использовали в таком качестве. Испанский король Филипп II повесил ее в своей спальне в Эскориале, откуда позже она переехала в музей Прадо.

В центре — Всевидящее око. Несколько кругов разного диаметра напоминают глаз. В центре «зрачка» изображен Христос с надписью «Берегись, берегись — Бог тебя видит!». «Радужная оболочка» составлена из семи секторов со смертными грехами.

На развевающихся лентах — две цитаты из Библии: «Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла» (Втор. 32:28) и «Сокрою лицо мое от них и увижу, какой будет конец их» (Втор. 32:20).

В кругах по углам показаны смерть, Страшный Суд, рай и ад. Это «последние вещи» — то, что ждет человека в конце жизни и после нее.

Давайте изучим сектора со смертными грехами. Они легко узнаются, но на всякий случай подписаны. Рассмотрим гнев, тщеславие и похоть.

Гнев. Двое мужчин дерутся из-за женщины. Снятая обувь — намек на сладострастие. На фоне изображен кабак со львом на вывеске — лев считался олицетворением гнева. Львиный рот часто изображали «восьмеркой». Похожая форма рта у мужчины слева подчеркивает его агрессивность.

Тщеславие. Женщина смотрится в зеркало, которое держит дьявол, поощряя ее самолюбование

Обратите внимание, как Босх изобразил интерьер: уютная обстановка, деревянная мебель, красивая посуда. Это то, что нидерландцы всегда ценили в живописи

Похоть. Любовники встречаются в шатре. На первом плане — музыкальные инструменты. Это частый мотив у Босха, символ греха и сиюминутных наслаждений. Арфа и флейта — женское и мужское начала. Ягоды на столе тоже символизируют сладострастие.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Завершаем разговор о семи смертных грехах в версии Босха. Поговорим про уныние, обжорство, алчность и зависть.

Уныние. Человек сидит в кресле с отсутствующим видом. Его пытается вразумить монахиня. Собака у камина — символ меланхолии. Этот темперамент считался причиной уныния и одиночества, а меланхолик был отрицательным героем.

Обжорство. На столе много еды и напитков, женщина несет новое блюдо. Маленький ребенок тоже тянется к еде — когда он вырастет, будет таким же, как родители. Босха не интересует точная анатомия, у него вообще нет красивых персонажей, главное — передать идею.

Алчность. Судья слушает одну из сторон разбирательства — и в то же время незаметно принимает деньги от другой стороны. В Брабанте это было актуальной проблемой.

Зависть. Мужчина и женщина с завистью смотрят на богача и его слугу с большим мешком на плечах. Девушка общается с молодым человеком, глядя на его кошелек. Под окном две собаки иллюстрируют фламандскую пословицу «Две собаки и только одна кость, нет согласия».

Немного отвлечемся и посмотрим на картины Босха с юмором — без намерения разгадать скрытые символы.

Подумайте, что происходит на этих фрагментах? Принимаются любые абсурдные и смешные идеи. Можете составить короткое описание фрагмента или небольшую историю — Босх как никто другой открывает возможности для фантазии.

1–6. Иероним Босх. Фрагменты

Семь смертных грехов

На раннем этапе творчества Босх следует сложившимся традициям в изображении фигур и сцен. В «Семи смертных грехах» некоторая скованность движений персонажей, угловатость складок драпировок свидетельствуют о том, что мастер еще не обрел той виртуозной манеры, которая появилась позднее. Поэтому считается, что эта работа исполнена между 1475 и 1480 годами. Однако определенные детали одежды изображенных вошли в обиход не раньше 1490-х годов, а остроносые туфли носили до 1460-х, так что споры по поводу датировки (и авторства) некоторых сцен продолжаются и по сей день.

Тондо

Смерть грешника

Изображения по углам (тондо), именуемые «четыре последние вещи», которые согласно христианскому учению завершают земную жизнь человека, расширяют картину: они символизируют смерть, страшный суд, рай и ад.

Центральная часть

Большой круг в центре доски представляет собой всевидящее Око Бога как зеркало, отражающее жалкие слабости человеческие. В центре же помещена фигура Иисуса Христа, поднявшегося из гроба.

Необычная для голландской живописи композиция сложилась, скорее всего, благодаря специфическому назначению доски. Она могла служила столешницей или другим предметом интерьера.

Грехи

Расположение смертных грехов в форме круга вызывает ассоциации с крутящимся колесом, которое символизирует повсеместность распространяющегося греха. В греховном хороводе земной жизни перед нами проходят представители всех основных классов в сословии: аристократы, духовенство, крестьяне, судьи, лавочники.

Гнев

Драка пары мужчин у таверны символизирует гнев. Мужчина с табуреткой на плечах, по всей видимости, связан с поговоркой: «Быть ему увенчанным трехногим табуретом». Большое значение Босх придает обуви. Она разбросана по всему фрагменту, а две туфли спереди уперлись нос к носу, они тоже поддались гневу.

Гнев

Гордыня

Гордыня считается тяжелейшим грехом, приведшим к падению ангела, ставшего Сатаной. Гордыню здесь олицетворяет дама в образе горничной, которая не может налюбоваться своей проекцией в зеркале. Зеркало ей держит дьявол.

Гордыня

Похоть

В шатре парочка влюбленных символизируют грех похоти. С «Кораблем дураков» в данном эпизоде перекликаются многие детали (инструменты, вишня). На шута замахнулись половником. Это отсылка к нидерландскому выражению «ударить по ягодицам», которое означало распутность.

Похоть.

Лень

Господин, задремавший у камелька рядом с так и не раскрытой книгой, свершает грех лени, заставляющий пренебрегать служением Господу ради несвоевременного сна — женщина протягивает ленивцу четки, которые тот не собирается принимать.

Лень. Семь смертных грехов.

Алчность

Судья берет взятку — это алчность. Считается, что этот грех несет за собой тяжкие последствия: лишние заботы, злобу, беспокойство и замкнутость, а так де является причиной страхов, приводит к зависти.

Алчность

Чревоугодие

Мужчина, жадно глотающий все, что ставят перед ним на стол, — образ чревоугодия. В этой сценке — масса знаков, которые впоследствии появятся в картине «Странник». Шляпа со стрелой на стене; свиная ножка в руках обжоры; сова под дверью и пустой кувшин..

Чревоугодие

Зависть

В сценке можно наблюдать двух собак, которые не смогли поделить кости. А у человека в окне кость есть, но его взгляд прикован к одежде мужчины с соколом.

Зависть

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: