Кандинский как теоретик искусства
Нахождение «на пороге эры целесообразного творчества» (когда предмет изображения понятен художнику) вдохновило Кандинского на написание книги «О духовном искусстве» (1910). В ней он поделился своими мыслями о том, как живописец должен творить, а зритель — воспринимать. «Цвет — это клавиш; глаз — молоточек; душа — многострунный рояль», — писал Кандинский. Воздействие цвета первостепенно, именно оно заставляет человека понимать даже абстракцию. Книга «О духовном искусстве» — попытка художника осмыслить беспредметное искусство.
Первая мировая война вынудила художника возвратиться в Москву. Так в 1916 году он встретил Нину Андреевскую. Брак с художником она описала как «весну осени его жизни». Атмосфера в Москве, по всей видимости, угнетала художника: он не прекратил творить, однако делал это менее плодотворно. Отпечаток на творчество наложили и тенденции московского искусства: абстрактные картины стали наполняться большей геометрией («Москва. Красная площадь», 1916). В те годы основополагающим направлением был конструктивизм.
«Москва. Красная площадь», 1916. (wikipedia.org)
Отношение абстракциониста к коренному перевороту в жизни государства было таковым: «Если революция принесёт России и её народу позитивные изменения, — сказал Кандинский, — то она благо, и в этом случае я могу только приветствовать её».
В 1918 году Кандинский начал работу во ВХУТЕМАСе (Высшие художественно-технические мастерские), также он руководил московским Институтом художественной культуры. Художники-конструктивисты, в частности Родченко, не разделяли видения Кандинского и выступали против его иррациональности. В 1921 году абстракционист, работы которого творческая интеллигенция называла «изуродованным спиритизмом», покинул Россию, на этот раз навсегда.
Баухаус и последние годы во Франции
В Германии Кандинский возобновил преподавательскую деятельность — его пригласили в самую передовую на тот момент школу Баухаус, где обучали архитектуре, дизайну и ремеслу. В живописи Кандинский придерживался холодной палитры. В этот период написаны знаменитые «Композиция VIII» (1923) и «Жёлтое-красное-синее» (1925). Художник основал творческое объединение с единомышленниками (Явленский, Клее, Фейнингер) под названием «Синяя четвёрка». Он занимался выставочной деятельностью в США. Между 1926-м и 1933 годами Василием Кандинским было написано свыше 300 работ.
«Композиция VIII», 1923. (wikipedia.org)
В 1933 году, после прихода нацистов к власти, абстракционист эмигрировал в Париж. Там он жил уединённо, много писал. Холодная палитра сменилась контрастными, яркими красками и необычными формами. Свет увидели, в частности, «Пёстрый ансамбль» (1938), «Небесно-голубое» (1940), «Сложное-простое» (1939).
«Пёстрый ансамбль», 1938. (wikipedia.org)
«Сложное-простое», 1939. (wikipedia.org)
Василий Кандинский умер в декабре 1944 года в пригороде Парижа. Последние дни новатора изобразительного искусства были омрачены непониманием окружения, непризнанием абстракционизма во Франции. В наши дни картины Кандинского неизменно вызывают ажиотаж на аукционах и уходят с молотка за рекордные суммы. В 2007 году была учреждена ежегодная национальная премия Кандинского в области современного искусства.
Самые дорогие картины Кандинского
Василий Кандинский входит в топ-3 самых дорогих русских художников за последние 20 лет. Суммарный оборот продаж его картин с крупных аукционов за этот период составляет 644 млн долларов, а число проданных картин — 744. По обороту его опережают только Марк Ротко (оборот 1,45 млрд долларов) и Марк Шагал (оборот 1,2 млрд долларов). Подробнее о его рекордах в сравнении с другими художниками русской живописи можно почитать в статье «Топ-10 самых дорогих русских художников». А здесь мы рассмотрим несколько примеров наиболее дорогих продаж его картин.
Самой дорогой картиной Василия Кандинского, уходившей с аукционов за последние два десятка лет, является работа «Картина с белыми линиями». Она относится к тому плодотворному 1913 году, когда художник создал знаменитые композиции VI, VII и другие известные работы. Как раз в этом году представители нового искусства организовали в Нью-Йорке выставку, призванную продемонстрировать закостенелость академической школы и познакомить зрителя с новыми живописными идеями.
Упомянутая работа Кандинского вошла в число таких неформатных работ, была широко обсуждаема общественностью и в конечном итоге признана одной из самых значительных в живописи двадцатого века. В 2017 году этот шедевр попал на торги аукционного дома Sotheby’s и был продан за 41,8 млн долларов. Эта продажа сразу подняла мастера на третью строчку самых дорогих уходов картин русских художников.
В.В. Кандинский. «Картина с белыми линиями». 1913 г.
Следующий рекорд установила картина «Мурнау. Пейзаж с зелёным домом». Эта работа принадлежит циклу картин, повествующих об окрестностях городка Мурнау Германии, где художник плодотворно трудился в течение нескольких лет (см. раздел о картине «Осень в Мурнау»). Эта значительная работа выполнена в 1908 году и уже содержит в себе все признаки перехода от предметной детальной живописи к абстрактному искусству художника. Это проявляется через условность контуров, широкие мазки, высокую контрастность и яркость красок. Картину по достоинству оценили на торгах, после которых она перешла в частную коллекцию за 26,4 млн долларов. Продажа состоялась на Sotheby`s в 2017 году.
В. Кандинский. «Мурнау. Пейзаж с зелёным домом». 1909 г.
Еще одна интересная работа называется «Негнущееся и согнутое» или «Прямые и кривые». Эта работа считается одной из самых значительных из серии картин парижского периода, которые когда-либо появлялись на аукционах. Написана она была в 1935 году, а в последующие десятилетия неоднократно представлялась на выставках и печаталась в изданиях, посвященных деятельности Кандинского. По словам самого художника, на создание такого сюжета его вдохновил Париж, который напомнил ему дождливые дни на родине. Особенностью этой работы является использование более светлой палитры и техники масла с добавлением песка. Все это было характерно для его парижского периода творчества. Картину продали в 2016 году на торгах Christie’s за 23,3 млн долларов.
В. Кандинский. «Негнущееся и согнутое». 1935 г.
В диапазоне около двадцати миллионов долларов уходили и другие работы художника. Например, это «Белый звук» (23 млн долларов), «Импровизация 8. Этюд» (23 млн долларов), «Этюд к импровизации 3» (21 млн долларов), «Фуга» (20,9 млн долларов). Такая высокая стоимость говорит о большой востребованности работ художника на рынке живописи. За последний год с января 2020 по январь 2021 года оборот продаж Кандинского составил 10,7 млн долларов за 28 работ. Самой дорогой картиной за последний год стала Einige Spitzen, ушедшая с молотка аукциона Bonhams в 2020 году за 3,2 млн долларов.
В. Кандинский. Einige Spitzen. 1925 г.
Помимо перечисленных картин у Василия Кандинского есть много других замечательных работ. В свое время они произвели огромное впечатление на многих людей, породив целую плеяду русских художников-абстракционистов и зарубежных коллег. Так как его раннее творчество и абстракции по-разному воздействуют на зрителей, то каждый находит в его живописи свои любимые произведения. Оценить всю силу его холстов поможет знакомство с оригиналами, так как многометровые текстурные холсты, безусловно, создают куда более мощное впечатление, чем маленькие электронные копии.
Как блестящий юрист стал неумелым художником
Ещё будучи студентом, он отправился в Вологодскую область познакомиться с необычными коми. Их ещё называли зырянами. Это было этнографическое исследование. Когда Кандинский прибыл в зырянскую деревню, одна семья пригласила его в свою избу. Он вошёл и поразился: вся мебель и утварь была покрыта причудливыми росписями.
Разноцветные круги, орнаменты, фигурки животных и людей. Хозяин дома пояснил, что это нарисованы… песни. И что они помогают в хозяйстве.
Предметы быта зырян. Музей Коми.
А потом научил его петь, стоя прямо перед расписной печью и… «входить» в картины. У будущего художника были странные галлюцинации, как будто он и вправду стоит внутри рисунка: вот впереди дикий зверь, а позади – дерево.
Это было что-то вроде самогипноза, искажающего восприятие действительности. Песня, мелодия соединились с изображениями.А через несколько лет Василий Кандинский попал на выставку Клода Моне в Москве (1895 г.)
Он подошёл к одной из картин и не мог понять, что на ней изображено. Ему стало не по себе: зачем художник так искажает форму! Зачем от заставляет зрителя напрягаться, дабы понять, что это.
Василий Васильевич посмотрел в каталог: это был «Стог сена».
Клод Моне. Стог сена на закате возле Живерни. 1891 г. Музей изящных искусств, Бостон, США. wikiart.org
Значит, вот это нечто красно-сиренево-охристого цвета – стог сена? Его мозг отказывался эту «ерунду» воспринимать всерьёз. Но ощущения были невероятно интересными.
Ещё несколько дней после выставки он только и видел перед собой эту картину. Это было похоже на… влюбленность… в сочетание цветов.
Какая к черту юриспруденция! Он хочет быть художником. 2 года он проучился в частной студии. Прямо ему не говорили, что у него нет способностей: все-таки он платил деньги за учебу. Но тихо посмеивались: рисунок его был плох, фигуры людей никак не получались.
Так что постепенно он перешёл на одни пейзажи. Но и тут у более талантливых художников нашёлся повод посмеяться. Над его аляпистыми пятнами, из которых получался пейзаж.
Василий Кандинский. Зимний пейзаж. 1909 г. Эрмитаж.
Кандинскому все это было неприятно. Но не бросать же живопись из-за этого! Он решил поехать учиться в Мюнхен. В надежде, что там к его пейзажам отнесутся лучше.
Контрастирующая действительность. Сочинение по картине Кандинского
В.В. Кандинский «Красная церковь», 1908 год.
Василий Васильевич Кандинский – один из самых ярких художников-новаторов двадцатого столетия. Он вдохновил множество живописцев и художников-графиков последующих лет и своим примером показал, что изображать то, что видишь, можно не только в рамках реализма.
В его картинах читается абсолютная убеждённость в том, что если есть собственное видение изображаемого предмета, то стоит сделать попытку передать это на холсте, пусть даже непонятным, неординарным способом. Не зря Кандинский считается одним из основоположников русского абстракционизма — этого поистине необычного, для большинства непостижимого стиля в изобразительном искусстве.
Композиция «Красная церковь» по сравнению с другими произведениями художника ярко выделяется благодаря тому, что в ней нет абстракции как таковой: это реальный пейзаж со специфическим набором красок, несоблюдением законов «светотеней» и изобилием ярких контрастов. Кандинский не стремится изобразить мельчайшие подробности – траву, листву, блики на воде – он изображает всё, что видит, но без детализации и «лишних» оттенков.
Красная церковь
Тем не менее картина не вызывает недоумения и не кажется нам неорганичной и ограниченной: мы смотрим на неё и можем различить конкретные объекты, представить и оживить их с помощью собственного воображения.
Несмотря на довольно очевидную стилизованность, картина не лишена разнообразия красок: преобладают яркие, насыщенные, даже кричащие цвета.
Вместе с тем мы видим холодное, голубо-синее небо и глубокие, почти всегда чёрные тени.
Центральным элементом картины является церковь ярко красного, кирпичного цвета. Художник не соблюдает точности при изображении вышеупомянутого сооружения, рисунок церкви выполнен достаточно схематично и не отличается абсолютной достоверностью.
Деревья, обрамлённые тёмной краской, выглядят довольно плоско и нереалистично, создаётся впечатление, что они искусственно вырезаны и вставлены в картину. Луг лишён изобилия оттенков, как, впрочем, и вода, при обычных условиях богатая всевозможными бликами.
Здесь перспектива не играет ощутимой роли: несмотря на её соблюдение, нас не покидает чувство ограниченности пространства. Пейзаж не приглашает зрителя стать частью его самого, а даже отталкивает и отторгает малейшее постороннее вмешательство.
Наличие пейзажей у художников-абстракционистов – это, надо сказать, уникальное явление, которое не так уж и редко встречается в работах Кандинского. Художник умел взглянуть на действительность по-новому и внести в неё свой смысл, преобразовать реальность в ту форму, которая казалась ему более естественной.
Автор сочинения: Анна Дорофеева
Творчество Кандинского — темы, цвет, работы
Решив посвятить себя живописи, будучи уже зрелым человеком, на рубеже 19-20-х веков, Кандинский не сразу пришел к прославившей его манере письма. Первые его работы, тем не менее, трудно отнести к определенному стилю:
- небрежный реализм (?) — картины “Одесса. Порт” (1898),
- синтетизм — “Изар около Grosshessolohe” (1901),
- интимизм — “Лето” (1901).
Влияние пуантилизма и раннего Билибина на знаменитом полотне “Двое на лошади” (1906) скорее исключения. Большая часть – произведения на стыке нео- и импрессионизма, модерна, фовизма, чувствуется знакомство с группой “набидов”, постоянен частичный синтетизм (пейзажи видов Германии конца-начала века, отдельные приемы в которых повторяют Клода Моне — “Восход луны” 1903 и т.п.).
Особенности раннего периода
Тем не менее, уже в раннем, до абстракционизма, периоде творчества Василия Васильевича можно отметить:
Кандинский В. Одесса.Порт, 1898.
Поясняя последнее, не лишним будет сообщить, что родным языком Кандинского, по его собственному утверждению, являлся немецкий. Два основополагающих труда художника — “О духовном в искусстве” (1910) и “Точка и линия на плоскости” (1926) — были написаны на нем же и изданы в Мюнхене, а интерес к изображению русского, народного обусловливался этнографическими занятиями, которые живописец совмещал со своей первой профессией юриста (одна из сфер интересов – “обычное” народное право среди русского крестьянства).
Кандинский В. Лето 1901 г
Успехами, достигнутыми в юриспруденции и политической экономии, в частности, в статистике, объясняется и “научный подход” к творчеству.Свои работы Кандинский (картины, гравюры, стихи) рассчитывал как теоретик, тщательно следя и аргументируя для себя и других выбор формы и средств выражения.
В качестве примера оппозиции подобного подхода выступал К.С.Малевич со своей ультимативной риторикой супрематизма, которая, впрочем, вряд ли стала бы возможна, если бы не полотно «Черный квадрат» В.С. Кандинского, увидевшее свет в 1909 (под другим источникам – в 1910) году.
Музыка и синестезия
Музыка и живопись для Василия Кандинского — неразрывные понятия. Синтез цвета и звука был основой его художественных убеждений, отправным пунктом его живописи.Он считал, что музыку можно перенести на холст подобно тому, как изображенные на бумаге ноты можно превратить в мелодию. Он рассматривал музыку как наиболее непостижимую и непознаваемую форму искусства, способную влиять на человеческое сознание.
Особенно сильно повлияла на творчество художника музыка Арнольда Шёнберга. Венский композитор отказался от тональных и гармонических условностей в своих композициях так же, как когда-то Кандинский ушел от предметности в живописи. Они долго дружили, обменивались идеями, критиковали работы друг друга и вели бурную переписку.