Биография и описание творчества
Детское фото Кандинского в (5 лет)
Василий Кандинский родился 16 декабря 1866 года в Москве в семье коммерсанта Василия Сильвестровича. Вскоре после его рождения семья переехала в Одессу. В детстве, его воспитывала тетя после развода родителей в 1871. До 1885 года он каждый год ездил в Москву со своим отцом. Получал уроки рисования и изобразительного искусства.
После окончания средней школы в Одессе, с 1886 г. изучал право, экономику и этнологию в Университете им. М. Ломоносов в Москве. В 1889 Василий Кандинский отправился с этнографической экспедицией в Вологодскую губернию на Урал для изучения там крестьянских обычаев. Он был очарован мифическими абстрактными картинами ярких цветов в местных церквях и домах. Исследования фольклора этого региона, особенно использования светлых тонов на темном фоне, отражают его ранние работы. В 1892 г. он получил высшее образование и женился на своей двоюродной сестре Анне Филипповне Чемякин, с которой развелся в 1911 году. В следующем году он стал ассистентом юридического факультета университета и получил докторскую степень. В 1895 работал художественным руководителем в типографии в Москве.
Во время своих уроков Василий Кандинский встретил любовь — Габриэль Мюнтер, которая стала спутницей жизни выдающейся личности. В 1902 году Кандинский впервые представил свои работы на выставке Берлинского сецессиона.
Важной вехой в художественном будущем мастера была встреча с Марианной Веревкиной и Алексеем Явленским. Под их влиянием Кандинский и Мюнтер начали писать картины в стиле экспрессионизма
В то время он также познакомился с философом Рудольфом Штейнером, антропософия которого вдохновила его более поздние работы. С 1908 года Кандинский был членом Берлинского сецессиона, а с 1908 года — Новой ассоциации художников Мюнхена (нем. Neue Künstlervereinigung München). После 1909 года он начал интересоваться абстрактной живописью.
Фотография мемориальной доски на фасаде дома в Одессе, в котором жил художник
Как Кандинский записал себя в историю живописи
Кандинский сделал невероятное открытие. При этом он не просто начал создавать абстрактные картины. Он обосновал свою позицию в знаменитом трактате «О духовном в искусстве».
В нем он и пояснил, что живопись ничем не хуже музыки. А значит, вполне может обходиться без образов и лишь с помощью «нот», то есть формы и цвета, создавать у слушателя зрителя ощущение гармонии.
Кстати, именно по этому признаку Вы можете отличить хорошую абстрактную работу от плохой. Талантливая работа вызовет у Вас ощущение гармонии. Вы почувствуете некий баланс в работе.
Так же, как и в музыке. Если звуки подобраны кое-как, получится какофония. Если же звуки соединены между собой с целью создания гармоничной мелодии, Вы сразу это почувствуете, даже не имея музыкального образования.
Попробуйте сами. Вот в этой работе есть гармония?
Пауль Клее. Статично-динамичная градация, 1923 г. Музей Метрополитен в Нью-Йорке. Abstractcritical.com
Ещё какая! Мы чувствуем ритм: от темного к светлому, от периферии к центру. Пауль Клее тоже любил сравнивать свои работы с музыкой. Конечно, под влиянием Кандинского. Мы словно видим последовательность звуков: то низких, то высоких в зависимости от насыщенности цвета.
А вот в этой работе есть гармония?
Ближе к какофонии, согласитесь. Это всего лишь рисунок ребёнка.
Нельзя сказать, что он напрочь лишён внутренней гармонии. Но с таким же успехом дитя может нажимать на клавиши пианино. Может, даже что-то и выйдет, отдаленно напоминающее «Жили у бабуси два веселых гуся». Но до «Лунной сонаты» Бетховена ему будет явно далеко.
Вот такое сравнение с музыкой Кандинский продолжил использовать и в названиях картин. Так появились его композиции и импровизации.
Сначала лирические, где цвет преобладает над формой. Возникает ощущение плавной мелодии.
Василий Кандинский. Композиция VI. 1913 г. Эрмитаж
Потом и такие, которые больше похожи на марши. Формы стали чётче, острее. И главное — подчинили себе цвет. Что ж, художник экспериментировал. Не одной же лирикой обходиться!
Василий Кандинский. Композиция 8. 1923 г. Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк.
Синее небо
«Синее небо». После вынужденного переезда из Германии в Париж Кандинский снова возвращается к фигурной живописи. Но назвать ее таковой довольно трудно, так как это смесь с абстрактным искусством. Фигуры, линии и цвета дают явный намек на абстракцию. Картины в этом периоде отличаются своей шутливой формой. Изображенные на известной картине «Синее небо» некие существа заставляют усомниться, что это небо. Может быть, это море с плавающими в нем рыбами, кальмарами и медузами. Автор не дает определения этим существам, тем самым оставляя простор для фантазий. Каждый зритель увидит то что ближе ему.
Музыка в искусстве Кандинского
Музыка имела для него большое значение. Творец искал взаимосвязь между музыкой и искусством, сравнивая эффект цветов со звуком музыкальных инструментов, при этом давая определения психологического значения отдельных цветов. Например, киноварь, согласно Кандинскому, выражает страсть и звучит как туба, синий оказывает успокаивающее действие и, в зависимости от его интенсивности, предполагает звук флейты, виолончели, органа.
Василий Кандинский сумел расслышать, как звучат краски, а музыка была самым лучшим вдохновением для его творчества. Множество полотен художника получили название музыкальных терминов, например импровизация и композиция.
Живопись и творчество
Как писал Василий Кандинский в дневниках, на решение стать художником повлияли два события: выставка французских импрессионистов 1895 года, где демонстрировался в числе прочего «Стог сена» Клода Моне, и опера Рихарда Вагнера «Лоэнгрин» в Большом театре. На момент, когда будущий великий художник и теоретик искусства понял истинное предназначение, ему исполнилось 30 лет.
В 1896 году Кандинский поступил в частную школу Антона Ажбе в Мюнхене. Там он получил первые советы по построению композиции, работе с формой и цветом. Необычность его работ стала предметом для насмешек коллег по кисти. Реалист Игорь Грабарь вспоминал:
Не пришлось по вкусу буйство красок и немецкому живописцу Францу фон Штуку, у которого Василий Васильевич обучался в Мюнхенской академии художеств. Из-за этого весь 1900 год Кандинский рисовал черно-белые произведения, сосредоточиваясь на графике. Спустя год будущий абстракционист открыл школу Münchner Malschule Phalanx, где познакомился с Габриэль Мюнтер, молодой многообещающей художницей. Она стала для Кандинского музой и любовницей.
В тот период из-под кисти Василия Васильевича выходили насыщенные цветами пейзажи: «Старый город», «Синяя гора», «Улица в Мурнау с женщинами», «Осенний пейзаж» и др. Нашлось место и портретам, например, «Двое на лошади».
В 1911 году Кандинский написал первую книгу «О духовном в искусстве». По факту трактат стал первым теоретическим обоснованием появления такого жанра, как абстракционизм. Василий Васильевич рассуждал о средствах воплощения творчества: цвет, форма, толщина линий. В 1914 году абстракционист начал работать над вторым теоретическим трудом, который получил название «Точка и линия на плоскости». Он увидел свет в 1926-м.
Война 1914 года заставила Кандинского вернуться на родину, в Москву. Он преподавал в Свободных мастерских, затем — Высших художественно-технических мастерских. На занятиях пропагандировал свободный стиль написания, из-за чего часто вступал в конфликт с коллегами-реалистами. Василий Васильевич возражал:
Форма без содержания не рука, но пустая перчатка, заполненная воздухом». Кандинский продолжил продвигать абстракционизм студентам берлинского «Баухауза». В доказательство того, что абстрактные картины не уступают реалистическим, в 1910-1920 годы художник написал произведения «Белый овал», «Белая линия», «Фуга», «Красная площадь», «Голубой сегмент», «Знак».
После закрытия «Баухауза» в 1933 году Кандинский иммигрировал в Париж. Во Франции абстракционизм как жанр отсутствовал в принципе, поэтому новаторские творения художника общественность не приняла. Стараясь подстроиться, Василий Васильевич сделал ставку на форму и композицию, смягчая яркие, броские цвета. Он создал картины «Небесно-голубое», «Сложное-простое», играя на контрастах.
Детство и молодость
Василий Васильевич Кандинский родился 4 (16) декабря 1866 года в Москве в знатной семье. Отец, прославленный коммерсант Василий Сильвестрович, происходил из древнего кяхтинского рода Кандинских, которые считались потомками царей мансийского Кондинского княжества. Прабабушка — княжна из тунгусского рода Гантимуровых.
Большую часть состояния семья тратила на путешествия. В течение первых 5 лет после рождения Василия они объездили Россию и Европу, в 1871 году поселившись в Одессе. Здесь будущий художник получил классическое образование, одновременно развиваясь творчески. Частный преподаватель учил его игре на фортепиано и виолончели, рисованию. В юном возрасте мальчик умело обращался с кистью, сочетал, казалось, несочетаемо яркие цвета. Позже эта особенность легла в основу развиваемого им стиля живописи — абстракционизма.
Родители таланта сына не рассмотрели. По их воле в 1885 году Василий Кандинский поступил в Московский университет на юридический факультет, кафедра политической экономики и статистики. Пропустив два года по болезни, в 1893 году успешно завершил обучение.
Преподавателям Кандинский зарекомендовал себя как способного ученика и многообещающего ученого. Сразу после выпуска ему предложили преподавать на кафедре. В процессе образовательной деятельности получил звание доцента.
С 1895 года работал в московской типографии «Товарищество И. Н. Кушневера и Ко» художественным директором. В 1896 году поступило приглашение занять место профессора юриспруденции в Дерптском университете, но Василий Васильевич отказался в пользу реализации себя как художника.
Как Кандинский и другие абстракционисты изменили наш мир
Нельзя сказать, что Кандинский совершил грандиозную революцию в живописи.
Абстракционизм был настолько логичным шагом в развитии живописи, что в 1910 году появилось немало художников, которые почти полностью отошли от фигуративной живописи.
Например, Малевич шёл в том же направлении. Правда свои первые чисто абстрактные работы создал немного позже своего коллеги.
Казимир Малевич. Чёрный и красный квадраты. 1915 г. Музей современного искусства, Нью-Йорк
Но Кандинский не просто создал абстрактную работу в 1910 году. Он рассказал об этом в трактате «О духовном в искусстве». Тем самым как бы запатентовал своё право называться первым из первых.
А уж после его трактата абстракционизм попробовали наверное все передовые художники. Многим хотелось почувствовать эту свободу: когда уже не надо придумывать образ и сюжет, чтобы экспериментировать с цветом и формой.
Пит Мондриан. Композиция с большой красной плоскостью. 1921 г. Муниципальный музей в Гааге.
А где свобода, там дух экспериментаторства просто зашкаливает и прорывается за пределы холста.
Новые формы художники начали переносить в скульптуру, архитектуру. А потом и до быта добрались: до мебели и одежды.
Alberto Lievore, Jeannette Altherr and Manel Molina. Стол «Малевич». Испания, 2016 г. Stylepark.com
В результате абстракционизм изменил наш мир до неузнаваемости. И я не только про абстрактный рисунок обоев! Я и про лаконичные формы наших шкафов, и про монохромный цвет машин, и про платья в мондриановскую клетку.Что ж, Кандинский не был талантливым рисовальщиком. Но он был новатором, который изменил мир.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Главная иллюстрация: Габриэль Мюнтер. Портрет Кандинского. 1906. Музей в Мурнау, Германия.
Капризный
«Капризный». Детство и юность Кандинского прошли в Одессе, в портовом городе. И во многих работах художника можно проследить морскую тематику. Данная картина явное тому подтверждение. На первый взгляд образы на знаменитой картине вполне понятные. В центре лодка или корабль, можно различить волны, рыб, команду и флаги, однако не стоит забывать, что это абстракционизм. Стоит немного по-другому взглянуть и это уже не морское судно, а космическое и элементы все похожи на космические тела. Для кого-то это похоже на фантастическую рыбу. Эта картина Кандинского считается немного юмористической, шутливой по отношению к остальным работам автора.
Как смотреть Кандинского
Когда мы смотрим картины Кандинского, то надо понимать, что все они суть откровения белого света в природе, в предметах, в нашем сознании. Всё, что происходит на земле — это страдания белого света (страсти по Иоанну или Матвею)
И важно не то, какие при этом получаются формы, узнаваемые или абстрактные, живые или мертвые, а в самой композиции этих пятен, в ее величии
От богатства больших и малых цветовых пятен мы испытываем чувства. Примерно так же и в жизни мы переживаем большие и мелкие события в их многообразном сочетании и нагромождении, переживаем это как сны о действительности. По сути, мы воспринимаем лишь черно-белую иллюзию жизни. В отношении СВЕТА, действующего через нас, мы фактически спим — и поэтому просыпаем цвета и краски жизни, не замечаем ее сокровищ, на которых сидим. А когда мы то же самое видим на картине Кандинского, то начинаем пробуждаться: Ах вот из чего ОНА состоит!
Ценность картины — не в том, что ее можно продать за несколько миллионов Евро. Конечно, все картины Кандинского стоят сегодня очень дорого, но не в том цель художника, чтобы создавать дорогостоящие произведения искусства. Художник открывает главное свое богатство во время написания картины, при жизни, сейчас. И этому он учит нас: смотреть на картину, открывая то богатство света и цвета, которое он для себя открыл, когда ее писал. Фактически, он ставит нас на путь творчества, о котором я пишу в книге «Занимайся творчеством и богатей».
Михаил Андреев
Рождество, 7.01.2022
Личная жизнь
В личной жизни Василия Кандинского были три женщины.
Анна Филипповна Чемякина приходилась художнику двоюродной сестрой и была на 6 лет старше. Свадьба состоялась в 1892 году, причем скорее от одиночества, чем по любви.
В 1902 году Кандинский познакомился с немецкой художницей Габриэле Мюнтер. Спустя год пара обручилась, несмотря на то, что развод Чемякина дала лишь в 1911-м.
Молодая Мюнтер, которая была на 11 лет младше, хотела стать женой Василия Васильевича. А художник оттягивал этот момент, часто путешествовал без спутницы. Весной 1916 года уехал в Москву, обещая подготовить бумаги для брака. И сдержал обещание – зимой 1917-го женился. Правда, не на Мюнтер, а на Нине Николаевне Андреевской, с которой в 1916 году познакомился по телефону.
Тогда Нине было 17 лет, а Кандинскому почти 50, и на совместных фото они выглядели скорее как дочь с отцом. Но их любовь казалась чистой и искренней.
В конце 1917 года у них родился сын Всеволод, которого ласково назвали Лодя. Не прошло и трех лет, как мальчик умер. С тех пор тема детей стала запретной в семье Кандинских.
Музыка и синестезия
Музыка и живопись для Василия Кандинского — неразрывные понятия. Синтез цвета и звука был основой его художественных убеждений, отправным пунктом его живописи.Он считал, что музыку можно перенести на холст подобно тому, как изображенные на бумаге ноты можно превратить в мелодию. Он рассматривал музыку как наиболее непостижимую и непознаваемую форму искусства, способную влиять на человеческое сознание.
Особенно сильно повлияла на творчество художника музыка Арнольда Шёнберга. Венский композитор отказался от тональных и гармонических условностей в своих композициях так же, как когда-то Кандинский ушел от предметности в живописи. Они долго дружили, обменивались идеями, критиковали работы друг друга и вели бурную переписку.
Как блестящий юрист стал неумелым художником
Ещё будучи студентом, он отправился в Вологодскую область познакомиться с необычными коми. Их ещё называли зырянами. Это было этнографическое исследование. Когда Кандинский прибыл в зырянскую деревню, одна семья пригласила его в свою избу. Он вошёл и поразился: вся мебель и утварь была покрыта причудливыми росписями.
Разноцветные круги, орнаменты, фигурки животных и людей. Хозяин дома пояснил, что это нарисованы… песни. И что они помогают в хозяйстве.
Предметы быта зырян. Музей Коми.
А потом научил его петь, стоя прямо перед расписной печью и… «входить» в картины. У будущего художника были странные галлюцинации, как будто он и вправду стоит внутри рисунка: вот впереди дикий зверь, а позади – дерево.
Это было что-то вроде самогипноза, искажающего восприятие действительности. Песня, мелодия соединились с изображениями.А через несколько лет Василий Кандинский попал на выставку Клода Моне в Москве (1895 г.)
Он подошёл к одной из картин и не мог понять, что на ней изображено. Ему стало не по себе: зачем художник так искажает форму! Зачем от заставляет зрителя напрягаться, дабы понять, что это.
Василий Васильевич посмотрел в каталог: это был «Стог сена».
Клод Моне. Стог сена на закате возле Живерни. 1891 г. Музей изящных искусств, Бостон, США. wikiart.org
Значит, вот это нечто красно-сиренево-охристого цвета – стог сена? Его мозг отказывался эту «ерунду» воспринимать всерьёз. Но ощущения были невероятно интересными.
Ещё несколько дней после выставки он только и видел перед собой эту картину. Это было похоже на… влюбленность… в сочетание цветов.
Какая к черту юриспруденция! Он хочет быть художником. 2 года он проучился в частной студии. Прямо ему не говорили, что у него нет способностей: все-таки он платил деньги за учебу. Но тихо посмеивались: рисунок его был плох, фигуры людей никак не получались.
Так что постепенно он перешёл на одни пейзажи. Но и тут у более талантливых художников нашёлся повод посмеяться. Над его аляпистыми пятнами, из которых получался пейзаж.
Василий Кандинский. Зимний пейзаж. 1909 г. Эрмитаж.
Кандинскому все это было неприятно. Но не бросать же живопись из-за этого! Он решил поехать учиться в Мюнхен. В надежде, что там к его пейзажам отнесутся лучше.
Самые дорогие картины Кандинского
Василий Кандинский входит в топ-3 самых дорогих русских художников за последние 20 лет. Суммарный оборот продаж его картин с крупных аукционов за этот период составляет 644 млн долларов, а число проданных картин — 744. По обороту его опережают только Марк Ротко (оборот 1,45 млрд долларов) и Марк Шагал (оборот 1,2 млрд долларов). Подробнее о его рекордах в сравнении с другими художниками русской живописи можно почитать в статье «Топ-10 самых дорогих русских художников». А здесь мы рассмотрим несколько примеров наиболее дорогих продаж его картин.
Самой дорогой картиной Василия Кандинского, уходившей с аукционов за последние два десятка лет, является работа «Картина с белыми линиями». Она относится к тому плодотворному 1913 году, когда художник создал знаменитые композиции VI, VII и другие известные работы. Как раз в этом году представители нового искусства организовали в Нью-Йорке выставку, призванную продемонстрировать закостенелость академической школы и познакомить зрителя с новыми живописными идеями. Упомянутая работа Кандинского вошла в число таких неформатных работ, была широко обсуждаема общественностью и в конечном итоге признана одной из самых значительных в живописи двадцатого века. В 2017 году этот шедевр попал на торги аукционного дома Sotheby’s и был продан за 41,8 млн долларов. Эта продажа сразу подняла мастера на третью строчку самых дорогих уходов картин русских художников.
В.В. Кандинский. «Картина с белыми линиями». 1913 г.
Следующий рекорд установила картина «Мурнау. Пейзаж с зелёным домом». Эта работа принадлежит циклу картин, повествующих об окрестностях городка Мурнау Германии, где художник плодотворно трудился в течение нескольких лет (см. раздел о картине «Осень в Мурнау»). Эта значительная работа выполнена в 1908 году и уже содержит в себе все признаки перехода от предметной детальной живописи к абстрактному искусству художника. Это проявляется через условность контуров, широкие мазки, высокую контрастность и яркость красок. Картину по достоинству оценили на торгах, после которых она перешла в частную коллекцию за 26,4 млн долларов. Продажа состоялась на Sotheby`s в 2017 году.
В. Кандинский. «Мурнау. Пейзаж с зелёным домом». 1909 г.
Еще одна интересная работа называется «Негнущееся и согнутое» или «Прямые и кривые». Эта работа считается одной из самых значительных из серии картин парижского периода, которые когда-либо появлялись на аукционах. Написана она была в 1935 году, а в последующие десятилетия неоднократно представлялась на выставках и печаталась в изданиях, посвященных деятельности Кандинского. По словам самого художника, на создание такого сюжета его вдохновил Париж, который напомнил ему дождливые дни на родине. Особенностью этой работы является использование более светлой палитры и техники масла с добавлением песка. Все это было характерно для его парижского периода творчества. Картину продали в 2016 году на торгах Christie’s за 23,3 млн долларов.
В. Кандинский. «Негнущееся и согнутое». 1935 г.
В диапазоне около двадцати миллионов долларов уходили и другие работы художника. Например, это «Белый звук» (23 млн долларов), «Импровизация 8. Этюд» (23 млн долларов), «Этюд к импровизации 3» (21 млн долларов), «Фуга» (20,9 млн долларов). Такая высокая стоимость говорит о большой востребованности работ художника на рынке живописи. За последний год с января 2020 по январь 2021 года оборот продаж Кандинского составил 10,7 млн долларов за 28 работ. Самой дорогой картиной за последний год стала Einige Spitzen, ушедшая с молотка аукциона Bonhams в 2020 году за 3,2 млн долларов.
В. Кандинский. Einige Spitzen. 1925 г.
Помимо перечисленных картин у Василия Кандинского есть много других замечательных работ. В свое время они произвели огромное впечатление на многих людей, породив целую плеяду русских художников-абстракционистов и зарубежных коллег. Так как его раннее творчество и абстракции по-разному воздействуют на зрителей, то каждый находит в его живописи свои любимые произведения. Оценить всю силу его холстов поможет знакомство с оригиналами, так как многометровые текстурные холсты, безусловно, создают куда более мощное впечатление, чем маленькие электронные копии.
Цветной эскиз: Квадраты с концентрическими кругами
«Цветной эскиз: Квадраты с концентрическими кругами». Знаменитая картина художника является переходным моментом в творчестве Кандинского от хаотичности к строгой геометрии. Некоторым толчком в этом стала выставка его картин в 1912 году, холодно принятая критиками. Однако после выставки имя Кандинского стало известно во всем мире. 1913 году создается «Цветной эскиз: Квадраты с концентрическими кругами». Художник начинает изучать отзывы зрителей относительно своих картин. Отмечает, какие фигуры и цвета оказывают на них положительные или отрицательные эмоции, какие ассоциации вызывает та или иная картина. Выявляет нюансы, не только радующие глаз, но и затрагивающие струны души.
Картина «Импровизация 20»
Картина «Импровизация 20». Фото: репродукция Год: 1911
Выставлена в музее: Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва
В своих работах серии «Импровизация» Кандинский стремился показать бессознательные процессы внутреннего характера, возникающее внезапно. А двадцатой работе этой категории художник изобразил впечатление своей «внутренней природы» от бега двух лошадей под полуденным солнцем.
Заклинатель будущего. 13 картин Василия Кандинского
Кандинский происходил из семьи нерчинских купцов, в связи с чем в детстве часто переезжал, но в 1871 году семья осела в Одессе. Здесь он окончил гимназию, получив в том числе художественное и музыкальное образование. «Лодки Рапалло», Василий Кандинский, год неизвестен.
Затем он вернулся в Москву, где с отличием окончил юридический факультет МГУ, а также углублённо изучал экономику. «Москва, Зубовская площадь. Этюд», Василий Кандинский, 1916 год.
В 29 лет Кандинский оказался на выставке импрессионистов в Москве и под впечатлением от «Стога сена» Моне решил стать художником. Параллельно с этим он устроился на работу художественным директором типографии «Товарищества И. Н. Кушнерёва и К°» в Москве. «Урок с каналом», Василий Кандинский, 1901 год.
Годом позже он уезжает в Мюнхен, где поступает в местную академию художеств, чтобы обучаться у немецкого живописца и скульптора Франца фон Штука. «Старый город II», Василий Кандинский, 1902 год.
Вскоре Кандинский сам начинает преподавать в летней школе, а также создаёт творческое объединение художников «Фаланга». Он также знакомится с 25-летней Габриэль Мюнтер, которая позже под его влиянием станет яркой представительницей экспрессионизма. «Габриэль Мюнтер», Василий Кандинский, 1905 год.
Вторая половина 10-х годов XX века, проведённая в Германии, считается расцветом почерка художника. Именно в этот период своего творчества Кандинский нашёл собственный стиль, используя приёмы нефигуративного искусства. «Осень в Баварии», Василий Кандинский, 1908 год.
К 1909 году манера работ Василия Кандинского выходит за пределы экспрессионизма, и в 1910 году художник пишет «Первую абстрактную акварель», которая фактически становится отправным пунктом направления абстракционизм. «Первая абстрактная акварель», Василий Кандинский, 1910 год.
Основной идеей абстракционизма был отказ от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре, вместо этого целью работ было достижение гармонии цветовыми сочетаниями и геометрическими формами. «Композиция IV», Василий Кандинский, 1911 год.
По окончании Первой мировой войны Василий Кандинский вернулся в Москву. Здесь он вплотную подошёл к общественной работе, был инициатором создания Музея живописной культуры и Российской академии художественных наук. «Москва I», Василий Кандинский, 1916 год
Впрочем, активность художника не находит понимания у советских властей, в связи с чем в 1921 году он возвращается в Мюнхен. В этот период он также создаёт ряд значительных работ, позже ставших «визитной карточкой» абстракционизма. «Композиция VIII», Василий Кандинский, 1923 год.
С приходом к власти фашистов работы Кандинского были отнесены к «дегенеративному искусству», в связи с чем его картины перестают выставляться. Художник переезжает во Францию, где включается в местные художественные течения. «Мрачное Положение», Василий Кандинский, 1933 год.
В 1933 году Василий Кандинский принял французское гражданство. Пятью годами позже художник скончался, не дожив трёх дней до своего 78-летия. «Интимное сообщение», Василий Кандинский, 1942 год.
Сейчас Василий Кандинский считается одним из самых влиятельных художников XX века, его считают основоположником абстракционизма. Кандинский также остаётся одним из самых известных русских художников в современном искусстве. «Умеренный Элан», Василий Кандинский, 1944 год.
Синий всадник
«Синий всадник». Довольно маленькое полотно художника (по сравнению с другими полотнами автора) относится к раннему периоду становления Кандинского художником. Но некоторые эксперты уже в этих работах видят предпосылки к абстракции, которая станет его стилем намного позже
Нечеткие очертания, вольные мазки передают идею автора, о не важности того, что изображено, главное что чувствует созерцатель картины. Это своеобразная философия художника переноситься на его рабы в стиле абстракционизма
Также как картина называлось творческое объединение, созданное вместе с Францем Марком. Но Кандинский никогда не связывал название объединения и своей знаменитой картиной.